Древний шумер

25.08.2016

Кто первым изобрел письменность? Были ли это шумеры, как считалось до сих пор, или европейцы? Новая археологическая находка может подкрепить приоритет Старого Света.

На вопрос, кто первым изобрел письменность, исследователи древнего мира обычно отвечают, что это были шумеры. Считается, что письменность возникла более 5 тысяч лет назад в южной Месопотамии, жители которой говорили на шумерском языке. С шумерами связывают возникновение цивилизации в долине Тигра и Евфрата — одной из первых в истории человечества.

Дошедшие до нас глиняные таблички с древнешумерским шрифтом, использовавшим пиктографические знаки, то есть символы для изображения объектов, датируются 3200 годом до нашей эры. Из пиктографии развилась клинопись, считающаяся наиболее ранней из известных систем письма.

Открытие века?

Правда, сейчас появились сомнения в этой истории: оказывается, самый древний шрифт в мире появился не в Египте или на Среднем Востоке, а в Европе. На севере Болгарии археологи обнаружили артефакт, который может стать подтверждением этой гипотезы. Во время археологических раскопок примерно в 130 километрах от столицы Болгарии Софии была найдена глиняный фрагмент, который был когда-то частью сосуда, а на нем — изображение различных символов. Очевидно, речь идет о пиктограммах. Директор регионального музея истории города Плевен Володя Попов заявил, что эта находка, возраст которой, как он отметил, оценивается в 5 тысяч лет, является «открытием века» в истории письменной коммуникации.

Если — после тщательного научного изучения — подтвердится предполагаемый возраст плитки, а также тот факт, что на ней изображены древние пиктограммы, она действительно будет считаться одним из древнейших, если не самым древним свидетельством письменности. Поколеблется ли тогда вера в первенство шумеров в развитии письма?

У кого письменность старше

Справедливости ради следует отметить, что это уже произошло: сомнения в том, что именно шумеры были первыми изобретателями письма высказывались, когда в Египте, на королевском кладбище в Абидосе, на сосудах для продуктовых запасов были найдены печати с надписями. Гробницы, в которых они находились, датируются 3320 годом до нашей эры, и надписи, найденные там, являются, таким образом, древнее свидетельств древнешумерской письменности.

У ученых есть этому объяснение: они считают, что ранние письмена шумеров и египтян возникли не независимо друг от друга. Караваны, которые курсировали между Египтом и Месопотамией, перевозили не только товары, но и знания. В процессе этого обмена, во взаимодействии культур, и возникла письменность в этих регионах.

Шумерские пиктограммы

Существуют также древние свидетельства письменности из Китая. Однако самым старым из них «лишь» 3400 лет, то есть они намного моложе шумерских глиняных табличек. Правда, они отличаются особым богатством знаков: в общей сложности, это 5 тысяч символов. По мнению некоторых исследователей, это может означать, что письменность в Китае возникла намного раньше, чем 3400 лет назад. Дело в том, что надписи были найдены на костях животных, которые использовались оракулами для гадания. Поскольку кости — материал органический, можно предположить, что более ранние свидетельства использования письменности в Китае попросту сгнили. Но это только гипотеза.

Надо заметить, что предположение о возникновении древнейшей письменности в Европе считается в ученой среде Германии спорным. Но, например, немецкий ученый Харальд Хаарман (Harald Haarmann) убежден, что в Европе в конце каменного и начале бронзового века, до прихода в нее индоевропейских племен, существовала так называемая «дунайская цивилизация». А у нее была своя письменность уже в 5000 году до нашей эры.

Дунайская цивилизация

В качестве доказательства правильности своей теории Харальд Хаарман приводит, в частности, глиняные таблички из местечка Тэртэрия в Румынии, которые были найдены в 1961 году. Их возраст установили с помощью радиоуглеродного метода датирования: примерно 5300 год до нашей эры.

Ну, а найденная сейчас в Болгарии глиняная плитка может подтвердить это предположение, стать в этом случае настоящей сенсацией. Ведь она будет еще одним, возможно, решающим подтверждением существования «дунайской цивилизации» и «дунайской письменности».

Сокровища древней халафской культуры
Наследие халафской культуры

Немецкий дипломат и археолог-любитель Макс фон Оппенгейм (1860-1946) первым начал раскопки на холме Тель-Халаф — в месте, где раньше располагалось одно из древних поселений неизвестной до той поры халафской культуры. То, что нашла там его экспедиция, поразило ученых всего мира. И поражает сейчас посетителей выставки в Бонне.

Сокровища древней халафской культуры
Древняя культура и предметы быта

В экспозиции представлены не только древние артефакты, но и множество предметов быта народов Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки XIX-XX веков, собранных бароном Оппенгеймом во время его путешествий. Но главными все же, без сомнения, являются древности халафской культуры. И не случайно именно они изображены на фотомонтаже, который стал плакатом выставки в Бонне.

Сокровища древней халафской культуры
500 артефактов

Выставка «Восточное приключение» открыта в Федеральном выставочном зале бывшей немецкой столицы до 10 августа 2014 года. В экспозицию вошло около 500 артефактов из собрания Макса фон Оппенгейма и Пергамского музея в Берлине.

Сокровища древней халафской культуры
Из атташе — в археологи

Барон Макс фон Оппенгейм принадлежал к знаменитой семье кельнских банкиров. После получения юридического образования он отправился путешествовать по Ближнему и Среднему Востоку. В 1896-1909 годах был на дипломатической службе — атташе в немецком генеральном консульстве в Каире. Но здесь большой карьеры не сделал, зато стал всемирно известен как археолог-любитель.

Сокровища древней халафской культуры
Страшные скульптуры

Немецкий дипломат и археолог впервые услышал о загадочном холме с большими статуями грозного вида, случайно найденными местными жителями, от бедуинов. Те испытывали мистический страх перед скульптурами, но показали это место Максу фон Оппенгейму. Здесь он и обнаружил следы древней цивилизации.

Сокровища древней халафской культуры
Дворцы, скульптуры, барельефы

В 1911 году барон Оппенгейм вернулся в Тель-Халаф с экспедицией. Раскопки продолжались два года. За это время были найдены Западный и Северо-восточный дворцы, барельефы с изображениями животных и людей, множество каменных скульптур, остатки крепостной стены и ворот, могильники и культовые сооружения.

