Добро и зло философия

МАОУ «Голышмановская СОШ №1»

Конспект урока курса «Основы религиозных культур

и светской этики» модуль «Светская этика»

по теме «Добро и зло» 4 класс

Возраст детей: 10 -11 лет

Учитель: Воробьева Е.А.

Голышманово

Тема: «Добро и зло».

Учитель: Воробьева Елена Александровна

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

1) Способствовать формированию представлений, что в понятии добра выражаются самые важные интересы, надежды, а в понятие зла вкладываются представления о недобром.

2) Способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других.

3) Способствовать развитию речи, творческих способностей и познавательного интереса детей к предмету.

4) Способствовать воспитанию чувства коллективизма и умения работать в группе.

5) Способствовать закреплению коммуникативных навыков.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

УУД, формируемые на уроке:

Предметные: познакомить учеников с нравственными понятиями добро, зло, развивать ответственность за свои поступки.

Метапредметные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Способность к анализу и синтезу информации. Выбор способов решения этических задач. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий.

Личностные: формирование у учащихся осознанного нравственного поведения через знакомство с понятиями «добро», «зло». Поддерживать дружеское взаимоотношение в коллективе, умение решать возникшие проблемы мирным путём. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, наглядно-демонстрационный материал, учебник, приложения для работы групп, белые листы с точкой для рефлексии.

Ключевые слова: добро и зло как основные этические понятия.

Ход урока

Слайд 1

Начиная урок, улыбнемся друг другу и пожелаем здоровья и добра. Я вижу, что вы готовы к работе.

Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Настраиваются на работу. Дети улыбаются друг другу и садятся за парты.

Проверка домашнего задания. (2 мин) Слайд 2-3

Начнём с проверки домашнего задания.

1. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле?

А)эстетика Б)этика В)философия Г)история

2. Что означает слово «мораль»?

А)привычки Б)обычаи В)правила поведения Г) все верно

3. Что означает понятие «культура»?

А) правила поведения Б) хороший тон

В) возделывание земли Г) манеры

На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»

5. Моральные нормы (правила) нигде не записаны.

6. В русский язык слово «культура» вошло в середине 18 века.

Б

В

В

Да.

Нет.

Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

(2 мин) Слайд 4 — 5

— Предлагаю посмотреть мультфильм «Доброе дело» и попробуйте определить тему урока.

А теперь прочитайте высказывания великих людей.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О.Ключевский)

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

(Л. Н. Толстой)

— На какие вопросы мы должны найти ответы?

Смотрят мультфильм

Тема урока «Добро и зло».

Дети читают высказывания известных людей.

Что такое добро и зло? Какого человека можно назвать добрым, злым? Как научиться жить в добре, не совершая злых поступков? и т. д.

Актуализация знаний. (2- 3 мин)

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Продолжите предложения.

Добро – это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, мама…

Зло – это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда…

Подберите однокоренные слова к слову добро.

Подберите однокоренные слова к слову зло.

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

Мы живём с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло.

Улыбка, друзья, помощь другим людям и т. д.

Ненастье, обида, неудача и т. д.

Доброта, добрый, добросердечие, добродетель.

Злость, злоба, злобный.

Тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу, животных и т. д. К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

Дети вспоминают о ситуациях, когда сталкивались со злом и добром.

Открытие нового знания.

А) Словарная работа (2 мин.).

У вас на партах лежат толковые словари. Найдите значение слов добро и зло.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: «Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Работают с Толковым словарём, читают.

Работа с учебником (7 мин)

Прочитайте статью в учебнике на с. 12 -13.

Читают статью в учебнике.

Слайд 6

Что показалось вам самым главным в статье?

Найдите определение добра. Сравните с определением в словаре.

Как надо совершать добрые поступки?

Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил римский философ Марк Аврелий. Прочитайте.

«Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за своё доброе дело?».

Найдите в учебнике слова другого философа, подтверждающие эту мысль.

Приведите наиболее распространённые примеры проявления зла.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.

Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта — пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Это человек с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Зачитывают определения вслух, сравнивают.

Добрые поступки надо совершать сознательно, бескорыстно. Нельзя назвать добрыми и те поступки, которые совершаются из страха перед наказанием.

Читают слова Гегеля.

Физкультминутка.

(2 мин) Слайд 7

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя. Если он добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами, прогоняя его.

