Духовная жизнь

Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека.

Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.
В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают. Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовность человека

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и религию, науку и философию, искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности, как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей, к которым стремится личность:

  • истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
  • добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
  • красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире.

Духовность России

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери духовной культуры как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты личности.

Обществознание, 10 класс

Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие духовной культуры.
  2. Культурные ценности и нормы.
  3. Институты культуры. Многообразие культур.
  4. Духовная жизнь и духовный мир человека.

Тезаурус:

Духовная культура общества — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Духовный мир человека — это знания, вера, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

Культурные нормы — правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения.

Ключевые слова

Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. Стр.47 — 64; 203 – 210.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.

Разнообразные формы общественного сознания – правовое, нравственное, философское, политическое – это тоже проявление данной культуры. А также она реализуется через искусство, литературу, архитектуру. Кроме этого, духовную культуру составляют правила, ценности, символы, письменность, образование, язык. Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура – это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей.

Основные духовные ценности:

Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.

Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.

Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.

Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.

2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций

3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.

4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.

Правильный вариант/варианты: 1,3

2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.

_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.

Правильный вариант/ варианты: эстетические; мировоззренческие.

90 1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Какие фрагменты текста можно использовать в качестве заголовка?
Слово духовная жизнь народа материализова..ая в звук.., затем в высвече..ом начертан.. . Отп..дающие поколения уносят с собой отсохшие словообразования. Слово би..логично растительно. Даль, Хлебников великие биологи слова.
Сл..гать вещь из слов это всё равно что строить стены из живых, трепещущих птиц, из птич..их стай.
Ты работа..ш(?) с живой историей. В поэзии слово чисто, обнажено, вынуто из словес(?)ной толпы поставлено отдельно с круговым обзором, как храм на холме.
(А. Вознесенский)
2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
3. Вспомните, чем знаменит Владимир Иванович Даль. Что вы знаете о толковом словаре этого лингвиста?
4. Разберите по составу все причастия.

Основная мысль текста такая же, как заголовок: Слово – духовная жизнь народа.

Владимир Иванович Даль – писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология», а в 1838 году стал членом Петербургской академии наук.
Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».