Сокровища древней халафской культуры
С разрешения властей

В начале XX века европейцы могли без особых проблем вывозить в свои страны археологические находки, сделанные ими на Ближнем и Среднем Востоке, и выставлять их затем в национальных музеях. Макс фон Оппенгейм получил на это специальное разрешение властей Османской империи (на ее территории находился тогда холм Тель-Халаф).

Сокровища древней халафской культуры
Разрушенный музей

Во время Первой мировой войны Макс фон Оппенгейм работал в немецком посольстве в Константинополе. Позже основал Институт востоковедения в Германии, а в 1930 году — берлинский Музей Тель-Халафа в Берлине. В результате бомбардировок в годы Второй мировой войны музей сгорел дотла, многие его экспонаты были утеряны — как казалось, навсегда.

Сокровища древней халафской культуры
Восстановленные шедевры

К восстановлению этих находок приступили лишь после воссоединения Германии. Реставрация, занявшая почти девять лет, осуществлялась на средства Немецкого научно-исследовательского общества и банкирского дома Sal. Oppenheim. На выставке в Бонне посетители могут увидеть, в частности, реконструкцию портала Западного дворца из Тель-Халафа с оригинальными фрагментами и виртуально воссозданными частями.

Здесь приведена тема обсуждения в одном из постов :

«Эпос о Гильгамеше» — самая древняя книга в мире.

В обсуждении принимало участие несколько человек, и их комментарии были собраны мной в один связанный текст.

Надеюсь, чтение будет интересным.

Глиняная книга «Эпос о Гильгамеше» считается самой древней в мире. Её возраст составляет 4,5 тысячи лет. Она написана на двенадцати табличках, каждая из которых состоит из шести колонок клинописного текста.

Хотя есть и иные точки зрения насчёт того, какой именно текст считать древнейшей книгой.

Но мы сейчас обсудим именно эту тематику о книге о Гильгамеше.

Татьяна:

— Есть мнение, что древние тексты не полностью расшифрованы, или переведены на основе домыслов…

Но это не так. Клинопись давным-давно расшифрована.

Дело в том, что несколько тысяч лет писали именно клинописью на древнем языке.

Шумеры, народ, который создал и клинопись, и книгу о Гильгамеше, уже не существовал, а эта письменность жила. Тогда слишком ценили культуру, чтобы ей разбрасываться.

Таблички делали из глины высшего качества. Это были скорее, глиняные лепёшки прямоугольной формы. После выдавливания на влажной глине нужных записей, таблички заворачивали в глиняный блин — конверт, на котором была печать. Вскрыть незаметно такой конверт невозможно — изнутри отпечатывается текст таблички, который полностью идентичен содержимому.

Поэтому многие таблички дошли до нас в идеальном состоянии — их уберегли конверты.

Помимо эпоса о Гильгамеше у них было очень много другой литературы : тексты песен и молитв, стихи, приключения, любовные романтические сочинения, шутки ( иногда »солёные», для взрослых ), записи законов, таблицы валют и меры весов и т.д.

Клинопись исчезла тогда, когда объём информации превысил человеческие пределы.

Дело в том, что чтобы стать человеком и сделать карьеру, нужно было выучить основные своды правил.

Но за тысячи лет их накопилось столько, что запомнить все не было никакой возможности. Ведь клинопись очень сложна, к тому же тексты были на древнем, исчезнувшем языке.

Выработали буквенное письмо, которое намного упростило процесс обучения.

Виталий :

— А правильно ли относить клинопись к иероглифам? И неужели египетские источники менее древние, нежели шумерские?

Татьяна :

— Виталий, первоначальная, самая известная в науке развитая письменность, именно иероглифическая.

Первая клинопись — это иероглифы.

Египтяне — это смесь жителей Африки и древнего Ближнего Востока.

Учёными уже доказано родство первых иероглифов Древнего Египта и Древнего Шумера. Нет, они — не идентичны, не одно и то же, но основной принцип письменности одинаков.

Древние шумеры первоначально тоже писали на папирусе. Но иракский папирус — это камыш тотора, который вообще не сохранился в этом климате как письменный источник. Ирак — это глина, а Египет — песок. Ирак часто подвергался ливням, и очень серьёзным, ведь именно здесь появилась легенда о всемирном потопе. Она записана и в эпосе о Гильгамеше..

Поэтому официальные и священные тексты стали писать на глине, она-то уж точно не размокнет, и не сгорит во время пожаров в многочисленных войнах. Ближний Восток — это земля войн, они там всегда, тысячи лет…

Египет складывался очень трудно. Сначала возникло государство, где власть над негроидами захватили пришедшие с Ближнего Востока племена. Затем он разделился на две части — Верхний и Нижний, северный и южный, и только потом фараон Нармер объединил эти земли. Это и можно считать началом Древнего Египта , как мы его знаем.

Это случилось тогда, когда Древний Шумер уже существовал.

Поэтому торговые связи привели к заимствованию принципов письменности.

Первая письменность — это, в основном, священные жреческие значки и самое главное — учёт богатства. Это бухгалтерия, проще говоря.

С появлением управления, отдельной армии, которую нужно содержать, и учёта появляется настоящее государство, что и произошло при Нармере.

Виталий :

— Татьяна, так египетская возникла из шумерской или шумерская из египетской? Или просто имеется влияние? И чьи тексты самые древние?

Татьяна :

— Виталий, поскольку предки египтян пришли с Ближнего Востока, они принесли с собой тот культурный багаж, который и позволил египтянам выстроить свою собственную цивилизацию, уже со своими особенностями.

Древнейшие цивилизации в мире, по данным археологии, возникли на территориях современных Ирака, Израиля, Сирии и южной Турции. Это так называемый » Благодатный Полумесяц » — плодородные долины, где было изобилие плодов и злаков, древний Эдем.

Поэтому, когда там разрасталось население, значительная часть людей уходила искать лучшей доли в других местах. С ними шли вожди, воины, жрецы и писцы.

Поэтому племена, пришедшие в Египет с Ближнего Востока, уже обладали зачатками цивилизации.

Самыми древними признаются тексты древнего Шумера.

Виталий :

— Татьяна, а какой текст считается САМЫМ старым? Знаете, всегда интересно, какая гора самая высокая…

Татьяна :

— Виталий, здесь следует уточнить, что понимать под » текстом ».

Если просто надписи, то их возраст около 5 тысяч лет, и это список добра, которое собрал древний шумерский царь в виде дани. Он важен как факт, но абсолютно не интересен для чтения. Сколько кувшинов, корзин, тюков, свертков, камня ( а он в глиняной Месопотамии был ценностью, так же, как и дерево, например ), брёвен и т.д.

