Дивеево монастырь отзывы

22 июля посетили с экскурсией святое место — Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Ездили от московского турагенства «Русь». Такие места хорошо посещать именно летом, так так всё цветёт и пахнет!
Считается- что это место — четвёртый предел Богородицы! Здесь всегда много туристов и паломников. Не знаю как другие, но я только зайдя на территорию монастыря почувствовала такое блаженство, аж дл мурашек! У меня такое бывает в действительно благодатных местах или у чудотворных икон!
Мы приехали в монастырь утром в воскресенье. Было очень много народу, поэтому, если Вы путешествуете самостотельно, лучше приехать в будние дни или, если в выходные, то во ворой половине дня. Туристические группы уже разъезжаются.
Сначала у нас была экскурсия по территории монастыря около часа по времени с экскурсоводом, а потом до 13.00 свободное время.
Если Вы приедете также с группой, то советую сразу же занять очередь к мощам Серафима Саровского (если Вы хотите конечно к ним приложиться), так как там всегда большая очередь в выходные. К тому же, если начнут уборку в Храме, то к мощам, пока её не закончат, не пускают. Мы как раз с этим столкнулись и попали к мощам уже 12.50, до конца свободного времени оставалось всего 10 мин. Но это того стоило. Рядом с мощами храняться личные вещи Серафима Саровского, к ним тоже можно приложиться.
Пока стояли в очереди к мощам посетили Канавку Пресвятой Богородицы! Правильно её пройти надо с молитвой «Богородица Дева радуйся»…. «Кто пройдёт канавку и прочтёт эту молитву150 раз, тому Дивеево — и Иерусалим, И Афон, и Киев»-, так говорил Серафим Саровский. Молитвы и чётки (чтобы считать сколько раз прочёл молитву), продаются в лавках на территории монастыря. Я знаю наизусть эту молитву, поэтому мне удалось пройти Канавку и прочесть молитву 150 раз.
В конце Канавки есть небольшая часовенка, где раздают сухарики, которые делают в котелке Серафима Саровского.
Конечно, несколько часов в монастыре — это мало. Хорошо , приехать самостотельно на сутки, посетить несколько служб, после вечерней службы совершается крестный ход, проходят все Канавку Пресвятой Богородицы. Около монастыря есть несколько гостиниц разной ценовой категории, где можно остановиться, можно снять угол и в частных домиках.
Дивеево-историческое место. Здесь бывала в1903 семья последнего царя-Николая II.
На территории монастыря есть небольшой домик, в котором блаженная Паша принимала царскую семью и рассказала о том, что их ожидает в будущем: рождение наследника и кровавая расправа над ними. Сейчас там маленький бесплатный музей, в котором хранятся иконы и личные вещи этой блаженной, фото царской семьи.
Территория монастыря очень ухоженная. Видно, что много денежных средств вложено. В одной из арок начертаны фамилии тех, кто помогал денежными средствами монастырю.
Серафим Саровский завещал, что в Дивеево будет первая женская лавра. Как знать, может скоро это и произойдёт!!!! Все предпосылки есть для этого.

Своими историями все местные жители делятся очень охотно, но наши новые знакомые оказались уникальными рассказчиками. Разговор получился не просто интересным, его можно назвать резюме, с ответами на многие вопросы.
Почему же все-таки с одними чудеса случаются, а с другими нет? Как работает эта фраза — «по вере дано будет вам»? Что это за «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»?
Участники беседы: Анатолий – гостеприимный хозяин, бригадир; Елена — его жена; Петр – иконописец; Василий – охранник; Александр – черниговский есаул и другие.

Кого можно встретить в Дивеево?
— Почему вы приезжаете работать именно сюда?
Петр: Я побывал во многих местах, но сюда приезжаешь, как в оазис Православия. Здесь куда не посмотришь, просто глаз радуется: женщины красивые в длинных юбках, мужчины серьезные – ходят–крестятся. Вчера вот видел мальчика маленького: шел с четками по Канавке. Один идет и так сосредоточенно молится, четки перебирает…
Информация. Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Одна вдова, Агафия Семеновна, оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы женщина сподобилась в тонком сне увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе».
Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной».
— А местные жители здесь какие?
Анатолий: А они разные. Некоторые никак не реагируют на религиозную сторону места, стараются не замечать этой жизни. Есть и, скажем так, «перевернутые», ведь чем святее место, тем больше всякой «нечисти». Но большинство – верующие.
А лет пять назад цыгане здесь появились. Когда первый раз в храм зашли, все насторожились, начали наблюдать за ними, как бы чего не утащили…
А они помолиться пришли и потом стали приезжать на все большие церковные праздники. Их главный – барон, всех построит к исповеди и причастию, а сам всегда последним идет… И постились они все, и молились, но как-то – безмерно, необузданно. А этот барон постился так совсем строго. Однажды на Пасху разговелся с таким размахом, что умер…
Две дочки его сейчас на послушании в монастыре. К ним и сейчас приезжают родственники, в прошлом году целый цыганский табор разбили, на озере рядом с селом. Вот и в этот раз приехали в обитель. Все такие нарядные, на службы ходят. Но, правда, без очереди всюду протискиваются. 🙂
«Заветная комната», или как сбываются желания в Дивеево?
— Зачем люди сюда едут? Наверное, в основном за чудесами?
Анатолий: Нет!
Кто, конечно, и за чудесами едет. Кому-то надо подать и чудо. Да, я знаю людей, которые уехали отсюда разочарованными, потому что не получили того, что хотели…
Дивеево похоже на «комнату» из фильма Тарковского «Сталкер», куда люди приходили со своими заветными желаниями.

