Духовное я

Заключение:

Данные опроса больных по вопроснику EQ-5D-5L продемонстрировали выраженное снижение функционального состояния больных, значительный уровень болевых ощущений, но невысокий уровень тревоги/депрессии. Состояние здоровья согласно VASEQ-5D-5L продемонстрировало средние показатели с половиной ответов в интервале 40-60 баллов. Больные с низкоэнергетическими переломами демонстрировали низкий уровень физической активности, больше трети ограничивали физическую активность пешими прогулками до магазина/работы, еще четверть больных ограничивала физическую активность пешими прогулками до 2 часов в день.

Значительная часть больных демонстрировала выраженную боль, связанную с переломом по шкале BPI-SF. Число больных отметивших значения от 0 до 4, ниже, чем число больных оценивших уровень боли в 5-10 баллов.

Ключевые слова: остеопороз, низкоэнергетический перелом, EQ-5D-5L, BPI-SF, физическая активность.

Key words: osteoporosis, low energy fracture, EQ-5D-5L, BPI-SF, physical activity. УДК 159.9.01

Л.В. Куликов

ДОМИНИРУЮЩИЕ ЧУВСТВА КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ

-м 22

ДУХОВНЫХ И ДУШЕВНЫХ СИЛ 21, 22

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, leonkulikov@yandex. ru

Жизненные силы человека. Если не различать здоровье как состояние и здоровье как жизненную силу, как жизнеспособность (жизнестойкость, живучесть), то возникает ненужное смешение связанных, но отличающихся аспектов бытия человека. Множество качеств, которые укрепляют здоровье, поддерживают устойчивость личности, являются базисом для успешного протекания всех процессов человеческого бытия. Эти качества составляютсаногенный потенци-

21Kulikov L.V. The dominant feelings as the characteristics of the spiritual and mental powers. 22 «-«

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-

исследовательского проекта №16-06-50140.

ал личности, он создает основу для обретения, сохранения и укрепления здоровья, выступает источником здорового состояния, но актуальное состояние характеризует опосредованно. Понятие «потенциал» (производно от латинского слова potentia — сила) ведет свою историю от Аристотеля, его следует относить к числу понятий высокого уровня обобщенности. Саногенный потенциал личности — понятие собирательное, оно охватывает все те силы, которые поддерживают здоровое состояние. Этот потенциал мы рассматриваем как составную часть целостного потенциала человека, к которому надо отнести духовную силу, душевную силу, силу интеллекта, потенциал (накопленного) опыта, потенциал развития, потенциал адаптации, коммуникативный потенциал и др. Важно отметить, что составляющие потенциала человека взаимосвязаны, высота одного потенциала поддерживает другие и, в свою очередь, зависима от них. В многоплановом бытии человека можно выделить его составляющие (субмиры) в соответствии с уровнями и формами движения, в рамках антропологического подхода целесообразно рассматривать: физический, биологический (мир живого), психологический (ментальный), социальный (социетальный) и духовный миры. Движение человека, его активность в каждом из этих миров тем динамичнее, чем выше его соответствующий потенциал, чем полнее жизненные силы.

