Домашние эксперименты

Светлана Николаева
Опытно-экспериментальная деятельность с использованием ИКТ «Правильное питание — залог здоровья»

Тема: «Правильное питание — залог здоровья»

Цель: Формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

Задачи:

Обучающие:

помочь участникам образовательного процесса понять, что здоровье зависит от правильного питания;

формировать представления детей о пользе и вреде продуктов питания, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно;

учить делать умозаключения, строить гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи;

продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие:

развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

воспитывать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему питанию;

воспитывать аккуратность при работе с жидкостями.

Предварительная работа:

материалы и оборудование:

Воспитатель:

-Ребята! Я очень рада видеть вас сегодня такими здоровыми и красивыми! (звук)

— По-моему нам пришло видео-письмо. (включает, на экране Карлсон)

«Здравствуйте, друзья! Обращаюсь к вам из больницы. У меня ухудшилось здоровье, хотя я и мужчина в полном расцвете сил. У меня болит голова, все тело вялое. Доктор говорит, что для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Но я же и так хорошо питаюсь: на завтрак съел пачку чипсов и запил кока-колой. На обед выбрал сосиски с лимонадом и снова чипсы. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров! Прав ли я?».

Воспитатель:

-Ребята, а как вы думаете. Употребляя в пищу такую еду. Карлсон выздоровеет?

— А в обычной жизни, такое может произойти? Что же случается, если мы не правильно питаемся, вам интересно узнать?

-Предлагаю проверить это опытно-экспериментальным путем. Помогут нам в этом инструменты нашей лаборатории, а так же ваши знания и умения, смекалка и догадка.

-Итак. Наш ученый совет объявляю открытым!

Наши исследования будут направлены на изучение достоверной информации о продуктах питания. Вся полученная информация помещается на доске, где мы будем отмечать результаты наших исследований.

-Ребята, вот скажите, кто из вас тоже как Карлсон, любит чипсы?

-А вы слышали, что чипсы очень вредны для здоровья? Говорят, в них очень много соли и масла, которые в больших количествах очень опасны для здоровья человека.

-Вы верите в это? Проверим?

Приглашаю всех пройти в лабораторию! Занимайте свои места, первый объект исследования – ЧИПСЫ (карточка размещается на стенд посередине)

Для опыта мы взяли пачку чипсов «Lay`s».

Опыт первый «Масло в чипсах».

-Попрошу вас положить большой чипс на бумагу и согнуть его пополам, раздавив его на сгибе бумаги. Теперь уберите кусочки чипсов в пустой стакан и посмотрите бумагу на свет. Что вы видите?

(бумага покрылась жирными пятнами).

-Чем это можно объяснить? (чипсы жирные, содержат много масла).

-Много масла полезно или вредно для организма?

— Попрошу результат исследования поместить на доску!

Опыт второй «Соль в чипсах».

-Ваши раскрошенные чипсы, которые находятся в стакане, залейте обычной водой.

-Мы с вами знаем какие свойства воды? (3 карточки на доску): она не имеет запаха, бесцветная, не имеет вкуса.

Пусть она немного постоит, а я тем временем предлагаю вам посмотреть видео-ролик.

Видео «Чипсы горят».

-Ну что ж, мы лишний раз убедились в том, что чипсы содержат так много масла и жиров, что легко воспламеняются (карточка на стенд)

-Ребята, настало время попробовать, или еще говорят –»продегустировать» воду.

-Что вы ощущаете? Какая вода стала на вкус?

-Какой вывод мы можем сделать? (в чипсах много соли)

-Как вы думаете, употреблять много соли полезно или вредно для нашего организма?

Прошу поместить карточку на стенд.

-Ребята, посмотрите на таблицу. Что же мы можем, в целом, сказать о чипсах? (ЧИПСЫ – вредны для нашего организма)

Т. е., (передвигаю картинку к «грустному смайлику») ЧИПСЫ – это вредный продукт питания!

-Ребята, а есть и еще один популярный продукт, который несомненно любят все дети. Это сосиски. О них нам тоже сегодня упоминал Карлсон.

-Ребята, а как вы думаете, может быть, они полезны? Проверим?

Подойдите, пожалуйста к стойке с пробирками.

Опыт первый «Красители в сосисках»

-Давайте возьмем пробирки с водой, опустим туда кусочек сосиски и понаблюдаем, как изменится цвет воды (стала цветная, окрасилась)

-Краситель окрасил воду, следовательно, при употреблении сосисок эти вещества попадают в организм человека, что может вызвать аллергию (карточка на стенд)

— Я предлагаю вам посмотреть очередной видео-ролик, где мы сможем увидеть исследования настоящих ученых о составе сосисок.

