Для кризиса подросткового возраста характерно



Трудный возраст: особенности протекания подросткового кризиса у лиц с ОВЗ

Всякий возрастной кризис — это временное состояние, во время которого разрушаются старые привычные формы поведения, приоритеты и эмоциональные связи, чтобы через какое-то время их место заняли другие, соответствующие новому этапу развития.

Переход ребенка от детства к отрочеству — время потрясений для любой семьи. Родители сталкиваются с тем, что их милый, послушный и уравновешенный школьник превращается в чудовище (иногда дикое, иногда симпатичное), начинает вести себя необычно, желать странного, требовать к себе особого отношения, грубить и демонстрировать всплески разнообразных эмоций.

Если здоровый ребенок требует к себе в этот период пристального внимания, то особый, всегда нуждающийся в большем участии родителей, и в этом случае вызовет необходимость учитывать не только типовые, но и специфические потребности.

Многие специалисты связывают трудности возрастных кризисов с образом будущего, со сформированностью/несформированностью и положительной/отрицательной оценкой себя на следующем возрастном этапе. Предполагается, что когда ваш ребенок приходит к кризисному возрастному этапу, он осознает, что жить по-прежнему уже не может, даже если ему этого и хотелось бы, испытывает по этому поводу стресс. В подростковом возрасте одним из показателей того, что детство прошло, является массовое изменение интересов и потребностей сверстников.

Вчера друзья и подруги были с тобой, вы были заняты учебой и игрой, у вас были общие темы для шуток, общие радости и горести. А сегодня они разбежались по другим компаниям, интересуются непонятно чем, устанавливают между собой сложные отношения, приглашают друг друга на свидания, на предложения поиграть смотрят с недоумением, обсуждают что-то между собой — без тебя. Это вызывает растерянность и гнев, но через какое-то время ребенок обнаруживает, что этот новый мир и новые обстоятельства не так чужды ему, как казалось раньше, он принимает необходимость перехода на следующий этап жизни, более того, он формирует такой образ нового себя, к которому он или она хотел бы стремиться. Мальчик примеряет на себя мысленно роль крутого и дерзкого подростка, и это начинает ему нравиться. Девочка не против превратиться из маленькой школьницы в красивую юную девушку, пользующуюся успехом среди сверстников. Следствием положительного отношения к себе будущему становятся стихание эмоциональных бурь, сглаживание противоречий и собственно первые шаги к своему новому образу — освоение новых ролей, смена имиджа, поиск тех, кто примет их на этом этапе в качестве объектов дружбы и любви.

Подросток, находящийся в более сложной ситуации развития, чем его сверстники, как правило, менее успешен в построении образа своего будущего. Иногда это зависит от особенностей и темпа его психо-эмоционального развития, связано с объективными ограничениями мыслительной деятельности, если таковые имеются. В других случаях это связано со средой, в которой развивается подросток. Если среда неизменна и ограничена кругом семьи, если потребности в новых отношениях не возникает, потому что родные и близкие продолжают обращаться с подростком как с маленьким, опекать его и контролировать, а возможности общаться со сверстниками редки или отсутствуют, то потребности в новом образе не возникнут, а переход на новый этап задержится. Во многих случаях подросток с ОВЗ имеет помимо возрастных трудностей и жизненные, например: сложные отношения в семье (вызванные состоянием его здоровья или личностными кризисами родителей); материальные трудности (ограниченные возможности и особые потребности одного из родных нередко снижают качество жизни всей семьи); отсутствие многих явлений, доступных сверстникам (объективные обстоятельства здоровья и физического состояния, отсутствие возможности жить вместе с родителями либо круга общения) и др. Все эти обстоятельства заставляют подростка в лучшем случае фиксироваться на актуальном состоянии как на своем максимуме, «меньшем из зол», либо сталкиваться с тем, что образ будущего непривлекателен, негативен, нежеланен.

Это приводит нас к двум вариантам осложнения возрастного кризиса у подростков с ОВЗ: инфантилизации либо обострению психологических и поведенческих проявлений.

