Его тьма

1:5 Сущность благовестия, принесенного на землю Воплотившимся Словом Божиим, слышанного от Него апостолами и ими возвещаемого людям, апостол Иоанн здесь выражает в форме краткого афоризма с противоположением мысли положительной и мысли отрицательной (параллелизм антитетический): Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Судя по афористическому характеру этого выражения, а еще более по прямому свидетельству апостола: «мы слышали от Него», — можно думать, что здесь воспроизведено точное изречение, собственные слова Спасителя — одно из тех немалочисленных аграфа (ἄγραφα) — не записанных в Евангелии изречений Господа, которые сохранились лишь в писаниях апостолов (таково приводимое ап. Павлом в речи к ефесским пастырям изречение Господа: «блаженнее давать, нежели принимать» Деян 20:35) или в более поздних памятниках христианского церковного предания. Возможно, впрочем, как и предполагают некоторые толкователи, что рассматриваемое изречение есть обобщение, сокращение или напоминание нескольких подобных изречений Христа Спасителя о Себе, как о свете (Ин 8:12; 9:5), самим апостолом выраженное в афоризме.

Во всяком случае, положение: «Бог есть свет» есть одно из выражений, употребляемых ап. Иоанном, которыми описывается собственное существо Бога, каковы: «Бог есть Дух» (Ин 4:24) и «Бог есть Любовь» (1 Ин 4:8): если другие новозаветные писатели говорят о свойствах и действиях Бога, то св. Иоанн, говорит о том, что есть Бог в своем существе. Основное понятие, даваемое именем света в приложении к Богу, есть понятие абсолютного нравственного совершенства, ср. Иак 1:17, совершеннейшей святости. Как в видимом мире свет есть стихия превосходнейшая и благодетельнейшая, все освещающая, согревающая, оживляющая, так и в Боге «свет» есть совокупность и полнота Его Божеских совершенств — святости, премудрости, всеведения, благодати и др., по которым Бог все в мире озаряет, просвещает, оживотворяет, приводит к блаженству. И нет никакого недостатка ни в одном из этих свойств Божиих, нет никакой тени в присносущем свете существа Божия. Итак Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самою сильною любовию. Под тьмою имеет в виду или незнание, или грех, ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место (только) в веществе и в нашем расположении… А что апостол называет тьмою грех, это видно из евангельского изречения его: «и свет во тьме светит, и тьма его не объяла» (Ин 1:5), где тьмою он называет нашу греховную природу, которая по всей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему к греху. Итак, Свет, соединившийся с нашим естеством, весьма уловляемым, стал совершенно неуловим для искусителя, ибо Он греха не сотворил (Ис 53:9).

Из учения о Боге, как Свете, апостол далее делает два нравственно-практических вывода: а) о необходимости для христиан ходить в вере истины и чистоты, признавать и исповедывать свои грехи и очищаться кровью искупителя (1:6; 2:2) и б) о долге их соблюдать заповеди Божии, особенно заповедь о любви (2:3-11).

1:6-7 Каждый христианин как член царства Божия, должен находиться в живом общении с Богом. Но необходимым для того условием является хождение христианина в свете истины и святости. При отсутствии же этих условий христианин заблуждался бы или допускал бы сознательный обман, почитая себя стоящим в общении с Богом — Светом истины и святости. Резкость тона, по-видимому, говорит о том, что апостол имеет в виду каких-то лжеучителей, искажавших истинное понятие о существе христианской жизни и общения с Богом. «Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, нет тьмы и не может быть; то и мы, как общники света, не должны в себя принимать тьму, чтобы не понести наказание за ложь, и вместе с ложью не быть отторгнутым от общения с светом» (блаж. Феофилакт). Истинное же общение с Богом, истинное хождение во свете по закону богоуподобления необходимо проявляется в общении и с ближними, в братолюбии. Но источник благодатной силы ходить в свете общения с Богом и ближними заключается единственно в искуплении всего мира кровью Сына Божия. «Никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровью Его, пролитою за нас» (блаж. Феофилакт).

1:8-10 Уже в последних словах ст. 7-го апостол высказал мысль, что грех действует и в христианах, и что все они имеют нужду в очищающей силе крови Христовой. Теперь, имея в виду, быть может, лжеучителей, отвергавших эту истину, апостол с особенною настойчивостью доказывает необходимость для всех христиан иметь сознание испорченности своей природы и склонности ко греху. Недостаток этого сознания, а тем более полное его отсутствие ведет не только к пагубному самопрельщению (ст. 8), но далее — в конце концов — к отрицанию искупительного дела Христова, к признанию даже Самого Бога лжецом (ст. 10), ибо, если люди сами по себе могут быть без греха, то излишни искупление и Искупитель, и Слова Писания о необходимости для всех искупления оказывались бы лживыми. Но отрицая и осуждая со всею решительностью самопрельщение и притязание на совершенную безгрешность, апостол вместе с тем разрешает естественно возникающий вопрос: как же примирить греховное состояние христианина с необходимым требованием общения с Богом, Который есть свет? Ответ на это недоумение апостол дает в ст. 9 в том смысле, что необходимым условием общения нашего с Богом при наличности несомненной греховности нашей — исповедание, т. е. открытое, решительное и настойчивое признание наших грехов: ἐὰν ὁμολογω̃μεν τὰς ἁμαρτίας ἡμω̃ν — исповедание не общей только греховности, но определенных грехов, известных, как деяния тьмы. Что исповедание грехов не может ограничиться одним внутренним сознанием, а должно сопровождаться и внешним исповеданием или открытым самосуждением пред Богом и пред свидетелем, поставленным Богом вязать и решать грехи человеческие (Ин 20:22-23), это предполагается уже значением и новозаветным употреблением термина ὁμολογει̃ν, заключающего в себе мысль о внешней высказанности или выражении того или другого пред людьми (ср. Мф 10:32-33; Ин 1:20). «Сколь великое благорождается от исповеди, видно из следующих слов: «скажи ты прежде грехи свои, чтобы оправдаться»» (Ис 43:26) (блаж. Феофилакт). При выполнении нами требуемого условия — исповедания грехов — Бог, по уверению апостола, непременно простит грехи кающемуся (слав.: оставит грехи наши) и внутренне очистит грешника от неправды (очистит нас от всякой неправды). В этом одновременно осуществляется и верность, и праведность Бога. «Бог верен, это то же, что истинен; ибо слово верен употребляется не о том только, кому вверяют что-нибудь, но и о том, кто сам весьма верен, кто собственною своею верностью может и других делать такими. В таком смысле Бог верен, а праведен Он в том смысле, что приходящих к Нему, как бы ни были они грешны, не прогоняет (Ин 6:37)» (блаж. Феофилакт).

