Духовный человек

Александр Геннадьевич Хакимов (духовное имя — Чайтанья Чандра Чаран дас) – известный в России и других странах специалист по ведической культуре, писатель, общественный деятель, художник, философ, психолог, теолог, проповедник.

Многие годы путешествуя по всей России и по дальнему зарубежью, он занимается популяризацией ведического знания, которое, по сути, является источником мировой культуры.

Дело его жизни – нести людям знание, раскрывающее вечные законы бытия. Его лекциям присущи строгость и чистота, необычайно яркая образность и доходчивость. В них одна за другой разворачиваются тайны ведической мудрости, открывается трансцендентная высота философии.

Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он щедро делится с людьми полученными знаниями.

Александр Хакимов – признанный духовный лидер и Почетный Директор Института Прикладных Духовных Технологий имени Джона Фейворса.

Чем является духовность в современном мире для современного человека? И есть ли параметры, которые определяют духовность?

— изначально духовность соотносится с понятием Абсолютной Истины, связью с ней. Поэтому эти законы безотносительны — и в современном мире, и в прошлом, и когда только время начиналось, — эти законы не меняются. Духовность — это неизменность или вечность, постоянство — философски можно дать такое определение. И всё же вы спрашиваете — есть же условия и обстоятельства, которые меняются в мире. Мы можем по-разному применять духовное развитие, поэтому есть разные традиции и религии. Это определяет способ преподнесения духовности: христианство, буддизм, например. Я думаю, что сейчас очень важно для человека духовность представить как одну из семейных ценностей, потому что семья должна быть освящена. Основа, платформа семьи должна быть духовной. Далее, воспитание возвышенных детей, потомства, это является практическим приложением к браку, так как сегодня институт брака страдает, совершается много разводов. Но нужно прямо сказать, что для создания семьи необходимо понимание, что у мужчины и у женщины есть бессмертная душа. Теперь эту идею уже можно развивать, переносить в жизнь, это уже безотносительная ценность. Душа описывается во всех писаниях, она всегда была, она вечна, неистребима, вот что о ней нужно знать.

khakimov-fest.jpg

— скажите, как можно определить духовного человека? Как, глядя на человека, я могу понять, духовен он или нет?

— по качествам. Потому что одеться сейчас как угодно человек может. А качества, обычно таковы: духовный человек не тревожится, когда что-то случается с ним плохое, и не радуется, когда происходит что-то очень хорошее. Он уравновешен, умиротворен, не раздражен, не обвиняет никого, он не накапливает больше, чем нужно богатств. Он обладает способностью контролировать чувства, то есть у него и речь под контролем, она всегда чистая. Ясный ум, чистый. Это человек долга, он знает, в чем его долг — семейный, профессиональный. Эти качества описаны в священных писаниях и являются критериями.

— человек же может просто сдерживать себя, не показывать свои эмоции, а внутри он может испытывать гнев, злость, зависть, но он будет считать, может быть, что показывать это нельзя. Это духовность, или нет?

— это уже хорошо. Это означает, что человек на пути к духовности, это хороший шаг. Например, мать и отец тоже иногда раздражаются, хотят завестись, но разум напоминает, что у них есть ответственность и долг. Также и здесь: у человека, если он встал на духовный путь, есть ответственность, есть долг управлять чувствами, не завидовать. Допустим, если я чувствую жадность и зависть в себе, я не должен действовать согласно этим чувствам, а контролировать себя. Это уже хороший шаг.

— скажите, сила воли и сила духа — это качества, относящиеся к духовности?

— сила воли — это разум. Сила духа — это стремление к цели высшей, к Богу. Чем сильнее вера и знания, связанные с Богом, тем больше сила духа проявляется, преодолеваются препятствия, человек сильным становится. А разум — это именно способность заставить себя контролировать чувства и ум.

4m3o0OBlQpg.jpg

— а если человек амбициозен, если он целеустремлен — не граничит ли это со страстью?

— да

— граничит?

— да, это страсть, это же деятельность, активность, способность создавать. Плюс в том, что это активное состояние, это хорошо. Способность организовать свою жизнь, возможность хорошо выглядеть, образование получить, семью создать — это все страсть. Из страсти, от этой платформы, есть два пути: один вниз, к невежеству, в чувственные наслаждения, для чего ты семью создаешь – лишь чтобы наслаждаться жизнью. Другой путь ведет к духовности.

— а каким будет этот путь к духовности?

— он будет активно изучать, обучать других. Это тоже страсть, активность, но уже проносятся духовные знания, благость, счастье. Это становится активной духовностью.

— духовный человек может поступить грубо, жестко, жестоко?

— жестокости не может быть. Твердость — может быть. Обычно, если человек высоко развит, он сочетает в себе два качества, которые обычный человек не может сочетать в себе. Этот человек твердый, как железо, и мягкий в общении, как лотос. Если эти два качества сочетаются, то это великая личность, духовная личность.

qYADUgqbd9Y.jpg

— а есть ли рецепт, как сохранять чистоту души в течение всей жизни?

— главное — это общение. Общение с духовными людьми, со священными книгами, с именами Бога (это медитация) помогает поддерживать духовность.

— духовный человек обязательно должен быть в религии?

— вы имеете в виду конфессию? Искать такого человека нужно не по конфессии, а по качествам духовным. В любой конфессии есть духовные люди. Все смешано сейчас, ориентироваться нужно только на качества. Важно одно — у него обязательно должен быть духовный учитель. Он не может быть независимым, потому что это очень опасно. Если я хочу найти себе духовного учителя, я должен знать, что у него тоже есть учитель, нужна преемственность. Если нет преемственности, нет и знания. Абсолютная истина не постигается человеком, сам человек не может познать такие вещи. Обязательно авторитетность нужна.

— есть ли разница между духовным путем мужчины и женщины?

— душа у них одинакова и духовность проявляется одинаково. Тела разные, а качества те же самые. Сам метод достижения этого состояния может отличаться. Для женщины важно материнство, семья, умение воспитывать детей, умение быть женой, матерью, сестрой. У мужчины своя, мужская задача. Но аскезы сейчас не рекомендованы. Элементы аскезы, скажем, вегетарианство, да, они приемлемы, но не путь аскезы, как скажем, в прошлом, когда люди истязали себя, или уходили в горы, пещеры. У женщины, если она выполняет свой долг в семье, аскезы достаточно. Это сам по себе уже трудный путь. У мужчины, чтобы в наше время поддерживать семью, тоже достаточно задач. И вот на этом фоне человек может добавить духовную практику — и он уже будет успешен.

big_088fb6e844be5d89388810fbb5b73540.jpg

— какой силой обладает сознание человека?

— границ нет. Мы живем в большом мире. И чем мы пользуемся? Почти ничем, не замечаем многие вещи, не чувствуем, не понимаем, не знаем. Это скрыто. Говорится, что могущество приходит с Богом, насколько человек ему предан. Человек сам дойдет до какой-то границы, и дальше один уже не сможет, потребуется помощь свыше. У чистоты души нет границ, как и у любви.

— помогает ли вегетарианство очищать разум?

— очень важно физическое очищение, но вегетарианство очищает не только тело. Физическое покрывает наше тонкое тело, поэтому начинать нужно с него. Вегетарианство серьезный шаг к тому, чтобы улучшить свои качества. Вегетарианцы становятся умиротворенными, они, в основном, бесстрашные, добрые. Мясо навязывает силу другого качества. Эта сила агрессивна, как у хищников. Вегетарианство важно само по себе, но недостаточно. Нужно освещать пищу. Такая еда начнет развивать духовные качества.

