Духовная йога

Когда вы начнете заниматься йогой, то довольно быстро обнаружите, что в рядах адептов существует определенный раздрай. И слова «это же не йога», «это неправильная йога», «это не йога, а непонятно что» — будут звучать как-то подозрительно часто. Так уж повелось, что почти каждая группа увлеченных приверженцев определенного стиля/школы хоть немножко, хоть малость, но считает, что их йога — «более настоящая» из того, что имеется. Следовательно, если есть что-то «более настоящее», значит, есть и «менее настоящее».

Если вы в прошлом (или по совместительству) молодая мама, начинающий кулинар или фотограф и почитываете тематические доски и форумы, то прекрасно знаете о тех могучих спорах, переходящих в баны и проклятия, которые завязываются на темах «завален горизонт», «пересвет», «майонез», «до скольки кормить грудью». Казалось бы, одухотворенная и слегка левитирующая йоговская тусовка должна быть максимально далека от дрязг, сплетен и злословия. Но люди, если не практикуют по-настоящему, — не меняются. Потому стайка молодых адептов с ковриками за спиной, бурно надсмехающихся над «чужим» течением, — зрелище вполне нормальное.

Но, как вы понимаете, этот спор на самом деле неразрешим, истина находится в каждом дуновении ветерка, в распускающихся цветах и мерцании звезд Вселенной. И когда строгий айенгаровец косо смотрит на резвого аштангиста, а добродушный кундалинщик посмеивается над потным бикрамовцем — йога заканчивается и начинается что-то другое.

Я хочу рассказать о популярных видах практик, носящих в своем названии слово «йога», и разобраться, почему для кого-то они могут показаться «ненастоящими».

Хатха-йога

Это то, чем занимается 90% современных европейских практиков, то, что дают в йога-студиях и клубах и чем сейчас пышут и вдохновляют Instagram и популярные журналы. Хатха-йога — это асаны, это тело. К хатха-йоге относятся наиболее популярные виды современной практики:

  • аштанга виньяса йога (отличается фиксированной последовательностью для разных уровней, динамичностью и силовой нагрузкой);
  • йога Айенгара (отличается дотошностью в отстройке асан, вдумчивыми фиксациями, обилием ремней, подушек, веревок и т.д.);
  • йога23 (отличается силовой направленностью, местами — дыхание под метроном);
  • универсальная йога;
  • йога теней;
  • трай йога;
  • дживамукти йога;
  • шивананда йога.

pic2

Кто может возмущаться: так как изначально хатха-йога задумывалась как система подготовки тела к медитации в процессе длительного сидения, а не к лету в бикини со здоровой спиной, практики раджа-йоги могут высокомерно фыркнуть, что «одна физуха» — это еще не йога в прямом понимании.
Почему это все-таки йога: потому что в процессе занимающийся даже самой резвой Аштангой попадает в медитативно-успокоенное состояние ума. Тело и ум связаны дыханием, которому во всех этих видах йоги отводится огромное значение. Практика физических упражнений в любом из видов хатха-йоги носит медитативный, а не соревновательный характер. Даже самые заядлые скептики и физкультурники хоть на мгновение, но попадают в состояние тишины ума.

Хот-йога, бикрам-йога

Та же хатха-йога, но выполняемая в специальном помещении, нагретом до 38 градусов и здорово увлажненном. Бикрам-йога отличается от хот-йоги тем, что там всегда дается одна и та же фиксированная последовательность из 26 асан. Время фиксации строго прописано. Да что там, прописан даже цвет покрытия на полу в студии, берущей франшизу! Хот-йога может быть с любыми асанами, в зависимости от возможностей группы и настроения инструктора.

fitness-cross-training-luke-bikram-yoga

Кто может возмущаться: в принципе, все. Йога ассоциируется с дыханием, а в жаре дышать тяжело. «Йога в бане» кажется извращением — ненужным и нелепым.
Почему это все-таки йога: потому что это все та же классическая хатха-йога, с медитативным состоянием, дыхательными упражнениями, вниманием к телу и тишиной в уме во время и после занятия. Жара на самом деле совсем не как в сауне (38 градусов — это не 80), а как раз такая, чтобы телу было легче тянуться и расслабляться. Дышать, когда привыкнешь, совсем нетрудно, ведь воздух специально увлажняется. Для проблемных суставов и «деревянных» сухожилий хот-йога — великолепный вариант, потому что не приходиться выкладываться так, как пришлось бы в «нормальном» помещении для достижения такого уровня разогрева.