2:1-2 Желая предотвратить возможность перетолкования изложенного в 1:5-10 учения, св. Иоанн Богослов с отеческою трогательностью выразительно напоминает читателям, что написанное им в этих стихах отнюдь не может служить оправданием легкого отношения ко греху и его многоразличным проявлениям, напротив: целью там сказанного является отвращение читателей и христиан вообще от греха: сие пишу вам, да не согрешаете. Но вместе с тем для людей особенно чуткой совести, искренно ищущих свободы от греха и истинного христианского совершенства, но глубоко сознающих греховность человеческой природы, апостол присоединяет и ободрение в вере во всесильное ходатайство Господа Иисуса Христа, великого и вечного Ходатая (παράκλητον, Вульгата: advocatum) за человечество пред Богом Отцом (ср. 1 Тим. 2:5). «Апостол, зная, что природа наша непостоянна и греховна, что влечение ко злу мы всегда носим в себе, что завистник диавол препятствует своими ковами спасению нашему, что посему и примирившиеся уже с Богом через исповедь, если живут невнимательно, не избежат греха, внушает теперь, что, если бы мы пали после прощения грехов, то не должны отчаиваться. Ибо, если обратимся, то можем и опять получить спасение через посредничество Господа Иисуса Христа, потому что Он, ходатайствуя о нас пред Отцом, умилостивит за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Апостол сказал это потому, что писал иудеям, сказал для того, чтобы показать, что благотворность покаяния не ограничивается только ими одними, но простирается и на язычников, или что обещание это относится не к одним только современникам, но и ко всем людям последующих веков. Иисуса Христа он называет Ходатаем за нас, умоляющим или уговаривающим Отца… с особенною целью, именно — представить, что Сын имеет одно естество и одну силу со Отцом, и что действие одного из трех пресвятых Лиц общим прочим лицам» (блаж. Феофилакт).

2:3-6 Высказав основной догмат Христовой христианской веры о Христе, как Искупителе и Ходатае человечества и всего мира, апостол теперь указывает то непременное условие, при котором ходатайство Спасителя будет действенно и спасительно для нас, — именно соблюдение заповедей Его, деятельное осуществление Его заветов, а не одно только интеллектуальное познание Его. Имея, по-видимому, в виду каких-то лжеучителей, хвалившихся своим христианским ведением, но ничего не делавших для проведения этого знания в жизнь (ст. 4-6), апостол со всею силою настаивает на том, что правильное отношение человека к Богу и чистота самого ведения его обнаруживаются только из соответственного жизненного поведения человека.

Соблюдение нами заповедей Божиих (ст. 3-5) служит лучшим доказательством того, что мы знаем Бога. При этом жизненною связью между богосознанием и соблюдением заповедей является истинная христианская любовь. «Совершенная любовь, говорит, доказывается делами. Но как бывает, что иной (по-видимому) правильно и точно соблюдает заповеди, а внутреннее его расположение нечисто, почему он далек от Бога; то апостол говорит, что присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу… И от противного подтверждает то же, употребляя самое полное доказательство» (блаж. Феофилакт). Постоянным образцом жизненного поведения должен быть Христос Спаситель, осуществивший волю Божию во всей полноте (ст. 6. Сн. 1 Петр 2:21; Ин 8:29; 17:4).

2:7-8 Преподав читателям наставление соблюдать заповеди (ст. 3-5), особенно заповедь о любви, и указав на высочайший образец любви и вообще совершенства христианского в Господе Иисусе Христе (ст. 6), апостол, как бы предупреждая возможное со стороны читателей указание трудности выполнения этого завета и этого подражания, свидетельствует теперь, что выставляемое им требование не есть что-либо новое, а составляет древнюю (Лев 19:18), хотя вместе и новую заповедь. «Так как послание это соборное, писано обще ко всем, к иудеям и язычникам, то по отношению к иудеям можно сказать, что апостол пишет им заповедь о любви не новую, а древнюю. Ибо и на скрижалях Моисеевых написано было: «люби, после Бога, и ближнего своего, как самого себя» (Лев 19:18) … Закон о любви к ближним написали и у язычников. Как так? Он написан у них на скрижалях сердца естественными помыслами… Итак, и язычники приняли закон или заповедь древнюю, так как сама природа предписывает нам быть кроткими друг к другу, вследствие чего человек есть животное общительное, а это невозможно без любви. В древних историях записано даже много таких людей, которые умирали за других, а это есть знак высочайшей любви, как объяснил Спаситель наш, говоря: «нет больше сей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13)» (блаж. Феофилакт). Однако христианская любовь к ближним не есть ни естественное только, присущее и душе человека по природе, человеколюбие, возможное и у язычников, ни предписание, имеющее целью ограничить страсть к мстительности, как в законе Моисеевом, а нечто далеко превосходящее то и другое, как свободная любовь христиан между собою во имя Христово, как любовь, озирающаяся на совершенно новое, дотоле неизвестное основание.

Таким образом, «любовь к ближним есть заповедь древняя и вместе новая»: она заповедь древняя, потому что сообщена еще в ветхозаветном откровении, но она вместе и заповедь новая, ибо во всей полноте осуществлена только Иисусом Христом, и осуществляется по примеру Его, в верующих, в жизни которых тьма уже проходит и начинает сиять истинный свет Боговедения (ст. 7-8) (проф. прот. Богдашевский Д. И. Цит. соч. С. 12).

2:9-11 Раз установлено, что истинный свет боговедения и любви христианской уже светит на земле и что постепенное осуществление христианского идеала обязательно для всех христиан при наступивших новых условиях жизни во Христе, то легко определить, кто принадлежит к этой области света, и кто — к противоположной области тьмы. Бесспорный признак, по которому можно различить сынов света от сынов тьмы, есть братская во Христе любовь к ближним (ст. 9, ср. Ин 13:34-35): присутствие этой любви в человеке доказывает действительную принадлежность его к области света (ст. 10), а отсутствие ее в человеке, хотя бы именующем себя сыном света, — верный знак того, что он — не христианин, сын тьмы (ст. 9-11). «Близость или любовь к Богу прежде всего узнается из любви к ближнему. Ибо невозможно, чтобы освещенный знанием Бога и исполненный любви к Нему имел тьму ненависти к брату своему; потому что свет и тьма в одно и то же время в одном и том же предмете не могут быть вместе. Посему освещенный любовью к Богу и имени Бога, и по отношению к брату имеет свет, который возжигается от любви к брату. А кто говорит, что он любит Бога, между тем ненавидит брата, тот находится в постоянной тьме, у того разумные очи всегда помрачены, потому что он утратил свет общения с Богом и с братом. Он не знает уже и того, что для него самого может быть полезно» (блаж. Феофилакт).

Обращает внимание то, что апостол здесь (ст. 9 и 11) и в других местах послания противополагает понятию любви не недостаток любви, а прямо ненависть, т. е. берет диаметрально противоположные понятия и ставит их во взаимно-исключающее отношение. Хотя в жизни бывает бесконечно много степеней и оттенков любви и нелюбви, но апостол все рассматривает с точки зрения абсолютной, со стороны принципа и конечных результатов: для него, поэтому, существует только два царства или направления — царство света и царство тьмы; на одной стороне Бог, на другой — мир; там — жизнь, здесь — смерть (ср. 3:14); там любовь и все средства к спасению, здесь — ненависть и полная невозможность спастись. Отсюда проистекает чистота, глубина и сила христианской этики апостола.

