Джихад, что это?

AMP

«Джихад» — кодовое название операции по штурму Грозного, проведенной чеченскими боевиками в августе 1996 года. Наряду с Грозным боевиками были атакованы населенные пункты Аргун и Гудермес, последний федеральные силы сдали без боя. С политической точки зрения штурм города закончился победой боевиков, которые фактически добились независимости после подписания Хасавюртовских соглашений. С военной точки зрения ни одна из сторон на победу не навоевала. За боевиками остались первые дни штурма, когда, руководствуясь эффектом внезапности, им удалось блокировать гарнизон города в местах дислокации, нарушить командование и связь с частями. Однако, оправившись от первоначального удара и перейдя к решительным действиям, российские войска фактически вернули контроль над ситуацией и полностью окружили город, однако победить им уже не дали.
Нападение на Грозный стало неожиданным и внезапным для многих, по этой причине в обществе появились слухи о том, что город собирались сдать преднамеренно. По крайней мере, так считают многие участники тех боев, хотя прямых доказательств предательства не существует. Многие из участников событий клянут неразбериху и разобщенность в военном руководстве объединенного командования. Части ВВ и МО порой открыто не признавали друг друга, в ходе проведения боевых операций между частями было недостаточное взаимодействие, нередко оно отсутствовало вовсе.
2 июня в пригороде чеченской столицы была захвачена диверсионная группа в составе 5 боевиков из отряда Шамиля Басаева. В ходе допроса удалось установить, что у данной группы помимо проведения диверсионных актов и сбора разведданных была еще одна задача. Группа должна была в срок до 10 июня обеспечить эвакуацию из города членов семей боевиков, сражающихся в горах. И такая группа была не единственной. Вывоз своих семей из Грозного боевики предпринимали с расчетом на то, что бои в городе могут принять тяжелый и затяжной характер, и в ходе боестолкновений могут пострадать их родственники. Такой же тактики придерживались они и в декабре 1994 года.
Бардак бардаком, но в наличии были оперативные данные от спецслужб и правоохранительных органов, было известно о некоторых явочных квартирах боевиков, о схронах боеприпасов. Все разведданные, полученные в результате допросов захваченных боевиков, от имеющихся агентов, ложились на стол людей, которые должны были отвечать за принятие решений.
Гарнизон Грозного состоял из 6000 человек из состава внутренних войск и МВД, помимо этого около 10 000 военнослужащих Минобороны были сосредоточены в Ханкале и в районе аэропорта «Северный». Непосредственно в городе было развернуто 22 КПП, 5 комендатур и 2 комендантских участка. После мартовских событий, когда боевики уже совершали рейд на город, был осуществлен целый ряд мероприятий по инженерному дооборудованию пунктов постоянной дислокации войск. На все КПП были завезены боеприпасы, вода и продовольствие. Объекты, которые могли стать целью для штурмующих, превращались в опорные пункты. Однако при этом Грозный был и остается достаточно большим городом, в который стекается почти 130 дорог. Непосредственно под контролем федеральных сил находилось лишь 33 из них, полностью превратить город в крепость было невозможно.

