Ектения, что это?

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме можно услышать, как священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй» или «Подай Господи».

Ектении бывают нескольких видов:

Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».

Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».

Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».

Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.

Ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.

Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.

Итак, великая (мирная) ектения.

Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.

Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.

Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.

И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.

В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.

Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Иерей Андрей Чиженко

Литургия верных — третья, самая важная часть литургии, на которой Св.Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием СвятогоДуха пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и возносятся вспасительную для людей жертву Богу Отцу, а затем преподаются верующимдля причащения. Эта часть литургии получила название оттого, чтоприсутствовать при ее совершении и приступать к причащению Св. Тайнмогут только верные, то есть лица, принявшие православную веручерез Св. Крещение и оставшиеся верными обетам, данным при Св.Крещении.

На литургии верных воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа,Его смерть, погребение, Воскресение, Вознесение на небо, седение одеснуюБога Отца и второе славное пришествие на землю.

В состав этой части литургии входят важнейшие священнодействия:

  1. Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верующих молитвенному участию при совершении Бескровной Жертвы.
  2. Самое совершение Таинства, с молитвенным воспоминанием членов Церкви Небесной и земной.
  3. Приготовление к причащению и причащение священнослужителей и мирян.
  4. Благодарение за причащение и благословение на исход из храма (отпуст).

Ектении/>

Диакон от лица верных произносит две ектении:

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоеюблагодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Премудрость.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сынуи Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Готовится кадило, зажигаются понамарская свеча.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей исоединении всех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиимвходящих в онь Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господупомолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоеюблагодатию.

Диакон: Премудрость.

Иерей: Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славувозсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во векивеков.

(отверзаются царские врата.)

Подаётся кадило. Алтарник становится на горнем месте так, чтобы немешать каждению. Когда каждение закончится и дьякон зайдёт в алтарь,синхронно крестится и кланяется со священнослужителями, на третий разкланяется как обычно (горнее место, священник) и проходит к севернымвратам. По сигналу священника открывает дверь и выходит как обычно каналою. Стоит перед аналоем до тех пор пока не закроются Царские врата.По обычаю заходит в Алтарь.

Хор: Аминь, и поет Херувимскую песнь

Херувимская песнь/>

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятуюпеснь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…

Великий вход/>

Диакон и иерей, взяв Святые Дары, выходят из алтаря на солею.

Диакон: Великаго Господина и Отца нашего (имярек), СвятейшагоПатриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго(имя епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем,всегда, ныне и присно и во веки веков.

Иерей: Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог воЦарствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимодориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Режутся просфоры для причастников.

Просительная ектения/>

Диакон: Исполним молитву нашу Господеви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О предложенных честных Дарех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиимвходящих в онь Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господупомолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоеюблагодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господапросим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших уГоспода просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господапросим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господапросим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, уГоспода просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезнены,непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христовепросим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, СлавнуюВладычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святымипомянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богупредадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси,со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и вовеки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.

Хор: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущую и Нераздельную.

Диакон: Двери, двери, премудростию вонмем. (Открывается завесацарских врат.)

Ставится кипятиться чайник.

Символ веры/>

Хор (или все молящиеся):

  1. Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
  8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
  11. Чаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущаго века. Аминь.

Евхаристический канон./>

Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение вмире приносити.

Хор: Милость мира, Жертву хваления.

Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, ипричастие Святаго Духа, буди со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Иерей: Горе имеим сердца.

Хор: Имамы ко Господу.

Иерей: Благодарим Господа.

Хор: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и СвятомуДуху, Троице Единосущной и Нераздельней.

Иерей: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:

Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славыТвоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна ввышних.

Иерей: Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое вооставление грехов.

Хор: Аминь.

Иерей: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы иза многи изливаемая во оставление грехов.

Хор: Аминь.

(На литургии св. Василия Великого последние возгласа иереяначинаются словами: «Даде святым Своим учеником и апостолом,рек:».)

Иерей: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Готовитсякадило.

Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимТи ся. Боже наш. Подаётся кадило во время «Тебе поем…», после словсвященника в алтаре «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь.Аминь.»

Иерей: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, СлавнейВладычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Хор: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу,Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. ЧестнейшуюХерувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Словарождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Иерей: В первых помяни Господи, Великаго Господина и Отцанашего (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, иГосподина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального епископа),ихже даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых,долгоденствующих, право правящих слово Твоей истины.

Хор: И всех и вся.

Иерей: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспеватиПречестное и Великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне иприсно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христасо всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Готовится чаша для теплоты и плат для причастия.

Ектения просительная/>

Диакон: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О принесенных и освященных Честных Дарех, Господупомолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, ипренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоуханиядуховнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа,помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господупомолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господапросим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших,у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господапросим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господапросим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, уГоспода просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезнены,непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове,просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, самисебе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно сметипризывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:

Отче наш/>

Хор (или все молящиеся): Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святитсяИмя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и наземли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша,якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, ноизбави нас от лукаваго.

