Духовное и нравственное воспитание

Духовно- нравственное воспитание в процессе обучения

Средство воспитательного процесса — то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.

Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Средством нравственного воспитания может служить любой предмет, все зависит лишь от усилий воспитателя.

Методы воспитания — это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

При осуществлении нравственного воспитания наиболее часто используют такие методы формирования сознания, как внушение, призыв, диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная педагогическая наука. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию — М.: ТЦ «Учитель». — 2001. — 287с

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.

Один из самых действенных методов воспитания — этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, — как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Этическая беседа требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Миценко, Е.Н. Шиянов: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений — 3-е изд. перераб. и дополн. — М.: Школа-Пресс. — 2008. — 512с

Этическая беседа проводится двумя путями — индуктивным и дедуктивным.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Содержание нравственного воспитания определяется концепцией, общими целями воспитания и моралью общества.

Цели нравственного воспитания: формирование духовных запасов личности каждого воспитанника, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, основы гражданского самосознания.

Как уже было отмечено ранее, нравственное воспитание неотделимо от морали общества, в связи с этим можно выделить следующие задачи нравственного воспитания:

1) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

2) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

3) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

4) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

5) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность;

6) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов.

При осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи с этим изменяется основная задача воспитания эмоционально-нравственной культуры:

1-й класс — развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:

2-й класс — развитие гуманистических отношений к человеку;

3-й класс — формирование ценностного отношения к культуре;

4-й класс — развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;

5-й класс — воспитание нравственного самосознания на основе самооценки; воспитание ответственности;

6-й класс — воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения;

7-й класс — приобщение к духовным ценностям своего Отечества; воспитание толерантности, развитие способности к ответственному поступку; самовоспитание;

8-й класс — развитие чувства гражданственности; формирование нравственной позиции по проблемам социальной жизни;

9-й класс — развитие качеств, необходимых для делового человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;

10-й класс — формирование мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в мире; ответственности за нравственный выбор средств для достижения личных целей;

11-й класс — становление интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.

Естественно, что выделенные здесь идеи присутствуют и в предшествующих возрастных группах, подготавливая школьников к их более глубокому эмоциональному осознаванию и присвоению именно в обозначенный, наиболее сензитивный период. Шапошникова. — Н. Новгород: НГЦ. — 2001. — 432 с. — С. 82

В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?

Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в школе, в семье. Тому же способствовали СМИ. www.ozhegov.ru

В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.

Еще одной проблемой современной школы является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?

Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.

Мы же придерживаемся мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.

Наиболее традиционными формами православного воспитания являются: воскресные школы, социальное служение, православные детские лагеря, паломничество, православные детские и молодежные организации.

Воскресная школа — занятия для детей, где в доступной, игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий — воскресенья. Это идея создания некой «семейной атмосферы», которая призвана не заменить ребенку его семью, а помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к внутренним перенагрузкам. Воскресные школы существуют при православных приходах и братствах. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М. — 2003. — 75с

Религиозное обучение в воскресной школе имеет своей целью передачу знаний, на основании которых учащийся сможет осмыслить свою веру по отношению к себе, своей жизни, к окружающему миру, к обществу, в котором он живет. Основное внимание должно уделяться не тому, чтобы передать детям как можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито и пережито. Немаловажно и отношение педагога к детям. Оно должно быть благоговейным. Чутко, тактично и деликатно должен учитель подходить к детской душе. Если педагог сам стремится к истинному добру, тогда и дети пойдут за ним.

В качестве вывода хотелось бы сказать следующее: как когда-то первые воскресные школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, и современные православные воскресные школы должны быть ориентированы не только на детей, но и на взрослых. Ведь ребенку важно чувствовать и понимать, что нравственные идеалы, прививаемые в школе и дома, не имеют разницы между собой. Создание семейной воскресной школы способствовало бы не только укреплению семейных связей, но и развитию ощущения сопричастности более сложным семейным общностям: коллективу школы, приходу своего храма, Церкви и обществу в целом. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: ВПАДОС. — 2000. — 573с

Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность) — это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.

На каких же категориях основывается организация этой формы воспитательной работы?

