Две заповеди Иисуса

Книга «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
Следующая >>
Глава:

В предыдущих главах мы разобрали, что «новозаветные» свобода, благодать и вера не могут полностью ни заменить, ни отменить заповеди закона Божьего. А сейчас давайте вновь вернемся к заповедям, возвещенным Иисусом. В числе других, сегодня распространено ошибочное мнение, что Христос не отменил, а просто заменил весь закон Божий двумя новыми заповедями о любви к Богу и людям. Однако это далеко не так. Давайте проанализируем знаменитые слова Иисуса Христа:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39, см. также Марк. 12:30,31).

А теперь посмотрим на это изречение Христа в контексте библейского повествования. В 22 главе Евангелия от Матфея ст. 35, 36 и в 12 главе Евангелия от Марка ст. 28 описано, как законник (в Евангелие от Марка — книжник), то есть человек, знающий и преподающий закон Моисеев, желая искусить Иисуса, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» (в Евангелие от Марка: «Какая первая из всех заповедей?»). Именно на этот вопрос Христос ответил вышеприведенной известнейшей фразой, назвав первые и наибольшие заповеди в законе. А далее в Евангелие от Матфея Иисус продолжил: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка: «Иной большей сих заповеди нет» (Марк. 12:31).

Для человека, знающего ветхозаветное Писание, абсолютно понятно, что здесь речь идет о двух заповедях закона Моисея из числа 613-ти мицвот. Книжник задал Христу провокационный вопрос, ожидая получить возможность раскритиковать Его ответ, чтобы подорвать авторитет Иисуса в глазах народа. Но Христос не позволил ему этого, процитировав две важнейшие заповеди Писания:

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5) — 3-я заповедь из разряда «делай» в перечне еврейских мицвот.

«Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18) – 206-я заповедь из того же разряда.

Посмотрите, далее Иисус в Евангелие от Матфея (22:40) сказал, что на этих двух заповедях базируется все данное прежде через пророков Слово Божие и закон Моисеев (см. Мф. 22:40), а в Евангелие от Марка — что эти заповеди в Писании самые важные (см. Марк. 12:31). Христос даже словом не обмолвился об отмене остальных заповедей ветхозаветного Писания. Это становится очевидным уже при первом внимательном прочтении высказывания Иисуса без отрыва от контекста. Христос говорил лишь о приоритете этих двух заповедей по отношению к другим наставлениям закона Моисея. Данный вывод подтверждает и реакция книжника – автора вопроса. На свой конкретный вопрос Иисусу он получил исчерпывающий ответ, который его удовлетворил. Продолжая мысль Христа, книжник сравнил эти заповеди Писания с другими:

«Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Марк. 12:32,33).

Стоит также отметить, что одну из этих двух заповедей Иисус упоминал и ранее, цитируя закон Моисея:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего» (Мф. 5:43, см. также Мф. 19:19).

А в Евангелие от Луки данные две заповеди, были процитированы уже не Иисусом, а законником. Он задал Христу вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» На что, Иисус сказал ему: «В законе что написано? как читаешь?». И тогда законник назвал две хорошо известные заповеди Ветхого Завета, которые почему-то сейчас некоторые верующие приписывают Христу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус одобрил его ответ: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (см. Лук. 10:25-28).

То есть Иисус не придумал две новые заповеди, и не отменил ими весь закон, данный Моисею Господом на горе Синай. Христос лишь назвал самые важные в нем заповеди, направляя людей к сути всегда существующего вечного учения Бога. Дорогой христианин, если для себя этот факт Вы открыли впервые, или раньше об этом не задумывались, я призываю Вас проанализировать прочитанное утверждение еще раз и сделать соответствующий вывод.

Ранее закон Божий мы сравнили с законодательством государства, где Декалог — это конституция, а остальные заповеди закона Моисея – кодексы. В данной схеме две заповеди, которые Иисус назвал важнейшими, находятся выше конституции. Их можно сравнить с принципом, основой государственного устройства. Основные признаки и суть демократического государства это: 1) реальная представительная демократия и 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. А суть учения Бога это: 1) неподдельная, искренняя любовь к Творцу и доверие Ему; 2) бескорыстная любовь к людям.