Иерей: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. Отца и Сына и СвятагоДуха, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго СынаТвоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и ЖивотворящимТвоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

(Закрываются царские врата и завеса)

Диакон: Вонмем.

Подносится теплота.

Иерей: Святая святым.

Хор: Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца.Аминь.

Причащение священнослужителей/>

В алтаре причащаются священнослужители.

Хор поет назначенный в этот день церковным Уставом причастен — стих,оканчивающихся троекратным «Аллилуиа». Причастнов может бытьназначено два, однако «Аллилуия» поется только после второго.

Причастны/>

Во время причастных выносится понамарская свеча и ставитсяперед Царскими вратами. Затем выносятся запивка и просфоры дляпричастников.

В воскресенье: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

В понедельник: Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламеньогненный.

Во вторник: В память вечную будет праведник, от слуха зла неубоится.

В среду: Чашу спасения прииму и Имя Господне призову.

В четверг: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголыих.

В пятницу: Спасение соделал еси посреде земли, Боже.

В субботу: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобаетпохвала.

Заупокойный: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их врод и род.

В праздники Богородицы: Чашу спасения прииму и Имя Господнепризову.

В праздники апостолов: Во всю землю изыде вещание их, и в концывселенныя глаголы их.

В дни памяти святых: В память вечную будет праведник, от слуха зла неубоится.

Забирается свеча.

Открываются царские врата. Диакон, вынося Святую Чашу, возглашает:Со страхом Божиим и верою приступите!

(Передает Чашу иерею.)

Хор: Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явисянам.

Иерей (и с ним все, желающие причаститься): Верую, Господи, иисповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый вмир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко Cие естьсамое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя. Молюсяубо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная,яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мянеосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов,и в Жизнь Вечную. Аминь.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими;не бо врагом Твом тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Ииуда,но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во ЦарствииТвом.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин,Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Причащение мирян/>

Причащая мирян, иерей говорит: Причащается раб Божий (имя)Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего ИисусаХриста, во оставление грехов своих и в Жизнь Вечную.

Хор (во время причащения): Тело Христово приимите, Источникабезсмертнаго вкусите.

Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.

Подносится кадило в алтаре.

Хор: Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохомверу истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спаслаесть.

Иерей: Всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко дапоем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим,Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас воТвоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа,аллилуиа.

Ектения/>

Диакон: Про́сти приимше Божественных, Святых, Пречистых,Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн,достойно благодарим Господа.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоеюблагодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, самисебе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу иСыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков,

Хор: Аминь.

Иерей: С миром изыдем.

Хор: О имени Господни.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Молитва заамвонная/>

Иерей (стоя пред амвоном): Благословляяй благословящия Тя, Господи, иосвящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое,исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоему.Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающихна Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству ивсем людем Твоим. Яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свышеесть, сходяй от Тебе, Отца Светов. И Тебе славу, и благодарение, ипоклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и вовеки веков.

Хор: Аминь. Буди Имя Господне благословено отныне и до века.(Tрижды)

Псалом 33/>

Хор: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устехмоих. О Господе похвалится душа моя. Да услышат кротции, и возвеселятся.Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа,и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Немуи просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, иГосподь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангелГосподень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите, и видите, якоблаг Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа всисвятии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша ивзалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидийте,чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человекхотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, иустне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя и уши Его вмолитву их. Лице же Господне на творящия злая, еже потребитиот земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, иот всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех ихизбавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от нихсокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающий наНего.

Иерей: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием,всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во векивеков. Аминь.

Хор: Господи, помилуй (Трижды).

Хор: Благослови.

Отпуст/>

Иерей произносит отпуст. В воскресенье: Воскресый из мертвых, Христос,истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святыхславных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна,архиепископа Константина града, Златоустаго ( или: св. ВасилияВеликаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския), и святаго (храма исвятого, которого память в этот день), святых и праведных БогоотецИоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ иЧеловеколюбец.

Многолетие/>

Хор: Великаго Господина и Отца нашего (имярек), Святейшаго ПатриархаМосковскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя)митрополита ( или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его),богохранимую державу нашу Российскую, настоятеля, братию и прихожансвятаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их намногая лета.

По обычаю, перед отпустом священник берет крест с престола и послеотпуста, осенив крестом народ и сам поцеловав крест, дает его для целованиямолящимся, а чтец читает благодарственные молитвы; затем священникопять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, причем царские вратаи завеса закрываются.

Алтарники убираются в алтаре, чистят кадило и готовятся к вечернемуБогослужению.

<< — вернуться на главную

Ноты — ектении, богородичные, архиерейские, венчание, заупокойные, гласы, псалмы, концерты, разное.

БОГОРОДИЧНЫЕ

Пречистая Мати (С.Трубачев)

Вышшую небес (старинный нап.)