Как правило, инфантильность ребенка не пугает родителей: они довольны тем, что он растет, не доставляя проблем, не бунтует и не требует себе новых прав и свобод. Некоторые родители особых детей даже сомневаются, что подростковый кризис их сыну или дочери полагается, искренне считая, что индивидуальный темп интеллектуального развития или проблемы с органами чувств, соматикой или подвижностью автоматически освобождают их ребенка от всего того, с чем сталкиваются его здоровые сверстники. То, что сыну или дочери требуется больше помощи и внимания, чем среднестатистическому подростку, то, что он выглядит не так, как родители привыкли представлять себе тинэйджера, то, что в силу объективных обстоятельств подросток не может экспериментировать с поисками своего взрослого «я», — не позволяет мамам и папам всерьез задуматься о том, что они не просто не замечают изменений, а жертвуют развитием своего ребенка в угоду устоявшемуся быту, своему спокойствию, своей возможности контролировать ребенка как можно дольше.

Но у предсказуемости, ласковости и готовности к послушанию вашего ребенка, чьи сверстники уже не чувствуют себя детьми и доставляют родителям беспокойство, есть и обратная сторона, чрезвычайно актуальная для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, — их потрясающая несамостоятельность. Что бы ни стало причиной этого явления — ваша позиция, собственный страх ребенка перед взрослением или склонность семьи изнеживать, жалеть его, вместо того чтобы стимулировать к новым достижениям, результат — инфантильная, потребительская позиция подрастающей личности, паралич воли, затянувшееся детство, не дающее толчков к развитию, реабилитации, социализации. Если вам как родителю кажется, что отказывать ребенку с особыми потребностями в помощи и подталкивать его к самодостаточности нехорошо, негуманно, задумайтесь о том, чем обернется ваша опека и гуманизм для него, когда вы не сможете о нем заботиться.

Как бы то ни было, природа берет свое, — и ребенок, какими бы ни были его физические ограничения и специфика развития, растет. На определенном этапе в ход вступают биологические механизмы взросления, и с ними у особых подростков бывают проблемы деликатного характера. Подростки, не испытывающие проблем со здоровьем, могут направить возрастающую сексуальную энергию в мирное русло, например: заниматься спортом или сбрасывать излишки напряжения в слабоагрессивных потасовках и пикировках со сверстниками; обсудить свои переживания с товарищами; получить информацию о том, в чем состоит и как проявляется интимная сторона взаимоотношений полов (как объективную из заслуживающих доверия источников, так и вымышленную такими же неофитами, но в любом случае дающую пищу к размышлению), и, в конце концов, вступить в соответствующую возрасту разновидность брачных игр с влюбленностями, флиртом, ухаживаниями и прочими социальными экспериментами. Молодые люди с ОВЗ зачастую крайне нуждаются в подобных возможностях, но не имеют их. Круг общения, ограниченный семьей, проблемы с самооценкой и самопринятием, подозрения, что они никогда и никому не понравятся и не найдут себе пары, отсутствие источников информации, значимых для их возраста, невозможность поделиться сокровенным сводят их шансы безболезненно пройти стадию полового созревания на нет.

В тех случаях когда проблемы со здоровьем у подростка не врожденные, а приобретенные в сознательном возрасте, когда у него есть опыт широкого общения со сверстниками, а воспоминания о жизни без ограничений еще свежи, физиологическая перестройка организма и связанные с ней переживания могут заставить школьника уйти в мир фантазий о замечательной жизни, которая могла бы быть. Их диссонанс с жесткой реальностью спровоцирует приступы моральных страданий, которые нередко будут обрушиваться на самых близких в виде эмоциональных всплесков.