Духовный потенциал человека. Все более укрепляется точка зрения, что духовные ценности имеют универсальный характер и не связаны только лишь с религиозностью. Духовные качества признаются важнейшим фактором не только в аспектах саморазвития и саморегуляции личности, но и в плане влияния на других. Так, например, духовность рассматривается как весомый фактор эффективности в ряде стилей лидерства. Духовную жизнь составляют духовное познание (стремление постичь вечные ценности), духовные переживания (восхищение перед духовными творениями, духовными подвигами, возвышенная любовь), духовные деяния (бескорыстное служение). Чем больше событий в каждой из этих составляющих, тем полнее духовная жизнь человека. В духовном мире человека центральное место занимает убежденность в том, что существуют высшие ценности, что в мире есть то, что необходимо считать святым. Почтительное, трепетное отношение к святому, признание его самоценности, абсолютной ценности непосредственно связано с высшими переживаниями, с переживаниями, образующими сердцевину жизненных смыслов. Духовную жизнь следует рассматривать как высший уровень содержательной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вертикали личности, оказывающий влияние на все нижележащие уровни. Обращенность к высшим ценностям, приобщение к ним, признание приоритета духовных ценностей над остальными, стремление сделать вклад в сохранение высших ценностей определяют полноту духовной жизни личности. Чем сильнее стремление к духовному познанию, постижению вневременных принципов мироустройства, чем глубже духовные переживания, чем больше сил склонен человек вкладывать в духовные деяния (бескорыстное служение, щедрость, жертвенность). Одухотворение как процесс личностного роста, возвышения человеческого потенциала, представляет собой ведущую по значению линию раскрытия, развертывания человеческого в человеке. Личность, своими поступками и трудами, сохраняющими и обогащающими духовную культуру человечества, обретает духовное бытие и выходит за границы пространства-времени своего биологического и психологического бытия. Духовные деяния широкого масштаба дают бессмертие. Если же поведение человека направляется эгоистическими мотивами, а инстинкт самосохранения не сбалансирован силами более высокого уровня, то его духовный потенциал редуцируется. Страх, тревога, зависть, злоба, азарт, другие родственные им чувства и эмоции и в настоящее время (на современном этапе развития человечества) оказываются нередко сильнее рациональных механизмов регулирования. Многое из происходящего в настоящее время на планете Земля не удается оценивать как проявления Разума, но только — как безумие.

В.Д. Шадриков вводит понятие «духовное состояние». Духовное состояние он понимает как психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т. е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Следует помнить о том, что у высокодуховного человека нередко бывает и возвышенное настроение, ценимый им особый духовный настрой.

Высокодуховный человек — тот, у кого мы находим многие проявления его духовного содержания, благородство души, благородство стремлений. Ему свойственны: одухотворенный настрой, вдохновенное настроение, духовные переживания; благоговение, трепет, восхищение перед тем, что признано священным; преклонение, почтенное, трепетное отношение к святыням, священным символам; уважительное отношение к тем, кто близок к святыням, сбере-

гает и охраняет их. В одухотворенном настрое силы человека наиболее полно реализуются в деятельности, минимизируются энерготраты на волевую регуляцию. Понятие одухотворенности используется в описаниях состояний давно, причем в текстах различных жанров. Одухотворенность — мера доминирования высших ценностей и мотивов над остальными. Она проявляется в силе влияния высших ценностей и мотивов на поведение, деятельность, весь образ жизни. Данное состояние часто сопровождается ощущением, переживанием потока, как вовлеченности в некоторую область, представляющую для личности устойчивый интерес. По сути, данный феномен весьма близок к состоянию вдохновения, воодушевления. Одухотворенность нельзя свести только к состоянию, поэтому нельзя и приравнивать к потоку. Ее можно рассматривать как модус жизненного движения, как один из укладов жизни, как желательную характеристику содержательного потенциала человека.

Душевный потенциал человека. Душу человек ощущает как воплощение сущности жизни, как главный признак для различения живого от неживого, для выделения двух главных способностей души — способности чувствовать и способности реагировать, откликаться. Главная характеристика души — ее открытость другим душам. Душевность и открытость очень часто воспринимаются как синонимы. В разных ситуациях душевность, как обобщающая характеристика, может быть конкретизирована в терминах: «чувствительность», «чуткость», «теплота», «широта» (души). «Отзывчивость», «доброжелательность», «человеколюбие», «человечность», «душевность», «сердечность», «внимательность», «приветливость» — это понятия, находящиеся в одном семантическом поле. Душевность проявляется глубиной переживаний, вниманием (открытостью) к переживаниям других людей. В частотном словаре русского языка из всех слов с корнем «душ» наиболее частотно слово «равнодушие». В другом человеке большинство людей чаще всего интересует отсутствие или наличие равнодушия. Неравнодушный человек — тот, на чей отклик можно надеяться, тот, кто участлив, открыт. Стремление человека сохранять свою душу, чувствовать ее движения, обогащать ее сопереживанием, соучастием, сотрудничеством, сотворчеством, ограничивать власть эгоистических потребностей, преодолевать эгоцентрическое мировосприятие укрепляет его душевные силы. Такого рода направленность увеличивает душевный потенциал.

