Домонгольская культура

Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий вес, что было создано умом и руками людей.

Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т. п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т. д. На самом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.

Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией. Обычно выделяют в качестве отдельных периодов культуру Руси домонгольского времени, культуру XIII—XV вв.— времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII вв. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти XVIII в., середины — второй половины XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв.

Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам.

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. ratio — разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.

В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812г. погиб единственный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по «идейным» соображениям.

Для возрождения памятников старины многое сделали реставраторы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX в., когда выдающийся искусствовед И. Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних наслоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как много столетий назад.

Истоки русского культурного развития

Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении кульру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй половине XII — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западноевропейской романской традиции.

Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем историческою монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности

Письменность и просвещение

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.).

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица — глиняные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре: «Благодатнейшая полна корчага сия».

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи, помози» и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются смешные надписи. «Якиме стоя успе»,— написал новгородец о соседе, уснувшем в церкви, а киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел: «Кузьма-порося». Надпись на стене Софии Киевской, над саркофагом Ярослава Мудрого, помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот — в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких только мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно встретить и хозяйственное письмо («Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова»,— сообщал некий Михаил своему господину), и завещание («Во имя отца и сына и святого духа… се аз раб Божий Михаил пищу рукописание при своем животе»), и письмо, сообщающее о семейной трагедии («Поклон от Настасьи к господину, к моей братии. У меня Бориса в животе (в живых — Авт.) нет…»), и любовное письмо («От Микиты к Ульянице. Пойди за мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух (свидетель — Авт.) Игнат Моисеев») и т. д.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество

От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы — заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения Русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается «Псковская летопись»; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»); летопись Новгорода — это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»).

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, «Ипатьевская летопись» названа так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. «Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Ремесло

Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. По подсчетам академика Б. А. Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью. Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

Архитектура

Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в.,— это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города.

В середине XI в., при Ярославе Мудром, был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31×31 см и толщиной 2,5—4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.

Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5—7 рядами икон. В западной части располагался балкон — хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Различия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены

Схема четырехстолпного крестово-купольного храма:

Схема четырехстолпного крестово-купольного храма
  1. Купол
  2. Столпы
  3. Алтарь
  4. Хоры
  5. Алтарная преграда

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50x50x50 см. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый камень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных деталей и украшений. Характерные черты белокаменной архитектуры — изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий посередине здания.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове — одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на реке Нерли неподалеку от Боголюбова; соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Живопись и скульптура

Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.

Необходимым украшением храмов были иконы (от греч. eikōn — изображение, образ). Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. Владимирская Божия Матерь — одно из совершеннейших произведений мирового искусства.

Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в. — Алимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью. (Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII в.)

Если развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, — яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.

Категория: Билеты по Отечественной Истории на государственный экзамен.

Поможем написать любую работу на похожую тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами, иранскими, другими славянскими народами и государствами.

В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное момент ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианский и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастье. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.

Основой любой древней культуры является письменность. Одним из основных источников развития культуры в Киевской Руси явилась разработанная двумя болгарскими монахами — Кириллом (827 — 869) и Мефодием (815 — 885) — славянская азбука — кириллица. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Новая «собственная» письменность послужила основой бурного развития книжной культуры в Киевской Руси, которая до монгольского нашествия была одним из самых цивилизованных государств средневековой Европы в XI -XIII веках. Рукописные книги светского содержания, наряду с греческими богословскими трудами, становятся необходимым знаком приобщенности к культуре. Книги в эту эпоху держат у себя не только князь и его приближенные, но и купцы, и ремесленники. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.д., текст в них писался «уставом» -напоминающий современный печатный шрифт.

Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории — являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства и сосредоточилось оно в монастырях. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, документов, разного рода устных и письменных исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода вы ступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в. Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет».

Литература — Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати». Нестор создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. В начале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места». Он прошёл путь — до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. И «Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы.

