Дух мирен

Игорь Бекшаев, 20 мая 2017, 11:15 — REGNUM

Дедушка Серафим и медведь
Дедушка Серафим и медведь
Days.pravoslavie.ru

Термин «стяжание» относительно различных духовных приобретений в православном богословии прочно укрепился сравнительно недавно. Возник он, конечно, не на пустом месте, как и вошел в массовое употребление тоже не на пустом. Хотя, смотря что тут считать наполненностью «места».

Наполнил же собою православный лексикон этот термин оттого, что стал модным, вошел в моду. Но прежде чем почти все православные стали сильными богословами, глагол «стяжать» удачно употребил однажды после своей кончины объявленный святым православный подвижник Серафим Саровский. Запомнила его фраза: «Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи». Преподобный сказал ее одному из своих посетителей, и это было записано, многим понравилось и постепенно вошло в различные сборники поучений, стало употребляться в проповедях и в богословских сочинениях на самые высокие темы.

Конечно, приобрести, то есть «стяжать» те или иные положительные качества для христианина весьма важно. Образно так можно выразить метанойю или изменение строя мыслей. Людей, преображающихся согласно желанию исполнять заповеди не в виде обычного приказа сверху «делай», а согласно самому волению естества. Призывы измениться и изменить себя постоянно звучат в Евангелии. В том, чтобы образно выразить этот призыв к изменению словом, обозначающим приобретение, ничего плохого нет. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1Тим 6:6), — пишет апостол Павел.

Но знаете же, как у нас всякое разумное и полезное превращается в ничто, перемалывается в пустоту. Памятник поставить, святым объявить, а после молиться, поклоняться или «глубоко чтить память». Православное богословие, в упадническую эпоху во многом утратившее прежние методики рассуждений об истине, теперь особо отличается тем, что обычно сперва склоняет любую мысль в нужную сторону, а потом доводит ее там до полного тупика, из глубин которого можно нести всякую несуразицу. И мысли уже нет, и действий тоже, все это распиливается по кусочкам, кусочки отливаются в бронзу, а бронза сваливается в одну кучу, образуя свалку «непреходящих ценностей».

Со «стяжанием» случилась та же история. Прежде мы уже писали, как трансформировалась достаточно простая мысль преподобного: «А в «Житии» (Серафима Саровского) фраза звучала так: «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется вокруг тебя». Потом стало это высказывание звучать в двух вариантах. Первый — «стяжи дух мирный, и тысячи спасутся вокруг тебя». И второй: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи». Эти варианты одного высказывания ни в чем не противоречат друг другу».

Серафим Саровский
Серафим Саровский

Однако и такими «толкованиями» все это не заканчивается, современная православная богословская мысль бурлит и способна в этом бурлении выдавать даже такое: «Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи Дух Мирен (Свят) и тысячи вокруг тебя спасутся». Это, с другой стороны, означает то что если в нас нет Духа Мирна, то тысячи вокруг нас погибнут. Таким образом, не стяжавши Духа Мирна, т. е. не став святыми, мы губим тысячи душ вокруг себя, а значит повинны против заповеди «не убий». Вот так, не больше, не меньше. И ведь можно же и дальше продолжать «мысль». Остановки нет.

Церковное строительство Христом объявлялось закваской этого «мирного духа». Положенная в тесто мира, закваска постепенно захватит собою все. Добрые, незлобивые люди притягательны, вокруг них постепенно начинают собираться другие люди, которым так не хватает в этом мире нормальных, здоровых человеческих отношений. Люди недоверчивы друг к другу не оттого, что они по природе такие, а потому что привыкли, что их постоянно хотят обмануть и попользовать. Мирный дух Христов крайне притягателен поэтому. Искренние отношения вызывают отклик, к ним тянутся, вокруг них сплачиваются. И не потому, что тут «таинственное» раздают в обмен на «чистосердечное признание», а потому, что это естественно человеку, органично.