Прежде всего — это личностный характер общения, которое строится на уважении молодого человека как свободной личности.

Следующая категория — это учет индивидуальных и возрастных особенностей, от которых зависит выбор формы социального служения. Каждому человеку свойственны индивидуальные характеристики: возрастные, психологические, культурные. Игнорирование этих особенностей может пагубно отразится на воспитательном процессе.

Далее можно выделить совместное участие. Организация социального служения, к которому привлекается молодежь, носит не специфический воспитательный характер, а обычно строится таким образом, чтобы это дело являлось в равной степени близким, интересным и важным для всех участников, включая организаторов.

Принцип «в семье и через семью», т.е. вовлечение семьи молодого человека в дело социального служения. Это помогает взаимопониманию в семье, способствует воспитанию гармоничной личности.

Рассмотрим основные формы деятельности социального служения молодежи:

Работа в социальных учреждениях — уход за больными, работы в муниципальных учреждениях.

Социальные акции по сбору средств. Эта деятельность например, может также включать в себя: возможность организации при храме силами молодежи точки социальной помощи для лих без определенного места жительства, где они смогут получить еду, одежду; продажа на благотворительных ярмарках поделок или открыток, сделанных воспитанниками детских домов, и расход вырученных денег на нужды детей-авторов, организация утренников в домах сирот и многое другое. Учащиеся воскресной школы могут самостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот, например, части своих игрушек. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль. — 2008. — С. 15

Миссионерская работа: участие в издательстве православных газет и журналов при храмах; создание библиотек для детей-сирот (сбор духовно- нравственной и интересной литературы); проведение различных миссионерских акций (например, изготовление и распространение поздравительных открыток), организация слетов, мероприятий, лекций…

Служение в церкви: работа по благоустройству храма и территории возле него, помощь на богослужениях, в реставрационных мастерских и т. п.

Особенность молодежного служения состоит в том, что молодой человек, который вовлекается в церковную жизнь, воспринимается в церкви как активная личность, которой предлагается наиболее интересная и доступная форма социального служения. Работа в этом направлении способствует раскрытию его внутреннего потенциала.

В современном мире существует огромное количество разных государственных социальных учреждений, которые занимаются поддержкой больных, сирот, и прочих социально — неблагополучных и материально- необеспеченных людей. Церковная социальная работа призвана, по своей сути, не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, а именно внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, привлекая к делу служения молодежь и заинтересованные организации. В современном обществе глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. Поэтому вовлечение молодежи в социальное служение способствует формированию у молодых людей нравственности. Это одна из возможностей стать добрее, почувствовать себя востребованными, научиться жертвенности и любви. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. — М.: Новая школа. — 1998. — 208с

Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой он принадлежит (при этом территориально не обязательно к ней относится). Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика. — 1989. — 288 с

Существуют некоторые отличия православного лагеря от светского. Эти отличия имеют не программный характер, а скорее интонационный.

Во-первых, духовная деятельность (участие в богослужебной деятельности, молитвенная деятельность) обязательно сочетается с другими видами деятельности, наиболее привычными для детского оздоровительного лагеря. Иными словами, цель воспитательная работа определяется сочетанием духовного и физического оздоровления.

Во-вторых, финансово-материальная база в большей степени формируется за счет средств Русской Православной Церкви, а именно епархиальным управлением и частично с благотворительных средств со стороны светских учреждений и частных лиц. Это откладывает свой отпечаток на содержание инвентаря (библиотека с книгами духовно-нравственного содержания; музыка, пробуждающая интерес к нравственным ценностям; имеется ввиду не только религиозная, оформление лагеря).

В- третьих, активное участие всех в планировании работы. Происходит это благодаря личному и доверительному контакту всех участников лагеря со священниками. Большую роль в этом играет «детская исповедь» и частные духовные беседы, на которых перед священником открываются и проблемы воспитания, и причины их возникновения. Священник, являясь положительным примером, становится авторитетом для детей.