Если человек приехал святость увидеть – он увидит святость. Захотел заметить грязь какую-то – он найдет ее. Если люди хотят чуда – они получают чудо, лишь бы хотели чуда не ради чуда, а потому, что оно им необходимо. Поэтому исцелений от разных болезней много: и по молитвам у мощей преподобного, и на Канавке, и на источниках…
А кто-то душой исцеляется!
С каким ожиданием едет человек, то чаще всего и получает: «по вере каждому дается». Некоторых раздражает толкотня, суета, которая бывает на празднике, а другие радуются тому, что столько людей приехало!
Возьмем сегодняшнее богослужение, которое совершалось под открытым небом: одни сетовали, что под дождь попали, а другие заметили – что дождь начался только тогда, когда святые мощи преподобного батюшки Серафима унесли. Чудо? Чудо! Пока служили Литургию ни капельки не упало, только мощи преподобного унесли, такой ливень начался…

Информация. Нынешний год знаменателен для Серафимо-Дивеевского монастыря 110-летием со дня прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых.
1 августа в Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялось пять литургий. Ночью богослужение проходило во всех соборах. Главное богослужение совершали утром на площади перед Спасо-Преображенским собором, где был устроен алтарь и установлен ковчег с мощами преподобного Серафима. Божественную литургию возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Всех участников торжества владыка приветствовал словами: «Преподобный старец каждого приходящего к нему принимал с лаской и радостью. И в память о нем от лица всех собравшихся здесь архипастырей я хочу провозгласить сегодня гимн жизни, гимн победы над смертью: «Христос Воскресе!»»


Многое зависит от душевного настроя. …Хотя люди здесь меняются. И даже совсем неверующие приходят к вере. Раз они приехали сюда, значит, зерно какое-то есть…
Об одном владыке, которого не было на празднике
Александр: А расскажите о владыке Прокле.
Анатолий: Это человек, который Дивеевской обители помогал во все трудные времена. Каждую неделю отправляли в обитель из Симбирской епархии муку, макароны, одежду… Это была небогатая епархия, но помогала больше всех.
И теперь, когда владыка Прокл приезжает – обычно это в воскресенье вечер, то его матушка-настоятельница принимает без помп и торжеств – как родственника. И живет он в священнической гостинице, в маленькой келье. Служит Литургию всегда в Троицком соборе тихо – для батюшки Серафима служит…
Один разговор и две встречи на Святой Канавке
Информация. Батюшка Серафим приказал вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. О значении Святой Канавки преподобный Серафим говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева, идти по Ее следам — это значит вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. Идти по этой тропе, читать Архангельское приветствие «Радуйся, Благодатная», и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовию — не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости? www.4udel
Елена: Как-то поздно вечером приехал один человек в Дивеево и на костылях пришел к Канавке. Вход был уже закрыт, но охрана почему-то пустила его.
Они прикинули, что ему понадобится часа два-три, чтобы пройти по ней, ведь нормальному человеку нужно минут 30-40. Он зашел на канавку и слышно стало, как он рыдает там и кричит: «Отец Небесный, помоги мне! Отец Небесный помоги мне!»… А потом пару минут тишина. Смотрят, он идет, и при этом нормально передвигается, только шагая, опирается на костыли. Охранники к нему — забирать эти костыли, а он не отдает. Говорит: «Вы чего мужики, сума сошли!» А они ему: «Да иди ты с миром, сходи помолись, причастись, Бога поблагодари, а костыли оставь…» Зашел на канавку инвалидом, а вышел… И о таких случаях бесконечно можно рассказывать.

Анатолий: Считается, что Богородица Сама по канавке ходит. Когда сестры крестным ходом каждый день вечером и утром проходят, то с ними обязательно идет. Во время одного такого хода шли мама с маленькой девочкой, у которой была ручка атрофирована. В какой-то момент девочка говорит маме: «Посмотри, вот Она идет! Вот Она!». «Кто идет?», – мама никого не увидела… Закончился ход, вышли с Канавки, смотрят, а у девочки рука здорова. Все удивляются, а ребенок спокойно так рассказывает, что подошла к ней Жещина, обняла ее и по руке погладила.
Елена: В тот день, когда мы закончили расписывать Преображенский собор, случилось и с нами чудо. Было очень поздно, около часа ночи, матушка-благочинная приняла у нас работу, и мы начали разбирать леса. Размещены мы были на огромном пространстве: кто-то наверху, кто внизу. Я смотрю, все по очереди, как куры на насесте, начали вздрагивать. Какое-то беспокойство в воздухе, и при этом полная тишина. И вот, мимо меня душистое облако проплыло, и от него необыкновенное благоухание…

Когда мы все собрались вместе внизу, начали гадать что же это было. Оказалось, что это благоуханное облако обошло практически всех. Мы поняли, что это чудо какое-то, но объяснить себе не решились. К матушке-благочинной Екатерине пришли с рассказом, а она говорит: «Ну, это Божья Матерь у вас работу приходила принимать».
Кто исцеляется у мощей батюшки Серафима и в целебных источниках?
Елена: У дочки моей знакомой было все тело в гнойных ранах. Как только они приехали, мать побежала в Троицкий собор к мощам преподобного батюшки Серафима. Это надо было видеть, с каким страхом и трепетом она подходила к раке с мощами… и как потом горячо за свое чадо молилась. Сразу ничего не произошло, они уехали домой, а через неделю звонят: «дочка полностью выздоровела!».

у мощей преподобного Серафима
Мой двоюродный брат две чеченские войны прошел, места живого на нем не осталось. Его предупредили, когда жениться соберется, чтобы своей девушке честно сказал, что детей у него не будет. Девушке своей он сказал, они поженились, а она упорной оказалась. Сначала возила его к разным врачам – не помогли. Наконец, они к нам, в Дивеево, приехали. Три дня здесь пожили, походили на службы, помолились на Канавке… А когда уезжали, заехали на источник к батюшке Серафиму. Окунулись сами и тут же в этом озерце, что вокруг кабинок, начали белье полоскать – две сумки! Я их спрашиваю: «Зачем вам столько?». «Ну как же, — говорят, — у нас же дома полк! И женщинам надо привезти в подарок». Через некоторое время брат звонит: «Знаешь где я сейчас? Мне вот как раз с экрана ручками-ножками машут»…
Родилась девочка у них, ей манежик поставили, иконки в нем повесили. После этого манежа, у ребенка вечно губы черные. Вначале причину не могли найти, а потом подглядели – это дочка иконку батюшки Серафима постоянно к губам подносит. Зацеловала так, что та полностью вытерлась. Вот, ждем в гости скоро, собираются любимого батюшку Серафима навестить.
И еще немного о чудесах дивеевских
Василий: В Дивеево все с чудесами происходит. Как игуменский корпус отдавали тяжело…
Наверху располагался суд, а внизу сестры жили. Монахини долго молились, чтобы ситуация разрешилась. Однажды ночью загорелся корпус. Ему больше ста лет, сам деревянный – он должен был вспыхнуть и за минуту сгореть, и пожарные долго ехали.
А сгорела только верхняя часть здания, прямо над судом, нижняя – почти не пострадала. Пожарные потом удивлялись, поверить не могли своим глазам. Кстати, на чердаке, где огонь был, хранился гроб одной из сестер, так у него даже края не опалились. А во время пожара я видел, как некоторые сестры спокойно стояли внутри дома и молились – такая сила духа!