AMP

Ранним утром 6 августа 1996 года отряды атаковавших Грозный боевиков насчитывали около 1,5-2 тыс. бойцов, однако за неделю боев их численность увеличилась до 6-7 тысяч, главным образом за счет переброски подкреплений из других районов Чечни и перехода на их сторону части сотрудников «завгаевской» милиции. Гарнизон федеральных войск превосходил боевиков численно, обладая абсолютным превосходством в технике, артиллерии и авиации.
Аслан Масхадов, командовавший штурмовавшими город боевиками, навязал федеральным силам крайне невыгодную для последних тактику. Чеченские отряды входили в Грозный с разных сторон, «ручейками» обходя блок-посты, комендатуры и места дислокации российских частей. Боевики не ставили своей целью захвата или уничтожения всех городских объектов. Сосредоточившись в Грозном, они блокировали подразделения внутренних войск на блок-постах и в комендатурах, изолировав их друг от друга, ведя постоянный беспокоящий огонь, деморализуя защитников. Основной удар бандиты нанесли по комплексу административных зданий в центре Грозного (Дом Правительства, здания МВД и ФСБ), где вместе с военными в окружении оказалось и приличное число журналистов.
Строго говоря, боевики Грозный не штурмовали, они просто в него вошли. Редкие блок-посты федеральных войск никак не могли этому помешать. События августа 1996 года вряд ли имели аналоги в мировой истории. С момента Сталинградской битвы существовал такой военный термин, как «слоеный пирог», который означал, что войска противоборствующих сторон смешиваются и находятся на очень близком расстоянии друг от друга. Грозненскую ситуацию, руководствуясь этой терминологией, можно было бы назвать «салатом Оливье». С 6 августа в окружении в городе сражались многочисленные блок-посты и комендатуры, успешно отбивались охранявшие гостиницу в центре Грозного спецназовцы ГУИНА из Екатеринбурга и не разбежавшиеся чеченские милиционеры в здании МВД. Здание Координационного Центра обороняли бойцы спецподразделения МВД РФ «Русь».
При этом подразделения министерства обороны, расквартированные в аэропорту «Северный» и на базе в Ханкале, отреагировали на случившееся довольно вяло. Армейские генералы делали расчет на то, что боевики сами покинут город, и не торопились идти на помощь «смежникам» из МВД. Первые попытки хоть как-то изменить ситуацию в городе начали предприниматься ими лишь во второй половине дня 7 августа, когда на помощь осажденным были отправлены первые бронеколонны. Таким образом, драгоценное время было упущено. Часть чеченских отрядов успела организовать засады на пути выдвижения колонн федеральных сил. Недостатка в вооружении боевики не испытывали, накануне на железнодорожном вокзале в Грозном им удалось захватить несколько вагонов вооружения, в том числе целый вагон противотанковых гранатометов. В итоге бронетехника российской армии становилась достаточно легкой добычей для мобильных, легковооруженных отрядов боевиков.

AMP

В последствии на улицах города можно было встретить большое число сгоревшей техники с белым квадратом в круге, маркировкой 205 мотострелковой бригады, которая в конечном итоге и сыграла решающую роль при прорыве к окруженным. Но и эти операции по деблокированию нельзя отнести к штурму города, их основной целью было лишь создание коридоров, которые бы связали окруженных с военными базами на окраинах города. Только на 6-й день боев, 11 августа 1996 года, одна из колонн из состава 205 мотострелковой бригады смогла пробиться в центральную часть города к комплексу правительственных зданий, в результате чего отсюда были вывезены раненые, журналисты и трупы погибших военнослужащих.
Ситуацию удалось значительно выправить лишь к 13 августа, когда федеральным войскам удалось деблокировать большинство окруженных объектов, не разблокировано было лишь 5 блок-постов. Дерзкая и в то же время авантюрная операция «Джихад», подготовленная Асланом Масхадовым, была близка к провалу. Боевики сами успели понести серьезные потери и оказались в городе в ловушке. Вокруг Грозного постепенно наращивалась группировка из числа соединений 58 армии. Однако приказа на проведение заключительной операции по ликвидации прорвавшихся в город боевиков они так и не получили. Раздосадованное неудачами и сложившейся критической ситуацией на первоначальном этапе штурма, во много раз усиливавшейся в СМИ, российское руководство решило пойти на переговоры с боевиками, которые поручило вести генералу Александру Лебедю. 31 августа переговорный процесс закончился подписанием Хасавюртовских соглашений. Первая чеченская война подошла к концу, российские войска покидали республику, до начала 2-ой чеченской кампании оставалось 3 года.
Потери
В результате боев в Грозном с 6 по 22 августа федеральные силы потеряли 2083 человека (494 убитыми, 1407 ранеными, 182 пропавшими без вести). На улицах города было сожжено 18 танков, 61 БМП, 8 БТР, 23 автомашины, было потеряно 3 вертолета. Назвать точные потери боевиков достаточно затруднительно. По информации издания «Солдат удачи», потери боевиков превысили российские в 2-3 раза, официальное издание министерства обороны России газета «Красная Звезда» писала, что в отдельные дни штурма потери боевиков доходили до 100 человек убитыми.
Использованы источники:

Одним из приёмов, который используют религиозные террористы и экстремисты, стало превратное толкование джихада – священной войны. Обещая каждому «воину» место в раю после смерти, они вовлекают в свои ряды новых сторонников. При этом мало кто отдаёт себе отчёт, что понятие «джихад» трактуется далеко не буквально и не только как «война с неверными» и уж точно не призывает в современном мире с оружием в руках убивать невинных граждан другой веры. Поэтому и обещание рая – это обман для верующих джихадистов экстремального толка. Такое объяснение даёт старший преподаватель кафедры религиоведения Евразийского национального университета им. Льва Николаевича Гумилёва Тимур Аймухамбетов.