То есть — учётная запись из древнего дворца.

Но литературный текст — этот, » Сказание о Гильгамеше »

Так что именно это можно считать самым древним текстом в истории человечества, пока не доказано обратное.

Александр :

— Неужели официальная наука до сих пор считает, что египетские пирамиды были построены самими египтянами, и служили усыпальницами для фараонов? Это же полный бред!

Виталий :

— Александр, а есть иное мнение, разумное?

Татьяна :

— Александр, я много читала, спрашивала у тех, кто там был, интересовалась у преподавателей и учёных.

Нормальные люди не отрицают того, что человек может многое.

Не стоит презирать разум. Это единственное, что есть у человека.

Внутри пирамид есть отметки рабочих бригад, которые это строили. Но внутри есть и брак — например, расколовшиеся или кривые блоки, которые запихали внутрь — типа, и так сойдёт.

Есть там и откровенные недоделки, есть обломки какой-то утвари, следы обедов рабочих, кусочки чьих-то древних опоясаний, которые они обматывали вокруг талии, чтоб грыжа не появилась. А то с грыжей не наработаешь — инвалид уже.

Так что все эти взгляды в «неизведанное»… Ну, кто хочет, пусть глядит. И их прокормят.

А нормальные учёные считают, что человеческий дух, гений и трудолюбие — это величайшая сила в мире.

Потому что если упираться в «неведомое», это значит презирать реальное, настоящее, подлинное.

Но самое интересное во всех древних памятниках — это организация работ. Это гениальный менеджмент.

Судить о нем можно из тех же бытовых записей и бухгалтерской отчётности, по надписям в гробницах, где высшие чины-управленцы помещали надписи-отчёты для богов…

Судить можно по раскопкам рабочих поселков и кладбищ при них.

То есть говорить о том, что люди не могли камни отколоть, а потом ровненько и красиво сложить, это самих себя презирать.

Александр :

— Виталий, в том-то и дело, что других мнений множество, а какое из них верное, не знает никто. А может быть, верного среди них до сих пор и вовсе нет!

Татьяна :

— Александр, всё конкретно. Есть вещи. При большом желании можно их увидеть. Если есть какие-то непонятные предметы, нужно разобраться — для чего они. Например, там какие-то непонятные диски нашли. Долго голову ломали — а что это? Потом обнаружили ещё какие-то детали… А потом увидели, как их кожанными ремнями соединяют, и получилось механическое опахало, проще говоря — древний вентилятор.

Вот фараон с женой отдыхают, а в подвале сидит раб, который ручку крутит, и охлаждает божественных правителей.

То есть не стоит над душой, а доставляет комфорт удаленно.

А некоторые уже целые теории вывели — как будто у египтян были вертолеты.

Вот где опахало, а где геликоптер?! И зачем он им? Они и так неплохо справлялись.

Они больше о загробном мире думали, чем о технике.

Вот почему там техника не развивалась? Да потому что там сотни тысяч рабов и свободных крестьян, подпоясовшись, могли руками все сделать.

Александр :

— Татьяна, я смотрел множество документальных фильмов на эту тему. Окончательный вывод не сделал еще никто. Часто говорится о том, что египтяне использовали пирамиды как усыпальницы, но построили их не сами…

Больше всего меня поразили кадры, на которых вырезанные в породе блоки так и не были извлечены. Ширина пропиленной канавы всего несколько сантиметров, края очень ровные. Речь может идти о здоровенной фрезе, но никак о ручном инструменте.

Татьяна :

— Александр, хорош смотреть рен-тв! 🙂

Они там ради рейтингов готовы наизнанку вывернуться.

Насчёт того, как пилить камень…

Сегодняшние технологии — это просто чуть усовершенствованные древние.

Самый долгий период истории человечества — каменный век, длина которого — два миллиона лет. Неужели за это время невозможно было научиться? Да научились вот.

Просто был такой эксперимент, да в принципе, и не один, когда древними инструментами пытались отпилить такую вот каменюку-блок. Пилили долго, недели две шесть человек. Отпилили — не отличить вообще!

Вот почему ТАКИЕ фильмы редко показывают? Непорядок это.

Так что нам показывают что-то поразительное, но очень уж однобоко как-то.

И это неправильно в корне.

Там в Египте учёные на брюхе ползают, новейшую технику применяют, обгорают на солнце и тепловые удары получают, чтобы правду добыть.

А эти псевдоученые как? Купил билет на экскурсию, походил вокруг пирамид — и давай ваять «шедевру»!

Они ведь официального статуса не имеют, и их в запасники с реальными находками не допускают.

Был случай забавный… 🙂

Один дядечка-псевдоученый ( такой рыженький, в очках, с усами ) приехал в Египет, а там подумали, что он настоящий учёный, и пригласили его в хранилище древностей. Но с условием, что он научно опишет свои впечатления.

Но он — отказался! Сказал — болеет.

Почему? Да просто испугался. Его ведь там будут спрашивать на »языке» археологов. А он-то слышал, конечно многое, и даже в речи применяет, но его могли разоблачить, и в Египет уже просто не пустить.

А ведь он так много на рен-тв выступал и выступает!

Я бы и больная поползла, если бы мне обещали это показать — настоящие древности, которые пока ещё мало изучены. Это ж такой шанс раз в жизни бывает!

Александр :

— Спасибо, Татьяна, рассмешили!!!))) Именно этот рыжий дяденька с усами и в очках фигурировал в том фильме!:-))

Татьяна :

🙂 Ну да, Александр… А потом в соцсетях его друзья постили, как они хорошо отвисали в Александрии на пляже, в ресторане. После такого отдыха — вдохновения полно.

• Итог : древняя история зачастую становится темой дешёвых спекуляций. Отрицание и подтасовка фактов, откровенные домыслы и нагнетание мистики — это приём для выгодной продажи или славы ( весьма сомнительной, но лёгкой ).

История — точная наука, которую многие в наши дни подменяют фактами или откровенными фантазиями.

Фактология любой науки это не некий набор каких-либо сведений, это стройная система выводов.

Поэтому сегодня очень мало людей с истинно научным складом ума, ведь наука трудна, а вот фантазии — довольно впечатляющи, и плодить их может практически каждый.

Знание истории основывается не на фактах, а на системе знаний.

