Духовные проблемы

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Алек­сандр Ранне, про­то­и­е­рей (Вели­кий Нов­го­род)

Духов­ная жизнь есть стрем­ле­ние к совер­шен­ству. С нашей точки зрения, это самое точное опре­де­ле­ние дан­ного фено­мена. Про­блема, правда, заклю­ча­ется в том, что пред­став­ле­ние об этом совер­шен­стве может быть раз­лич­ным не только у пред­ста­ви­те­лей разных наро­дов и куль­тур, но и даже у членов одной семьи. В этом, соб­ственно говоря, заклю­ча­ется и труд­ность вечно нераз­ре­ши­мых про­ти­во­ре­чий у отцов и детей.

Что есть истина, кра­сота, какова при­рода добра – эти осно­во­по­ла­га­ю­щие вопросы всяким чело­ве­ком реша­ются по-своему. И всё же каждый из нас, как мне кажется, имеет неко­то­рую, может быть, очень глу­боко запря­тан­ную инту­и­цию, что содер­жа­ние этих поня­тий должно быть всё же абсо­лютно объ­ек­тивно, иначе невоз­можно было бы ника­кое сов­мест­ное сосу­ще­ство­ва­ние людей.

Невоз­можны объ­еди­ня­ю­щие чело­ве­че­ство высо­ко­ду­хов­ные цели, невоз­можно соглас­ное вос­хи­ще­ние от вос­при­я­тия окру­жа­ю­щего нас сотво­рён­ного Богом мира, невоз­мо­жен общий уклад жизни, поз­во­ля­ю­щий чело­веку больше вре­мени зани­маться твор­че­ством, чем уни­что­же­нием себе подоб­ных в заво­е­ва­нии жиз­нен­ного про­стран­ства. На самом деле субъ­ек­тив­ное вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти саму эту дей­стви­тель­ность менее объ­ек­тив­ной сде­лать не может. И задача чело­века в деле само­со­вер­шен­ство­ва­ния заклю­ча­ется в том, чтобы вос­при­я­тие окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­сти было, по воз­мож­но­сти, наи­бо­лее при­бли­жен­ным к её объ­ек­тив­ному зна­че­нию.

Но что же мы счи­таем дей­стви­тель­но­стью нашей жизни? Напри­мер, тот же самый рели­ги­оз­ный фено­мен, т. е. ощу­ще­ние и осмыс­ле­ние соб­ствен­ной зави­си­мо­сти от Выс­шего, чело­век должен вклю­чать в изу­ча­е­мую им дей­стви­тель­ность или счи­тать неко­то­рой ни на чём не осно­ван­ной (или осно­ван­ной на вто­рич­ных при­чи­нах) фан­тазмой?

Но как бы мы к дан­ному фено­мену не отно­си­лись, нельзя не согла­ситься с тем, что рели­ги­оз­ные поиски чело­ве­че­ства были всегда и оста­ются поныне трудно пере­оце­ни­мым фак­то­ром изме­не­ния исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти. Не зря Спи­ноза считал, что идея Бога есть един­ствен­ная идея в душе, спо­соб­ная «обра­зо­вать все­по­гло­ща­ю­щий аффект».

Конечно, под интел­лек­ту­аль­ной любо­вью к Богу Спи­ноза пони­мал всего лишь позна­ва­тель­ную страсть, стрем­ле­ние в полной мере про­ник­нуть во все тайны при­роды, но При­рода у него мыс­лится с боль­шой буквы. Это дало право Эйн­штейну, когда один жур­на­лист по теле­графу спро­сил его, верит ли он в Бога, отве­тить: «Я верю в Бога Спи­нозы!» Однако этот бог, о кото­ром с таким пафо­сом пове­дал жур­на­ли­сту Аль­берт Эйн­штейн, был изве­стен чело­ве­че­ству задолго до Спи­нозы. Это же раз­ли­тый во все­лен­ной логос рим­ских сто­и­ков. Или, если пойти дальше в исто­рию, живое тело боже­ства, со стра­хом и тре­пе­том вос­при­ни­ма­е­мое мифи­че­ской мен­таль­но­стью древ­них. Отсюда и пред­став­ле­ние о сво­боде как о познан­ной необ­хо­ди­мо­сти, вырван­ное из кон­тек­ста у Гегеля, но, в прин­ципе, коре­ня­ще­еся в сто­и­цизме, напри­мер, в крат­кой фор­муле Сенеки: «Одних судьба влечёт, других тащит».

Как бы там ни было, непре­лож­ным фактом оста­ётся утвер­жде­ние, что эту свою зави­си­мость от Выс­шего Смысла (в про­цессе раз­во­ра­чи­ва­ния кото­рого рож­да­ется и уми­рает чело­век) чело­ве­че­ство всегда осо­зна­вало и обле­кало в раз­лич­ные формы.

Если мы думаем, что гар­мо­ния есть слу­чай­ное порож­де­ние хаоса, то зави­си­мость от этого раз­во­ра­чи­ва­ю­ще­гося смысла никак не может оправ­дать этой самой «веры с пре­кло­не­нием главы» в «бога Спи­нозы», потому что эта гар­мо­ния есть лишь часть хаоса в него воз­вра­ща­ю­ща­яся, и этот смысл, пред кото­рым готов пре­кло­ниться чело­век, ока­зы­ва­ется, в конце концов, бес­смыс­ли­цей.

Пред­ста­вить себе абсо­лют­ный хаос, слу­чайно пре­вра­тив­шийся в абсо­лют­ную гар­мо­нию, значит всё же при­знать, что абсо­лют­ного хаоса просто не суще­ствует, что в бес­ко­неч­ном про­стран­стве все­лен­ной суще­ствуют (кем-то изна­чально зало­жены) какие-то гар­мо­ни­зи­ру­ю­щие хаос меха­низмы.

Допу­стим всё же, что из абсо­лют­ного хаоса слу­чайно фор­ми­ру­ется абсо­лют­ная гар­мо­ния. Но тогда ей при­дётся всё же при­сво­ить кате­го­рию боже­ствен­но­сти.

Полу­ча­ется неко­то­рый пара­докс: абсо­лют, огра­ни­чен­ный своим про­ис­хож­де­нием, не есть абсо­лют. Если же мы при­знаём слу­чай­ность этого все­лен­ского смысла и его после­ду­ю­щего неиз­беж­ного воз­вра­ще­ния в бес­смыс­лицу хаоса, что, как нам пред­став­ля­ется, с точки зрения логики более веро­ятно, то вести какой-либо раз­го­вор о духов­но­сти, о стрем­ле­нии к совер­шен­ству, мягко говоря, пред­став­ля­ется делом затруд­ни­тель­ным.

Т. е. воз­мо­жен только лишь раз­го­вор о стрем­ле­нии к совер­шен­ству в рамках общей заин­те­ре­со­ван­но­сти кон­крет­ной группы людей, кото­рая это пред­став­ле­ние сумела выра­бо­тать. Нельзя не заме­тить, что един­ствен­ным сти­му­лом раз­ви­тия будет сохра­не­ние данной общ­но­сти, а един­ствен­ным меха­низ­мом агрес­сив­ность, осно­ван­ная на инстинкте само­со­хра­не­ния.

Таким обра­зом, духов­ное раз­ви­тие чело­ве­че­ства, кото­рое явля­ется исто­ри­че­ским фактом, с этой точки зрения ока­зы­ва­ется похо­жим на рас­сказ Мюнх­гау­зена о том, как он выта­щил себя из болота за волосы. Агрес­сив­ность, конечно, явля­ется могу­чим дви­га­те­лем науки (гонка воору­же­ний), эко­но­мики, в связи с необ­хо­ди­мо­стью рас­ши­ре­ния жиз­нен­ного про­стран­ства и его защиты, но она никак не свя­зана с раз­ви­тием духовно-нрав­ствен­ным.