2:12-14 Предложив вниманию читателей учение о хождении в свете и сущности богослужения и о любви, как главнейшем условии последнего (1:6-2:8), и имея в виду далее (со ст. 15) дать указания, как христианам должно относиться к миру, апостол этому последнему предостережению предпосылает сильное и настойчивое воззвание к христианам разных возрастов. Обращение: «чадца», τεκνία (ст. 12), и «дети», παιδία (ст. 14), суть не названия детей в собственном смысле, а отеческое обращение старца апостола ко всем читателям-христианам без различия возраста, как показывает употребление τεκνία в 2:1,28; 3:7,18; 4:4; 5:21; и παιδία в 2:18. Другими же названиями: «отцы», «юноши» обозначаются более степени духовных совершенств и качеств, чем возрасты естественные, хотя нельзя исключать совсем и последних (слово νεανίσκοι не идет для обозначения одной лишь духовной зрелости), потому что возможно совпадение возраста естественного с духовным. Обращение к разным возрастам или классам читателей апостолом сделано в двух параллельных рядах, причем первый ряд обращений объединяется глаголом γράφω, пишу, в наст. вр., а обращения второго ряда связываются тем же глаголом в форме аориста. Различная в христианском обществе отдельных членов неодинакового возраста, духовного и естественного, апостол всем им усвояет высокие духовные преимущества и блага, полученные ими в христианстве, — с целью отвратить их от привязанности к миру (ст. 15). Именно, «обращаясь прежде всего ко всем христианам общины (τεκνία), апостол говорит, что он пишет им потому, что грехи их прощены им (2:12). Но прощение грехов предполагает познание Того, через Кого даровано нам это высочайшее благо — познание Спасителя Иисуса Христа. Хотя познание такого рода, как и прощение грехов, принадлежит всем христианам, но оно преимущественно отличает «отцев». Пишу вам, отцы, — говорит апостол, — яко познасте Безначальнаго. Отпущение грехов предполагает, далее, борьбу с грехом и победу над ним, и так как эта борьба сравнительно недавно совершена юношами, и, следовательно, последние должны особенно заботиться, чтобы не потерять приобретенного, то апостол Иоанн, обращаясь к ним, говорит: пишу вам, юноши, яко победисте лукавого (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 15-16). Возможно, что здесь имеется в виду «какое-нибудь особенно сильное столкновение с еретиками, из которого малоазийская церковь вышла победительницею, благодаря преимущественно энергии молодого поколения» (проф. Н. И. Сагарда, с. 395). Во втором обращении к юношам (ст. 14) апостол поясняет, что сила, при помощи которой юноши победили лукавого, была не собственная их сила юношеской полноты жизни, а сила божественная, духовная — сила слова Божия, Евангелия, пребывающего в них.

2:15-17 Указав в нарочитом двукратном воззвании к христианам разных возрастов на высокое благодатное состояние христиан, апостол теперь решительнее высказывает предостережение против мира, лежащего во зле, и обманчивых благ мира. Что же такое мир, ὁ κόσμος, от привязанности к которому предостерегает апостол с особенною настойчивостью? «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых, под находящимся в мире разумеет то, что совершается по похоти плотской, что, действуя через чувства, возбуждает похоть… вообще все, враждебное Богу» (блаж. Феофилакт). Таким образом, это — мир, от которого, по увещанию апостола Иакова, истинный христианин должен беречь себя неоскверненным (Иак 1:27); до гроба с ним есть вражда против Бога (Иак 4:4). Два основания указаны апостолом в доказательство необходимости решительного и полного отделения от мира: во-первых, то, что любовь к Богу не совместима с любовью к миру (ст. 15) — несовместима по той причине, что сущность мира, внутреннюю, одушевляющую его, жизнь образует греховная, боговраждебная похоть извращенной грехом природы человеческой (ср. Рим 7:7 и сл.), разветвляющаяся на три главные страсти — похоть плоти или чувственность (ср. Рим 8:7-8), похоть очей и гордость житейская, — на которых, как на рычаге, вертится лежащий во зле мир и со стороны которых искушал Самого Господа диавол в пустыне (Мф 4:1-11 и др.); во-вторых, не нужно любить мира и потому, что он не может доставить там того постоянного и неизменного блага, к которому мы стремимся, так как мир и его желания есть нечто текучее, преходящее, тогда как исполняющий волю Божию находит благо, навсегда пребывающее (ст. 17). «Мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно» (блаж. Феофилакт).

2:18-19 Упомянув о том, что мир приходит и близится к гибели (ст. 17), апостол теперь указывает наличность признаков близости наступления «последнего времени» (ἐσχάτη ὥρα) мира, т. е. близости заключительной эпохи мира и второго пришествия Господа (ср. Иак 5:3,8; 1 Петр 1:5; 4:7 и др.). Таким признаком апостол называет явление антихриста, ὅτι ἀντίχριστος, даже многих антихристов, ἀντίχριστοι, т. е. лжеучителей, ниспровергающих учение о Христе Спасителе и вместе все дело Христа, ст. 22-23; 4:3; 2 Ин 7. Апостол свидетельствует, что о пришествии этих антихристов верующие уже ранее слышали — разумеется, из учения и предсказаний Самого Спасителя (Ин 5:43; Мф 24:24), а еще более из учения ап. Павла о «противнике», ὁ ἀντικείμενος, 2 Фес 2:2-10. Вводя здесь новое название противников Христа и Его учения, апостол различает антихриста, тожественного с «противником» (2 Фес 2), имеющего явиться пред пришествием Господа на последний суд, и антихристов, т. е. лжеучителей, начавших появляться еще при апостолах, особенно же к концу апостольского века (Симон волхв, Керинф, николаиты, докеты и др.). Все они представители духа антихриста (4:3), который имеет прийти в «последнее время» и действия которого (как «зверя», θηρίον) апостол Иоанн подробно изображает в Апокалипсисе (Откр гл. 13). Здесь же апостол, предостерегая верующих от соблазнов со стороны лжеучителей, отмечает, что лжеучители прежде принадлежали к церкви, но затем отделились от нее, как не имевшие с нею внутренних связей. «Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того, чтобы иметь доверие обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно против Его проповеди. Посему, говорит, «от нас». «Изыдоша», т. е. хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали собственные хулы. «Не беша от нас», т. е. из части спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе с своими» (блаж. Феофилакт).

2:20-21 Апостол не считает необходимым подробное раскрытие об антихристах или лжеучителях: как христиане читатели послания обладают ясным сознанием истины из непогрешительного источника — от божественного дара «помазания от Святого» (χρι̃σμα ἀπт του̃ ἁγίου, т. е. Иисуса Христа, ср. ст. 27), преподающего всем верующим дары Святого Духа через особое видимое действие (2 Кор 1:21; Еф 4:30), дополняющее крещение (Деян 8:14-17; 10:47-48). Апостол пишет не для научения новому, а для напоминания и утверждения читателей в известном им с первых дней их христианского бытия. «Помазание», благодать Святого Духа, дарованная христианину вслед за крещением, в миропомазании, дает христианину верный принцип для распознания христианской истины от ее искажения; конечно, христиане, в силу благодати помазания называемые «царями и священниками Богу» (Откр 1:6), знают «все» (πάντα) не в абсолютном, а в ограничительном смысле: знают истину благовестия евангельского, истину дела спасения, совершенного Христом Спасителем, Сыном Божиим.

