Еретики и инквизиция

Файл:Inquisition2.jpg

Аутодафе (1475).

У этого термина существуют и другие значения, см. Инквизиция (значения).

Святая инквизиция (лат. Inquisitio — опрос) — учреждение католической церкви для борьбы с ересью.

История создания

Этот особый церковный суд католической церкви был создан папой Иннокентием III. В 1908 году переименована в «Конгрегацию по делам вероучения» (Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

Цели и средства

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах.

В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.

Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Вместе с тем, пытки считались неэффективным средством следствия и поэтому применялись инквизицией реже, чем светскими трибуналами (только приблизительно в 10% случаев). Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

Судебная процедура

VIII. Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.

IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора.

Х.А. Льоренте. История испанской инквизиции. Том I

Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно.

Инквизитор Пегна не задумывается признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняет, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти; это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».

Генри Чарльз Ли. История инквизиции в средние века. Т. 1. — СПб., 1911

Жертвы

Точное число людей, уничтоженных инквизицией в Европе и в колониях европейских стран, неизвестно. Наиболее известны первые расчёты, которые дал Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» для Испании в 1540-1700 годах По его расчетам, получается примерно 31 700 человек, сожженных в Испании, без учета её колоний.

Сосчитать число жертв инквизиции значит установить материально одну из самых могущественных и самых действительных причин уменьшения народонаселения Испании. В самом деле, если к нескольким миллионам жителей, которых инквизиторская система изъяла из королевства путем поголовного изгнания евреев, покоренных мавров и крещеных морисков, прибавить около полумиллиона семейств, совершенно уничтоженных казнями святого трибунала, то отсюда последует бесспорный вывод, что без существования этого трибунала и влияния его принципов в Испании насчитывалось бы на двенадцать миллионов человек больше против теперешнего населения, которое исчисляют в одиннадцать миллионов.

Если сравнить этот результат с 343 522 жертвами, можно заметить, что я уменьшил это число на две тысячи пятьсот один, из которых две тысячи четыреста семьдесят принадлежат к первому разряду осужденных, а тридцать один ко второму. Эта разница происходит оттого, что я поставил себе за правило при составлении этой Истории произвести самый умеренный подсчет, какой только мне позволят обстоятельства. Я могу уверить, что совершенно бессмысленно искать в каком-нибудь документе доказательство того, что мои расчеты преувеличены; наоборот, я убежден, что с 1481 года, когда начались казни, до конца царствования Филиппа II число жертв было гораздо более значительно, судя по заметкам, которые мне доставили трибуналы Толедо и Сарагосы, где число осужденных почти совпадает с числом жертв в других трибуналах.

Под жертвами Льоренте подразумевает всех, как сказали бы в наше время, репрессированных: жертвы первого разряда — сожжённые заживо (также называется «релаксация»), жертвы второго разряда — сожжённые фигурально (до казни либо сбежали, либо умерли под пытками или своей смертью), жертвы третьего разряда — так называемые примиренные: тюрьма, конфискация имущества и т. д.

Все современные западные историки, однако, считают эти цифры серьёзно завышенными. Изучение архивов испанской инквизиции показывает, что общее количество сожжённых составило 3000-5000 человек за всё время существования инквизиции в Испании, что на порядки ниже числа казённых по приговорам светских судов. Не следует забывать, что охота на ведьм происходила в основном не в католических, а в протестантских странах, а применяемые к подследственным пытки были строго регламентированы и не отличались разнообразием. Распространение образа сладострастного инквизитора-садиста можно приписать геополитическим конкурентам испанцев — англичанам, которые, кроме того, стремились искоренить католицизм и у себя в стране.

Основные исторические даты

В 1184 году папа Луций III и император Фридрих I Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами; светские же власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры.

В 1215 году впервые об Инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе, установившем особый процесс для преследования еретиков (лат. per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи.

В период с 1231 по 1235 год папа Григорий передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным — инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев).

В 1481 году вступил в должность первый Великий Инквизитор Испании Томас Торквемада.

В 1498 году умер Торквемада. В его правление, по самой скромной оценке Х.А. Льоренте, «инквизиция… умертвила 8800 человек живьем в пламени костров».

В 1542 году папа римский Павел III учредил Священную Римскую и Вселенскую Инквизицию.

В 1587 году, с реформой папы Сикста V, была учреждена Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции. В таком неизменном виде она просуществовала до 1908 года.

В 1600 в Риме сожжён Джордано Бруно.

В 1633 в Риме Галилео Галилей отрекся от учения Коперника.

В 1820 — упразднение инквизиции в Португалии.

В 1834 — упразднение инквизиции в Испании.

В 1908 году папа Пий Х переименовал это ведомство в Священную Конгрегацию Священной Канцелярии. Священная Канцелярия просуществовала до 1967 года, когда папа Павел VI переименовал Священную Канцелярию в Священную конгрегацию Доктрины Веры, существующую и поныне.