Здесь дей­ствуют совсем другие законы, часто про­ти­во­по­лож­ные ути­ли­тар­ным инте­ре­сам, не выво­ди­мые из задачи выжи­ва­ния и не сво­ди­мые к ней. И это каса­ется не только личных инте­ре­сов инди­ви­ду­ума, но и инте­ре­сов соци­ума. Агрес­сив­ность есть пси­хо­фи­зи­че­ский фено­мен. Как известно, в основе его лежит тот или иной кон­фликт, осо­зна­ва­е­мый или бес­со­зна­тель­ный, резуль­та­том кото­рого явля­ется актив­ное про­яв­ле­ние чело­ве­ком недо­воль­ства суще­ству­ю­щей дей­стви­тель­но­стью.

Для веру­ю­щего хри­сти­а­нина эти пуга­ю­щие дви­же­ния пси­хо­био­ло­ги­че­ской энер­гии явля­ются резуль­та­том отпа­де­ния чело­века от Бога, впа­де­ние в ого­лён­ную при­роду живот­ного мира. Не лишне вспом­нить, что первый рас­сказ Библии, после исто­рии гре­хо­па­де­ния первых людей, это рас­сказ о почти не моти­ви­ро­ван­ной живот­ной агрес­сии против соб­ствен­ного брата.

По мнению извест­ного совре­мен­ного иссле­до­ва­теля этого фено­мена Конрада Лоренца, «…накоп­ле­ние агрес­сии тем опас­нее, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга пони­мают и любят» (Лоренц К. Агрес­сия. М., 1994. С. 62). Уро­вень агрес­сив­но­сти людей совре­мен­ного обще­ства недо­пу­стимо высок. Причём, чело­век, отя­го­щён­ный этой энер­гией, прежде всего, стра­дает от неё сам. Это выра­жа­ется в край­ней раз­дра­жи­тель­но­сти, нетер­пе­ли­во­сти и нетер­пи­мо­сти.

Подав­ля­ю­щее число людей фак­ти­че­ски явля­ются рабами соб­ствен­ной агрес­сив­но­сти, про­яв­ля­ю­щейся на фоне неосо­зна­ва­е­мого страха. Нико­тин, алко­голь, нар­ко­тики (по мнению спе­ци­а­ли­стов) зача­стую явля­ются сред­ством вре­мен­ного и частич­ного пони­же­ния агрес­сив­но­сти, а в сущ­но­сти, есть та же самая агрес­сив­ность, только направ­лен­ная на самого себя. Само­убий­ство, рас­тя­ну­тое во вре­мени. Чув­ство неза­щи­щён­но­сти и непол­но­цен­но­сти рож­дает в чело­веке страх, кото­рый, в свою оче­редь, застав­ляет его при­ни­мать угро­жа­ю­щую позу. И ничто, соб­ственно, от этого страха чело­века осво­бо­дить не может, потому что он живет в подав­ля­ю­щем его и враж­деб­ном ему мире борю­щихся за жиз­нен­ное про­стран­ство людей. Есте­ственно накоп­лен­ный таким обра­зом уро­вень агрес­сив­но­сти сти­му­ли­ру­ется, кроме того, совре­мен­ной без­ду­хов­ной куль­ту­рой.

Дело даже не в том, что перед гла­зами совре­мен­ного чело­века, при­вя­зан­ного «цепями» к теле­ви­зи­он­ному экрану, за один день про­хо­дит немыс­ли­мое коли­че­ство сцен наси­лия. Агрес­сив­ность про­по­ве­ду­ется везде. Все извест­ные нам идео­ло­гии свя­заны с про­по­ве­дью наси­лия. Ком­му­низм это наси­лие, воз­ве­дён­ное в рамки миро­вого мас­штаба, нацизм наси­лие, капи­та­лизм также наси­лие, потому что агрес­сив­ность воз­во­дится в сам прин­цип жизни.

Сек­су­аль­ность, на про­по­веди кото­рой сего­дня так много зара­ба­ты­вают, именно сек­су­аль­ность, а не любовь, свя­зана с агрес­сией по своему суще­ству. Конечно, агрес­сив­ность может быть кана­ли­зи­ро­вана, как сего­дня гово­рят, на благие дела. Скажем, в худо­же­ствен­ное твор­че­ство, научно-тех­ни­че­ское твор­че­ство, в бизнес в рамках закона.

Она может быть направ­лена даже на дело ско­рей­шего выздо­ров­ле­ния боль­ного, но агрес­сив­ность, при­об­ре­та­ю­щая адрес­ную враж­деб­ную направ­лен­ность, даже в самом бла­го­род­ном деле только уве­ли­чи­вает её новый сум­мар­ный потен­циал. Духов­ная небла­го­по­луч­ность совре­мен­ного чело­века имеет свои очень глу­бо­кие корни. С точки зрения пра­во­слав­ного веру­ю­щего хри­сти­а­нина при­чина этой ситу­а­ции кро­ется в отрыве чело­века от своего духов­ного источ­ника. Воз­вра­ще­ние к Богу это нелёг­кий путь, совер­ша­е­мый с помо­щью Бла­го­дати Свя­того Духа, кото­рый не слу­чайно назы­ва­ется Хри­стом Уте­ши­те­лем.

И этот Дух посы­ла­ется от Отца именно Хри­стом, потому что Он есть види­мое неви­ди­мого Бога и при­сут­ствует в душе веру­ю­щего не только как «объ­еди­ня­ю­щий символ» (по тер­ми­но­ло­гии К.Юнга), но, прежде всего, как реаль­ность, при­ни­ма­ю­щая уча­стие в жизни внут­рен­него чело­века.

Если для К.Юнга рели­ги­оз­ный символ, имма­нент­ный душе, имеет огром­ное зна­че­ние и явля­ется кон­крет­ным раз­ре­ши­те­лем мно­же­ства внут­рен­них тра­гиз­мов чело­века, то для веру­ю­щего этого совер­шенно недо­ста­точно, потому что рели­ги­оз­ные пере­жи­ва­ния имеют только тогда опре­де­ля­ю­щее зна­че­ние на жизнь лич­но­сти, когда они при­ни­ма­ются все­рьёз. «Вну­ше­ние, писал извест­ный рус­ский рели­ги­оз­ный фило­соф Б.Вышеславцев, полу­чен­ное от «фан­тазмы», от имма­нент­ного сим­вола, от «меня самого», не есть рели­ги­оз­ное вну­ше­ние.

Рели­гия поко­ится на аксиоме зави­си­мо­сти от Абсо­лют­ного Суще­ства, на усмот­ре­нии себя как отно­си­тель­ного, конеч­ного и твар­ного суще­ства (фено­ме­но­ло­ги­че­ский анализ Декарта). Если нет этой зави­си­мо­сти нет рели­гии». (Выше­слав­цев Б. Этика пре­об­ра­жен­ного эроса. М., 1994. С. 80). Явлен­ность Бога во Христе имеет опре­де­ля­ю­щее зна­че­ние, так как абстракт­ная идея, вне связи с кон­крет­ной лич­но­стью имеет на чело­века срав­ни­тельно неболь­шое вли­я­ние.

Но идея, исхо­дя­щая от авто­ри­тет­ного лица, при­об­ре­тает огром­ное зна­че­ние на обще­ствен­ную жизнь. Правда, одно дело образ вождя миро­вой рево­лю­ции, име­ю­щий агрес­сив­ную направ­лен­ность и отно­си­тель­ную, в кон­тек­сте мате­ри­а­ли­сти­че­ского миро­воз­зре­ния, зна­чи­мость, и образ Христа, при­сут­ству­ю­щий в душе веру­ю­щего чело­века как раз­ре­ши­тель всех его внут­рен­них тра­гиз­мов.

Если гово­рить языком З.Фрейда, то задачу духов­ного совер­шен­ство­ва­ния лич­но­сти можно было бы опре­де­лить как суб­ли­ма­цию агрес­сив­но­сти в твор­че­скую актив­ность. А, если гово­рить бого­слов­ским языком, то целью само­раз­ви­ва­ю­щейся лич­но­сти будет обо­же­ние, т. е. про­яс­не­ние в чело­веке того образа (или, если гово­рить языком фило­со­фии Пла­тона, идеи), по кото­рому он был изна­чально создан. А это Образ Божий, явлен­ный во Христе, ибо ска­зано: «Видев­ший Меня видел Отца». (Ин. 14:9). Пра­во­слав­ная Цер­ковь в отли­чие, скажем, от Л.Толстого счи­тает важным здесь не просто при­ви­тие чело­веку нрав­ствен­ных норм, декла­ри­ру­е­мых Хри­стом в Нагор­ной про­по­веди, и даже не просто Его Еван­гель­ский образ, а именно образ Бла­го­дат­ный, дающий право поль­зо­ваться неко­то­рой духов­ной силой для лич­ност­ного ста­нов­ле­ния. Потому и совер­шенно невоз­можно, скажем, срав­ни­вать нормы хри­сти­ан­ской морали с нор­мами ком­му­ни­сти­че­ской морали.

Здесь, какими бы они ни были совер­шен­ными, но они оста­ются нор­мами, зако­ном, кото­рый (по мысли апо­стола Павла) никого не спа­сает. Закон пове­ле­вает, при­нуж­дает, обви­няет, но по суще­ству своему нико­гда никого не лечит и не спа­сает. Кроме того, стоит вспом­нить, что ком­му­ни­сти­че­ская мораль счи­тает воз­мож­ным при­ме­не­ние этих самых норм только после того, когда уже совер­шится миро­вая рево­лю­ция, и на земле уста­но­вится все­об­щая гар­мо­ния.

А до этого напря­жён­ная борьба, сти­му­ли­ро­ва­ние агрес­сии в себе и в других. Совре­мен­ник А.С.Пушкина пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский учил совсем дру­гому: «Стяжи дух мирен, и тысячи спа­сутся вокруг тебя». Каза­лось бы сего­дня нас никто не при­зы­вает к войнам и рево­лю­циям, но мир вокруг нас ста­но­вится всё более враж­деб­ным, а чело­век чув­ствует себя всё более неза­щи­щён­ным.

Воз­ни­ка­ю­щее в чело­веке на основе этой нега­тив­ной реаль­но­сти чув­ство страха и порож­дает, как мы уже гово­рили, повы­шен­ную агрес­сив­ность, стрем­ле­ние защи­щаться, заво­ё­вы­вать новое жиз­нен­ное про­стран­ство. Это стрем­ле­ние посте­пенно пере­хо­дит за гра­ницы отдель­ных инди­ви­ду­у­мов и захва­ты­вает обще­ствен­ное созна­ние. Начи­на­ется жёст­кая кон­ку­рен­ция в эко­но­мике и поли­тике, кото­рая рано или поздно выли­ва­ется в кро­во­про­лит­ные клас­со­вые, расо­вые и рели­ги­оз­ные кон­фликты.

Сего­дня такие кон­фликты рискуют пере­ра­сти в обще­ми­ро­вую ката­строфу. Мир посто­янно как бы балан­си­рует над про­па­стью, что порож­дает всё новые страхи и всё новые при­ливы агрес­сив­но­сти. Цер­ковь всегда напо­ми­нала и про­дол­жает напо­ми­нать в своей бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции еван­гель­ские слова Христа: «При­дите ко Мне все труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас; возь­мите иго Моё на себя и научи­тесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд­цем, и най­дёте покой душам вашим». (Мф. 11:28,29).

В памяти чело­века, хоть немного зна­ко­мого с исто­рией послед­них двух тыся­че­ле­тий, момен­тально воз­ни­кают обви­не­ния хри­стиан в рели­ги­оз­ных войнах, инкви­зи­ции, внут­рен­них раз­до­рах между церк­вями. Да и просто наблю­де­ние за жизнью отдель­ных хри­стиан иногда не поз­во­ляет при­знать их успешно суб­ли­ми­ро­вав­шими свой страх и рож­да­ю­щу­юся из него агрес­сив­ность в бла­го­же­ла­тель­ность чело­века, при­ми­рив­шего свою совесть с Богом и ближ­ними.

Но Цер­ковь назы­вает себя собра­нием святых только в эсха­то­ло­ги­че­ской пер­спек­тиве. Правда, она свя­зана с кон­крет­ной дей­стви­тель­но­стью един­ством жизни, но сама по себе наша реаль­ность несёт в себе все атри­буты несо­вер­шен­ства, свой­ствен­ные раз­ви­ва­ю­ще­муся орга­низму. Победа Христа уже совер­ши­лась, но в Церкви, уже здесь на земле, в окру­же­нии этой жесто­кой дей­стви­тель­но­сти, чело­век начи­нает учиться жить по новым духов­ным зако­нам.

Пра­виль­ность дан­ного пути сви­де­тель­ству­ется здесь не только при­ме­рами успеш­ных суб­ли­ма­ций, кото­рыми напол­нен пра­во­слав­ный кален­дарь, но и высо­той раз­ви­тия той куль­туры, раз­ви­тие кото­рой хри­сти­ан­ство сти­му­ли­ро­вало. Нельзя не заме­тить, что вне рамок этой куль­туры совре­мен­ная циви­ли­за­ция при­об­ре­тает бес­че­ло­веч­ный образ или мура­вей­ника, или без­душ­ного меха­низма, жестоко экс­плу­а­ти­ру­ю­щего как био­ло­ги­че­скую, так и духов­ную жизнь чело­века.

Созда­вая высо­кую куль­туру духов­ной жизни, хри­сти­ан­ство обра­ща­ется к чело­веку с при­зы­вом обра­тить вни­ма­ние на смысл своего суще­ство­ва­ния, на неустро­ен­ность своей души и поста­раться сфор­ми­ро­вать её по образу Христа, исполь­зуя опыт двух­ты­ся­че­лет­ней тра­ди­ции, бережно сохра­ня­е­мой Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Как пра­вильно отме­чал в своей статье «Спа­се­ние и твор­че­ство» заме­ча­тель­ный рус­ский рели­ги­оз­ный фило­соф К.Бердяев: «Судеб­ное пони­ма­ние хри­сти­ан­ства, созда­ю­щее насто­я­щий духов­ный террор, есть суро­вый метод, кото­рым вос­пи­ты­вало хри­сти­ан­ство народы, полные кро­ва­вых инстинк­тов, жесто­ких и вар­вар­ских. Но этому пони­ма­нию про­ти­во­стоит более глу­бо­кое пони­ма­ние хри­сти­ан­ства, как откро­ве­ния любви и сво­боды». Вопрос о соот­но­ше­нии этих двух пони­ма­ний хри­сти­ан­ства не решён одно­значно до сих пор. Основ­ная про­блема заклю­ча­ется в том, лечится ли вар­вар­ство мило­сер­дием или сна­чала чело­век должен научиться спра­вед­ли­во­сти.

Веро­ят­нее всего, каж­дому уровню духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия обще­ства должен соот­вет­ство­вать необ­хо­ди­мый уро­вень соче­та­ния спра­вед­ли­во­сти и мило­сер­дия. Но истин­ное твор­че­ство воз­можно лишь для сво­бод­ного чело­века, не отяг­чён­ного необ­хо­ди­мо­стью каж­до­днев­ного выжи­ва­ния. Куль­тура элли­низма созда­ва­лась сво­бод­ными людьми, рус­ская куль­тура XIX века сво­бод­ной частью обще­ства, само же хри­сти­ан­ство созда­вало евро­пей­скую куль­туру вопреки этому закону.

Именно хри­сти­ан­ство из бого­слов­ских рас­суж­де­ний о Боге вывело пони­ма­ние чело­века как лич­но­сти, создан­ной по образу Божию и в Нём уко­ре­нён­ной. И именно хри­сти­ан­ство заявило, что истин­ная сво­бода есть не воз­мож­ность чего угодно, а спо­соб­ность чело­века реа­ли­зо­вать свою соб­ствен­ную пред­на­зна­чен­ность, ради этого сохра­няя себя от сби­ва­ю­щих вли­я­ний извне, даже со сто­роны своей соб­ствен­ной при­роды.

Воз­мож­ность такой само­ре­а­ли­за­ции коре­нится в спо­соб­но­сти к бытию из глу­бин­ной инту­и­ции истин­ной Кра­соты и Правды, вопло­щён­ной во Христе. Внутри себя чело­век должен найти точку опоры для своих стрем­ле­ний и, если секу­ляр­ный гума­низм пред­ла­гает опе­реться на соб­ствен­ную самость, фор­ми­ру­е­мую стра­стями обще­ствен­ных про­ти­во­ре­чий и без­гра­нич­ной экс­плу­а­та­цией сек­су­аль­ного инстинкта, то гума­низм хри­сти­ан­ский при­во­дит к встрече со Хри­стом. «Чело­век мера всех вещей» утвер­ждала древ­не­гре­че­ская фило­со­фия. Но самый хри­сти­ан­ский из рус­ских писа­те­лей XIX века Ф.М.Достоевский считал, что Хри­стос есть мера всех вещей, » Нрав­ствен­ный обра­зец и идеал есть у меня один, Хри­стос. Спра­ши­ваю, сжег ли бы Он ере­ти­ков – нет. Ну так значит сжи­га­ние ере­ти­ков есть посту­пок без­нрав­ствен­ный». (Досто­ев­ский Ф.М. Днев­ник писа­теля / Цит. по: Заха­ров В.Н. Пара­докс на пара­доксе // Север. 2001. № 12). Как часто в исто­рии чело­век пытался напи­сать Христа, исходя из соб­ствен­ного инте­реса, соб­ствен­ной бли­жай­шей выгоды.

Но Хри­стос вовеки один и тот же, и хра­ни­тель­ни­цей его непо­вре­ждён­ного образа явля­ется Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Как бы ни был высок по своему поло­же­нию и авто­ри­тету оратор, если его взгляд на Христа не соот­вет­ствует пол­ному кон­тек­сту, сохра­ня­е­мому в Свя­щен­ном Писа­нии, в свя­то­оте­че­скомбого­сло­вии, в высших откро­ве­ниях про­из­рас­та­ю­щей из этого бла­го­дат­ного корня хри­сти­ан­ской куль­туры, он ничто, потому что Цер­ковь его взгляды отри­нет или посте­пенно от них очи­стится через их осмыс­ле­ние.

Россия несёт в себе «дра­го­цен­ность, кото­рой нет нигде больше, – Пра­во­сла­вие, писал в своём Днев­нике Ф.М.Достоевский, что она хра­ни­тель­ница Хри­сто­вой истины, но уже истин­ной истины, насто­я­щего Хри­стова образа, затем­нив­ше­гося во всех других верах и во всех других наро­дах». Явить миру непо­вре­ждён­ный образ Христа (с точки зрения нашего гени­аль­ного писа­теля) есть исто­ри­че­ское пред­на­зна­че­ние России. Если народ не выпол­няет своего пред­на­зна­че­ния, он исче­зает, выма­ры­ва­ется из стра­ниц «Книги жизни».

Когда сего­дня вгля­ды­ва­ешься в нашу дей­стви­тель­ность, то кажется, что мы этот образ поте­ряли навсе­гда. В этом смысле нельзя не вспом­нить мудрые слова Л.П. Кар­са­вина, что, «если рус­ский усо­мнится в абсо­лют­ном идеале, то он может дойти до край­него ско­то­по­до­бия или рав­но­ду­шия ко всему». (Кар­са­вина Л.П. Восток, Запад и рус­ская идея. Пг., 1922). Мы сего­дня, кажется, как нико­гда близки к этой цели.

Запад, пред­видя духов­ный вакуум в России, после кру­ше­ния ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии попы­тался и ещё и сейчас пыта­ется запол­нить его лице­мер­ными бла­го­де­я­ни­ями мно­же­ства раз­но­об­раз­ных сек­тант­ских про­по­вед­ни­ков из США, Японии и Европы и ино­кон­фес­си­о­наль­ным про­зе­ли­тиз­мом. Бла­го­де­я­ния были при­няты, про­по­ведь, в общем и целом, отверг­нута. И в эту внут­рен­нюю пустоту, в этот духов­ный вакуум мощным пото­ком устре­ми­лось самое пошлое и цинич­ное из того, что есть в запад­ном образе жизни.

Западу, конечно же, инте­ресно было бы поста­вить над Рос­сией ещё один экс­пе­ри­мент на тему о воз­мож­ной само­ор­га­ни­за­ции обще­ства на путях чистого либе­ра­лизма, но у России на него уже нет ни сил, ни вре­мени. России сего­дня нужны хри­сти­ан­ские школы, нужен инте­рес к соб­ствен­ной духов­ной куль­туре. Рус­ский народ нужно заново учить читать книги, чтобы он опять научился читать и думать над теми нрав­ствен­ными цен­но­стями, кото­рые до конца нашим наро­дом так и не были нико­гда домыс­лены.

Нельзя больше слепо сле­до­вать по путям запад­но­ев­ро­пей­ского мыш­ле­ния. Там своя мен­таль­ность и свой исто­ри­че­ский опыт. Беда рус­ского народа прежде всего заклю­ча­лась в том, что хри­сти­ан­ское про­све­ще­ние, по многим при­чи­нам, по-насто­я­щему нача­лось в нашей стране только в конце ХIХ века. Быто­вое хри­сти­ан­ство в душах многих людей легко рух­нуло с изме­не­нием этого самого быта.

Хотя, с другой сто­роны, нельзя забы­вать, что после «пяти­летки без­бо­жия» и жесто­чай­шего тер­рора 19371938 годов 2⁄3 дере­вен­ского и 1⁄3 город­ского в Ста­лин­ской пере­писи насе­ле­ния заявили себя веру­ю­щими. А это в то время было испо­вед­ни­че­ством. Рус­ской деревни сего­дня больше нет, а в осталь­ном ста­ти­стика эта, в той или иной сте­пени, верна и сего­дня. Нагор­ная про­по­ведь Христа начи­на­ется пара­док­саль­ными сло­вами: «Бла­женны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небес­ное». (Мф. 4,3.). Нищие духом это те, кто стоят на паперти перед храмом и просят, но не денег, не мате­ри­аль­ных благ, а правды, мило­сти, свя­то­сти, мира. В этом и заклю­ча­ется то истин­ное сми­ре­ние, кото­рому нас учит Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

Созна­ние своего недо­сто­ин­ства и мучи­тель­ный поиск истин­ного совер­шен­ства, кото­рый только и может дать чело­веку право на тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс во имя чело­века спо­соб­ного нрав­ственно управ­лять своими дости­же­ни­ями, только это может сде­лать наш хруп­кий мир более или менее без­опас­ным. «Когда я сми­ря­юсь перед волей Божией, когда я побеж­даю в себе рабий бунт само­сти, я иду от сво­боды и иду к сво­боде», писал К. Бер­дяев.

Речь должна идти не об упа­доч­ном сми­ре­нии, а о сми­ре­нии в твор­че­ском сози­да­нии жизни. И ярким при­ме­ром этого явля­ется свет­лый, ничем не замут­нён­ный еван­гель­ский образ Христа. Ибо это Бог, уни­чи­жив­ший себя из любви к пад­шему чело­ве­че­ству. Ради того, чтобы спасти уни­что­жа­ю­щего себя из страха перед самим собой чело­века. Если мы опять заме­ним Его Вели­ким инкви­зи­то­ром это ката­строфа. Таким обра­зом, вопрос заклю­ча­ется в том, как досту­чаться до сердца сво­бод­ного совре­мен­ного чело­века.

С нашей точки зрения, это про­блема, кото­рую должна решать не только Цер­ковь, но и обще­ство.

ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (ФРАНЦИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ФРГ) Скрынников Н.П. Email: Skrynnikov1154@scientifictext.ru

Скрынников Николай Павлович — преподаватель, кафедра применения подразделений специального назначения,

Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды краснознаменное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова, г. Рязань

Аннотация: статья посвящена рассмотрению особенностей духовно-нравственного воспитания молодежи европейских стран. Автором раскрываются специфические особенности образовательно-воспитательного процесса в таких странах, как Франция, Англия, и Германия. В процессе изучения темы определяются отличительные черты воспитания европейской молодежи, раскрываются основные культурно-нравственные ценности. Рассматриваются тенденции и направления развития духовно-нравственных ценностей молодежи рассматриваемых стран Западной Европы. Дается оценка ключевых личностных качеств представителей данных наций.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, образовательно-воспитательный процесс, поликультурное воспитание, самообразование.

QUESTIONS DUHOVNOSTI EDUCATION OF YOUTH IN THE COUNTRIES OF WESTERN EUROPE (FRANCE, UK, GERMANY)

Skrynnikov N.P.

Keywords: spiritual and moral education, educational process, multicultural education, self-education.

УДК 378

В процессе исторического развития каждой страны формируется характерная ей своеобразная система духовно-нравственного воспитания молодежи.

Отличительной особенностью молодежной политики европейских стран является стимулирование обменов и дискуссий среди молодежи и формирование у молодых людей активной гражданской позиции.

Посредством спектра образовательных программ происходит концентрация внимания на становление самосознания и национальной идентичности молодого поколения, хотя концепция патриотического воспитания европейской молодежи как таковая не используется.

Во французских, английских и немецких семьях в период Средневековья образование являлось домашним. В странах царило рыцарское воспитание для знатных сословий и

ученичество для всех остальных. Затем начали появляться монастырские школы, осуществляющие воспитание религиозное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными методами воспитания являлись поощрение и наказание. Взгляды на наказание были как на естественное дело, которое осуществлялось во благо молодого поколения.

В числе первых выступавших за смягчение методов воспитания и развитие у молодежи творчества и самостоятельности значится французский педагог и богослов Абеляр, преподававший в Парижской кафедральной школе

Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи во Франции.

Особенности национального характера и духовно-нравственного воспитания молодого французского поколения формируются под воздействием исторических, природных факторов, политических и социально-экономических условий, традиций воспитательной системы и новаторских идей образования.

Французы любят все самое новомодное — сленг, последние модели одежды и новинки искусства, различные технические изобретения, хорошую кухню и вино. С этим тесно связаны основные сферы национального производственного направления. Ценность для французов — оставаться на высоте самых новаторских требований. Им нравится энергетика жизни, стиля и переменчивость моды.

На рубеже XXI века представителями экспериментальных школ и школ свободного воспитания была теоретически обоснована идея формирования целостной личности как объекта и субъекта педагогического процесса. Ими выдвигалась программа гуманного воспитания .

Большое внимание уделяется аспектам обучения детей-инвалидов. Это направление является важным в работе современной воспитательной школы.

Основой современного духовно-нравственного воспитания во Франции служит нравственное формирование личности индивида. Однако данный процесс является очень противоречивым. С одной позиции, в образовательно-воспитательном процессе сохраняются основные традиции авторитарной концепции, а с другой, активное развитие имеют тенденции развития самостоятельности, коммуникативности, культурной и гуманной сфер личности. Тенденции гуманного воспитания набирают обороты, не смотря на приоритеты педагогического авторитаризма.

Усиливается внимание к условиям жизни подрастающего поколения. Все большую значимость приобретает воспитательный процесс, основанный на сотрудничестве педагога и обучаемого. Активно воплощаются коллективные формы воспитания, реализуется совместный характер деятельности педагогов, студентов и родителей. Это порождает творческую и радостную обстановку.

В западных странах стала довольно распространенной некая поведенческая методика воспитания. Данная методика предполагает свободную обстановку в игровой форме, партнерство в тандеме воспитанник-наставник.

Важнейшие перемены в духовно-нравственном воспитании французской молодежи случились в виду планетарных политических изменений. Возросла значимость воспитания в духе мира. Притворяются в жизнь проекты, ориентированные на продуктивное поликультурное воспитание. В качестве проектов поликультурного воспитания выступают учебные заведения международного бакалавриата, основной целью которого является воспитание в аспекте международного взаимопонимания .

Распространение мультикультурного воспитания связано с пребыванием большого числа мигрантов их бывших колоний Франции. К сожалению, идеи мультикультурализма в настоящее время и здесь остались неэффективными и французское Правительство выдвинуло предложение от них отказаться в политической, социальной и непосредственно образовательной сферах.

Весьма большое значение в образовательном процессе во Франции придается общественно-политическим дисциплинам.

Традиционной областью воспитания во Франции является воспитание в процессе обучения. В соответствии с потребностями текущего времени в образовательных программах появляются различные дисциплины, перечень основ которых включают: природоохранительную, антиалкогольную, антинаркотическую и сексообразовательную тематику. Материал данных тематик включают в образовательный процесс наряду с традиционными предметами .

Особенности духовно-нравственного воспитания в Англии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системы духовно-нравственного воспитания в Великобритании в целом характеризуется как консервативная, сформирована в викторианскую эпоху и преобразовалась в первой половине 20-го столетия.

С XVIII века и вплоть до нынешнего времени в старейших университетах Англии продолжает активно действовать тьюторская система образования. По сегодняшний день она занимает приоритетное место в процессе обучения, а вот лекционная система служит лишь ее придатком.

Тьюторская система обучения присуща английской традиционной системе образования, которая формировалась и реализовывалась длительный промежуток времени и доказала свою эффективность во взаимодействии с разными педагогическими системами Англии.

Тьютором называется педагог, курирующий разработку и последующую реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы. Другими словами, это педагог, опирающийся непосредственно на принципы индивидуализации и сопровождающий каждого учащегося при формировании им его особой образовательной программы. То есть, классическая модель тьюторства представляет из себя взятие под персональную опеку специалиста по выбранной специальности над обучаемым.

Основная цель данной модели заключается в развитии метакогнитивных способностей у учащихся на базе принципа индивидуализации. Основными столпами тьюторства являются — активность, сознательность, свобода, индивидуализация, самостоятельность.

Одним из условий реализации тьютерской деятельности является отсутствие непосредственно административного надзора, поскольку результат данной модели обучения заключается в развитии у обучаемого метакогнитивных способностей, проявление которых отсрочено во времени, и которые проявляются лишь потом в жизненных ситуациях.

Тьютерская система обучения применяется в университетском образовании, в частных школах в виде тьютора, в семейном и домашнем образовании в виде няни, учительницы.

Базовыми методами тьютерской модели образования являются стимулирование и мотивирование к обучению, поощрение, беседа, диалог, обратная связь, пример взрослого, игровой метод и пр. .

В рамках доклада Национальной комиссии по образованию Великобритании сказано, что национальная система образования должна передавать молодому поколению такие нравственные ценности как уважение к другим людям, забота о людях, чувство долга перед обществом, честность и культурное наследие. Кроме того, выделена необходимость того, чтобы молодые люди становились полноценными гражданами демократического общества, имели представление о том, как она функционирует, знали свои обязанности и права, воспитывались в духе терпимости и свободы, потому что образование является не только способом передачи знаний, но и наделяет индивида нравственной, духовной и моральной силой .

Из вышесказанного следует, что Англия предпочитает воспитывать в своей молодежи свободную личность, строго следующую национальным традициям.

Особенности духовно-нравственного воспитания в Германии

Основой духовно-нравственного воспитания в современной Германии является духовное и нравственное формирование личности. Однако, данный процесс является достаточно противоречивым, поскольку наряду с сохраняющимися традициями авторитарного воспитания молодежи, становятся все более распространенными тенденции, направленные на развитие самостоятельности, коммуникативности, культурной а так же гуманной сторон личности молодых людей.

На данный момент педагогика Германии является одной из ведущих в мировом сообществе. Это подтверждается высоким уровнем образования, большим процентом высокообразованных граждан, огромным количеством университетов, признанных во всем мире.

На рубеже XXI века в Германии произошел резкий скачок сети высшего образования. Заметно изменился социальный состав представителей студенчества, он стал демократичнее. Рост количества учебных заведений, к сожалению, сопровождался и негативными моментами — это снижение качества образования. В целях решения этой возникшей проблемы осуществляются реформы в механизме госконтроля за функционированием высшей школы.

Традиционному педагогическому авторитаризму идут вразрез набирающие обороты тенденции гуманного воспитания. Увеличивается внимание к условиям жизни обучающегося. Растет стремление сделать психологическую атмосферу молодежи более комфортной. Это подразумевает поощрение молодых людей за успехи, за творческую и познавательную деятельность, благоприятных для общества склонности и интересы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Популярна на сегодняшний день модель воспитания, которая основана на сотрудничестве обучаемого и преподавателя. Молодой человек становится абсолютно полноправным участником воспитательного процесса, между молодым и старшим поколением возникают доверительные отношения. Кроме того, реализуются так называемые коллективные формы воспитания, полноправными участниками которых являются преподаватели, обучаемые и их родители.

Важнейшее значение для духовно-нравственного воспитания германской молодежи имеет самоуправление учащихся. Преимущественными направлениями данного метода воспитания являются — вовлечение обучаемых в текущую общественную жизнь, развитие в молодых людях самостоятельности, способности отстаивать свои взгляды и убеждения, воспитание культуры общения в целом.

Тем не менее, авторитарное отношение педагогов к учащимся все же имеет место быть и сегодня.

В рамках еще школьной программы начинают проводиться занятия по нравственному воспитанию. Неизменно важное место в духовно-нравственном воспитании германской молодежи занимает религия.

Перед образовательными институтами Германии стоит стратегическая цель -формировать у молодого поколения способность и мотивацию к самообразованию.

Так в Германской системе образования активно развиваются идеи воспитания через обучение, создание условий для формирования у детей и молодежи потребностей в самовоспитании. Но все же приоритет в воспитании индивида принадлежит семье, которая основана на основных немецких традициях .

Активно исследуются в Германии труды А.С. Макаренко, «методика воспитания» и «система самоуправления». Особая роль отводится идее организации коллективного труда.

Германия и северные страны Европы славятся своими традициями в воспитании аккуратности, трудолюбия и дисциплинированности в молодом поколении.

Если рассматривать в целом, воспитательные системы Западных стран основывают свои теории на философиях экзистенциализма, прагматизма, позитивизма.

Бихевиоризм и психоанализ составляют основу большей части воспитательных западных концепций .

У всех представителей западной цивилизации можно отметить такое качество как стремление к социальным ценностям, не к духовным. Их мировоззрение основано на воспитанном в них рационализме и личностном индивидуализме еще с XVII века.

Воспитанный в европейцах с раннего возраста прагматизм наблюдается во всех жизненных сферах, и в том числе религиозной, помогает сохранять относительно стабильное качество их жизни, высокий социально-культурный и социально-экономический уровень граждан.

К сожалению, это происходит в ущерб ценностям духовным, осваивание которых происходит в условиях преодоления социальных, психологических или материальных

затруднений. Таким образом, разрушается процесс бытийного движения людей к духовному самосовершенствованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная позиция представителей европейских наций во всех сферах общественной жизни является признаком отрицания качественных культурных изменений в дальнейшем, что поступательно приведет к стагнации.

Огромную важность приобщения европейской молодежи к культуре и творчеству подтвердили исследования ЕС в рамках молодежной стратегии развития.

Второй трехлетний цикл молодёжной стратегии (2013-2015 гг.) был посвящен ликвидации проблем, образовавшихся у молодых представителей европейских наций в результате кризиса в странах Европейского Союза.

Особое внимание на данный момент, наряду с активным развитием творческого потенциала в Европе, уделяется занятости и предпринимательству, социальной интеграции, увеличению количества рабочих мест, здоровью и благополучию молодого поколения.

Западная историческая модель образования и духовно-нравственного воспитания, в основе которой лежат идеи материального обогащения, индивидуального рыночных отношений в итоге оказалась не достаточно продуктивной.

Список литературы /References

1.ДжуринскийА.Н. Сравнительная педагогика. М.: Академия,1998. 176 с.

2.Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.

3.ДмитриевГ.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. М., 1999. С. 237.

4.Особенности французского воспитания. . Режим доступа: https://studwood.ru/1066646/pedagogika/osobennosti_frantsuzskogo_vospitaniya/(дата обращения: 28.01.2019).

5.Щедровицкий П.Г. Об исследовательской программе тьюторства // Школа и открытое образование: Сб. науч. тр. по материалам 3-й Всерос. науч.практ. тьюторской конференции. Москва; Томск, 1999.

6.Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурно образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. № 4.

7.Новиков В.С., Соловьёв А.П., Царьков П.Е. Зарубежный опыт нравственного воспитания молодёжи посредством культурного и природного наследия: теоретические походы. . Режим доступа: http://psiMocs.ru/zarubejnij-opit-nravstvennogo-vospitaniya-molodeji-posredstvom.html/ (дата обращения: 23.01.2019).

8.Анкудинова Е.В. ПРОЦЕСС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ. . Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/ac6/ankudinova_e_v_protsess_dukhovno_nravstvennogo_ vospitaniya_mirovoy_opyt.pdf/ (дата обращения: 23.01.2019).

9.Еленский В. Религиозное обучение и воспитание в законодательствах и образовательных системах западноевропейских стран // Человек и мир. № 11-12 2001. С. 32-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Можайский.В. Психология ценностного опыта. М., 1998.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

УДК 304.442:177(477)

КРИЗИС ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Руско Н.М.

В статье рассматривается понятие «духовность» как целостного феномена. Охарактеризовано современное состояние духовности в Украине и раскрыты основные пути формирования духовной культуры с помощью философского, культурологического, теологического, языковедческого, педагогического и психологического подходов. В статье проанализированы кризисные явления, имеющие место в современной духовной культуре, и рассмотрены детерминанты негативных процессов в современном обществе. Можно констатировать, что приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе является развитие духовной культуры личности.

Ключевые слова: культура, кризис, духовность, религиозность, общество, личность, молодежь, государство, мораль, ценности.

SPIRITUAL CULTURE CRISIS IN MODERN SOCIETY Rusko N.M.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

Keywords: culture, crisis, spirituality, religion, society, personality, the youth, state, morals, values.

В современном обществе остро наблюдается потеря духовно-нравственных качеств людей, особенно среди молодежи. По нашему мнению, это является следствием недостаточного внимания к воспитательному процессу подрастающего поколения, которое уже через несколько лет войдет во взрослую жизнь.

Духовные проблемы современности не столь ярко выделяются на фоне социально-экономических вопросов, однако они являются более глубокими и важными для человека и общества, чем проблемы материального характера. Очевидно, что общество, потерявшее нравственные ориентиры, не может рассчитывать на будущее, в котором торжествуют идеалы морали и гуманизма, где духовно обогащается личность, требовательная к поведению человека и непримиримая к безнравственности.

Крах советской идеологии и соответствующей системы духовных ценностей создали своеобразный ценностный вакуум, который в значительной степени заполняется псевдо ценностями, порожденными массовой культурой. Такие процессы таят в себе разрушительный потенциал, поскольку изнутри разлагают национальное сознание и уничтожают самобытную духовность народа . Современной социокультурной ситуации в Украине присущи тенденции роста бездуховности. Это проявляется как в отношении к жизненным проблемам, к культуре, к образованию, так и в поведении, в человеческих взаимоотношениях. Деморализующие процессы в обществе, кризис духовности, культ легких денег и удовольствий, которые навязываются средствами массовой информации, создали осложненную ситуацию в воспитании и развитии нравственных ценностей .

В то же время годы независимости Украины показали, что кризис духовности до настоящего времени не только не преодолен, но и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Духовный кризис общества и реальная

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru опасность потери культурной идентичности активизируют интенсивный поиск ценностей культурной интеграции. Именно поэтому современную цивилизацию как «общество риска» захлестнул стихийный процесс духовных поисков .

Цель данной статьи — проанализировать кризисные явления в духовной культуре и в этой связи рассмотреть детерминанты негативных процессов в современном обществе.

Кризис человеческой культуры — это дисбаланс развития духовной (гуманитарной в образовании) и материальной (узкоспециализированной) составляющих. Часто этот дисбаланс проявляется в виде духовного кризиса общества. Например, при подготовке специалистов в сфере менеджмента у нас часто руководствуются сугубо экономическими подходами, что приводит к дегуманитаризации образовательного процесса. А ведь главная задача менеджеров — правильная организация работы людей, а не только умение нажимать на кнопки калькулятора. Все это свидетельствует о том, что сегодня в украинском образовании продолжается давно уже начатый процесс уничтожения моральных ценностей и народных традиций, при этом обществу ежедневно и целенаправленно навязывают какую-то сублимацию западного образа жизни .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная причина того, что современный мир находится в кризисе, заключается в том, что прогрессирует диспропорция между техническими достижениями цивилизации и ее духовно-нравственным развитием. Сейчас фактически утрачена вера в мессианское призвание науки и достижения справедливого и высокогуманного общества. Сегодня можно говорить об антропологическом кризисе современной цивилизации, кризисе идей, деформациимировоззрения как отдельного человека, так и общества в целом. На лицо соответствующие симптомы: разочарование, потеря смысла жизни, рост заболеваний на фоне развитой медицины, развитие тревожности и депрессий, пустота и бездуховность, апатия и скука, хронический стресс и алкоголизм, рост наркомании, отсутствие ощущения счастья и покоя,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru ощущение бесполезности жизненных сил, крах семьи и семейных ценностей, угасание любви и радости, чувство одиночества и безысходности .

По мере роста научно-технического и производственного потенциала человечества, повышения способности человека влиять на состояние окружающей действительности и условия своего собственного существования, все более важной становится нравственная направленность конкретных действий индивида, все большее значение приобретает то, какие именно ценности исповедует наша цивилизация. Если раньше в человеческой культуре доминировали религиозно-конфессиональные, познавательные, эстетические, утилитарно-практические ценности и т.п., то сейчас наступает время, когда определяющими для человека и человечества должны стать ценности этические, так как от этого зависит само выживание земной цивилизации.

Особенно остро проблема места и роли нравственных ценностей в общественной жизни Украины проявилась в период постсоветской трансформации. При этом очевидно, что решение современных проблем общества без опоры на нравственную составляющую человеческого существования невозможно, поскольку не наполненный и не пронизанный нравственностью (моральными ценностями) интеллект человека способен разрушить не только окружающий мир, но и самого себя.

Следует обратить внимание на влияние современных средств массовой информации, от которых в большой степени зависит состояние духовности в обществе. Мы являемся свидетелями своего рода вседозволенности в подаче информации широким слоям населения, включая молодежь и подрастающее поколение. Сегодня, к сожалению, в украинском телевизионном эфире отсутствуют пределы допустимого в области нравственности и морали. Идет целенаправленный процесс насаждения обществу штампов поведения, штампов мышления и речи, что не имеет ничего общего с культурой речи. В этой связи, проблема возрождения духовно-нравственных ценностей очень актуальна.

Теперь уточним, что же такое понятие «духовность»? Как отмечает Д.А. Леонтьев не стоит отождествлять духовность ни с бескорыстием, ни с

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru творчеством, ни с нравственностью, ни с религиозностью. По мнению исследователя, «духовность не тождественна бескорыстию, поскольку последнее может быть следствием разных психологических основ и механизмов, как зрелых, так и весьма упрощенных. Духовность не тождественна творчеству, поскольку творчество, в том числе в высших общепризнанных своих проявлениях, может вполне уживаться с гедонистическим, эгоистическим или полевым, ценностно индифферентным стилем поведения. Не все великие творцы являются в одинаковой степени зрелыми интегрированными личностями; история культуры являет нам самые разные примеры. Духовность не тождественна нравственности, поскольку нравственность может принимать и ригидно-фанатичные, твердолобые, лишенные духовности формы. Духовность не тождественна и религиозности, которая может являться и нередко является ее основой, но это не единственно возможная основа. Сама по себе религиозная ориентация не определяет уровень личностного развития, она выполняетфункцию медиатора, смысловой опоры, но не движущей силы личностного развития. Можно сказать: какова личность, такая у нее и вера. Религиозность может с равным успехом и способствовать развитию личности, и, наоборот, консервировать и тормозить развитие личности. Человеку, который стремится быть субъектом собственной жизни и строить свою жизнь по высшим законам на основе духовности, религиозная вера часто служит в этом поддержкой, помогая реализовывать жизньтаким образом. Но и человек, который, наоборот, стремится снять с себя ответственность за свою жизнь и жить по принципу конформизма и бездуховной пассивности, также нередко находит опору в религиозной вере, которая помогает ему осуществить и этот выбор. Религиозность, таким образом, не первична, она может поддерживать и выбор духовного развития, и выбор стагнации и приспособленчества» .

При этом современные научные исследования не предоставляют однозначного определения такого явления, как духовный кризис. Ученые

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru говорят о «психодуховных кризисах» , «трансперсональном духовном кризисе» , «экзистенциальном кризисе» и т.д.

Теперь, учитывая вышеизложенное, уточним, что же такое понятия «духовность», «духовное развитие», «духовные ценности», «моральные ценности». Итак, по нашему мнению:

1.Духовность — это состояние человека, которое формируется на основе высших ценностей, их приоритетности в намерениях, поступках и имеет тенденцию постоянно меняться от внутренних и внешних воздействий, определяется личностным развитием.

2.Духовное развитие — это развитие высших ценностей и общечеловеческих качеств, в результате которого происходит расширение мировоззрения, мировосприятия, мироощущения личности и общества.

3.Духовные ценности — это идеи, качества человеческого характера, верования, которые формируются во внутреннем мире личности на уровне глубинных чувств, и, опираясь на которые, человек духовно развивается;

4.Моральные ценности — это идеи, нормы, общечеловеческие качества, верования, которые формируются во внешнем мире, в обществе, и, опираясь на которые, человек и человечество духовно развиваются.

Формирование духовного мира детей и молодежи, духовности, как ведущего качества личности — большая и сложная задача, стоящая в центре внимания педагогов, воспитателей, учителей, родителей, широкой педагогической общественности. Особую актуальность эта задача приобретает сегодня, когда сложности социально-экономического и политического развития Украины серьезно затронули молодежь. Средства массовой информации и коммуникации все больше влияют на общество и, особенно, на молодежь, пропагандируя насилие, культ оружия, силу, прививая моральный релятивизм, конформизм и цинично-гедонистическое отношение к повседневности .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом контексте духовный кризис можно охарактеризовать как кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru культуры, и которые придают культурной системе качество органической целостности и подлинности. Трансформации в сознании людей ведут к разлому самого социума, поскольку социальные институты зависят от индивидов, которые их поддерживают .

Сейчас, когда человечеством создано столько материальных благ, особой необходимости в тяжелом труде не существует, у людей появилось гораздо больше творческих возможностей. Вместе с тем многочисленные «соблазны мира» отвлекают внимание человека от самосовершенствования, направляют личность на потребление вместо служения, самоотдачи и творчества .

По мнению Е.А. Помыткина , одной из особенностей современности является увеличение объема информации и вовлечение человека с первых дней жизни в информационное пространство. С одной стороны, человек получает огромные возможности доступа к происходящим в мире событиям, а с другой — рискует превратиться в пассивного наблюдателя и потребителя информации. Если раньше духовные лидеры и проповедники годами путешествовали по планете, чтобы донести содержание и смысл своего учения последователям, то сейчас любая новость может быть распространена практически мгновенно во все уголки земного шара через сеть Интернет и средства массовой информации.

Вместе с тем духовный опыт приобретается непосредственно, а значительное количество информации, которая окружает человека, оказывается для него ненужной, а иногда даже вредной. Высокодуховную личность характеризует способность выборочного восприятия действительности, поиска духовной истины, умение отделять важную информацию от ненужной. Духовность объединяет человечество в высших стремлениях к реализации идеалов истины, добра и красоты. В этих условиях современному человеку легче сравнивать различные философские взгляды и выделять полезное и приемлемое .

Формирование духовности молодежи в высшем учебном заведении конкретизируется через систему целого ряда задач и принципов:

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

1)формирование культуры, толерантного отношения к традициям и обычаям; сохранения их и передача от поколения к поколению;

2)развитие качеств и положительных моральных качеств, побуждение их к самосовершенствованию;

3)отношение к христианским традициям;

4)развитие значимых черт и качеств личности;

5)формирование понимания сущностных вопросов о смысле и цели жизни человека и личностного отношения к ним;

6)формирование черт личности будущего специалиста.

Становление духовности студенческой молодежи происходит сегодня в

условиях расцвета так называемой массовой культуры. Само понятие «массовая культура» неоднозначное и противоречивое, оно рассматривается в философской, культурологической, психолого-педагогической науке под различными углами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Массовую культуру трактуют как крайнее выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения сознания (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг и др.), как своеобразную идеологию, в привнесении которой в массовое сознание заинтересована правящая верхушка общества (В. Липман, А. Шлезингер), как явление вполне положительное, что расширяет возможности образования и воспитания (Е. Шилз, З. Бжезинский), как прибыльную отрасль экономики (Х. Ортега и Гассет) .

В этой классификации массовая культура рассматривается и со стороны количественной характеристики, и со стороны качественной. Основное негативное влияние массовой культуры специалисты видят именно с точки зрения качественного подхода, который определяет массовую культуру через рынок, ведь массовая культура — это все, что продается и пользуется массовым спросом . Следует отметить, что с преобразованием массовой культуры в товар она приобретает такие «рыночные признаки» как: простота, примитивность, посредственность, развлекательность, ориентированность на подсознание и инстинкты. Основными темами массовой культуры становятся

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru насилие, патологический страх, ужасы, секс, карьера и тому подобное. Очень метко о негативных последствиях массовой культуры говорил А. Швейцер, который отметил, что культура, которая развивается как материальная сторона без соответствующего духовного прогресса, напоминает корабль, который лишен управления и стремительно мчится навстречу катастрофе .

Следует отметить, что существует целый ряд причин, порождающих в современной культурологии стойкое ощущение кризиса культуры. «Главное -осознание новых реальностей: универсального характера жизненно важных процессов, взаимодействия и взаимозависимости культурных регионов, общности участи человечества в современном мире, т.е. тех реальностей, которые являются источником цивилизации и одновременно ее следствием» .

Ю. Золотарева справедливо утверждает, что «общность судеб различных культурных регионов представлена «катастрофами»: мировые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения и т.д. Все эти процессы не могли протекать локально, не затрагивая внутренней жизни других народов, не нарушая стиля культурного развития. Все это, с точки зрения О. Шпенглера, только доказывает ошибочность эволюционного пути всей западной цивилизации» .

Кризис в культурной практике Европы XX века носит необратимый характер. Представитель так называемого второго поколения Франкфуртской школы Ю. Хабермас считает, что современное государство способно вытеснять кризисные явления из одной сферы общества в другую. Так политический кризис может быть вытеснен в экономику, экономический — в социальную сферу и т.п. Но область культуры, как подчеркивает Ю. Хабермас, это -область, в отношении которой понятие кризиса сохраняет свое значение, где он не может быть «смягчен», так как культура не подчиняется административному регулированию, которое осуществляет государство. В данном случае Ю. Хабермас говорит о подлинной культуре, о неформальной морали и искусстве,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

а не о «массовой» суррогатной культуре, которая заполнила пространство Европы в нашу эпоху .

Подводя итоги вышесказанному, следует сказать, что системным кризисом, по нашему мнению, выступает духовный кризис. Это ощущение для огромного количества людей бессмысленности той жизни, которую они ведут. Жизнь затруднена тем, что в ней трудно найти позитивное содержание из-за разрушения «старых» и дискредитации «новых» ценностей. Радикальные социально-политические трансформации, глобальный экологический кризис конца ХХ — начала XXI веков показали, что ни один из существующих способов развития общества не может служить эталоном.

Мы стали свидетелями девальвации исторических целей и ценностей и несовершенства западного потребительского общества. Молодой человек, находящийся под влиянием мировоззрения общества потребления, обычно переживает состояние тяжелого духовного кризиса, вызванного тем, что он попадает во власть антиномий .

Миросозерцание и отношение к миру молодого поколения определяется цивилизационными изменениями, которые происходят в жизни современной Украины. Под влиянием средств массовой информации, телевидения, Интернета, многочисленных периодических изданий молодежь призывают жить сегодняшним днем, добиваться быстрых результатов, соответствовать стандартам общества потребления. Поведение человека как бы программируется, и даже если творческие личности, исходя из чувства протеста, пытаются «ломать» эти стандарты, то и они не могут вырваться из порочного круга. Их бунт принимает гротескные формы (кричащая внешность, эпатажная одежда), которые, по сути, являются также поведенческими программами общества потребления, работающими на его интересы .

Развитие украинской государственности, проведение реформ, формирование гражданского общества невозможны без формирования духовности в обществе, прежде всего, среди молодежи. С первых лет

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru независимости Украины основной задачей государственного управления стало развитие экономики, поэтому решение проблем в духовной сфере общества происходило по остаточному принципу. Отсутствие четкой программы духовного возрождения тормозило воплощение любых реформ во всех сферах общественной жизни, в частности в сфере образования.

Несмотря на это, приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе государственного строительства является развитие духовной культуры личности. Именно это должно стать основой формирования и становления правового государства, призванного постоянно заботиться о духовном, физическом и социальном развитии личности.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // Ассоциация исследователей Психической Энергии . 2017. URL: https://goo.gl/qtb82L (дата обращения: 15.11.2017).

2.Бобак М.1. Проблема збереження духовно-моральних цшностей у процес виховання тдростаючого поколшня // Вюник Житомирського державного ушверситету. Серiя «Педагопчш науки». 2010. № 53. С. 52-55.

3.Вакуленко В.М. Про деяк аспекти кризи духовност сучасно! молодi Духовшсть особистост : методолопя, теорiя i практика. 2015. № 1 (64). С. 4256.

4.Вальчук А.М. Духовна криза суспшьства та проблема реалiзацii нащонально! ще! в сучаснш Укра!ш // Ушверситетсью науковi записки. 2006. № 3-4 (19-20). С. 511-513.

5.Видяпина В.И. Кризис культуры XX века и пути его преодоления // Бакалавр экономики. Хрестоматия. E-библиотека ВГУЭС . 2002. URL: https://goo.gl/GBaptb (дата обращения: 15.11.2017).

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

6.Гроф С. Современный глобальный кризис есть, в сущности, кризис духовный. Интервью Московскому психотерапевтическому журналу // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 4. С. 68-81.

7.Золотарёва Ю. Кризис культуры и его определение в свете теории социокультурных трансформаций // Международный научный журнал «Инновационная наука» 2016. № 9. С. 36-362.

8.Карпинский К. В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. 108 с.

9.Кисельов М.М. Предмет та статус бюлопчно! етики // Сучасш проблеми бюетики / . К.: Академперюдика, 2009. 278 с.

10.Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. 336 с.

11.Кравець М.С. Культуролопя: тдручник для студенев вищих навчальних закладiв I-IV акредитацп. Львiв: Новий Свгг. 2007. 320 с.

12.Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.

13.Лучаншова О.П. Духовна культура студенев вищих навчальних закладiв в умовах сощально-гумаштарно! кризи // Вюник Дншропетровського ушверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя «Педагопка i психолопя». Педагогiчнi науки. 2015. № 2 (10). С. 15-20.

14.Маслова Н.В. Тайны и явь воспитания. Воспитательный аспект ноосферного образования. Симферополь: изд. ФЛП Лемешко К.А., 2011. 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.Помиткш Е.О. Психолопя духовного розвитку особистостг монографiя. К.: Наш час, 2007. 280 с.

16.Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры // Социология . 2017. URL: https://goo.gl/9vEChL (дата обращения: 15.11.2017).

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru

17.Шевченко О.В. Духовне виховання у сучаснш шм’! // VuzLib.com . 2017. URL: https://goo.gl/WSKKLZ (дата обращения: 15.11.2017).

18.Яковенко 1.О. Формування духовност особистост на основi християнських цшностей // Науковий вюник Мелггопольського державного педагопчного унiверситету. Серiя «Педагопка». 2012. № 9. С. 335-340.

Сведения об авторе:

Руско Надежда Михайловна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа (Ивано-Франковск, Украина).