«Сокровенный человек» спрятан, спрятался, сокрылся оттого, что вокруг слишком много зла, лицемерия, нечестности. Однако он отзывчив, и «мирный дух» способен его позвать и вызволить. По этой причине, конечно, тысячи вокруг получат стимул к высвобождению. Но для наших проповедников не писан такой алгоритм поведения. Есть такое понятие в богословии — «согласие святых отцов» (consensus patrum). Согласно нему, все говоримое кем-то из прославленных святых не просто «не противоречит» тому, что говорили другие святые отцы, а — обычно — это лишь другая форма выражения одной мысли. На практике получается, что сейчас, когда мысли уже и не понятны, любую из них можно и следует подогнать под общепринятое понимание. А поскольку этих «общепринятых» всего раз, два и обчелся, то все к ним и сводится.

И тут уж как «повезет» с проповедником, остановится ли он в своих рассуждениях на том, что «надо приложить усилие», или доведет все же до предела, или даже выскочит за все мыслимые границы. А еще будет иметь значение, какое богословское течение на данном этапе «в тренде». Последнее время в «тренд» угодил обшарпанный, урезанный до «понимания» любым блогером паламизм, и так-то возникший в декадентский период Церкви, в наши то дни расцветший уже с невиданной новой силой и новыми поразительными интерпретациями.

В этом смысле глагол «стяжать» богословию последнего времени пришелся очень кстати. В нем услышался тот самый эгоизм, который Церковь последние века и лелеяла. Зачем кому-то отдавать свою заботу, доброту, внимание? Стяжать, заполучить, вот что главное, а поскольку этого «получения» даров небесных, с помощью которых потом уже можно и прочих «спасать», надо добиться ни у кого-нибудь, а у Самого, то упаси Сам, чтобы от этого дела нас кто-нибудь отвлекал. Хотя и апостол Павел, и сам преподобный Серафим, говорили о «приобретении» как образе чего-то уже устойчивого, не поддающегося изменчивому настроению. А то бывает с «молитвенниками» так — сегодня «стяжал», а завтра вдруг настроение с утра плохое.

Для устойчивого и впредь неизменного же требуется не канючить у Бога ниспослания даров, ничего для этого не делая, а самому быть для кого-то этим даром. Так оно и приобретается. «Стяжается».

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на открытии международной конференции «Мир без границ», состоявшейся в Мадриде 15 сентября 2019 года.

Господин Президент!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Ваши Превосходительства!

Уважаемый профессор Риккарди и члены Общины святого Эгидия!

Дорогие братья и сестры!

Великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский наставлял своих духовных чад словами: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Духовная глубина этих слов такова, что в каждую новую эпоху их истина звучит с новой силой. Кажется, будто они сказаны для нашего времени, отмеченного многочисленными конфликтами, войнами, терактами, социальной несправедливостью и глобальным экологическим кризисом.

В наставлении преподобного Серафима, продолжающего традицию христианского подвижничества, содержится глубокая истина: преображение окружающего мира начинается с преображения внутреннего мира человека. Другими словами, если мы хотим изменить обстоятельства нашей жизни, в первую очередь, мы должны начать с себя. «Когда человек придет в мирное настроение, — говорил преподобный, — тогда может от себя и на прочих изливать свет просвещения разума».

Нам известны многочисленные примеры попыток радикального переустройства общества, которые, как правило, несли насилие, ненависть и гражданское противостояние. Они были неудачны именно потому, что, стараясь изменить общество, человек не стремился изменить себя и был движим духом вражды, а не мира. К сожалению, в наши дни мы становимся свидетелями эскалации насилия, прикрывающегося религиозными лозунгами. Радикальные группировки устраивают теракты, в результате которых погибают тысячи ни в чем неповинных людей. Террористы доходят до такого кощунства, что совершают свои акции даже во время богослужения в храмах, тем самым ясно свидетельствуя, каким духом они руководствуются. Это не Дух Божий, ибо, по слову святого апостола Павла, «плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). В ходе исторической встречи в Гаване Его Святейшество Папа Римский Франциск и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с новой силой подчеркнули: «Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33)» (п. 13).

Христос по воскресении Своем из мертвых приветствовал Своих учеников словами: «Мир вам!» и заповедал апостолам благовествовать этот мир Божий даже до края земли. Эта миссия возложена на всех, кто называет себя учениками и последователями Иисуса Христа. Христиане призваны «стяжать дух мирен», то есть возрастать в духе мира и любви ко всему творению, уподобляясь своему Творцу, и нести мир и любовь окружающим ради их спасения. Пророк Исаия, говоря о высоте этого призвания, восклицает: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (52:7).