Видео «Состав сосиски»

-Как вы думаете, употребление большого количества сосисок полезно или вредно для нашего организма?

-Посмотрите на таблицу. Какой общий вывод мы можем сделать о пользе или вреде сосисок? (постоянное употребление в пищу СОСИСОК– вредит нашему организму) — (передвигаю картинку к «грустному смайлику»)

Игра по типу физ минутки.

Дети ходят по кругу под музыку в центре корзина с продуктами. Как музыка заканчивается, должны взять только полезное или наоборот. если что то взяли неправильно должны объяснить почему этот продукт вреден.)

-Уважаемые ученые! С исследуемыми продуктами мы разобрались.

У меня к вам вопрос: «Как же среди такого разнообразия напитков в магазине выбрать полезные?

Я приглашаю вас за круглый стол. Разбейтесь на группы по 3 человека и займите свои места.

-На столе у вас находятся наиболее распространенные напитки для детей (сок, молок, газ. напиток – «Кока-кола»)

-Я предлагаю вам опытным путем узнать их пользу или вред. Приступаем?

Эксперимент № 1 «Опасность для зубов»

Для этого мы возьмем скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами.Предлагаю скорлупу поместить в свои стаканы: с «Кока-колой», с молоком и соком. На некоторое время мы оставим эти стаканы, займемся следующим экспериментом.

Эксперимент № 2 «Чайный налет»

-Вы все знаете, что от чая на кружке остается налет. Вот кружка из-под чая, попробуем отмыть ее водой. Возьми, Настя, чашку и ополосни ее водой. Налет исчез (Нет) А теперь, предлагаю вам проверить, какой из наших напитков КАК влияет на налет. Налейте в кружки с чайным налетом свои напитки так, чтобы жидкость закрывала полосу от чая. Эти стаканы мы тоже оставим на некоторое время.

-А результаты следующего эксперимента мы сможем наблюдать сразу же.

Эксперимент № 3 «Соседство»

-Нам снова понадобится небольшое количество ваших напитков в стакане. Возьмите обычные конфеты «Ментос», погрузите в стаканы… Ой, что произошло?

(«Кока-кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны, молоко окрасилось, сок – не брызнул и окрасился)

-Да, с некоторыми продуктами напитки не совместимы и получается реакция, похожая на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!

(карточки на стенд)

-А сейчас настало время оценить результаты предыдущих двух опытов.

-Наблюдения первого эксперимента показали, что скорлупа, погруженная в напиток «Кока-колу», потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в молоке и соке, не изменилась.

Сформулируйте мне, пожалуйста, вывод по этому эксперименту! (употребление напитка «Кока-кола» в больших количествах может привести к разрушению эмали зубов.)

-Правильно, красители «Кока-колы» очень стойкие и зубы от них темнеют (карточка на стенд)

-По наблюдениям второго эксперимента мы видим, что следы от чая пропали в стакане с «Кока-колой». Какой вывод сделаем?

Правильно, если «Кока-кола» выводит налёт от заварки, может ли она причинить вред нашему организму? (карточка на стенд)

-Итак, наши эксперименты нам наглядно показали (показ рукой на таблицу, что такие напитки как молоко и сок – совершенно безвредны для организма человека, значит – полезны (передвигаю карточки с изображением этих напитков в сторону «веселого смайлика»).

А что же такое «Кока-кола»? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. Но из чего же она состоит? «Кока-Кола» — это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, вредит нашему организму (карточка с изображением «Кока-колы» двигается в сторону «грустного смайлика»)

-Ребята, мы молодцы! Мы проделали огромную, трудоемкую, а главное полезную исследовательскую работу. И можем сделать вывод, что такие казалось бы безобидные на первый взгляд продукты питания оказывают вредное воздействие на организм человека.

-А в завершении,я хочу вам предложить творческую работу: вам нужно будет заполнить ту часть таблицы, которая осталась пустой карточками с изображением продуктов питания, которые полезны и которые могут заменить вредные.

Например, чипсы используются как перекус. Чем мы можем их заменить? (дети ищут на столе картинки — орехи, фрукты, сухофрукты) (карточки на стенд)

Входящие в состав основного блюда сосиски – заменяем на что? (отварное мясо, рыбу) (карточки на стенд)

-Молодцы! Отлично справились!

-Предлагаю сфотографировать нашу таблицу, в свободное время составить рекомендации к ней, и выслать нашему другу – Карлсону. Пусть выздоравливает!

-А вам, ребята, я хочу сказать,что привычки бывают разные: ВРЕДНЫЕ- употреблять в пищу опасные продукты питания и ЗДОРОВЫЕ.

Я вам желаю, чтобы у вас с детства сформировалась одна привычка – быть здоровым!