В 1992 Папа Иоанн Павел II реабилитировал Галилея и официально признал, что инквизиция совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника.

Литература

  • А. Арну. История инквизиции (1926; 1995).
  • М. В. Барро. Торквемада (1893).
  • В. Величкина. Очерки истории инквизиции (1906).
  • М. Я. Выгодский. Галилей и инквизиция (1934).
  • Л. Галлуа. История инквизиции. В 2-х тт. (1845; 1873).
  • И. Р. Григулевич. История инквизиции (1970; 1985; 2002); Папство. Век XX (1981; 2003).
  • Б. Данэм. Герои и еретики (1984).
  • История инквизиции. В 3-х тт. (1994).
  • Н. Я. Кадмин. Философия убийства (1913).
  • И. Крывелев. Костром и пыткой против науки и ученых (1932).
  • И. Лаврецкий. Ватикан. Религия, финансы и политика (1957); Кардиналы идут в ад (1961).
  • Ш. В. Ланглуа. Инквизиция по новейшим исследованиям (1903).
  • А. Лебедев. Тайны инквизиции (1912).
  • Г. Ч. Ли. История инквизиции в средние века. В 2-х тт. (1911—1912; 1996; 1999; 2002).
  • С. Г. Лозинский. История инквизиции в Испании (1914); История папства (1934; 1961; 1976; 1986); Священная инквизиция (1927).
  • Х. А. Льоренте. Критическая история испанской инквизиции. В 2-х тт. (1936).
  • Н. Осокин. История Альбигойцев и их времени (1869—1872).
  • В. Парках. Испанские и португальские поэты — жертвы инквизиции (1934).
  • М. Н. Покровский. Средневековые ереси и инквизиция (в Книге для чтения по истории средних веков под ред. проф. П. Г. Виноградова, вып. 2, 1897).
  • Р. Х. Роббинс. Энциклопедия колдовства и демонологии (2001).
  • В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция (1955).
  • М. И. Шахнович. Гойа против папства и инквизиции (1955).
  • М. М. Шейнман. Огнем и кровью во имя бога (1924); Папство (1959); От Пия IX до Иоанна XXIII (1966).
  • А. Шефер А. Святые палачи (1924).
  • Я. Шпренгер, Г. Инститорис (Крамер). Молот ведьм (Malleus Maleficarum, или Hexenhammer) (1932; 1992; 2001; 2005; 2006).
  • Х. Херманн. Савонарола. Еретик из Сан-Марко (1982).
  • Бейнджент М., Ли Р. Инквизиция. — М., 2003.

Инквизиция в России

  • Е. Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России (1964).
  • М. И. Семевский. Слово и дело. Тайный сыск Петра I (1884; 1991; 2001).

Шаблон:Medieval-stub

Крест Это незавершённая статья по христианству.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Внешние ссылки

  • Х. А. Льоренте. История испанской инквизиции. Том I
  • Х. А. Льоренте. История испанской инквизиции. Том II
  • Инквизиция
  • Е. Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России

  1. Википедия Святая инквизиция адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Святая инквизиция и найти в:

  1. Вокруг света инквизиция адрес
  2. Академик инквизиция/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы инквизиция+&search адрес
  5. Научная Россия инквизиция&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет инквизиция&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — инквизиция адрес
  1. Google
  2. Bing
  3. Yahoo
  4. Яндекс
  5. Mail.ru
  6. Рамблер
  7. Нигма.РФ
  8. Спутник
  9. Google Scholar
  10. Апорт
  11. Онлайн-переводчик
  12. Архив Интернета
  13. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  14. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница 0 — краткая статья
  • Страница 1 — энциклопедическая статья
  • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Святая инквизиция 1», чтобы сохранить ее

Инквизиция (от лат. inquisitio — рас­сле­до­ва­ние, след­ст­вие) — в XIII-XIX веках в прак­ти­ке ка­то­лической церк­ви сис­те­ма су­деб­но­го пре­сле­до­ва­ния тяж­ких пре­сту­п­ле­ний про­тив ве­ры, в пер­вую оче­редь ере­си и ве­дов­ст­ва (смотри так­же Ве­дов­ские про­цес­сы).

Пред­по­сыл­кой по­яв­ле­ния инквизиции ста­ло ак­тив­ное рас­про­стра­не­ние ма­ни­хей­ских ере­сей в Западной Ев­ро­пе в X-XII веках. В ос­но­ве инквизиции ле­жит су­деб­ный ин­кви­зи­ци­он­ный про­цесс, вос­при­ня­тый ка­но­ни­че­ским пра­вом на ру­бе­же XII-XIII веков. В пе­ри­од Аль­би­гой­ских войн ин­кви­зи­ци­он­ный про­цесс на­чал при­ме­нять­ся для пре­сле­до­ва­ния ере­ти­ков пап­ски­ми де­ле­ги­ро­ван­ны­ми судь­я­ми, ко­то­рые на­зна­ча­лись в по­мощь ме­ст­ным цер­ков­ным вла­стям.

Во 2-й четверти XIII – XIV веках в цер­ков­ном и свет­ском пра­ве бы­ла соз­да­на за­ко­но­дательная ба­за для пре­сле­до­ва­ния ере­си и сфор­ми­ро­ва­на су­деб­ная сис­те­ма пре­сле­до­ва­ния ере­ти­ков. Ересь, а в XIV веке. и ве­дов­ст­во бы­ли при­рав­не­ны к государственной из­ме­не. Су­дьи-ин­кви­зи­то­ры (ими бы­ли пре­имущественно до­ми­ни­кан­цы и фран­ци­скан­цы) на­зна­ча­лись па­пой Рим­ским в цер­ков­ные про­вин­ции и не под­чи­ня­лись в сво­ей дея­тель­но­сти ме­ст­ным цер­ков­ным и свет­ским вла­стям, но долж­ны бы­ли со­труд­ни­чать с ни­ми. Де­ла о ере­си и других тяж­ких пре­сту­п­ле­ни­ях про­тив ве­ры и Церк­ви пе­ре­шли из епи­скоп­ских су­дов в их ве­де­ние.

Прак­ти­ка инквизиции под­роб­но опи­са­на в трак­та­тах ин­кви­зи­то­ров клас­сического и позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья: Бер­на­ра Ги (1314-1316 года), Ни­ко­лая Эй­ме­ри­ка (1376 год) и других Доз­на­ние на­чи­на­лось на ос­но­ве слу­хов или до­но­са, час­то но­си­ло тай­ный ха­рак­тер. Це­лью бы­ло рас­кая­ние об­ви­няе­мо­го и спа­се­ние его ду­ши, то есть при­зна­ние им сво­их пре­сту­п­ле­ний, для по­лу­че­ния при­зна­ния ис­поль­зо­ва­лись пыт­ки, воз­мож­но­сти за­щи­ты для об­ви­няе­мо­го бы­ли очень ог­ра­ни­чен­ны. По­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра под­су­ди­мый пе­ре­да­вал­ся свет­ским вла­стям и под­вер­гал­ся на­ка­за­нию в со­от­вет­ст­вии со свет­ски­ми за­ко­на­ми стра­ны про­жи­ва­ния (со­жже­ние, по­ве­ше­ние, чет­вер­то­ва­ние, по­жиз­нен­ное за­клю­че­ние и другие), его иму­ще­ст­во кон­фи­ско­вы­ва­лось. Каз­ни ере­ти­ков и об­ви­нён­ных в ве­дов­ст­ве но­си­ли пуб­лич­ный ха­рак­тер, час­то со­про­во­ж­да­лись пыш­ны­ми це­ре­мо­ния­ми (смотри Ау­то­да­фе).

Рас­цвет дея­тель­но­сти инквизиции в Западной Ев­ро­пе при­хо­дит­ся на XIII-XVI века; осо­бен­ное раз­ви­тие этот ин­сти­тут при­об­рёл на Пи­ре­ней­ском полуострове в конце XV-XVIII веках (окон­ча­тель­но уп­разд­нён лишь в 1834 году), где стал ин­ст­ру­мен­том государственной по­ли­ти­ки. Про­тес­тант­ски­ми по­ле­ми­ста­ми позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья был соз­дан не­га­тив­ный об­раз инквизиции., ши­ро­ко рас­про­стра­нив­ший­ся в ис­то­рио­гра­фии, об­щественном соз­на­нии и в ху­дожественной литературе; вы­ра­же­ние «ис­пан­ская инквизиция» ста­ло на­ри­ца­тель­ным.

В пе­ри­од Контр­ре­фор­ма­ции при Римской ку­рии бы­ла уч­ре­ж­де­на Рим­ская инквизиция — «Свя­тая кон­гре­га­ция» (или «Свя­той три­бу­нал»), рег­ла­мен­ти­ро­вав­шая дея­тель­ность инквизиции ка­то­лической церк­ви (в 1542-1908 годах — Sacra Congregatio Romanae et uni­ver­sa­lis Inquisitionis seu sancti officii). За­ме­нив­шая её Кон­гре­га­ция свя­то­го оф­фи­ция (Свя­щен­ная кан­це­ля­рия) в 1965 году бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Кон­гре­га­цию ве­ро­уче­ния. В 2000 году па­па Рим­ский Ио­анн Па­вел II (1978-2005 годы) и пре­фект Кон­гре­га­ции ве­ро­уче­ния при­нес­ли по­кая­ние за гре­хи, со­вер­шён­ные во вре­мя дея­тель­но­сти инквизицией в сред­ние ве­ка и в Но­вое вре­мя.