Если здоровье и развитие ребенка было нарушено с рождения или раннего детства, если его социальные и коммуникативные навыки развиты недостаточно, если особенности его интеллектуального и личностного развития не позволяют ему общаться со сверстниками в доверительном ключе и обсуждать волнующие его проблемы с товарищами, у подростка может не оказаться сложившихся представлений о том, какие формы сбрасывания сексуального напряжения допустимы и приемлемы в обществе, а какие способны шокировать и смутить окружающих. Не умея и не желая подавлять свои импульсы, такие подростки невольно пугают или вызывают неприязнь у сверстников, доставляют массу неприятностей родителям, которые, отчаявшись убедить сына или дочь (гораздо чаще такие проблемы настигают взрослеющих мальчиков с ОВЗ, но бывают и девочки, эпатирующие сограждан своей сексуальной активностью) оставить эти глупости и вести себя прилично, предпочитают изолировать их от общества, стыдясь их выходок и справедливо опасаясь, что не все случайные свидетели неприемлемого в обществе поведения отнесутся к проблемам их ребенка с пониманием.

Родителям, знакомым с подобными трудностями не понаслышке, надо понимать, что ни стыд, ни гнев не являются адекватной реакцией на происходящее, вы не виноваты в том, что ваш ребенок в силу собственных особенностей слишком откровенен или недостаточно скрытен, и его мысли и действия, продиктованные гормональными перестройками, становятся достоянием общественности. Не виноват и ребенок. Постарайтесь избавиться от ощущения, что он хуже прочих и в этом смысле тоже. Но его безопасность в настоящем и будущем — это ваша ответственность, поэтому если вы сами не в силах объяснить ему, как нельзя себя вести прилюдно и почему, если поведенческие проблемы стали не исключением, а правилом, обратитесь к специалистам. Вы не одиноки, с подобными проблемами сталкиваются тысячи семей, и с помощью врачей и психологов их можно решить не заставляя вашего подрастающего ребенка жить в заточении.

Подростковый и юношеский возраст характеризуется появлением чувства взрослости, готовности принимать ответственность за себя и за других. Это проявляется как в повседневной жизни, так и в планировании своего будущего, профессионального и личного.

Одной из особенностей подростков с ОВЗ, которую отмечают многие специалисты, является специфический взгляд на сферу отношений с противоположным полом. Если подросток не отрицает возможность личной жизни для себя и готов конструировать портрет потенциально подходящего для отношений партнера, в большинстве случаев акцент будет сделан на его здоровье, а в случае допустимости партнера с ОВЗ, его или ее состояние должно быть значительно более легким, позволяющим заботиться о своем любимом. Нередко подобная позиция наблюдается и у взрослых с ОВЗ, которые недвусмысленно выдвигают к потенциальному партнеру высокие требования по здоровью, силе, подвижности и готовности отдавать всего себя уходу за менее адаптированным супругом. Такую постановку вопроса можно понять, и возможности для построения подобных отношений тоже не редкость. Вот только складываются они значительно реже, и не потому, что здоровый партнер не готов прилагать усилия, чаще всего отношениям мешает развиться именно инфантильная, потребительская позиция того из партнеров, чьи возможности ограничены.

Для того чтобы строить отношения — в любом возрасте, — нужно уметь не только отстаивать свои интересы, но и отдавать, ухаживать, заботиться, уметь нести ответственность за другого, быть готовым вкладывать усилия для того, чтобы сделать другого счастливым. При этом намерение ценится выше, чем умение, поэтому отговорки «я не могу ни о ком позаботиться, потому что сам требую заботы» несостоятельны.

Личное счастье возможно лишь для того, кто умеет любить, помогать, заботиться, а не просто ищет возможности воспользоваться чужой помощью и заботой, не предлагая ничего взамен. Именно поэтому родителям подростков с ОВЗ следует помнить о том, что предвосхищая все их потребности, балуя и прислуживая, не позволяя ребенку делать что-либо самостоятельно или заботиться о других членах семьи, мотивируя это тем, что сами они все сделают быстрее и лучше, они оказывают ребенку две дурные услуги: одну в настоящем, другую в будущем. В настоящем они подрывают развитие самостоятельности, самоуважения и адекватной самооценки, а в будущем лишают возможности создать полноценные отношения, крепкую семью, а ведь эта составляющая счастья доступна людям с самыми разными физическими ограничениями и особенностями развития.