Флай (антигравитационная) йога

Это уже не совсем хатха-йога, потому что асаны делаются в специальных гамаках. Набирающее популярность направление благодаря возможностям для больных спин и сухожилий (в подвешенном состоянии сила притяжения действует на тело иначе, давая возможность безболезненно и просто выполнить некоторые трудные элементы).

arton3982

Кто может возмущаться: сторонники классической йоги, потому что если ты не стоишь на земле на своих ногах, то извините, это уже не йога.
Почему это все-таки йога: потому что в условиях «намоленной» йога-студии с йогом-инструктором практику в гамаках можно превратить не в забаву, а в то же погружение в себя, в свой ум через тело. И не так важно, стоит или висит. Если оно осознанно дышит и находится во внимательном присутствии — оно уже делает йогу.

Акройога, парная йога

Чем-то похожа на флай-йогу, только роль гамака выполняет партнер. С его помощью можно делать различные балансы, прогибы, силовые асаны, расслабляться.

yoga-kiss-2

Кто может возмущаться: любители классической йоги, потому что йога — это когда один на один с собой и своим дыханием. Это конкретные асаны в конкретном выполнении, без всяких «покрутите меня на ручках».
Почему это все-таки йога: потому что медитативное внимательное состояние с опорой на партнера — очень даже по-йожески. Пусть это не альтернатива йоге соло, но отличное дополнение, развлечение… Называйте как хотите. Совместная практика позволяет лучше почувствовать друг друга и себя, а заодно и себя и весь мир вокруг, учит доверять и расслабляться, учит ответственности и внимательности.

Кундалини-йога

Метод, включающий в себя работу с телом, дыханием и медитацию. Отличительная черта — обязательные мантры в начале и конце занятия, а также длительные фиксации (по 10-15 и больше минут) при достаточно простых асанах (чаще всего сидя). Кундалини — особенная мощная энергия, дремлющая у человека в области копчика. Благодаря специальным упражнениям ее можно разбудить и даже поднять вверх по позвоночнику.

Kundalini-Yoga-Retreat1

Кто может возмущаться: те, кто не верит в «энергии», не понимает, зачем петь мантры на непонятном языке, кто любит динамику и ждет от практики конкретный результат, выраженный в изменениях физического тела. Для привержецев раджа-йоги в методе слишком много «улетности».
Почему это все-таки йога: потому что все занятие проходит в атмосфере медитации, умиротворения, погружения в себя. Во время длительных фиксаций из людей нередко «вылезают демоны» — открываются скрытые в подсознании блоки в виде агрессии, обид и так далее. Открываются и растворяются. Дыхание, тело и ум идут в тесной связке.

Сахаджа-йога

Работает с той же энергией Кундалини, но вообще не работает с телом в плане выполнения каких-то конкретных асан. В процессе практики идет понимание и ощущение «всепроникающей космической энергии» и адепты утвреждают, что даже чувствуют вибрацию в ладонях и особенные ощущения в чакрах.

meditation

Кто может возмущаться: есть неподтвержненная информация, что организация сахаджа-йоги (более 100 представительств по всему миру)- даже что-то вроде тоталитарной секты. Те, кто понимают йогу как самосовершенствование путем работы с физическим телом, с дыханием и с умом- приходят в ужас и недоумение от «всепроникающей космической энергии».
Почему это все-таки йога: если верить основательнице метода, то в основе лежит все та же медитация на «здесь и сейчас» — «сахаджа-йог является активным членом общества, который в любой ситуации остается спокойным, уравновешенным, и с любовью относится к людям и миру». Энергетическая практика — неотъемлимая часть любой йоги, хотите вы того или нет. Показателем успешной практики в самых разных направлениях йоги считается ощущение этой самой энергии в теле.

Мантра-йога

Довольно редко встречается как отдельное направление в чистом виде, где все занятие проходит за «голосовыми упражнениями». Но в очень многих видах йоги занятие начинается и заканчиватся пением мантр — особенных слов, настраивающих на практику.

cgkN0Eu9CyA

Кто может возмущаться: так как «заниматься йогой» для многих это не «сидеть и петь на непонятном языке» — метод может показаться спорным.
Почему это все-таки йога: когда это не просто «сидеть и петь», а способ настроиться на практику, успокоить ум и отцентрироваться — мантры очень полезная штука. Звук обладает отличным медитативным эффектом, успокаивает ум. Голосовые вибрации действуют к тому же на гормональный фон человека, выравнивая его. Вдох и выдох при пении — также отдельная практика.