Эмоциональная близость. Стремление создавать и поддерживать близкие отношения рассматривается большинством исследователей как фундамен-

тальная человеческая потребность. Уровень близости влияет не только на удовлетворенность межличностными отношениями, но и на переживание индивидом субъективного благополучия . В зарубежной литературе для обозначения близости в межличностных отношениях используются два термина -«intimacy» и «closeness». Термин «mtimacy»рассматривается как более узкое понятие. N.L. Collins и B.C. Feeney используют термин «intimacy» для обозначения взаимодействия, при котором один из партнеров делится значимыми переживаниями и, благодаря эмоциональному отклику и принятию, ощущает понимание и заботу со стороны другого партнера. глубине близких отношений. A. L. Chaikin и V. J. Derlega в качестве наиболее важных выделяют такие характеристики самораскрытия как взаимность и соответствие ситуации. Взаимность объясняется с двух точек зрения. По мнению S. M. Jourard, P. Lasakow доверие вызывает симпатию к человеку, который его проявляет, и эта симпатия выражается во взаимном доверии. Chaikin и Derlegaполагают, что, независимо от симпатии, самораскрытие одного партнера заставляет другого чувствовать некоторое обязательство отплатить тем же . В работах современных авторов самораскрытие рассматривается в качестве центрального компонента эмоциональной близости . Обобщая результаты ряда исследований, можно отметить, что для большинства специалистов близость выступает концептом, включающий в себя несколько измерений. Наиболее часто упоминаются такие аспекты близости как самораскрытие, чувства теплоты и привязанности, взаимная зависимость. В качестве общих моментов стоит отметить также тот факт, что близость рассматривается в русле двух основных категорий: как отношение и как взаимодействие. Доверительное общение разворачивается как процесс, но в то же время, оно фиксируется в отношениях. Были выявлены положительные связи уровня близости с самооценкой, уровнем эмпатии и открытости новому опыту. Кроме получены результаты, говорящие о том, что индивиды с избегающим стилем привязанности реже прибегают к помощи друзей, а также менее склонны обсуждать проблемы и добиваться взаимопонимания .

Выявлены факторы, препятствующие построению близости. R.W. Firestone, автор монографии, посвященной анализу феномена страха близости, развивает идею о том, что установлению близких отношений препятствует негативное самоотношение и чувство стыда, укоренившееся в ядерной идентичности индивида. Он приводит данные о том, что индивиды с высоким уровнем страха отвержения, как ни странно, более склонны принимать нега-

тивную обратную связь. По его мнению, это можно объяснить тем, что благодаря такому поведению мир становится для них более предсказуемым . Согласно взглядам Firestone, страх близости основан на экзистенциальных страхах. Близость с другим человеком заставляет индивида более остро ощущать приближение смерти, поскольку в таком случае он понимает, что ему есть что терять. Firestone отмечает, что человеку свойственно бояться изменений, поскольку они заставляют столкнуться с неизвестностью, вызывающей сильное беспокойство. Поэтому, указывает он, многие выбирают более простой путь -избегать всего, что связано с риском, и, таким образом, справляться с тревогой .

T.I. Rubin к числу факторов, блокирующих создание близости, относит подавленную агрессию. Он указывает, что, вытесняя злость и раздражение, человек закрывает этим доступ и к другим переживаниям. В связи с чем, отмечает T.I. Rubin, важен конструктивный подход к негативным чувствам . Как отмечает B. Fast, заменой близости в отношениях может становиться большое количество поверхностных контактов, уход в религию, употребление психоактивных веществ .

В последнее время определяются рамки исследования феномена страха близости, который понимается как неспособность индивида делиться мыслями и чувствами со значимыми другими, возникающая на основе переживания сильной тревоги .D. J. Mashek и M. D. Sherman выявили, что индивиды, стремящиеся как к более близкой, так и к более далекой дистанции в отношениях, испытывают больший страх перед близостью, чем те, кто удовлетворен существующей дистанцией .