Вышшую небес (С.Дегтярев)

Не имамы иныя помощи (В.Ковальджи, 2)

К Богородице прилежно (В.Ковальджи) стр. 1 2

Кондак акафиста Иверской иконе Б.М. (Д.Коновалов)

К Богородице прилежно (А.Архангельский)

К Богородице прилежно (валаам. р.)

Под Твою милость (П.Чесноков, пер. для ж/х Е.Субботкиной) стр. 1 2

Под Твою милость (А.Копылов, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Под Твою милость (П.Чесноков, пер. Е.Субботкиной)

Под Твою милость (Д.Ильин)

Царице моя преблагая (нап. Зосимовой пуст.)

Мати Божия (Ю.Орлов)

Милосердия двери (В.Ковальджи, 2)

Агнца и Пастыря (В.Ковальджи)

Тропарь Казанской иконе Б.М. (греч. росп.)

Тропарь Казанской иноне Б.М. (греч. р., изл. И.Гончарова)

Всех скорбящих Радосте (болг.р., пер. М.Попова-Платонова)

Милосердия двери (A.V.Prof)

Милосердия двери (М.Шмелькова)

Не ввери мя (зн. р., гарм ?)

Не ввери мя человеческому предстательству (зн. р., пер. для см/х И.Гончарова)

Мол. акаф. ик. Б.М. «Умягчение злах сердец» (М.Шмелькова)

Предстательство христиан непостыдное (Д.Васянович)

Мати мира (В.Пономарев)

ЕКТЕНИИ

Великая ектения (С.Трубачев) формат Encore

Великая ектения (Орлов)

Великая ект. («скитская», гарм. В.Мартынова) — для см/х, м/х

Великая ектения (П.Чесноков, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Великая ектения (Н.Лысенко, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Вел. ектения (А.Кошиц, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Великая ектения (Н.Кедров-сын, А.Калинников, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Великая ектения (С.Сегаль)

Вел. ектения (И.Гончаров)

Вел. ектения №1 (brevis08@mail.ru)

Великая ектения №2 (brevis08@mail.ru)

Вел. ектения №3 (brevis08@mail.ru)

Великая ектения (М.Шмелькова)

Вел. ект. великопостная (иг. Никифор)

Великая ектения (К.Туев)

Вел. ектения (еп. Иларион)

Вел. ектения (A.V.Prof)

Великая ект. (Гончаров, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Великая ект. (Ершов, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Великая ект. (протод. Тарасий Мудрак, для м/х)

Великая ект. (протод. Тарасий Мудрак, для см/х)

Великая ект. (Я.Яциневич, пер. Р.Шнуренко)

Великая ект. (К.Стеценко)

Великая ектения (Н.Кедров-отец, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Вел. ектения (В.Ковальджи, 5)

Сугубая ект. (В.Ковальджи)

Сугубая ект. (И.Садаков)

Сугубая ектения (С.Сегаль)

Сугубая ектения (П.Чесноков, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Сугубая ектения (И.Третьяков, пер. для ж/х Е.Субботкиной) стр. 1 2

Суг. ект. во время чтения записок (В.Ковальджи, №2)

Сугубая ектения (Г.Подольский, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Сугубая ектения (В.Степанов, пер. Р.Шнуренко)

Сугубая ектения (Ступницкий №2)

Сугубая ектения (А.Ведель)

Сугубая ектения (В.Брагарь)

Просительная ектения (П.Чесноков, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Просительная ектения (Н.Кедров-отец, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Просительная ектения (brevis08@mail.ru)

Просительная ектения (А.Архангельский, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Просительная ектения (неизв. авт., пер. протод. Тарасия Мудрака)

Просительная ектения (К.Стеценко, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Просительная ектения (В.Лабинский, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Зауп. ектения (С.Мокраньац, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Заупокойная ектения (неизв. авт., пер. протод. Тарасия Мудрака)

Ектения об оглашенных (А.Архангельский)

Господи, помилуй (40 раз) (В.Ковальджи)

АРХИЕРЕЙСКИЕ

Полихронион (греч. расп., гарм. Яичкова)

Ис полла (Н.Хасцлер, для см/х)
Ис полла (Н.Хасцлер, для м/х)

Ис полла (А.Кастальский, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Тон дэспотин (А.Кастальский, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Тон дэспотин (С.Трубачев, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Тон деспотин (дем. р., гарм. И.Гончарова)

Тон деспотин (архим. Матфей, изл. И.Гончарова)

От восток солнца (неизв.)