А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?

Ответы детей.

Рассказ учителя.

(2 мин)

Одним из главных качеств характера русского человека являлась доброта. В русском сознании всегда торжествовал завет «не помыслить злом». «Доброго вам здоровья», — приветствуют друг друга даже незнакомые люди. «Будьте добры», — обращаясь за помощью, просят прохожего. «Доброе слово лучше мягкого пирога», — учит народная мудрость. Добро должно было царить в доме добрых людей. Добру учили детей с детства. Первые нравственные наставления дети получали прямо из колыбельных песен. С первых звуков материнской песни впитывал ребёнок нотки добра, начинал различать, «что такое добро и что зло». Есть в народе обычай многократного целования новорождённого ребёнка. Мать целует малыша там, где бьётся его сердечко, и говорит: «Будь добрым», целует в лобик и желает «Будь умным», целуя в ножки, желает ему твердой поступи, а в ручки – быть трудолюбивым. Итак, прежде всего мать желает ему быть…

Мысль о том, что человек должен творить добро, входила в сознание наших предков с азбукой. «Аз, буки, веди, глагол, добро» — твердили уста ребёнка. Подсознание же воспринимало: «Я буквы узнаю – творю добро…». Счастливы мать и отец, когда о ребёнке, которого они воспитали, говорят: «Само добро», «Доброго человека вырастили».

Добрым.

Закрепление понятий. Групповая работа.

1 задание (5 мин)

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми, мы станем по – настоящему добрыми.

Дети работают в группе, формулируют и записывают правила на листе.

Слайд 8

Попробуйте соблюдать эти правила. И вы увидите, какими тёплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми. Старайтесь не причинять зла другим людям.

Выступления групп ( по кругу называют по одному правилу).

Помогать людям, защищать слабого, не завидовать, делиться последним с другом и т. д.

2 задание (8 мин)

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, добрее. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать?

1 группа — в классе, 2 группа — на улице,

3 группа – дома, 4 группа — в транспорте, 5 группа — на природе.

Выступления групп.

Обобщение.

(3 -4 мин)

Ну а сейчас, я предлагаю вам проверить полученные знания, выполнив тест (класс тайм)

Рефлексия. (2 – 3 мин)

Слайд 10

Прочитайте притчу о добре и зле.
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?». Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!»
Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Читают притчу вслух.

Как поняли смысл притчи?

Слайд 11 (5 мин)

Превратите свой белый лист с чёрной точкой в прекрасную картину. Используйте только самые яркие и добрые цвета.

Как мы назовём наши работы?

Какое чувство вы испытываете, делая доброе дело?

Дети рисуют.

Добро победит зло. Как прекрасен этот мир.

Делать добро очень приятно.

Итог урока. (2 мин).

Наш урок подходит к концу. Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?

А теперь давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и постараемся быть добрыми.

Ведь делать добро – это здорово!

Ученики высказывают своё мнение.

Что означает понятие зло? Почему его называют многоликим и коварным?

Ответ

Всё, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведёт к нравственной деградации (разрушению) его личности.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь для себя выгоду.

Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, — хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д.

Когда счастье одних людей, их богатство и сила достигаются за счёт несчастья других — это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждёт взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют своё служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п. — всё это и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико.

Как говорит знаменитый приматолог и нейробиолог Роберт Сапольски, если вы хотите понять поведение человека и природу хорошего или плохого поступка, вам придется разобраться буквально во всем — и в том, что происходило за секунду до него, и в том, что было миллионы лет назад. В книге автор поэтапно — можно сказать, в хронологическом разрезе — и очень подробно рассматривает огромное количество факторов, влияющих на наше поведение.
Как работает наш мозг? За что отвечает миндалина, а за что нам стоит благодарить лобную кору? Что «ненавидит» островок? Почему у лондонских таксистов увеличен гиппокамп? Как связаны длины указательного и безымянного пальцев и количество внутриутробного тестостерона? Чем с точки зрения нейробиологии подростки отличаются от детей и взрослых? Бывают ли «чистые» альтруисты? В чем разница между прощением и примирением? Существует ли свобода воли? Как сложные социальные связи влияют на наше поведение и принятие решений? И это лишь малая часть вопросов, рассматриваемых в масштабной работе известного ученого.