2:22-23 Упомянув в ст. 18 о появлении уже многих антихристов или лжеучителей, апостол здесь указывает сущность их пагубного лжеучения со всеми вытекающими из него следствиями. Суть антихристианского учения, по апостолу, заключается в отрицании того, что Иисус есть Мессия — Христос, пришедший для спасения людей. Всякий лжеучитель, отрицающий эту основную истину христианства, есть лжец (ψεύστης) в преимущественном смысле, истинный антихрист, вместе с непризнанием Сына Божия, лишающий себя и всякого богопознания: «всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца» (23 ст.) — так как только из познания свойств и действия Сына можно узнать свойства и действия Бога Отца, по слову Самого Господа: видевый Мене виде Отца… Аз во Отце и Отец во Мне есть (Ин 14:9,10).

Так, бесспорно, что непризнание Сына затворяет путь к познанию и Отца. «Иудеи отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали, ибо, если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сын Единородного» (блаж. Феофилакт). Но для спасения нужна не только вера в Сына Божия и познание Его, как и Отца, но исповедание Его, т. е. свидетельствование словом и делом своей веры в Него (Мф 10:32-33; Рим 9-10; 1 Тим 6:12-13).

2:24-25 Антихристианскому лжеучению апостол противопоставляет евангельское благочестие, слышанное каждым верующим в начале христианской жизни. Апостол убеждает христиан неизменно, без всяких изменений и прибавлений, хранить принятую христианскую истину, говоря, что под условием пребывания ее в них, осуществится пребывание их в Сыне и вечная их жизнь, — по обетованию Спасителя (см. Ин 17:21,23). «Храните у себя то, что слышали от начала, именно, что Христос есть Бог, ибо это значат слова: в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, т. е. будете в общении с Ним» (блаж. Феофилакт).

2:26 Окончив речь о лжеучителях, апостол кратко обозначает содержание предыдущей речи, а вместе с тем показывает и цель ее — предотвратить пагубное влияние обольстителей на читателей послания.

2:27-28 Возвращаясь к речи ст. 20, апостол теперь подробнее говорит о животворной и просвещающей силе того благодатного помазания, того сообщения благодати Святого Духа, которое приняли христиане от Сына Божия. «Слова: «вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» нужно понимать не в отношении к каждому члену Церкви порознь, так как в ней есть и дети, имеющие нужду в научении, дети и по возрасту и по знанию, требующие наставления, вразумления, учения… Для всего этого есть и должны быть в Церкви отцы, учители, воспитатели, врачи духовные. Но в общем, в сущности, Церковь Христова имеет столько спасительного ведения и столько спасительных средств познания веры, что может не иметь и не имеет никакой нужды ни в каком ином учении, ни в каких иных учителях, которые вздумали бы учить чему-либо другому, несогласному с учением апостольским, хранимым в Церкви» (еп. Михаил). Верующих научает Сам Дух Святой, изливающий на них дары Свои (Ин 15:15; 16:12-13). По существу своему «помазание» есть творческое действие всей Пресвятой Троицы, 2 Кор 1:21-22.

2:28 В ст. 28 апостол указывает новое сильное побуждение для христиан непоколебимо пребывать в истине евангельского благовестия: ввиду близости «последнего времени» (ср. ст. 18), христиане должны всегда быть готовы предстать на суд Христов — так, «чтобы иметь дерзновение, и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». Так, «сказав о появлении антихристов и о том, что все их учение развращенно, и достаточно убедив (верующих) непреложно содержать то учение, которым они оглашены, апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостью награды как бы еще более укрепить их… Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, т. е. того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это сделать с дерзновением, нисколько не стыдясь в пришествии Его» (блаж. Феофилакт).

2:29 Если доселе в разъяснении богообщения апостол выходил из понятия, что Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единые (1:5), то теперь он при раскрытии того же предмета пользуется понятием рождения от Бога; поэтому, если в первых двух главах послания общение с Богом представлялось, как хождение в свете, то теперь оно рассматривается, как благодатное богосыновство, и это последнее понятие раскрывается у апостола сначала со стороны его признаков (2:9-3:24a), а затем — со стороны его источника (3:24b-4:21). Первый признак духовного, благодатного рождения христианина от Бога составляет делание правды по примеру праведного Бога и Христа (ст. 29). «Иные могли спросить: что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему? Апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него, ибо праведный рождает праведных. А сколь высокую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика любовь и благость, которую Он подает вам» (блаж. Феофилакт).

Второй сезон немецкого научно-фантастического сериала Netflix вышел в эти выходные. А начался «Тьма» с пропажи ребёнка в маленьком и очень дождливом немецком городке Винден. На протяжении всех 10 эпизодов сериал выстраивал сложную загадку, включающую и путешествия во времени, и запутывание своих же следов. И пока мы пытались разгадать тайну того, куда исчез Миккель Нильсен, список персонажей только расширялся и становился всё более запутанным. И, если после окончания 1 сезона, вы всё ещё затрудняетесь связать между собой события 1953, 1986 и 2019 годов, вы определённо не одиноки. В сериале «Тьма» осталось много неразгаданного и сложного. В попытке разобраться в том, что же произошло в конце последнего эпизода, мы подготовили медиагид по сериалу. Запаситесь клубничным мороженым и кувшином воды. Отправляемся в тяжёлое путешествие!

СРАЗУ К СПОЙЛЕРАМ

Пользователь Christianlorenz97 создал это генеалогическое дерево всех влияющих на сюжет жителей Виндена. Мы оставим его здесь, чтобы вы могли пролистать на вверх и посмотреть на него ещё раз, когда это понадобится.

НАПОМНИМ

Сериал начинается в 2019 году. Михаель Канвальд, отец Йонаса и муж Ханны покончил жизнь самоубийством, оставив посмертную записку с подписью «не открывать до 4 ноября 22:13»

В это время пропадает рыжеволосый мальчик по имени Эрик Обендорф. Никто не знает, где находится герой уже две недели, поэтому дело официально передано в руки полиции. Для ответственного за него Ульриха Нильсена оно очень личное — его брат-подросток пропал 33 года назад. (Найден он так и не был).

Одноклассники пропавшего Эрика, по словам ребят из школы — законченного наркодиллера, идут в лес, чтобы найти его заначку. Во время прогулки младший сын Ульриха Нильсена — Миккель пропадает в лесу рядом с таинственными пещерами. Присутствующий при этом подросток Йонас Канвальд, наконец готовый начать жить после смерти отца, решает найти мальчика. И впутывает себя в сложнейшее испытание.

На следующий день в лесу появляется мёртвый ребёнок, носящий на шее никелевые жетоны с надписью «1986». У него сильные ожоги вокруг глаз, а также лопнувшие барабанные перепонки. Это не Эрик и не Миккель.

В то же время мы видим, как Миккель находит выход из лесной пещеры. Но по возвращении в город он осознаёт, что на дворе не 2019, а 1986 год. А окружают его знакомые лица, но на 33 года моложе.