Архитектура. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. — знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя, позже на её месте воздвигнут храм Святой Софии. Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфы — большого плоского кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» — природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены. Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

Искусство. Перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы — солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений. однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество. То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи пре вращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н простоте. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. На Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще. И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

на тему

Культура Киевской Руси

Введение

1 Духовная культура КиевскойРуси

1.1 Фольклор

1.2 Религия

1.3 Литература и письменность

2Материальная культура Киевской Руси

2.1 Строительство и архитектура

2.2 Живопись и искусство

2.3 Быт и развитие ремесел

Заключение

Список литературы

Введение

Культура — совокупность созданныхобществом материальных и духовныхценностей. Принято в связи с этим говоритьо материальной и духовной культуре.Однако это деление условно, посколькукаждое произведение материальнойкультуры является результатом осознаннойчеловеческой деятельности, и, в то жевремя, практически любое произведениедуховной культуры (литературноепроизведение, икона, картина, архитектурноесооружение и т.д.) выражается в конкретнойвещественной форме.

История Киевской Руси берет своёначало с объединения Киева и НовгородаОлегом, соответственно, и культураскладывается в те же века, что и становлениерусской государственности.

Развитие народа шло одновременнопо нескольким линиям — хозяйственной,политической, культурной. Русь складываласьи развивалась как средоточие огромногодля того времени народа, состоящегопоначалу из различных племен; какгосударства, жизнь которого развертываласьна огромной территории. И весь оригинальныйкультурный опыт восточного славянствастал достоянием единой русской культуры.

В данной работе мы рассмотримтакие составляющие культуры, какфольклор, его жанры; религию славян (дои после крещения); литературу и письменность- становление, основные жанры; архитектуруи строительство – типы построек, стилив которых они исполнялись; искусство иживопись – основные виды, уникальныепамятники. Также обратим внимание наразвитие ремесел и быт народа КиевскойРуси.

Всё это мы рассмотрим в периодот образования государства и домонголо-татарского нашествия.

  1. Духовная культура КиевскойРуси

    1. Фольклор

Письменные источники свидетельствуюто богатстве и разнообразии фольклораКиевской Руси.

Главной составной частью русскогофольклора является песня — в ней теснопереплетаются язык и ритм, слово имелодия. С незапамятных времен русскиезапечатлевали в песне весь ход своейжизни: работу и развлечения, радость ипечаль, малозначительные происшествияи великие исторические события.

Обрядовый фольклор включал всебя заговоры, заклинания,свадебные песни, похоронные плачи-причитания,песни на пирах и тризнах. Распространеныбыли и мифологические сказания, отражавшиеязыческие представления древних славян.Таковы песни и пляски, связанные сМасленицей, днем Ивана Купалы,рождественские коляды.

Существовали также формыфольклора, не связанные с языческимкультом, — пословицы, поговорки, загадки,сказки, трудовые песни.

Письменные памятники донеслидо нас множество преданий и легенд ородоначальниках племен и княжескихдинастий, об основателях городов, оборьбе с чужеземцами. Народные сказанияо событиях II– VIвв. отразилась в «Слове о полку Игореве.Предания о борьбе славян с аварами вVIIв. сохранила «Повесть временных лет».

На протяжении многих поколенийнарод создавал и хранил своеобразную»устную летопись» в виде прозаическихпреданий и эпических сказаний о прошломродной земли. Она предшествовала летописиписьменной и послужила одним из еёосновных источников. К числу такихпреданий относятся сказания об основанииКиева, о призвании варягов, о походахна Константинополь, об Олеге и его смертиот укуса змеи, о мести Ольги древлянами многие другие. Летописное повествованиео событиях IX– Xвв. практически полностью основано нафольклорном материале.