дивеевские монахини
…Суд съехал. Потом появилась какая-то книжка, где описывался тот пожар, такое придумали… Загорелась противопожарная стенка, а в этой книге написали, будто матушка пошла туда сжигать какие-то иконы, а от искры загорелся дом. Неправда, а эту книгу даже в Дивеево распространяли – в месте, где живые свидетели…
Обратная сторона святости – о сектах и лжеправославии
Естественно, встречается и абсолютно противоположное явление святости. Сект тут – вся палитра. Прямо возле источника Иверской иконы Богородицы недавно одни «проповедники» пытались обосноваться: построили домик, поставили забор. Но проросла пока только картошка, которую они успели посадить, сами они куда-то пропали.
А еще есть такой феномен: «женщина со злым лицом профессиональной паломницы». Такие и к нам заезжают. Они считают, что только они правы, а все остальные – великие грешники. И если что-то не так, то это бесовское и рухнет. Даже батюшка может не угодить, и монастырь оказаться безблагодатным, и мощи им «не те» бывают. Это люди, которые живут без любви, и поэтому к чужим слабостям относятся крайне критически, а своих грехов не замечают. Но такие, слава Богу, долго здесь не задерживаются.
Елена: В прошлом году Варька наша «попалась». Около источника матушки Александры какие-то в рясах начали книжки распространять, как будто православные, вот она книжку одну и купила.
Что-то меня даже во внешнем виде их насторожило, я спрашиваю: «Варь, а зачем ты книжку эту купила? Святых отцов мало тебе?». Она говорит: «Я хотела их монастырю помочь». Когда я просмотрела эту книгу – ерунда такая! Господи, помилуй! Автор – неизвестный какой-то священник, книга издана без благословения, а посыл один: «Только тот, кто прочтет книгу, спасется!»
Говорила я ей: «Покупай все на территории монастыря! Вышла за монастырь, в какой бы рясе и с какой бородой ни был человек, проходи мимо». Наш отец Алипий постоянно спрашивает: «Что вы там ищете? Вам что – прославленных святых не хватает?»
Люди сюда приезжают с определенным настроем: «святое место, тут надо всему верить», вот и пользуются этим обманщики разные…
Вместо послесловия: о намерениях и изменениях
Приезд сюда – это не только способ сбежать от суеты – это возможность высвободившееся время заполнить трудом, молитвой и размышлениями. Тут происходит полная «перезагрузка». Здесь меняется направленность намерений. Хотя, наверное, не у всех и не всегда…

Фото предоставлены Александром Челышевым
источник Православие в Украине

Если вы планируете посетить Дивеево, добавьте эту страницу в закладки или сделайте репост в соцсетях, чтобы подробная инструкция была всегда под рукой!

Некоторые туристы ошибочно считают, что достаточно ознакомиться с общими нормами поездок на религиозные объекты и можно смело направляться в любую обитель. Опытные паломники знают, что на каждом посвященном Господу участке существуют свои тонкости. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, узнайте о нормах и традициях, установленных на культовых территориях в Дивеево.

Туристические агентства приглашают всех желающих на экскурсию. Можно поехать, чтобы просто осмотреть достопримечательности, но впечатление будет не полным. Заранее настройтесь на посещение дорогого христианам места, забудьте о мирских делах. Вы едете пообщаться с Небесным Отцом, выполнить его заповеди. Заранее прочитайте об истории обители, о жизни Преподобного Серафима. Неплохо отправиться вместе с группой паломников. А также ознакомьтесь с возможными местами проживания в отелях и гостиничных домах Дивеева, их стоимости и предлагаемых услугах.

На нашем сайте Вы можете снять номер в гостиничном комплексе «Дивеевская слобода».

Посмотреть номера

Советы посетителям религиозных объектов

Даже неверующему и некрещеному человеку нельзя воспринимать посещение православных объектов, как обычную экскурсию. Туристы заходят с познавательными целями, а прихожане или монахи заняты серьезной работой – общением с Отцом Небесным. Мешать или отвлекать их от этого дела запрещено. Запомните несложные советы, и экскурсия оставит только приятные впечатления.

Поведение

На христианских богослужениях рекомендуется постоянно помнить мудрость: «Молчание – золото». Поделиться впечатлениями можно после выхода. Мобильные телефоны имеют неприятную привычку звонить в самый неподходящий момент. Не забудьте поставить на беззвучный режим, а лучше выключить гаджеты.

В часы службы нельзя ходить по церкви. Когда читаются особо важные молитвы, двери закрываются, не продаются свечи, не принимаются записочки. Можно тихонько подпевать хору, но не отвлекать других прихожан.

«Во время богослужения поприветствовать знакомых можно легким кивком. Не надо пожимать руки, поднимать ладонь и совершать другие привлекающие внимание движения».

Во что одеться?

Культовые сооружения предназначены для обращений к Богу и размышлений, посетители не должны отвлекать внимание верующих неподобающим обличием. Одежда должна быть скромная, но чистая и приятная на вид. Вы идете на встречу с Отцом Небесным, и выглядеть следует, как на серьезном официальном приеме. Женщины обязаны надеть платок или шапку, а мужчинам полагается снимать головные уборы. В храмах возбраняются:

  • Короткие юбки у женщин и шорты у мужчин;

  • Выраженное декольте, открытые плечи;

  • Экстравагантные прически;

  • Яркий макияж;

  • Броские украшения.

Женщинам не рекомендуется надевать брюки, тем более шорты. Юбка должна закрывать колени. Во многих храмах можно взять юбку и платок напрокат, но лучше надеть свою. По христианским законам нельзя посещать церковь в критические дни и в период беременности. В последнем случае действуют не только религиозные, но и медицинские соображения. Будущей маме не рекомендуется находиться в большом скоплении людей, чтобы избежать нечаянных толчков и инфекций.

«В любом путешествии женщине желательно иметь при себе юбку и платок. На пути может встретиться интересное культовое сооружение, хорошо, если все необходимое для экскурсии будет под рукой».