Душевные силы человека поддерживаются гармоничными межличностными отношениями — отношениями, способствующими продуктивной трудовой деятельности, саморазвитию, социальной адаптации. С другой стороны, такого рода отношения необходимы личности, чтобы сохранять душевные силы. Суть межличностных отношений полнее всего выражается в том чувственном тоне, который им присущ. Чувства, регулирующие межличностное взаимодействие субъекта мы называем интеракционными чувствами. Их можно было бы назвать также диспозиционными. Необходимо выделять два подвида интеракци-онных чувств: сближающие (общность, дружелюбие, добросердечие, уверенность, собственная значимость, гордость, признательность, уважение, любовь) и удаляющие (одиночество, отвращение, злоба, вина, зависть, стыд, обида, пре-

зрение, ненависть) . Критерием для разделения выступает степень принятия или непринятия другого человека, стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию), либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него. Сближающие чувства подталкивают человека к тому, что быть более открытым в общении, часто усиливают желание продолжать общение, делать его более частым, создают основу для доверия. Удаляющим чувствам присущи противоположные характеристики. Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.

Литература

1.Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Изд-во Питер, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.ШадриковВ.Д. Духовные способности. СПб.: Изд-во Магистр, 1996.

3.Cambridgehandbook of personal relationships. New York, 2006.

7.FastB. Getting close. New York, 1978.

8.FirestoneR. W. Fear of intimacy. Washington, 1999. 358 p.

9.JourardS. M., Lasakow P. Some factors in self-disclosure // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1958. Vol. 56. P. 91-98.

11.MyersD. G., Diener E. Who is happy // Psychological Sciece. 1995. Vol. 6. P. 10-19.

12.PragerK. J. The psychology of intimacy. New York, 1995.

13.RubinT. I. One to one. Understanding personal relationships. New York, 1983.

Ключевые слова: чувства, эмоции,духовные силы, душевные силы, душевное здоровье, служение.

Keywords: feelings, emotions, spiritual powers, mental powers, soul health, ministry.

Леонова О.Н.\ Чикова Р.С.\ Шеломов А.С.\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смирнова Н.Л. , В.Г. Помников

АНАЛИЗ ПРИЧИН СМЕРТИ У ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ПАЦИЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Санкт-Петербург, Россия1; ФГБУ ДПО Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Минтруда России .

В Санкт-Петербурге увеличивается количество больных с тяжелыми стадиями ВИЧ-инфекции с поражением центральной нервной системы (ЦНС). По данным Санкт-Петербургского Центра СПИД, начиная с 1987 г. количество зарегистрированных больных с ВИЧ-инфекцией прогрессивно увеличивается и на 01.07.2016 года оно достигло 52 966 случаев. За весь период регистрации по разным причинам умерло 10993 ВИЧ-инфицированных лиц, в том числе от ВИЧ-инфекции — 4490 человек (40,8%).В возрастной структуре выявляемых ВИЧ-инфицированных пациентов лидирующее положение по-прежнему занимает группа 30-39 лет, на долю которой приходится 44,7% всех больных.В Санкт-Петербурге на 01.01.2016г. антиретровирусную терапиюполучали 14638 человек, что составляет 89,8% от числа нуждающихся.

Цель исследования: Изучение основных причин смерти пациентов с ВИЧ-инфекцией, имеющих неврологическую патологию.

Материалы и методы:Проанализированы истории болезней умерших пациентов с поражением центральной нервной системы в Центре СПИДа с 2013 по 2015 гг., поступивших в стационар.

За период наблюдения отмечается тенденция к увеличению числа больных в стадиях 4Б и 4В, что, безусловно, приводит кувеличению расходов на их обслуживание, диагностику и лечение. Средний койко/день больных с тяжелыми оппортунистическими заболеваниями составил 30,3±1,2.В стационаре Цен-

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2,14).

Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»?

На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди… душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19).

Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?

Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия (Быт.2, 7), после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся… И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:20–24). Следовательно, душой называется, в сущности, только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.

С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Марк. 8:35). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую».

