Диптих православных церквей

Ди́птих (гр. δίπτυχον), списки имен, поминаемых во время литургии.

Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (τρίπτυχα), пентаптихами (πεντάπτυχα) и т.д. или вообще полиптихами (πολύπτυχα).

В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имен святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости Церкви, соединяющейся с Христом в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времен. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана, во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись еще в XV в., в Западной – вплоть до XII в.

Диптихи могли быть разного размера в зависимости от числа поминаемых. С развитием общецерковного культа святых и образованием крупных церковных областей диптихи разрастались и могли менять свою форму. Например, в церкви святого Лаврентия в Константинополе диптихи были записаны на мраморной колонне, и содержали имена императора, патриархов, епископов и т.д. С разрастанием диптихов связана их спецификация. Выделяются диптихи живых (δίπτυχα ζώντων, liber viventium) и диптихи усопших (δίπτυχα νεχρών, liber mortuorum). В диптихи живых включались имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов данной церкви, клириков разных чинов, императора, других знатных лиц из мирян. В диптихах живых воспоминалась вместе с тем Богородица, мученики и другие святые. Включение последних в диптихи живых указывает на такое понимание святости, при котором святые – в отличие от других праведно усопших – наделяются способностью деятельно соучаствовать в жизни Церкви – как заступники и покровители. В диптихи усопших включались прежде всего те, кто в течение своей жизни был записан в диптихах живых, в первую очередь сюда входили имена всех епископов, скончавшихся в общении с Церковью.

Включение в диптихи было высокой честью, признанием праведной жизни верующего, его духовного достоинства и верности церковному учению. У Псевдо-Дионисия Ареопагита («О церковной иерархии”) говорится о том, что при чтении священных таблиц оглашаются имена тех, кто жил святой жизнью и в своем ревностном служении достиг совершенства. Исключение из диптихов было, напротив, тяжелейшим наказанием, показывавшим, что исключенное лицо отпало от общение с церковью. Так, например, из церковных диптихов было вычеркнуто имя императора Анастасия I (491 — 518), отвергшего решения Халкидонского Собора. Вообще, обвинение в ереси сопровождалось исключением из диптихов; наличие или отсутствие имени в диптихах могло служить свидетельством Православия (или неправославия) скончавшихся епископов. Так, во время споров о православии Феодора Мопсуестийского при императоре Юстиниане неправославие Феодора доказывали, в частности, отсутствием его имени в диптихах Мопсуестийской церкви.

Из диптихов живых впоследствии развиваются мартирологи. Из диптихов усопших возникают в ходе церковно-литургического развития поминальные книги (помянники).

Диптихи Автокефальных Церквей

Автокефалии, составляющие Вселенскую Церковь, также распределены в упорядоченном списке-диптихе. Богослужебное поминовение предстоятелей иных автокефалий совершается предстоятелем каждой из них и является утверждением единства Церкви. Диптих упорядочивает этикет между автокефальными Церквами — при том что они равны между собой по своей природе, предстоящей по диптиху отдают честь первенства в сослужениях и собеседованиях. Порядок первосвятительских кафедр определяются в первую очередь их историческим и политическим значением. Однако, естественная склонность к поддержанию обычаев и постепенности перемен, а также влияние внешних политических и внутренних экклезиологических расхождений, обуславливает значительные расхождения между сиюминутной обстановкой и диптихом, а также между диптихами Поместных Церквей. Одним из действующих принципов упорядочения диптиха является сан предстоятеля — первыми идут Поместные Церкви возглавляемые патриархами, за ними следуют автокефалии во главе с архиепископами, а замыкают список Церкви под началом митрополитов. История образования диптиха отражает историю появления и взаимного признания автокефальных Церквей.