Йога нидра

Популярное направление, используемое в подавляющем большинстве йога-студий, отдельное занятие, во время которого человек выполняет одну единственную асану — Шавасану, а инстуктор дотошно, детально проговаривает каждый участок тела, от ушных раковин до большого пальца на ноге, куда нам нужно направить внимание. Несмотря на название, дословно переводящееся как «йога сна» — это не практика йогического сна, а опыт тотального расслабления телом и умом, но с сохранением сознания.

savasana

Кто может возмущаться: те, кто хотят делать что-то еще, кроме Шавасаны и кто предпочитает если и медитировать, то сидя с ровной спиной и без «подсказок».
Почему это все-таки йога: в комбинации с хатха-йогой (физическими упражнениями), йога-нидра является великолепным дополнением, проявителем, закрепителем — называйте, как хотите. Это отличная тренировка ума и самосознания.

Гуру-йога

Метод, заключающийся в тотальном доверии и поклонению просветленному учителю. Благодаря настройке на его волну, занимающийся сам достигает просветления. Идти по стопам просветленного учителя проще и технологичнее, чем бороздить целину самостоятельно.

dog_3_leg_assist

Кто может возмущаться: во-первых, те, для кого йога, это исключительно работа с телом, потому что гуру йога — вообще не про асаны ни разу. Во-вторых, напрячься могут противники поклонений и визуализаций — метод предлагает представлять гуру у себя над головой, в процессе медитации.
Почему это все-таки йога: потому что учитель нужен, если вы решили заниматься по-серьезному. Спортсмену нужен тренер, каким бы талантливым он ни был, студенту — профессор, а йогу нужен учитель.

Раджа-йога

Самая «классическая» из всех йог. Подразумевает работу с поведением (яма, нияма), с телом (асана), с дыханием (пранаяма) и с умом (пратьяхара, дхарана, дхьяна). Высшая ступень — самадхи, то есть просветление. В полном виде доступна немногим, так как кардинально меняет жизнь и занимает все ваше время.

HAgRkAIrwJI

Кто может возмущаться: те, кто хочет заниматься только асанами на коврике или только медитацией «на тишину», и не понимает, зачем нужно нужно пересматривать отношения с родственниками.
Почему это все-таки йога: потому что метод восьми ступеней, описанный в сутрах Патанжали, включает все аспекты жизни, а не только формальные упражнения на коврике. А йога — это и есть жизнь на самом деле.

Спор о том, какая из них самая «йожистая» — обречен. Потому что у каждого человека свои мотивации и понимания того, что ему нужно получить от практики. Потому честной и правильной она будет для каждого практикующего, если он честно и правильно для самого себя определиться со своей мотивацией.

Происхождение и первоисточники йоги

Под философией йоги понимается древнейшее учение о совершенствовании человеческого духа. Это учение пришло к нам от древней цивилизации Ариев. Йога — одна из школ философии (даршан) в Индии. Основные принципы йоги описаны в трактате «Йога сутра», автором которого является Патанджали. До нашего времени дошло очень мало информации об авторе, разные источники датируют «Йога сутру» в промежутках от 2-го столетия до нашей эры, до 2-го столетия нашей эры. Однако достоверно известно, что Патанджали не изобретал само учение. Первоисточником описанной им йоги является древнейший письменный трактат — Веды (2-е тысячелетие до н.э.), а также в упанишадах (6-3 век до н.э.), и в таких древнейших произведениях, как Махабхарата и Рамаяна (1 тысячелетие до н.э.). Во всех этих древних источниках есть упоминания о ключевых методиках йоги, но нет системы и упорядоченности. Патанджали был первым, кто обобщил и систематизировал все древнейшие знания о йоге в своем труде «Йога сутра» и по прошествие более двух тысяч лет его труд заслуженно считается классическим в теории йоги. «Йога сутра», как большинство книг написанных в то время, состоит из кратких высказываний – сутр, которые, скорее всего, выступали в качестве памяток для запоминания долгих устных рассуждений. Очевидно, для учеников Патанджали этого было достаточно, однако для последователей, которые не имеют возможности обратиться непосредственно к учителю, практиковать йогу только по этим сутрам невозможно. Поэтому существуют пояснения к «Йога сутре». Самые авторитетные из них были написаны философом Вьясе, написавшему свой трактат «Йога бхашья» в 5 веке н.э.