Важное отличие православного лагеря заключается в специфическом отношении воспитательной системы с окружающей социальной средой. С одной стороны, налицо закрытость воспитательной системы от негативных проявлений общества в целом и молодежной субкультуры, в частности. С другой стороны, невозможность полностью абстрагироваться от реалий окружающей социальной среды. Следовательно, взаимоотношения с социальной средой носят избирательный характер. Воспитательная система открыта на выход, но дозирована на вход. Подобный баланс во много идеален. Связано это с тем, что члены детского коллектива являются частью двух сред: обычной социальной (общеобразовательная школа, светские образовательные учреждения, микросоциум по месту жительства и т.д.) и православной (общность прихода, воскресная школа и т.д.). Отделить их от одной среды и погрузить целиком в другую невозможно да и нежелательно, так как это может привести к негативным последствиям в развитии личности. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию — М.: ТЦ «Учитель». — 2001. — 287с.

В некоторых лагерях имеется опыт проживания детей с ограниченными физическими возможностями. Работа в данном направлении помогает социализировать детей, приспособить к окружающей среде, научить их способам разнообразного общения, взаимопонимания, преодоления психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.

Современные детские организации различны по форме, структуре, степени скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности. Что касается религиозных детских объединений — это организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Вся разнообразная деятельность православных организаций направлена на воспитание, сплочение, объединение молодежи на основе духовно-нравственных принципов и позиций. Молодежные организации постепенно становятся местом духовно — нравственного просвещения молодежи. Они открыты и общедоступны для всех желающих. В молодежных организациях можно познакомиться с основами Православия, найти доброе и интересное занятие, обрести новые знания и получить необходимые консультацию и помощь, найти новых друзей. Их по праву можно назвать очагами миссионерского служения Церкви.

Таким образом, направлением православной педагогики является воспитание внутренней системы ценностей человека, которая ляжет в основу всей его жизни. Эта система отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в любви к истине.

Специфика и ценность православной педагогики состоит в том, что ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании — создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Кроме этого, ценность православия заключается еще и в том, что оно является культурообразующей религией для российского общества. Но здесь важно отметить, необходимость взаимодействия светских воспитательных учреждений, государства с религиозными организациями.

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

—наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко…(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;

—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

— формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);

— при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.

4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);

— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);

— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

— между предметом и материалом, из которого сделан предмет: …не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);

— между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);

— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);

— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);

— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);

— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.

Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба — радость!

Сегодня фильм хороший в клубе — радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)

Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне — все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

—восклицательные предложения;

— диалог, скрытый диалог;

—вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

—ряды однородных членов;

—цитирование;

—вводные слова и конструкции

—Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

УДК 17:37.01

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ

© 2014 Епископ Зиновий (Корзинкин) , Н.Н. Гатилова , В.М. Меньшиков

1канд. пед. наук, доцент каф. теологии и религиоведения 2канд. пед. наук, доцент каф. теологии и религиоведения докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой теологии и религиоведения

e-mail: ss-private@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье анализируется пространство духовно-нравственного воспитания в современном образовании. Анализируя основные подходы к пониманию духовности, авторы раскрывают сущность духовно-нравственного воспитания, что позволяет определить и его предмет.

Ключевые слова:человек, воспитание, духовность, духовно-нравственное

воспитание, сущность духовно-нравственного воспитания, предмет духовно-нравственного воспитания.

Сегодня в российскую школу, наряду с уже традиционно существующими умственным, физическим, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания, входит новый вид воспитания — духовно-нравственное.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», важнейшей целью российского образования, наряду с интеллектуальным и физическим воспитанием, является «духовно-нравственное развитие”»1. Однако, несмотря на то что этот вид воспитания вошел в школу, до сих пор не ясно, чем он является в образовании по своей сути, — это действительно реальный вид воспитания или же это очередной фантом, рожденный педагогической модой, который, как и всякая другая мода, быстро пройдёт.

Определение пространства духовно-нравственного воспитания в педагогике прежде всего требует ответа на главные педагогические вопросы, которые возникают при обосновании любого вида воспитания, его сущность и его предмет.