В течении последних десятилетий, начиная с середины XX века, составление общепринятого диптиха автокефальных Церквей является одной из задач межправославных встреч и совещаний. Ныне существуют два основных перечня Церквей — диптих Русской Церкви (слева) и диптих Константинопольской Церкви (справа) — различия между которыми обусловлены расхождением по вопросу времени и легитимности учреждения ныне существующих автокефалий:

1 Александрийская Церковь 1 Константинопольская Церковь
2 Антиохийская Церковь 2 Александрийская Церковь
3 Иерусалимская Церковь 3 Антиохийская Церковь
4 Русская Церковь 4 Иерусалимская Церковь
5 Грузинская Церковь 5 Русская Церковь
6 Сербская Церковь 6 Сербская Церковь
7 Румынская Церковь 7 Румынская Церковь
8 Болгарская Церковь 8 Болгарская Церковь
9 Кипрская Церковь 9 Грузинская Церковь
10 Элладская Церковь 10 Кипрская Церковь
11 Албанская Церковь 11 Элладская Церковь
12 Польская Церковь 12 Польская Церковь
13 Чехословацкая Церковь 13 Албанская Церковь
14 Церковь в Америке 14 Чехословацкая Церковь
15 — 15 «Православная Церковь Украины»

С 14 сентября 2018 года русский диптих начинается с Александрийской Церкви, 15 октября 2018 года было объявлено о разрыве евхаристического общения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом в связи с неканоническими действиями последнего на Украине. С января 2019 года в диптихе Константинополя присутствует «Православная Церковь Украины», образованная Константинополем на базе раскольнических групп «Киевского Патриархата» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви».

Константинопольский диптих употребляется и другими грекоязычными Православными Церквями.

Поимённый диптих современных первоепископов, согласно принятому в Русской Православной Церкви, см. в статье Предстоятели Автокефальных Православных Церквей.

Использованные материалы

  • Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:
  • Цыпин, В. А., прот., Церковное право, гл. «Поместные церкви и высшее управление в них. (канонические основания; исторический очерк)»:
  • Цыпин, В. А., прот., «Диптих,» портал Православие.ру, 24 мая 2011:

Понятие диптиха

В церковном обществе под термином «диптих» понимается упорядоченный список Поместных Автокефальных Православных Церквей и, соответственно, последовательность поминовения их Предстоятелей во время богослужений.

Cамо же слово «Диптих — диптиха» греческого происхождения (diptychos — вдвое сложенный) и обозначает двустворчатую икону, картину.

На основании диптиха распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, а также во время их присутствия на соборах, всеправославных форумах и других совместных мероприятиях. Таким образом диптих является одной из основ церковного этикета.

На формирование современного диптиха оказали влияние различные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. С православной точки зрения, все автокефальные Церкви равноправны, и место их в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий по отношению к тем Церквам, которые занимают последующие места в диптихе.

Это же относится и к Церкви, первенствующей в диптихе.

Существует даже термин «первенство чести», но никак не власти, и выражается оно лишь в первенстве перед престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных соборах и на иных официальных собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или несколькими Поместными Церквами.

Аналогичным образом и место в диптихе всякой другой Церкви определяет место ее. Предстоятеля в алтаре при сослужении с другими Первоиерархами, а также место его подписи в последовательности подписей его собратий-первосвятителей.

История формирования диптиха

Ко времени Халкидонского собора сложился диптих первых епископов христианской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. Епископы этих пяти первенствующих престолов титуловались тогда патриархами.

В IX веке сложилось своеобразное учение о пентархии. Исходя из этого в Церкви может быть лишь пять патриархов (подобно тому, как есть только пять чувств) и вся вселенная должна быть поделена между ними.

Теория «пентархии», лишенная и канонических, и исторических оснований, давала впоследствии представителям из Константинопольского Патриархата мнимые доводы в отстаивании церковной гегемонии над негреческими Православными Церквями. Тенденция, выразившаяся в этой теории, существует и ныне, она служит иногда причиной осложнений во взаимоотношениях восточных Патриархатов и Поместных Церквей, получивших автокефалию во II тысячелетии от Рождества Христова.

По словам Митрополита Иллариона(Алфеева):

«Пентархия — это церковно-политический концепт, который существовал в Византии во второй половине первого тысячелетия. Суть этого концепта заключается в том, что Вселенская Церковь управляется пятью Патриархами: Римским, Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. На тот момент существовали и реально действовали именно эти Патриархаты. …второе место, которое получил Константинопольский Патриархат в диптихах, обусловлено исключительно политической ситуацией в Римской империи. Как сказано в Правилах Второго Вселенского собора, этот город должен иметь равные преимущества с первым Римом «как город царя и синклита». Таким образом, так называемая пентархия сложилась в силу исторических обстоятельств; ее идея заключалась как раз в том, что под пентархией подразумевалась вся Вселенская Церковь. После разрыва Рима с Константинополем эта концепция исчезла, как исчезли и многие другие исторические и историософские концепции».