Философия йоги

Все сущее делится на две составляющие — Пуруша и Пракрити. Пуруша – это духовная составляющая, а Пракрити – материальная составляющая. Материя — это все то, что мы можем увидеть, услышать, почувствовать любым возможным способом и называется Пракрити. Другими словами, это практически все, начиная от молекул и заканчивая планетами и галактиками. Пуруша – вечный Дух или духовное начало, вне пределов материального мира, у него отсутствует конкретная форма, и человеку трудно его вообразить. Пуруша — наивысшая часть бытия и при этом обладает сознанием, в то время как в материи сознания нет. Однако не нужно путать Пурушу с представлением о Боге на западе. Тем не менее, в классическом варианте йоги существует бог – Иншвара, это воплощение Пуруши, но кроме него существует множество других божеств, а он считается главным среди них. Иншвара не создавал Землю и не главенствует над миром, но может соединять дух и материю. Существуют три основные силы, из которых состоит Пракрити (материя). Эти силы называют гуны. Гуна саттва – покой, гуна раджас – движение, гуна тамас – деградация. Пока духовное начало не влияет на материю — эти силы уравновешенны. Когда Дух и материя соединяются, силы начинают взаимодействовать и изменяться, образуя все существующее. При взаимодействии сил первое, что образуется — это идеальная основа вселенной (Будхи-махат). В дальнейшем образуются пять стихий: вода, земля, огонь, воздух и эфир. Из пяти стихий образуется все остальное, существующее в Пракрити. Очень важным моментом в этой философии является отсутствие времени. Йога рассматривает все существующее, как непрерывный процесс изменения, поэтому времени нет, но есть процесс изменения. То есть время — это изменение состояния материи. В отличие от Пракрити, Пуруша считается неизменным, поэтому он существует вне пространства и не зависит от времени. Пурушу сравнивают с наблюдателем, который следит за изменениями Пракрити.

Учение йоги о человеке

Основным моментом в философии йоги является то, что человек — это микро Вселенная внутри большой Вселенной, соответственно, также является результатом соединения Пурушу (духа) и Пракрити (материи). В результате взаимодействия Пурушу и Пракрити создается Будхи-махат идеальная основа Вселенной, в человеке происходит все точно также, только у каждого человека создается индивидуальная будхи. Далее в результате трансформаций появляются другие органы: органы действия, орган сознания, органы чувств. Все это относится к материальному и находится в индивидуальном будхи. Духовная часть человека, его Пуруша – это Дух, его истинное Я, которое никогда не изменяется и контролирует все процессы и изменения в нашей материальной части Пракрити. Учение йоги сравнивает Пурушу и Пракрити со слепым и безногим, которые потерялись в лесу и выйти могут, только объединив свои усилия.

Центральное учение йоги

Классическое учение йоги говорит о том, что конечной целью существования человека должно быть освобождение от материального. В стандартном состоянии человек способен воспринимать себя только с материальной точки зрения. Человек отождествляет себя со своими действиями (Я делаю), чувствами (Я чувствую), мыслями (Я думаю), но это все материальное и содержится в рамках Пракрити, по сути все это — результат взаимодействия сил (гун). А истинное сознание, истинное Я – это Пуруша. Всё материальное изменяется – наши близкие люди подвержены старению и смерти, повторяющиеся события не приносят первоначального удовлетворения, удовольствие всегда заканчивается, а эмоции изменяются с положительных на отрицательные. Человеку хочется постоянно получать удовольствие, а это невозможно. И чем больше удовольствие, которое получает человек, тем сильнее он разочаровывается, когда удовольствие заканчивается. Стремление к материальному влияет на Карму. Фактически, карма — это причинно-следственный закон, который утверждает, что все действия, совершенные человеком, влияют на то, каким будет его будущее. В Ведах этот закон трактуется таким образом: кто сеет добро – пожнет добро, кто сеет зло — тот пожнет зло. В отличие от западного понятия «судьбы», которая не зависит от человека, понятие «карма» полностью определяет будущее в зависимости от поступков человека, как хороших, так и плохих. Все наши стремления к материальному оставляют оттиски на нашей будхе. Каждый момент мы что-то делаем, думаем, говорим и это оставляет новые следы, и после смерти тела наш дух перерождается в новом виде в зависимости от того, какие отпечатки были оставлены в предыдущей жизни. Таким образом, происходит постоянный цикл перерождений (колесо сансары), и человек постоянно присутствует в материальной среде и постоянно должен страдать. Согласно учению, вырваться из круговорота перерождений можно только практикуя йогу и постепенно приходя к пониманию своего высшего бытия и отказа от стремления к материальному. Человек, которому удастся отказаться от материальных привязанностей, перестанет перерождаться, вырвется из круга сансары и будет существовать только в духовном мире в виде неизменного Духа, который равен богу Иншвари. Такое существование нельзя представить, но оно исключает страдание или неудовлетворенность. Однако с постоянно растущей популярностью йоги теряются ее первоначальные цели, и сейчас люди, практикующие йогу, стремятся больше получить в материальном мире, чем достичь духовного освобождения.