Дворянский гнездо

Очень достойное, ёмкое произведение. Именно оно, как ни крути, закрепляет за собой образ «тургеневской девушки», прячущей столь непреклонно за скудной наружностью большую нравственную силу. И, как известно, Тургенев, отказавшись от первоначального названия «Лиза», отдал предпочтение «Дворянскому гнезду», обозначив как нечто родное, символичное.
Читая, постепенно проникаешься всей этой дворянской атмосферой, которая становится тебе почему-то близкой и в каком-то смысле реальной. В целом, можно отметить, что идейная сторона произведения вытекает из названия — это некое отражение дворянской атмосферы и духа, фоном которого уже идут любовные отношения отдельно взятых героев. Читается очень даже непринуждённо и на дыхании.
Уже где-то проскальзывало, но имхо оно каким-то образом действительно перекликается с «Чистым понедельником» Бунина в плане моральных ценностей главных героинь, которые в довольно юном возрасте уходят в монастырь. Несмотря на хорошую, на удивление, проблематику «Чистого понедельника» (при всей моей нелюбви к Бунину), всё же её (героини ЧП) мотивы для ухода в монастырь вызывают скорее ощущение непонимания, чем какой-то загадки и недосказанности.

Взяв от жизни предельный максимум, она решает уйти в монастырь. По сути Бунин ставит нас перед фактом, но нет ни подоплёки, ни атрибутики, т.е. по сути не раскрыв сущность проблемы, зато взяв едва мощное название «Чистый понедельник». Мне кажется, всё-таки с точки зрения классической литературы это теряет какую-то художественную ценность (либо же я могу быть слишком предвзятой, потому что от его контингента героев в различных произведениях у меня вечно вставали волосы дыбом при прочтении).

Героиня же «Дворянского гнезда» — это образец тургеневской девушки, которая своим поступком подчёркивает бесконечную преданность своим внутренним аспектам и вере. Пускай в актуальном смысле это может выглядеть несколько высокопарно, но здесь скорее учитывая рамки того времени, и Лиза олицетворяет образ сильной духом женщины, не в том современном понимании, а в тончайше-нравственном.
Ну и, добавлю, что роман «Дворянское гнездо» — определённо один из пиков тургеневской прозы, который сочетает в себе красоту языка, глубину и монументальность.

× Новое: Новиков 2.0

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

— О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?

— Знаю, — отвечает девушка.

— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

— Знаю.

— Отчуждение полное, одиночество?

— Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?

— Да… и от них.

— Хорошо. Ты готова на жертву?

— Да.

147

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!

— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

— Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову…

— И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.