III Вселенский собор не оставил никаких разумных церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах пяти первых престолов христианского мира.

Римские епископы, первенствовавшие в древних диптихах, уже с VI столетия начали заявлять притязания на власть над всей кафолической Церковью, обосновывая их мнимым главенством первоверховного апостола Петра, «князя апостолов», как его называют на Западе, над другими апостолами. Но первенство чести Римской кафедры, однако, с православной точки зрения, лишено догматического значения, а каноническое его значение ограничивается именно первенством в диптихе, не имеющим никакого отношения к вселенской юрисдикции.

На Востоке, который всегда оставлял за Римскими епископами первенство чести и видел в них защитников и хранителей Православия, притязания н главенство в Церкви не вызывали никаких церковно-правовых последствий, а вот западные Церкви постепенно, одна за другой, действительно оказались в юрисдикции пап.

Правда упорное сопротивление папским притязаниям оказывала западно-Африканская Церковь.

Карфагенский собор включил в свои правила «Послание к папе Римскому Келестину» (424 г.), которое вошло во все своды канонов. В этом послании собор отвергает право Римского папы принимать апелляции на судебные постановления собора африканских епископов. Но после нашествия вандалов-ариан обескровленная Африканская Церковь оказалась вынужденной искать защиты у папы. Между тем на самом Востоке (до Халкидонского собора) к первенству стремились Александрийские епископы.

Их амбициозные устремления базировались на множестве факторов : заслуги святителей Афанасия и Кирилла в защите Православия, тесный союз Александрии с Римом, установившийся со времени святителя Афанасия, высокий авторитет александрийской богословской школы, превосходившей по своему научному уровню все остальные христианские школы империи.. Но осуждение и низложение главы Александрийской школы Диоскора Халкидонским собором положило конец этим несостоявшимся притязаниям.

Первенство Константинопольского Патриарха

С конца IV века на первое место на Востоке выдвигается Константинопольский патриарх. Благодаря политическому значению столицы, Константинопольский патриарх, к которому первому из всех епископов обращался император, приобрел существенные преимущества. Он получил статус посредника между императором и другими патриархами Являясь в столицу, Александрийский, Антиохийский или Иерусалимский патриархи могли представляться царю только после предварительного доклада у патриарха Константинополя.

В конце VI века, со времени святителя Иоанна Постника, Константинопольские первоиерархи присваивают себе титул Вселенских патриархов, против чего тщетно протестовал святой папа Римский Григорий Великий.

Еще более выразительно значение Константинопольских патриархов как первоиерархов греческого Востока, проявилось после того, как область, занимавшая западную часть Балканского полуострова, в которой преобладало греческое население, вместе с грекоязычными по преимуществу в ту эпоху Сицилией и Южной Италией были изъяты из подчинения Рима и переведены в состав Константинопольского Патриархата.

Впоследствии значение остальных восточных патриархов было подорвано христологическими ересями, когда большая часть населения Египта и Сирии отпала от Православной Церкви, и последовавшим арабским завоеванием этих стран. После великой схизмы 1054 года, в связи с отпадением Римской Церкви от Вселенского Православия, первенствующее место в диптихе Православных Поместных Церквей занял Константинопольский Патриархат.

Первенствующее значение Константинопольского Патриарха на православном Востоке не только сохранилось, но даже возросло после падения Константинополя в 1453 году. Завоеватель столицы Ромейской державы Мухаммед II признал патриарха Геннадия Схолария главою всех православных подданных Порты — не только в духовном, но и в гражданском отношении. Константинопольские патриархи получили в Османской империи статус этнархов, на этом основании другие православные патриархи на территории Османской империи состояли в гражданском подчинении канонически равному им Константинопольскому патриарху.

Место в диптихе Московского Патриарха

Учреждение Патриаршего престола в Москве было одобрено на созванном в 1590 году соборе в Константинополе, в котором участвовали Патриархи: Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний.

Константинопольский собор постановил:

«Во-первых, признаем и утверждаем поставление в царствующем граде Москве патриарха Иова, да почитается и именуется он и впредь с нами, патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалима; а во главе и начале держать ему апостольский престол Константинограда, как и другие патриархи держат; во-вторых, патриаршее имя и честь дано и утверждено ныне не одному только господину Иову, но произволяем, чтобы по нем поставлялись Московским собором патриархи в России по правилам, как началось от сего сослужебника нашего смирения и во Святом Духе возлюбленного брата нашего Иова».