Программа посещения Дивеево

Одно из священных мест, которое стараются посетить все паломники – Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Он расположен в живописном уголке Нижегородской области. Объект включает несколько сооружений, их следует не просто осмотреть, а выполнить там определенные действия. Непременно посетите:

  • Храмы и соборы;

  • Канавку Богородицы;

  • Икону «Умиление»;

  • Святые источники.

Что обязательно нужно сделать в Дивеево

Не забудьте поклониться святым мощам. В Троицком соборе находится рака Серафима Саровского, в других храмах покоятся основательницы обители и блаженные. Доступ к мощам открыт в определенные часы, узнайте у монахинь, когда поклоняться святыням.

В обители раздают священные сухарики из чугунка Серафима и святое масло. Сухарики едят с молитвой, а маслом мажут больные участки тела, предварительно попросив помощи Господа. В руки Божьи дары не дают, желательно иметь с собой:

  • Пузырек для масла;

  • Бутылки для воды из источников;

  • Пакет для сухариков;

  • Контейнер для земли с Канавки Богородицы.

Обязательно посетите богослужение. Общая молитва в православной церкви обладает огромной благодатной силой. Не забывайте о родных и близких, подайте за них записочки, поставьте свечи, помолитесь.

Что делать на Канавке Богородицы

Канавка проходит по периметру территории. Эту тропу, проложенную Пресвятой Богородицей, непременно посещают все паломники. Рекомендации здесь идентичны нормам других святых территорий. Нельзя садиться на землю для еды, курить и пить спиртное, громко разговаривать и смеяться. Проходя по дорожке, рекомендуется читать «Богородице, Дева, радуйся». Серафим Саровский рекомендовал повторить ее 150 раз.

Земля с Канавки – целебная, лечит различные недуги и очищает пространство от всякой скверны. Наберите ее в контейнер. Дома можете бросить щепотку в емкость с обычным грунтом, и все содержимое наполнится божественной силой.

Правила поведения в Дивеево

Воспитанные люди не почувствуют больших различий между нормами поведения в обители и в мирской жизни. В основном все сводится к требованиям не привлекать к себе излишнего внимания и не мешать окружающим.

«Не берите в поездку планшеты, переносные телевизоры и прочие электронные устройства. В таких путешествиях желательно отвлечься от мирской суеты. В свободное время побродите по монастырю, помолитесь, сходите к источникам, проникнитесь Божьей благодатью намоленного места».

Как себя вести в церкви

Внутреннее убранство – настоящее произведение искусства, и туристам хочется осмотреть все подробности. Сделайте это до или после службы, чтобы не мешать молящимся. Во время богослужения лучше не подавать записки, не ставить свечи. Когда молитва закончится, можете приобрести:

  • Иконы;

  • Свечи;

  • Кресты;

  • Православную литературу;

  • Лампады.

Пока идет служба, полагается стоять. Присесть на скамейку разрешается больным и слабым. Выбросьте из головы все мирские мысли, не разглядывайте убранство и верующих. Проникнитесь духом общего обращения к Всевышнему. Священнослужители замечали, что человек, полностью погруженный в разговор с Господом, не чувствует усталости. Переминаются с ноги на ногу те, кто пришел просто из любопытства.

Как себя вести на территории монастыря

Правила поведения на христианских объектах начинают действовать сразу же, как человек прошел через ворота на христианские земли. Переоденьтесь и смойте макияж заранее. Помните, на территории запрещено курение.

Любого человека могут попросить помочь в работе. Часто с таким предложениям к посетителям обращаются в дни православных праздников, когда наплыв посетителей велик, и своих рук не хватает на все дела. Не отказывайтесь, даже если дома ничего подобного не делали, поручали работу прислуге или бытовой технике. Если возьметесь за послушание с душой, даже непривычное дело будет выполнено хорошо, будто сами ангелы направляют ваши неумелые руки.

«Фотографировать в обители можно, но следует получить благословение. В помещениях во время службы съемка запрещена».

Как себя вести в трапезной

Существуют платные трапезные для туристов и бесплатные для нищих и паломников. Хотите присоединиться к верующим, смотрите, что делают они и повторяйте. Перед едой надо помолиться. Затем приступайте к трапезе, соблюдая определенные установки:

  • Пищу выбрасывать возбраняется, не берите больших порций;

  • Не разговаривайте за едой;

  • Трапеза не должна быть слишком обильной, чтобы мысли о еде и переполненном желудке не отвлекали от молитв и размышлений. Вкушайте медленно, с мысленным обращением к Отцу Небесному.

В бесплатной трапезной никто не потребует с посетителей денег, но желательно помнить, что продукты с неба не падают. По возможности сделайте пожертвование, приобретите иконы, свечки, это будет богоугодный поступок. Всевышнему ваши деньги не требуется, он ждет от людей добрых дел, а средства пойдут на ремонт зданий, оборудование купален. Вам самим будет приятно в следующий раз увидеть обновленные постройки.

Как себя вести на источниках

В дивеевских источниках святая вода, к которой принято относиться с уважением. Не раздражайтесь, не толкайтесь и не ругайтесь в очереди. Лучше помолитесь, чтобы Господь дал терпения. По преданию каждый из 5 родников помогает при определенных заболеваниях. Проконсультируйтесь с монахинями, чтобы сразу подойти к нужному водоему и не бежать в спешке на другой водоем.

Окунаться в водоем полагается со специальных мостков. Женщинам не позволяется раздеваться до купальника, разрешена длинная ночная рубашка. Купить ее можно в ларьке, но лучше привезти с собой. Набрать воду в бутылки можно в приспособленных для этой цели местах.

«В старину считалось, что нести святую воду необходимо молча. Доехать до дома без единого слова вряд ли получиться, но не ведите в пути пустых разговоров, не сплетничайте и не ругайтесь».

Даже некрещенные и неверующие люди отмечают положительное воздействие божественных мест. Происходит это только в том случае, если они выбросили из головы суетные мысли, предались созерцанию, молитвам, мысленно попросили прощения за все грехи.

Вы прямо сейчас можете совершить поступок, который не потребует ни сил, ни времени, ни денег, но поможет другим людям. Не каждый человек перед поездкой станет листать страницы сайтов в поисках правил поездки и поведения в Дивеевском монастыре. Помогите друзьям, кликните по кнопкам соцсетей и поделитесь информацией.