Итак, представление о том, что человек состоит из тела и души, есть представление примитивное, далеко не исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» (Евр. 4:12). Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и «познания ея строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь», стр.31). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.

Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы?

Тело создано Богом «из праха земного» (Быт. 2:7), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.

Душа дана Богом, как оживотворяющее тело начало, для того, чтобы управлять телом. Все действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, так изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души изучаются особой наукой, которая называется психологией. В соответствии с разделением движений души на три части и психология обыкновенно делится на три отдела: 1) психология познания, 2) психология чувства и 3) психология воли. К области познания относятся воображение и память, коим пользуется рассудок для приобретения определенных понятий и знаний о вещах. Понятия и знания, приведенные мыслительным трудом в порядок или систему, дают ту или иную науку. Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг.

Органом чувства принято считать человеческое сердце. Это потому, что всякое чувство – радость или горе, скорбь или удовольствие, симпатия или антипатия, гнев или мирное расположение духа, покой или беспокойство – всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Сердце – мерило того, что нам приятно или неприятно, а так как человек, естественно, стремится к тому, что приятно и хочет избежать того, что неприятно, то сердце, естественно, является как бы центром жизни человека, центром, в котором вмещается все, что входит в душу совне и из которого исходит все, что обнаруживается душой вовне.

Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов.

Результат деятельности нашего ума и чувств, порожденных сердцем, оказывает то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой тесной связи души с телом эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная».

Однако необходимо все же различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

В чем состоит жизнь телесная, мы уже знаем. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то именно, что часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть дух, который Божественного происхождения. Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но она, согласно повествованию книги Бытия, вместе с телом была произведена землей: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных» (Быт. 1:24). Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, а это зависит от сочетания души человека с духом, который от Бога.

Что же это за дух и каковы его проявления?

«Дух, – говорит еп. Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия».

2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие.

Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией.

Так ли у нас, в наше время, понимают духовную жизнь? Наше время вообще отличается всякого рода маскировкой, фальшью, подтасовкой, извращениями и злонамеренными искажениями. Это и понятно. Ибо дух самоутверждающейся человеческой гордыни в совершенно обнаженном, явно открытом для всех виде очень непривлекателен, так же, как и сам отец его сатана, а потому этому духу необходимо маскировать себя, прикрывать себя разными благовидными личинами. Недаром же и сам сатана, по словам апостола, преобразуется «во ангела светла» (2Кор.11:14–15). В современных понятиях поэтому очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Современность игнорирует вовсе дух человека, как таковой, сливая дух с душой в одно, причем даже в современной научной психологии явления духовной жизни относятся к разряду душевной жизни: и религиозное чувство, и моральное чувство, и совесть – это будто бы функции все той же души, а так как душа материалистами отрицается и функции ее рассматриваются лишь как функции мозгового и нервного вещества, то и явления духовной жизни тоже оматериализовываются и рассматриваются как функции мозга, нервной системы и т.п. Получается грубейшая и нелепейшая профанация явлений душевной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком вовсе не различаются, и получается смешение этих понятий и страшная путаница. Неудивительно поэтому, что когда мы слышим в нынешнее время выражение «духовная жизнь», то оказывается, что под понятием духовной жизни разумеется все, что угодно, но только не подлинное явление духовной жизни. К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».

Почему совершился этот подлог и почему жизнь духовная стала уделом лишь немногих избранных личностей?

Да все потому же, что дух самоутверждающейся человеческой гордыни стал господствующим духом нашего времени. Подлинная духовная жизнь, то есть стремление человеческого духа к Богу, естественно, предполагает прежде всего живую веру в личного Бога и искреннее желание жить, руководствуясь голосом совести, а этого-то именно и нет у большинства современных людей. Как мы уже говорили, дух самоутверждающейся человеческой гордыни стремится на место веры в Бога утвердить веру в себя, а голос совести, как обличающий это заблуждение и вообще мешающий свободе действий в этом направлении, усыпить и подавить. Существование духа отрицается, игнорируется, на первый план выступает душа, то есть область ума, чувства и воли, и она-то, эта душа, низшее по сравнению с духом начало, занимает первое место в жизни человека. Поэтому такого человека Слово Божие и называет «душевным» человеком, утверждая, что ему духовное непонятно, область духовного ему чужда, а потому он не может понять и принять то, что происходит от Духа Божия.

Но как бы человек ни подавлял в себе требования духа, они все же заявляют свои права. Дух рвется к Богу и, не находя выхода своим стремлениям под грубым насилием, которое чинит над ним самоутверждающаяся человеческая гордыня, он довольствуется, так сказать, «суррогатами», которые изобретает для его успокоения человеческая гордыня. Вместо подлинной религии какое-либо туманное философское учение, или теософия, или спиритизм, или еще что-либо подобное, а вместо церкви – храм науки, или театр, или балет, вообще что-либо из области душевной жизни, могущее увлечь собой человека. Эта подтасовка, подмена духовности душевностью, особенно характерна для нашего времени. Так, например, многие у нас в России в последнее время ходили, да и теперь ходят в церковь только для того, чтобы получить эстетическое наслаждение – послушать красивое пение. Нет спору, что эстетическое чувство – это, конечно, высокое чувство, ибо чувство прекрасного в душе человека – это отображение высшей Божественной красоты, но поскольку оно является бессознательным, безотносительно от сознательного влечения, стремления к Богу, оно все же относится только к области душевности и чуждо подлинной духовности. Вообще на высших своих ступенях душевные чувства настолько сближаются с духовными, что современному человеку бывает трудно их различить, и он «душевное» принимает за «духовное», и ему иной раз кажется, что он от этого «душевного» получает полное духовное удовлетворение, хотя это, конечно, только самообман, заблуждение. Мне признавался один весьма интеллигентный и развитый душевно, но, к сожалению, малодуховный человек, что он, слушая музыку, испытывает молитвенное настроение. Как отличить душевное состояние от подлинно духовного? Подлинно духовное состояние всегда вполне бесстрастно, оно настолько возвышенно, что как бы уносит человека от земли и не дает ему никаких телесных ощущений, а всякое душевное состояние, сколь бы оно высоко ни было, непременно вызывает те или иные телесные ощущения, как, например, усиленное биение сердца, приятное щекотание нервов или так называемые «мурашки по спине», которые особенно чувствуются любителями красивого пения, красивой музыки.

Этой именно преобладающей «душевностью» современного человека и объясняется то, что настоящее строгое церковное пение, пение, удовлетворяющее лишь «духовности», для большинства даже, казалось бы, церковно-настроенных людей, кажется непонятным, скучным, и им не нравится. Взамен этого строго церковного пения у нас заводится в последние два столетия новое пение, пение итальянское, концертное, удовлетворяющее «душевности», а потому нравящееся современному человеку, погрязшему в тине «душевности». Точно так же не нравится современному человеку и древняя иконопись, так как духовное чутье его слишком неразвито для того, чтобы понять и оценить «духовную» красоту этих вполне отрешенных от земли священных изображений древности. «Душевному» человеку больше нравятся современные Мадонны, полнолицые и румяные, напоминающие более о здешней земной жизни, чем о возвышенном мире духовном. Так и во всем прочем, современный человек туп и глух к истинной «духовности» и чувствителен только к «душевности», которую нередко принимает за «духовность», называя даже официально в литературе, и прессе, и общественных выступлениях свою «душевную» жизнь жизнью «духовной».

Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?

Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни.

Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). И исполняется на них грозный приговор Божий, изреченный еще современникам праведного Ноя, погибшим от потопа: «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих… зане суть плоть» (Быт. 6:3). И, конечно, когда человек, созданный по образу и подобию Божию, отрекается от своего высокого достоинства и, становясь «плотию бездушною», «прилагается скотам несмысленным и уподобляется им», он сам изрекает смертный приговор. События последнего времени для нас лучшее доказательство, как губительно для человека забвение духовной жизни, подмена ее «душевностью» и ниспадение в область «телесности». Забвение Бога и провозглашение богом самого человека ведет к все большему и большему нравственному падению, а в результате к озверению и к самоистреблению.

Поэтому ясно как белый день, что единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели – это путь духовной жизни, но не той «духовной» жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену «духовностью», а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле.

Душность неизлечима.
Душный человек, когда он заходит в комнату, цветы
вянут от аромата занудства. Душный человек – это сразу крест.
Подумайте, кто из ваших знакомых и коллег самый душный,
и никогда с ним не контактируйте.
Павел Городницкий
Душных людей вокруг становится всё больше.
Душный человек здоровается с тобой,
слегка улыбнувшись, и сразу начинает грузить.
Татьяна Каверина

Душнила (Душный человек) как качество личности – быть для других невыносимым, нестерпимо навязчивым, мучительно – неприятным, постоянно всех доставать, занудно доводить до всех никому ненужную информацию, не давать никому спокойно дышать, постоянно грузить и оказывать на других гнетущее, тяжёлое моральное воздействие, создавать вокруг себя душевный дискомфорт.

Истец, поясните суду, почему Вы желаете получить развод. — Hу… Душная она… Hудная… — А в чём, собственно выражается эта, как Вы говорите душность? Почему вы считаете её душной женщиной? — В чём, в чём… Hу, нудная… Вот скажите, товарищ судья, можно ли прожить на одну зарплату? — Hу… Как вам сказать… Трудно, конечно, но можно. — Вот и я говорю можно. А она мне: — Когда устроишься на работу, когда устроишься на работу… Hу, душит и душит… Душная она. Или вот, товарищ судья, представьте себе, праздник, Пасха. Hу, хочется посидеть, отдохнуть, может быть выпить немного, ведь так, товарищ судья? — Hу, да. — А она мне: — Когда вынесешь ёлку, когда вынесешь ёлку… Hу, что говорить? Душная!

Когда интересуешься у читателей, какие ассоциации у них возникают при словах «душнила», «душный человек», отвечают:

— Душный человек – именно тяжелый человек в плане общения. Он может быть хорошим профессионалом, может быть даже с юмором. Но разговаривать с ним невыносимо. Он всегда норовит позанудствовать или поумничать, он чересчур правильный и осторожный. Душный человек – некомфортный человек.

— Это когда, вроде бы, ничего плохого и нет в человеке, а общаться с ним тяжело. Какое-то занудство, иногда медлительность чрезмерная, «правильность” не к месту, такой вот человек, который собой, своими разговорами, проблемами «забивает” всё пространство вокруг нас. И обвинить его не в чем, а с таким тяжело, неудобно общаться, несвободно.
— душного человека хочется послать куда подальше или самому сбежать в Пампасы. Душные люди вроде бы стараются вести себя дружелюбно, а на деле вызывают чувство, будто никак не можешь отодрать от одежды репейник;
— с душным человеком невозможно долго общаться, хочется уйти и отдышаться;
— душно с теми, кто на меня давит, навязывает свои правила и точку зрения, считая свою единственно верной и правильной, душно с лицемерными людьми, недалёкими и пошлыми;
— душные люди, терпеть не могу таких. У них в голове нет мысли, что человеку нужно личное пространство. Они не останавливаются, когда говоришь, что занята. Грубить им нельзя, терпеть их невозможно;
— есть люди тяжёлые, душные, отнимающие твою радость. Они давят, гнут, ломают. Одно их присутствие уже наполняет твоё сердце тревогой и гнетущей печалью.

С душным человеком вся жизнь душная. Он постоянно вгоняет других в чувство вины, в комплексы, заставляя чувствовать себя скотиной. Зачем это делается? Чтобы получить над ними власть. Вспомним Конфуция: «Остерегайтесь тех, кто хочет вменить вам чувство вины, ибо они жаждут власти над вами».

Анекдот в тему.

Лётчик истребитель увольняется на пенсию. Жена «душит»: — Ты двадцать лет обещал прокатить на истребителе… Ты обещал! Мужика достало, он приходит к командиру эскадрильи и говорит: — Командир, такая вот фигня… Достала совсем… Прокати её… Комэск отвечает, мол боевая подруга, детей нарожала, котлеты там, все дела, вот мол, тебе керосина на два часа и коридор. Катай! Грузятся в самолет, и два часа лётчик вытворяет ВЕСЬ высший пилотаж, заходя на посадку, просит подогнать к полосе «скорую». Выгружают жену из кабины, та вся «никакая»… Лётчик-муж склоняется над ней и нежно так произносит: — Ну что, займёмся любовью или в театр сходим?!

От душных людей задыхаешься, они своей занудной тоскливостью и жуткой прилипчивостью буквально генерируют психологическую духоту, вызывают душевный дискомфорт, такое ощущение, что эти противные люди превращают пространство вокруг себя в безжизненный вакуум.
Есть душные люди…
Не знаю, как это сказать…
Но хочется в форточку!
Хочется, чтоб ни минуты
Не быть с ними рядом!

Их конёк – задавать миллион вопросов и лезть с миллиардом непрошеных советов.
Душный человек – нудила, человек – танк, заезженная пластинка, тоскливый дятел, противный и тягучий, как жвачка, прилипшая к обуви.
Притча в тему.
Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг он на полянке и попросил Зайца: — Сделай одолжение — разбуди меня через полчасика! Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении… — Спи-спи! Обязательно разбужу! — пообещал он. Лось потянулся и закрыл глаза. — Может, тебе сена подстелить? — предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать. — Спасибо, не надо! — сквозь сон сказал Лось. — Как — не надо? На сене-то, поди, мягче будет! — Ладно, ладно… я спать хочу… — Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалёку. Я мигом сбегаю! — Да нет, не надо… я спать хочу… — Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснёшь! — не унимался услужливый Заяц. — Да нет же… спасибо… я и так засну… — А может, тебе рога мешают?! Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь. — Куда же ты? — удивился Заяц. — Ведь ещё и двадцати минут не прошло!
Душные люди выносят собеседнику мозг, беспощадно ездят по чужим ушам, любой разговор (удивительным образом как это им удаётся) умудряются перевести на себя любимого и обратить в тягучий, надоедливый, нескончаемый монолог без пауз; пытаются словесным поносом заполнить всё разговорное пространство и тем самым чрезвычайно и невероятно утомляют своё окружение; постоянно на всё жалуются, брюзжат, рассказывают свои унылые истории, ноют из года в год про свою несчастную судьбу; жаждут всё и вся контролировать, настойчиво претендуя на большее место в вашей жизни, чем заслуживают; постоянно нарушают личностные границы, по своему усмотрению сокращают расстояние между собой и собеседником, не реагируют на протесты другой стороны.

Анекдот в тему. Писатель встречает друга, долго и нудно рассказывает ему о себе. Наконец говорит: «Я так долго говорил о себе. Теперь давай поговорим о тебе. Как тебе нравится моя последняя книга?»
Душного человека можно послать, но он всё равно никуда не пойдёт, по-хорошему не понимает или делает вид на Мадрид, что не понимает своей духоты.
Душные люди душат своим тупым словоблудием, идиотскими сплетнями, банальными высказываниями, скучным, штампованным, стереотипным мышлением. Они не знают сомнений, страшно безапелляционны и беспредельно категоричны.

От душного человека задыхаешься, от него появляется психологическое удушье, он противен как касторка. Однообразный и отвратительный, он может вызвать на душе только беспокойство, гадостное послевкусие, впечатление чего-то тягучего, однообразного и отвратительного.
Хочешь, чтобы было неприятно и тоскливо на душе, пообщайся с душным человеком. От него идёт мощный поток тяжких, утомительных и тревожных флюидов. И сразу возникает муторное настроение, становится муторно и душно на душе. Так недалеко и до депрессии.
Общаться с душным человеком всё равно, что выполнять нудную, отвратную, муторную работу.
Душный человек, как правило, агрессивен и активен. Вот бы спрятать свою душность, тоскливость, отвратность и скучность где-то у себя внутри, нет, он обожает открытость и гласность, всех нужно «придушить», все должны его уважать и опасаться.
Вывод: от душных людей беги, как от чумы.

Петр Ковалев