Дунилово Ивановская область монастырь

Село Дунилово, благословенный уголок Шуйской земли, издревле украшали 12 храмов, шесть из которых принадлежали трем монастырям. История села восходит к XV в. и связана с княжеским родом Горбатых-Шуйских, по кончине которых оно перешло в дворцовое ведомство, откуда в конце XVII в. было пожаловано боярину Федору Абрамовичу Лопухину по случаю бракосочетания его дочери Евдокии Федоровны с Царем Петром I. Благочестивый и хозяйственный, Феодор Абрамович много трудов и средств вложил в строительство и украшение храмов и монастырей в своей вотчине.

На северной окраине с. Дунилова, в живописной пойме реки Тезы (левого притока р. Клязьмы) Федор Абрамович основал уединенную обитель – Воробьёвскую в честь Всемилостивого Спаса мужскую пустынь. Было замечено, что воды разлива, покрывая прибрежные луга, всегда оставляли сухим один небольшой участок земли. Его и избрал Федор Абрамович. Здесь он построил два деревянных храма: летний в честь Всемилостивого Спаса с колокольней и зимний в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобномученицы Феодосии. Была устроена деревянная ограда с башнями, келейные корпуса. Святые врата обители украшала икона Всемилостивого Спаса с предстоящими.

Немногочисленной братией пустыни управляли отцы игумены. История сохранила имена трёх из них – Иллариона, Никона и Дионисия. Со временем положение обители стало ухудшаться. «Небольшое число пашни и лесных покосов», которым владела Воробьёвская пустынь, оказалось недостаточным для ее содержания. В 30-40-е г.г. XIX в. братия пустыни состояла из отца строителя и трёх монахов, монастырские строения начали ветшать. Во время церковной реформы 1764 г. Воробьёвская пустынь была упразднена.

Новая жизнь начинается здесь в середине XIX в. На средства московской купчихи Евфимии Егоровны Каретниковой и Шуйской потомственной почетной гражданки Марии Ивановны Посылиной отстраиваются каменные церкви: Успенская летняя с колокольней и приделами в честь Нерукотворного образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы и теплая Покровская. Главной святыней прихода стала чудотворная икона Божией Матери Смоленская.

В 80-х г.г. XIX в. попечительство над храмами принимают на себя купцы династий Балиных и Дудиных. На их средства строятся деревянная и каменная богадельни, школа грамоты, хозяйственные сооружения. В конце XIX — начале XX в. в Успенском приходе числились священник, диакон, псаломщик, 69 дворов и 577 прихожан.

В 30-40-е г.г. ХХ в. все Дуниловские храмы были закрыты. На месте Успенского прихода разместился психоневрологический интернат, действовавший до 1991 г. Чудом Господь сохранил церковные здания от полного разрушения.

18 июля 1991 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей монастыря была назначена монахиня Ольга (Соколова), возведенная в сан игумении 9 февраля 1992 г. в кафедральном Преображенском соборе города Иваново.

Первым начал восстанавливаться Покровский храм. Всё было очень просто и скромно, иконостас представлял собою тканевую завесу с нашитыми на нее бумажными иконами. В конце марта 1991 г., после более чем полувекового перерыва, в храме вновь совершилась Божественная литургия, а весной 1992 г. был водружен крест.

Значительную помощь в период становления оказал обители Свято-Николо-Шартомский монастырь. По промыслу Божию нашлись ктиторы и благотворители, которые пришли на помощь монастырю. Начались работы по восстановлению храмов, обустройству жилых корпусов, созданию подсобного хозяйства, удалось приобрести необходимую для обработки земли технику.

Событием особой духовной значимости явилось для возрождающейся обители посещение Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 августа 1993 г. Пребывая в монастыре, Святейший увидел любовь сестёр к святой обители и те огромные труды, которые уже проделаны, и которые ещё предстоят. Патриарх произнес пророческие слова: «Со временем здесь будет жемчужина России». Эти слова укрепляют дух и веру сестёр по сей день.