«Условно понятие джихад можно разделить на два аспекта: большой джихад (духовная борьба) и малый джихад (вооружённая борьба). Ведь джихад – не только борьба внешняя, но ещё борьба внутренняя за идеалы и принципы своей религии. Ведь недаром в Коране сказано: «Верующие – это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие. – Коран, 49:15», – поясняет эксперт.

При этом великий джихад превосходит по своей значимости малый джихад. В подтверждении данной интерпретации часто цитируют слова пророка Мухаммада, который говорил: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

Какие виды джихада бывают?

В исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:

  • Джихад на поле боя («джихад руки»). Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе.
  • Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»). Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
  • Военный джихад (газават) («джихад меча»). Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
  • Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого.
  • Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
  • Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.

Из этого анализа видно, что же такое джихад и как его интерпретировать. Из этих шести видов активно используется в качестве описания только один, а именно – газават. Однако и данный термин гораздо шире, и знать его определение, несомненно, необходимо.

Впервые этот термин был использован во время похода пророка Мухаммада против города Мекки. Дословно он обозначает следующее: усилие, борьба, рвение и усердие. О джихаде очень подробно сказано в Коране – священной для мусульман книге. В разных его частях говорится о сущности джихада: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха».

Но джихад, как мы уже знаем, это не только борьба с внешними врагами, но и внутренними тоже. Это ещё борьба с собственными пороками, страстями и грехами.

«Настоящий муджахид тот, кто ведёт борьбу со своими пороками» (Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи – выдающийся исламский правовед).

«Из вышеописанных интерпретаций можно сразу уловить одну мысль, что объявить джихад может практически каждый правоверный мусульманин, ведь основная часть данной борьбы заключается в борьбе с самим собой. Что же касается «джихада руки» или «джихада меча», то там все зависит от политической обстановки в том или ином регионе. Но при этом данная борьба идёт на защиту правоверных мусульман, но никак на нападение на представителей других религиозных конфессий ради их уничтожения», – говорит Тимур Аймухамбетов.

Опять же, в данном вопросе нужно определить, что есть большой джихад и малый джихад, напоминает эксперт. Большой джихад может объявить каждый правоверный. Ведь борьба идёт внутри каждого из нас. А вот малый джихад после смерти пророка Мухаммада может объявить халиф либо один из его главных представителей. При этом данный вид джихада никогда не должен вестись против единоверцев.

Также имеется ряд правил ещё со времен пророка Мухаммада, которые нельзя нарушать во время малого джихада. Правила следующие: этот закон запрещает убийство стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях.

Но в современном мире данное слово потеряло своё былое обозначение. При этом надо учитывать отсутствие единого легитимного халифа для всех мусульман с 1924 года. Именно в этот год Мустафа Кемаль (первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства) упразднил данный институт власти.

Почему террористы часто призывают к джихаду?

Если рассматривать вопрос в данном контексте, то это лишь уловка, чтоб заманить адептов данных деструктивных религиозных течений для выполнения определённых миссий.

В данном аспекте они используют интерпретацию понятия «джихад руки». Данный тип джихада подразумевает, что мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живых участников войн называют газиями (гази).

«Однако данная интерпретация джихада определяет воинов, сражающихся на войне, но не людей, трусливо сеющих террор для психологического давления. Данная разница очень существенна, и из-этого можно сделать однозначный вывод, что террористы не попадут в рай», – резюмирует религиовед.

Террористы не попадают в рай, это лишь уловка для создания почвы для идеологического воздействия с целью получения определенных политических и/или экономических выгод. Данная интерпретация в корне неверна. Ведь рай ожидается при правильном проведении джихада.

«Большой джихад – это борьба с внутренними пороками, демонами и грехами. А малый джихад подразумевает открытую борьбу, противоборство и военные действия. Он подразумевает защиту правоверных, защиту своей уммы. Террористы же не воюют, они сеют хаос, страх и ненависть. Они не подпадают под понятие «джихад», и соответственно, их не ждёт рай после смерти», – ещё раз подчеркнул эксперт.

Фото: Xinhua / Sipa USA / Scanpix

полигон
Meduza
{{ hourTwoDigit}}:{{minuteTwoDigit}}, {{day}} {{monthName}} {{year}}

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Что это за сообщение и почему оно повсюду на «Медузе»?

В начале октября представители духовенства Саудовской Аравии призвали к джихаду против властей Сирии, России и Ирана. Все знают, что «джихад» — это «священная война», и что связана она с активной борьбой за мусульманские ценности. Этим, как правило, представления о джихаде и ограничиваются. «Медуза» задает вопросы про джихад и находит на них доступные ответы.