Поэтому сегодня существует некий вакуум в просвещении, а значит есть острая потребность в доступной системе получения точных научных данных.

У истоков цивилизации

Издание:А. Глухов. «Из глубины веков»

В туманной дали веков берет начало эта цивилизация, о существовании которой еще 60-70 лет назад даже крупнейшие специалисты имели весьма смутное представление.

Изучая клинописные таблицы библиотеки Ашшурбанипала, ученые нашли на одной из них упоминание о «тайных шумерских документах». И еще: сам царь, владелец библиотеки, писал: «Для меня было большой радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров».

Что это за страна, что за народ? Уже Ашшурбанипал считал шумерский язык «непонятным», а Геродот — отец истории — вообще ничего не знал об этом народе. Когда в Месопотамии начались раскопки, «народ, который начал историю» (так иногда называют теперь шумеров) стал рассказывать.

На полдороге между Вавилоном и Персидским заливом в иссушенной пустыне с давних времен возвышался холм Варка. Его раскопки, начатые еще до первой мировой войны, возобновились в 1927 году. Ими руководил немецкий ученый Ю. Иордан.

Под холмом скрывался древний город Урук, который существовал на протяжении трех тысячелетий. Совершенно необыкновенные вещи были скрыты в холме Варка. И прежде всего — одна из самых древних глиняных табличек с письменами. Найденные документы относились к середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Следовательно, им пятьдесят пять веков!

Потом были открыты другие столь же древние города. Перед археологами возникли руины храмов и дворцов, предметы домашнего обихода и орудия труда. И — горы глиняных табличек, разнообразной формы и размеров, испещренных клинописью. Из них мы узнаем о политической и социальной жизни древнего Шумера, его экономике и государственном устройстве, о земледелии, скотоводстве, судоходстве, кораблестроении (большинство городов Шумера стояло на берегу Евфрата), столярном, гончарном, кузнечном и ткацком производстве.

Глиняные таблички рассказали нам очень многое о жизни древнейшей цивилизации на Земле. Еще в IV тысячелетии до нашей эры шумеры создали сеть оросительных каналов. За неимением камня они научились изготовлять серпы, горшки, тарелки, кувшины из глины. На их земле не было дерева — они начали сооружать хижины и загоны для скота из тростника, скрепленного глиной.

Шли столетия. Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, плуг, сеялку, парусную лодку — великолепные вехи на пути человека. Научились возводить арки, изготовлять литье из меди и бронзы. Наконец, они создали письменность, знаменитую клинопись, которая распространилась по всему Двуречью. Материалом для письма служила все та же глина!

Шумер славился своими многолюдными городами. В Уре, который одно время был столицей Шумера, насчитывалось до 200 тысяч жителей. Десятки кораблей — из Сирии, Египта, Индии — причаливали здесь. О том, как жили, работали, чем питались люди в те далекие времена, рассказали нам глиняные таблички, извлеченные при раскопках городов древнего Шумера. В религиозном центре Шумера — Ниппуре найдено несколько тысяч таблиц. Они размещались в шестидесяти двух комнатах!

Другим культовым центром был Ур, который на протяжении многих лет изучал археолог Л. Вулли. Клинописных таблиц и здесь оказалось великое множество. Почти четыре тысячелетия пролежали в земле города Л.агаша более чем 20 тысяч табличек. Они были систематизированы и разделены на части по содержанию; это уже была настоящая библиотека.

Внушительной оказалась и «добыча» в древнем Шуруппаке.

Там, близ современной деревни Фара, вокруг которой простираются обширные болота, найдены древние тексты шумерской клинописи. Настоящий клад, который по праву считают библиотекой. Этот клад позволил издать «Список архаических клинописных знаков».

О том, как хранились подобного рода документы, можно судить по находкам в Уруке. Здесь таблички складывались в ивовые корзины. Каждая корзина завязывалась, к ней прикреплялся формуляр, этикетка с надписями. Вот некоторые из них: «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих», «Тростниковая корзина с документами, касающимися мастерской ткачей». Для характеристики документов приведем два текста. Один гласит: «Получены от Дадаги бронзовые сосуды, взвесил их Ур-Шара». Другой: «Сорок пять рабынь послано на один день таскать тростник для починки корабля и для доставки балок для дворца».

Это — документы царско-храмовых хозяйств. Но шумеры оставили и труды по математике, истории, литературные произведения, труды по сельскому хозяйству (были найдены календарь земледельца и классификация растений). Дошли до нас и древние карты. На одной — план города Ниппура: точно даны размеры города, отмечено расположение стен, ворот, важнейших зданий.

Математики умели доказывать теоремы. На одной из табличек, например, изложено доказательство подобия треугольников, на другой — теоремы, известной в науке как теорема Эвклида. Уже во II тысячелетии до нашей эры ученые Месопотамии доказали и теорему Пифагора.

И знаменитый кодекс Хаммурапи, который впоследствии оказал влияние на римский кодекс Юстиниана, начинался в Шумере.

В Ниппуре, среди множества других, найдена табличка с перечнем рецептов. Она довольно большая: 9,5 на 16 сантиметров, на ней уместилось 145 строк текста. Для составления лекарств шумерский врач пользовался продуктами растительного, животного и минерального происхождения. Большинство лекарств — растительного происхождения: они изготовлялись из горчицы, ивы, пихты, сосны. Разводили лекарства пивом, вином, растительным маслом. Любопытная деталь — в документе полностью отсутствуют какие-либо магические заклинания.

Сейчас расшифрованы многие таблички древних шумеров, содержащие записи мифов, пословиц и поговорок. Выяснилось, например, что шумерские сборники пословиц и поговорок на несколько столетий старше известных нам египетских — они записаны более трех с половиной тысячелетий назад. Вот несколько примеров народной мудрости:

Хорошо одетому всюду рады;

Увернулся от дикого быка,

Натолкнулся на дикую корову;

Если страна плохо вооружена,

Враг будет всегда стоять у ворот.

Почтенный возраст имеют и шумерские басни о животных. Во всяком случае они были сложены и записаны на тысячу с лишним лет раньше Эзоповых. А ведь именно Эзопа греки и римляне считали основоположником этого жанра.

По клинописным табличкам, которые сохранились в древних библиотеках, мы можем судить, что уже в то далекое время люди славили свою землю, свои поля: «О Шумер, великая земля среди всех земель вселенной, залитая немеркнущим светом. Твое сердце глубоко и неведомо. Да будут хлевы твои многочисленны, да приумножатся твои коровы, да будут овчарни твои многочисленны, да будут овцы твои бесчисленны».