К середине Xв. относится возникновение новогоэпического жанра — героического былинногоэпоса, вершины устного народноготворчества. Былины -устные поэтическиепроизведения о прошлом. В их основележат реальные исторические события,прототипами некоторых былинных героевявляются реальные люди. Богатыри всегдаготовы защитить князя и его государство,в них нет подобострастия, каждый из нихизображается как личность со своимсобственным характером. Старший — ИльяМуромец, большой могучий человеккрестьянского происхождения,целеустремленный и бесстрашный. АлешаПопович, сын священника, которыйполагается на свою хитрость. ДобрыняНикитич — боярин, благородный великодушныйчеловек.

Главная тема былин – борьбанарода с иноземными завоевателями, онипроникнуты духом патриотизма. Идеивеличия и единства Руси, служения родинесохранялись в былинах и во временаполитической раздробленности,золотоордынского ига. На протяжениимногих столетий эти идеи, образы героев- богатырей вдохновляли народ на борьбус неприятелем, что и предопределилодолговечность былинного эпоса.

Устное народное творчествопродолжало жить и развиваться и послепоявления письменной литературы,оставаясь важным элементом Киевскойкультуры,

и нередко бывает трудно отделитьраннюю основу фольклорного произведенияот позднейших напластований.

    1. Религия

Дохристианская религия, по старойцерковной традиции именуемая языческой,представляла собой целый комплекспервобытных воззрений, верований икультов, которые, с одной стороны,отражали зависимость людей от окружающейприроды, с другой – служили формойзакрепления и передачи многовековогохозяйственного опыта, конкретныхпрактических знаний, накопленных многимипоколениями.

Славяне представляли мир простои ясно. Для них он единое целое. Мир –космос (природа). В нем все взаимосвязанои всему свое место и время.

Небо и земля виделись славянамкак бессмертная супружеская чета,олицетворявшая мужское и женское начала,мать и отца. С землей был связан культРода, небесного существа, носителямужского начала. Природа соотносиласьс землей-матерью, дающей начало всемуживому миру. Этот культ Рода и Рожениц(дев плодородия и покровительницмладенцев) был наиболее распространенными устойчивым и сохранялся довольнодлительное время, даже после принятияхристианства.

Древние авторы указывают на то,что славяне покланялись огню. Имяогненного бога, которому покланялисьславяне-язычники – Сварог. Это божествопонималось как высочайшее существо,источник огня и света, ходящее по небу.Также покланялись сыну Сварога –Дажьбогу, богу солнца.

Также существовал культ воды.Славяне считали воду стихией, из которойобразовался мир. Они приносили жертвыводе, оставляя свои жертвоприношенияна берегу или опуская в воду, чтобы ихприняла почитаемая священная стихия.

В 980г. князь Владимир Святославовичпредпринимает первую попытку сформироватьсвоеобразный пантеон верховных божествво главе с богом грозы, войны и оружия,покровителем княжеской дружины Перуном.Он хотел поставить на холме кумирыследующих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога,Стрибога, Симаргла, Мокошь

Перун и Хорс считались сыновьямиСварога. Имя Стрибога в славянскоймифологии соотносится с атмосфернымистихиями. Мокошь – женское божество,которая почиталась как «мать урожая»,богиня жизненных благ и изобилия. ОСимаргле существует несколько гипотез,но все они связаны с толкованием числасемь как символа совершенства.

Культы богов дополнялись образамидобрых и злых лесных, водяных и домашнихбогов помельче, а также многочисленнымидобрыми и злыми духами.

Итак, люди и боги в мифологиидревних славян жили в одном мире – миреприроды. Боги были сильнее людей иобладали правом повелевать, поэтомусчиталось необходимым приносить имжертвы, чтобы испросить их милости.Боги, дававшие людям благо, считалисьбелыми (добрыми), а причинявшие вред -черными (злыми).

Сохранение племенных культов,многобожие препятствовали объединениюплемен. И попытка Владимира создатьединый пантеон из наиболее почитаемыхбогов во главе с Перуном и придать емуобщегосударственный характер неувенчалась успехом. Молодое феодальноегосударство нуждалось в соответствующемидеологическом оформлении, в религии,освещавшей социальное неравенство.Такой религией стало христианство сего монотеизмом, иерархией святых, идеейпосмертного воздаяния, развитым учениемо господстве и подчинении, проповедьюнепротивлением злу насилием.

В 988г. христианство былопровозглашено господствующей религией.Но новая религия далеко не сразу былапринята народом. Даже чисто формальнаяхристианизация населения встречаласильное сопротивление. Сначалатолько городские жители принялихристианство более или менее серьезно,в отдаленных сельских районах под тонкимпокровом христианских обрядов язычестводолго сохраняло свои позиции. Результатомбыло так называемое «двоеверие». Людимогли носить кресты и ходить в церковь,но они продолжали отмечать и языческиепраздники.

Жители Киевской Руси получалипредставление о христианствепреимущественно через богослужение(или через церковный обряд в целом). Вдальнейшем объяснения предлагались впроповедях. Проповеди выдающихсясвященнослужителей обычно записывалисьи распространялись среди грамотныхлюдей, количество которых значительноувеличилось к концу одиннадцатого века.

Возможно, самым главным результатомбыло новое чувство моральной ответственностикаждого человека за свои дела и дажемысли, которое поддерживало идея будущейжизни и Страшного Суда. Если человекгрешил, то он и раскаивался, а новыйэлемент внутренней борьбы за лучшее,обогащал его духовную жизнь и религиозныйопыт. Таким образом, в русском характерепроизошла важная психологическаятрансформация.

Трансформация коснулась нетолько личности, но и общества в целом.Понятие индивидуальной ответственностишло рядом с понятием ответственностисоциальной. От церковных лидеров ждалиуказания народного пути. Монастырипревратились в центры того, что можноназвать социальной работой; в нихорганизовывались больницы, приюты, онитакже занимались благотворительностью.Многие князья следовали этому примеру.Образование тоже финансировалось каккнязьями, так и Церковью, и именно Церковьпервой приняла на себя задачу написанияистории нации.

Сострадание было одним из главныхпроявлений христианского чувства на Руси, одним из столпов народнойрелигиозности в сравнении с официальнойтеологией. Даже если человек былпреступником или еретиком, с точкизрения народной религии, страданиеочищало его.

Принятое христианство существеннотрансформировалось под влиянием местныхтрадиционных верований и культов. В тоже время и христианство оказываловоздействие на мировоззрение, подчиняянародное сознание официальной идеологии.

Новая религия способствоваластановлению и укреплению раннефеодальнойгосударственности, упрочению международногоположения Руси, занявшей достойноеместо среди христианских государств.Она содействовала дальнейшей консолидациивосточнославянских племен в единуюнародность, государственному единствувсех русских земель. Принятие христианствапривело к расширению международныхкультурных связей Руси и создало условиядля приобщения её к культурным достижениямВизантии и всего христианского мира.

    1. Литература и письменность

Основойлюбой древней культуры являетсяписьменность. Одним из основных источниковразвития культуры в Киевской Русиявилась, разработанная двумя болгарскимимонахами Кириллом (827 — 869) и Мефодием(815 — 885), славянская азбука — кириллица.Это было историческое событие в областидуховной культуры многих народов.Славянская азбука позволила выразитьи закрепить славянский язык как основуболгарского и будущих русского иукраинского, белорусского и ряда другихязыков. Христианизация Руси в формеправославия закрепила и славянскийязык, явившийся формой развитиясредневековой русской культуры.Византийское православие, котороеутверждалось в Киевской Руси, разрешаломолиться на разных языках и имелосущественное преимущество перед римскойкатолической церковью, котораяпридерживалась жестких ограничений вупотреблении языков для богослужений(древне-еврейский, греческий и латинский).

Новая «собственная» письменностьпослужила основой бурного развитиякнижной культуры в Киевской Руси, котораядо монгольского нашествия была однимиз самых цивилизованных государств Европы в XI -XIII веках. С XI в. в богатыхсемьях стали учить грамоте мальчикови девочек. Рукописные книги светскогосодержания, хроники, историческиесочинения, наряду с византийскимибогословскими трудами, становятсянеобходимым знаком приобщенности ккультуре. Книги в эту эпоху держат усебя не только князь и его приближенные,но и купцы, и ремесленники. Особое местов библиотеке, собранной еще самимЯрославом Мудрым, занимали переведенныена славянский язык книги. Именно они ибыли размещены в Софийском соборе.

Ярким свидетельством широкогораспространения грамотности в городахи пригородах являются берестяныеграмоты. В Новгороде найдены сотниберестяных грамот, говорящих о том, чтов Новгороде, Пскове, Смоленске, другихгородах Руси люди любили и умели писатьдруг другу. Среди писем деловые документы,обмен информацией, приглашение в гостии даже любовная переписка.

Уже в XI в. начинается формированиесобственно древнерусской литературы.Ведущее место среди литературныхпроизведений принадлежало летописям.Крупнейший летописный свод КиевскойРуси — «Повесть временных лет» возник в начале XII в., до нас дошел вдвух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв.Важнейшими темами данной летописи былизащита христианской веры и родной земли.Её автором обычно называют монахаКиево-Печерского монастыря Нестора.Однако по существу это коллективныйтруд, в составлении и переработкекоторого принимали участие нескольколетописцев. Летопись была документомполитическим и потому нередко подвергаласьпереработке в связи с приходом к властинового князя.

В летописи нередко включалисьпублицистические и литературныепроизведения: «Слово о законе иблагодати» митрополита Иллариона(первого митрополита русскогопроисхождения), написанное во второйтрети XI в., «Поучение» ВладимираМономаха, где был создан образ идеальногокнязя, мужественного в бою, заботливогопо отношению к подданным, радеющего оединстве и благополучии Руси.

Одновременно стала создаватьсясобственная житийная литература. Срединих — «Сказание о Борисе и Глебе»,»Жития» княгини Ольги, игуменаКиево-Печерского монастыря Феодосия идр.

В условиях средневековья человекредко покидал родные края. Тем большебыл интерес к далеким странам. Поэтомудля средневековой литературы такхарактерен жанр «хожений», рассказово путешествиях.

2 Материальнаякультура

2.1 Строительство и архитектура

Недаром говорят, что архитектура— это душа народа, воплощенная в камне.К Руси это относится лишь с некоторойпоправкой. Русь долгие годы была странойдеревянной, и ее архитектура, языческиемолельни, крепости, терема, избы строилисьиз дерева. В дереве русский человеквыражал свое восприятие строительнойкрасоты, чувство пропорций, слияниеархитектурных сооружений с окружающейприродой.

Если деревянная архитектуравосходит в основном к Руси языческой,то архитектура каменная связана с Русьюуже христианской. Подобного переходане знала Западная Европа, издревлестроившая и храмы, и жилища из камня. Ксожалению, древние деревянные постройкине сохранились до наших дней, ноархитектурный стиль народа дошел донас в позднейших деревянных сооружениях,в древних описаниях и рисунках. Длярусской деревянной архитектуры былахарактерна многоярусность строений,увенчивание их башенками и теремами,наличие разного рода пристроек — клетей,переходов, сеней. Затейливая художественнаярезьба по дереву была традиционнымукрашением русских деревянных строений.Эта традиция живет в народе и до настоящейпоры.

Мир Византии, мир христианства,стран Кавказа, привнес на Русь новыйстроительный опыт и традиции: Русьвосприняла сооружение своих церквейпо образу крестово-купольного храмагреков: квадрат, расчлененный четырьмястолбами, составляет его основу;примыкающие к подкупольному пространствупрямоугольные ячейки образуютархитектурный крест. Этот образецгреческие мастера, прибывшие на Русь,начиная со времени Владимира, а такжеработающие с ними русские умельцы,применяли к традициям русской деревяннойархитектуры, привычной для русскогоглаза. Но если первые русские храмы быливыстроены греческими мастерами в строгомсоответствии с византийскими традициями,то Софийский собор в Киеве отразилсочетание славянских и византийскихтрадиций: на основу крестово-купольногохрама были поставлены тринадцать главнового храма. Эта ступенчатая пирамидаСофийского собора воскресила стильрусского деревянного зодчества.

Софийский собор, созданный впору утверждения и возвышения Руси приЯрославе Мудром, показал, что строительство— это тоже политика. Этим храмом Русьбросила вызов Византии, ее признаннойсвятыне — КонстантинопольскомуСофийскому собору. В XI в. выросли Софийскиесоборы в других крупных центрах Руси —Новгороде, Полоцке, и каждый из нихпретендовал на свой, независимый отКиева престиж.

2.2 Искусство и живопись

Древнерусское искусство —живопись, скульптура, музыка — с принятиемхристианства также пережило ощутимыеперемены. Языческая Русь знала все этивиды искусства, но в чисто языческом,народном выражении. Древние резчики подереву, камнерезы создавали деревянныеи каменные скульптуры языческих богов,духов. Живописцы разрисовывали стеныязыческих капищ, делали эскизы магическихмасок, которые затем изготовлялисьремесленниками; музыканты, играя наструнных и духовых деревянных инструментах,увеселяли племенных вождей, развлекалипростой народ.

Христианская церковь внесла вэти виды искусства совершенно иноесодержание. Церковное искусство подчиненовысшей цели — воспеть христианскогоБога, подвиги апостолов, святых, деятелейцеркви. Если в языческом искусстве»плоть» торжествовала над «духом» иутверждалось все земное, олицетворяющееприроду, то церковное искусство воспевалопобеду «духа» над плотью, утверждаловысокие подвиги человеческой души радинравственных принципов христианства.Аскетизм и строгость в живописи(иконопись, мозаика, фреска), возвышенность,»божественность» греческих церковныхмолитв и песнопений, сам храм, становящийсяместом молитвенного общения людей —все это было свойственно византийскомуискусству.

И вот, перенесенное на русскуюпочву искусство Византии, столкнулосьс языческим мировосприятием восточныхславян, с их культом природы, солнца,весны, света, с их вполне земнымипредставлениями о добре и зле, о грехахи добродетелях. С первых же лет византийскоецерковное искусство на Руси испыталона себе всю мощь русской народнойкультуры и народных эстетическихпредставлений.

То же произошло и с живописью.Уже в XI в. строгая аскетическая манеравизантийской иконописи превращаласьпод кистью русских художников в портреты,близкие к натуре, хотя русские иконы инесли в себе все черты условногоиконописного лика. Широкое распространениеиконописной, фресковой живописи былохарактерно для Киева, Чернигова, Ростова,Суздаля, Новгорода, Ярославля. Мастераукрашали интерьеры храмов мозаиками ифресками. В киевском Софийском соборев технике мозаики были выполненыподкупольное изображение Христа-Пантократора(Вседержителя) и Богоматери, апостолов.Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Часть фресок посвящена светскимсюжетам: два групповых портрета семьиЯрослава Мудрого, охотничьи сцены,изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы.Самой знаменитой из икон той эпохиявляется «Богоматерь Владимирская»,созданная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописьюи иконописью высокого искусства достиглимастера книжной миниатюры.

На протяжении долгих веков наРуси развивалось, совершенствовалосьискусство резьбы по дереву, позднее -по камню. Деревянные резные украшениявообще стали характерной чертой жилищгорожан и крестьян, деревянных храмов.

Белокаменная резьба в украшенияхдворцов, соборов стала примечательнойчертой древнерусского искусства вообще.

Прекрасной резьбой славилисьутварь и посуда. В искусстве резчиковс наибольшей полнотой проявлялисьрусские народные традиции, представлениярусичей о прекрасном и изящном.

В то же время шло интенсивноеразвитие художественных ремесел. Изящныеукрашения, подлинные шедевры создавалидревнерусские ювелиры — золотых исеребряных дел мастера. Они делалиукрашения, отделывали золотом, серебром,эмалью, драгоценными камнями утварь,посуду, оружие, оклады икон, книги.

Составной частью искусства Русиявлялось музыкальное, певческоеискусство. В «Слове о полку Игореве»упоминается легендарный сказитель-певецБоян, который «напускал» свои пальцына живые струны и они «сами князьямславу рокотали».

2.3 Быт Киевской Руси и развитиеремесел

Культура народа неразрывносвязана с его бытом, повседневной жизнью,как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связанс культурными процессами. Народ ДревнейРуси жил как в больших для своего временигородах, насчитывающих десятки тысяччеловек, так и в селах в несколькодесятков дворов и деревнях, в которыхгруппировалось по два-три двора.

Все свидетельства современниковговорят о том, что Киев был большим ибогатым городом. Здесь сияли своимикуполами златоверхие храмы, поражалиизяществом дворцы князей и видных бояр,здесь же на горе располагались и домабогатых купцов, других видных горожан,духовенства. Дома украшались коврами,дорогими греческими тканями. Отсюдашло управление княжествами, городами,селами, здесь судили, сюда свозилисьдани и подати. В просторных гридницахнередко проходили пиры, женщины сиделиза столом на равных с мужчинами. Любимымизабавами богатых людей были соколиная,ястребиная, псовая охота. Для простоголюда устраивались скачки, турниры,различные игрища.

Своя жизнь, полная трудов, тревог,текла в селах и деревнях, в рубленыхизбах, в полуземлянках с печками-каменкамив углу. Там люди упорно боролись засуществование, распахивали новые земли,разводили скот, бортничали, охотились,оборонялись от «лихих» людей а на юге— от кочевников, вновь и вновь отстраивалисожженные врагами жилища. Долгимизимними вечерами при свете лучин женщиныпряли. Мужчины пили хмельные напитки,мед, вспоминали минувшие дни, слагалии пели песни, слушали сказителей былин.

Наряду с земледелием развивалисьремесла. Древнерусские ремесленникиосвоили сложнейшую технику обработкиметалла. Кузнецы изготовляли лопаты,топоры, серпы, ножи, рыболовные крючки,сковороды, сложные замки и др.

Успешно развивалось оружейноепроизводство: производились мечи ибоевые топоры, шлемы, щиты, наконечникистрел и копий. Русские мастера делаликольчуги из переплетенных железныхколец. Это умение пришло с Востока, вЕвропе кольчуг плести не умели.

Развивались и другие ремесла:гончарное, плотницкое кожевенное,сапожное, портновское, делившиеся, всвою очередь, на множество специальностей.Всего исследователи насчитывают вКиевской Руси до 70 ремесленныхспециальностей.

Заключение

В целом, древнерусская цивилизацияКиевского периода по своим типологическимчертам мало отличалась от раннефеодальныхцивилизаций Западной Европы. Их сближалипреобладающие технологии материальногопроизводства, городской характеркультуры, единообразие многих ценностныхориентаций. Православный характеррусского христианства и тесныеэкономические, политические, культурныесвязи с Византией, определили стилевуюспецифику цивилизации Древней Руси. Впервые века Киевская Русь по многимкультурным, ценностно-ориентационнымчертам можно рассматривать как «дочернюю»зону византийской культуры, хотя побольшинству форм общественного устройстваи жизнедеятельности она была скорееближе к центральной Европе, так что напервом этапе своего становленияроссийская цивилизация уже синтезировалачерты европейской, эллинистическойкультуры и византийской мистики.

Культурные традиции, созданныев киевский период, получили дальнейшееразвитие в эпоху раздробленности, номногие из них не смогли пережитьмонгольское нашествие.