Джихад — это вообще что?

Правильный, но скучный ответ. Джихад в самом популярном понимании — битва за веру, война против неверных. Само слово возникло от арабского корня «джахада» — «прилагать усилия». С ранней истории ислама джихад считался религиозной обязанностью каждого мусульманина. Некоторые радикальные исламисты называют его шестым столпом ислама. Большую роль в становлении современного исламского фундаментализма сыграли идеи египетского проповедника и идеолога радикального крыла «Братьев-мусульман» Саида Кутба. Одной из основных его концепций стало разделение мира «мир ислама» и «мир джахилии» (мира невежд, который нужно завоевать и исправить). Его идеи легли в основу деятельности «Талибана», «Аль-Каиды», «Исламского государства» (организации признаны в России террористическими и запрещены).

Реклама

А теперь свои словами. Священная война мусульман против иноверцев для распространения ислама.

Джихад всегда связан с насилием?

Правильный, но скучный ответ. По исламской теории существуют два джихада. И основной — так называемый «большой джихад» — связан с «усилием на пути Аллаха»; это помощь ближним, изучение Корана, борьба со своими слабостями и ленью. Важность «большого джихада» подкрепляется словами пророка Мухаммеда: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

А теперь своими словами. Не всегда, но в Коране указано, что каждый мусульманин должен быть готов защищать с оружием свою веру.

Существует ли «неправильный» джихад?

Правильный, но скучный ответ. Любой улем (старейшина) или совет улемов (совет старейшин) может издать свою фетву (указ) о том, что объявленный им джихад правильный, и необходимо вести именно его. Эта фетва будет иметь значение только для тех мусульман, которые признают этого улема в качестве авторитета. В другом совете джихад могут посчитать ошибочным. Кроме того, важно, какие еще существуют источники права, кроме Корана и Сунны. Помимо иджмы (когда решение принимается единогласно на совете улемов), в мусульманском праве используется кыяс (решение принимается по аналогии с тем, как было написано в Коране) и иджтихад (решение принимается по личному суждению и трактовке, им часто, например, пользуется лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади). «Джихад», одобренный аль-Багдади, другие могут считать ошибочным. По той же причине призыв саудовского духовенства важен только для тех мусульман, которые уважают этих конкретных старейшин.

А теперь своими словами. Отклонение от нормы в исламе очень относительно, в мусульманском мире нет общего авторитета (вроде папы римского), который мог бы призвать к джихаду — и все бы были обязаны подчиниться. Поэтому одни мусульмане могут даже объявить джихад другим мусульманам (в апреле 2015 года, например, ИГ объявило джихад «Талибану»).

Российские мусульмане могут объявить джихад властям России?

Правильный, но скучный ответ. Теоретически — могут, если среди них появятся авторитеты, готовые издать фетву, призывающую к борьбе с российским государством. Кроме того, среди российских мусульман нет единения: не существует ни институционального единства, ни человека, на которого ориентировались бы все верующие (и который мог бы объявить джихад).

А теперь своими словами. «Официальные» мусульмане вряд ли, но экстремистские бандформирования с Северного Кавказа объявляли его российским властям не один раз.

Материал подготовлен при участии лектора курса «Ислам в истории и современности» в Высшей школе экономики Софьи Рагозиной

Вы читали «Медузу». Вы слушали «Медузу». Вы смотрели «Медузу» Помогите нам спасти «Медузу»

В течение тридцати лет он оставался в Мекке, призывая к единобожию и перенося вместе со своими последователями все муки, а затем переселился со своими сторонниками в Медину, чтобы создать новое исламское общество на основе справедливости, любви и равенства. Аллах оказал ему поддержку различными чудесными явлениями, важнейшим из которых был драгоценный Коран, призывающий к единобожию, знаниям, Джихаду (борьбе за веру) и к благородным нравам.
Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) рассылал послания к царям с призывами принять Ислам. Так, он написал Ираклию, великому императору византийскому:»Стань и ты мусульманином, и Аллах наградит тебя вдвойне».
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«…О обладатели Писания ! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха…» (Семейство Имрана, аят 64).
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) боролся с многобожниками и иудеями и победил их. Он лично участвовал примерно в двадцати военных походах и послал десятки отрядов своих сподвижников, чтобы они совершали Джихад, призывали к Исламу и освобождали народы от несправедливости и порабощения. При этом он учил их начинать с проповеди единобожия.