После Иисуса апостолы продолжали нести весть о принципе и сути закона Божьего:

«Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14, см. также Рим. 13:8).

А теперь посмотрите, что говорил апостол Иоанн о взаимосвязи любви к Богу и исполнении Его заповедей:

«Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1 Ин. 5:3, см. также 2 Ин. 1:6).

О каких заповедях здесь говорит Иоанн? Если бы Иисус оставил всего две заповеди «любовь к Богу» и «любовь к людям», то почему Иоанн, назвав одну из них — «любовь к Богу», о второй заповеди «люби ближнего» говорит во множественном числе: «Соблюди заповеди Его, … заповеди Его нетяжки»? А в Откр. 22:14,15 Иоанн противопоставляет любодеев, идолослужителей, чародеев.., делающих неправду, соблюдающим заповеди Божьи. Безусловно, здесь апостол говорит о необходимости для христианина соблюдения всех действующих заповедей Творца. О многочисленных заповедях говорил и Павел в 1 Фес. 4:1-7, 1 Кор. 14:37.

Несложно понять, что в целом, просто невозможно, чтобы Христос – Сын Божий принципиально изменил прежнее учение Бога Отца. Тем более, Сам Иисус говорил, что Он пришел не изменить закон (см. Мф. 5:17,18, Ин. 10:35, Лук. 16:17) и указывал, что автором Его учения является Бог Отец:

«Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16, см. также Ин. 4:34, Ин. 5:30, Ин. 6:38-40, Ин. 8:26,29, Ин. 12:49, Ин. 14:24, Евр. 1:2).

СОДЕРЖАНИЕ
Ветхий Завет, закон Моисея >>
Теги: ЗАПОВЕДИ ИИСУСА Христа, две, «новые»

Начну с того, что Иисус назвал двумя наибольшими заповедями.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим.

Сия есть первая и наибольшая заповедь;

Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»4.

Это означает, что нам заповедано любить каждого, поскольку притча Иисуса о добром самарянине учит нас тому, что каждый является нашим ближним5. Но наше стремление соблюдать вторую заповедь не должно заставлять забывать первую заповедь – любить Бога всем сердцем, душой и разумом. Мы проявляем эту любовь, «соблюдая Его заповеди»6. Бог требует от нас послушания Его заповедям, потому что только посредством послушания, в том числе и покаяния, мы можем вернуться к Нему, жить в Его присутствии и стать совершенными, как Он.

В своем недавнем выступлении перед молодыми взрослыми Церкви Президент Рассел М. Нельсон говорил о том, что он назвал «прочной связью между Божьей любовью и Его законами»7. Законы, которые больше применимы к проблемам, связанным с теми, кто считают себя ЛГБТ, – это Божий закон брака и идущий с ним рука об руку закон целомудрия. И тот, и другой необходимы для плана спасения, созданного Небесным Отцом для Своих детей. Как учил Президент Нельсон, «законы Бога мотивированы исключительно Его бесконечной любовью к нам и Его желанием того, чтобы мы стали теми, кем можем стать»8.

Президент Нельсон учил:»Многие страны… узаконили однополый брак. Мы, как члены Церкви, уважаем законы страны… в том числе и светский брак. Однако истина заключается в том, что в самом начале… брак предначертан Богом! И по сей день он определен Им как брак между мужчиной и женщиной. Бог не изменил Свое определение брака».

Президент Нельсон продолжил: «Бог также не изменил Свой закон целомудрия. Не поменялись и требования к тем, кто входит в храм»9.

Президент Нельсон напомнил всем нам, что «наша задача, как Апостолов, – учить одной лишь истине. Эта задача не дает права изменять Божественный закон»10. Таким образом, сестры мои, руководители Церкви обязаны неизменно проповедовать уникальное значение брака между мужчиной и женщиной и связанный с этим закон целомудрия.