Райцентр Дивеево Нижегородской области — особое место на карте православной России. Сюда приезжает много и обычных паломников, и тех, кто ожидает близкого конца света и надеется, что благодать места спасет их. Социологи Юлия Крашенинникова и Артемий Позаненко по материалам прошлогодней экспедиции НИУ ВШЭ рассказывают о том, какие формы принимает здесь народное православие, какими методами здешний монастырь воспитывает своих посетителей, и как огромный поток приезжих влияет на местное сообщество.

Заброшенная часовня одного из направлений альтернативного православия в деревне Полупочинки

Заброшенная часовня одного из направлений альтернативного православия в деревне Полупочинки

Фото Юлии Крашенинниковой

В селе Дивеево (около 6,5 тыс. человек) находится женский Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, в котором хранятся мощи одного из самых почитаемых православных святых — преподобного Серафима Саровского, покровителя обители. Монастырь также имеет славу Четвертого земного удела Богородицы, то есть священной земли под её покровительством. Особая достопримечательность здесь — святая Канавка, земляное сооружение в виде подковы длиной более 700 метров. Её построили в 19 веке по инициативе Серафима Саровского, который руководствовался видением Богородицы, и воссоздали в 1997-2004 годах. Проход по Канавке с молитвами — обязательный ритуал для насельниц и посетителей монастыря.
Такое разное православие

Дивеево — настоящий клондайк вариаций народного православия, идейных расколов внутри него, учений зарождающихся ересей и сект. Споры о религиозных вопросах составляют часть повседневности. На улице можно услышать дискуссию о том, правильно ли поступил Патриарх Кирилл, когда поехал в Ватикан и целовался с Папой Римским. Практически невозможно избежать разговоров о скором или уже состоявшемся пришествии Антихриста и том, как он порабощает человека с помощью гаджетов и документов.

Одна женщина горячо рассказывала другой: «За благодатью надо в деревню. Здесь всё пропадёт к чертям с этими паспортами… Попы и монашки порабощены бесами из-за телефонов и компьютеров». Со слов этой женщины, какая-то монашка сказала сидящим у ограды: «Что, сидите, бесы?» А она ей ответила, что это она бес, потому что у неё телефон.

Из дневника Артемия Позаненко

Самопостриженцы (т.е. те, кто сами объявили себя монахами) и особо набожные люди, которых церковные власти рассматривают как маргиналов, осуждают политику монастыря и поведение сестер за отступления от веры. Они расскажут вам, что в храмы лучше не ходить, потому что «там все прогнило» и «попы ведут нас в ад», а монастырь «дружит с миром, а не с Богом», что «монахини неправильно крестятся» и «Канавку неправильно сделали». Здесь у идей царебожников, катакомбников, почитателей отрока Вячеслава, ИННщиков и других вариаций радикального православия, которые Московская Патриархия РПЦ официально не поддерживает, находится множество последователей, причём часто это одни и те же люди.

В Дивееве благодати нет. Там гуси, лебеди, зайцы , это всё католическая мерзость. … И дело не в количестве людей. Серафим предсказывал, что своими ногами придёт в Дивеево. То, что нашли в Петербурге — не он. Один живший здесь спрятался и остался в Троицком соборе после службы. Когда его заперли, он разорил ракию и всё из неё вытряхнул. Когда пришли и спросили, зачем он это сделал, он сказал, что не хочет, чтобы народ обманывали.

Самопостриженка в соседнем районе, цитата по дневнику Артемия Позаненко

Одновременно территория монастыря становится местом для ритуалов, не относящихся напрямую к его уставной жизни. Например, на ней, хотя и вне основного паломнического маршрута, растёт знаменитая лиственница, посаженная в честь первой годовщины рождения цесаревича Алексея, сына последнего русского императора. Дерево стало местом поклонения православных приверженцев учения о Царе-искупителе: они оборудовали рядом с лиственницей место для молений и служб, возвели часовню.
На время нашего пребывания в Дивееве пришлась памятная дата — день рождения Николая II. В этот день можно было наблюдать два практически параллельно идущих крестных хода. Один — обычный воскресный ход по территории монастыря, включая Канавку. В нем принимало участие более 500 человек. Второй — стартовавший чуть позже от лиственницы и вдоль ограды Канавки ход царебожников: два десятка человек, на иконах — портреты членов царской семьи, молитвы — собственного сочинения. Их ритуал включал моления у всех монастырских объектов, связанных с Николаем II, в том числе у памятника, установленного в 2017 году.

У листвиницы царевича Алексея

В Дивеевском районе много людей, отказавшихся по религиозным причинам от документов, в том числе от паспорта. По оценкам местных — от нескольких сотен до двух тысяч человек. Всем им свойственно недоверие к новым технологиям, персональному учету и кодификации, увлечение теориями заговора, вера в скорый Апокалипсис и осторожность во взаимодействии с государственными структурами. Однако эти элементы сочетаются в разных вариациях в мировоззрении отдельных людей.
С точки зрения одних, под власть дьявола можно попасть благодаря новым паспортам, для выдачи которых будут собирать биометрические данные. Они считают достаточным для спасения души обходить возможные варианты «чипирования», например, не пользоваться банковскими картами и не делать цифровых фотографий. Другие отказываются заменять старый советский паспорт на российский, поскольку видят на страницах второго знаки Зверя (число 666 и прочее). Для третьих центральным является антисоветский элемент. Они разделяют мнение, что паспорт с «масонской звездой» также не подходит настоящему православному христианину.

Мы встретили пожилую женщину, отказавшуюся от паспорта. Это совсем старенькая бабушка, на вид лет 80, она просила милостыню у монастыря, рядом с ней стояла старая детская коляска с вещами. Бабушка поведала, почему паспорт так опасен. Она расшифровала слово «паспорт» следующим образом: П — партийный, А — атеист, С — советский, П — политический, О — орган, Р — революционер, Т — товарищ. Таким образом, по ее мнению, само слово «паспорт» таит в себе опасность и поэтому от него нужно обязательно отказаться.