Сложили шумеры и первый гимн труду, и первую в истории человечества любовную элегию: «Супруг, дорогой моему сердцу, велика твоя красота, сладостная точно мед. Лев, дорогой моему сердцу. Велика твоя красота, сладостная точно мед».

Им же принадлежит древнейшая погребальная песнь: «Пусть твой жизненный путь не исчезнет из памяти, пусть имя твое называют в грядущие дни».

Но самое великое, что создала шумерская культура,— это поэма о Гильгамеше.

Гильгамеш, царь Урука, угнетает свой народ, но затем, заключив дружбу с диким человеком Энкиду, совершает небывалые подвиги. После смерти Энкиду Гильгамеш тщетно добивается бессмертия. Поэма — подлинный гимн человеку, его устремлениям и дерзаниям. В ней ярко выражен интерес к героической личности, а сам герой смело вступает в борьбу с несправедливым порядком, установленным богом. Первые песни поэмы возникли и были записаны в Шумере. Вот первые ее строки (перевод советского ассиролога В. К. Шилейко):

Об увидавшем все до края мира,

О проницавшем все, постигшем все.

Он прочел совокупно все писанья,

Глубину премудрости всех книгочетов.

Потаенное видел, сокровенное ведал,

И принес он весть о днях до потопа.

Далеким путем он ходил, но устал и вернулся.

И записал на камне весь свой труд.

Значит, уже тогда было немало книг, уже тогда «книгочеты» владели премудростью, — были и люди, которые могли прочесть «все писанья».

Открытия следовали одно за другим. И каждое из них — итог огромнейшего труда, результат изобретательности и мастерства. То, что некоторые тексты дошли до нас в более поздних (вавилонских) копиях, то, что они плохо сохранились, — не самое страшное. Многие произведения оказались разъединенными. Большого искусства, например, потребовалось, чтобы из множества осколков клинописных табличек восстановить литературный памятник «Дом рыб». Части поэмы оказались в трех музеях мира: начало — в Стамбуле, середина — в Лондоне, концовка — в Филадельфии. И все же текст этой поэмы удалось восстановить, перевести и прокомментировать. В ней дано описание — и очень поэтическое — многих рыб.

Вот что говорится о скате. У этой рыбы:

Голова — мотыга, зубы — гребень,

Ее кости — ветви пихты,

Ее тонкий хвост — бич рыбака.

Широкое распространение в «Шумере имели всевозможные поучения, споры и диспуты. Ученым нашего времени удалось из имеющихся табличек и фрагментов восстановить поучение, условно названное «Календарь земледельца». Первая строка «Календаря» гласит: «Во время оно землепашец поучал своего сына». Далее идут советы, как получать хорошие урожаи. Они охватывают все виды полевых работ: от орошения почвы до снятия урожая. Все поучение состоит из 107 строк.

Для ведения сельского хозяйства нужно точно знать, когда надо начинать сев. И жрецы Шумера разработали один из древнейших календарей — лунный. Постепенно лунный календарь стал превращаться в лунно-солнечный: месяцы считали по луне, а год — по солнцу.

Из сохранившихся текстов многих диспутов упомянем «Спор между Мотыгой и Плугом», где подробно рассказано, чем занимаются Плуг и Мотыга. Заканчивается текст такими словами: «В споре между Мотыгой и Плугом побеждает Мотыга».

Разумеется, в библиотеках хранилась культово-богослужебная литература: гимны богам и легенды о них, молитвы, заклинания, покаянные псалмы, гадания, предсказания. Наиболее интересны в литературном отношении покаянные псалмы, с подлинным лиризмом отражающие человеческие горести и страдания.

Немецкий музыковед К. Закс заинтересовался глиняной табличкой, которая, относится к III тысячелетию до нашей эры. Кроме текста шумерского предания «О сотворении человека», на ней обнаружены клинописные знаки, которые считают музыкальной записью. По мнению ученого, здесь была записана мелодия для арфы, игрой на которой сопровождалось чтение предания.

Без шумерских библиотек мы намного меньше знали бы о быте, производстве, верованиях древних народов, населявших

Месопотамию. «Все эти книги того времени, — замечает ученый С. Крамер, — нужно было как-то хранить, группировать и содержать в надлежащем порядке. Очевидно, преподаватели и писцы придерживались в этом «библиотечном» деле какой-то системы. Можно заранее предположить, что для облегчения этой работы уже тогда составлялись списки литературных произведений, сгруппированных по определенным признакам». Это может показаться удивительным, но каталоги тоже удалось найти и расшифровать.

.Исследователь держит в руках глиняную табличку. В свое время ее обнаружили при раскопках одного из городов Шумера и отправили в музей Пенсильванского университета. Она невелика по размеру (шесть с половиной сантиметров в длину и около трех с половиной — в ширину) и свободно умещается на ладони. Клинописные знаки заполняют обе стороны таблички. Каждая из них разделена на два столбца. Кроме того, каждые десять строк текста отделены горизонтальной чертой.

«Какая-то неизвестная поэма», — подумал ученый, хотя очень смущали короткие строки и эти горизонтальные черточки. Он снова и снова перечитывал строки, но связного текста не получалось. Читая и перечитывая фразы, он все больше и больше поражался их сходству с первыми строками известных ему произведений. Потом мелькнула догадка, которая при тщательной проверке подтвердилась: это был каталог! Древний писец мельчайшим почерком нанес на табличку названия (а они, как известно, давались по первой строке текста) шестидесяти двух литературных произведений. Двадцать четыре из них дошли до нас. Вскоре в Лувре был расшифрован и второй каталог.

Оба списка сохранили для нас названия 87 литературных произведений. Среди них: миф «Сотворение Мотыги», поучение «Во время оно землепашец», отдельные песни из поэмы о Гильгамеше, поэма «Человек, совершенство богов».

Точное назначение этих двух каталогов пока неизвестно. Может быть, писец составил список перед тем, как спрятать таблички с текстами в хранилище, а может быть, наоборот, расставляя их на полках в «Доме табличек». Неясно, чем вызвана последовательность произведений в списке, и т. д.

Пока о библиотеках Шумера мы знаем весьма мало, но ведь далеко не все таблички прочитаны. Новые исследователи культуры этой древнейшей цивилизации, возможно, откроют и новые каталоги, и новые сведения о книгохранилищах того времени.

Изобретенная шумерами клинопись широко распространилась по странам Ближнего Востока и Малой Азии. Во многих городах найдены собрания глиняных табличек, которые дают представление и о характере книг, и о способах их хранения, и об увеличении фонда древнейших библиотек мира.

Нет необходимости перечислять все эти книгохранилища, остановимся лишь еще на двух, наиболее, пожалуй, примечательных.

Подлинной жемчужиной древней эпохи по праву считают библиотеку царя Ассирии — Ашшурбанипала, который писал о себе: «Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи… И изучил ремесло мудрого Адапа, постиг скрытые тайны искусства письма, я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними. Я присутствовал на собраниях переписчиков. Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны».

Начертаны эти слова, действительно, рукой Ашшурбанипала на двух глиняных табличках. Этот царь две с половиной тысячи лет назад собрал в своей столице Ниневии большую библиотеку. Он собирал ее в прямом смысле слова: рассылал в разные города Месопотамии своих представителей, опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. Многие из них имели приписку, которая подтверждала точность копии: «Согласно древнему подлиннику списано и сверено». Некоторые таблички были очень уж древние, со стертыми знаками, тогда писец оставлял пометку: «стерто», «не знаю».

Судьба Ниневии — столицы Ассирии — известна. Под натиском объединенных войск Вавилонии и Мидии она пала. Город подвергся полному разрушению: «Несется конница, сверкают мечи, блестят копья; убитых множество. Разграблена, опустошена и разорена Ниневия», — писал древний историк. Пожар, бушевавший после этого много дней, завершил разрушение, а пески пустыни засыпали оставшиеся руины.

В середине прошлого века Ниневию раскопал английский археолог О. Лэйярд. Величественные дворцы, огромные храмы, хорошо продуманная планировка — все говорило о высокой культуре народа. Археологи углубились в развалины сгоревшего дворца. Вот две небольшие комнаты. Их пол устлан толстым слоем (полметра!) битого кирпича. Ученый поднимает прямоугольную плитку — на ней виднеются письмена клиновидной формы. Вторая, третья, четвертая — все плитки заполнены ровными мелкими строчками.

Однако Лэйярд открыл только часть библиотеки; большинство книг хранилось в другом месте. Раскопки Ниневии продолжил бывший помощник Лэйярда — О. Рассам, который обнаружил другой роскошный дворец с Львиным залом. Так он назывался потому, что его стены были украшены скульптурными сценами царской охоты на львов. Здесь, в Львином зале, и находилась большая часть библиотеки. Пожар частично повредил книжное собрание — таблички рухнули в подвал и пролежали там 25 веков.

Несмотря на грозное предостережение, начертанное на одной из табличек: «Того, кто посмеет унести эти таблицы… пускай покарает своим гневом Ашшур и Белит, а имя его и его наследников навсегда будет предано забвению в этой стране», глиняные таблички тщательно упаковали в ящики и отправили в Лондон.

Огромного труда потребовала обработка этого книжного сокровища. Ведь все таблички были перемешаны, многие разбиты на несколько кусков; надо было все это прочесть, расшифровать, установить фамилии и географические названия. Гигантская работа! И она была проделана учеными разных стран.

Выяснилось, что здесь хранилась самая разнообразная литература на нескольких языках (в том числе и на шумерском). Результаты астрономических наблюдений и медицинские трактаты, грамматические справочники и летописи ассирийских царей, книги религиозного содержания и мифы. О высоком развитии литературы этого народа свидетельствует «жалобная песнь для успокоения сердца». В ней передано чувство глубокой скорби человека, пережившего большое горе, сознающего свое одиночество.

Значение библиотеки Ашшурбанипала в том, что это, по существу, подлинная сокровищница культурных достижений народов Древнего Востока. Достаточно сказать, что ассирийские библиотекари переписали и сберегли для нас самое выдающееся произведение литературы Двуречья, один из величайших эпосов мировой литературы — сказание о Гильгамеше.

Само открытие эпоса, вернее говоря, небольшой его части, всего одной таблички, вызвало сенсацию в научном мире. Честь открытия принадлежит Дж. Смиту, служителю Британского музея, в прошлом — граверу.

С волнением изучал он клинописные таблички, доставленные из Ниневии. Вот он читает важный документ — историю царствования Ашшурбанипала. Из нее стало известно, как он собирал свою библиотеку.

А вот еще табличка, не цельная, часть ее отбита. Ученый читает строки о всемирном потопе: «Слушай, стена, слушай! Ты, человек из Шуруппака, построй себе корабль, брось свое имущество и спасай свою жизнь! Возьми с собой на корабль по паре всех живых существ». Впоследствии выяснилось, что это была одиннадцатая табличка (из двенадцати) из эпоса о Гильгамеше.

Библиотека в Ниневии содержалась в образцовом порядке, и система хранения книг, безусловно, помогла восстановить и прочитать разрозненные произведения.

Каждая книга имела «библиотечный штамп»: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства».

В библиотеке был каталог. На плитке указывалось название произведения (по его первой строке), а также комната и полка, на которой оно хранится. А к полке прикреплялась этикетка — величиной с мизинец — с названием отрасли знания.

Таблички одной книги хранились в отдельном деревянном ящике. Чтобы страницы не перепутались, на них ставили порядковый номер, а вверху каждой таблички повторялись начальные слова произведения. Книга о сотворении мира начиналась словами: «Прежде то, что вверху, не называлось еще небом». На каждой из табличек этой книги написано: «Прежде то, что вверху». Эпос о Гильгамеше начинался строкой «О все видевшем». И эта строка повторялась вверху каждой из 12 табличек.

Так усилиями многих ученых из глубины веков была извлечена одна из наиболее достопримечательных библиотек древности. И не только извлечена, но и прочитана, переведена и прокомментирована. Каталог этой библиотеки издан в пяти томах в прошлом веке в Лондоне.

Так уж случилось, что история не сохранила сведений о великой державе, которая в свое время была грозной соперницей самого Египта. О ней забыли уже греческие и римские историки. И когда в конце прошлого века оксфордский профессор А. Сэйс прочитал лекцию об этой державе, то его попросту назвали фантазером и выдумщиком. А он, на основании некоторых надписей и записок путешественников, утверждал, что на территории нынешней Турции и северной Сирии жил великий и могучий народ — хетты. В 1903 году вышла его книга — «Хетты, или История забытого народа». И вскоре открытие ученого было неопровержимо доказано.

Историю государства хеттов помогли раскрыть клинописные таблички из библиотеки, обнаруженной немецким ученым Г. Винклером. Это он в 1907 году нашел при раскопках в Богазкее (145 километров от Анкары) более 10 тысяч глиняных табличек. Внимательное изучение этих табличек, составленных на вавилонском языке, породило уверенность — экспедиция находится на земле древней столицы «правителей Хетти». Особое волнение вызвала табличка с письмом фараона Рамсеса II царю хеттов. В нем шла речь о договоре между египтянами и хеттами.

Целыми корзинами приносили Винклеру таблички. Не разгибаясь, с утра до вечера, он читал документы о жизни хеттов, их истории, быте, а их царях и войнах, городах.

Один из участников раскопок того времени пишет, что он увидел «в одиннадцатом отсеке большого храма аккуратно сложенные ряды расположенных наклонно хорошо сохранившихся глиняных табличек. Их положение при находке можно объяснить лишь предположением, что они хранились в архиве, первоначально находившемся непосредственно над этим подвальным складом, и во время пожара сползли вниз». И уже тогда стало ясно, что это самая большая находка после библиотеки Ашшурбанипала. Но это было еще не все: через четверть века из руин извлекли еще свыше 6 тысяч клинописных документов.

Две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как хетты перестали существовать. Однако благодаря памятникам культуры хетты ожили для современного человечества. Мир узнал о существовании и культуре Хеттского государства — могущественного государства, равного Египту и Вавилону. Оно занимало всю Малую Азию до Сирии и существовало на протяжении семи столетий. В свое время хетты покорили Вавилон и сравняли его (для устрашения других народов!) с землей, сломили могущество Миттани, подчинили Угарит — крупный торговый центр на Средиземном море. Страна вела успешные войны с Египтом.

Но не все таблички заговорили. Ученый смог прочитать только те из них, которые были написаны на вавилонском языке.

Язык же других клинописей был ему незнаком. Начало расшифровке языка хеттов положил чешский ученый Б. Грозный. Это было нелегкое дело. Сам Грозный говорил: «Я читаю и перечитываю надпись быть может двести или триста раз, стараясь найти ту ахиллесову пяту, ту точку Архимеда, которая, как бы слаба она ни была, смогла бы сослужить мне свою службу».

Расшифровка хеттского письма дала возможность прочитать вторую часть библиотеки. Основная масса клинописных табличек содержит религиозные тексты — ритуалы, гимны, молитвы, описки богов, описание религиозных праздников, тексты оракулов. К ним по своему характеру примыкают и астрологические памятники.

От вавилонян хетты заимствовали богатую литературу по математике (а «халдейские мудрецы» уже имели формулы для вычисления площадей треугольника, прямоугольника, круга, для определения объема куба, конуса и т. д. Они умели возводить в степень и оставили таблички с квадратными и кубическими корнями).

Хетты имели много трудов по праву; созданный ими кодекс был снабжен многочисленными комментариями, своего рода пособиями для судей.

Из исторической литературы поучительны «Анналы Мурсилиса». Автор анналов — царь Мурсилис — проявил себя как выдающийся писатель. События в анналах строго разделены по годам, а изложение строится по определенной схеме. Другой царь — Хаттусилис — оставил документ, который можно назвать автобиографией. Это одна из первых автобиографий в мировой литературе.

Яркостью изложения отличается молитва одного из царей (Мурсилиса II), написанная в форме письма к богам во время чумы. Представляет особый интерес рассказ Мурсилиса о том, как он лишился дара речи. Это первый в истории культуры рассказ о расстройстве речи. Вообще в молитвах хетты достигли высокого поэтического уровня.

Естественно, возникает вопрос: «Если так писали цари, то как же писали поэты?» Почти все поэтические произведения, как правило, записывались на деревянных дощечках, которые, увы, сгорели при пожаре. Но то, что сохранилось, отличается совершенством. Для примера приведем древнейшее стихотворение в честь бога Солнца:

Солнечный бог небес, человечества пастырь.

Ты из моря выходишь, из моря — сына небес, и устремляешься вверх, к небесам.

Солнечный бог небес, господин мой!

Рожденным людьми и диким зверем в горах, псу, и свинье, и насекомому в поле — всем ты даруешь то, что дано им по праву!

Изо дня в день…

Дошел до нас фрагмент из большого эпоса о борьбе богов за власть. Имя автора нам тоже известно — Киллас, он жил за полтысячелетия до Гомера.

Был у хеттов своеобразный жанр — короткие рассказы, получившие название «записей недосмотров и глупостей». Это — первые критические произведения. В них даны лаконичные портретные зарисовки нечестных чиновников, судей-бюрократов. Есть и история о полководце, заботящемся лишь о составлении победных реляций царю, а не о реальной победе.

В богазгейской коллекции клинописных табличек оказались и фрагменты эпоса о Гильгамеше.

В настоящем очерке не ставилось целью подробно рассказать о содержании глиняных книг библиотеки, книг, в которых отразились: закон и право, религия и медицина, деяния царей и обычаи народа, ритуальные тексты и мифы.

Здесь хочется подчеркнуть одну любопытную деталь: многие книги хеттов имеют авторов. Наряду с именами составителей мифологических, ритуальных, магических текстов нам известно и имя автора большого учебника об уходе за лошадьми — Киккули из страны Миттани. Это древнейшее «руководство по разведению лошадей» содержит 1000 строк текста. Ему свыше 3400 лет.

Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов библиотеки, которая была и архивом. В каталоге имелись указания и на утраченные документы. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это говорит о порядке, который поддерживался в хранилище глиняных книг.

Хаттусас — так называлась столица хеттов — в XIII столетии до нашей эры был полностью уничтожен пожаром. Огнестойкие глиняные таблички сохранились, но большая часть архива, состоявшая из деревянных табличек, навсегда утрачена…

Шумер, Ассирия, хетты. Глиняная табличка. Клинописные значки. Древность. Благодаря глиняным книгам нам стала известна мудрость древних народов, живших на заре цивилизации.

§ 11. Жители и боги Шумера

Земледельцы Междуречья

Между двумя великими реками Передней Азии, Тигром и Евфратом, лежит обширная долина, которая получила название Междуречье. Скудные леса Междуречья были вырублены еще в древние времена. Людей, селившихся здесь, окружали тростниковые болота и плоские равнины. Пейзаж оживляли лишь небольшие рощи финиковых пальм. Почти круглый год в Междуречье стоит нестерпимая жара, солнце выжигает всю растительность.