Ответить на вопрос, что такое духовно-нравственное воспитание, можно только в том случае, если мы сможем определить, какова его сущность и его предмет, то есть та сфера, область, качество, которые мы формируем в этом процессе. Ведь если мы говорим о физическом воспитании, то мы говорим о развитии телесных способностей и качеств, если мы говорим об умственном воспитании, то имеем в виду формирование интеллектуальных способностей. Соответственно, если мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то мы также должны определить предмет духовно-нравственного воспитания, то есть указать ту сферу в человеке, которая реально существует и которая формируется в процессе именно этого, а не какого-либо другого воспитания. Осознание предмета воспитания дает возможность определить цели и задачи духовно-нравственного воспитания, его содержание и технологии.

В настоящее время, сложилось три различных подхода к пониманию предмета духовно-нравственного воспитания и, соответственно, к определению содержания духовно-нравственного воспитания: светский, оккультно-мистический и религиозный.

1.Светский или гуманистический подход полагает, что 1) духовность — это освоение человеком высших ценностей, идей, понятий, связанных с его социальной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

жизнью и деятельностью; 2) духовность — высшая сфера психики человека, развитие которой осуществляется в ходе освоения таких ценностей, как предметы культуры, научные истины, эстетические образы, нравственные нормы. С этих позиций человек является духовным в той мере, в какой он освоил указанные ценности, а духовное воспитание понимается как постижение и освоение высших объектов культуры. К важнейшей характеристике духовности относят творческую активность человека.

Не отрицая правомочности такого подхода, нельзя не видеть его принципиальной недостаточности. На наш взгляд, в первом случае предмет духовнонравственного воспитания не охватывает все области духовного мира человека; во втором, рассматривается результат интеллектуальной деятельности человека, связанной с эстетическими, культуросообразными творческими задачами, решаемыми человеком в пространстве материального мира. В этом фактически также теряется предмет, так как хотя в качестве предмета целенаправленного формирования и предлагаются высшие уровни психики, но они являются только малой частью духовной сферы человека, а значит, формирование духовной сферы будет неполным или искаженным.

При таком подходе мы не только не осознаем предмет духовно-нравственного воспитания, но и из содержания духовно-нравственного воспитания выпадет основной объем его основополагающих традиционных ценностей.

Современная отечественная педагогическая наука нуждается в новом прочтении всего, что связанно с духовным и нравственным миром человека. Для того чтобы рассмотреть по-новому этот принцип, необходимо, прежде всего, преодолеть узкий подход в этой области и отойти от сложившихся и укоренившихся в ней штампов и стереотипов, связанных с пониманием духовности человека, а также нужно преодолеть различные «табу» в этой области и постараться по новому рассмотреть и проанализировать традиционно существующий в этом мировой опыт. Оглядываясь на мировой опыт духовного развития человечества, мы видим, что он затрагивает, прежде всего, переживание человеком некоторой трансцендентной реальности, которая включена в религиозную сферу его бытия.

Следует сказать и о следующем аспекте этой проблемы. В настоящее время понятие «светское образование» часто употребляется как идеологическое обоснование существования атеизма в современном образовании.

Содержание этого подхода может быть очень широким: от идеи простого исключения всех религиозных ценностей из образования до идеи борьбы с Богом, Церковью, всеми религиозными ценностями, как это было в СССР, где атеизм превратился в контртеизм, то есть в открытую войну с Богом, религией, всем, что связано с ней. К каким последствиям это привело, мы знаем — от упразднения традиционных нравственных оснований жизни до угрожающих всему человеческому социуму тенденций агрессивных принципов жизни.

На самом же деле, понятие «светское образование» означает совсем другое, и означает оно принцип управления образованием: если школой управляет Церковь, то это церковное образование, если государство — то светское образование. А наличие или отсутствие в содержании школьного образования религиозных ценностей никакого отношения к определению самого характера воспитания не имеет. Во многих европейских школах преподается Закон Божий, но они не перестают оставаться светскими школами. Поэтому более правильным этот подход к организации духовно-нравственного воспитания следовало бы назвать атеистическим подходом.