История христианства являет поистине прекрасные примеры служения мира в лице многочисленных святых, через которых действовал Дух Божий. Это примеры кротости, милосердия, прощения и долготерпения: достаточно назвать имена Серафима Саровского, изливавшего любовь и на людей, и на животный мир, и Франциска Ассизского, проповедавшего мир мусульманам и любовно относившегося ко всему творению.

Святой Дух и в наши дни воздвигает тружеников на ниве миротворчества, которые отдают свои силы преодолению предубеждений, поиску диалога, достижению взаимопонимания между религиями и народами. Один из ярких примеров служения делу мира в наше время являет Община святого Эгидия, которая каждый год организует международную встречу высоких представителей различных христианских Церквей и других религий, мира политики и культуры с одной целью — навести мосты между представителями разных убеждений и культур во имя прекращения вражды и установления прочного и благотворного мира. Все мы здесь собрались благодаря неустанным усилиям членов Общины святого Эгидия, и я хотел бы выразить сердечную признательность ее основателю уважаемому профессору Андреа Риккарди, президенту профессору Марко Импальяццо и всем дорогим друзьям из Общины за верность служению, вдохновляемому Словом Божиим вот уже более 50 лет.

Пользуясь случаем, хотел бы особо поздравить архиепископа Болоньи монсеньора Маттео Дзуппи с предстоящим 5 октября возведением в сан кардинала. Данное решение Его Святейшества Папы Франциска является красноречивым признанием трудов Его Высокопреосвященства, в том числе и в области миротворчества, а также заслуг всей Общины святого Эгидия в самых разных сферах ее служения. Убежден, что это признание послужит вдохновением для новых инициатив по продвижению диалога между религиями и народами.

Сейчас такой диалог становится все более востребованным и актуальным. Хотел бы снова напомнить слова, обращенные Папой Франциском и Патриархом Кириллом к представителям разных религий: «В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям» (п. 13). Только диалог во имя мира поможет народам подняться выше сиюминутных интересов и сплотиться, чтобы противостать насилию и терроризму, принести слово мира и утешения туда, где еще недавно свирепствовала война. Это станет возможным только тогда, когда мир воцарится в наших душах, когда проповедь о мире будет не только словами, но свидетельством всей жизни, воплощаемым в конкретных делах каждого дня.

«Стяжание духа мирна» — это школа духовного совершенствования, предполагающего возрастание в любви. Именно поэтому Папа Франциск и Патриарх Кирилл в Совместном заявлении обращают особое внимание на воспитание верующих в духе уважения к другим. С этого элементарного уважения к другой личности, простого внимания к нуждам ближнего, заботы об окружающем мире начинается усвоение человеком духовных даров, одним их которых является внутренний мир.

Отрадно, что уже сейчас верующие разных религий объединяют усилия для достижения мира и уврачевания ран, нанесенных войной. В России уже несколько лет действует группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, в которой бок о бок работают не только христиане различных исповеданий, но и мусульмане. Благодаря трудам этой группы обездоленные войной сирийские жители разного вероисповедания получают необходимую помощь. Такое сотрудничество становится школой мира для всех его участников, потому что учит преодолевать свой эгоизм и открывать сердце навстречу другому.

Все мы, собравшиеся на этот форум в Мадриде, желаем внести свой посильный вклад в дело проповеди и укрепления мира, призывая в помощь нашей человеческой немощи милосердие Божие. Поэтому в завершение своего выступления хотел бы обратить ко всем собравшимся слова пастырского призыва Папы и Патриарха: «Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа» (п. 11).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Стяжать что, стяжавати церк., снискивать, приобретать, добывать (стягать). Аще стяжеша друга, во искушении стяжа его. Сир. Сей убо стяжа село от мзды неправедные, Деян. Стяжать славу, любовь, дружбу. Стяжать венец первенства. | Блюсти, хранить, содержать. Стяжанье ср. об. дейст, по глаг. | Именье, имущество, богатство, собственность, собь, скарб, все приобретенное и добытое. Неправедное стяжанье огонь. Всякое стяжанье благо, приказн. Церковное стяжанье- Божье. Воровское стяжанье впрок не пойдет. Стяжатель, -ница, стяжавший что-либо; приобретатель, наживатель, добыватель: | собиратель, копитель и | обладатель. -тельный человек, добычливый и бережливый, скопляющий состоянье; | корыстный, жадный, падкий на стяжанье.