В дальнейшем события также продолжают параллельно происходить в разных временных рамках: 1953, 1986, 2019 годах. Но повествование облегчается тем, что действие не выходит за границу Виндена. Сосредоточен сюжет на четырёх семьях — Канвальд, Нильсен, Допплер, Тидеман, которые жили здесь в течении нескольких поколений. Что удобно для постановки шоу, поскольку персонажи регулярно сталкиваются с более молодыми версиями себя и своих родственников. (Когда они путешествуют во времени через пещеру). Но такое повествование делает сериал намного более запутанным для восприятия.

Неудивительно, что растеряться легко! Но мы здесь, чтобы направить происходящее.

ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ

Сериал сосредоточен на нескольких важных локациях — одна из них подвал, где Ной (подробнее о нем позже) построил машину, которая открывает червоточины каждые 33 года. (Теория о 33 днях интересная: Ной объясняет это тем, что год нельзя вписать в привычное нам 365/366 дней. Лишь каждые 33 года все оставшиеся часы полностью выровняются, и отсчёт начинается вновь).

Ной использует пропащих детей для проверки своего открытия. Но не в 1953, не в 2019 оно не работает, как это было им запланировано. Машина убивает детей и переносит их обезображенные трупы в другую эпоху. В то же время устройство открывает червоточину в пещерах, поэтому Хельге (подробнее о нем также попозже) может пройти через неё и найти тела погибших детей. Он вытаскивает их из подвала и оставляет на видном месте, пока полиция не обнаруживает их.

Так, первая загадка разгадана. Ребёнок, который был найден в первом эпизоде — это Мадс Нильсен — брат Ульриха. Он пропал без вести в 1986 году и перенёсся в 2019.

КТО ЕСТЬ КТО. КЛАУДИЯ ТИДЕМАНН И НОЙ

Ной — убийца, путешественник во времени, облеченный в одежду священника. Сказать много о нём не получится. В отличие от других героев, его происхождение остаётся неясным даже к концу сезона. Хотя сценаристы упорно подбрасывают подсказки. (Существует предположение, что Ной мог быть мужем Агнес Нильсен и отцом Тронте. Агнес говорила, что она была замужем за священником. В 1953 году фермер, у которого однажды умерло 33 овцы, также говорит: «В церкви новый священник». Агнес и Тронте — новички в городе (и снимают комнату у матери Клаудии).

В то время как большинство других персонажей мы увидели в разных возрастах, Ноя показывают только в среднем возрасте. Или, по крайней мере, мы так думаем по окончании 1 сезона.

Клаудия — опытный путешественник во времени. И помимо Ноя единственная, кто контролирует весь процесс перехода.

Клаудия 1953 года (Гвендолин Гёбель) — избалованная и тщеславная девочка. Она поучает жизни Хельге и флиртует с молодым Тронте. В 1986 году Клаудия уже глава центральной атомной электростанции Виндена. В том же году на станции происходит радиоактивная утечка. А все бочки с ядерными отходами хранятся в тех самых пещерах.

Недалеко от места выброса пропадает собака Клаудии. Она появляется в 1986 году рядом с пещерами, где Клаудия и находит ее. На тот момент она уже знает о путешествиях во времени (в 1986 году она получила книгу Часовщика). По окончании сезона, кажется, Клаудия единственная, кто может победить Ноя. Но что вы об этом думаете? Нам действительно остается непонятным, на хорошей ли она стороне.

В 2019 году мы познакомимся с другой версией Клаудии (Лизы Кройцер). Она живет в изоляции в таинственном подземном бункере, который может быть в любом из трех временных отрезков шоу.

Клаудия играет огромную роль в начале борьбы с червоточинами. Именно она передает чертежи устройства Часовщика и убеждает Незнакомца починить его. Есть ощущение, что две стороны, которые будут бороться за власть над путешествиями во втором сезоне, — это Хельге и Ной против Йонаса (Незнакомца) и Клаудии.

КТО ЕСТЬ КТО. НИЛЬСЕНЫ

Ульрих Нильсен

В сериале «Тьма» в 1986 Ульрих (Лудгер Бёкельман) — нарушитель общественного порядка, главный хулиган школы. Но он быстро взрослеет и жениться на своей школьной возлюбленной Катарине. В будущем он примерный семьянин, отец трех детей и детектив. Играет его Оливер Мазуччи.

Ульрих находит записи Эгона за 1986 год, которые делают Хельге подозреваемым в деле о пропаже детей. В комнате Хельге он находит подтверждение — вещи, связанные с преступлениями. (Монету в пять пфеннигов на красной нитке и книгу «Путешествие сквозь время»). Расследование Ульриха приводит его к временно́му порталу, который относит его в пятидесятые. Там он встречает Хельге совсем еще мальчиком. Но уже проявляющим наклонности убийцы — он хранит в коробке мертвых птиц. Ульрих уверен — все происходящее может остановить смерть ребенка. Он избивает его до полусмерти, а потом оставляет истекать кровью. После этого Ульрих хочет вернуться в своё время и отправляется в пещеру, где его задерживает полицейский Эгон Тидеманн.

Связав исчезновение мальчика и мужчину, с ног до головы испачканного кровью, детектив арестовывает Ульриха. И 66 лет спустя Шарлотта Доплер находит в архиве полицейскую фотографию её пропавшего коллеги.

Катарина Нильсен

Хотя Катарина (Йордис Трибель) в 2019 году — преданная мать и директор школы, Катарина (Неле Требс) в 1986 году — такой же маленький бунтарь, как и ее парень. Независимо от того, в какой период времени вы будете наблюдать ее поведение, вы непременно заметите особо острые углы ее личности. С ней все просто — никаких путешествий во времени!

Яна Нильсен

Бедная Яна. Яна 1986 года (Анна Лебински) или Яна в сериале «Тьма» 2019 года (Татьяна Сейбт) — ее буквально исключают из повествования. Мать Ульриха не может прийти в себя после трагического похищения ее младшего сына Мадса. И поэтому все, что ей остается делать — защищать оставшихся членов семьи. Яна врёт сыну, утверждая, что её муж, Тронте, был с ней в ночь исчезновения Миккеля.

Тронте Нильсен

Отец-подонок Ульриха, Тронте один из немногих персонажей, которых мы видим на трех этапах жизни. Он переезжает в город в 50-х годах вместе со своей матерью. Затем становится репортером и закручивает тайный роман с Клаудией. Пока его жена страдает в одиночестве.

Миккель Нильсен/Михаель Канвальд

Главный сюжетный поворот всего сериала — Миккель и Михаил одно и то же лицо. В 1986 году он (Даан Леннард Либренц) — пропавший сын Ульриха и Катарины. А в 2019 году он (Себастьян Рудольф) — решивший остаться в прошлом, отец Йонаса и муж Ханны. Тот самый человек, который убивает себя в первой сцене шоу. Его судьба — одна из самых душераздирающих историй первого сезона.

КТО ЕСТЬ КТО. КАНВАЛЬДЫ

Ханна Канвальд

Есть одна большая вещь, которая объединяет Ханну в 1986 и 2019 году: она жестока. Ханна — один из самых извращенных и лживых персонажей в сериале «Тьма». В каждом эпизоде мы можем наблюдать, как все точнее ​​раскрывается насколько темной она может быть. Невозможность получить Ульриха и неудовлетворенность своей жизнью заставляют ее творить ужасные вещи. В школе Ханна видит, как Ульрих и Катарина занимаются сексом и сообщает полиции ложную информацию о том, что он изнасиловал девушку. В 2019 году она использует свои знания о прошлом Александра Тидеманна, чтобы шантажировать героя и заставить разрушить жизнь Ульриха.

Йонас Канвальд/Незнакомец

Как и в случае с Миккелем/Михаелем, Йонас (Луис Хофманн) в 2019 году на самом деле является более молодой версией Незнакомца (Андреса Пичмана). Йонас из будущего (который каким-то образом оказался брюнетом, хотя подростком он был белокурым) возвращается в 2019 год, чтобы предостеречь себя. Он пытается объяснить, что происходит с Йонасом в 2019 и почему ему не стоит возвращать маленького Миккеля из 80-х. (Наименьшее из зол, Йонас никогда бы не родился).

В сериале «Тьма» Незнакомец — путешественник во времени, который планирует уничтожить червоточину. Он собирается сделать это с помощью машины, созданной Часовщиком — экспертом по путешествиям во времени. На эту мысль его наталкивает Клаудия. Однако Ной утверждает, что именно попытка Незнакомца замкнуть петлю, фактически и создает ее.

Инес Канвальд

В 1986 году Инес работает медсестрой в больнице, куда был доставлен ​​Миккель. Она становится его приемной матерью и верным другом. Отчасти из-за нее мальчик решает не возвращаться в будущее. В 2019 году Инес забирает и прячет ото всех прощальное письмо Михаеля. Она единственная, кто знает и хранит его тайну на протяжении стольких лет.

КТО ЕСТЬ КТО. ДОППЛЕРЫ

Петер — сын Хельге и муж Шарлотты, полицейский, работающий с Ульрихом. Питер гей и иногда тайно изменяет своей жене. Он узнает о путешествиях во времени в 2019 году, когда он в одиночку посещает подвал (который принадлежит Хельге). Произошло это так: он молился в нем в ночь исчезновения Миккеля. И увидел, как тело Мадса (брата Ульриха, пропавшего в 1986 году) внезапно упало сквозь потолок.

После он звонит Тронте (отцу Мадса), который навещает свою любовницу Клаудию. Она велит отнести тело туда, где его найдут. После этого трудно не начать собственное расследование происходящего.

Шарлотта Допплер

Шарлотта — внучка Часовщика. Большую часть 1986 года Шарлотты (Стефани Амарелль) нам увидеть не удастся. Ее линия полностью занята проблемой резкой гибели птиц.

В 2019 году повзрослевшая Шарлотта (Каролина Айххорн) — начальник Ульриха в полицейском участке. Она все еще интересуется странными явлениями, которые спустя 33 года вновь охватили город. Шарлотта пытается установить связь между пропавшими детьми и мёртвыми птицами. Она также находит доказательство того, что ее мужа, Петера не было на работе в ночь исчезновения Миккеля. Шарлотта обвиняет его в преступлении.

Хельге Допплер

В сериале «Тьма» Хельге — отец Петера и тесть Шарлотты. Он также является владельцем подвала «для путешествий» (в 2019 и 1986 году). Хельге является пешкой Ноя и работает с ним, чтобы похитить, а затем скрыть убийства детей.

Как уже было сказано выше, Ульрих возвращается в прошлое и встречает молодого Хельге. Герой пытается убить ребенка. Но Хельге не умирает. Вся история повторяется вновь.

В что время Незнакомец запускает машину, созданную Часовщиком. Этим он намеревается закрыть червоточину, но вместо этого создает ее. В одно и то же время в подвале находится подростки Йонас и Хельге — Хельге в 1953 году, Йонас в 1986 году.

Они тянутся друг к другу, и при этом Йонас переносится в будущее (предположительно, в 2052 год). После первого сезона остается неясным, что происходит с Хельге в этот момент. Но именно в это время Ной должен был найти и завербовать его — это подтверждает сын Хельге Петер, который говорит, что его отец был похищен в детстве в 1953 году.

Тем временем в 2019 году Хельге утверждает, что может исправить положение вещей. Более того, изменить прошлое и будущее. Для этого он покидает дом, чтобы вернуться в 1986 год. Там он пытается отговорить молодого Хельге от работы с Ноем. Но Хельге из 1986 не желает (кто бы мог подумать?) прислушиваться к старику. И вместо этого направляется Ною. Где Хельге из 2019 пытается убить его в автокатастрофе.

Старому Хельге удается убить только себя самого и ранить Хельге из 1986. Последний пропустил запланированное собеседование с полицией. Интервью, которое могло бы привести полицию к осознанию того, что он причастен к исчезновению детей и мог остановить все это …

КТО ЕСТЬ КТО. ТИДЕЛЬМАННЫ

Регина Тидеманн

Это может быть немного шоком, но Регина 1986 года (Лидия Мария Макридес) — добросердечный кудрявый ботаник — вырастает в богатую, но несчастливую женщину. По мере того, как сериал продолжается, вы начинаете понимать, что вызывает преобразование Регины. А главное, почему она носит такой груз на своих хорошо одетых плечах. Кстати, именно Регина обнаруживает в комнате отеля исследование Незнакомца. От чего история героиня кажется еще более незаконченной.

Александр Тидеманн

В сериале «Тьма» линия Александра и Регины — единственная счастливая романтическая история. Он оказывается рядом с ней в самый нужный момент. И, пронеся отношения черед школу, пара позже узаконивает свои отношения. К 2019 году Александр превращается в закаленного бизнесмена, ответственного за атомную станцию, которой управляет мать Регины, Клаудия. Возможно, второй сезон прольет свет на то, где Александр вырос и почему у него были два поддельных паспорта.

Эгон Тидеманн

О нем вы уже читали. В 1953 году Эгон пытается сделать себе имя честного полицейского, расследуя убийства двух молодых мальчиков. А также пытаясь найти маленького Хельге. К 1986 году старший Эгон — перегоревший детектив, которому никто в городе уже не доверяет. Кстати, в сериале «Тьма» обе линии персонажа попадают в довольно серьезные разборки с Ульрихом.

Бартош Тидеманн

Он друг Йоноса в 2019 году, пока не узнает, что Йонас встречался с Мартой,(Прежде чем Йонас узнал, что она его тетя), девушкой Бартоша.

В сериале «Тьма» Бартоша многое связывает с Ноем. По сюжету последний делает различные предсказания о том, что произойдет — что, конечно, сбывается — и этим убеждает Бартоша доверять ему. Поэтому Бартош, скорее всего, присоединится к #КомандеНоя. Более того, некоторые люди на Reddit считают, что Ной мог бы бать самим Бартошем. Мы не уверены, но звучит правдоподобно.

БУДУЩЕЕ

В финале Йонас оказывается лицом к лицу с мрачной версии будущего. Он в каюте, окруженный фотографиями прошлой, настоящей и будущей версии горожан. Все они прикреплены к стене со статьями и пометками, соединяющими их. Но когда он выходит наружу, его бьют по голове прикладом пистолета.

ПРИЧИННОСТЬ

«Тьма» полна парадоксов. Путешественники во времени отправляются в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу. Но сами оказываются причиной того, что случилось.

Незнакомец создает временную петлю, пытаясь уничтожить ее. Он может сделать это только при помощи машины, созданной Часовщиком. Но Часовщик знает, как завершить свое устройство, только потому что Незнакомец приносит ему законченную (но сломанную) версию из будущего. У Ноя есть книга, в которой, кажется, были предопределены все события еще до того, как они произошли (по крайней мере, до 2019 года), что означает, что он может быть из будущего. Возможно, из 2052 года. Или просто опытный путешественник во времени, который изучил события разных эпох.

Это также означает, что в сериале «Тьма» есть элемент идеи «Судьбы» — что все всегда будет именно так, как есть, и невозможно изменить прошлое или будущее. Совершенно ясно пока только то, что именно будущее сделало прошлое таким, какое оно есть. Будущее имеет власть над прошлым. И действия героев из будущего делают его таким, каким оно уже было должно было быть.

Ну всё. Кажется, мы разобрались со всем, что оставил нам 1 сезон. Первую серию второго сезона вы уже можете посмотреть на сайте Physkids с русскими субтитрами.

На Netflix завершился самый запутанный сериал современности — эпическая немецкая сага о четырех семьях, путешествиях во времени и тщетных (или нет?) попытках обмануть судьбу. Марат Шабаев рассказывает, чем завершилась «Тьма» и куда нить Ариадны вывела главных героев. Если вы еще не посмотрели новый сезон, то рекомендуем прочитать наш гид по сериалу.

Что происходит в третьем сезоне

Описывать все события нового сезона, кажется, невозможно, поскольку количество таймлайнов увеличилось в несколько раз. К ним добавился и параллельный мир — тот, из которого к Йонасу прибывает Марта-2 после убийства Марты-1 Адамом в финале второго сезона. Поэтому ограничимся ключевыми событиями третьего сезона.

Мир Евы

Йонас всю жизнь пытался предотвратить апокалипсис, но это стерло бы сам факт его существования, так как он дитя временных парадоксов. В третьем сезоне ему представился шанс взглянуть на мир, в котором он никогда не рождался.

В этом измерении Ханна, мать Йонаса в мире-1, замужем за Ульрихом Нильсеном, который развелся с Катариной (впрочем, полицейский изменяет и новой жене, на этот раз с Шарлоттой Допплер). Есть и ряд более мелких изменений — например, Петер Допплер стал пастором (в мире первых сезонов он был психотерапевтом), а глухотой наделена не Элизабет Допплер, а ее сестра Франциска. Но, главное, Миккель Нильсен никогда не перемещался во времени, а значит, не стал Микаэлем Канвальдом и не смог зачать Йонаса в прошлом. Впрочем, это не отменяет того факта, что путешествия во времени возможны. А значит, апокалипсис в этом мире тоже наступит, и временной узел, в котором крутятся и страдают множество персонажей, тоже существует. Только если в мире Йонаса его поддерживает Адам (взрослый изуродованный Йонас), то в мире Марты-2 главной закулисной силой выступает его противница Ева, пожилая версия Марты.

Ева является практически зеркальной копией того же Адама: она крутится в колесе детерминизма уже долгие годы, обманывает свои молодые версии и не намерена разрушать сложившийся ход времени. Если Адам планирует уничтожить оба мира, то она намерена сохранить собственный. Их запутанная во времени, пространстве и измерениях игра длится долгие годы. Она же и создает временной узел, который охватывает сразу два мира. И если Адам в своей реальности убивает Марту-1, то Ева избавляется от Йонаса-1. Парадоксально, но это не отменяет существование Адама — все из-за принципа квантовой неопределенности (о нем речь пойдет ниже). Один из Йонасов в мире Евы погибает от рук Марты-2, а второй переживает апокалипсис в своем мире, постепенно взрослеет и превращается в Адама.

Нелишним будет ознакомиться со специальным сайтом, который отслеживает все события в жизни героев и доступно вычерчивает семейные древа всех действующих лиц. Это нужно сделать хотя бы потому, что к концу сериала все злоключения Йонаса можно изобразить на такой схеме.

Заполнение пустот

Впрочем, события крутятся не только вокруг двух главных героев. Третий сезон заполняет прорехи, которые оставили все предыдущие серии. Например, мы узнаем, что стало с путешественниками во времени, застрявшими в других эпохах. Так, Ханна, попавшая в 1954 год, становится любовницей Эгона Тидеманна (отца Клаудии и прадедушки Бартоша), беременеет от него, разочаровывается в мужчинах и наконец-то решает, что больше ей никто не нужен. Женщина перемещается в 1980-е, где рожает дочь Силью. Вместе с пятилетним ребенком она отправляется на поиски сына в 1911 год. К тому моменту Йонас уже стал изуродованным Адамом; сын убивает мать. А Силья отправляется в постапокалиптическое будущее, где ее растит Элизабет Допплер. Позже девочка попадет в 1890-й, где взрослый Йонас застрял вместе с Магнусом Нильсеном, Франциской Допплер и Бартошем Тидеманном. Последний влюбляется в Силью, и его двоюродная бабушка (да, инцест во вселенной «Тьмы» неизбежен!) становится матерью Агнес Нильсен и Ханно Таубера, более известного как Ной.

Катарина Нильсен, попавшая в 1987 год, ищет своего пропавшего сына Миккеля, но вместо него находит мужа Ульриха, который уже десятилетия торчит в психбольнице. По горькой иронии судьбы Катарина погибает при попытке его освободить от рук молодой версии своей матери. И подобных сюжетных линий, которые трагически обрываются или окончательно закольцовываются, в третьем сезоне «Тьмы» достаточно.

Йонас Шредингера

Как же Йонас одновременно оказался жив (в своем же мире, превратившись в Адама) и мертв (убит Мартой в мире Евы)? Все благодаря принципу квантовой неопределенности. Во время апокалипсиса на долю секунды время остановилось, и причинно-следственная цепь разорвалась. Идею расщепленного времени и существование нескольких пластов реальности в седьмой серии объясняет ученый-часовщик Таннхаус, будущий изобретатель машины времени, на примере кота Шредингера.

Та самая лазейка в момент апокалипсиса, во время которой можно что-то изменить, находится в двух мирах одновременно. В мире Адама это момент, когда Марта-2 уводит (или не уводит) Йонаса в мир Евы. В мире Евы это момент, когда Марта-2 перемещается (или не перемещается) в мир Адама, чтобы увести за собой Йонаса.

Чем все закончилось

Именно эта лазейка позволяет разорвать узел вечного перерождения. Пытаясь спасти свою дочь Регину, которая в обоих мирах раз за разом умирает от рака, Клаудия Тидеманн, еще одна путешественница во времени, каким-то образом понимает, что детерминизм — ключевая движущая сила событий «Тьмы» — оказывается всего лишь свободой выбора. Иначе говоря, события двигались по кругу в обоих мирах только потому, что Адам и Ева, преследуя свои собственные интересы, позволяли им раз за разом совершаться. Их ребенок, еще один новый герой «Тьмы», единый в трех ипостасях безымянный человек, известный как Исток, поддерживал работу этого вечного возвращения. Сын Йонаса и Марты убивал одних персонажей (Бернда Допплера, отца Хельге и деда Петера), становился отцом других (Тронте Нильсена, что запускает замкнутое на себе семейное древо Нильсенов-Тидеманнов), вызывал аварию на АЭС в 1986 году (это создало Частицу Бога, будущую причину апокалипсиса).

Ева верила, что ее ребенок — первоисточник всей жизни, поэтому направляла его в нужные моменты времени для совершения действий, когда-то уже происходивших, для их сохранения. Адам, в свою очередь, пытался убить Марту и уничтожить Исток.

Однако Клаудия смогла втолковать Адаму, что это не так. Путешественница во времени догадалась, что миры Адама и Евы — всего лишь ошибки, зацикленные на себе сущности, порожденные Изначальным миром. Оказывается, что все это вечное возвращение запускает изобретатель Таннхаус. В 1971 году в автомобильной аварии гибнут его сын с женой и дочерью. Отчаявшийся ученый начинает работать над машиной времени, которая позволит вернуть их, но в результате его опытов мир расщепляется, порождая миры Адама и Евы. Избавиться от мрачной немецкой сансары все-таки можно, если не дать Таннхаусу изобрести машину времени. Для этого надо воспользоваться той самой лазейкой квантовой неопределенности, что открывается во время апокалипсиса.

Адам перемещается во времени в момент, когда Йонас еще рыдает над трупом Марты-1, не давая совершиться ни одному из ранее проигранных вариантов развития событий. Он раскаивается в своих взглядах и действиях и отправляет себя молодого в мир Евы ровно в момент апокалипсиса. Там Йонас успевает поймать Марту-2 до того, как она переместится (или не переместится) в мир Адама, и ведет ее в Изначальный мир. Герои проходят сквозь мистический лабиринт (еще одна отсылка к мифу о Тесее и Ариадне, с которым зритель сталкивается еще в первом сезоне) и попадают в 1971 год, где разворачивают сына Таннхауса на полпути, спасая от гибели. Соответственно, ученый не изобретет машину времени и не пытается вернуть сына к жизни, так что миры Адама и Евы распадаются, а Йонас и Марта исчезают, поскольку никогда не существовали, а были лишь порождением неправильных ответвлений реальности.

Нирвана

Финальная сцена «Тьмы» разворачивается в Изначальном мире, который остался единственным существующим. В 2019 году на ужин собираются несколько старых приятелей, чья судьба ощутимо отличается от той, что они проживали в мирах Адама и Евы.

Регина Допплер

Она не умерла от рака, поскольку АЭС в их городе так и не была построена. Носит фамилию своего отца Бернда (в мире Адама носила фамилию матери, Клаудии Тидеманн). Ее сын Бартош не появился на свет, поскольку Александр Тидеманн (он же Борис Нивальд), по всей видимости, в 1986 году обошел стороной Винден.

Петер Допплер

Никогда не вступал в брак с Шарлоттой, приемной дочерью ученого Таннхауса, поскольку та была одной из ошибок петли во времени, поэтому в Изначальном мире она не появилась на свет. Из-за этого его дочери Франциска и Элизабет не родились. Состоит в отношениях с трансгендерной женщиной Бенни Веллер (в мире Адама они были любовниками).

Катарина Альберс

Счастливо прожила всю жизнь в Виндене, никогда не вступала в брак с Ульрихом, поскольку тот не появился на свет (его дедушкой был Исток, сын Марты и Йонаса). Поэтому общие с Ульрихом дети Миккель, Марта и Магнус в Изначальном мире не существуют. Катарина сохранила дружеские отношения с Ханной, поскольку они не соперничали всю сознательную жизнь за внимание одного и того же мужчины.

Ханна Веллер

Супруга полицейского Торбена Веллера; готовится к рождению ребенка. Сын Ханны Йонас, которого мы видели на протяжении трех сезонов, никогда не рождался в этом мире.

Миры Адама и Евы бесследно исчезли?

Не совсем так. Персонажи все равно ощущают странное дежавю. Например, беременная Ханна пристально смотрит на желтый дождевик, шутит про конец света, а затем объявляет, что решила назвать сына Йонасом. Это вовсе не означает, что ребенок будет тем самым героем, за которым мы так пристально следили все три сезона «Тьмы». Хотя бы потому, что у него будет другой отец. Но какие-то мимолетные воспоминания о том, что никогда не существовало, у персонажей все же сохранились.

Что значит этот финал?

«Тьма» три сезона подряд преподносила зрителям идею тотального фатализма, невозможности изменить события, уготованные человеку. Суровый дух немецкого романтизма, цитаты из Шопенгауэра и Ницше, отсылки к герметической философии — все это оказалось крайне эффектной оболочкой для финального сюжетного поворота. Оказывается, что человек несвободен, потому что он пленник своих желаний. Это концепт уже в духе буддистской философии, а не детерминизма. Только освободившись от эгоистичных порывов, можно вырваться из вечного колеса страданий. Марта и Йонас отказываются от влечения друг к другу: их ребенок является истоком двух неправильных миров не только потому, что он дитя инцеста, но также и ошибка во времени, порожденная такими же ошибками. А исправить трагедию, расколовшую Изначальный мир (горе Таннхауса), можно лишь пожертвовав собой, заменив эгоизм на эмпатию.

Реакция фанатов

В целом все остались довольны финальным сезоном сериала (91% положительных рецензий критиков, зрительский рейтинг одобрения составляет 98%). Некоторые считают, что создатели «Тьмы» перестарались и еще больше запутали зрителей. Другие считают, что второй сезон был лишним, а в третьем слишком много ненужных ответвлений и бесполезных персонажей. В обсуждениях на сервисе MyShows вспомнили фанатскую теорию о финале «Остаться в живых», согласно которой все события на таинственном острове — всего лишь сон собаки, лежащей рядом с умирающим Джеком.

Однако в большинстве своем люди делятся впечатлениями о сентиментальном финале, в очередной раз восторгаются лихо закрученными сюжетными линиями и выкладывают мемы.

Перевод: «Эти говнюки врали мне»

Вопросы без ответов

Третий сезон «Тьмы» пролил свет на загадки многих семейных древ и не оставил после себя больших загадок. Однако некоторые вещи создатели сериала так и не прояснили. Вот пять вопросов, на которые хотелось бы получить ответы:

  • Какова предыстория Александра Тидеманна/Бориса Нивальда?
  • Почему Исток, сын Адама и Евы, путешествует по времени в трех ипостасях одновременно — как ребенок, взрослый и старик?
  • Почему в одном из бесконечных циклов Клаудия Тидеманн все-таки догадалась о том, что предопределенные события можно разорвать, если спасти семью ученого Таннхауса?
  • Как быть с парадоксом, который создается в финале — семью Таннхауса спасают Йонас и Марта, которых никогда бы не существовало, если бы ученый не изобрел машину времени?
  • Что все-таки произошло с Торбеном Веллером? В мире Адама он лишился глаза, в мире Евы — руки. В Изначальном мире у него есть рана на лице (обошлось без потери органа зрения). Как на его внешность влияли события из разных реальностей?