В 1994 г. появилась возможность начать восстановление храма в честь Успения Божией Матери. Первым делом заменили ветхую кровлю и покрыли медью главы. Великим Постом 1995 г. на Крестопоклонной седмице на главный храм обители был поднят первый крест. Стоя на коленях, все сёстры со слезами на глазах пели «Господи, помилуй». Первое богослужение в Успенском храме совершилось 28 августа 1997 г., в день престольного праздника.

В Покровском храме устроен трехъярусный иконостас, написаны иконы, восстановлены фрески. Закончена реставрация Успенского храма: установлены кресты, сооружен пятиярусный иконостас, расписаны стены и своды, отреставрированы приделы в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг монастыря построена каменная ограда, украшенная коваными решетками и угловыми башнями. Отремонтирован и расширен келейный корпус, возведены хозяйственные постройки. В монастыре налажено подсобное хозяйство.

Дубили кожу или растили дубы?

Дунилово находится недалеко от Иванова: около 30 минут на машине. Но по пути к одному из интереснейших для паломников мест нет ни одного дорожного указателя. Ехали туда, сверяясь с картой. Дорога тоже оставляет желать лучшего. В середине села асфальт заканчивается и начинается грунтовая дорога. По обе стороны главной улицы стоят величественные многовековые храмы. К сожалению, полуразрушенные. Но на всех ведутся реставрационные работы.

Нашим экскурсоводом по селу стал почетный гражданин Шуйского района, местный краевед и бывший учитель Дуниловской школы Виктор Шаповал. «Первое упоминание о Дунилове относится к 1535 году, – рассказывает Виктор Григорьевич. – Но понятно, что село существовало и ранее. Происхождение названия села до конца неясно. Согласно одной из версий, здесь было очень много дубов – от названия этого дерева и произошло слово «Дунилово». Но мне ближе другая версия: здесь дубили кожу, возможно, название пошло от этого глагола (только буква «б» из названия со временем выпала)».

Испокон веков население здесь занималось выработкой овчин, шуб, тканей. Об этом говорят не только исторические факты, но и то, что до сих пор в Дунилове очень распространена, например, фамилия Овчинин. В селе жил известный фабрикант и меценат Балин, который построил богадельню, больницу, дом для врачей. Здесь до сих пор стоит и его дом с мезонином. Существуют легенды, что где-то поблизости зарыты сокровища, спрятанные фабрикантом.

«Когда-то Дунилово было очень крупным, а теперь в нем и соседних Горицах насчитывается около 500 жителей. Местную школу, в которой я был директором больше 30 лет, закрыли в 2011 году из-за недостатка учеников, теперь детей возят на автобусе в Перемилово», – рассказывает краевед. По словам Виктора Григорьевича, работать в селе практически негде: есть только сельхозпредприятие, пекарня и монастырь, который нанимает мужчин.

В монастырь – с паломниками

На территорию Успенского Дуниловского женского монастыря попасть просто так нельзя. Договориться о посещении я пыталась только за день до поездки и получила ответ, что в ближайшее время церковных служб не будет, а без них никто посторонний не может пройти дальше шлагбаума. «Приезжайте зимой», – посоветовали мне на том конце провода.

«Вы бы на службу лучше пришли, – посоветовал охранник. – Паломников на них возят. А просто так нельзя по территории гулять».

Виктор Григорьевич показывает нам полуразрушенные храмы. В селе, если отдельно считать летние и зимние помещения храмовых комплексов, 10 церквей. Еще две церкви – Преображенская и Крестовоздвиженская – состоят из одного надела. Все церкви раньше были деревянными (например, Крестовоздвиженская построена в 1634 году в честь избавления от моровой язвы), а затем перестроены из кирпича. Так что у каждой церкви Дунилова фактически два дня рождения.

За хлебом съезжаются со всей округи

Один из самых интересных храмов – храм Преображения Господня – активно восстанавливается. На белых стенах необычный для православия рисунок: синие кресты на красном фоне. Служащий здесь батюшка, который занимается восстановлением церкви, приехал с Кавказа. «Я спрашивал у него, почему именно такие рисунки. А он отвечал, что хочет, чтобы прихожане, когда идут на службу, радовались ярким рисункам», – пояснил Виктор Григорьевич. Вокруг храма – старинное кладбище.

