Духовная зрелость

Все признаки, которыми характеризуется духовное пробуждение человека относятся к нему в одинаковой степени. Лишь интенсивность каждого из них может быть разной.

Это единообразие является одной из самых поразительных вещей. Оно подчеркивает обоснованность рассмотрения просветленного состояния сознания как отдельного психологического состояния.

Кончено, интенсивность нижеприведенных характеристик варьируется в зависимости от развития сознания конкретного человека. То есть, если человек находится на высоком уровне развития, он, очевидно, также испытывает высокую степень душевного спокойствия, выраженную тенденцию к альтруизму, у него все хорошо с деньгами и в отношениях.

В этой статье мы разберем, что значит быть просветленным? Каковы характеристики состояния «духовного бодрствования» или пробуждения?

Характеристики образов восприятия

Главным признаком или симптомом духовного пробуждения является то, что человек перестает воспринимать мир так же, как другие люди.

Это проявляется в следующих характеристиках:

Усиленное восприятие

В просветленном сознании восприятие живое и прямое. Духовно-пробужденные люди видят мир очень по-детски. Они поражены красотой и запутанностью явлений, которые другие люди принимают как должное.

Одним из признаков духовного пробуждения является то, что мир становится ярче, увлекательнее и прекраснее. Людей начинает очаровывать удивительная природа, красота неба и моря, странность, сложность и запутанность всех природных явлений.

Такая интенсивность восприятия иногда воспринимается как повышенная чувствительность. Это все равно, что открыть шторы и впустить в комнату солнечный свет.

Все духовно-пробужденные люди отмечают это усиление восприятия. Кто-то говорит, что мир стал «острее, более реальным», кто-то «поражен, насколько свежим все выглядит». Другие описывали чувство благоговения и благодарности за простые удовольствия и занятия, такие как ходьба, приготовление и прием пищи или просто забота об окружающем мире.

Присутствия здесь и сейчас / вне времени

Духовное развитие характеризуется другим восприятием времени или, можно сказать, изменением ориентации во времени.

В просветленном состоянии прошлое и будущее становятся гораздо менее важными, а настоящее становится, соответственно, более важным.

«Пробужденные” люди проводят гораздо меньше времени, вспоминая прошлый опыт и размышляя о прошлых событиях. Они не ожидают чего-то от будущего, мечтая о несбыточном. Вместо этого они сосредотачиваются на своем настоящем, на окружении, в котором они находятся, на людях, с которыми общаются и на ощущениях и впечатлениях, которые дарит им мир здесь и сейчас.

В таком состоянии может казаться, что время как-то раскрывается, замедляется или даже исчезает. Этот признак духовного пробуждения — ощущение вечного сейчас, когда прошлое, будущее и настоящее сливаются воедино.

пробуждение духовности

Читайте также на нашем сайте:

  • «Слышу голоса в голове…»
  • 10 безумных слухов и домыслов о коронавирусе
  • 10 главных научных открытий десятилетия

В конечном счете, прошлое и будущее — это концепции, созданные человеческим разумом. Линейное восприятие времени — это ментальная конструкция, порожденная нашим сильным эго. Чем слабее становится наше эго, тем время становится более нелинейным. Наше восприятие времени замедляется и расширяется — и, в конечном итоге, растворяется в настоящем.

Осознание присутствия всепроникающей духовной энергии

При духовном пробуждении мы испытываем такие чувства, как осознание духовной силы, которая пронизывает все пространство вокруг нас.

Один человек описал это как «глубокое чувство живого присутствия, которое является одновременно и великолепным, и очень обычным». Другой описал один из своих симптомов пробуждения как «обширное присутствие, которое является захватывающе-бесконечным и красивым».

На самом деле всепроникающая духовная энергия — это сам Бог. Просто для некоторых людей проще видеть Его безличным и называть «энергией”. Так или иначе, эта сила лежит в основе всего и пронизывает весь мир.

Живость сердца, гармония и связность

Это важнейшие признаки духовности человека. Для «пробужденного” человека не существует таких вещей как неодушевленные предметы. Даже природные явления, которые не являются биологически живыми (например, облака, море или камни) и объекты, созданные человеком (например, предметы мебели или здания), сияют живостью духа.

Один мужчина рассказывал, как «все выглядело и ощущалось ультра-реальным и живым. Я продолжал смотреть в окно и удивлялся… Казалось, что я мог видеть атомы во всем, на что смотрел. У меня было сильнейшее чувство, что во вселенной все отлично и прекрасно».

Воспоминание этого человека затрагивает другой косвенный эффект этой всепроникающей духовной силы — ощущение, что «все хорошо». Как говорят нам духовные тексты, природа этой энергии — блаженство. Она обладает качеством блаженства или радости также, как сахар обладает сладостью.

Поэтому, когда мы ощущаем ее присутствие в мире, возникает чувство гармонии, мы чувствуем, что вселенная — это доброжелательное место, и что упорядоченность и смысл являются ее фундаментальными качествами.

Наконец, эта духовная энергия, пронизывая все, создает чувство связности и единства. Может возникать ощущение, что границы между внешне раздельными объектами тают.

Видео про духовное развитие без фанатизма.

Внутренние характеристики человека

При духовном пробуждении наша внутренняя жизнь меняется. Оно меняет нас настолько глубоко, что мы чувствуем себя так, как будто мы заново родились.

Процесс трансформации — вот настоящее духовное развитие.

В этом разделе мы рассмотрим внутренние изменения и симптомы, характеризующие духовное пробуждение человека.

Внутренняя тишина

С духовным пробуждением приходит резкое уменьшение внутреннего шума наших мыслей.

В обычном состоянии миллиарды терабайт информации проходят через наш ум изо дня в день — вихрь ассоциаций и образов, забот и мечтаний, который обычно останавливается только тогда, когда наше внимание поглощается внешними вещами.

Этот шум является настолько нормальной частью нашей жизни, что многие из нас принимают его как должное. Мы настолько погружены в него и так отождествлены с ним, что даже не осознаем, что он присутствует в нашей голове.

И, конечно, мы не понимаем, насколько сильно он влияет на нас. Он нарушает наш внутренний мир, порождая негативные мысли и эмоции. Шум бесполезных мыслей разделяет нас с нашей сущностью, постоянно укрепляет наше эго и усиливает наше чувство отделенности.

внутренняя тишина

Некоторые «пробужденные” люди — небольшая часть — сообщили, что их умы стали совершенно спокойными. Более типично, однако, когда люди сообщают, что в их сознании сохраняется бессознательная мыслительная активность, но намного меньшая, чем прежде.

Чувство общности с миром

Эта едва ли не главная характеристика духовности. При духовном пробуждении чувство разделенности между нами и миром исчезает. Мы больше не чувствуем себя «здесь», смотря на мир, который, кажется где-то «там». Мы больше не наблюдаем за жизнью на расстоянии — мы являемся частью потока разворачивающегося мира.

Разделение растворяется в соединении. Мы чувствуем, что все объекты связаны друг с другом, и, что мы связаны со всеми объектами.

Это чувство связи проявляется по-разному и с различной степенью интенсивности. На самом базовом уровне человек может чувствовать сильную связь с другими людьми, другими живыми существами и со всей природой.

Чувство связи с духовной силой, которая пронизывает всю вселенную и которая формирует нас, может возникать при более высоких интенсивностях и является одним из главных признаков духовного пробуждения. Другими словами, мы можем не только осознавать эту духовную силу, но и чувствовать связь с ней.

При еще более высокой интенсивности духовного «бодрствования” чувство связи может усилиться до чувства взаимодействия. Это запредельный уровень для современных людей, но в этом весь смысл духовного развития человека.