2.Оккультно-мистический подход исходит из понимания духовности как объективно существующей характеристики человека, имеющей своим источником духовные энергии небожественного происхождения и направленной на овладение

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Епископ Зиновий (Корзинкин), Гатилова Н. Н., Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание:

сущность и предмет

этими энергиями посредством тех или иных духовных и психологических практик и техник. Такие теории и практики связаны с традиционной оккультной деятельностью, например, магией, астрологией и т.п., отчасти с новыми нетрадиционными религиозными эзотерическими учениями и движениями, а также новыми психологическими практиками:определенными психотренингами, мистицизмом,

экстрасенсорикой, кодированием личности и т.п. Соответственно, и воспитание при таком понимании духовности направлено на формирование этих духовных проявлений и свойств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нельзя не видеть — здесь есть реальный предмет воспитания, так как здесь более-менее четко, в зависимости от того или иного учения, определяется то духовное пространство, которое подлежит формированию.

Однако в ходе такого воспитания, по выражению В.В. Зеньковского, развиваются «темные стороны» человеческого духа, потому что вне Бога человек находится в состоянии «духовного помрачения» и по сущности развиваются духовные силы без самого источника онтологического добра. По его мнению, такого рода воспитание направлено на развитие духовности, оторванной от божественного начала и вовлекающей человека к интеграции с тёмными духовными силами. Одной из общих характеристик оккультных практик является воздействие оккультными силами одного человека на другого. При этом перципиент часто оказывается в беспомощном положении, так как характер воздействия остаётся подчас скрытым. Всё это является не положительными и даже опасным и, на наш взгляд, по многим причинам не может быть принятым в образовательном пространстве.

С чисто практической точки зрения мы можем предположить, что сегодня за некоторым исключением (например, вальдорфские школы), это воспитание ушло из российского образования, но возможность его появления очень велика. Поэтому школы должны знать об этом, на наш взгляд негативном, направлении воспитания.

3.Религиозный подход. Исходным принципом этого подхода является признание наличия духа человека как онтологической реальности, как важнейшей характеристики человека.

Соответственно предметом духовно-нравственного воспитания является целенаправленное формирование духовно-нравственной сферы человека, а основой его содержания — религиозные ценности, этика, законы, заповеди.

Традиционно областью духовного мира человека было вовлечение его в религиозную сферу бытия, которая и определяла полный круг духовной проблематики.

С позиций религиозной антропологии человек есть творение Бога и в своих базовых свойствах обладает отражением «образа» и «подобия» своего Творца, то есть Бога. И поскольку по религиозному Откровению Бог есть Дух, то и человек уподобляется Ему своей духовной составляющей. В связи с вышесказанным, духовность в человеке заключается в его сопричастности к своему Первообразу и не имеет каких-либо иных оснований.

Поскольку дух человека является производным Духа Божия, человек должен для своего духовного развития принять духовные заповеди, законы, религиозные ценности как условия и основания этого развития. При этом формируются особые качества нравственности необходимые для духовной аккумуляции и духовного роста. И именно эти нравственные качества, способствующие развитию интенций духовной жизни человека, мы именуем духовно-нравственными.

Для определения предмета, цели и средств процесса духовно-нравственного воспитания необходимо рассмотреть степень вовлеченности человека в этот процесс. Прежде всего, важно сформировать в человеке мотивацию, позволяющую достичь этой высокой поставленной цели. Мотивация есть влияние внутреннего мира человека на

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

более внешние проявления деятельности. Для того чтобы в человеке активизировалась мотивация духовного процесса, необходимо иметь глубинное внутреннее основание, которое не может наличествовать в мире материи, материя, как более грубая субстанция, является носителем духа и его производным. Что же является в человеке основанием духовной мотивации? Основанием внутренней природы человека может быть только глубинная организация этой природы, способная к духовному взаимодействию с Духом Божиим.