Значение слова стяжать в толковом онлайн-словаре Даля В. И.

стяжа́ть, -а́ю, -а́ешь; сов. и несов., перех. 1. также без доп. Книжн. Нажить (наживать), приобрести (приобретать) деньги, имущество, проявляя корыстолюбие. — О-х, горе с этими деньгами: только творение бессловесное не стяжает! Наумов, Деревенский торгаш. Мне бы кончить жизнь в штанах, в которых начал, ничего за век свой не стяжав. Маяковский, Вызов. 2. Высок. Своей деятельностью добиться (добиваться) какого-л. отношения к себе, достичь (достигать) чего-л.; заслужить (заслуживать), снискать (снискивать). Стяжать известность. Стяжать популярность. □ изрекал строгие, даже желчные приговоры минувшему времени, минувшим деятелям, иногда стяжавшим заслугами почет и уважение своих современников. И. Гончаров, Воспоминания. Русские артиллеристы стяжали себе славу метким огнем. Брагин, Ватутин.

Значение слова стяжать в толковом онлайн-словаре Евгеньевой А. П.

стяжать
несов. и сов. перех.
1) Наживать, приобретать (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие.
2) а) Добиваться, достигать чего-л. (славы, уважения и т. п.).
б) Доставлять, приносить кому-л. (славу, уважение и т. п.).

Значение слова стяжать в толковом онлайн-словаре Ефремовой Т. Ф.

стяжа́ть, -аю, -аешь; сов., что (высок.). Приобрести, достигнуть чего-н. С. себе любовь окружающих. С. славу.

Значение слова стяжать в толковом онлайн-словаре Ожегова C. И.

стяжа́ть, а́ю, а́ешь, сов. и несов., что (книжн. ритор.). Приобрести (приобретать), снискать (снискивать). Стяжать венок от вас не ме́чу. Тютчев. Стократ блажен, когда я мог стяжать стихом хотя одну слезу участья. Фет. Это — люди простые и скромные, без каких бы то ни было претензий на то, чтобы стяжать лавры фигур всесоюзного масштаба. Сталин (о Стаханове и Бусыгине). С. славу. С. любовь. Не даром он стяжал известность. Вяземский.

Значение слова стяжать в толковом онлайн-словаре Ушакова Д. Н.

NB! Лексическое значение слова стяжать и есть собственно определение, толкование этого слова в словарной статье.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

Письмо в редакцию:

Что значат известные слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя»? Что это за непонятный «дух мирен»? Как его стяжать — есть какие-то методики специальные? И самое странное для меня — как это я могу повлиять на спасение душ аж тысяч людей — разве это не их личная задача, за которую только они отвечают?

Константин

Отвечает Александр Ткаченко:

Прежде чем ответить на слова про «дух мирен», я бы хотел рассмотреть внимательнее самое первое слово в этой фразе — «стяжи». Слово это вроде бы и понятное с виду, однако смысл его для многих читателей требует некоторого прояснения. «Стяжать» означает — приобретать и накапливать некие блага, собирать впрок, приумножать капитал. Преподобный Серафим Саровский происходил из купеческого сословия. Поэтому употребление слов из торгового и коммерческого обихода было для него обычным делом при объяснении духовных вопросов. В своей знаменитой беседе с Мотовиловым он говорит об этом прямо:

«Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради, добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных. <…> Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.

Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов.

Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и как в торговом деле не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. <…> Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого».

Как видим, святой вовсе не стесняется употреблять столь приземленные метафоры для самых возвышенных понятий и предметов. Торговля, ломбард, барыш, выгода — все идет в ход для того, чтобы более доступно объяснить духовный смысл сказанного. Здесь он говорит о стяжании благодати Духа Святого. И возможно, во фразе, которую мы здесь рассматриваем — «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — речь тоже идет именно о таком приобретении. Однако возможен и другой вариант.