Из дневника Виктории Кулешовой

Одни отказываются не только от всех благ, которые можно получить от государства, но и от электричества и газа в своем доме. Другие пользуются мобильным телефоном и советуют окружающим почитать про грядущий конец света на специальных сайтах в интернете. Основная масса посетителей компьютерного зала местной библиотеки ищет в интернете информацию про Апокалипсис, каждый второй заходит на сайт «Москва — Третий Рим». Есть и промежуточные варианты. Например, один из наших информантов открыл гостевой дом, но его духовник не благословил его на пользование интернетом, из-за чего он не может разместить там свою рекламу, и дом полупустует.

Тактика борьбы со злом также различается. Для кого-то достаточно молитвы, чтобы избежать сатанинского воздействия современных технологий. Кстати, стопки распечаток с молитвой о неприятии печати Антихриста можно обнаружить здесь в храмах, часовнях, около купелей на святых источниках. Другие люди, чтобы обезопасить себя, крестят деньги в магазине, вырезают или замазывают штрих-код из платежки за коммунальные услуги. Помимо «ручных» методов, можно обратиться за помощью к целым организациям. Так, есть производители обложек для документов с молитвой о неприятии печати Антихриста, а в «Обществе удостоверяющих себя личностей» изготавливают эрзац-паспорта (справки, в которых данное общество удостоверяет личность владельцев по их фотографиям).

Порой жизнь вынуждает пересматривать радикальные религиозные взгляды. Люди без документов оказываются лишенными всех социальных пособий, включая пенсию, и возможностей официального трудоустройства. Обычно они живут на неформальные заработки, подаяния и помощь родственников и единомышленников. В этой ситуации наименее стойкие из тех, кому этих доходов не хватает, отказываются от своих принципов и заново оформляют документы.

Женщина рассказала, что приехала 12 лет назад «с Урала», из Удмуртии. Сначала не брала ИНН, полис, карточку. Теперь всё взяла. Началось с того, что нужен был кредит на машину, а для этого нужен ИНН.

Из дневника Артемия Позаненко

Заброшенная часовня одного из направлений альтернативного православия в деревне Полупочинки. Фото Юлии Крашенинниковой

Соседствуя с приверженцами радикального православия, монастырь оказывается в неоднозначном положении. Его официальная позиция сводится к дистанцированию от эсхатологических и иных радикальных настроений. Как сформулировала её нам представительница обители, «мы придерживаемся той позиции, которой придерживается Церковь. Мы ждем прихода Христа, а не Антихриста». Тем более что сторонники скорого конца света нередко фокусируются на критике монастырской жизни: публично обвиняют насельниц в грехах, отвергают современный вариант обустройства святой Канавки и порой даже выражают сомнение в подлинности мощей Серафима Саровского.
В то же время, монастырь мирно сосуществует с такими верующими, примерами чего служат уже упомянутые ритуалы царебожников на его территории, а также трудоустройство радикальных переселенцев. Кроме того, сама обитель также притягивает людей, разделяющих эсхатологические взгляды, и среди насельниц встречаются те, кто проповедует идеи «отказников».

Они как-то спасаться собираются оригинальным способом. В наш храм они не ходят. Где они молятся — не знаю, там какие-то раскольники-попы, отрешенные от сана. (…) Набор идет всех выражений и понятий из интернета. Они как под копирку всё одно и то же говорят.

Представительница монастыря

На территории монастыря ко мне подошла монахиня и рассказала: «Настают страшные времена. Новый паспорт брать нельзя, получившие порабощаются Антихристом. Старые тоже грешные, но можно покаяться. Но в паспортных столах ещё остались христиане. Они по свидетельству о рождении или старому паспорту выдают тождество. Только надо приложить старую фотографию, потому что новая фототехника ставит метку».

Из дневника Артемия Позаненко

Воспитание посетителей

Хотя монастырь по определению — закрытое, изолированное от внешнего мира учреждение со своим уставом, значительную часть его жизни занимает работа с посетителями. Здесь умеют эффективно управлять людскими потоками, поддерживать чистоту и порядок, а также извлекать практическую пользу от визитов посторонних. Не случайно пользователи соцсетей называют Дивеево самым популярным местом для паломнических поездок в России.

Однако многие люди, желающие приобщиться к святыням, на деле плохо осведомлены о тонкостях церковного этикета и правилах монашеской жизни. Современный российский паломник, особенно вне специально организованных туров, охотно фотографируется рядом с табличкой «фото-видео съемка запрещается» и не всегда подобающе одет.

Возможно, поэтому здесь так много всевозможных инструкций о подобающем поведении. Они составляют важную часть воспитания посетителя и конструируют его восприятие монастыря с позиций несмышленого ребенка. Ласковые, но строгие письменные обращения предписывают не ходить в неположенные места, не делать предосудительных вещей, учат правильно писать имена в записке и заказывать требы, прикладываться к мощам, окунаться в святой источник.

Инструкции для паломников на источнике Серафима Саровского. Фото Юлии Крашенинниковой

При этом наставления не тождественны запретам. Когда посетители монастыря становятся главной его ценностью, к их чересчур мирскому поведению начинают относиться снисходительно. Происходит то, в чём сторонники радикального православия видят признаки утраты духовности обители: «В неподходящей одежде теперь только в храм нельзя, а в монастырь можно. Люди «Подмосковные вечера» пели на территории, а их не трогали».
Элементом воспитания посетителя являются и экскурсии по территории монастыря. Экскурсовод нашей группы демонстрирует незаурядный артистизм, рассказывая о чудесах, которые случались здесь с монахинями и верующими. Вместо информации об истории места мы получаем поучительные рассказы, которые призваны заставить посетителей задуматься о собственном поведении и убедить их в том, что всё происходящее сегодня с монастырем — исполнение пророчеств прозорливого Серафима Саровского.

Прежде проводить экскурсии на территории обители мог кто угодно, однако лет 15 назад «навели порядок», и теперь этим занимается исключительно монастырская паломническая служба. Экскурсии стандартизированные, а экскурсоводам запрещается вступать в дискуссии с членами группы. Об этом нам рассказала бывший экскурсовод, которая теперь работает независимо и вынуждена организовывать свои экскурсии следующим образом: сначала рассказ за чашкой чая вне монастыря, потом молчаливая прогулка по его территории.

Садовые украшения в монастыре. Фото Юлии Крашенинниковой

Народное православие неотделимо от ритуалов, которые складываются вокруг святынь и позволяют «материализовать» и увезти с собой благодать места в виде освященных предметов. В Серафимо-Дивеевском монастыре эти ритуалы до такой степени стандартизированы и сделаны удобными для посетителей, что становятся неотличимы от туристического аттракциона.

В определенные часы в специальной часовне здесь бесплатно раздают освященные сухарики, по завету преподобного Серафима, который любил угощать ими. Как рассказывают, батюшка величайшим грехом считал уныние, и полагал, что сухарики — превосходное от него лекарство. Сухари насыпают из огромного чана, но благословляется брать один пакетик в руки один раз в неделю. Пакетики можно приобрести рядом в специальном киоске по 5 рублей за штуку.

Аналогично организована раздача освященного на мощах лампадного масла, а для желающих увезти со святой Канавки землю построена специальная песочница. У входа в предел Троицкого собора, где находятся мощи, с утра не только модерируют очередь на улице, но и начинают продавать цветы, с табличкой «для батюшки Серафима» (100 рублей за хризантему). В монастырских лавках можно купить и готовые наборы, упакованные на манер миниатюрных косметических принадлежностей: фирменный шоколад, сухарики, масло, земля или сушеная трава с Канавки.

Дверь

Наконец, опытные паломники знают, что правильное времяпрепровождение в монастыре — это не только службы, поклонение святыням и экскурсии, но и бесплатный физический труд на благо духовного учреждения. Трудничество — важный элемент монастырской экономики и религиозного опыта. Желающим поработать обычно предоставляется кров и еда.

В Серафимо-Дивеевском монастыре дают возможность даже экспресс-трудничества. Так, во время нашей экспедиции около трапезной на улице была организована чистка картошки и лука для общего бесплатного обеда. Специальные люди ходили в толпе и приглашали всех желающих немного поработать, потому что «батюшка Серафим завещал трудиться». Два десятка паломников сосредоточенно работали кухонными ножиками и делились личными историями и советами, как сделать посещение монастыря максимально эффективным.

Местные и приезжие

По подсчетам монастыря, в год в Дивеево приезжает примерно миллион паломников. Причем прогнозируется дальнейший рост в связи с развитием паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров». Значительная часть визитов приходится на дни почитания Серафима Саровского и общие религиозные праздники.

Этот поток обслуживает разветвленная инфраструктура временного размещения: гостиницы вип-уровня, построенные инвесторами из Москвы, частные гостевые дома эконом-класса, монастырские объекты для проживания паломников, а также местные жители, которые сдают комнату, койку или даже место на сеновале непритязательным приезжим. Иные сами в тёплое время года готовы спать в гараже, чтобы своё основное жильё максимально выгодно сдавать в аренду.

Сегодня людской поток к монастырю — основной источник дохода местных жителей, помимо работы в бюджетных учреждениях. Однако то, как сельчане общаются с паломниками, сложно назвать полностью коммерчески или клиент-ориентированным, в отличие от других туристических мест. Так, продавщица в сувенирной лавке, отвечая на вопрос посетительниц, действительно ли сами монахини делали браслеты, простосердечно говорит: «Нет, эти — из Китая, но вам какая разница, если крест на них есть».

Свечи — самый ходовой товар стихийной уличной торговли около монастыря. Фото Юлии Крашенинниковой

Кроме туристов и паломников, которые прибывают проездом или на длительный срок, чтобы потрудничать, многие переезжают сюда на постоянное жительство. Сам монастырь в отношении села тоже выступает как «чужак»: не только как воплощение иной, несветской культуры, но и просто потому, что все сестры — приезжие. По оценкам информантов, более 40% жителей Дивеевского района — разнообразные переселенцы.

Здесь много людей не просто воцерковленных, но так или иначе связанных с монастырем родом занятий: порядка 500 насельниц и 1500-2000 мирских работников монастыря. Помимо этого, в селе приобретают дома священники и работники других монастырей, чтобы останавливаться во время праздников или командировок.

Встречаются и малые предприниматели, которые успешно интегрировались в туристическую инфраструктуру. Они привносят в село новации, выдаваемые за традиции, например, выпуская особые дивеевские пряники.

Заметную долю также составляют люди, которые переселились из-за эсхатологических ожиданий и пытаются жить натуральным хозяйством. Многие из них обустраиваются в деревнях Дивеевского и даже соседних районов.

Изначально Дивеево стало местом притяжения сторонников скорого конца света главным образом из-за пророчества Серафима Саровского о том, что монастырь спасется благодаря святой Канавке: «И как Антихрист придет, везде пройдет, и канавки этой не перескочит». Переселение не в сам райцентр, а в деревни подкреплено относительно новым поверьем, что благодать от Канавки распространяется в радиусе нескольких десятков километров, а старцы будто бы и вовсе благословили селиться именно в окрестностях.

К идейному обоснованию добавляется очевидная материальная причина — в Дивееве дорогое жилье. Дома выставляют на продажу по ценам от 3 до 13 миллионов рублей. Например, мы беседовали с пожилым мужчиной, который пытался продать за 10 миллионов обычный деревянный дом постройки 1950-х годов, расположенный в 15-20 минутах пешего хода от монастыря. При этом он переживал, что занижает цену, и надо было бы выставить ценник в 13 миллионов (то есть по стоимости трёхкомнатной квартиры в хорошем спальном районе Москвы). Некоторые местные жители даже стали специально строить дома на продажу, рискуя погореть в случае оскудения потока переселенцев.

В деревне же можно купить хороший дом за 700 тыс. – 1,5 млн рублей. К тому же там много пустующих, заброшенных домов с неопределенными правами собственности. Поэтому населенные пункты около Дивеева тоже всё более наполняются приезжими и развиваются за счет них. В близлежащей Осиновке, по словам информантов, в пяти дворах живут местные, остальные занимают переселенцы. В другой деревне из коренных жителей осталось двадцать человек, и более ста — приезжие, в основном многодетные.

Небогатые переселенцы — это не только люди без документов или ожидающие конца света, но и просто воцерковленные, перебравшиеся жить поближе к благодати. Обычно решение о переезде принимают спонтанно и при содействии духовника. Именно влиянием духовников можно объяснить нетривиальную географию приезжих: в интервью упоминались Сибирь, Дальний Восток и, особенно часто, Молдавия, Приднестровье, Западная Украина, Донбасс и юг России. Часто у таких людей на малой родине остаются родственники, помогающие им материально, и духовники, к которым они периодически ездят.

У нас одна женщина работает, она жила в Одессе, семья, дом. Однажды духовник сказал: собирайся, поезжай в Дивеево. Что можешь в руках увезти — вот с этим и езжай. То есть всё хозяйство она оставила и приехала сюда. Купила себе малюсенькую хибарку, которую до сих пор не может никак восстановить. И она счастлива.

Представительница монастыря

В этой среде переселенцев идет заметный процесс маргинализации, во многом из-за жизненных установок самих верующих, а также потому, что у них нет опыта деревенской жизни и ведения сельского хозяйства. Они с трудом обустраиваются в новой для себя среде.

Одни приезжие сочли, что петушку холодно, занесли в скотный двор и свечку ему поставили — дом сгорел. Другие достали угли из печки, чтоб не угореть, и кинули на двор — дом сгорел.

Местный чиновник, цитата по дневнику Артемия Позаненко

Люди без документов оказываются наиболее уязвимыми, поскольку даже приобретая жилье, они не имеют возможности оформить его должным образом и сильно рискуют.

Они купили здесь дом, а пять лет назад его у них отобрали. Отобрала хозяйка, которая продала им его по расписке, потому что у них не было документов. Дом был на них не оформлен, и она просто забрала его обратно.

Из дневника Артемия Позаненко

Свою роль играет и политика монастыря. Мы неоднократно слышали истории людей, которые перебрались в Дивеево еще в 1990-х годах и долгое время жили и работали при монастыре, однако впоследствии из-за отсутствия документов, из-за «недостаточного смирения» или по другим причинам монастырь отказывал им в помощи. Они были вынуждены переезжать в близлежащие деревни, подрабатывая при местных храмах или занимаясь натуральным хозяйством. Некоторые оказывались на улице, собирая милостыню у стен монастыря.

Около обители ранее находился частный сектор. Теперь здесь жилой фонд монастыря. Фото Артемия Позаненко

Наплыв паломников и переселенцев влияет не только на экономическое поведение местных жителей, но и на малозаметные бытовые практики. Например, жители улиц неподалеку от монастыря «приватизируют» пространство общего пользования: дополнительно отгораживают клумбами или вкопанными в землю автомобильными шинами территорию между дорогой и своим забором, чтобы паломники и туристы не ставили там автомобили. Старожилы предлагают вычислять переселенцев по глухим заборам, которые раньше здесь были не приняты.

Дополнительная клумба у частного дома. Фото Юлии Крашенинниковой

Несмотря на то, что первая волна приезжих в современной истории села пришлась еще на начало 1990-х годов, разделение между ними и коренными жителями Дивеева сохраняется до сих пор. Старожилы за глаза называют переселенцев «подолами» или «черными юбками». Местные, если и ходят на службу, то обычно в приходской храм, а территорию монастыря посещают в основном как парк, чтобы «прогуляться».

Бюджетные учреждения стараются не брать на работу приезжих, а монастырь — местных. Даже подряды на строительные и иные профессиональные работы в обители получают не местные фирмы. Похожая ситуация в образовательных учреждениях: только единицы из числа местных детей учатся в монастырской школе, которая выдает аттестат государственного образца. В государственной школе много детей приезжих, там учатся даже дети священников, служащих в монастырских храмах. Однако есть деление по классам: два класса для местных и два класса для приезжих на параллель. Также учителя из общеобразовательной школы не работают в монастырской школе. Негласная селекция действует и в детских садах.

Работу найти здесь очень сложно. Дивеевские не принимают приезжих на работу туда, где есть гарантированная зарплата. Где государственная работа — это только дивеевские жители. Приезжих они недолюбливают, называют их «замоленные». Как ни странно, в Дивееве живет очень много людей, которым монастырь-то и не нужен.

Представительница монастыря

Они все ходят, и читают и читают, и бубнят и бубнят. Чего они бубнят? Молитву что ли читают? Или заколдовывают нас тут всех?

Местная жительница, цитата по дневнику Юлии Карпич

К переселенцам из числа радикальных верующих тем более относятся настороженно. Местные воспринимают их как маргиналов, а иногда — и как больных «физически и морально». В первую очередь потому, что такие приезжие поучают окружающих богоугодному поведению. В остальном же радикальные верующие живут обособленно, поддерживают близкие отношения только со своими идейными сторонниками и очень редко влияют на мировоззрение коренных жителей.

Ну, они же говорили, что вот чипы будут, как…в паспортах — дьявольский номер. У каждого…много же, кто уже чипованный. А это значит, что уже человек затычкованный. Так живёшь свободно — куда захотел, туда пошёл. А так — везде под наблюдением, под присмотром. И они наберут себе рабов. Щас можно: карточку приложил — там всё в ней: и зарплата твоя, и где ты работаешь, как родился, где крестился, размер ног, размер сапог, номер противогаза, ну и так далее.

Коренной житель деревни в одном из соседних районов

В то же время, между отказавшимися от документов и местными постепенно складываются отдельные практики конструктивного взаимодействия. Например, продавцы в продуктовых магазинах отдают списанный товар просящим. Сотрудники государственных инстанций, пользуясь оговоркой в нормативных документах про «иные документы, удостоверяющие личность», по возможности оказывают необходимые услуги даже тогда, когда посетитель предъявляет вместо паспорта так называемую «справку о тождестве» (заверенную нотариусом справку о тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии). В больнице принимают пациентов без полиса ОМС. Почтальон может по старой памяти выдавать пенсии без предъявления документов.

В целом, переселенцы всё больше определяют коллективный портрет сельчан. Именно благодаря многодетным приезжим здесь растет численность населения, и муниципалитет получает дополнительные ресурсы для развития социальной инфраструктуры. Одновременно дороговизна жизни в туристическом месте, активное расширение территории монастыря, приток странных людей и непривычная культура переселенцев подталкивают коренных жителей Дивеева и его окрестностей продавать свои дома и уезжать туда, где поспокойнее. Благодаря выросшим ценам, местным удаётся взамен проданного в селе жилья купить квартиру в Арзамасе или Нижнем Новгороде и тем самым реализовать мечту многих селян о собственном жилье в крупном городе. Это только ускоряет тенденцию последних лет — приезжие всё больше и больше вытесняют местных.

Авторы: Юлия Крашенникова, Артемий Позаненко
Фото: Артемий Позаненко, Виктория Кулешова, Юлия Крашенинникова

Источник публикации