Таким началом в человеке мы именуем природу его личности. Духовная нравственность в человеке позволяют по-новому рассмотреть дефиницию личности человека. В размышлениях об онтологических свойствах Бога для нас открывается тайна отражения в человеке Божественного Личностного начала. А это в свою очередь проливает свет на многие высокие возможности человека в духовно-нравственном аспекте. Одним из таких центральных свойств является личностная свобода

К сожалению, современная наука, в обосновании социальных исследований апеллирующая к «самости» человека (антропологический принцип, который стал плодотворной объяснительной парадигмой европейской гуманитарной мысли), само понимание человека фактически свела к его биологическому базису, над которым надстраивается на каком-то этапе развития человека его социальная составляющая. В результате такого понимания духовное начало в человеке теряется изначально, а значит, смещаются смысловые акценты понимания глубинной сущности человека, так как теряется его определяющая характеристика — его духовность как особая, только человеку присущая онтологическая реальность, делающая человека в истинном смысле человеком, то есть носителем духа, а значит, и разума. Поэтому, отвергая духовное начало в человеке, наука теряет в буквальном смысле самого человека, так как человека без его духовной составляющей также нет, как нет живого организма без жизни.

Но духовность является важнейшей характеристикой не только человека, но и семьи, и всех социальных сфер общества, и общества в целом, где имеет свою особую реальность. Так, на уровне общества религиозное начало представлено той или иной религией. Главное и прямое духовное предназначение религии на социальном уровне есть наполнение социума возвышенным содержанием жизни и деятельности всех его членов в проявлении духовности и нравственности. Социальное предназначение религии — в формировании духовной цивилизационной матрицы в общественном сознании. Соответственно, учет духовно-нравственной составляющей должен иметь место по отношению к пониманию любого социального организма, любой социальной сферы, любого субъекта: от человека до общества в целом.

Понимание объективного существования духовности важно и для уяснения сущности греха, его объективной представленности. Человек в этом материальном мире позиционируется как возвышенное над материальной природой существо, в которой всё материальное по отношению к человеку носит служебный характер. Утрату возвышенного статуса и вовлечение в зависимость материальной природе в религиозной этике именуют состоянием грехопадения, поскольку в этой вовлеченности человек утрачивает свою неповреждённую, «богозданную» природу, а с этим утрачивает и свободу от греха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Религиозная антропология, определяя природу греха, называет его аномалией, поражением, болезнью внутреннего мира человека, и следствием воздействия греха на душу человека является уничтожение многих высоких способностей человека, позволяющих ему приближаться к живому познанию своего Творца. Подвижники религиозного благочестия называют грех вратами, ведущими к низменному миру, убивающими образ человека в человеке.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Епископ Зиновий (Корзинкин), Гатилова Н. Н., Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание:

сущность и предмет

К этому можно добавить еще, что, подобно тому как целый спектр физических и социальных причин является причиной физической болезни, и целый спектр грехов является причиной болезни и разрушения духа человека в целом. Поэтому грех так же реален, как причины болезней физических. И так же, как каждый живой организм несет в себе внутренние причины своей болезни и своей смерти, каждый человек, имеющий в себе грех, несет в себе причину своей духовной деградации и смерти. И отрицать духовную смерть в человеке — это все равно, что отрицать смерть в живом организме.

И грех в себе может нести не только человек. Он может быть присущим и социальной сфере. Грехом может быть заражена семья, недаром говорят о родовых грехах семьи. И социальные сферы, и общество в целом могут быть носителями греха. И его действие вполне реально. И разрушительно.

В этой связи становится понятным, сколь опасны оккультные, языческие практики, направленные на развитие греховной стороны человека или общества. В настоящее время, особенно с увлечением некоторых российских людей неоязычеством, оккультизмом, магией, об этом следует специально говорить.

Однако современная наука не замечает не только опасности греха, но и самого греха. Теряет всякое представление о грехе и современная культура, более того, она его усиленно насаждает, вследствие чего теряет представление о грехе индивидуальное и общественное сознание. Между тем не замечать последствие греха равносильно тому, как если бы человек не замечал физическую болезнь и смерть.

В то же время грех, как объективное свойство человеческого падения духовной жизни, в той или иной мере осознается практически во всех религиях. И в той или иной мере в них предлагаются духовные практики, направленные на преодоление греха для обретения духовного здоровья, духовной целостности человека, открывающие возможности вечной перспективы человеческого бытия. Эти практики направлены, с одной стороны, на развитие духовных способностей души человека, ее добродетелей, а с другой — на борьбу с грехом, на формирование духовно-нравственного иммунитета, препятствующего распаду личности человека.

Итак, важнейшее значение религии состоит в том, что она позволяет осознать особую составляющую человека — душу, наделённую особым уровнем бытия -духовностью. На основе этого понимания необходимо создать целостную систему воспитания духовно-нравственной сферы человека, подобно тому как свои оптимальные системы воспитания создают другие социальные сферы: наука, искусство и т.д., направленные на интеллектуальное, эстетическое, трудовое развитие человека.

Следовательно, в целостном воспитании человека и общества религия имеет свой предмет: в любых исторических и социальных условиях она организует духовнонравственное воспитание, которое, с одной стороны, дает возможность постоянного целенаправленного духовно-нравственного развития человека, семьи, социальных сфер и структур общества и в обществе в целом, с другой — создает им систему духовнонравственной безопасности, формируя их духовно-нравственный иммунитет, позволяющий преодолевать зло во всех его проявлениях.

Соответственно, предметом духовно-нравственного воспитания является: 1) развитие и формирование духовно-нравственной сферы человека, его воли и чувств, его системы отношений с миром, его духовного и нравственного поведения, его мотивационно-смысловой стороны в общем контексте всестороннего развития человека; 2) формирование и развитие духовно-нравственной составляющей отдельных социальных сфер общества в целом; 3) развитие форм образования и просвещения, прямо связанных с формированием духовно-нравственной сферы человека и общества (катехизация, воскресные школы, православные общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения и т.д.); 4) духовно-нравственная сторона всех

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

форм образования (интеллектуального, эстетического и т. д.); 5) мотивационносмысловая сторона отдельных видов воспитания (социального, гражданского, патриотического, правового и др.); 6) православное педагогическое сознание, в том числе и теоретико-педагогическое, в совокупности богословских, философских и научных подходов в общем пространстве православного мировоззрения.

На основании всего сказанного, мы можем утверждать, что духовнонравственное воспитание — это не педагогический фантом, а абсолютно необходимый вид воспитания. Оно имеет свою особую социальную сферу — религию и направлено на формирование своей особой, духовно-нравственной, сферы в человеке и обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В силу этого религиозный подход к пониманию духовно-нравственного воспитания нам представляется наиболее правильным, поскольку именно этот подход дает возможность адекватно понять духовность и духовно-нравственное воспитание.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Форма проведения: лекция.

Задача: обобщить знания родителей по духовно-нравственному воспитанию ребенка.

Живут в тебе двое: Дух и Душа.
Мирно ли в доме твоем?
Хозяин ли Дух над телом твоим?
Светла ли хозяйка – Душа?
Семь – Я ли в семье твоей? Мирно ли в ней?
Отрадно ли в доме твоем?
Земля наша древняя, матушка Русь, —
Родная ли мать тебе?

В последнее время мы очень много говорим о нравственном воспитании, создано множество программ. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Мы вынуждены признать, что школа без семьи бессильна Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. Больше половины детей воспитывается одним родителем, только пять процентов рождаются полностью здоровыми. Все это происходит из-за полнейшего незнания, что такое семья, как взаимоотношения в семье влияют на здоровье, судьбу членов семьи. В русском языке заложен глубокий смысл привычных, обыденных слов. Так и с привычным для всех словом «СЕМЬЯ», т.е. семь «Я»: первое Я – ребенок, а остальные шесть – это мама, папа и их родители. Очень важно, какие взаимоотношения в семье между всеми её членами. Отрицательные эмоции, мысли, даже невидимые действия и отношения, и то, что внутри нас и только нам видно, воздействуют на нас самих и на наших детей, неся болезни и несчастья. С древних времен на Руси было замечено, что род, в котором не почитают, не уважают, не любят старших по поколению, просто постепенно вымирал. Почитание и любовь к родителям – необходимое условие, чтобы жить долго и счастливо, а здоровье человека и его жизнь напрямую зависят от отношения к родителям, к своим корням.

Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец — мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сестры – я. У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Но часто негласной главой семьи является ребенок. В советской педагогике в 50-х годах был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее — детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, это психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» — «Конечно, ребенку», — следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.