Дело в том, что преподобный Серафим, несмотря на внешнюю простоту, был очень хорошо образованным и начитанным человеком. К словам он относился бережно, храня их смысл через соблюдение правильного их употребления. И если он в одном случае говорит «Дух Святой», а в другом — «дух мирен», разумно предположить, что речь в этих двух случаях шла не об одном и том же. И тогда остается единственно возможный вариант объяснения этих слов — речь идет о человеческом духе, приведенном в мирное состояние.

Тезис первый:

Человек с раздраем в душе не только мучается сам, но и опасно влияет на состояние окружающих.

Современник преподобного Серафима русский поэт и мыслитель Федор Иванович Тютчев написал строки, ставшие впоследствии не менее знаменитыми, чем высказывание преподобного Серафима:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Здесь видно, что растленный (распадающийся, гибнущий) дух человека выражается в глубоком внутреннем конфликте прежде всего внутри его собственной личности: одна ее часть рвется к свету, другая — бунтует против этого же света.

И конечно же, человек с таким внутренним устроением будет сеять вокруг себя такой же хаос и разрушение. В любом его социальном взаимодействии эта глубинная разруха будет проявлять себя так или иначе. Не понимая своих мотивов, желаний, потребностей, такой человек мечется из крайности в крайность, пытаясь найти опору то в более справедливом общественном строе, то в сильной личности, способной повести за собой к вожделенному счастью, то в какой-нибудь объединяющей людей идее.

Но там, где нет ясного понимания, к чему ты стремишься, не может быть и внятных ориентиров достижения неведомой цели. И вольно или невольно такой мятущийся человеческий дух увлекает за собой и других людей, страдающих от такой же внутренней расщепленности. Так, внутренний хаос и мятеж одного человека становится причиной душевного смущения тех, кто так или иначе общается с ним. Приведет ли это к их гибели, или они сумеют с Божьей помощью преодолеть это смущение, трудно сказать. Бывает и так, и этак. Но очевидно, что сам по себе этот внутренний духовный мятеж отнюдь не способствует спасению и даже обычной спокойной жизни человека.

Но что же такое этот дух человека? Чем он определяется, каков он и как можно определить, что для него является нормой, а что — отклонением от этой нормы?

Тезис второй:

У христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека.

Поскольку и преподобный Серафим, и Федор Тютчев были православными христианами, есть прямой резон посмотреть, что же говорит о человеческом духе православное вероучение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает чеканно точное определение этому понятию: «Нравственная сила человека — дух его. <…> Господь наименовал Дух Святой Силою свыше, Духом Истины; Истина — Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека — истинны ли они или ложны. Он проявляется и в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека обнаруживается и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка обнаруживает мысль, руководившую человеком при поступке».

Дух человека — нравственная сила, движущая нами во всем, чем бы мы ни занимались. И от того, какой будет эта сила, зависит и результат нашей деятельности.

След духа виден во всех наших делах — и в самом возвышенном творчестве, и в том, как человек выбрасывает мусор. Наш дух определяет направление наших мыслей, поступков, планов на будущее. И выявляет себя именно через них. Каков дух человека, такими будут и его дела.

И тут у христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека во всех своих проявлениях — евангельское описание воплотившегося Бога — Иисуса Христа. В этом описании дана абсолютная норма человечности, какой она должна быть по замыслу нашего Создателя. Ведь Бог, ставший Человеком, не мог действовать иначе как в строгом соответствии со Своим же замыслом о человеке. Значит, любое действие Иисуса Христа является эталоном человеческой духовности. И главную составляющую такой эталонной духовности определил и специально подчеркнул Сам Господь, сказавший: …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:29).

Обратите внимание, Он не сказал: научитесь от меня, ибо Я гневен и грозен в гневе (а такое в Евангелии тоже описано). Единственное место, где Иисус Христос ставит Себя в пример для научения — вот эти удивительные слова о кротости и смиренном сердце. Это и есть образец действия человеческого духа, данный Богом для всех людей Земли на все времена до скончания века.

Кротость и смирение вместо описанного Тютчевым духовного мятежа. И совсем неудивительно, что свое стихотворение поэт заканчивает так, будто в нем звучит невысказанный призыв: человек, пожалуйста, пощади себя, возвратись ко Христу, уподобляйся Ему в Его мире и кротости, иначе ты просто погибнешь, разорванный собственными противоречивыми устремлениями:

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..