— можно ли самому резко перейти на вегетарианство?

— если человек думает только о пище, ему будет трудно. Вегетарианство до конца еще не раскрыто в нашей культуре. Здесь принято так: есть мясо, а остальное — гарнир. Вегетарианство кажется не таким разнообразным, а на самом деле оно наиболее разнообразно, просто нужно изучить эту кулинарию. Тут для вкуса больше пространства, тут используются множество специй, создаются тысячи блюд. Все сочетается, масла различные добавляются, только представьте! Но эту кухню нужно изучать, чтобы она была полноценной, еда не должна быть скудной.

— вегетарианство успокаивает человека, но не пойдет ли это во вред? Не станет ли человек амебным?

— смотрите, я вегетарианец более 30 лет, моя жена тоже. Дочери 30 лет, она вегетарианка с рождения, очень творческий человек. Я постоянно путешествую уже около 30 лет, у меня достаточно аскетичный режим. У вас не будет меньше вдохновения, если вы станете вегетарианцем, наоборот, такие люди больше восприимчивы к красоте, к чистоте, к хорошим словам, к благодарности. Энергия возбуждается другого уровня, не амбициозная, а творческая. Это активность другого качества. В плане конкуренции, конечно, интерес уменьшается. Чтобы не было конфликтов, нужно знание. Нельзя позволить себе отказаться от обязанностей. Нужна культура и ответственность. Когда есть знания, становится все понятно.

— существует проблема — кто-то из семьи стал вегетарианцем, а кто-то нет. На этой почве рождаются конфликты. Стоит ли продолжать такой уклад?

— лучше, когда у всех в семье один стандарт жизни. Сейчас это основной конфликт и в семье и в социуме: один принимает такой образ жизни, другой нет. И что возникает из этого: вегетарианец уже через месяц-полтора начинает видеть в мясе труп, у него видение меняется. Один видит пищу, а другой видит труп. И представьте, ваш близкий человек на ваших глазах ест чью-то ногу. И тем не менее, когда вы, вегетарианец, продолжаете терпеливо жить с мясоедом, это постепенно очищает и близкого человека. Опыт показывает, что через 3-5 лет родственники тоже становятся вегетарианцами .

— индивидуализм. Все хотят быть непохожими. Не плохо ли это? Духовно ли это?

— хороший вопрос. Это нормально, если нет отчуждения. Отчуждение — это недоброе отношение к людям и к миру, высокомерие. Но если у человека нет отчуждения, а есть индивидуальное мнение, своя точка зрения, это украшает. Это стимулирует обмен знаниями, это хорошо. Но есть опасность того, что человек обречет себя на одиночество, если перейдет грань. Сначала такие люди находят единомышленников, у них есть общение. Но, поскольку такой человек желает именно личного превосходства, то планы таких людей разойдутся рано или поздно. Славу и успех такие люди не поделят, что приведет к распаду.

bf12f2c31457a278f0ce978493242ff8.jpg— в чем тогда выход? Не проявлять индивидуальность совсем?

— нужно проявлять индивидуальность. Это дополнение, а не отчуждение. Нужно понимать, что мы все вместе, но есть разнообразие. И это разнообразие приносит радость.

— но кто-то может назвать это рамками…

— есть такое понятие, как Регулирующие Принципы Свободы. Это рамки, которые делают меня по-настоящему свободным человеком. Например, у государства есть законы, которые являются рамками. За их нарушение можно потерять свободу. Необходимо иметь правила свободы, которые запрещают насилие, которые настаивают на уважении, на внимании и уважении друг к другу. Эти нравственные рамки обеспечивают свободу. Идеальные рамки — это любовь.

— где найти канон любви? Каждый ее по-своему проявляет

— это как разжечь свой огонь. Чтобы разжечь свой огонь, нужно найти другой огонь и зажечься от него. Потенциально любовь у нас есть, но ее нужно пробудить. Если мы найдем человека, который обладает уже этой любовью, хотя бы частично, мы уже получаем ее. Ревность — это уже часть человеческой любви, отраженной от божественной. Ревность — это форма эгоизма, необходимая для супружеских отношений. Но чувство собственности — это уже нездоровое ее проявление. Супруги должны жить так, чтобы постепенно очищаться от чувства собственности. Для этого нужно одухотворяться. Нужно понимать, что близкий человек не вам принадлежит, а Богу. Это путь семейной жизни, где нужно очищать сердце и ум через духовную практику. Не имеет значения, что супруги могут быть в разных конфессиях, важна чистота. Культура должна пронизывать собой всех людей.

— каким вы видите идеальный мир?

— все люди живут по законам Бога, так, как он живет. Это описывали великие учителя прошлого и священные книги. Человеку нужно вернуться к утерянной чистоте в Царство Бога, в котором есть любовь. Любовь чувствуют все живые существа, она меняет мир. Этот идеальный мир описывается в очень древних преданиях. Говорится, что был когда-то рай на земле, золотой век. Тогда было столько любви, что никто, даже дикие животные, не ели мяса. Тигры пили молоко из-под коров. Никому не приходило в голову кого-то убить. В нашем мире люди должны хотя бы уважать вегетарианство. Это хорошая вещь. К вегетарианству людей можно привлечь только радостью. Показывать, что это здоровье, творчество, радость. Показывать ярких личностей. Вегетарианство дает силу физическую и ментальную, это следует даже из этимологии слова. Ведь известно, даже ученые подтверждают, что сила не в мясе, а в зерновых.

— опишите идеальную семью в том идеальном мире, о котором вы рассказали.

— суть в том, что семья создается для того, чтобы жертвовать. В этом ее счастье, развитие и успех. Благотворительность. Семья как часть чего-то большего. В обособленности есть злость и зависть окружающих. Когда все стараются в большой семье, приглашают в гости, когда двери открыты, когда все вместе — уже нет зависти. Уже люди мыслят отдачей. В такой семье каждый знает свою природу — мужскую и женскую, и действует, исходя из этого знания. В прошлом люди создавали семьи очень рано. Старшие были мудрые и заботились о выборе спутников жизни своим детям. Сейчас все изменилось, старшие не обладают такими знаниями, они не могут устраивать нашу личную жизнь. Поэтому не стоит торопиться сейчас с супружеством. Нужно самим серьезно готовиться к этому. Лучше, если мужчина старше на 5-7 лет. Бывает, что разница в возрасте больше, но главное, чтобы брак не был основан на сексуальной почве. Если отношения оправданы духовно, это прекрасно. Но мы сейчас говорим о правилах, на них можно только ориентироваться, а жизнь есть жизнь.

9. а) Что помогает нам расти духовно? б) Какие примеры мы рассмотрим?

9 Ребенок развивается, наблюдая за родителями и подражая их хорошему примеру. Подобным образом и мы растем духовно, наблюдая за теми, у кого близкие отношения с Иеговой, и беря с них пример. Те же, кто сосредоточен на своих эгоистических желаниях, служат нам предостережением (1 Кор. 3:1—4). В Библии записаны примеры и тех, и других. Но наша цель — быть духовно сильными, поэтому мы рассмотрим несколько примеров, достойных подражания. Мы поговорим об Иакове, Марии и Иисусе.

Брат размышляет над примером Иакова

Чем примечателен пример Иакова? (Смотрите абзац 10.)

10. Из чего видно, что Иаков был духовным человеком?

10 Вначале рассмотрим пример Иакова. Как и у большинства из нас, у Иакова была непростая жизнь. Его родной брат Исав потакал своим желаниям и даже хотел его убить. Тесть Иакова то и дело пытался нажиться на нем. И хотя Иакова окружали физические люди, он оставался духовным человеком. Он доверял обещанию, которое Бог дал Аврааму, и от всей души заботился о своей семье, которая должна была сыграть особую роль в замысле Иеговы (Быт. 28:10—15). Слова и дела Иакова свидетельствуют о том, что он никогда не забывал о нормах Бога и его воле. К примеру, когда Иаков думал, что ему грозит опасность со стороны Исава, он обратился к Богу в молитве с такими словами: «Умоляю тебя, избавь меня от руки моего брата… Ведь ты же сам сказал: «Я буду благосклонен к тебе и сделаю твое потомство многочисленным, как песчинки на морском берегу»» (Быт. 32:6—12). Как видно из этих слов, Иаков доверял обещаниям, которые Иегова дал ему и его предкам, и хотел поступать в согласии с волей Бога.

Сестра рассказывает на встрече собрания о примере Марии

Чем примечателен пример Марии? (Смотрите абзац 11.)

11. Почему можно утверждать, что Мария была духовным человеком?

11 Теперь рассмотрим пример Марии. Почему Иегова выбрал именно ее быть матерью Иисуса? Безусловно, потому, что она была духовно настроенным человеком. Откуда нам это известно? Вспомните, что сказала Мария, когда гостила у своих родственников Захарии и Елизаветы. (Прочитайте Луки 1:46—55.) Ее слова говорят о том, что она очень любила Божье Слово и хорошо знала Еврейские Писания (Быт. 30:13; 1 Сам. 2:1—10; Мал. 3:12). Стоит также отметить, что Мария и Иосиф, хотя и были молодоженами, воздерживались от интимной близости до тех пор, пока не родился Иисус. Значит, для них важнее было исполнение воли Бога, а не удовлетворение своих желаний (Матф. 1:25). Кроме того, Мария внимательно наблюдала за тем, что происходило в жизни Иисуса, и прислушивалась к его мудрым словам. К тому же она «сберегала все эти слова в своем сердце» (Луки 2:51). Ей было очень интересно, как Бог исполнит свое обещание о Мессии. Пример Марии побуждает нас размышлять о том, как ставить во главу угла исполнение воли Бога.

12. а) Чем Иисус был похож на своего Отца? б) В чем мы можем брать пример с Иисуса? (Смотрите иллюстрацию в начале статьи.)

12 Самый выдающийся пример духовно настроенного человека — это, конечно же, Иисус Христос. Он всегда подражал своему Отцу, Иегове. Его мысли и чувства совпадали с Божьими. Он делал то, что на его месте сделал бы сам Иегова. Иисус уважал нормы Бога и жил в согласии с его волей (Иоан. 8:29; 14:9; 15:10). Обратите внимание, что́ пророк Исаия написал о сострадании Иеговы, и сравните это с тем, как Марк описал в своем Евангелии чувства Иисуса. (Прочитайте Исаии 63:9; Марка 6:34.) Готовы ли вы брать пример с Иисуса и проявлять сострадание к тем, кому нужна помощь? Относитесь ли вы к возможности проповедовать и учить людей истине так же, как он? (Луки 4:43). Если да, то вас можно назвать духовными людьми.

13, 14. а) Чему мы можем научиться на примере духовно зрелых христиан? б) Расскажите о таких христианах.

13 Сегодня тоже есть много духовно настроенных братьев и сестер, которые стараются подражать Христу. Возможно, вы замечаете их ревностное участие в служении, необычайное гостеприимство, сострадание и другие прекрасные качества. Хотя у них есть слабости и отрицательные черты, они стремятся развивать угодные Богу качества. Вот что говорит сестра из Бразилии по имени Рейчел: «Я любила модно одеваться и носила не очень скромную одежду. Узнав истину, я решила измениться и стать духовным человеком. Меняться было нелегко, но благодаря этому я стала счастливее и моя жизнь обрела подлинный смысл».

14 У Рейлин, которая живет на Филиппинах, была другая проблема. Она думала, что добьется успеха, если получит высшее образование и найдет хорошую работу. Рейлин вспоминает: «Постепенно мои духовные цели отошли на задний план, и я начала понимать, что упускаю то, что гораздо важнее моей работы. В итоге я вновь сосредоточилась на служении Иегове». С тех пор Рейлин своей жизнью показывает, что доверяет обещанию, записанному в Матфея 6:33, 34. Она делится: «Я точно знаю: Иегова позаботится обо мне!» Скорее всего, в вашем собрании тоже есть такие братья и сестры. Вы наверняка хотите подражать им в том, как следовать примеру Христа (1 Кор. 11:1; 2 Фес. 3:7).

Духовный облик
России.
Кратко о состоянии культуры нашей страны на сегодняшний день.
Рассмотрены: образование, общий уровень культуры в целом,
новые и интересные культурные явления в нашей стране.
з
а
р
б
О

е
и
н
а
в
о
Реформа образования, как фактор падения его общего
уровня.
…одним из факторов падения общего уровня образования является «заточка»
нынешней образовательной системы под ЕГЭ. Большинство педагогов в меру
понимания пытается подготовить учеников к экзамену, а в меру непонимания —
способствует выхолащиванию последних мыслительных возможностей…
Пример:
«— Необходимо строить решение на основании строгой математической логики, а не
на основании того, как «свидетели ЕГЭовы» (©М. Задорнов) составляют задания!
— Ну что поделать, если учащиеся не понимают? Не каждому ведь дано…»
Хочется указать на одну важную вещь. Дано-то как раз, каждому, но не каждый
пользуется своими возможностями, в силу тех или иных причин… У людей просто
отняли способность мыслить (наркотики, СМИ, Интернет). Как говорится:
«Чтобы главный — методологический
У людей отнять приоритет,
На полянке заседал космический,
Этот гуманоидный совет!»
(Д. Полторацкий)
Ориентация на Запад —
культуры и самобытности.
путь
к
потере
собственной
…и дело здесь вовсе не в «загнивающем капитализме», по выражению В. И. Ленина.
Конечно, проблем в Европе много, но основной причиной, почему России не стоит
«равняться на Запад» является то, что страна, принимающая за основу образ жизни
других стран, теряет собственный образ, её народ утрачивает своё национальное
достоинство…
…и кроме того, Запад уже понимает, в какую ловушку себя загнал. Они, западные
страны, вынуждены постепенно отказываться от ложных «ценностей», хотя многие
(США) действуют по принципу: «У вас ещё осталась нефть?! ТОГДА МЫ ИДЁМ К
ВАМ!!!».
Особо хочется заострить внимание на одном важном экономическом вопросе: почему
мы, имея такие природные богатства, продаём их СВОЕМУ ЖЕ НАРОДУ по
заоблачным ценам, а на Запад гоним нефть и газ по дешёвке под предлогом
«братской помощи соседям»?! Докладываю: ни о какой «братской помощи» речи нет,
просто мы отдаём долг, да, отдаём… нефтью и газом, совершенно реальными
природными богатствами, с которыми вынуждены расставаться, потому что берём в
международных фондах кредиты… в ДОЛЛАРАХ, т. е., в «…ничего не стоящих и
ничем не обеспеченных фантиках» (В. Я. Медиков, д. э. н., профессор СибГИУ).
Страна, дающая нам в долг, таким образом не теряет ничего (бумажки напечатать —
много средств не нужно), мы же возвращаем им с процентами в реальном
эквиваленте, а потом ещё удивляемся поборам с нашего народа…

Такими темпами мы скоро будем глупее американцев! И
превратимся
в
общество
«квалифицированных
потребителей»!
…переход России к так называемому «информационному обществу» или
«обществу услуг» позиционируется нашими «либеральными» властями как
благо…
…но на самом деле это ещё большее закрепощение, превращение общества в
«стадо» безмозглых потребителей, находящихся полностью во власти
дельцов, которые в свою очередь — лишь винтики в технократической
системе…
…такое «общество» с блеском показано в романе «Мы» Е. И. Замятина: у
людей напрочь отсутствуют чувства, по сути они — роботы… Ещё более
яркий образ показан в книге В. Н. Мегре «Сотворение» (гл. «Миры иные» и
«Центр захвата»)…
…причём, система образования УЖЕ на это направлена. Вместо того, чтобы
воспитать человека-творца, она стремится воспитать потребителя!
Система образования не ОБРАЗОВЫВАЕТ но духовно ОБРЕЗАЕТ! Прямо,
система обрезывания какая-то!
«Практичность» западного мышления — есть
выхолощенная исконно русская его многогранность.
Действительно, русский человек воспринимает мир, как нечто целое,
неделимое, во всём его многообразии. Европеец (американец) — пытается всё
это многообразие разделить, создать по отношению к нему огромную систему
предписаний, указаний, называя это «свидетельством развития». Вот к чему
приводит у нас в России подобная «европеизация»:
Продолжающаяся
дифференцировка
знаний
по
направлениям
(они
«взаимосвязаны», но школьниками воспринимаются как независимые именно
в силу дифференцировки, не позволяющей им трезво оценивать окружающий
мир) — типичное отражение принципа «разделяй и властвуй». Как говорится,
«за двумя зайцами погонишься…» А если «зайцев» много?! Предметов в
школе много, и из-за этого учащиеся «мечутся» между ними, не зная, за что
взяться, они управляемы, не могут из-за суеты САМОСТОЯТЕЛЬНО выбрать и
ОПРЕДЕЛИТЬ свой жизненный путь. Учителя говорят: «Ну а кто знает, что вас
ждёт? Лучше уж выучить…» Хочется им ответить: «Мы не дураки, не надо
считать нас несмышлёнышами! «Кто знает…» Говоря так, человек,
фактически, расписывается в своей некомпетентности! Лучше бы поддержали
нас в том, что свой жизненный путь человек определяет ТОЛЬКО САМ!!!» А
теперь вопрос: какой жизненный путь будет у человека, позиция которого:
«А кто знает…»?!
Но Запад нас никогда не оцифрует!!!
Переход к методологической педагогике — пожалуй
единственный выход в сложившейся ситуации (программаминимум).
1)Вооружить учителей пониманием, что они есть
база
долговременных
общественных
преобразований
(они
закладывают
миропонимание поколений).
2)Снабдить их необходимыми знаниями, вооружить
пониманием того, что люди должны мыслить
самостоятельно, иначе ОНИ УПРАВЛЯЕМЫ.
3)Осуществление общественных преобразований в
соответствии с заданным вектором развития
(происходит со сменой поколений, медленно, а
значит, исключает революционную ситуацию,
происходит безболезненно для общества).
,
ы
р
ь
о
н
т
е
к
в
а
о
ф
р
е
у
ы
й
н
и
в
.
щ
и
е
б
т
н
о
а
а
г
а
е
р
н
т
Н
с
е
в
и
щ
ы
р
ю
у
я
т
и
ь
л
л
в
ку
Культуропитейство — вредная «традиция»! Её нужно
искоренить!
«…первоосновой всех связанных с алкоголем бед является всё та же
«теория» о якобы возможной «культуре» пития. Циничность людей,
внедряющих её, переходит все границы:
«Культура употребления спиртных напитков — лучшая антиалкогольная
программа! И она состоит не только в соблюдении традиций, но и в
пробуждении генетических способностей».
Я привел отрывок из книги Галины Голубковой «Самогон — живая вода». Вот
отзыв одного из завсегдатаев форума «RuTracker.org», на котором эта книга
раздаётся:
«Надо лишать гражданства и ссылать на пожизненное перевоспитание
на Соловки за такие книжки. Алкоголь нанес российской нации ущерб в
миллионы жизней, миллионы людей стали больными и безвольными
животными из-за потребления этой дряни. Самогон — это водка очень
низкой очистки, с кучей вредных сивушных масел».»
Павлов И. В., «Всеобъемлюще-многогранный курс Собриологии»
Возможный подход к этому (программа-минимум)…
1)Позиционировать идею творческого подхода
к культуре потребления (и изготовления)
здоровых напитков, как альтернативе теории
«культурного»
и
«умеренного»
пития
(основа).
2)Создать мощные установки на то, чтобы
люди
не
боялись
заявлять
о
своих
трезвеннических взглядах, как об одной из
фундаментальных
составляющих
благополучия страны.
3)Говорить правду об алкоголе, убрать из
общественного сознания убеждение в том,
что алкоголь — пищевой продукт (становится
возможным при выполнении п-та № 2).
«Культура курения» — абсурд XXI века!
«Так почему же все-таки начинают курить девочки? Социологи задали этот
вопрос большому числу из них. Отвечая анонимно, 60 процентов девочек
написали: «Это красиво, это модно!» Остальные 40 процентов, словно
сговорившись, ответили так: «Курю, потому что хочу нравиться мальчикам».
Интересно, а что же думают мальчики о курящих девочках? Было опрошено 256
мальчиков. На первый вопрос: «В твоей компании девочки курят. Как ты к этому
относишься?» — они ответили: «положительно» — 4,3 процента, «безразлично» —
54,3 процента, «отрицательно» — 41,6 процента. Другими словами, почти 60
процентов старшеклассников не высказали отрицательного отношения к курению
девочек. На второй вопрос: «Девушка, с которой ты дружишь, курит. Как ты к
этому относишься?» — юноши ответили так: «положительно» — 1 процент,
«отрицательно» — 84 процента, «мне все равно» — 15 процентов. Третий вопрос
звучал: «Хотел бы ты, чтобы у тебя жена курила?» Буря протеста. «Да» не сказал
никто. «Мне все равно» из 256 человек сказали только двое. Все остальные
категорично заявили: «Нет». Другими словами, даже курящие мальчики, за
ничтожным исключением, не хотят иметь курящих жен.
Вот так-то! Что же это происходит? Девочки курят потому, что «это нравится
мальчикам», а 40 процентов мальчиков относятся отрицательно к курению
девочек. Если же курит та, с которой мальчик дружит, то недовольных этим
оказывается уже 84 процента. И нет ни одного, кто хотел бы иметь курящую
жену. Где же здесь логика?
А дело вот в чем. Девочки начинают курить в компаниях, где собираются лишь
для веселого времяпрепровождения, где никто не связан серьезными
отношениями…»
Ф. Г. Углов, «В плену иллюзий»
СМИ — фактор, способствующий снижению умственного
потенциала народа…
…за счёт гигантских объёмов бессмысленной, абсолютно ненужной
информации. Всё, о чём лопочут наши СМИ, можно «упаковать»
лишь в несколько коротких фраз, например, новости об очередном
саммите (встрече чиновников, совещании, заседании и т. д.):
«…А то, бывало, придерутся,
К тому, к сему, а чаще — ни к чему.
Поспорят, пошумят и… разойдутся.
Прямые канцлеры в отставке — по уму!»
(А. Грибоедов)
По мне так этого достаточно, чтобы не чувствовать необходимости
смотреть «ящик».
… и за счёт низкого уровня культуры наших «звёзд» шоубизнеса, режиссёров, актёров и т. д.:
1)
2)
3)
4)
Многие пьют, курят, употребляют зелье…
Юмор «ниже пояса».
Невысокий интеллект.
Примитивизм в общем (от просмотра телепередач в наше время
не поумнеешь, а наоборот — поглупеешь!).
в
я
и
н
е
.
л
и
в
и
я
с
е
с
о
ы
Р
в
о
е
Н
р
у
т
ь
л
у
к
«Звенящие Кедры России». Истоки.
«…я хотел направиться к одному из ближайших домиков, но увидел стоящую на
косогоре одинокую женщину и пошёл к ней. Женщина была одета в старенькую
телогрейку, длинную юбку, обута в глубокие резиновые калоши, в каких ходят многие
жители северной глубинки осенью и весной. На голове платок, повязанный так, что
полностью закрывал лоб и шею. Трудно было определить, сколько ей лет. Я
поздоровался и рассказал о двух стариках, с которыми встречался в прошлом году.
– С тобой, Владимир, в прошлом году разговаривали мои дедушка и прадедушка,–
ответила женщина.
Я удивился – голос её был молодой, дикция очень чёткой, говорила сразу на «ты” и ещё
имя назвала моё. Я не мог вспомнить имена стариков и, вообще, знакомились ли мы с
ними? Подумал: «наверное, знакомились, раз она называет меня по имени.” Решив

тоже перейти на «ты”, спросил:
– А как тебя зовут?
– Анастасия,– ответила женщина и протянула руку ладонью вниз, словно для поцелуя.
Этот жест деревенской женщины в телогрейке и калошах, стоящей на пустынном
берегу и старающейся вести себя, словно светская дама, рассмешил меня. Я пожал её
руку. Целовать, конечно, не стал. Анастасия смущённо улыбнулась и предложила пойти
с ней в тайгу — туда, где живёт их семья:
– Только идти нужно двадцать пять километров. Тебя это не смущает?»
В. Н. Мегре, «Звенящие Кедры России», кн. I «Анастасия»
«Ему нечем было её выдумать!» (©Жутикова)
Вроде бы автор описывает незначительное событие, однако…
Последствия его не имеют аналогов в мире!
Я привел выдержку из первой книги, а всего книг — 10! И скоро будут ещё. Комплекс
идей, изложенных автором в этих книгах со слов Анастасии — не имеет нигде аналогов.
Это явление, заслуживающее самого пристального внимания со стороны ученых,
политиков, исследователей…
В чём же оно заключается? Вот вывод к. э. н., доцента МГУ, Павлова М. Ю.:
За ними (книгами — Павлов И.) стоит какая-то мощнейшая энергия Вселенной, сконцентрированная в образе
таёжной отшельницы Анастасии, которая и подарила В. Мегре магическое перо, способное повернуть социум
на новый путь развития.
Это невероятно, фантастично, в это трудно поверить. Однако факты – упрямая вещь. В России уже более двух
сотен поселений, состоящих из родовых поместий, и создаются они исключительно читателями книг серии
«ЗКР». Их количество уверенно продолжает увеличиваться.
Считаю необходимым уточнить. Против кого направлена массированная травля в прессе, вся мощь пресловутого
административного ресурса? Ведь не приветствуется даже упоминание в положительном ключе имен Мегре и
Анастасии.
Против кого тратятся такие колоссальные усилия и деньги? Против Мегре?
Но что эта критика может сделать, если Владимир Николаевич уже написал книги, которые пользуются
неизменным успехом в народе, несмотря ни на что.
Против Анастасии? Но Анастасия – личность независимая и самодостаточная, и ей ничего не нужно от этого
технократического мира.
Размышляя над таким важным вопросом, приходишь к выводу, что все эти колоссальные запреты и недопущения
направлены против России, российской власти и Президента нашей страны…
Родовые поместья— национальная идея России!
«— А главное, Владимир, в том, что и сегодня каждый может строить дом. Собою Бога чувствовать и жить в
раю. Одно мгновенье лишь живущих на земле людей сегодня от рая отделяет. Осознанность у каждого
внутри. Когда осознанности постулаты не мешают… Тогда, Владимир, посмотри…
Анастасия вдруг весёлой стала. Она схватила за руку меня и, увлекая к берегу озера, где голая земля была,
заговорила быстро на ходу:
—Сейчас. Ты всё сейчас поймёшь. И люди всё поймут, читатели мои, твои.
Они собою суть земли определят, своё предназначенье осознают. Сейчас, Владимир, вот, сейчас, мы в
мыслях будем строить дом! И ты, и я, и все они. И, уверяю, мне поверь, мысль каждого соприкоснётся с
мыслью Бога. В рай отворится дверь. Пойдём, пойдём быстрей. Я нарисую палочкой на берегу… Мы вместе
дом построим с тем, кто в будущем с тобой строкой записанной соприкоснётся. В единое людская мысль
сольётся. Способность Бога в людях есть, в реальности помысленное претворять. И не один дом будет на
земле стоять. Всё каждый в тех домах сумеет осознать. Сам сможет чувствовать и понимать стремления
божественной мечты. Мы будем строить дом! Они, и я, и ты!
— Анастасия, подожди. Есть очень много разных проектов домов, в которых люди современные живут. Какой
же может толк быть оттого, что ты ещё один очередной проект предложишь?
— Владимир, ты не просто выслушай меня. Почувствуй всё, что нарисую я, и мысленно проект сам
дорисуй, и каждый пусть его со мной рисует. О Боже! Люди, хоть попробуйте, прошу!
В каком-то радостном волнении Анастасия словно трепетала. Взывала к людям, и во мне всё больший
интерес стал возникать к её проекту. И поначалу он простым казался мне, и в то же время ощущенье
возникало, как будто тайну необычную пред всеми отшельница Анастасия открывала. Вся тайна в
необычной простоте была, а если по порядку, вот как всё звучало.
Анастасия продолжала:
— Сначала выбери себе из всех возможных мест благоприятных на земле своё, тебе
понравившееся место. Место, в котором ты хотел бы жить. В котором пожелать и детям мог своим
их жизнь прожить. И правнукам своим ты станешь доброй памятью. В том месте климат для тебя
благоприятным должен быть. В том месте на века один гектар земли себе возьми…»
В. Н. Мегре, «Звенящие Кедры России», кн. IV «Сотворение», гл. «Каждый может строить дом»
Сегодня в нашей стране более 200 поселений, состоящих из Родовых Поместий.
Закон о Родовых Поместьях является наиболее поддерживаемым законопроектом…
III Международный фестиваль «Звенящие Кедры России».
«…третий международный
народный сход.
фестиваль
«Звенящие
кедры»
фактически
превратился
в
Национальная идея? Вот Она! Красивая, спокойная и уверенная в себе пришла в Россию.
Подарила людям образ будущей процветающей страны, в которой живут в достатке, любви и
согласии счастливые семьи. «Родовое поместье» назвали её люди и сказали: «Мы возьмём по
гектару земли и создадим на нём цветущий оазис, тем самым превратим всю страну в
райский сад. Наши дети станут талантливыми учёными и поэтами, будут жить в любви и
согласии. Для них и Родины мы создаём свои Родовые поместья».
Национальная идея — это величайшая энергия. Это прилив, поднимающий все лодки».
<…>
«Ещё в 2007 году, во время Интернет-конференции, Дмитрию Анатольевичу Медведеву —
первому заместителю Председателя Правительства России — было задано более 5000
вопросов, касающихся идеи родовых поместий. Однако он подумал, что такого быть не
может, что для увеличения численности вопросов были использованы какие-то хитрые
способы, Интернет-технологии. Не сам подумал, ему помогли «доброжелатели» в кавычках, а
потом об этом стали писать в прессе.
Так вот, никто Дмитрия Анатольевича не обманывал — это были действительно живые люди,
беспокоящиеся о будущем России. Поэтому я и обращаюсь к Вам, Владимир Владимирович,
не только от тех пяти тысяч, но и от большинства присутствующих здесь, кто согласится и
подпишется под моим обращением».
Из речи М. В. Ладиловой на III Международном Фестивале «Звенящие Кедры России».
История Рассветных и Солнечных Бардов в цитатах из книг
серии «ЗКР».
«И сгорали лёгкие молодой матери, держащей меч, дымилась кровь из трещинок её
губ, подхвативших светлую улыбку Барда…
И сейчас, поверь мне, Владимир. Пойми. И услышь звон невидимого меча Барда,
отражающего натиск злобного и тёмного на тропе к Душам его потомков. Пожалуйста,
произнеси ещё раз слово — «Бард», Владимир.
— Не смогу… Пока ещё не смогу сказать его с должным значением. Потом я
обязательно произнесу его».
<…>
«И я молчал некоторое время под впечатлением нарисованной Анастасией картины,
потом спросил у неё:
— Почему именно это слово для примера ты привела?
— Чтоб показать тебе, как образы, стоящие за ним в реальном мире, вскоре
воплотятся. Тысячи струн гитарных трепещут сейчас под пальцами
сегодняшних бардов России. Ещё когда я помечтала обо всём там, в тайге,
они первыми почувствовали. Их Души… Сначала только в одной загорелся
трепещущий огонёк и вздрогнула тоненькая струна гитары, потом
подхватили, откликнулись Души других. Скоро их песни услышат многие
люди. Они — Барды — помогут увидеть новую зарю. Зарю просветления Душ
людских. Ты услышишь их песни. Новые песни, рассветные».
В. Н. Мегре, «Звенящие Кедры России», кн. III, «Пространство Любви»
Всё, что последовало за этим событием — реальность! На сегодняшний день
Бардами написано очень много песен о светлом будущем России и всего
человечества…
О роли песни в нашей жизни (Бард А. Шадров)

Что песни смысл в себе несёт?
О чём поют сейчас куплеты?
О разном. Каждый сам поёт, как видит мир, во что одетым…
А жизнь, как отраженье слов, когда-то сказанных тобою
раскроет тайны вещих снов, что позабыл ты…
Я не скрою, как песня сотворяет жизнь!
Рождённая в тебе однажды!
О чём поёшь — так и живёшь!
И знать об этом должен каждый!
Ведь песня-это сила! Сказка! Что наяву способна жить.
Где в мудром слове есть подсказка…
Где каждый сможет полюбить!
Так пусть нас окружают песни в чудесной гамме красоты!
И только радостные вести пусть льются строчками любви!
Мелодия души прекрасной проснётся утром, запоёт…
И сразу сердцу станет ясно…
Что песни смысл в себе несёт!
Из дневника И. Д. Жукова, ветерана Великой Отечественной
войны (24 мая, 1924 г. — 26 апреля, 2013 г.).
30.05.07
665 дней боевых действий
Участие на фронтах ВОВ с 14 июля 1943 г по 08 мая 1945 года. А это еще 1995 дней, т. к.
один год участия в боевых действиях приравнивался к трём годам службы в армии в
мирное время
Из дневника И. Д. Жукова.
И. Д. Жуков
12.02.06 Утренний сон
15.06.05 Подготовка к созданию Р. П. началась
11 июня 2005 г с приобретения земли. Купил
железную лопату за 129 руб. и под
впечатлением родились следующие строки:
Анастасия! Ты землю озарила
Своим лучом надежды и любви!
Под ним воспрянула Великая Россия
от Балтийского моря до самых восточных
окраин Сибирской Земли.
По всей России запели Барды
О счастье жизни и о любви
О том как будем мы в Родовых Поместьях
множить достаток и красоту Земли!
О том как дети наши и внуки
Могущество России возродят
О том как люди всей планеты
Взглянуть на красоту России захотят!
Анастасия и Владимир! Вы разбудили Россиян!
Сейчас мы дружно двинулись на Землю
И дух свободы далеких предков
В сознаньи нашем ярко воссиял!!!
Мы землю —родную нашу кормилицу
Своим трудом обогатим
А если потребуется как бывало в прошлом
Своею грудью защитим!
За Русь святую! Раздастся Зов Бога!
И ринутся потомки на врага
И станет Русь голубой планеты
Не золушка, а Божья благодать!
Стихи И. Д. Жукова.
30. 03. 08 г
Берёзы белые, кроны ветвистые
Серёжки нежные, глаза лучистые
Берёзы смотрятся в воды прибрежные
И шлют им ласково приветы нежные
Над нашим озером берёзки кружатся
Девчонки юные с берёзками дружатся
20.04.08. Берёзы и родовые поместья.
Берёзы белые, кроны ветвистые
Серёжки нежные, ветви повислые
Берёзы слева, берёзы справа
А в целом белая дубрава
В этой дубраве слышатся песни
Песни поют творцы поместий.
Творцы поместий родовых
Пришедшие сюда не на миг
Пришедшие сюда навсегда
Чтобы родовую землю правнукам своим передать
Поместья Родовые — будущее России
Уже готовится Президентский Указ
Когда он выйдет и его содержание
Зависят возможно от нас.
От активного движения за Родовых поместий создание
Будет зависеть скорость указа и его содержание
Родовые поместья от Балтики
До Тихого океана
Это Новая Россия — Это могучая
Российская Держава.
Вывод В. Н. Мегре (цитата)
«…засмотрелся я на эту сцену и подумал: «Что ж, пусть радуется, пусть в свою игру
играет и верит в претворение мечты. Я напишу всем, что она играет. Сама придумывает
всё и радостно самой от выдумок». Хотел я успокоиться, и вдруг в сознании снова все
смешалось. Считал всё выдумкой, фантазией её, но тут, представьте, было от чего
«поехать крыше». Представьте, она о письмах говорила всё то, что было в них написано
на самом деле… И даже в письмах тех, которые в тайгу я не привёз. Но как? Она ведь
не читала их. Остолбенело я смотрел и слушал, как она стихи произносила, что в
конвертах были, чему-то радовалась вдруг иль озабоченно молчала, как будто письма
все в одно мгновенье прочитала.
О письмах абсолютно точно говорила всё она. Всё точно… Точно! Стоп! Так значит, и
до этого она всё точно излагала, не играла… Мечтала? Конечно же мечтала! Но и о
книжке, о стихах, что сейчас пред нею, она ведь тоже раньше помечтала. И надо же,
сбылись её мечты! Сбылись!
Вот книжка перед ней лежит, она материальна. Фантастика! Нет, это нереально!
Читатель, неужель и ты в своих руках сейчас вот держишь материализовавшуюся в
книжку частичку отчаянной отшельницы мечты! И что теперь? Неужто всё другое
может воплотиться?»
В. Н. Мегре, «Звенящие Кедры России», кн. III, «Пространство Любви»
Вывод:
Конечно может, и более того,
воплощается!
Нам ещё есть, к чему стремиться!
Россия снова возродится!
Искоренив вредных «традиций»
Пустое сборище, когда
Взлетит вновь к небу словно птица,
Покинут люди города.
Ошибка та определится, что привела нас всех туда.
И мир, искусственный, столь чуждый,
Холодный, бренный и ненужный,
В сознаньи каждым той ошибки вдруг растворится
навсегда!
Павлов И. (об Ошибке Образного периода).
Некоторые рассуждения к вопросу об Ошибке Образного
периода (о возможной постановке задачи по её определению).
1) Возможно, жрецы, решившие поработить мир (создать свой мир) были
выходцами из волхвов. А иначе как объяснить, что им удалось найти дорогу к
умам людей? Ведь «…люди верили волхвам. Советы их всегда жизнь
утверждала» (В. Мегре, кн. VIII, «Обряды Любви», слова принадлежат дедушке
Анастасии).
2) Ситуация, при которой люди не «повелись» бы на жреческие уловки, вероятно
заключается в том, что… А впрочем, мне кажется, они бы «повелись» в любом

случае, ведь они не имели опыта антиразумного существования (оккультизм), не
представляли себе, что это такое.
3) Задача по определению ООП тем не менее должна быть решена, иначе ведь
опыт нашего антиразумного существования будет попросту неполным.
4) Историческая концепция, излагаемая в книгах «ЗКР» на первый взгляд кажется
нестройной. Однако это иллюзия, ведь перед нами не КОНЦЕПЦИЯ, а лишь
штрихи, нуждающиеся в тщательном домысливании. Кстати, это домысливание
способно, на мой взгляд дать богатейший материал для определения ООП
5) Момент, когда люди «повелись» на уловки жрецов — не есть ООП, ведь
появлению жрецов-поработителей могли предшествовать лишь очень весомые
причины… ООП, скорей всего, кроется там…
6) И т. д., и т. п….

Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога

Сначала об определениях: что мы называем православными духовными ценностями?

Ценностью для человека является то, что представляется ему наиболее значимым или то, что он считает для себя благом, а не злом. Ценностные ориентации

· — образуют стержень культуры и обеспечивают интеграцию общества;

· — лежат в основе взаимодействия общества и личности;

· — признаются центральным компонентом самой личности, высшим регулятором ее поведения.

Без общественно значимых ценностей невозможно само существования общества. Но что лежит в основании общепринятых в данном социуме критериев оценки ценностей?

Во-первых, антропологические представления о самом человеке: кто он — высокоорганизованная обезьяна, запрограммированная машина, продукт общественного воздействия или образ Божий? Каков смысл его жизни и что в ней приоритетно? Во-вторых, нравственные устои общества, дающие четкие ориентиры: что полезно, а что вредно для личности и межличностных отношений. В зависимости от ответа на эти вопросы строится воспитание личности.

Христианство дает ясные ответы на оба эти вопроса, указывая, что человек задуман и сотворен Творцом, как Его образ и подобие, а целью этого творения является богообщение, как радостное со-творчество и со-работничество по преображению и совершенствованию окружающего мира. Одним из ключевых положений христианства является закон иерархичности, как основополагающий структурный принцип мироздания. Иерархия и есть тот порядок, который выстраивает ценностные приоритеты личности и общества. Любая иерархия всегда гармонична, но в человеческих отношениях она может быть основана на разных принципах. Положенный в ее основание страх порождает рабство, а договор — наемничество. Иерархический принцип в христианстве основан на любви: здесь определение границы между свободой личности и ее подчинением определенному порядку идет через свободный выбор самоограничения во имя любви к ближнему и исполнения данных Богом заповедей. Это и есть жертвенная любовь во имя сохранения того порядка, который установил Создатель. Образ жертвенной любви дает Сам Бог: Сын Божий, вочеловечевшись, показывает пример самоограничения Своей человеческой воли во имя следования заповедям Отца, Его воли. Нежелание самоограничения и стремление к реализации свободной воли привело первых людей к грехопадению. Но замысел Бога о человеке, смысле и цели его жизни не изменился: человек по-прежнему призван быть образом и подобием Творца, Который никогда не нарушает свободу человека, призывая его к добровольному, сознательному и ответственному выбору жизненных ценностей. Определение их приоритетов исходит из иерархичности устройства человеческой личности: господстве духа над проявлениями души и тела.

Христианские антропологические представление определяют цели и задачи образования, как помощь ребенку в становлении духовной личности, раскрытии в себе образа и подобия Творца, который является абсолютным нравственным идеалом. Любая сумма и набор знаний нужны и полезны лишь в той мере, в которой они способствуют решению этой задачи. Неслучайно на входе в храм св. Татианы при Московском университете всегда были начертаны слова: «Свет Христов просвещает всех», т.е. в основе любых информационных знаний лежит образ Создателя, а приобщение к ценностям православной культуры есть познание этого Образа.

Этот подход находит все большее понимание в обществе. Так, в декабре 2007 г. Президент РФ, давая интервью журналу Time, подчеркнул, что «нет и не может быть…в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей».

В чем важность мировоззренческого выбора педагога?

Известно, что личность учителя, его нравственные качества и позиция имеют ключевое значение в воспитании. В педагогике, как науке о «детоводительстве» и практической деятельности учителя непреложно действует гидромеханический закон о сообщающихся сосудах. Согласно этому закону однородная жидкость перетекает из сосуда расположенного выше, в тот, который ниже, независимо от формы этих сосудов, до тех тор, пока ее уровень не сравняется.

Педагог любой дисциплины, знакомый с предметом лишь внешне, не любящий и не знающей его, не может раскрыть его сущностных основ и законов. Если учитель музыки не умеет играть ни на каком музыкальном инструменте, способен ли он адекватно рассказать детям о тех законах, по которым она создается, раскрыть ее красоту и гармонию? Поэтому, чтобы пробудить в ребенке жажду жизни по закону любви, в соответствии с христианскими ценностями, учитель не только должен обладать информационными знаниями и жизненным опытом, но и понимать духовную сущность православной культуры. Но если он сам стоит даже не в притворе, а только у порога храма собственной души, то, конечно, ему трудно поведать детям, что находится в его основании и по каким законам протекает в нем жизнь. При этом вопрос о воцерковлении педагога по-прежнему остается делом сугубо личным и добровольным. Но чтобы этот выбор был сознательным, учитель должен ясно осознавать из чего приходится выбирать, какие ценностные ориентации могут быть положены в основу этого выбора.

Крайне опасным для детей может стать ситуация при которой педагог начнет строить преподавание православной культуры не на святоотеческом понимание христианских ценностей, а на своем представлении о них. Ведь особенность профессии учителя в том, что, в процессе обучения он вводит детей в тот мир, который им открывает. Для уроков, раскрывающих христианские духовные ценности, это имеет особое значение, т.к. многие дети будут понимать основы православного мировоззрения и культуры, так как это будет представлено учителем на уроках, в личном общении, явлено в его отношении к миру и людям. Поэтому нравственный выбор самого педагога должен также быть сознательным и ответственным.

Какую мировоззренческую позицию занимает современный педагог, преподающий православную культуру в школе?

Конечно, различную. Но при ответе на этот вопрос мы можем опираться на результаты добровольного и анонимного анкетирования, проводимого нами среди педагогов Московском области в течение последних 5 лет во время проведения курсов повышения квалификации при Педагогической Академии последипломного образования. Результаты обрабатываются при помощи методики контент-анализа. Данные достаточно обширные, здесь же позвольте поделиться лишь отдельными выводами. Значительная часть опрошенных (более 75%) имеет большой педагогический стаж от 15 до 25 лет и более. Понятно, почему интерес к религии у 60% из них возник во взрослые годы. Однако это приводит к эклектичности (смешанности) мировоззрения. Так, 36% выпускников курсов православной культуры, т.е. получивший право преподавать этот предмет, считают возможным семейную жизнь без регистрации брака, только 64% считают аборт убийством, а 17,5% взрослых учителей затруднились с ответом на этот вопрос и 59% респондентов не могут определить своего отношения к обману и измене. Многолетнее отсутствие живого опыта христианской жизни как в обществе в целом, так и в семье в частности привело к тому, что даже желающие жить в соответствии с православной традиций порой не знают, как это сделать, поэтому 77,5% опрошенных учителей нуждаются в помощи Церкви при проведении занятий по православной культуре.

Опасность положения в том, что при наличии огромного количества хороших и разных учебников и книг по православной культуре для детей, учитель, не имеющий цельного православного миропонимания, не способен донести до учащихся духовную сущность изучаемого предмета. Поэтому, порой, на уроках по православной культуре дети получают новые знания, которые не дают им ни нравственных ориентиров, ни духовной опоры. Какая разница от знания того, в каком году, по проекту какого архитектора, в честь какого исторического события построен храм напротив дома, если в доме от этого не стало чище, добрее и светлее? Но может ли помочь в обретении этой чистоты и красоты учитель, сам не видящий и не понимающей ее?

По данным, прозвучавшим в выступлении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на ХVI Рождественских чтений (январь 2008 г.), в Московской области факультативы по православной культуре и «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в 1200 школах из 1600. Однако все ли учителя, ведущие данные дисциплины, имеют целостное понимания ценностей православия? Не приведет ли эклектизм мировоззрения педагога к искажению духовного мира учащихся?

Как происходит подготовка учителя для проведения занятий по православной культуре?

В стране (за малым исключением православных университетов) практические отсутствуют средние и высшие профессиональные педагогические учебные заведения, дающие своим выпускникам знания по православной педагогике: она не входит в базисный план этих учреждений. Отдельные элективные курсы и спецкурсы ситуацию не меняют. Поэтому современное педагогическое образование становится функционально неполным, а молодые учителя изначально поставлены в ситуацию не способности профессионально говорить о предмете, даже азы которого они «не проходили» в вузе. А что говорить об учителях «со стажем», лишенным в юности возможности не только говорить, но и думать об этом?

Значительная часть учительского корпуса получает знания о православной культуре на краткосрочных курсах и путем самоподготовки. Такие курсы не могут подготовить учителя к преподаванию православной культуры с точки зрения ее духовных основ, т.к. для этого необходима серьезная многолетняя учеба и практика. Они лишь способны, при правильно расставленных акцентах, побудить выпускника к самостоятельной и углубленной работе над собой и своим духовным миром. В условиях разработки нового поколения образовательных стандартов, когда идет подготовка к введению в школы с 1 по 11 классы новой образовательной области «духовно-нравственная культура», данная ситуация крайне опасна. Детские болезни духовного роста, коими страдают многие из нас, часто приводят к искаженному пониманию сущности православной культуры и ее духовных ценностей, фанатизму, обрядоверию, неофитскому сознанию. Какой духовный опыт мы можем передать учащимся? С какими духовными ценностями их познакомить? В наше время именно эклектичность мировоззрения учителя, а не отсутствие учебников для детей, иллюстративных материалов и поурочных разработок становится главным препятствием в преподавании православной культуры.

Какой выход из данной ситуации возможен?

Этот выход очевиден: осознание самим педагогом необходимости собственного духовного возрастания и ответственном подходе к преподаванию предмета. Ведь не станет же учитель музыки, не знающий нотной грамоты, преподавать музыку? Так и с православной культурой: ее не может преподавать педагог, для которого православие – лишь одна из многих религий мира, пусть даже традиционная для России, но носителем которой сам педагог не является.

Все это побудило нас совместно с НИЭЦ «Наука и Слово» приступить к разработке культурно-просветительской и образовательной программы нового поколения для системы высшей профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Предполагается, что данная программа будет состоять из целой серии текстовых и иллюстративных материалов и мультимедийных разработок, представленных как в твердой копии, так и на DVD и CD- носителях. В качестве основы данной программы было разработано и написано пособие для учителей, в котором впервые среди подобных изданий подход к изложению материала учитывает отсутствие теологической подготовки педагогов — проблемы основного, догматического, нравственного богословия, православной антропологии, эсхатологии и других отраслей богословских знаний адаптированы для светского читателя. Научный труд дает комплексное представление о духовных основах православной культуры, в нем отражены этапы формирования христианской религиозной мысли, их влияние на культуру и традиции русского народа. Материал прошел многолетнюю апробацию на курсах повышения квалификации работников народного образования при ПАПО спецкурсе в МГОУ. Эти курсы ведутся с 2003 г. на основе авторской программы, имеющей обширное мультимедийное приложение и утвержденной ПАПО в качестве базовой для проведения занятий среди учителей Московской области. В 2007 г. эта программа получила награду на конкурсе, объявленном Тверской епархией и Тверским университетом и была отмечена архиепископом Тверским и Кашинским Виктором специальным дипломом в номинации «Методика преподавания православной культуры». Она легла в основу программы курсов для работников высшей школы, прошедших осенью 2007 г. в Твери. По данной программе прошли занятия для работников образования и педагогов в Истре, Пушкино, Сергиевом Посаде, Подольске, Серпухове, Можайске, Электрогорске, Ступино, Чехове, Рузе, Орехов-Зуево, Дмитрове, Кашире, в сводной группе учителей различных районов Московской области.

Вышеуказанная программа составила базу для издающегося НИЭЦ «Наука и Слово» пособия «Духовные основы русской культуры». Пособие носит культурологический и научный характер, его задачей является знакомство педагога с мировоззренческим выбором православных христиан. Оно состоит из трех книг, терминологического словаря и DVD диска с цветным иллюстрациями, мультимедийными приложениями и музыкальными фрагментами. Материал представлен на 3-х уровнях его восприятия: как материальный объект (фотографии с мест библейских событий, где довелось побывать, как организатору и руководителю экскурсионных и паломнических групп); душевном (через образы классического искусства, проверенного временем, и никогда не скрывавшего своих подлинных христианских истоков); душевном – через сакральные образы православного искусства (иконопись, церковную архитектуру и музыку). Каждая часть книги заканчивается дидактическими тренингами, позволяющими контролировать усвоение изучаемого материала. Рукопись прошла необходимое рецензирование светских ученых и священнослужителей, а также была рассмотрена, получила одобрение и поддержку в двух государственных педагогических учреждениях – Педагогической Академии последипломного образования и Московского государственного областного университета, а также имеет рекомендацию Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Тираж издания распространяется по подписке, которую можно оформить в НИЭЦ «Наука и Слово» (телефон 8-903-546-70-70).