Московскому Патриарху было определено пятое место в диптихе — после восточных Патриархов.

Современная ситуация

Ныне Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов.

В порядке диптиха это: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский Патриархаты; шесть автокефальных Церквей возглавляются: три — архиепископами: Кипрская, Элладская и Албанская — и три — митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии и Американская.

В Константинопольской Церкви признается несколько иной диптих: в нем нет места для Американской Православной Церкви, автокефальный статус которой там отвергается, а Грузинской Церкви отведено место после Болгарской — девятое. Константинопольский диптих употребляется и другими грекоязычными Православными Церквами. В принятых диптихах не находится места так называемым проблемным церквям.

И это всё при том, что в сегодняшнее время все древние Патриархаты некогда славного Востока — территория унижения, а верующие — гонимы.

В последнее время архиепископ Кипрский Хризостом заявляет о претензиях на пятое место в чреде православных предстоятелей, Однако, глава синодального Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Илларион (Алфеев) выразил мнение, что «инициировать сейчас какой бы то ни было пересмотр диптихов никоим образом не следует». При всех разных выражениях диптиха православные всех церквей осознают, что должна быть прежде всего свобода во Христе. при подлинно христианской, взаимной нелицемерной любви.

«Замечая же, как званные выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя, и звавший тебя и его подошед не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошед сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:7–11)

Митрополит Иларион (Алфеев) говорит:

«Сегодня настроения в Поместных Православных Церквах очень разные, но, думаю, ни одна Церковь не примет такой схемы, согласно которой одни окажутся Церквами первого сорта, а другие — второго. Когда говорится о старейших Церквах (к ним причисляются четыре древних Патриархата плюс Кипрская Церковь), то с точки зрения хронологии это нас совершенно не беспокоит. Но если этим Церквам будет присваиваться какое-то особое и преимущественное право принимать решения, а другие Церкви окажутся в положении более молодых по времени предоставления автокефалии и поэтому менее значимых, думаю, ни одна из этих «молодых» Церквей не согласится с таким разделением».

Ссылки:

  1. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова 1996
  2. Реакция Московской Патриархии на Константинопольский Собор 1–3 сентября 2011 — risu.org.ua
  3. Протоиерей Владислав Цыпин www.pravoslavie.ru/arhiv/46687.htm

Александр А. Соколовски

В связи с конфликтом РПЦ и Константинополя по украинскому вопросу лексикон чиновников, СМИ и граждан обогатился множеством церковных терминов. «Ъ” разобрался в их происхождении и значении.

Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине

Автокефалия (от др.-греч. — «самовозглавление») — церковный статус, предполагающий административную независимость поместной церкви (см. ниже) от прочих церквей. В современном понимании обозначает поместную православную церковь с собственной территорией, на которой не действуют иные поместные церкви. Автокефальную церковь возглавляет епископ, имеющий сан патриарха, архиепископа или митрополита. Сегодня существует 14 общепризнанных автокефальных православных церквей и 1 признаваемая Московским патриархатом (Православная церковь в Америке).

Автономная церковь (от греч. — «самозаконие») — статус поместной церкви, дающий право на самостоятельность в вопросах внутрицерковного управления от той или иной автокефальной церкви, в которую автономная церковь ранее входила в качестве экзархата или епархии. Автокефальная церковь, к которой относится автономия, в данном случае называется кириархальной церковью. Она утверждает устав автономии и предоставляет ей миро (см. ниже). Глава кириархальной церкви назначает главу автономной церкви. Имя последнего поминается во всех храмах после имени предстоятеля кириархальной церкви. Глава автономной церкви подсуден судебным инстанциям кириархальной церкви.

Анафема (от греч. — «отлучение») — высшее церковное наказание за особо тяжкие прегрешения. Выражается в отлучении христианина от общения с единоверцами и участия в церковных таинствах. Причиной для предания анафеме, как правило, служат измена православию, ересь и раскольническая деятельность.

В современной истории России по решению патриарха Московского и всея Руси и Священного синода анафеме были преданы:

  • Cоздатель Апостольской православной церкви, бывший священник и депутат Госдумы первого созыва Глеб Якунин (1997).
  • Предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата, самопровозглашенный патриарх Киевский и всея Руси Украины Филарет, в миру — Михаил Денисенко (1997).
  • Журналист Олег Дементьев с формулировкой «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря» за статью о злоупотреблениях настоятельницей обители в Псковской области своими полномочиями (2009).