Сочувствие и сострадание

Когда мы понимаем, что связаны с другими живыми существами, мы можем чувствовать их боль и радость. Если они страдают, мы сопереживаем им. Мы тронуты болью других и пытаемся помочь им.

Так происходят пробуждение духовных сил в человеке.

Спокойствие

Спокойствие, пожалуй, самый очевидный признак, характеризующий духовное пробуждение человека.

«Пробужденные” люди могут и не жить в состоянии непрерывного блаженства, но они, как правило, гораздо более наполнены, чем другие люди.

Одним из основных источников этого спокойствия является свобода от психологических разногласий, которые мучают людей. Это привычное беспокойство о будущем, чувство вины за прошлое и общее чувство беспокойства.

Духовно-пробужденные люди гораздо менее подвержены негативным состояниям таким как скука, одиночество и неудовлетворенность. Атмосфера их внутреннего мира менее заряжена негативом и гораздо более гармонична.

Чувство спокойствия при духовном пробуждении связано с чувством признательности. Люди чаще испытывают чувство благодарности за свое здоровье, свободу и другие хорошие вещи в своей жизни.

В состоянии сна мы принимаем эти вещи как должное и не в состоянии оценить их истинную ценность. Признание является важной характеристикой духовного пробуждения, особенно с точки зрения спокойствия, потому что оно помогает нам освободиться от навязанных желаний.

Избавление от страха смерти (в идеале)

Страх смерти — главный из всех страхов. Все мы чувствуем себя особенно хрупкими перед лицом смерти. Тот факт, что смерть может настигнуть нас в любой момент и свести на нет все, чего мы достигли, создает чувство бессмысленности, особенно если мы не верим в возможность жизни после смерти.

Но при духовном пробуждении наше собственное эго больше не является эпицентром нашей вселенной, его гибель больше не кажется такой трагической перспективой. Мы знаем, что смерть нашего тела — это не конец.

Исходя из материалистического мировоззрения, кажется совершенно ясным, что нет жизни после смерти. Наше сознание — это просто продукт мозговой деятельности. Когда наш мозг перестает функционировать, наше сознание также умирает. Но с духовно-пробужденной точки зрения реальность более сложна.

Наша личность выходит за пределы нашего мозга и нашей обусловленности. Смерть — это не конец сознания, а его трансформация. В понимании этого состоит духовное пробуждение человека.

Концептуальные характеристики

Концептуальные симптомы духовного пробуждения, которые мы собираемся рассмотреть, относятся к тому, как «пробужденные” люди видят себя по отношению к миру и другим людям, и как они воспринимают мир и других людей.

Отсутствие групповой идентичности

В обычном состоянии у нас есть тенденция отождествлять себя с кем-либо, чтобы усилить нашу самооценку. Нам нравится «определять” себя с точки зрения нашей религии, национальности и политической принадлежности, а также по признакам наших достижений и квалификации.

Определение себя таким образом дает нам чувство принадлежности и поддерживает наше эго. Мы чувствуем, что мы не одиноки: мы являемся частью чего-то большего, чем мы сами.

При духовном пробуждении эта потребность в идентичности и принадлежности к временному и иллюзорному исчезает. Люди больше не чувствуют себя связанными с какой-либо конкретной религией или национальностью, карьерой или достижениями.

Они больше не чувствуют себя американцами, евреями, учеными или социалистами. У них нет чувства вражды по отношению к членам других групп. Они чувствуют, что все ярлыки поверхностны и бессмысленны. Они не видят никакой разницы между американцами или русскими, христианами или мусульманами. Такие люди относятся ко всем с одинаковым уважением.

против толпы

Но это совершенно не значит, что такие люди растворяются в мироздании и просто плывут по течению. Наоборот, они имеют сильнейшую привязанность и готовы бороться за нее до последнего вздоха. Отличие в том, что они привязаны не к относительному, вечно-меняющемуся миру, а к Абсолютной Истине во всех ее проявлениях.

Широкое мировозрение

Духовные люди не озабочены своими личными проблемами и заботами. Они понимают, что они не центр вселенной. Они знают, как их поступки влияют на окружающий мир, и поэтому с большей вероятностью будут вести себя этично и ответственно.

Например, они могут решить не использовать продукты, которые производятся путем насилия над живыми существами. Для духовно пробужденных людей социальные или глобальные проблемы так же реальны и важны, как и их личные проблемы.

Повышенное чувство морали

Широкое мировозрение имеет «моральные” последствия. Как мы уже поняли, «пробужденные” люди склонны быть более этичными, ответственными и сострадательными. Но пробуждение также способствует безусловному типу морали.

Это значит, что такие люди во всех видят частичку чего-то высшего. То есть, они не просто проявляют заботу и доброту по отношению к людям, с которыми их объединяет поверхностное сходство религии или этнической принадлежности, а распространяют свою доброжелательность на всех людей без разбора.

Еще один моральный признак, указывающий на духовное пробуждение человека, состоит в том, что правильное и неправильное (или хорошее и плохое) не определяется культурой, а проистекает из врожденного знания, глубокой моральной уверенности, которая выходит за пределы собственных интересов человека.

Для духовно-пробужденных людей справедливость является универсальным принципом, который выходит за рамки законов. Они могут даже нарушать их и жертвовать своим собственным благосостоянием — возможно, даже своей жизнью — чтобы отстаивать моральные принципы. Самый яркий пример — Иисус Христос.

Открытость и любопытство

В обычном состоянии мы постоянно отвлекаемся от феноменального мира. Наше внимание уходит от вещей, за которые мы должны чувствовать благодарность.

Это называется «синдромом само собой разумеющегося». Вместо того, чтобы ценить то, что у нас есть, мы хотим большего.

Но «пробужденные” люди всегда чувствуют благодарность. Они не привыкают к хорошему. Они ценят свое здоровье и свободу, красоту и доброжелательность своих партнеров, невинность и сияние своих детей. Такие люди могут считать благословения, сколько бы их ни было. Они испытывают глубокое чувство благодарности за маленькие и простые вещи.

Это чувство признательности приводит к любопытству и открытости. Поскольку «пробужденные” люди не принимают жизнь как должное, они всегда открыты для нового и незнакомого. Они не чувствуют себя удовлетворенными тем, что они уже знают, и никогда не чувствуют, что их познание мира завершено.

Когда в людях происходит пробуждение духовности, они стремятся воплощать в жизнь новые идеи, развивать новые навыки, принимать новые вызовы, путешествовать в новые места и так далее. Мир становится захватывающим местом, в котором страшно интересно жить.

Духовное пробуждение человека кардинально меняет жизнь.

Поведенческие характеристики

Поведенческие характеристики, которые мы собираемся исследовать сейчас, являются внешним выражением симптомов духовного пробуждения, которые мы уже рассмотрели. Они являются плодом внутренних изменений, и выражают себя через черты характера, новые привычки и образ жизни.

Духовное пробуждение человека

«В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится»

Омар Хайям

Включение в жизнь

Обычно считается, что духовно развитые люди оторваны от мира и не особо озабочены происходящим в нем. Их духовное просвещение предположительно делает их равнодушными к испытаниям и невзгодам обычных людей в повседневной жизни. Мы представляем, что они сидят на вершинах гор или в монастырях, греясь в собственной самореализации. Как бы не так.

Духовно-пробужденные люди, наоборот, становятся более включенными в жизнь. Они ощущают сильный импульс, чтобы облегчить страдания других людей и помочь им реализовать свой потенциал. У них есть сильнейшее желание изменить мир к лучшему, стремление служить другим и вносить вклад в развитие человечества.