От восток солнца (В.Орлов, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Да возрадуется душа твоя (В.Орлов, пер. для ж/х Е.Субботкиной) стр. 1 2

Да возрадуется душа твоя (свящ. М.Ерхан)

Архиерейская встреча (Н.Бутомо, пер. для м/х свящ. В.Петручика)

На гору Сион (Н.Цололо, пер. протод. Тарасия Мудрака)

От восток солнца (Н.Цололо, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Тон дэспотин (Н.Цололо, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Полихронион (гарм. А.Амерханова) «киевская редакция» — с именем митр. Владимира

Ис полла (М.Литвиннеко, пер. протод. Тарасия Мудрака)

ВЕНЧАНИЕ

Сборник «Венчание» (сост. Е.Калганова)

Венчание — сборник для м/х (сост. протод. Тарасий Мудрак)

Песнопения венчания (А.Федоров) с последованием

Блажени вси боящиися Господа (?, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Прокимен венчания (?, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Исаие, ликуй (И.Гаврилов, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Святии мученицы (?, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

С НАМИ БОГ

С нами Бог (Соловецкого мон., гарм. архиеп. Ионафана)

С нами Бог (К.Постернак) Sib PDF

С нами Бог (Ф.Степанов) Sib PDF

С нами Бог (С.Сегаль)

ЗАУПОКОЙНЫЕ

Со святыми упокой (А.Архангельский)

Киноник заупокойный (Г.Львовский, пер. иерод. Романа Подлубняка)

Вечная память (напев КПЛ)

Вечная память (А.Архангельский)

Вечная память (А.Архангельский, пер. Д.Рогова)Тропари на панихиде (И.Гончаров?)

Трисвятое погребальное (А.Кастальский)

ПСАЛМЫ, КОНЦЕРТЫ

Псалом 14 (В.Ковальджи) стр. 1 2

Псалмы (сборник разных авторов и напевов из библ. Новг. Софийского соб.) zip

Молитва по 13-й кафизме (С.Сегаль) PDF / SIB

Блажен разумеваяй (А.Архангельский)

Гласом моим ко Господу воззвах (А.Архангельский)

Господи, услыши молитву мою (А.Архангельский)

Внуши, Боже, молитву мою (А.Архангельский)

Утвердися сердце мое (Д.Бортнянский, пер. для ж/х Е.Субботкиной) стр. 1 2

Псалом 33 (А.Шишкин)

Концерт «Боже, Боже мой, вонми ми» (А.Никольский)

Вскую мя отринул еси (А.Архангельский)

Молитву пролию (А.Архангельский)

Молитву пролию ко Господу (С.Богословский) 1 2

Кто ны разлучит (концерт XVII в.)

Внегда скорбети ми (А.Архангельский)

«Скажи ми, Господи» (Н.Бутомо, концерт)

Концерт «Услышит тя Господь в день печали», пс. 19 (Н.Сайкович)

Концерт «Радуйтеся, праведнии, о Господе», пс. 32 (Н.Сайкович)

К Тебе, Господи, воззову (А.Ведель, пер. протод. Тарасия Мудрака)

Кто ны разлучит от любве Божия (С.Трубачев)

НАПЕВЫ, ПОДОБНЫ

Сборник «Подобны монастырских распевов» (сост. арх. Матфей)

Учебный обиход — пособие по изуч. осмогласия (сост. иг. Никифор) 6 мб

Гласовый обиход Санкт-Петербургской традиции (вход на отдельную страничку)

Гласы моск. традиции в шир. расп. (стихиры и тропари, рукоп. тетрадь)

Воскр. тропарь 8 гл. (гр. р., гарм. С.Трубачева, изл. И.Гончарова)

Всехвальнии мученицы (подобен Глинской пуст.)

Всехвальнии мученицы (подобен Оптиной пуст.)

РАЗНОЕ

Буди благословен день и час (молитва свт. Иоасафа Белгородского, муз. С.Трубачева) стр. 1 2

Тебе Бога хвалим (Красногорского мон.)

Тебе Бога хвалим (гр. расп.)

Многолетие (Ништадское)

Многая лета (А.Есаулов, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Многая лета (В.Титов, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Многая лета (A.V.Prof)

Архив файлов в формате Finale (а также шрифты и тексты). Выложено as is: кто может и хочет — разберется. 6glas.zip akafist.zip fonts.zip job1.zip others.zip

В.Ковальджи «Собрание сочинений и обработок» (2006)

Кондак преп. Александру Свирскому (A.V.Prof): м/х / см/х-тесн. / см/х-шир.

Тропарь преп. Александру Свирскому (A.V.Prof)

Стихира на хв. прав. Феодору Ушакову (М.Шмелькова)

Тропарь 9 песни 2 канона прав. Феодору Ушакову (М.Шмелькова)

Кондак акаф. Страстям Христовым (неизв.)

Тропарь мученикам (изл. П.Чеснокова)

О, горе мне, грешному (Ю.Орлов)

  • Екте­нии Пра­во­слав­ная бого­слов­ская энцик­ло­пе­дия
  • Екте­нии свящ. Н.Р. Анто­нов
  • Екте­ния сугу­бая и екте­ния об огла­шен­ных еп. Вис­са­рион (Нечаев)

***

Екте­ния́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (про­тя­жен­ное, сугу­бое (моле­ние)) – назва­ние особой формы сов­мест­ного моле­ния на цер­ков­ных бого­слу­же­ниях, когда диакон (или свя­щен­ник, если нет диа­кона) воз­гла­шает опре­де­лен­ные молит­вен­ные про­ше­ния, а хор, на каждое про­ше­ние, отве­чает (поёт) «Гос­поди, поми­луй» или «Подай, Гос­поди».

Окан­чи­ва­ется екте­ния воз­гла­сом свя­щен­ника. Екте­ния бывает несколь­ких видов: вели­кая – начи­на­ется сло­вами «Миром Гос­поду помо­лимся»; сугу­бая, т.е. уси­лен­ная, – начи­на­ется: «Рцем вси, от всея души…», с трое­крат­ным «Гос­поди, поми­луй» на каждое про­ше­ние (начи­ная с тре­тьего); про­си­тель­ная – в ней про­ше­ния закан­чи­ва­ются пением «Подай, Гос­поди» и малая – состоит только из трех про­ше­ний и начи­на­ется сло­вами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще екте­ния об огла­шен­ных, про­из­но­си­мая на литур­гии, екте­ния об умер­ших – т.н. заупо­кой­ная, и екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями, про­из­но­си­мые при совер­ше­нии таинств и иных чино­по­сле­до­ва­ний. Каждое молит­вен­ное про­ше­ние екте­нии сопро­вож­да­ется крест­ным зна­ме­нием и пояс­ным покло­ном.

***

Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон:

«Екте­ния – молитва совер­шенно осо­бого харак­тера. Она рас­счи­тана на воз­можно мень­шее утом­ле­ние вни­ма­ния, на посто­ян­ное воз­буж­де­ние его. Ввиду этого цель­ная молитва делится на ряд крат­ких отры­воч­ных про­ше­ний, кото­рые пре­ры­ва­ются пением еще более крат­ких молит­вен­ных вос­кли­ца­ний «Гос­поди, поми­луй», «Подай, Гос­поди».

Назва­ние этой молитвы «екте­ния», εκτενή – напря­жен­ное, при­леж­ное моле­ние, в гре­че­ских бого­слу­жеб­ных книгах, впро­чем, усво­я­ется только так назы­ва­е­мой у нас «сугу­бой екте­нии»; екте­ния же вообще назы­ва­ется там συναπτή (под­ра­зу­ме­ва­ется ευχή) – состав­ная молитва.

Назва­ние екте­нии усво­ено этого рода молит­вам потому, что они явля­ются осо­бенно усерд­ными молит­вами, воз­но­си­мыми от всех веру­ю­щих. С целью при­вле­че­ния к уча­стию в них всех они про­из­но­сятся не свя­щен­ни­ком, лицом, по пер­во­на­чаль­ному обычаю, пре­клон­ного воз­раста («пре­сви­тер»), а диа­ко­ном, почему екте­ния в древ­них памят­ни­ках бого­слу­же­ния назы­ва­лась τα διακονικά, «диа­кон­ства».

Ввиду же того, что диакон не явля­ется свя­щен­но­дей­ству­ю­щим лицом в соб­ствен­ном смысле, екте­ния состав­ля­ется не в соб­ственно молит­вен­ных выра­же­ниях, а в выра­же­ниях, при­гла­ша­ю­щих к молитве и ука­зы­ва­ю­щих пред­меты ее. Но по вре­ме­нам (на вели­кой екте­нии в конце, в послед­нем про­ше­нии, а на сугу­бой и про­си­тель­ной в начале) это при­гла­ше­ние к молитве воз­вы­ша­ется до насто­я­щей молитвы («Заступи, спаси…», «Поми­луй нас, Боже…»)».

Во время Бого­слу­же­ния мы часто слышим ряд молит­вен­ных про­ше­ний, про­из­но­си­мых про­тяжно, мед­ленно, воз­гла­ша­е­мых диа­ко­ном или свя­щен­ни­ком от лица всех моля­щихся. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди, поми­луй!» или «Подай, Гос­поди». Это так назы­ва­е­мые екте­нии, от гре­че­ского наре­чия екте­нос – «усердно».

* * *

Екте­нии раз­де­ля­ются на несколько видов:

  1. Вели­кая екте­ния,
  2. Сугу­бая екте­ния,
  3. Про­си­тель­ная екте­ния,
  4. Малая екте­ния,
  5. Заупо­кой­ная,
  6. Екте­ния об огла­шен­ных,
  7. Екте­ния о выходе огла­шен­ных,
  8. Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния.

Вели­кая екте­ния

Про­слу­шать:

Сокра­щен­ная вели­кая екте­ния

Вели­кая екте­ния состоит из 12 про­ше­ний или отде­лов.

1. Миром Гос­поду помо­лимся.

Это значит; При­зо­вем на наше молит­вен­ное собра­ние мир Божий, или бла­го­сло­ве­ние Божие и под сению лица Божия, с миром и любо­вью к нам обра­ща­е­мого, при­сту­пим к моле­ниям о наших нуждах. Равным обра­зом и молиться будем в мире, про­стивши вза­им­ные обиды (Мф.5:23–24).

2. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших, Гос­поду помо­лимся.

«Мир свыш­ний» – это мир земли с небом, при­ми­ре­ние чело­века с Богом или полу­че­ние от Бога про­ще­ния в грехах чрез Гос­пода нашего Иисуса Христа. Плодом же про­ще­ния грехов или при­ми­ре­ния с Богом, служит спа­се­ние наших душ, о чем мы также молимся во втором про­ше­нии Вели­кой екте­нии.

3. О мире всего мира, бла­го­сто­я­нии святых Божиих церк­вей и соеди­не­нии всех, Гос­поду помо­лимся.

В тре­тьем про­ше­нии мы молимся не только о соглас­ной и друж­ной жизни между людьми на земле, не только о мире всей все­лен­ной, но и мире, более широ­ком и более глу­бо­ком, это: мир и согла­сие (гар­мо­ния) во всем мире, в пол­ноте всех Божиих тво­ре­ний (неба и земли, моря и «вся яже в них», анге­лов и чело­век, живых и умер­ших).

Второй пред­мет про­ше­ния; бла­го­сто­я­ния, т.е. спо­кой­ствие и бла­го­по­лу­чие святых Божиих церк­вей или отдель­ных пра­во­слав­ных обществ.

Плодом и след­ствием про­цве­та­ния и бла­го­ден­ствия пра­во­слав­ных обществ на земле будет обшир­ное нрав­ствен­ное еди­не­ние: согла­сие, друж­ное воз­ве­ще­ние славы Богу от всех стихий мира, от всех оду­шев­лен­ных существ, будет такое про­ник­но­ве­ние «всего» высшим рели­ги­оз­ным содер­жа­нием, когда будет Бог «совер­шенно во всем» (1Кор.15:28).

4. О святом храме сем, и с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим вхо­дя­щих в он, Гос­поду помо­лимся.

Бла­го­го­ве­ние и страх Божий выра­жа­ются в молит­вен­ном настро­е­нии, в отло­же­нии житей­ских попе­че­ний, в очи­ще­нии сердца от вражды и зави­сти. С внеш­ней сто­роны бла­го­го­ве­ние выра­жа­ется в телес­ной чистоте, в при­лич­ной одежде и в воз­дер­жа­нии от раз­го­во­ров и ози­ра­ний по сто­ро­нам.

Молиться о Святом Храме, значит про­сить Бога, чтобы не отсту­пал нико­гда Он от храма своею бла­го­да­тию; но сохра­нил от осквер­не­ния вра­гами веры, от пожа­ров, зем­ле­тря­се­ний, гра­би­те­лей, чтобы в храме не оску­де­вали сред­ства для под­дер­жа­ния его в цве­ту­щем состо­я­нии.

Храм име­ну­ется святым по свя­то­сти свя­щен­ных дей­ствий, в нем совер­ша­е­мых и по бла­го­дат­ному при­сут­ствию в нем Бога, со вре­мени освя­ще­ния. Но не для вся­кого доступна бла­го­дать, в храме пре­бы­ва­ю­щая, а только для всту­па­ю­щих в него с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим.

5. О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем Свя­тей­шем Пат­ри­архе (имя), о Гос­по­дине нашем Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шем мит­ро­по­лите (или: архи­епи­скопе, епи­скопе) (имя), чест­нем пре­сви­тер­стве, во Христе диа­кон­стве, о всем причте и людех, Гос­поду помо­лимся.

6. О Бого­хра­ни­мей стране нашей (Рос­сий­стей), вла­стех и воин­стве ея, Гос­поду помо­лимся.

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живу­щих в них, Гос­поду помо­лимся.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жите­лях их (потому что по хри­сти­ан­скому бра­то­лю­бию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

8. О бла­го­рас­тво­ре­нии воз­ду­хов, о изоби­лии плодов земных и вре­ме­нех мирных, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода даро­вать нам хлеб насущ­ный, то есть все необ­хо­ди­мое для нашей земной жизни. Просим бла­го­при­ят­ной погоды для про­из­рас­та­ния хлебов, а также мир­ного вре­мени.

9. О пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих, неду­гу­ю­щих, страж­ду­щих, пле­нен­ных, и о спа­се­нии их, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии Св. Цер­ковь при­гла­шает нас молиться не только о при­сут­ству­ю­щих, но и об отсут­ству­ю­щих: 1) нахо­дя­щихся в дороге (пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих), 2) боля­щих, неду­гу­ю­щих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страж­ду­щих (то есть при­ко­ван­ных к одру опас­ной болез­нью) и 3) о нахо­дя­щихся в плену.

10. О изба­ви­тися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода изба­вить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бед­ствий и невы­но­си­мого стес­не­ния.

11. Заступи, спаси, поми­луй, и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тью.

В этом про­ше­нии мы молим Гос­пода огра­дить нас, сохра­нить и поми­ло­вать чрез Его милость и бла­го­дать.

12. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу Нашу Бого­ро­дицу, и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Матерь Божию мы потому посто­янно при­зы­ваем в екте­ниях, что Она служит нашей Заступ­ни­цей и Хода­тай­ни­цей перед Гос­по­дом. После обра­ще­ния за помо­щью к Матери Божией Св. Цер­ковь сове­тует себя, друг друга и всю жизнь нашу пору­чить Гос­поду.

Вели­кая екте­ния иначе назы­ва­ется «мирною» (потому что в ней часто испра­ши­ва­ется людям мир).

В древ­но­сти екте­нии были сплош­ными молит­вами по форме и общими молит­вами всех при­сут­ству­ю­щих во храме, дока­за­тель­ством чего и явля­ется, между прочим, слова «Гос­поди поми­луй», сле­ду­ю­щие за воз­гла­ше­ни­ями диа­кона.

Сугу­бая екте­ния

Про­слу­шать:

Вторая екте­ния назы­ва­ется «сугу­бой», то есть уси­лен­ною, потому что на каждое про­ше­ние, про­из­но­си­мое диа­ко­ном, певчие отве­чают трой­ным «Гос­поди поми­луй». Сугу­бая екте­ния состоит из сле­ду­ю­щих про­ше­ний:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем.

Скажем Гос­поду от всей души и от всего помыш­ле­ния нашего: (далее и пояс­ня­ется, что именно скажем).

2. Гос­поди Все­дер­жи­телю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Гос­поди Все­дер­жи­тель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и поми­луй.

3. Поми­луй нас, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Поми­луй нас, Гос­поди, по Твоей вели­кой бла­го­сти. Молимся Тебе, услыши и поми­луй.

4. Еще молимся о всем Хри­сто­лю­би­вом воин­стве.

Еще молимся за всех воинов, как защит­ни­ков Веры и Оте­че­ства.

5. Еще молимся о бра­тиях наших, свя­щен­ни­цех, свя­щен­но­мо­на­сех, и всем во Христе брат­стве нашем.

Еще молимся о бра­тиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о бла­жен­ных и прис­но­па­мят­ных свя­тей­ших Пат­ри­ар­сех пра­во­слав­ных, и бла­го­че­сти­вых царех, и бла­го­вер­ных цари­цех, и созда­те­лех свя­того храма сего, и о всех пре­жде­по­чив­ших отцех и бра­тиях, зде лежа­щих и повсюду, пра­во­слав­ных.

Еще молимся о свят. пра­во­слав­ных Пат­ри­ар­хах, о бла­го­вер­ных пра­во­слав­ных царях и цари­цех; – о всегда памят­ных созда­те­лях Св. храма; о всех наших умер­ших роди­те­лях и бра­тьях, погре­бен­ных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о мило­сти, жизни, мира, здра­вии, спа­се­нии, посе­ще­нии, про­ше­нии и остав­ле­нии грехов рабов Божиих братии Свя­того храма сего.

В этом про­ше­нии мы просим у Гос­пода телес­ных и духов­ных благ при­хо­жа­нам того храма, где совер­ша­ется служба.

8. Еще молимся о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во святем и все­чест­нем храме сем, труж­да­ю­щихся, поющих и пред­сто­я­щих людех, ожи­да­ю­щих от Тебе вели­кия и бога­тыя мило­сти.

Еще молимся о людях: «пло­до­но­ся­щих» (т.е. при­но­ся­щих веще­ствен­ные и денеж­ные пожерт­во­ва­ния на бого­слу­жеб­ные потреб­но­сти в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «доб­ро­де­ю­щих» (т.е. про­из­во­дя­щих укра­ше­ния в храме или жерт­ву­ю­щих на под­дер­жа­ние бла­го­ле­пия в храме), а также о дела­ю­щих какую-нибудь работу в храме, напри­мер, чита­ю­щих, поющих, и о всех людях, нахо­дя­щихся в храме в ожи­да­нии вели­кой и бога­той мило­сти.

Про­си­тель­ная екте­ния

Про­слу­шать:

1‑я про­си­тель­ная екте­ния
2‑я про­си­тель­ная екте­ния

Про­си­тель­ная екте­ния состоит из ряда про­ше­ний, окан­чи­ва­ю­щихся сло­вами «у Гос­пода просим», на кото­рые певчие отве­чают сло­вами: «подай Гос­поди». Чита­ется про­си­тель­ная екте­ния так:

1. Испол­ним (вечер­нюю или утрен­нюю) молитву нашу Гос­по­деви.

Совер­шим (или допол­ним) нашу молитву к Гос­поду.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

Защити, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Дне (или вечера) всего совер­ше­ние, свята, мирна и без­грешна, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы нам этот день (или вечер) про­ве­сти целе­со­об­разно, свято, мирно и без­грешно.

4. Ангела мирна, верна настав­ника, хра­ни­теля душ и телес наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода Св. Ангела, кото­рый явля­ется верным настав­ни­ком и хра­ни­те­лем души нашей и тела.

5. Про­ще­ния и остав­ле­ния грехов и пре­гре­ше­ний наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода про­ще­ния и остав­ле­ния грехов (тяжких) и пре­гре­ше­ний (легких) наших.

6. Добрых и полез­ных душам нашим и мира мирови у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода всего полез­ного и доб­рого нашим душам, спо­кой­ствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и пока­я­нии скон­чати, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы остав­ше­еся время нашей жизни мы про­жили в мире и спо­кой­ной сове­сти.

8. Хри­сти­ан­ская кон­чины живота нашего, без­бо­лез­нены, непо­стыдны, мирны, и Добраго ответа на страш­ном судищи Хри­стово, просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы кон­чина наша была бы хри­сти­ан­ской, то есть с испо­ве­дью и При­ча­ще­нием Св. Тайн, без­бо­лез­нен­ной, непо­стыд­ной и мирной, то есть чтобы мы перед кон­чи­ной поми­ри­лись со своими близ­кими. Испро­сим доб­рого и без­бо­яз­нен­ного ответа на Страш­ном Суде.

9. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию, со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Малая екте­ния

Про­слу­шать:

Малая екте­ния

Малая екте­ния пред­став­ляет собой сокра­ще­ние вели­кой екте­нии и заклю­чает только сле­ду­ю­щие про­ше­ния:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Гос­поду помо­лимся.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Иногда к этим про­ше­ниям вели­кой, сугу­бой, малой и про­си­тель­ной екте­ний при­со­еди­ня­ются еще другие, состав­лен­ные по спе­ци­аль­ному поводу, напри­мер, по случаю погре­бе­ния или поми­но­ве­ния усоп­ших, по случаю освя­ще­ния воды, начала учения, наступ­ле­ния Нового Года.

Эти екте­ний с допол­ни­тель­ными «изме­ня­ю­щи­мися про­ше­ни­ями» содер­жатся в особой книге для молеб­ных пении.

Заупо­кой­ная екте­ния

Про­слу­шать:

Заупо­кой­ная екте­ния

а) Вели­кая:

  1. Миром Гос­поду помо­лимся.
  2. О свыш­нем мире и о спа­се­нии душ наших, Гос­поду помо­лимся.
  3. О остав­ле­нии согре­ше­ний, во бла­жен­ней памяти пре­сталь­шихся, Гос­поду помо­лимся.
  4. О прис­но­па­мят­нех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, бла­жен­ныя памяти их, Гос­поду помо­лимся.
  5. О про­стити им всякое пре­гре­ше­ние воль­ное и неволь­ное, Гос­поду помо­лимся.
  6. О неосуж­ден­ным пред­стати у страш­ного пре­стола Гос­пода славы, Гос­поду помо­лимся.
  7. О пла­чу­щих и болез­ну­ю­щих, чающих Хри­стова уте­ше­ния, Гос­поду помо­лимся.
  8. О отпу­сти­тися им от всякия болезни и печали, и воз­ды­ха­ния, и все­лити их, идеже при­се­щает свет лица Божия, Гос­поду помо­лимся.
  9. О яко да Гос­подь Бог наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси пра­вед­нии пре­бы­вают, Гос­поду помо­лимся.
  10. О при­чте­нии их в недрах Авра­ама и Исаака, и Иакова, Гос­поду помо­лимся.
  11. О изба­ви­тися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Гос­поду помо­лимся.
  12. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.
  13. Мило­сти Божия, цар­ства небес­наго, и остав­ле­ния грехов испро­сивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

б) Малая и

в) Трой­ная заупо­кой­ная екте­ния состоят из трех про­ше­ний, в кото­рых повто­ря­ются мысли вели­кой екте­нии.

Екте­ния об огла­шен­ных

Про­слу­шать:

  1. Помоли́теся, оглаше́ннии, Го́сподеви.
  2. Ве́рнии, о оглаше́нных помо́лимся, да Госпо́дь поми́лует их.
  3. Огласи́т их сло́вом и́стины.
  4. Откры́ет им Ева́нгелие пра́вды.
  5. Соедини́т их Святе́й Свое́й Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви.
  6. Спаси́, поми́луй, заступи́ и сохрани́ их, Бо́же, Твое́ю благода́тию.
  7. Оглаше́ннии, главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те.

Екте­ния о выходе огла­шен­ных

Про­слу­шать:

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния

Про­слу­шать:

  1. Прости, при­имше Боже­ствен­ных, Святых, Пре­чи­стых, Без­смерт­ных, Небес­ных и Живо­тво­ря­щих, Страш­ных Хри­сто­вых Тайн, достойно бла­го­да­рим Гос­пода.
  2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.
  3. День весь совер­шен, свят, мирен и без­гре­шен испро­сивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.