Всеправославный собор (официальное название — Святой и Великий собор Православной церкви) — собрание глав и представителей 10 из 14 признанных поместных православных церквей в Колимвари (Крит, Греция) в июле 2016 года. Должен был стать первым Великим собором с VIII века. В последние недели перед Собором от участия в нем отказались четыре поместные церкви, включая РПЦ. Священный синод последней постановил, что «состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус». Среди прочих тем делегаты Собора обсудили вопрос предоставления церковной автономии, подписав документ, по которому церковь, желающая получить автономию, может обрести новый статус только по решению автокефальной церкви, к которой относится. Последняя уведомляет о появлении новой автономии Вселенский патриархат (см. ниже).

Вселенский собор — собрания епископата христианской церкви, призванные принять решения догматического, церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Православная церковь признает семь Вселенских соборов за историю христианской веры, последним из которых стал II Никейский собор (787 год). В ходе собрания обсуждался вопрос об иконоборчестве. В результате было принято решение: если Иисус Христос был человеком, имеют право на существование и иконы с его изображением.

Вселенский патриархат или Константинопольская автокефальная церковь — исторически первая «по чести» среди других автокефальных православных церквей из-за своего расположения в Константинополе — Новом Риме. Представители РПЦ отмечают: если ранее Константинопольский патриархат и имел некие почетные права и широкие полномочия, распространяя свое влияние на другие поместные церкви, в современном мире Вселенский патриархат лишь упоминается первым в диптихе (списке имен, поминаемых в литургии) и обладает одинаковыми правами с иными автокефальными церквями.

Предстоятель — архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх: с октября 1991 года Варфоломей I (в миру — Димитриос Архондонис).

Диптих (от др.-греч. — «двустворчатый, состоящий из двух дощечек») — упорядоченный список автокефальных православных церквей и последовательность поминовения их предстоятелей во время богослужений. Диптих Русской православной церкви до конфликта 2018 года выглядел так:

  1. Константинопольская
  2. Александрийская
  3. Антиохийская
  4. Иерусалимская
  5. Русская
  6. Грузинская
  7. Сербская
  8. Румынская
  9. Болгарская
  10. Кипрская
  11. Элладская
  12. Албанская
  13. Польская
  14. Чешских земель и Словакии
  15. Православная церковь в Америке

Евхаристическое общение («полное сопричастие») — принцип единства автокефальных православных церквей в единой Вселенской православной церкви. Священники автокефальных церквей, находящихся в евхаристическом общении, имеют возможность совместно отправлять религиозные обряды и таинства — совершать Евхаристию и причащаться из одной чаши. Прихожане могут причащаться и участвовать в таинствах и богослужении в любой православной церкви, находящейся в евхаристическом общении с их родной церковью.

Епитимья (от др.-греч. — «наказание, кара», лат. poenitentia) — это добровольное исполнение верующим тех или иных исправительных действий. Это может быть длительный пост, продолжительная молитва, отлучение из церковных таинств и другое. В православии считается «врачеванием духовным» и накладывается лишь на тех, кто упорствует в каком-либо грехе. Степень и продолжительность епитимьи остается на усмотрении священнослужителя, но зависит от тяжести греха и искренности раскаяния. Епитимья, состоящая в отлучении от совершения церковных таинств, налагается православными священниками на еретиков и раскольников, пока те не откажутся от своих заблуждений. Также под такое наказание попадают кровосмесники (12 лет), прелюбодеи (от 9 до 15 лет), убийцы (до 25 лет), мужеложцы (до 15 лет), скотоложцы (до 15 лет или на всю жизнь), клятвопреступники (до 10 лет), эзотерики (до 25 лет), гробокопатели (на 10 лет).

Каноническая территория — понятие, введенное Русской православной церковью в 1990-х годах. Означает территорию, закрепленную за любой общепризнанной (канонической) автокефальной православной церковью, в границах которой любая деятельность других поместных церквей не допускается и воспринимается как недружественная. Обоснование привязывается к церковным канонам, запрещающим епископу служить вне пределов своей епархии.