Тезис третий:

Цель, которая стоит за советом преподобного Серафима, — уподобление человека Богу. Путь к этой цели начинается с обретения мира в собственной душе.

В своем наставлении «Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя» преподобный Серафим говорил о человеческом духе. И все же некая смысловая параллель с Духом Святым здесь просто неизбежна. Раз уж мы говорим о том, что человек создан по образу Божьему, значит, и дух в нем должен быть не чем иным, как образом Духа Святого.

У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть удивительное по своей красоте и неожиданности описание образа Божьего в человеке, где он уподобляет основные свойства нашей души ни много ни мало — Пресвятой Троице: «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.

Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума. <…> Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных.

Видевый Мене, виде Отца, — возвестил Сын, — Аз во Отце, и Отец во Мне есть. То же можно сказать об уме человеческом и мысли его: ум, невидимый сам по себе, является в мысли, ознакомившийся с мыслью, ознакомился с умом, произведшим эту мысль».

Оказывается, Всемогущий Бог — кроток и смирен, Он — тот самый глас хлада тонка, дуновение прохладного ветерка, в котором явил Себя пророку Илии (Цар 19:12). Бог есть любовь и мир в отношениях Лиц Пресвятой Троицы между Собой, и точно таков же Он в отношении к Своему творению. Это было одним из самых неожиданных откровений, которые Иисус Христос дал людям. И слова преподобного Серафима напрямую относятся к этому откровению.

«Стяжи дух мирен» ­­— значит уподобься Богу в мире, любви и кротости. И прежде всего научись обретать этот мир внутри своей собственной души.

Не воюй с собой, не устраивай войну в своем сердце, учись мирно решать свои внутренние конфликты. Тогда они не будут выплескиваться наружу через различные проявления твоего духа. И когда этот дух будет мирен, то и все дела твои тоже будут совершаться в мире и любви, ими будет пропитано каждое твое слово, каждый взгляд, каждый поступок. Ты как будто станешь живым образом кроткого и смиренного Бога. И люди, глядя на твои дела, будут прославлять этого Бога, стремиться к Нему, приходить под Его благое иго и брать Его легкое бремя евангельских заповедей. Вот что значат слова «Стяжи дух мирен ­­— и тысячи спасутся вокруг тебя».

Мирный дух — необходимое условие для уподобления себя Богу. Но для того, чтобы приобрести его, сначала нужно избавиться от духа неприязни. Его действие каждый из нас так или иначе испытал на собственном опыте. Неприязненным наш дух становится там, где мы обижаемся на кого-либо, завидуем чужому успеху, ревнуем, ненавидим, желаем кому-либо зла. Общий принцип святоотеческих наставлений в подобных случаях таков: увидев в себе неприязненное расположение духа к другому человеку, следует немедленно обратиться к Богу в покаянной молитве с просьбой помиловать и нас, и этого человека.

Ну а самый простой способ научиться преодолевать дух неприязни — применить этот принцип к себе самому. Ведь и к себе мы тоже очень часто испытываем неприязнь, порой куда более сильную, чем к другим.

И от этой внутренней вражды с самим собой наше сердце смущается ничуть не меньше, чем от вражды с ближними. На смену этой разрушительной неприязни к себе и должен прийти тот мирный дух, о котором говорит преподобный Серафим Саровский.

О том же, как успокаивать такой свой внутренний мятеж, подробно рассказывает уже другой благодатный наставник, преподобный Анатолий Оптинский.

Эти его слова из письма, адресованного духовной дочери, можно смело брать для себя как практическое руководство по избавлению от духа неприязни к себе и приобретению мирного духа, уподобляющего нас Богу Любви: «Когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: помилуй мя, Господи, яко немощна есмь. Не исполнили благие желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: Господи, не вниди в суд с рабой Твоей. Пришли дурные мысли, снова спокойным духом скажите: Господи, избави меня от сих. Осердились на кого или осудили за что, снова тем же спокойным духом обратитесь ко Господу и скажите: согрешила, Господи, прости меня, горделивую и нетерпеливую! Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, снова ко Гоcподу обратитесь и скажите к своей унылой душе: вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога. И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения! Как от неприязненнаго духа».