Научите ребенка любить и заботиться еще о ком-то, кроме себя.

Подумайте о том, что в жизни вашего ребенка и так немало закрытых дверей. Неужели вы сами захлопнете перед ним еще одну?

Кропивянская С.О.

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • подросток
  • подростковый возраст
Опасности и риски подросткового возраста. Чаcть 2. Депрессия и суицид

Подростку в 12-16 лет приходится сталкиваться сразу с несколькими серьезными задачами: освоиться со своим стремительно меняющимся телом, осознать и принять собственную сексуальность, занять подобающее место в среде сверстников, испытать свои силы и способности, выбрать свой интерес в жизни, определиться с планами на будущее. Любая из этих задач может оказаться травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств. А подросток часто реагирует очень болезненно на трудности и неудачи.

Вместе с тем не любая неудача сразу приводит к депрессии. Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные составляющие эмоционального опыта любого человека. Способность переживать различные чувства, не избегая их и не разрушаясь от этого, является залогом душевного здоровья. И важно найти оптимальную меру родительской вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка.

Какие признаки свидетельствуют о тяжелом эмоциональном состоянии:

  • постоянная вялость, апатия на протяжении значительного времени; «потухший» взгляд, слабоинтонированная речь, «бесцельное» времяпрепровождение;
  • снижение или потеря аппетита, нарушение сна;
  • резкое сокращение общения со сверстниками вплоть до полной изоляции;
  • потеря интереса к прежним увлечениям при отсутствии новых занятий и дел;
  • появление безразличия к собственному внешнему виду (не изменение или ухудшение с точки зрения родителей внешнего вида подростка, а именно потеря его собственного интереса к одежде, облику, производимому впечатлению).

В таком состоянии, если подросток к тому же чувствует себя одиноким, никому не нужным, он может пойти и на экстремальные меры «разрешения» проблемы, в том числе и на попытки суицида. Депрессия в этом смысле гораздо более негативный прогностический фактор, чем агрессия, раздражение, резкие демонстративные угрозы покончить с собой.

Что могут сделать родители в такой ситуации.

Первое. Прежде всего, поговорить с подростком. Здесь очень важна честность и искренность. Скажите о своей тревоге и беспокойстве, о том, как вам трудно видеть происходящие с ним изменения. Спросите, можете ли вы чем-то помочь. Если это уместно, расскажите о собственном опыте, когда вы переживали что-то подобное, когда вам было тяжело и тоскливо. Выразите свою готовность и стремление его понять.

Второе. Если ваш сын или дочь захотят поговорить с вами о своем состоянии и о причинах такой подавленности, выслушайте очень внимательно и бережно. В этой ситуации им нужно понимание и участие, а не советы и утешения. Не стоит говорить фразы «не стоит из-за этого расстраиваться», «это все ерунда», «забудь», «наплюй». Гораздо лучше сказать: «Это действительно трудно (неприятно, обидно, грустно и т.д.). Неудивительно, что ты огорчен (подавлен, расстроен, переживаешь и т.д.)». Зачастую просто возможность выговориться, когда тебя слушают внимательно и сочувственно, приносит значительное облегчение. И еще — не давайте советов, не пытайтесь разрешить эту ситуацию, если только ваш ребенок сам не попросит об этом. Отнеситесь с доверием и уважением к его способности справиться со сложной проблемой. Практические рекомендации — ценная вещь, однако подростки больше нуждаются в ощущении своей собственной состоятельности. Вы поможете больше, укрепив их веру в себя. Желательно прямо об этом сказать: «Я знаю (верю, чувствую…), ты справишься (преодолеешь это)». Бывают исключения, когда подросток в силу возраста или личных особенностей не в состоянии изменить сложившееся положение вещей. И все же нужно очень тщательно взвесить, насколько ваше вмешательство необходимо, и обязательно обсудить это с самим подростком.

Третье. Если ребенок не хочет обсуждать происходящее с вами (это случается довольно часто в силу специфики возраста, а не ваших отношений), подумайте и предложите ему поговорить с кем-то другим, кому он доверяет. Это может быть родственник или знакомый, двоюродный брат, дядя или тренер, учитель. Лучше не настаивать и уж тем более не организовывать встречу помимо желания подростка. А просто предложить это как возможность, позволив ему самому выбрать и человека, и время, и место. Если в ближайшем окружении таких людей не находится, неплохая альтернатива — обратиться за консультацией к психологу. Опять-таки лучше, если он сделает это сам. В крупных городах вариантов много — есть центры, платные и бесплатные, множество специалистов. В небольших городах найти помощь труднее, но возможности телефонной и интернет-связи облегчают процесс.

В случае если все вышеперечисленные признаки сильно выражены и наблюдаются уже давно, необходима консультация квалифицированного специалиста (психолога, психотерапевта, психиатра).

Четвертое. Проводите с подростком больше времени, больше общайтесь, расскажите о своих делах, обсудите что-то для обоих интересное, подумайте о деятельности, которая вас двоих могла бы увлечь. Очень важно, чтобы сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь и понимание, которые не требуют слов и больше проявляются в интонациях, эмоциональном настрое, в простых бытовых действиях.

Так или иначе, подавленность, депрессивные настроения знакомы почти всем, и почти всем удается справиться и пережить такие состояния. В большинстве случаев для этого достаточно, чтобы рядом были чуткие, тактичные, любящие люди.

Ксения Сборщикова, психолог

По мнению Л.С.Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Младший подростковый возраст распадается на 2 фазы – негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Вторая фаза характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Выготский также обращает внимание на сходство негативной фазы у подростков с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления (Выготский, 1984).

Описание кризиса пубертатного (подросткового) периода дано в работе Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой. Самое важное, по мнению отечественных психологов, в том, что в этом возрасте формируется «чувство взрослости» — стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно. И прогноз его более благоприятен. Если же подростков, испытывающий «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса: кризис независимости и кризис зависимости.

Кризис независимости

Его симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».

Кризис зависимости

Его симптомы – чрезмерное послушание. Зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности «я ребенок и хочу им оставаться».

Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризисах присутствуют та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. В силу недостаточной психологической зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослее обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Поэтому повышенно-либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргументированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

Кризис – это тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания жизнедеятельности на оптимальном уровне. Для преодоления кризисных ситуаций изыскиваются новые модели жизнедеятельности.

Психологический кризис рассматривается в справочной литературе как состояние психической дестабилизации и реинтеграции, ведущее к поиску новых адаптационных возможностей.

Психологический кризис сопровождает переход от одного возрастного периода к другому и обеспечивает возникновение нового психического образования, которое снимает данные противоречия, способствует качественно новым возможностям решения поставленных задач.

Основываясь на теории ведущей деятельности, можно утверждать, что центральным психическим новообразованием данного возрастного периода становится самосознание. Это сложное, системное новообразование, имеющее структуру, состоящую из взаимозависимых компонентов: самооценки, ценностных ориентаций, самоопределения.

Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание, как центральное новообразование в психическом развитии ребенка. Впервые ребенок узнает о себе в семье. Именно со слов родителей ребенок узнает, какой он, и составляет мнение о себе, в зависимости от которого в дальнейшем выстраивается отношение с другими людьми. Это является важным моментом, так как ребенок начинает ставить перед собой определенные цели, достижения которых продиктовано его пониманием своих возможностей и потребностей. Потребность в понимании себя характерна для подростков. Самосознание ребенка выполняет важную функцию – социально-регуляторную. Понимая и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени, ребенок начинает осознавать свои индивидуальные особенности (как отрицательные, так и положительные). С этого момента он старается реально оценивать свои возможности и достоинства.

Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, то есть создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичные его поведения, поступки. Так, например, он хочет быть похожим на человека, часто помогающего другим. Старшие подростки чаще не хотят быть похожими на конкретного человека. Они выделяют определенные личностные качества людей (нравственные, волевые качества, мужественность для мальчиков и т.д.), к которым стремятся. Чаще всего идеалом для них выступает человек, который старше по возрасту.

Развитие личности подростка достаточно противоречиво. В этот период дети в больше степени стремятся к общению со сверстниками, формируются межличностные контакты, у подростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.

В это же время ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на окружающий их внешний мир. Эти особенности в психике ребенка перерастают в подростковый комплекс, в который входит:

  • мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей. умений, и т.д.;
  • самонадеянность(подростки достаточно резко высказываются в отношении других, считая свое мнение единственно верным);
  • полярные чувства, поступки и поведение.

Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр.

Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.

Центральным новообразованием подросткового периода является самосознание

Что влияет на самосознание ребенка?

К факторам, определяющим самосознание подростка можно отнести следующие:

  • интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение;
  • понимание своего индивидуального единства и отличия от других;
  • формирование нравственного самосознаия;
  • самоопределение в будущем, выбор профессии;
  • окончательное становление социальных установок (общей системы в целом);
  • своеобразие акцентуации характера;
  • формирование дружеских отношений, появление первой любви, а вместе с ними таких нравственных чувств и убеждений как честность, верность, порядочность.

Именно в этот период развития личности, самооценка ребенка приобретает более адекватный характер. То есть становится самокритичной в норме своего развития. При неадекватном самоотношении мы встречаемся с завышенной или заниженной неадекватной самооценкой.

В этот наиболее сложный и кризисный период в развитии личности, подросток особенно нуждается в помощи и понимании со стороны взрослых. Он хочет быть взрослым и ему нужно дать право на эту взрослость при условии развития самосознания, адекватной самооценки, ответственности, самостоятельности.

Выделяя в развитии личности четыре фактора (отношение к имени, ко времени, к притязаниям, к правам и обязанностям) мы выделяем последний фактор как один из наиболее важных. То есть подростки приобретают право быть обязанными. И в этом особенность и сложность данного периода в развитии личности

Возрастные психологические особенности детей подросткового возраста.

Ковалевский Андрей Николаевич

кандидат педагогических наук,

педагог дополнительного образования,

МАУ ДО ХШ, г. Балашиха

Одним из основных, т.н. критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его — зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

При оценке и интерпретации наблюдаемого поведения подростков в школе, на уроке, в кругу сверстников, педагоги нередко пользуются житейскими представлениями, которые не всегда адекватно отражают истинные причины тех или иных поступков. Поэтому для повышения социальной перцепции (межличностного восприятия), чтобы понять внутреннюю логику поведения подростка и соответственно ей выстраивать межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе необходимо быть хорошо осведомленным о возрастных особенностях и задачах личности подростка, которые обуславливают как его учебную деятельность, так и его межличностное взаимодействие в процессе этой деятельности. Итак, попробуем ответить на вопрос: «Чем же отличается подросток от других возрастных категорий детей?».

Прежде всего, с чем мы сталкиваемся при изучении исследований в области психологии подростков — это с обилием исследований как отечественных, так и зарубежных, посвященных особенностям подросткового периода онтогенетического развития, многие из которых носят так называемый описательный или симптоматический характер. К этим исследованиям можно отнести изучение особенностей подросткового поведения, взаимоотношений подростков с социальной средой, исследования интеллекта подростков, личностных особенностей и т.д. Такие исследования обогатили психологию подростка достаточно противоречивыми научными фактами (феноменологией).

Считается, что подростки отличаются по характеру и поведению от взрослых тем, что, они с одной стороны чрезвычайно сконцентрированы на самих себя, а с другой стороны — способны проявлять впечатляющие проявления альтруизма. Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, однако они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь. Многие ученые указывают, что подобные колебания позволяют подростку, так или иначе, выбрать свой путь в жизни, приблизившись к миру взрослых, что является самой важной задачей на данном возрастном этапе.

Таким образом, эклектический подход при изучении проблем подросткового возраста приводит, с одной стороны, к возникновению многочисленной, труднообозримой, и противоречивой научной фактологии (феноменологии), а, с другой стороны, к невозможности построения психологической теории подросткового возраста, которая способствовала бы как научному анализу, систематизации, и осмыслению исследований в области психологии подростка, так и применению накопленного научного багажа для решения практических проблем, связанных с воспитанием и обучением подростков. Это в свою очередь существенно затрудняет использование.

Чтобы разобраться в сущности научной фактологии при изучении такой психологической реальности, как личность подростка необходимо, прежде всего, обозначить само понятие «подростковый возраст».

Следует заметить, что лишь в определении данного понятия с точки зрения последовательности возникновения в онтогенетическом развитии особых противоречий нет. Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Многие авторы наравне с понятием «подростковый возраст» используют понятие «переходный возраст». Встречаются, однако, исследователи, которые не согласны с мнением, что подростковый возраст является последним до наступления зрелости, и вводят в возрастную периодизацию переходный возраст от подросткового к юношескому, или же ранний юношеский возраст, когда многие авторы отождествляют два этих периода онтогенетического развития, избегая употреблять понятие «юность». Многие исследователи прибегают к более детальной периодизации в границах самого подросткового периода, выделяя при этом ранний подростковый и средний подростковый или старший. Следует обозначить еще одну проблему, связанную с определением понятия «подростковый возраст» — это представление о границах. До сих пор нет четкого представления о критериях на основании которых ребенка можно отнести к уже или еще подростковому возрасту.

Решение этой проблемы, как и проблемы возрастной периодизации развития каждый раз зависит от теоретических позиций конкретного исследователя, которые, при презентации локальных исследований по проблемам подросткового возраста, в основном трудно определимы. Авторы, при описании научных исследований, посвященных проблемам подросткового возраста, как правило, не обозначают ни теории, на основании которой проводилось исследование, ни критериев, на основании которых выявленный научный факт (особенности поведения, интеллекта, отношений и т.д.) относиться именно к подростковому периоду, указывая только на хронологической возраст респондентов. Однако даже хронологическое границы подросткового периода в настоящее время не имеют четкого обозначения. Ф. Райс указывает на факт постоянного удлинения этого периода, обозначая приблизительные хронологические границы от 13 — до 19 лет. На удлинение данного периода онтогенетического развития указывают и другие авторы (Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина и т.д.).

В отечественной психологии схожей точки зрения на определение зрелости, придерживается А.А. Бодалев, выделяя три «ипостаси» зрелости человека, отмечая при этом, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образования, в которых человек выступает как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельности. К ипостасям зрелости он относит: физическую зрелость; психическую зрелость, находящую выражение в сформированности его ума, чувств, воли; личностную зрелость, которая зависима от интеллекта и воли и, главным образом, проявляется в отношениях; и зрелость человека как субъекта деятельности (индивидуальная зрелость). Основной задачей определения границы зрелости, по мнению данного автора является выявление тех характеристик, которые должны быть у человека для осуществления успешной деятельности, формирование у которых происходит на предыдущих возрастных ступенях развития, которые по существу являются результатом воздействий макро-, микросоциумов и природных условий.

Анализ социальной организации процесса социализации подрастающего поколения в наших культурных условиях позволяет установить, что период психосоциального моратория, в течение которого ребенок имеет возможность экспериментировать с целью нахождения социально приемлемой идентичности, т.е. период личностного и профессионального самоопределения приходится на средний и старший школьный возраст. Так как обществом не предусмотрен после- или внешкольный период психосоциального моратория и сразу после окончания школы, юноша или девушка, следуя общественным требованиям, сталкиваются с необходимостью моментального профессионального самоопределения.

Таким образом, подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде устоявшейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми. Значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценка, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности, самопознания. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть множество немотивированных поступков.

Школьное детство и начало отрочества.

Что же характеризует особенности психического, личностного развития школьников на стыке этих возрастов? Рассмотрим эти особенности, используя данные отечественной психологии, выявленные в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.И. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

В этот период происходит существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формам. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., по словам Д.Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим».

Как показывают исследования, развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и к самим себе. К концу младшего школьного возраста у учащихся сформированы такие сложные системные образования как способность к рефлексии, способность к саморегуляции, произвольность. Конечно, эти новообразования проходят только первоначальный этап формирования. В дальнейшем они закрепляются и усложняются, распространяются не только на ситуации, связанные с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Но она продолжает оставаться основной приемлемой, оцениваемой и одобряемой общественной формой организации активности детей. Ее роль и место в развитии детей существенно меняются. Если младший школьный возраст — это своего рода знакомство с учебной деятельностью, овладение ее основными структурными компонентами, то средний школьный возраст — это время овладения самостоятельными формами работы. Время развития самостоятельной интеллектуальной и познавательной активности ребенка. И если в учебно-педагогической деятельности функции педагога и ученика не перераспределены таким образом, что он становиться субъектом собственной деятельности учения, то такое обучение подростка перестает интересовать.

Таким образом, изменение в системе субъект-субъект — объектных отношений может привести к качественному уровню учебной мотивации, направленной не только на получение новых сведений, новых разнообразных знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение самостоятельных способов добывания этих знаний.

Во взаимоотношениях подростков наиболее значимы чувства симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам, оценки и самооценки способностей. Неудачи в общении со сверстниками ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах жизнедеятельности.

Общение субъективно воспринимается подростком, как нечто очень важное; об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Именно в общении со сверстниками берет свое начало формирование ценностных ориентаций подростков, которые являются важным показателем их социальной зрелости. В общении со сверстниками получают удовлетворение такие важные потребности подростка, как стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и собеседника (понять окружающий мир, отстоять независимость в мыслях, поступках и действиях, проверить собственную смелость и широту знаний в отстаивании своего мнения, показать в деле такие личностные качества, как честность, сила воли, отзывчивость или суровость и пр. подростки у которых по той или иной причине не сложилось общение со сверстниками, часто отстают в возрастном личностном развитии и уж во всяком случае, чувствуют себя в школе очень неуютно.

Для взаимоотношений старшеклассников характерно особое внимание к общению с представителями противоположного пола, наличие или отсутствие неформального общения с учителями и другими взрослыми. Общение со взрослыми является основной коммуникативной потребностью и основным фактором нравственного развития старшеклассников. Общение со сверстниками, несомненно, и здесь играет свою роль в развитии личности, однако чувство собственной значимости, уникальности и самоценности может возникнуть у юноши (да и у подростка) только тогда, когда он чувствует уважение к себе человека, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом. Родители и учителя выступают, следовательно, не только как передатчики знаний, но и как носители нравственного опыта человечества, который может быть передан только в непосредственном и даже в неформальном общении. Однако как раз с этой своей ролью родители и учителя фактически не справляются: удовлетворенность учащихся неформальным общением со взрослыми крайне низка. Это свидетельствует о неблагополучном духовном состоянии общества, о разрыве духовной связи между старшими и младшими.

Я считаю, что в современной школе не соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Отсюда у некоторых учащихся подростков и старшеклассников формируются негативные отношения к школе, учению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и развитие личности в таких условиях невозможны. Поэтому создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся одна из главных задач учителя в учебно-воспитательном процессе.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны стремление во что бы то ни стало быть такими же как все, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной смены приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь.

Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Ранее физическое развитие давая преимущества в росте, физической силе и т.п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательных характер, в них проявляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Современный подросток видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых вне зависимости от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественной признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивых характер приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр.

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подростков уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило не может. Отсюда стремление к внешней взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т.д.

Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подросткам важно отвесить тем нормам, которых приняты в их среде. Учитель должен развивать в подростках социальную взрослость путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность.

Ценностные ориентации подростков.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями.

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка, неравномерность физического развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочитой грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию, ибо подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих.

Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами.

Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться. Наблюдаемый сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, вернее ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как общественно ориентированных субъектов.

Экспериментальные данные говорят о том, что у подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. У старшеклассников она имеет место во всех сферах общения, но сильнее всего она проявляется в общении с родителями и другими взрослыми людьми, от которых они зависят.

Подростковый возраст — это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.