Миро (от др.-греч. — «ароматное масло») — ароматическое масло, приготовленное специальным образом, используемое в церковных таинствах. В православии освященное миро используется в таинстве миропомазания тела человека, освящении нового храма. Ранее использовалось при помазании царя на царство. Хранится в специальном сосуде — мирнице — на престоле. Русская православная церковь считает, что исключительное право мироварения принадлежит автокефальным церквям. Константинопольский (Вселенский) патриархат полагает мироварение своей исключительной прерогативой в сослужении представителей поместных православных церквей. Автономные церкви не имеют права самостоятельного мироварения. Миро они получают от своей автокефальной церкви.

Поместная православная церковь — автокефальная или автономная церковь, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств. Сейчас существует 20 поместных православных церквей — 15 автокефальных и 5 автономных.

Прещение — в русской православной традиции исторически закрепившийся термин для обозначений любого рода дисциплинарных наказаний, предусмотренных церковным правом (см. ниже). Самые тяжкие прещения — анафема (для прихожан) и извержение из сана (для священнослужителей).

Ставропигия (от греч. — от «крест» + «устанавливать, водружать») — самый высокий статус для монастырей, лавр, братств, соборов или духовных школ в православии. Дает независимость каждому из перечисленных учреждений от епархии, в которой они находится, переводя в подчинение непосредственно главе автокефальной церкви или Священному синоду.

В России два ставропигиальных собора:

  • Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (Троице-Сергиева лавра),
  • Морской Никольский собор в Кронштадте,
  • а также 28 ставропигальных монастырей.

За границей:

  • Восемь ставропигальных (патриарших) приходов, среди них — церковь покрова пресвятой Богородицы в Дюссельдорфе, собор Александра Невского в Таллине и другие.

Томос — указ главы поместной православной церкви по важным вопросам церковного устройства. Подобным указом, к примеру, узаконивается предоставление церквам автономии от «материнской» церкви или автокефалии.

Хиротония (от др.-греч. — «голосование поднятием рук») — рукоположение или посвящение в духовный сан, наделение человека Святыми дарами (тело и кровь Христа в виде хлеба и вина) и правом совершать церковные таинства и отправлять обряды. По мнению представителей РПЦ, направленным в Киев в сентябре экзархам Константинополя поручено легитимизировать раскольников через повторное рукоположение.

Церковное право — система правовых норм, сложившаяся на протяжении истории христианства, регулирующая внутреннее устройство церкви, а также ее взаимоотношения с государством. Канонический корпус Русской православной церкви состоит из шести частей:

  • Правила Святых Апостолов;
  • Церковные каноны Вселенских соборов;
  • Каноны важнейших Поместных соборов;
  • Определения остальных Поместных соборов, не отмененные впоследствии;
  • Правила тринадцати Святых отцов;
  • Практика внутренних и внешних церковных отношений в разные эпохи и в разных государствах.

В 1839 году в России была опубликована Книга правил, включившая в себя основные нормы канонического права. Ею руководствуется и современная РПЦ.

Церковный раскол или схизма (от др.-греч.— «расщепление, раскол, распря, разделение») — нарушение единения христианской церкви, не связанное с искажением учения о догматах и таинствах, а по обрядовым, календарным или юрисдикционным мотивам. Зачинщики и последователи раскола называются раскольниками, идеи раскола или суждения в его поддержку именуются схизматическими идеями и суждениями. Самая известная схизма в истории — Великий раскол христианской церкви на католическую и православную (1054 год). Самым известным расколом в РПЦ стали последствия реформ патриарха Никона и появление старообрядцев (1666 год). Церковным расколом называют и разрыв евхаристических отношений между Московским и Константинопольским патриархатами из-за вопроса о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата (2018 год).

Экзарх — управляющий крупной и обособленной церковной областью — экзархатом, наделенный определенной самостоятельностью. В состав экзархата могут входить несколько епархий, архипастыри которых подчинены экзарху.

Экзархат (от греч. — «внешняя власть») — административно-территориальная церковная единица, находящаяся за границей государства, в котором расположена основная церковь. Также экзархат может быть создан специально для окормления верующих в особых условиях. Управляется экзархом основной церкви. К примеру, каноническим подразделением Московского патриархата выступает Белорусский экзархат, охватывающий территорию Белоруссии.