Раньше неподалеку стояла колокольня, но в советские времена ее разобрали и часть кирпичей взяли на строительство школы. Виктор Шаповал считает, что именно поэтому школу и закрыли: нельзя использовать освященные камни в здании утилитарного назначения. Теперь здание бывшей школы выкуплено местными предпринимателями. В нем, по словам Виктора Григорьевича, будет располагаться небольшой гостиничный комплекс на несколько номеров и развлекательные учреждения.

В селе есть еще одно обязательное к посещению место. Это пекарня. Находится она в большом доме дореволюционной постройки (раньше в этом здании располагался магазин, где продавали муку). Пирожки, булочки и чесночный хлеб, который благоухает на всю округу, здесь и пекут, и начиняют, и продают. Так что туристы могут не только купить вкусные и свежие изделия по очень доступной цене, но и посмотреть, как они пекутся. «Мы из Коврова, в Дунилове с семьей оказались проездом. Мой любимый чесночный хлеб пекут только здесь. Чувствуете аромат?» – рассказал нам водитель легковой машины, ожидающий, когда выпекут хлеб.

КОММЕНТАРИЙ

— Дунилово входит в недавно разработанный туристский маршрут для паломников «Шуя – Дунилово – Введеньё», – говорит начальник отдела экономического развития администрации Шуйского района Сергей Шаров. – Надо понимать, что это именно паломнические туры: людей привозят в монастыри и храмы на службы. Учет паломников мы не ведем, но знаю, что многие шуйские турагентства специализируются именно на этом. Инфраструктура для них достаточно развита: например, есть сеть магазинов, но мест общественного питания нет. Наверное, обед входит в стоимость тура, и они трапезничают в монастырях. На этот год в бюджете заложены деньги на строительство отрезка асфальтовой дороги длиной в 5 километров по направлению от села Введеньё к Дунилову (сейчас этот отрезок грунтовый).

Село Дунилово (Ивановская область, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

Село Дунилово, что в 40 км от Иванова, примечательно высокой плотностью церквей на единицу площади. Оно никогда не было городом, но удачное расположение способствовало экономическому процветанию, поэтому в нем строилось так много каменных храмов. Изначально село называлось Дубнилово из-за расположенной рядом дубовой рощи, но со временем буква «б» в имени потерялась.

Через Дунилово шли многочисленные торговые пути: из Иванова, Шуи, Кинешмы, Москвы, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода. Жители села принимали активное участие в товарообороте проезжавших мимо купцов, поэтому здесь процветало скорняжное дело, раньше, чем в соседних городах и селах, появилась прядильная фабрика. Из Дунилова торговцы увозили ткани, шкуры животных и изделия из них, что повышало благосостояние населения.

Первое упоминание о Дунилове в летописях относится к 16 веку — тогда здесь жили потомки князей Горбатых-Шуйских из Суздаля. Позднее село отошло к Лопухиным — Петр I подарил его отцу своей супруги — Евдокии Лопухиной.

На другом берегу Тезы находится деревня Горицы. Сейчас она уже считается частью Дунилова, а в прежние времена жители сел активно соперничали между собой: нападали на соседские ярмарки, затевали драки на праздниках.

Что посмотреть

В Дунилове и Горицах сохранились 11 церквей. Первая из них, Благовещенская, была построена в 1670 г. и дала начало одноименному женскому монастырю, существовавшему до 1764 г.

Согласно преданию, здесь некоторое время жила Евдокия Лопухина.

При ее отце, Ф. А. Лопухине, Благовещенскую церковь надстроили, установили колокольню, тогда же был основан Успенский монастырь (Воробьева пустынь), возведена Покровская церковь. Позднее появились остальные храмы — все они строились в разные эпохи, поэтому так непохожи друг на друга. С приходом советской власти церкви закрыли, с них сняли колокола и кресты. В последние годы в Дунилове и Горицах активно ведутся реставрационные работы, но до их завершения еще далеко.

При въезде со стороны Шуи стоят часть ограды и две церкви: Покровская и Всехсвятская. Через дорогу от Покровской — Никольская часовня 19 века в классическом стиле, а ближе к мосту – Крестовоздвиженский храм 1820 г. из красного кирпича. Благовещенская и Казанская церкви на месте разрушенного монастырского комплекса находятся в центре села, а храм Преображения Господня и сельское кладбище — на юго-восточной окраине Дунилова.

Свято-Успенский женский (бывший мужской) монастырь стоит на некотором удалении от села, на месте бывшей Воробьевой пустыни. Сейчас он действует и является центром православной жизни Дунилова.

Практическая информация

Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово. Координаты GPS: 56.993048; 41.412173.

Из Иванова в Дунилово удобнее всего добираться на машине по трассе Р-80. Примерно через 20 км будет поворот направо с указателем. Вся дорога займет около получаса. От ивановского автовокзала в Дунилово отправляется автобус № 450, но не каждый день, а только в выходные. Он пребывает в центр села, где раньше была ярмарочная площадь.

Дунилово — село, приблизительно в сорока километрах от города Иваново, Ивановской области, на берегу реки Тезы . На противоположенном берегу реки Тезы расположилось село Горицы, сейчас уже составляющее с Дуниловым одно целое. Население Дунилова на начало XX века — около 2 тысяч человек .

Впервые Дунилово упомянуто в 1535 году в духовной грамоте суздальского князя М.В.Горбатого, завещавшего его своей жене Анне. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь в XVI веке на месте, называемом «Поляной», в собственном дворце . В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано боярину Ф.А. Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора.

Проходящие через село торговые тракты на Москву, Нижний Новгород, Ярославль, Кострому, Кинешму, Шую способствовали его экономическому подъему. По торговым путям шли хлопок и шерсть, что способствовало появлению здесь одной из первых во всем регионе прядильных фабрик. Распространено в Дунилово было скорняжное производство, дубление кож, ткачество красной пестряди, набивка ситцев. Ныне почти сросшиеся, исторически села Дунилово и Горицы соперничали с друг с другом.

Духовная жизнь

Выгодное экономическое положение Дунилова и Гориц в средней полосе России способствовало его процветанию и строительству кирпичных храмов. Благодаря пожертвованиям купцов на благотворительные цели, или же просто желающих замолить свои грехи, в Дунилово и Горицах было возведено одиннадцать монастырских и приходских церквей — необыкновенно много для небольшого сельского поселения. В годы когда все они были открыты, особенно по праздникам, над окрестностями разливался густой малиновый перезвон десятков колоколов, наполняя души особым умиротворением.

С XVII века в Дунилово существовало два монастыря, но оба были закрыты в 1764 году. Монашеская жизнь здесь возродилась в 1991 году, с возрождением Успенской обители, в ведение которой в 1995 году были переданы храмы сел Дунилово и Горицы. Ныне Дунилово с Горицей входят в пределы Иваново-Вознесенской епархии.

Монастыри, храмы

  • Монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (женский, недейств.)
  • Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (мужской, ныне женский) — храмы Дунилова и Гориц находятся ныне в ведении Успенского монастыря, см. подробнее на стр. о монастыре.
  • Храмовый комплекс: Благовещенский собор и Казанская церковь, XVII-XIX вв.
  • Храмовый комплекс: церкви Покрова и Всех Святых кон.XVII-XIX вв.
  • Церковь Воздвижения, XIX в.
  • Церковь Преображения, 1-я пол. XIX в.
  • Литература

  • Сельское строительство (журнал), 1996, № 3.
  • Россия Молодая (журнал), 1990, № 9.
  • Материалы сайтов:

Использованные материалы

  • Статья дневника Дениса Кузьмина «Дунилово», блог газеты Труд, 11.I.2008:
  • Статья «Дунилово», энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. — М.: Наука, 2000. — 813 с. ISNB 5-02-011340-9

По дореволюционному административному делению — Шуйский уезд Владимирской губернии.

По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. См.

по данным Свода памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. — М.: Наука, 2000. — 813 с. ISNB 5-02-011340-9

В статье дневника Дениса Кузьмина указано что Дунилово подвергалось разорению и уничтожению ещё татаро-монгольскими завоевателями — неясно, когда это могло произойти. См.