ГЛАВА 3 Новые обстоятельства, новые люди, новые обязательства

ГЛАВА 3Новые обстоятельства,новые люди, новые обязательстваПродолжаю после двухлетнего перерыва. Постараюсь описать некоторые недавние события, не вошедшие в предыдущие главы, в том числе мое участие в значительнейшем событии последних лет — Съезде народных

34. ДВАДЦАТЬ ДВЕ ЗАПОВЕДИ МАЙОРА ВАЙНШТОКА

34. ДВАДЦАТЬ ДВЕ ЗАПОВЕДИ МАЙОРА ВАЙНШТОКАОни висят на стене, прямо над моей железной койкой. Книг все еще не дают, и 22 заповеди — пока единственное доступное мне печатное слово. Я штудирую его до одурения.Весь опус делится на три неравные части: «Заключенные обязаны»,

Командирские заповеди

Командирские заповедиДействия тридцать третьей бригады по борьбе с засадой противника являются ярким примером комплекса мер, осуществляемых, в основном, старшими начальниками. А что делать, когда именно ты угодил в засаду, когда противник оказался хитрее твоего

3. Половые заповеди революционного пролетариата

3. Половые заповеди революционного пролетариатаЖил я раньше во тьме, без понятия,Но с победой трудящихся массЯ понял красоту и симпатию,А тем более глядя на вас.И скажу вам во всей откровенности,Пострадавши в нужде и в борьбе:Я буржуев культурные ценностиВ полном

Часть четвертая НОВЫЕ КРАЯ, НОВЫЕ ВСТРЕЧИ МАЙ 1820 – ИЮНЬ 1823

Часть четвертаяНОВЫЕ КРАЯ, НОВЫЕ ВСТРЕЧИМАЙ 1820 – ИЮНЬ 1823Где старый наш Орел ДвуглавыйЕще шумит минувшей

Заповеди зэка

Заповеди зэкаУ нашего дорогого профессора, прекрасного работника, часто возникали конфликты с заключенными. Как начальник технического отдела завода, он был слишком требователен для лагеря; по его мнению, обязанности выполнялись не так быстро, как ему хотелось. Однажды

Нарушитель заповеди

Нарушитель заповедиЧто было движущей силой всех этих историй? Девятнадцать лет? Обостренное чувство справедливости? Вседозволенность? Может быть, не в такой последовательности следовало расставить предполагаемые движущие силы? Не знаю.На заводе в Нижнем Тагиле я

Новые заповеди

Новые заповедиПророк Моисей с горы Сионской принес десять заповедей, которые сам Господь Бог отпечатал на каменных скрижалях. Но это было давно… И, может быть, неправда? Был он пророк башковитый, знал, что к чему, умел приспосабливаться и выходить сухим из воды. Так мог ли

Глава 12 Новые замыслы и новые испытания

Глава 12 Новые замыслы и новые испытанияКонец 1569 и следующий 1570 год были все же тяжелы не только из-за одного новгородского дела. Как мы говорили выше, в сентябре 1568 г. лишился власти свергнутый с престола союзник Ивана – шведский король Эрик XIV, а значит, аннулированным

Заповеди конквистадора

Заповеди конквистадораНиколай Степанович Гумилев. Из письма В. Е. Аренс, 1 июля 1908 г:Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит картину, как поэт создает поэму? Правда,

ЗАПОВЕДИ РАЗВЕДЧИКА

ЗАПОВЕДИ РАЗВЕДЧИКАЗа месяц пребывания в Токио Рихард успел не только ознакомиться с городом, изрезанным бесчисленными каналами и речками, но и нанести визиты представителям служб информации, иностранным пресс-атташе, побывать на всех пресс-конференциях и приемах,

Заповеди

4. ЗаповедиПрошла ночь, и настало утро. Я иду в штаб, а по дороге непрерывно думаю о том, чем буду заниматься. Меня послали сюда в качестве консультанта-физика, но смогу ли я справиться с этой ролью, буду ли действительно нужен?В штабе оперативной группы Курчатовского

Новые сотрудники фирмы, новые технические задачи

Новые сотрудники фирмы, новые технические задачиПосле ухода из берлинской фирмы Гальске на его место пришли два человека, которые совместно с Вернером Сименсом должны были в качестве конструктора и инженера, как сказали бы мы сегодня, заниматься разработкой и

ЗАПОВЕДИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

ЗАПОВЕДИ НА ВСЕ ВРЕМЕНАВсе искусства имеют теорию,Кроме сценического!..ЩепкинОдну из своих лучших ролей — Барона в пушкинском «Скупом рыцаре» — Щепкин играл, пребывая в том возрасте, когда уже не мог не думать о будущем искусства, о тех, кто придет ему на смену. Его