Конфликт церквей: действующие лица

Патриарх Константинопольский Варфоломей I
«Наступила очередь Украины, которая, я надеюсь, получит статус автокефалии в ближайшее время, несмотря на существующие преграды. Это произойдет, поскольку она имеет на это право»

Фото: Reuters /

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (справа) (Украинский патриархат)
«Что такое «разделение мирового православия»? Никакого «разделения» не будет. Просто Москва прекратит молитвенное единение с Вселенским патриархом и с Украинской автокефальной церковью. На свою сторону Москва может склонить еще две-три церкви»

Фото: Коммерсантъ / Иван Коваленко

Митрополит Киевский и всея Украины Макарий (Украинская автокефальная православная церковь)
«Следует молиться за Священный синод, за президента (Петра Порошенко.— «Ъ”) и всех в Украине: депутатов Верховной рады и всех украинцев, которые стараются для того, чтобы томос получить. Я молился более 22 лет за единую поместную православную церковь и не пропустил ни одной службы»

Фото: УАПЦ /

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«Сегодня, когда раздаются разговоры о том, что нужно снова оторвать православную Украину от Русской церкви, ничего нового не происходит. Духовное единство Святой Руси разорвать невозможно. Единство церкви — это и поныне великое достояние, определяющее духовный путь народов всея Руси. Если оно будет разорвано, то неизвестно, что будет вообще с православной церковью»

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Митрополит Киевский и всея Украины (Московский патриархат) Онуфрий
«Она (Константинопольская церковь.— «Ъ”) не имеет права присылать в нашу независимую церковь своих легатов… Она не имеет ни морального и канонического пара вмешиваться в дела Украины»

Фото: Коммерсантъ / Иван Коваленко

Папа римский Франциск
«Католическая церковь никогда не позволит, чтобы с ее стороны проявился подход, провоцирующий разделения. Мы никогда этого не позволим. Я этого не хочу. В России только один патриархат — ваш. И у нас не будет другого»

Фото: Reuters / Tony Gentile

Помощник местоблюстителя патриарха Грузии Андриа Джагмаидзе
«Несогласие по этому вопросу существует между двумя большими церквами, у каждой из которых есть своя логика. Мы не принимаем участия в этих дискуссиях… В церковной жизни Украины есть много сложностей, поэтому делать прогнозы сейчас очень трудно»

Фото: 1tv /

Патриарх Грузинский Илия II
«Его блаженство не согласен с инициативами Вселенского патриархата в отношении Украины и признает законной исключительно церковь под руководством блаженнейшего митрополита Онуфрия»

Фото: Коммерсантъ / Александр Щербак

Патриарх Сербский Ириней
«Ни при каких условиях, воздействиях или давлениях ей (Константинопольскому патриархату.— «Ъ”) не позволено прибегать ни к какому поспешному действию, могущему принести вред Всеправославному единству, продлевая жизнь раскольниками, тогда как его (раскол.— «Ъ”) следует уврачевать и преодолеть»

Фото: Reuters /

Архиепископ Кипрский Хризостом II
«Право Украины — обладать своей независимой автокефальной церковью»

Фото: Reuters /

Патриарх Иерусалимский Феофил III
«Глобализация имеет своей главной целью прежде всего разрушение православной церкви. Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе в Украине»

Фото: Коммерсантъ / Константин Мельницкий

Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II (слева) и митрополит Варшавский и всея Польши Савва (справа)
«В духе братской любви мы призываем всех, от кого зависит преодоление церковных недоразумений, связанных с предоставлением автокефалии Украинской церкви, сделать все от них зависящее, дабы избежать конфликта из-за этого вопроса и установить мир на украинской земле»

Фото: patriarchateofalexandria.com /

Митрополит Винницкой и Барской епархии Симеон (Шостацкий) .
«Основным условием объединения (православных на Украине — прим. «Ъ”) является соответствие этого процесса Церковным канонам. Мы можем предлагать разные пути, но они должны привести именно в каноническое русло, потому что только при этом условии наше объединение признает весь православный мир»

Фото: Винницкая епархия Украинской Православной Церкви/orthodox.vinnica.ua /

Митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко) на объединительном соборе 15 декабря избран главой автокефальной церкви Украины
«Я хотел бы призвать всех наших собратьев, архиереев, всех верующих присоединиться к новосозданной единой украинской православной церкви. Двери нашей церкви открыты для всех… … Впереди у нас еще много работы. Прежде всего, мы должны закончить дело объединения украинского православия»

Фото: Коммерсантъ / Иван Коваленко

Анна Поваго

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram