Древняя русь люди

Урок № 12

по предмету «Россия в мире» для «10» класса

Тема: Культура и быт населения Киевской Руси и Европейских стран

Вопросы по теме:

1. Влияние религии на культуру.

2. Образование и литература.

3. Архитектура, живопись и бытовая культура.

Тезаурус:

Изборник – рукописный «соборник» назидательного и житийного содержания, чаще всего переводной.

Крестово-купольный храм – архитектурный тип христианского храма, доминировавший в Древнерусском государстве.

Проповеди Отцов церкви – христианские церковные наставления основоположников церковного учения и богословов прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики и составлению канона.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Культура любого народа является частью его прошлого. Это понятие включает все, что создано руками, умом, талантом народа. Его духовный облик, взгляд на мир и человеческие отношения отражает именно культура. «Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в её мощи и доброте» – так выдающийся российский ученый Д. С. Лихачев говорил о древнерусской культуре.

Какие же особенности говорят об уникальности культуры Киевской Руси?

С крещением Руси развитие культуры происходит под влиянием религии. Почти все сохранившиеся до нашего времени памятники архитектуры, живописи, литературы так или иначе связаны с церковью и пронизаны христианской идеологией. Тесная связь с религией характерна и для стран средневековой Европы. Первая раннесредневековая энциклопедия «Этимология», написанная Исидором Севильским, содержала в себе знания по грамматике, географии, истории, космологии. Все её содержание проинтерпретировано в соответствии с христианской догматикой. Каноны устанавливались в соответствии с учениями, проповедями Отцов церкви.

Однако борьба с ересями впоследствии привела к религиозным войнам. В отношении же Киевской Руси часто употребляется термин «двоеверие». Несмотря на приобщение к христианской культуре, элементы язычества сохранились в фольклоре, литературных произведениях, праздниках и стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Еще одной чертой, характерной для древнерусской культуры, является анонимность большинства её памятников. Согласно христианским представлениям, художник не должен был оставлять свое имя на произведении. Ведь оно создано во славу Всевышнего, который и так знает все о делах каждого. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона – это древнейший памятник литературы, чей автор известен. Создание «Слова…» относится ко второй четверти XI века. Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности, повысила грамотность.

Книги читали не только в княжеских и боярских семьях, но и в среде купечества и ремесленников. Остромирово Евангелие, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» – литературные памятники Киевской Руси. Но особой популярностью пользовались изборники – рукописные сборники назидательного и житийного содержания.

Летописание велось в монастырях. К началу XII в. относится «Повесть временных лет», составителем которой считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Влияние Византии – еще одна особенность культуры Киевской Руси. Крестово-купольный тип храма, сформировавшийся в Византии, стал образцом для древнерусских зодчих. Главную роль в композиции такого храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Его поддерживают четыре колонны, членившие внутреннее пространство храма. В плане крестово-купольный храм образует пространственный крест. В 996 г. в Древней Руси был построен первый каменный храм. Воздвигнутая в Киеве недалеко от княжеского дворца, эта церковь получила название Десятинной, так как на её содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. При Ярославе Мудром в Киеве были возведены Золотые ворота и Софийский собор. Софийские соборы появились также в Новгороде и Полоцке. Внутри стены храмов украшались фресками и мозаикой. Сначала византийские, а затем и русские мастера писали иконы.

Киевская Русь славилась изделиями прикладного искусства. Особых успехов добились древнерусские ювелиры. Мастера в совершенстве владели техникой зерни (припайка на металлическую основу мелких шариков), скани (кружевное плетение из серебряной или золотой проволоки), черни (техника заключается в нанесении специально состава на поверхность изделия в соответствии с рисунком). Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Крестьяне же проживали, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

Подъем сельского хозяйства, развитие ремесел и торговли вели к строительству новых городов. В облике древнерусского города сочетались детинец (крепость) и храмы, княжеский дворец и административные здания, дворы бояр и дома-мастерские ремесленников, рыночная площадь и огороды.

В результате крещения Киевской Руси в 988 году по византийскому образцу Русская православная церковь превратилась в митрополию константинопольского патриархата. Церковь оказывала определяющее влияние на развитие культуры. В отличие от стран Запада, не имевших наследия Античности, принятие христианства от Византии как самой развитой и могущественной, для того времени, империи позволило Руси стать передовой в культурном отношении державой.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Что сближает «Слово о полку Игореве» с литературой своего времени и что его выделяет в ней? Указывают ли отдельные сближения с литературой XII в. на то, что «Слово» не могло быть порождено другой эпохой, а то, что выделяет «Слово» среди произведений его времени, не противоречит ли его обычной датировке?

А. С. Пушкин писал в своей статье «О ничтожестве литературы русской», изумляясь непреходящей красоте «Слова»: «… «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности». С тех пор прошло больше столетия «Слово» изучалось литературоведами, лингвистами, историками, было открыто много новых памятников древней русской литературы, изучен процесс литературного развития. Подтвердили ли все эти дальнейшие изучения слова Пушкина об одинокости «Слова»?»…

Д. С. Лихачев «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы»

Тренировочные задания:

  1. Выберите правильный ответ.