У таких людей всегда есть миссия, направленная на то, чтобы помогать окружающим. В этом истинная духовность.

Наслаждение бездействием

Пробужденные люди любят ничего не делать. Они наслаждаются одиночеством, тишиной и бездействием. Этим также характеризуется духовное пробуждение человека.

В современном мире людям трудно ничего не делать или оставаться наедине с собой, потому что это означает столкновение с раздорами их собственного ума и турбулентностью их мыслей. В результате они вынуждены искать успокоения во внешних вещах, в которых можно погрузить свое внимание.

Но в состоянии гармонии, которое эквивалентно духовному пробуждению, в этом нет необходимости. Мы довольны своим внутренним миром, потому что в нас нет разногласий.

Вместо того, чтобы бояться тишины и бездействия, мы глубоко наслаждаемся ими, потому что они позволяют нам прикоснуться к сиянию нашего собственного благополучия.

Так проявляются духовное развитие и гармония.

Отказ от накопительства

В просветленном состоянии сознания импульс к накоплению материальных благ отпадает. В обычном состоянии стремление к накоплению является ответом на наше чувство неполноценности и хрупкости. Мы пытаемся укрепить свою самооценку, приумножая имущество, достижения и власть, так же как пугливый король постоянно укрепляет стены своего ненадежного замка.

Но духовным людям нет нужды в бесполезных усилиях, потому что чувства неполноценности и уязвимости больше не существует.

Акцент жизни просветленных людей сместился с «того, что я могу получить от жизни, на то, что я могу дать жизни». В этом духовное пробуждение человека.

Простота

В современном мире люди стремятся соответствовать ценностям своей культуры и с радостью соглашаются с тем образом жизни, который от них ожидается. Но «пробужденные» люди не связаны с навязанными ценностями, они могут отклонить их в пользу следования своим собственным принципам.

Они доверяют своему выбору склонны следовать ему, даже перед лицом насмешек или враждебности. Они живут своей жизнью в соответствии со своим пониманием того, что правильно, вместо того, чтобы пытаться угодить другим или делать то, что от них ожидают.

Люди часто понимают, что до духовного пробуждения они не жили собственной жизнью, а просто следовали социальным нормам или пытались угодить другим людям. Но после духовного пробуждения им становится гораздо важнее найти себя и жить своей жизнью.

Другие люди могут рассматривать их как мятежников или чудаков, потому что они могут игнорировать социальные нормы и тенденции.

Ведь они, скорее всего, отвергнут потребительские и ориентированные на статус ценности своей культуры в пользу жизни в простоте.

Духовное пробуждение человека

«Живите просто, мыслите возвышенно”

Шрила Прабхупада

Они мало заинтересованы в просмотре последних сериалов, покупке новейших гаджетов, попытках произвести впечатление на людей своей внешностью, своим статусом или изощренностью.

шрила прабхупада на природе

Наряду с этими, они могут даже шокировать других своей нестандартностью и готовностью противоречить мнениям толпы.

Глубокие отношения

Часто друзья и родственники обижаются на людей, которые якобы встают на путь духовного развития. В этом случае ответ один — это не путь духовного развития, духовное пробуждение человека происходит совсем не так.

Если человек развивает свое сознание, то автоматически у него улучшаются отношения с близкими. Они углубляются из-за повышенной эмпатии и сострадания. Это означает, что такой человек становится более терпимым и понимающим, и менее осуждающим.

В результате духовного роста люди менее склонны реагировать враждебно по отношению к другим и провоцировать конфликты.

Безусловно, существует связь между глубокими отношениями и внутренней безопасностью. Если мы не уверены в себе, наши отношения зациклены на нас самих. Мы заинтересованы в том, чтобы создавать хорошие впечатления, говорить правильные вещи и вести себя правильным образом. Мы часто носим социальные маски, чтобы попытаться казаться более очаровательными или интересными.

Но если мы чувствуем себя в безопасности внутри себя, то эта эгоцентричность и ролевые игры исчезают. Мы отвлекаемся от самих себя и уделяем все внимание людям, с которыми мы находимся рядом.

Искренние, глубокие отношения — это проявление духовности в нашей жизни.

Итак, теперь мы знаем, как выглядит дорога к духовному пробуждению. Конечно, изменить жизнь — это крайне сложно, но именно для этого вы дочитали эту большую статью до конца. Мы надеемся, что это станет вашим первым шагом к новой жизни!

Еще одно великолепное видео про духовное пробуждение человека

Помните, что главное — стремление к духовному развитию, остальное приложиться 🙂

Эта статья о том, чем характеризуется духовное пробуждение человека, взята из книги «Прыжок: психология духовного пробуждения» Стива Тейлора, доктора философии.

Способность к самоанализу

Вы можете посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, занять нейтральную позицию, чтобы оценить поступки, мысли, эмоции. Такой подход позволяет лучше понять свои сильные и слабые стороны и решить, в каком направлении двигаться дальше.

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино, финансах и многом другом. Подписывайтесь!

Самоконтроль

Вы сначала думаете, а потом делаете, можете просчитать целесообразность и последствия поступков. Инфантильный человек живёт эмоциями и сиюминутными желаниями. Зрелый — не срывается на близких, умеет промолчать, если назревает глупый конфликт.

Благодарность

Вы научились быть благодарным за то, что с вами произошло, и то, чего вам удалось избежать. Вы по достоинству оценили людей, которые делают вас счастливым, и не принимаете их как само собой разумеющееся.

Непредубеждённость

Вы не на словах, а на деле перестали оценивать книгу по обложке, а людей — по формальным признакам и стереотипам. Подростковый максимализм больше не мешает осознавать, что мир не чёрно-белый, окружающие могут отличаться от вас и оставаться хорошими, а правильных мнений иногда существует несколько.

Выстраивание границ

Вы понимаете, что для вас приемлемо в отношениях — любовных, дружеских, рабочих — и как далеко вы готовы зайти, чем пожертвовать, чтобы их сохранить. И если кто-то нарушает границы дозволенного, вы будете действовать, обсуждать, а не делать вид, что ничего не произошло и все так живут.

Устойчивые моральные нормы

Вы рассматриваете свои поступки не через призму «что люди подумают» или «а если кто увидит». Зрелый человек определился с моральными границами. От неправильных поступков его предостерегает не неотвратимость наказания или возможное осуждение, а чёткое осознание, что это недопустимо. Поэтому он не делает сомнительных для себя вещей, даже если никто не увидит и не узнает.

Ответственность

Вы отвечаете за слова и действия, не обещаете невыполнимого, не перекладываете решения на другого. Зрелый человек осознаёт, что качество его жизни — это полностью его ответственность. Внешние обстоятельства могут вносить свои коррективы. Но если вы продолжаете жаловаться, что всё плохо, но ничего не делаете, чтобы изменить ситуацию, то вы скорее инфантильная личность, а не жертва обстоятельств.

Принятие себя

Вы научились принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это вовсе не означает, что нужно перестать совершенствоваться и исправлять недочёты. Но стоит научиться быть довольным собой сейчас, на любом этапе пути к идеалу, потому что у этой дороги нет конца и обидно провести всю жизнь, ненавидя и упрекая себя.

Терпение

Вы перестали рассчитывать только на мгновенный результат и научились ждать плодов своего труда. Чтобы некоторые вещи случались, недостаточно их хотеть — нужно упорно работать. И даже это не гарантирует, что вы добьётесь своего.

Самостоятельность

Вы понимаете, что никто не должен решать ваши проблемы. Зрелый человек не действует на авось в надежде, что кто-то поможет выплыть из бездны. Спустить деньги на безделушку и оставить семью без еды, думая, что родители или друзья подкинут деньжат, — это инфантилизм. Корректировать поведение так, чтобы в случае проблемной ситуации была возможность всё решить самостоятельно, — поступок зрелого человека.

Умение извлекать уроки

На ошибках учатся, но не все. Зрелый человек извлекает уроки из неудач, распознаёт аналогичные ситуации и не допускает повторных провалов.

Конструктивное взаимодействие с реальностью

Вы не убегаете от проблем, не закрываете на них глаза, не думаете, что они как-нибудь сами рассосутся. Зрелый человек признаёт трудности и ищет способы с ними справиться.

Честность

В большинстве случаев вы не считаете нужным лгать. На пути к зрелости вы окружили себя людьми, с которыми этого не требуется: не нужно носить маски и приукрашивать действительность. Если соврать всё-таки приходится, зрелый человек отдаёт себе отчёт, для чего он это делает. Попытка обезопасить чувства ближнего с помощью лжи и желание манипулировать им — не одно и то же.

Умение выстраивать отношения

Зрелый человек осознаёт, что он не центр Вселенной, поэтому умеет выстраивать равноправные партнёрские отношения, в которых не только берёт, но и отдаёт. Он способен сострадать, оказывать поддержку, уделять внимание и проявлять искренний интерес, а также принимать помощь, не чувствуя себя уязвимым.

Реалистично-оптимистический взгляд на мир

Вы реально оцениваете ситуацию, но не теряете веры в лучшее и присутствия духа. Зрелый человек понимает, что хорошие вещи не могут происходить непрерывно, бывают и неудачи. Но чёрные полосы заканчиваются, особенно если не опускать руки. Однако пессимизм и пораженческие настроения могут привести к тому, что сил радоваться не будет даже в по-настоящему светлые дни.

Созревший плод падает с дерева: признаки духовной зрелости

Когда человек достигает зрелости в духовной жизни, он относится более спокойно к парадоксу, более правильно понимает неопределённости жизни, её многие уровни и глубинные конфликты. В полноте его сердца развивается ощущение жизненной иронии, метафоры и юмора, способность охватить целое с его красотой и оскорбительностью».

Созревший плод естественно падает с дерева.

После надлежащего периода духовной жизни сердце, подобно плоду, начинает созревать и приобретать сладость.

Наша практика переходит из состояния грубой зелёной поросли исканий, развития и улучшения самих себя – к спокойному пребыванию в тайне. Она переходит от опоры на форму к пребыванию в сердце.

Достичь духовной зрелости – значит освободиться от неподвижных и идеалистических способов бытия и открыть в своей жизни гибкость и радость. По мере развития духовной зрелости сердце приобретает доброту. Лёгкость и сострадание становятся нашим естественным движением.

Даос Лао-цзы воспел этот дух, когда писал:

«Женщина, сосредоточенная в дао, может без опасений идти куда пожелает. Она постигает вселенскую гармонию даже среди великой боли, так как нашла мир в своём сердце».

Благодаря выполнению ритуалов, благодаря одеяниям и философии духовных традиций люди пытались убежать от своей обыденной жизни и стать более духовными существами.

Духовность заключается не в том, чтобы оставить свою жизнь и обрести существование на более высоком плане, наполненном светом. Мы обнаружили, что преобразование сознания требует гораздо большей практики и дисциплины, чем мы сначала предполагали. Мы начали видеть, что духовный путь требует от нас больше того, что, по-видимому, предлагает. Люди начали пробуждаться от романтических видений практики – и поняли, что духовность требует честного и смелого взгляда, прозрения в глубину ситуаций нашей реальной жизни, в глубину ситуаций семьи, из которой мы происходим, требует взгляда на то место, которое мы занимаем в окружающем нас обществе. Индивидуально и в сообществах, благодаря возрастающей мудрости и переживанию освобождения от иллюзий, мы начинаем отбрасывать идеалистическое понимание духовной жизни и духовного сообщества как средства уйти от мира или спасти себя.

Для многих из нас этот переход стал основой для более глубоко интегрированной и более разумной духовной работы, в которую включены правильные взаимоотношения, правильные средства к существованию, правильная речь и этические измерения духовной жизни. Эта работа потребовала окончания разделения на категории, понимания того факта, что всё, что мы стараемся оттолкнуть в тень или чего хотим избежать, следует в конечном счёте включить в свою духовную жизнь, и ничего нельзя оставить позади. Духовность стала более вопросом о том, кто мы таковы, нежели о том, какому идеалу следуем. Духовность изменила наше направление – вместо того, чтобы идти в Индию, в Тибет или в Мачу Пикчу, мы приходим домой.

Духовность подобного рода полна радости и целостности — она и ординарна, и пробуждена. Эта духовность разрешает нам пребывать в самом чуде жизни. Такая зрелая духовность позволяет просвечивать сквозь нас свету божественного. Бросим взгляд на качества духовной зрелости.

1. Отсутствие идеализма

Зрелое сердце не стремится к совершенству — оно пребывает в сострадании нашего существа вместо того, чтобы пребывать в идеалах ума. Духовность, лишённая идеализма, не стремится к совершенному миру, не стремится совершенствовать себя, своё тело, свою личность. Она не романтична, не мечтает об учителях или о просветлении, основанном на образах огромной чистоты некоторого потустороннего бытия. Таким образом, она не добивается какого-то приобретения или особого достижения в духовной жизни – она стремится только любить и быть свободной.
Разочарование в поисках совершенства иллюстрируется рассказом о мулле Насреддине:

«Однажды он повстречался на рынке со своим старым другом, который вот-вот должен был жениться. Друг спросил муллу, думал ли он когда-нибудь о браке. Насреддин отвечал, что много лет назад он собирался жениться и принялся разыскивать совершенную женщину. Сначала он отправился в Дамаск, где нашёл женщину, обладавшую совершенной грацией и красотой; но у неё обнаружились недостатки в духовной области. Затем путешествие привело его ещё дальше, в Исфаган, где он встретил женщину глубокой духовности, однако вполне приспособленную к этому миру и красивую; но, к несчастью, они не нашли общего языка друг с другом. «Наконец я нашёл её в Каире, – продолжал он. – Это была идеальная женщина – духовная, грациозная и красивая; она легко чувствовала себя в этом мире, она была совершенной во всех отношениях». «Ну и что? – спросил друг. – Ты женился на ней?» «Нет, – отвечал мулла. – К несчастью, она искала совершенного мужчину».

Зрелая духовность не основана на искании совершенства, на достижении некоторого воображаемого чувства чистоты. Она основана просто на способности освобождаться и любить, раскрыть сердце всему, что есть. Без идеалов сердце способно превратить встречающиеся страдания и несовершенства в путь сострадания. В этой свободной от идеализма практике божественное может сиять даже в поступках неведенья и страха, призывая нас удивляться всему, что есть, и его тайне. В этом нет осуждения, нет порицания, потому что мы не стремимся совершенствовать мир, а стараемся совершенствовать свою любовь к тому, что есть на этой земле.

Томас Мёртон так видел это:

«Тогда случилось так, как если бы я внезапно увидел тайную красоту их сердец, глубины, которых не в состоянии достичь ни грех, ни желание; это личность, какой бывает каждый человек в глазах Бога. Если бы только они могли увидеть себя такими, каковы они есть в действительности, если бы нам только видеть таким образом друг друга, не было бы причин для войны, для ненависти, для жестокости… Я полагаю, что возникла бы большая проблема: мы упали бы на колени, поклоняясь друг другу».

2. Второе качество зрелой духовности – это доброта.

Она основана на фундаментальном понятии признания себя, а не на понятиях вины, порицания или стыда за те действия незнания, которые мы совершили, или за те страхи, которые всё ещё остаются внутри нас. Мы понимаем, что раскрытие требует тёплого солнца любящей доброты. Весьма легко превратить духовность и религию в то, что Аллан Уоттс называл «неприятным долгом». Поэтесса Мэри Оливер писала:

«…Тебе не надо быть добрым.
Не надо каяться и ползти на коленях
Сотню миль по пустыне –
Тебе нужно только позволить этому мягкому животному — своему телу
Любить то, что оно любит…»

В глубоком признании себя растёт сострадательное понимание. Как сказал один мастер дзэн, когда его спросили, сердится ли он когда-нибудь: «Конечно, я сержусь; но затем через несколько минут я говорю себе: «Что толку!» – и освобождаюсь от гнева». Это признание себя составляет, по меньшей мере, половину нашей духовной практики. От нас требуется, чтобы мы с милосердием прикасались ко многим частям самих себя, которые раньше отрицали, отсекали или изолировали. Зрелая духовность – это отражение нашей глубокой благодарности и способности к прощенью. Как пишет поэт дзэн Эдвард Эспе Браун в «Книге повара Тасахары»:

«В любой момент, когда мы готовим эту пищу,

Мы можем превратиться в газ

И взметнуться в воздух на тридцать тысяч футов,
Чтобы упасть ядовитой росой
На листья, на ветви, на мех.
И всё, что мы видим, исчезнет.

И всё-таки мы готовим пищу,
Кладём на стол тысячу заветных мечтаний,
Чтобы накормить и успокоить
Близких и дорогих нашему сердцу.
В этом действии приготовления пищи
Я прощаюсь с вами.
Я всегда настаивал на том,
Что только вы заслуживаете порицания.
Но в этот последний момент мои глаза открыты,
И я смотрю на, вас
Со всей нежностью и прощеньем,
Которые так долго хранил в себе,
Смотрю без будущего.
У нас нет ничего,
За что нужно бороться…»

3. Третье качество духовной зрелости – это терпенье.

Терпенье даёт нам возможность жить в гармонии с дхармой, с дао. Как утверждал Чжуан-цзы:

«Истинные люди древности
Не имели намерения бороться с дао,
Но и не пытались собственными хитростями
Способствовать его осуществлению».

Грек Зорба говорит о своём личном уроке терпенья:

«Помню одно утро: я нашёл в коре дерева кокон как раз тогда, когда бабочка проделывала дыру в его оболочке и готовилась выйти наружу. Некоторое время я ждал, но ожидание показалось мне слишком долгим, а я был нетерпелив. Я наклонился к кокону и стал дышать на него, чтобы согреть. Я согрел его так быстро, как только мог; и у меня перед глазами начало происходить чудо – оно опережало жизнь. Оболочка раскрылась, бабочка начала медленно выбираться наружу; и я никогда не забуду своего ужаса, когда я увидел, как её крылья опали и смялись; несчастная бабочка пыталась развернуть их всем своим трепещущим тельцем. Наклонившись к ней, я старался помочь ей своим дыханием. Напрасно! Нужно было терпеливо ждать её выхода на свет; раскрытие крылышек должно было происходить на солнце в течение постепенного процесса; а теперь было слишком поздно. Моё дыхание вынудило бабочку появиться на свет раньше положенного времени, всю сморщенную. Она отчаянно боролась – и спустя несколько секунд умерла на моей ладони».

Духовная зрелость подразумевает понимание того факта, что процесс пробуждения проходит через многие периоды и циклы. Для неё требуется наша глубочайшая приверженность, требуется, чтобы мы занимали в сердце только одно место и раскрывались для каждой частицы жизни.

Истинное терпенье не приобретает и не жаждет, оно не стремится к какому бы то ни было достижению. Терпенье позволяет нам раскрыться для вневременного.

Когда Эйнштейн пояснял примером природу времени, он сказал: «Если вы сидите с прелестной девушкой в течение двух часов, они кажутся минутой; а если вы сидите на горячей плите, минута кажется двумя часами. Это и есть относительность».

«Проблема со словом «терпенье» – говорил мастер дзэн Судзуки-роси, – состоит в том, что оно подразумевает, будто мы чего-то ждём, ждём какого-то улучшения, прихода чего-то хорошего. Более точным словом для этого качества будет «постоянство», способность мгновенье за мгновеньем быть с тем, что истинно, открывать просветление в одном мгновенье за другим». Глубочайшим образом мы понимаем: то, чего мы ищем, – это то, что мы такое; и оно всегда здесь.

4. Четвёртое качество духовной зрелости – это непосредственность.

Духовное пробуждение находится в нашей собственной жизни здесь и сейчас. В традиции дзэн говорят: «После экстаза – стирка». Духовная зрелость так же проявляется в имманентном, как и в трансцендентном; она проявляется в стремлении к тому, чтобы дать возможность божественному сиять в каждом нашем действии. Изменённые состояния сознания, необычные переживания ума, великие раскрытия ценятся не ради них самих, а только в той мере, в какой они возвращают нас к нашему человеческому воплощению, чтобы сообщать нечто нашей мудрости и углублять нашу способность к состраданию. Как говорил ачаан Ча, «даже необычные переживания бесполезны и оказываются чем-то таким, от чего надо освобождаться, если они не связаны с данным моментом здесь и сейчас». Духовные состояния почитаются, когда они очищают зрение, раскрывают тело и ум, – однако они суть всего лишь переход для возвращения ко вневременному настоящему.

В непосредственном настоящем зрелая духовность позволяет нам «шагать в своей беседе», т. е. действовать, говорить и прикасаться друг к другу, отражая в этом своё глубочайшее понимание. Мы становимся более живыми и более присутствующими. Мы обнаруживаем, что само наше дыхание и тело, сами наши ограничения являются частью божественной жизни. Эта зрелость прислушивается к нашему телу и любит всё это тело – тело радости и тело печали; она слушает сердце и любит способность сердца чувствовать.

5. Пятое качество духовной зрелости – это чувство священного, всеобъемлющего и личного.

Оно оказывается «всеобъемлющим» в том смысле, что не создаёт отдельных друг от друга частей нашей жизни, не отделяет то, что священно, от того, что таковым не является; оно оказывается «личным», ибо почитает духовность в своих собственных словах и действиях. Иначе наша духовность не имеет никакой подлинной ценности. Всеохватывающая и личная духовная практика включает в себя наш труд, нашу любовь, нашу семью и наши творческие способности. В ней становится понятным, что личное неразрывно связано со всеобщим, что универсальные истины духовной жизни могут оставаться живыми только в каждом частном и личном обстоятельстве. То, как мы живём, и есть наша духовная жизнь.

Как заметил один умный ученик, «если вы действительно хотите узнать что-нибудь о каком-то мастере дзэн, поговорите с его женой».

Всеобъемлющее чувство духовности – это понимание того факта, что если нам нужно внести в мир свет и сострадание, мы должны начать это со своей собственной жизни. Наша личная жизнь становится более подлинной духовной практикой, нежели любая серия имевшихся у нас переживаний или какая-то разделяемая нами философия. Такой личный подход к практике означает уважение к индивидуальному и всеобщему в нашей жизни: мы уважаем жизнь как непостоянный танец между рождением и смертью; но мы почитаем также и своё отдельное тело, свою отдельную семью и своё сообщество, а также личную историю, данные нам радости и печали. Таким образом наше личное пробуждение – это такой факт, который воздействует на все другие создания.

В джунглях Амазонки существует девятьсот различных видов ос, и каждый вид опыляет отдельную форму и отдельный вид смоковницы. Эти смоковницы представляют собой главный источник питания для всех мелких млекопитающих тропического леса; а эти мелкие млекопитающие в свою очередь обеспечивают основу жизни для ягуаров, обезьян, диких свиней и других животных. Каждый вид ос поддерживает живую цепь других животных. Точно так же каждый индивид в этом мире вносит в жизнь единственный в своём роде вклад. Осуществление духовной жизни никогда не может прийти благодаря подражанию; эта жизнь должна сиять сквозь наши особые дары и способности как мужчины, так и женщины на этой земле. Это жемчужина огромной ценности. Почитая своё собственное единственное в своём роде предназначение, мы позволяем своей самой личной жизни стать выражением будды в новой форме.

6. Шестое качество духовной зрелости – это чувство исследования.

Вместо того, чтобы принимать какую-то философию или слепо следовать за каким-нибудь великим учителем, идти по непреодолимому пути, мы должны признать, что нам необходимо видеть самим. Это качество сомнения Будда называл дхамма-вичая, наше собственное исследование истины. Это готовность открыть, что это такое – без подражания, без того, чтобы следовать мудрости других. Однажды кто-то сказал Пикассо, что ему надо писать картины вещей, изображая последние такими, каковы они являются, писать объективные картины. Когда Пикассо ответил, что он не понимает, в чём дело, этот человек достал из бумажника фотографию жены и заявил: «Вот, видите, это её изображение, какова она есть в действительности». Пикассо посмотрел на фотографию и сказал: «Она довольно мала, не так ли? И плоская?» Подобно Пикассо, мы должны видеть вещи сами.

В духовной зрелости мы находим великое чувство автономии – не как реакции на авторитет, а как основы для искреннего признания того обстоятельства, что и мы, подобно Будде, способны пробудиться. Зрелая духовность обладает глубоко демократическим качеством: в ней все индивиды обладают возможностью открыть то, что священно, и самостоятельно освободиться.
Это чувство исследования сочетает открытость ума, так называемый «незнающий» ум дзэн, с «распознающей мудростью», способностью отделить полезное от вредного, которая сохраняет глаза открытыми для того, чтобы учиться. С открытым умом мы всегда учимся.

Наше чувство исследования даёт нам возможность воспользоваться великой мудростью традиций учиться у учителей и быть частью сообществ, оставаясь в то же время в соприкосновении с самими собой, видеть истину и говорить правду с большим уважением к собственной целостности и к собственному пробуждению. Это исследование, возможно, и не приведёт нас к большей уверенности; однако оно в состоянии позволить нам быть более честными с самими собой; и в этом пункте наша духовная практика наполняется интересом и жизненностью.

7. Седьмое качество духовной зрелости – это гибкость.

Духовная зрелость позволяет нам двигаться по ветру, подобно бамбуку, реагировать на мир своим пониманием и своим сердцем, уважать перемены в окружающих нас обстоятельствах. Духовно зрелая личность усвоила великие искусства – присутствие и освобождённость; её гибкость заключается в понимании того факта, что существует не один лишь способ практики, не одна только духовная традиция, – а имеются многие пути. Её гибкость подразумевает, что духовная жизнь состоит не в том, чтобы принимать какую-то особую философию или набор верований или учений, не в том, чтобы кому-то противостоять или чему-то противодействовать. Это – лёгкость сердца, которая подразумевает, что все духовные средства суть плоты, чтобы пересечь поток и прийти к свободе.

В своих самых ранних диалогах Будда предостерегал против смешения плота с берегом, против принятия какого-либо устойчивого мнения или взгляда. Он продолжал: «Как может что-нибудь противоречить мудрецу, не принявшему никакого мнения?» Вместо высокомерия Будда рекомендует свободу и напоминает своим последователям, что люди, страстно добивающиеся философии или определённого взгляда на жизнь, просто бродят по кругу в этом мире, беспокоя окружающих. Гибкость сердца вносит в духовную практику юмор. Она позволяет нам увидеть, что имеется сотня тысяч искусных средств для пробуждения, что существует время для формальных и систематических способов – и время для импровизированных, необычных и крайних средств.

Будущий тренер университетской баскетбольной команды Рон Джоунз усвоил этот урок, приняв на себя руководство центром подготовки лиц с физическими недостатками в Сан-Франциско. Он намеревался тренировать свою команду для великих побед – но в первый же день обнаружил, что на тренировку явились всего четыре игрока, один из них – на инвалидной коляске. Этот первоначальный тупик удалось преодолеть, когда из мужской ванной комнаты вышла темнокожая женщина ростом в шесть футов – и потребовала, чтобы и её включили в команду. Тренер пишет, как он отказался от плана своего первого урока, когда увидел, что ему потребовалось сорок пять минут только на то, чтобы установить всех пятерых игроков в одну линию на одной стороне двора со взорами, обращенными в одном направлении. Но когда он отбросил свои планы, баскетбольная команда увеличилась. У команды были практические занятия, капитан болельщиков, сосиски; хотя часто у них в команде было семь или двенадцать игроков вместо пяти. Иногда они прекращали игру в самой середине встречи, чтобы включить музыку и пригласить всех желающих потанцевать. И в конце концов они оказываются единственной баскетбольной командой в истории, одержавшей победу с разницей в миллион очков, когда один из её членов, считавший очки, развлекался тем, что нажимал на кнопку показателя счёта и звонил при каждом попадании мяча в корзину.

Дёшево досталось – легко потерялось. В этой гибкости существует великая свобода. Учитель ачаан Ча говорил о себе, что он выполняет роль дерева – приносит плоды, даёт место птицам для гнёзд, изгибается на ветру. Дхарма гибкости радостна и спокойна.

8. Восьмое качество духовной зрелости – качество охвата противоположностей, способность вмещать в сердце жизненные противоречия.

В раннем детстве мы видим своих родителей или целиком хорошими, если они доставляют нам всё, чего мы хотим, или целиком дурными, когда они разочаровывают наши желания и действуют не так, как нам хочется. Значительное развитие сознания детей позволяет им в конечном счёте ясно увидеть своих родителей и понять, что в одной и той же личности существует как хорошее, так и плохое, любовь и гнев, великодушие и страх. Сходное развитие происходит и тогда, когда мы достигаем зрелости в духовной практике. Мы более не ищем совершенных учителей, гуру, обладающих совершенной мудростью, не пытаемся найти нечто полностью хорошее и противоположное тому, что является полностью плохим, мы не отделяем жертву от оскорбителя. Мы начинаем понимать, что каждое явление содержит свою противоположность.

Одна молодая женщина, оказавшаяся жертвой жестокости в собственной семье, затратила значительную часть своей духовной практики на то, чтобы излечиться от своей боли. Как часть такого лечения, она стала консультантом для других жертв жестокого обращения, а в конце начала работать с самими оскорбителями и преступниками. В первый год работы с последней группой – почти вся она состояла из мужчин, – ей было ясно, что правильно и что неправильно, что неприемлемо, кто совершил преступление.


Однако по мере того, как продолжалась практика, она более внимательно прислушивалась к повествованиям лиц, виновных в жестокости – и обнаружила, что почти каждый из них сам испытал в детстве жестокое обращение. И вот она сидела в комнате в окружении мужчин возрастом в сорок, пятьдесят или шестьдесят лет – но по существу комната была полна обиженных детей.

Потрясённая, она открыла, что многие из них подверглись жестокости своих матерей; продолжая дальнейшее знакомство с их историями, она выяснила, что и сами матери пострадали от жестокости отцов и дядей в своих семьях; обнаружились печальные стереотипы оскорблений, уходившие в прошлое поколение за поколением. Что ей было делать? Кого теперь надо было порицать? И всё, что ей оставалось делать, – сказать со всей силой: «Нет, эти действия не должны продолжаться», а затем вместить в своё сострадательное сердце обоих – оскорбителя и оскорблённого в одном лице.

Когда человек достигает зрелости в духовной жизни, он более спокойно относится к парадоксам, правильнее понимает неопределённости жизни, её многие уровни и глубинные конфликты. В полноте его сердца развивается ощущение жизненной иронии, метафоры и юмора, способность охватить своим благожелательным сердцем целое с его красотой и его крайностями.

Этот жизненный парадокс всегда находится здесь, перед нами. В хорошо известном рассказе об одном мастере дзэн ученик спрашивает этого мастера: «Прошу вас, мастер, расскажите мне о просветлении». И вот они шагают по сосновому бору, и мастер даёт ответ. Он указывает на сосну: «Видишь, как высока эта сосна?» «Да», – отвечает ученик. Затем мастер указывает на другую. «Видишь, как низка эта сосна?» «Да», – снова отвечает ученик. «Вот это и есть просветление»– говорит мастер.

Когда мы охватываем противоположные стороны жизни, мы вмещаем в нераздельности собственные рождение и смерть, радость и страдание. Мы почитаем священное в пустоте и в форме; мы понимаем изречение суфиев: «Славь Аллаха, но привязывай своего верблюда к столбу». Когда наша духовная практика становится более зрелой, мы научаемся позволять противоположным сторонам этой практики – потребности в учителе и потребности самим нести ответственность за собственную духовную практику, трансцендентным состояниям сознания и необходимости осуществлять их в личном действии, силе кармической обусловленности и способности полной человеческой свободы, – быть частью танца нашего духа, содержать всё это с лёгкостью и юмором, находиться в мире со всем.

9. Дальнейшее понимание зрелой духовной жизни мы находим во взаимоотношениях.

Мы всегда находимся во взаимоотношениях с чем-нибудь. Именно в открытии разумных и сочувственных взаимоотношений со всеми вещами мы находим способность уважать их все. Обладая лишь малой властью над большинством происшествий в нашей жизни, мы способны выбирать отношение к своим переживаниям. зрелая духовность – это приятие жизни во взаимоотношениях. С готовностью вступать во взаимоотношения со всеми вещами мы вступаем в великодушный дух практики, где всё считается священным. Наша семейная жизнь, наша сексуальность, наше сообщество, экология земли, политика, деньги – наши взаимоотношения с каждым существом и с каждым действием становятся выражением дао, дхармы.

Мастер дзэн Тхить Ньят Хань очень любит напоминать нам о том, как мы моем посуду: «Можем ли мы вымыть каждую чашку или миску, – спрашивает он, – как если бы мы купали новорождённого младенца Будду?» Каждый поступок имеет смысл, и всё, что нам встречается, имеет отношение к нашей духовной жизни в целом. Точно так же забота и сочувствие, с которыми мы относимся ко встречным трудностям и проблемам, являются мерилом нашей практики. Духовная зрелость уважает наше человеческое сообщество и взаимосвязанность. Ничто не может быть исключено из нашей духовной жизни.

10. Последнее качество духовной зрелости – это качество обыденности.

В некоторых традициях это называется практикой после просветления; это обыденность, которая возникает после того, как угасли особые духовные состояния и побочные результаты. Нисаргадатта, великий мастер недвойственности, на вопрос, как его собственное сознание отличается от сознания окружающих его искателей, улыбнулся и ответил: «Я перестал отождествлять себя с искателем».

Да, продолжал он, он обычно сидит и ждёт завтрака, ждёт ланча; да, он бывает голоден и нетерпелив, как и другие; но в глубине этого и вокруг всего этого существует океан мира и понимания. Он не бывает захвачен какими бы то ни было изменившимися условиями своей жизни, не отождествляет себя с ними; и таким образом, в отличие от окружающих его людей, что бы ни происходило, Нисаргадатта пребывает в покое.

Обыденность – это простое присутствие в данном моменте, которое позволяет тайне жизни выказать себя. Когда Торо предупреждает нас, чтобы мы «остерегались такой деятельности, которая требует покупки нового костюма», он, напоминает нам, что простота – это способ нашего раскрытия для повседневного чуда. Хотя мы можем почитать способность сознания создавать бесконечное разнообразие форм, обыденность интересуется тем, что находится здесь и сейчас.

Это обыденная тайна дыхания или ходьбы, тайна деревьев на нашей улице или тайна нашей любви к какому-то близкому человеку. Она не основана на достижении мистических состояний или необычайной силы, не стремится стать чем-то особенным, она опустошает нас, когда мы прислушиваемся.

Уолт Уитмэн воспевает эту обыденность в своих стихах:

«Я верю, что листик травы не меньше подёнщины звёзд…
И что ежевика достойна быть украшением небесных гостиных…
И что мышь – это чудо, которое может одно сразить секстильоны неверующих».

(Пер. К.И. Чуковского)

Обыденность духовной жизни приходит от сердца, которое научилось доверию, от признательности за дар человеческой жизни. Когда мы бываем всего лишь самими собой, без претензий или хитростей, мы пребываем в покое во вселенной. В этой обыденности нет высшего или низшего; там нечего определять, нечего желать; это просто открытость в любви и в понимании для радости и страдания этого мира. Эта обычная любовь, это обычное понимание вносят в каждую ситуацию лёгкость и покой сердца. Это открытие того факта, что наше спасение лежит в обыденности. Подобно воде дао, которая пробивается сквозь камни или понемногу разрушает их и постепенно стекает в океан, – эта обыденность приводит нас к спокойствию.

В обыденности заключена огромная сила, великая энергия духовной зрелости. Приходит способность естественного самолечения; и так же естественно наше духовное равновесие и сострадание распространяется на окружающий мир.

Любимый японский поэт дзэн Рёкан наполнял свою жизнь этим духом обыденности и преображал тех, с кем соприкасался. Говорят, что Рёкан никогда не проповедовал, никому не выговаривал.

Однажды брат попросил Рёкана посетить его дом и поговорить с его беспутным сыном. Рёкан пришёл, но не сказал ни слова, чтобы усовестить юношу. Он остался на ночь и приготовился уйти следующим утром. Когда непослушный племянник зашнуровывал соломенные сандалии Рёкана, он почувствовал, что на него упала капля тёплой воды. Взглянув вверх, он увидел, что Рёкан смотрит на него полными слёз глазами. Затем Рёкан вернулся домой, а племянник изменился к лучшему.

С духовной зрелостью растёт и углубляется наша способность раскрываться, прощать, освобождаться. В этом проявляется естественное разрешение наших конфликтов, естественное прекращение борьбы, естественное облегчение наших трудностей, способность возвращения к радостному и спокойному отдыху.

Древняя мудрость «Дао-дэ-цзин» наставляет нас:

«Мне нужно учить всего лишь трём вещам:
Простоте, терпенью, состраданию.
Эти три качества – ваши величайшие сокровища.
Простым в действиях и в мыслях,
Ты возвращаешься к источнику бытия.
Терпеливый к друзьям и недругам,
Ты находишься в согласии со способом существования вещей.
Проявляя сострадание к себе,
Ты примиришь все существа в этом мире.

Так мудрец, пребывая в дао,
Являет собой пример для всех существ.
Поскольку он не выставляет себя напоказ,
Люди могут увидеть его свет,
Поскольку ему нечего доказывать,
Люди могут доверять его словам.
Поскольку он не знает, кто он такой,
Люди узнают в нём себя.
Поскольку в его уме нет никакой цели,
Всё, что он делает, приносит успех». опубликовано econet.ru

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Вы когда-нибудь встречали взрослого человека?

Согласен, на первый взгляд, – это довольно странный вопрос.

Но попробуйте на него ответить, не определившись: что значит быть взрослым?

Конечно же, в этой статье пойдет разговор не о физической или возрастной зрелости, а о том, что такое психологическая зрелость.

Частично эта тема затрагивалась в статье «Вы здоровы психологически? Как узнать?». В принципе, едва ли мы ошибемся, если скажем, что психологически здоровая личность – это по-настоящему взрослый человек.

Но кто-то скажет: для чего вообще разбираться с тем, что такое зрелая личность? Зачем это нужно?

На что я отвечу словами Эриха Фромма: «Большинство людей умирает, так и не родившись». Глубокие слова, не правда ли?

Они стали эпиграфом к статье «12 признаков того, что ваша жизнь — это не «ваша» жизнь».

Дело в том, что для многих людей личностная зрелость так и остается туманной и не досягаемой, а для многих и просто нелепой целью.

Большинство людей живет лишь внешней жизнью, а их внутренний потенциал так и остается нереализованным.

Такие люди похожи на бесплодные деревья – древесной массы много, а цветов и плодов никаких.

Часто можно наблюдать человека, внешний успех и признание которого действительно очень велики, а вот его психологическое взросление осталось где-то на уровне пещерного существования – он живет, чтобы забирать, накапливать, и взращивает в себе не личность и духовность, но лишь собственное эго.

Психологическая зрелость, наоборот, предполагает раскрытие внутренних, духовных потенциалов человека, раскрытие его талантов, установление положительных и конструктивных отношений с окружающими людьми, удовлетворение своих потребностей социально приемлемым способом.

Итак, давай попробуем разобраться, что такое …

или что отличает психологическое взросление

Ниже я перечислю основные признаки, которые характерны для психологически зрелого человека.

  1. Автономность и самодостаточность

Зрелая личность способна самостоятельно делать жизненный выбор, принимая при этом полную личную ответственность на себя.

Делая выбор, зрелый человек выражает свою внутреннею позицию. Он выбирает, ориентируясь на свои ценности, но при этом обязательно учитывает и ценности других людей.

Именно поэтому его выбор, это выбор не эгоиста, но аутентичного, т.е. подлинного человека.

  1. Аутентичность

Зрелый человек способен принимать себя таким, какой он есть, у него адекватная самооценка, без перегибов в сторону непомерной гордыни или нескончаемых самообвинений и неприязни к самому себе.

Он живет в согласии с собой.

Кроме того, психологически зрелый человек способен принимать мир таким, какой он есть.

Для такого человека все черное и белое, все уродливое и прекрасное, все злое и доброе является гармоничным проявлением Вселенной, и если такой человек ничего не может изменить, то со смирением и философски принимает все, как есть.

Он живет в согласии с миром.

  1. Глубокие и искрение отношения с другими людьми

Духовно зрелый человек не играет ролей, не прячется за масками, он живет естественно, ощущая себя не центром, но частью отношений с другими.

Он толерантно относится к другим людям, умеет сопереживать, понимать, слушать и слышать других.

Он живет в согласии с другими людьми.

  1. Развитое самопознание

Зрелая личность, наряду с адекватностью самовосприятия, еще и хорошо знает себя, осознает свои преимущества и недостатки, сильные и слабые стороны, ресурсы и возможности.

Зрелый человек умеет слышать себя, правильно идентифицировать свои переживания, мысли и эмоции. Он знает, кто он такой.

  1. Стремление к саморазвитию

Психологически зрелой личности свойственна здоровая неудовлетворенность имеющимся уровнем духовности и личностной зрелости.

Поэтому такой человек стремиться к дальнейшему росту, не останавливается на достигнутом, он готов жертвовать силами и временем ради расширения своего познания и развития.

Конечно же, в данной крохотной заметке невозможно описать все признаки, которыми характеризуется зрелая личность, у нее много граней и проявлений.

По этому, в следующей статье я расскажу о других важнейших ее характеристиках, а также опишу условия, при которых формируется личностная зрелость.

Кроме того, в ней я позволю себе порассуждать о связи психологического взросления с ключевыми составляющими успеха и уверенности в себе.

На этом все. Берегите себя!

До встречи в следующей публикации!

© Денис Крюков

Вместе с это статьей читайте:

Жизненный кризис: союз опасностей и возможностей (Часть 1)

Жизненный кризис: союз опасностей и возможностей (Часть 2)

Почему так трудно изменить свою жизнь (часть 1)

Почему так трудно изменить свою жизнь (часть 2)

Вам понравилась статья?

Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий 🙂 (форма комментирования расположена ниже. Ваш e-mail нигде не будет опубликован).

Также буду очень Вам благодарен, если оформите подписку на новые статьи моего блога! Их анонсы будут просто приходить вам на e-mail.

Зачем это нужно?

Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!

Как подписаться? Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту! 😀

Денис Крюков

Психологическая зрелость человека – редкое явление. Несмотря на биологический возраст, нашей психике комфортнее и привычнее пребывать в инфантильной, детской позиции с гигантским эго наперевес. Замечали же, как взрослые и солидные на вид люди часто ведут себя как дети? На интеллектуальном уровне они могут выглядеть очень зрелыми, трезво рассуждать, но на уровне эмоций страдать от зависимостей, проблем с границами. Вот это как раз пример отсутствия зрелости.

Еще психологическую зрелость путают с личностной, полагая, что зрелые люди – индивиды преклонного возраста, с житейским опытом и философским взглядом на жизнь. Нет!

Зрелый человек – тот, кто владеет собой, своими эмоциями, адекватно себя ведет в конкретных ситуациях, осознает ответственность за свои слова и поступки и, главное, понимает, что в мире существует еще огромное количество людей, мнение которых нужно учитывать

То есть это система, тесно связанная с социумом. Умеющая не только брать (брать скромно), но и отдавать. Только так приумножается энергия. Незрелая личность всегда страдает: то пребывает в экзистенциальных муках, то не может найти себе места, то требует уважения и любви любыми способами. Часто незрелые люди существуют в перманентных конфликтах – с другими и с собой. Жизнь незрелого человека полна несправедливостей и очень трудна, потому что от постоянных оппозиций не бывает никакого счастья, одни преодоления.

Бояться этого всего не нужно, потому что в каждом из нас есть здоровое ядро личности, для обнаружения и развития которого необходима психологическая работа над собой. Что ждет вас дальше? Невероятное количество качеств, которые вас по-настоящему удивят.

Например, осознанность и cаморегуляция. Это когда вы отдаете себе отчет в том, что с вами происходит, можете отрефлексировать свои реакции, разобраться с источниками раздражения и, главное, направить энергию в конструктивное русло. Дальше вы начнете хорошо чувствовать свои и чужие границы, отличать их, вовремя уходить из ненужных отношений или неприятных ситуаций. Эти способности дают невероятную свободу благодаря уважению, которое вы начнете испытывать к своей и чужой воле. В общем, чистый восторг.

Зрелая личность так или иначе начнет стремиться к деятельности и к тому, чтобы приносить пользу себе и другим. Это не значит, что вы обязательно выберете новую сферу для самореализации, но подобный вариант имеет место. Вы почувствуете открытость новому опыту и готовность меняться, перестанете бояться сделать шаг в неизведанную сторону, потому что любознательность и обновленный пытливый ум не оставят шансов страху. В зрелом состоянии вы начнете ощущать себя автономным – по-хорошему независимым, способным быть в уединении, прислушиваться к себе, принимая важные решения. В общем, звучит как песня, но на деле все так и есть. Главное, чуть-чуть постараться и вложиться в себя – и тогда точно запоете!