К 3-м годам у ребенка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание и своеволие – это начало воспитания. Не все равноценно и равнозначно в развитии ребенка. Закон иерархии — соподчинения низшего высшему –действует во всякой организованной системе. Он лежит в основе строения человека, соподчинения тела, души и духа. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Следует различать свободу и своеволие. Свобода – проявление духовного Я. В основе своеволия – наличное эгоистическое Я, не желающее считаться с другими, не признающее духовной иерархии и человеческих отношений.

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду. И конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди. Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными. Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк, для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, — детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. А потом не стоит удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.

Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи. Это первый удар по семье. Каким дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Большинство женщин тоже на работе. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растет само по себе. Действительно, на ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь.

Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) – тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. Все зависит от уклада семьи — надо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. В возрасте 4-6 лет надо начинать приучать ребенка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно еще не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребенок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определенные обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребенка к труду будет практически бесполезно.

Когда ребенок подрастет (от7-9лет), его нужно приобщать к правильному планированию своей жизни. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность, Это может быть – для малышей – обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, — убирать свою постель, еще позже – вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т.д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много – лучше одна, но выполняемая неукоснительно. В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными – будь то рыбки, или кошка, или собака. Систематическое выполнение домашних работ под контролем родителей должна заключаться в том, чтобы взрослые оказали помощь ребенку в организации работы, в умении спланировать свою работу, а не в выполнении самих заданий.

Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы – вот, что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался из чистых источников.Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или, наконец, искривить, чтобы оно росло криво. Но пройдет лет 10-15, и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая. Так что если «закалять» душу и нервную систему ребенка видом крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящий были она не будет замечена. И если вдруг родителям будут плохо, то сердце их любимого «закаленного» чада будет молчать, и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдется.

Родители с одной стороны, должны строго ограничить время, когда дети смотрят телевизор, а с другой стороны, проверять содержание фильмов. Замечено, что дети и сами предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия, требующие времени, активности, энергии, — когда эти занятия у них есть. Поэтому родителям детей – дошкольников и младшего школьного возраста не стоит жалеть сил на игры с ними. Не следует, наверное, в ужасе шарахаться и от компьютера. Здесь могут быть даны те же рекомендации, что и с телевизором: строгое ограничение по времени занятий и разумный подход.

Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный вуз. Но может быть важнее воспитать скромность, трудолюбивого человека, доброго и любящего семьянина, патриота и гражданина.

Памятка родителям от ребенка

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите.
  • Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
  • Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
  • Это ослабит мою веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
  • Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
  • Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
  • Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
  • Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
  • Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
  • Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
  • Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
  • Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе, мало времени.
  • Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
  • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

Список литературы

1. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. — 2008. — N — c.7-9,11-14,19-25,28 (вкладка).
Содержание: О воспитании у младших школьников добрых чувств к людям; Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей в семье и начальной школе; Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка; Духовно-нравственное воспитание учащихся: предметы регионального компонента; Уроки Д.С.Лихачева — уроки нравственности; Этика для младших школьников.

2. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н.А.Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – c.75-78. Воздействие информационной среды (СМИ, телевидения, компьютерных игр) на младших школьников. Информационная среда и нравственное воспитание детей.

3. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. — 2007. — N 3. — с.35-40.

4. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю.Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). — 2010. — N 7. — c. 97-100.

5. Ерина Э.Г. Этика (мораль). Программа для учащихся 1-4-х классов / Э.Г.Ерина // Завуч начальной школы. — 2007. — N 6. — c. 119-125.

6. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д.Короткова // Начальная школа. — 2007. — N 11. — c.15-17.

7. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А.Леонова.

8. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И.Соколова // Начальная школа. — 2007. — N 6. — с.82-85.

9. Строганова Л.В. : методический материал / Л.В.Строганова // Строганова Л.В.Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л.В.Строганова. — М., 2007. — с.3-32.

10. Чикулаева Т.С. Моя семья — самая-самая: классный час / Т.С.Чикулаева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу «Начальная школа». — 2009. — N 6. — c.34-36. Сценарий классного часа для младших школьников о семье.

11. Чухарева В.В. Твори добро!: внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В.В.Чухарева // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.66-68.

12. Шитякова Н.П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П.Шитякова // Начальная школа. — 2006. — N 12. — с.16-21.