Укажите памятник древнерусского искусства.

Правильный ответ:

Разбор задания:

Для успешного выполнения данного задания необходимо вспомнить черты древнерусской архитектуры. После принятия христианства господствующим в архитектуре Киевской Руси стал крестово-купольный храм. На первом изображении представлен храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045–1050 годах. Этот вариант и является единственно верным.

  1. Расположите в хронологическом порядке памятники древнерусской культуры.
  • Десятинная церковь в Киеве
  • Создание славянской азбуки
  • Софийский собор в Новгороде
  • Покрова на Нерли

Правильный ответ:

  1. Создание славянской азбуки
  2. Десятинная церковь в Киеве
  3. Софийский собор в Новгороде
  4. Покрова на Нерли

Разбор задания:

Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием – самое раннее событие в представленном списке и произошло до возникновения древнерусской государственности. Строительство Десятинной церкви в Киеве произошло во время правления князя Владимира. Софийский собор в Новгороде был воздвигнут при Ярославе Мудром, при котором Киевская Русь достигла своего расцвета. Основание церкви Покрова на Нерли произошло при Андрее Боголюбском в эпоху политической раздробленности Руси.

Подсказка: обратитесь к хронологии истории Киевской Руси.

Основная литература по теме урока:

1.История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2.Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

1.Добанова Е. Н., Максимов Ю. И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 320с.

2.Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). — М.: Айрис-пресс, 2006. — 176с.

3.История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет — ресурсы:

1.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3.http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Повседневная жизнь Древнерусского государства в IX-XII веках.

Древняя Русь как государство возникло в последней четверти IX в. в результате объединения двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева под властью князей династии Рюриковичей. В это время происходило постепенное складывание древнерусской народности из нескольких восточнославянских племен. Большую роль в развитии нового государства сыграл крупнейший торговый путь «из варяг в греки». Развитие торговли и ремесла привело к появлению и бурному росту городов. Наиболее древние из них: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Псков, Ростов Великий, Ладога и т.д.

Сельское население

Помимо торговли и ремесел, население Древней Руси занималось скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Несмотря на это, господствующим занятием восточных славян оставалось земледелие. На смену подсечно-огневой системе земледелия постепенно приходила трехпольная система; выращивались пшеница, овес, просо, рожь. Среди земледельцев господствовала большая семья, все члены которой вместе обрабатывали землю. Отношения в семье носили патриархальный уклад, глава семьи, самый старший в роду распоряжался и имуществом и судьбой каждого. С принятием христианства в семейных отношениях произошли существенные изменения: многоженство было запрещено, если раньше практиковалось «похищение невесты», то совершение брака после крещения должно было происходить в форме церковного венчания. В то же время многие другие языческие обряды сохранялись. Церковные имена нелегко проникали в народную среду, долгое время сохранялись славянские имена – Владимир, Добрыня, Молчан, Осока, Волк, Волчий хвост, Святослав и т.д.

Главным элементом одежды была рубаха. Причем покрой у крестьян и феодалов был одинаковым, различалось лишь качество ткани. Женская рубашка была длиной до полу. Для украшения рубахи и верхней одежды использовали яркие, нарядные вышивки, игравшие роль оберега от злых сил. Для них использовали лен, коноплю, шерсть или даже серебро золото, если речь шла о феодалах. На голове женщины носили обруч из кожи, чепец, металлические подвески и т.д.

На юге основными жилищами восточных славян служили полуземлянки с земляными полами, крышей, сверху покрытой также землей. На севере это были невысокие деревянные срубы, покрытые досками или соломой. В избе, как правило, была печь, вся целиком включенная в помещение и топившаяся по-черному. Жилища освещались лучинами.

Городское население

В городах Древней Руси жили князья, дружинники, ремесленники и купцы. Именно в городах долгое время продолжали сохраняться вечевые порядки. Они были центрами культуры: в них существовали школы, создавались летописи, функционировали иконописные и ремесленные мастерские. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. Существовали самые разные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное. Даже небольшие и новые города имели домницы для изготовления железа. Но большинство простых горожан продолжало заниматься земледелием и скотоводством. При этом городские жители, как правило, строили высокие дома, в которых жилым помещением служил второй этаж. В нижней части располагался погреб. Города в основном строились из дерева, но некоторые храмы и дворцы знати возводились из камня.

Высокие деревянные дома назывались хоромами. В них проживали князь и бояре. Часто хоромы состояли из нескольких строений, соединенных между собой переходами (сенями). Вокруг княжеского терема располагались хозяйственные строения для слуг и хранения зерна, мяса, меда, вина и т.д. Хоромы были окружены оградой с крепкими воротами. Приёмные в великокняжеском тереме назывались гридницами, здесь князь пировал со своей дружиной. Столы были уставлены дорогой посудой, часто украшавшейся золотом и серебром. Гостей развлекали гусляры и скоморохи. Но при этом и князь, и самые простые крестьяне строго соблюдали посты: по понедельникам, средам, пятницам и даже по субботам.