Но, несмотря на сухой климат и редкие дожди, эта земля привлекала людей своим плодородием.

Почвы Междуречья давали обильные урожаи благодаря разливам Тигра и Евфрата, удобрявшим и увлажнявшим землю. Жители Междуречья одними из первых на нашей планете стали заниматься сельским хозяйством. Как и египтяне, они научились возводить вдоль рек высокие дамбы. Люди соорудили целую сеть каналов, которые служили для орошения полей и для отвода излишков воды во время наводнений. Каналы рыли и для осушения болот. За сотни лет земля Междуречья покрылась сетью оросительных систем. Благодаря своему упорству и трудолюбию его жители век за веком отвоевывали у пустынь и болот все новые земли. Пустынная прежде страна была превращена в цветущий край.

Междуречье в древности

Пользуясь картой и текстом, расскажите о географическом положении и природных условиях Междуречья.

Первые государства Междуречья

Строительство дамб и оросительных каналов требовало напряженного труда множества людей. Земледельцам Междуречья приходилось объединяться в крупные общины. Постепенно эти общины превращались в небольшие государства. Первые из них возникли в Междуречье около 3 тысяч лет до н. э. Центром такого государства был город, правитель которого управлял также земледельческой округой. Возникали подобные города-государства вблизи рек или больших каналов.

Золотой шумерский шлем

Из-за отсутствия в Междуречье лесов и камня, пригодного для строительства, все постройки возводили из глины. Смешав ее с соломой, остававшейся после сбора урожая, лепили большие кирпичи. Поскольку дров для печей было мало, глину обжигали не на огне, а на солнце. Кирпичи были тем материалом, из которого в Междуречье были построены дома, храмы, дворцы и даже стены городов.

Шумерская женщина. Древняя скульптура

Южное Междуречье в древности называли страной Шумер. Ее населяли крепкие невысокие люди с большими темными глазами и длинными прямыми носами. Мужчины брили головы, зато носили длинные густые бороды. Шумеры были не единственными обитателями Междуречья. В северной его части располагалась страна Аккад. У аккадцев, как и у шумеров, со временем образовались свои города-государства. Но возникли они позднее шумерских. Жители аккадских городов-государств переняли многие достижения своих южных соседей.

Аккадцы нередко нападали на шумерские города. Не раз за свою многовековую историю шумерам приходилось защищать родные дома и посевы и от набегов воинственных кочевников. Чтобы обезопасить себя от вражеских вторжений, шумерам пришлось создать сильную армию. Их храбрые воины были прекрасно вооружены. Они имели кожаные панцири, копья, дротики, бронзовые топоры и мечи. Грозным оружием шумеров были боевые повозки – сооружения на массивных колесах, изготовленных из цельного куска дерева. На таких повозках помещались возничий и несколько воинов. В бою они засыпали противника дротиками, поражали копьями.

Письменность Шумера

Одним из величайших достижений шумеров было изобретение письменности. Они придумали ее даже раньше египтян. Правителям городов-государств надо было точно знать, какое количество налогов поступает в казну. Сборщики налогов лепили из глины изображения полученных от населения предметов. Эти фигурки помещали в глиняные же «конверты». Для удобства на каждом «конверте» рисовали то, что там находится. Из этих рисунков и возникла шумерская письменность. Она состояла из нескольких десятков значков, обозначавших как целые слова, так и слоги. Писали жители Междуречья на глиняных дощечках. На них было трудно рисовать сложные рисунки, и поэтому их заменяли условными изображениями из больших и маленьких клинышков. Клинышки выдавливали на сырой глине заостренной палочкой. Затем такую «книгу» обжигали. За свой внешний вид письменность Междуречья называют клинописью.

Клинописная табличка

Ученые нашли множество клинописных табличек. Одни из них содержат деловую переписку, другие – записи сборщиков налогов, третьи – сказки и легенды Междуречья. Самая древняя из них – легенда о царе города Урука Гильгамеше, путешествовавшем в поисках источника вечной молодости.

Сравните письменность Египта и Междуречья. Что между ними общего, чем они отличались?

Боги Междуречья

Жители Междуречья почитали множество богов. Главным из них был Энлиль – отец всех высших сил. Поклонялись богу Солнца Шамашу, а также богине любви и плодородия Иштар. Люди верили, что от ее благосклонности зависит размер урожая. Не меньшим уважением пользовался добрый и мудрый бог воды Эа, питающий влагой поля земледельцев.

В каждом шумерском городе был храм, посвященный тому богу, который считался покровителем города. Жители Междуречья возводили свои храмы в виде многоступенчатых пирамид. Каждая ступень такой пирамиды была выкрашена в особый цвет. При храмах строились жилища для жрецов и школы, где обучались дети знати и жрецов.

Научные открытия шумеров

Шумерские жрецы были прекрасными астрономами. Из поколения в поколение следили они за Солнцем, Луной и звездами. Результаты этих наблюдений тщательно записывались. Даже современные астрономы не имеют таких длительных по времени астрономических наблюдений, какими обладали древние шумеры. Наблюдая за движением планет в течение многих поколений, они научились предсказывать солнечные и лунные затмения, появления комет.

Жертвоприношение богу Энлилю. Глиняная табличка

Высокого уровня достигли математические познания шумеров. Но, в отличие от нашей, десятичной системы счета, в основе их расчетов лежало число 60. Правда, и мы в некоторых случаях пользуемся этой придуманной шумерами системой счета. Например, делим окружность на 360 градусов, а час на 60 минут, каждая из которых, в свою очередь, делится на 60 секунд.

Подведем итоги

В III тысячелетии до н. э. у людей, живших на территории Междуречья, начался переход к стадии цивилизации. Древние шумеры сумели создать самобытную культуру, многими достижениями которой мы пользуемся до сих пор.

III тыс. до н. э. Возникновение первых шумерских городов-государств.

«Двуречье превратилось в одну из самых цветущих стран мира. Именно здесь Библия помещала рай».

Российский историк А. В. Голубев

Вопросы и задания

1. Составьте рассказ о жизни и занятиях жителей шумерского города.

2. Расскажите о возникновении шумерской письменности.

3. Какие боги пользовались наибольшим уважением у жителей Междуречья и почему?

4. Расскажите о развитии науки у шумеров. Какими их достижениями мы пользуемся?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru