Эсхатологическая

История утопической идеи в русской философии, искусстве и литературе вне сомнения заслуживает специальной разработки. В книге, предлагающей первые подступы к этой многоаспектной теме, собраны материалы международной научной конференции «Утопия и эсхатология в литературе, искусстве и философской мысли русского модернизма» (ИМЛИ РАН, 24–27 июня 2015 года). Сборник поделен составителями на три раздела: статьи, посвященные истории разработки понятий (утопия и эсхатология) в философии; истории их непосредственного применения (в качестве метанарратива) в искусстве, а также — истории их эволюции в литературе.

Каждый из трех разделов сборника подробно рассказывает о тех, кто непосредственно повлиял на формирование русского утопического дискурса. Не раз подчеркивается ведущая роль Достоевского: А. Дуккан сравнивает прочтения Достоевского Н. Бердяевым и С. Булгаковым; Т. Касаткина предлагает рассматривать эсхатологический дискурс русской мысли рубежа XIX–XX веков как нарратив, предложенный Достоевским; персоналистический аспект философии Достоевского разрабатывается в статьях О. Казиной и А. Гачевой.

Целый блок статей посвящен рецепции утопии и эсхатологии в художественном творчестве таких авторов, как Андрей Белый, В. Брюсов, А. Ахматова, А. Блок, Даниил Андреев, О. Мандельштам: это статьи О. Седых, М. Спивак, О. Симоновой, Т. Батыр, Е. Ратниковой, М. Яковлева и других. Среди прочих примечательны две статьи — Н. Михайленко и Дж. Джиганте, посвященные фигуре, нечасто упоминаемой, хотя и сыгравшей одну из центральных ролей в формировании идеи русского утопизма, — А. Чаянову.

Творчество русских композиторов и художников рассмотрено почти столь же подробно. Утопические мотивы в творчестве Скрябина и Рахманинова интересуют С. Федякина, О. Давыдову занимает художественное чувствование в утопических и эсхатологических мотивах символистов начала XX века, К. Бланка — переживания Мстислава Добужинского во время его пребывания в Петрограде.

Конечно, наиболее ярко национальная идея формулируется в рамках русской философии. Так сложилось, что русское понимание утопии во многом обязано социально-политическим манифестам декабристов. И потому вопрос об осуществимости утопии мы связываем непосредственно с тем, как лидеры западников и славянофилов — фактически политических движений — видели будущее России, а также с тем, под каким углом рассматривали прошлое. Эсхатология присутствует в программах западнического и славянофильского толка, но выступает она различно: или как некоторый элемент неустранимой русской религиозности, непрерывной ее связанности с народной судьбой, или как общее, апокалиптически-пессимистическое настроение по отношению к будущему русского народа. Второй взгляд, как несложно догадаться, был впервые сформулирован западниками, а от них воспринят Н. Гоголем, Н. Бердяевым, С. Булгаковым и многими другими.

В этом ключе в сборнике выдержана статья В. Варавы «Рождение философии из духа эсхатологии (Опыт русской мысли)», где он пишет о русской философии, что «она соответствует типу, рожденному из духа страдания <…> в основании русской философии лежит <такое> понятие <как> «эсхатологическая тревога»» (с. 79–80). Под эсхатологической тревогой Варава понимает искание собственной идентичности, принадлежности к чему-то большему, сущностному.

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

М.В. ФИЛАТОВ, кафедра Мировой и отечественной культуры

Одним из самых волнующих разделов эзотерических знаний всегда являлся раздел, посвященный эсхатологии. Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, необходимо дать определение термина -«эсхатология». Данный термин происходит от греческого слова ез1Шоп.

Эсхатология — это понятие, не названное в Библии и являющееся всеохватывающим обозначением для «учения о последних делах» в конце мировой истории . Среди эсхатологических проблем нужно выделить следующие:

1.Проблема гибели человечества и цивилизации.

2.Проблема посмертного воздаяния человеку.

3.Проблема богоизбранности.

4.Проблема мессианства.

Почему же сегодня так актуальны эсхатологические проблемы?

Во-первых, эсхатологические проблемы всегда интересовали человека, поэтому практически все религии имеют четко разработанную эсхатологическую концепцию. Во-вторых, в связи с окончанием очередного века и тысячелетия интерес к эсхатологии закономерно возрос. Из истории мы знаем, что волна внимания к эсхатологическим вопросам будет всегда возрастать в конце каждого столетия. Помимо этого, переломные моменты в истории той или иной страны будут способствовать росту эсхатологических настроений в данном государстве и обществе. Примером может служить как Россия в начале XX в., так и Германия после прихода к власти Гитлера. В-третьих, неразработанность данной темы делает ее исследование не только более актуальным, но и интересным. На сегодняшний момент практически полностью отсутствуют работы, посвященные вопросам русской эсхатологии.

До конца XV в., рассматривая русскую эсхатологию, можно было говорить только о церковной эсхатологии, которая не выходила за рамки новозаветной апокалип-тики. Говоря о русской эсхатологии, необходимо отметить, что до XV в. эсхатологические концепции были тесно связаны с церковной идеологией. В контексте русской духовной жизни комплекс эсхатологических проблем сводился в основном к вопросам, связанным с концом света и апокалиптическими видениями, связанными с библейской эсхатологией. В XV в. происходит переосмысление эсхатологических взглядов в сторону их обмирщения, и эсхатологические теории ложатся в основу русской государственной идеологии .

Говоря о русской эсхатологии, необходимо отметить две составные части этой темы.

Основой русской эсхатологической традиции, естественно, является христианская книжная эсхатология, базирующаяся на Библии. Но говоря о русской эсхатологии, нельзя упустить и другой ее аспект — народную эсхатологию, выраженную в преданиях, песнях, духовной поэзии. Книжная христианская эсхатология развивалась в традиционном русле. Особый интерес представляет для нас народная эсхатология. Она возникла в результате смешения и переосмысления христианской и языческой традиций. В отличие от западной эсхатологии, на народную эсхатологию в России оказали большое влияние христианские апокрифы, широко распространенные на православном Востоке.

Говоря о народной эсхатологии, надо выделить следующие тенденции: во-первых, это — комплекс взглядов, связанных с традиционными эсхатологическими проблемами, такими, как посмертное воздаяние и судьба человечества; во-вторых, сакральная география, которая создает поэтический мир, где реальность переплетается с мифологией. Ис-

точником народной эсхатологии будут являться многочисленные предания и духовная поэзия русского народа.

Христианская книжная эсхатология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говоря о развитии этого раздела знаний об эсхатологии, необходимо отметить, что теории здесь будут развиваться в традиционном для этого раздела знаний русле. Г лавными вопросами, рассматриваемыми русской книжной эсхатологией, будут следующие:

1.О богоизбранности и мессианства.

2.Об идеальном государстве — Царствии Божьем.

3.О посмертном воздаянии (Вопрос о Страшном суде и посмертном воздаянии решался в традиционном библейском русле на базе текстов Откровения св. Иоанна Богослова).

До XV в. русская книжная эсхатология базировалась на Библейских текстах и текстах ранних отцов церкви. Как указывают

A.A. Беляков и ЕВ. Белякова, христианская эсхатологическая концепция была известна на Руси в традиционной форме. Эсхатологические сведения попали на Русь благодаря авторам III—IV вв. таким, как Ипполит Римский, Мефодий Патрасский, Кирилл Иерусалимский, Андрей Кесарийский и др., а также по трудам более поздних отцов, таких, как Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иоанн Дама-скин. Эти труды базировались на библейских текстах и были тесно связаны с церковной традицией .

Идея Страшного суда была тесно связана с идеей Царства Божьего. К концу XV в., по церковным взглядам, истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира, после которой должен был прийти к власти Антихрист, а после этого должен был произойти Страшный Суд и установиться царство Божье, но этого не произошло. В связи с этим, происходит переосмысление эсхатологии на Руси. Постепенно эсхатология перестает быть знаменем церкви. В контексте церковной традиции о Царстве Божьем выкристаллизовывается светская теория, вошедшая в русскую идеологию в XV в. Вопрос о Богоиз-

бранном государстве становится основным в русской эсхатологии, а также ведущим понятием в русской государственной идеологии.

Этот вопрос возникает в период формирования национального государства. Именно в это время в русское общество проникают идеи западной философии. Самой важной для национального самосознания стала идея о богоизбранности русского государства. Эта концепция оказала сильное влияние на идеологию русского государства. Идея о Божьем священном государстве досталась России в наследство от Византийской империи. В православной традиции сложилась концепция преемственности великих держав, базирующаяся на библейской традиции. Идея преемственности пришла и в Россию, здесь она была переосмыслена и преобразована в идею Москвы — третьего Рима. В основу этой концепции легла теория богоизбранного государства — Царства Божьего, изложенная в книге Августина Блаженного «De civitate Dei» (О граде Божьем).

Согласно учению Августина, вся история человечества является борьбой между двумя царствами. Царством Божьем, ассоциирующимся у него с церковью, и Царством Земным, являющимся, по мысли Августина, царством зла, ассоциирующимся с государством. Между ними идет непримиримая война. По мысли Августина, церковь и ее власть стоят выше власти государства и, если это равновесие не соблюдается, то нарушается гармония мира и торжествует зло .

Учение Августина оказало большое влияние, как на западную философскую традицию, так и на восточную. Самым ярким проявлением учения Августина на Западе стала идея римской теократии. Согласно этой теории, власть римских первосвященников стоит выше светской власти, что сводит светскую власть до уровня вассала власти духовной. На востоке, в частности в Византии, идеи Августина получили свое переосмысление, слившись с идеей преемственности мировых царств. Для того, чтобы устранить противоречия, которые возникали при подобном восприятии учения Августи-

на, византийские богословы смещают некоторые акценты в его теории. Так, в восточной интерпретации, идея Царства Божьего накрепко связывалась не просто с церковью, а с православием. На базе этого создается учение о едином православном царстве -преемнике древних мировых царств, в первую очередь, Римского. Отсюда и самоназвание греков — Ромэи (т.е. римляне). В контексте этого вся полнота власти передается императору — представителю Иисуса Христа на земле. Об особых полномочиях Византийских императоров свидетельствует, например, тот факт, что они обладали и определенной духовной властью, т.к. они не просто присутствовали на богослужении, но как бы служили вместе с духовенством (византийский император имел право входить в алтарь и в некотором роде участвовал в богослужении) . Подобное восприятие власти монарха становится общепринятым и на Руси, особенно после брака Иоанна Ш с племянницей последнего византийского императора Константина XI Зоей Палеолог.

Уже в начале XVI в. появляется теория Москвы — третьего Рима, изложенная псковским монахом Филофеем в послании великому князю Василию III: «Пал первый Рим, пал и Рим второй (Константинополь), а третий Рим — Москва — стоял, и стоять будет вечно, а четвертому Риму не бывать». Благодаря этой идее, эсхатологические чаяния русского народа были реализованы в государственной идеологии. Помимо этого, теория Филофея позволяла русскому народу осознать идею о своей богоизбранности и о своем мессианстве. Впоследствии это выразится в идее панрусизма, а также получит дальнейшее развитие в русской религиозной философии, в частности, у К.Н. Леонтьева,

B.C. Соловьева Е.Н. Трубецкого и т.д.

В русской идеологической концепции эсхатологические традиции, облеченные в форму национально-политическую, получают дальнейшее развитие в царствование Иоанна Грозного. Именно он окончательно решил две важнейших проблемы, которые противоречили идее богоизбранного царства: во-первых, он принял царский титул, ко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

торый был утвержден по византийской традиции духовной властью в лице Константинопольского патриарха (1561 г.), во-вторых, он заложил базу, на которой чуть позднее, в 1589 г., был решен и вопрос о независимости церкви.

Помимо этого, для укрепления позиций русской идеологии создается ряд трактатов, призванных документально подтвердить преемственность власти московских царей от византийских императоров (Сказание о князьях владимирских, возводящее родословную Рюриковичей к брату римского императора Октавиана, многочисленные предания о брачных узах русских правителей с династиями византийских императоров, а главное, предание о передаче власти вместе с коронными регалиями — шапкой Мо но маха).

Идея же панрусизма начинает складываться еще во времена Иоанна III, особенно оформляясь концептуально после падения Константинополя. С тех пор русское правительство ощущало себя единственным хранителем православия и покровителем единоверных славянских народов, находящихся под игом Османской империи. Идеи панрусизма дожили до наших дней. В XIX в. высказывалась идея создания единого славянского государства под эгидой России, а русские претензии на Константинополь с проливами, выдвигаемые еще Екатериной II, воспринимались как чрезмерные, но вполне законные, поскольку Россия воспринималась, особенно балканскими народами, как преемница Византийской империи.

После раскола русской церкви при патриархе Никоне в среде старообрядчества складывается свое восприятие Царства Божьего. Оно будет более близко стоять к идеям XV в., базируясь, в основном, на новозаветной апокалиптике. По мысли старообрядцев, Царство Божье, в первую очередь, будет являться сообществом истинно православных и четко разниться со светским государством (в этих положениях старообрядцы полностью совпадают с идеями Августина). Более того, вновь возрождаются апокалиптические ожидания, связанные с пришествием Анти-

Христа и Страшным Судом. Старообрядцы считали даже, что Антихрист — это царь Петр .

Но самого большого расцвета идея Царства Божьего и богоизбранности русского народа получает в трудах русских религиозных философов конца XIX — начала XX вв. В трудах таких видных философов, как Соловьев и Трубецкой, традиции книжной христианской эсхатологии формируются в идею особого надмирового государства -Вселенской церкви, где русский народ будет играть роль священства (Соловьев, «Россия и Вселенская церковь») и в идею особой мессианской роли русского народа в истории мировой цивилизации (Е.Н. Трубецкой, «Старый и новый национальный мессианизм»), Идеи об особой роли русского народа и его богоизбранности в истории мировой цивилизации популярны и в наши дни. Эти теории, приспосабливая их к своим политическим сиюминутным нуждам, пытаются эксплуатировать современные националисты.

Народная эсхатология

Начиная говорить о народной эсхатологии, необходимо отметить, что особое влияние на русскую народную эсхатологическую традицию оказали христианские апокрифы. В России существовал специальный термин «отреченные книги», обозначающий весь спектр запрещенной литературы, оказавшей влияние на русскую народную эсхатологическую традицию. Как пишет A.B. Юдин, сам термин «апокрифы» можно понимать не только в широком смысле как запрещенные книги, но он может также трактоваться как книги на библейские сюжеты, отличающиеся от канонических текстов некоторыми деталями. В круг «отреченных книг», помимо апокрифов, входили и книги, не имеющие никакого отношения к христианству. Это целый ряд книг нецерковного содержания: магические, астрологические, предсказательные и т.д. . Вся эта литература проникает на Русь вместе с христианством. Часто эти книги в России признавались наравне с каноническими. Так, например, в сборник Четьих Миней митро-

полита Макария, по свидетельству Юдина, вошло несколько апокрифических книг, как рекомендованных для христианского чтения. Апокрифы мы можем классифицировать следующим образом: Сказания о Рае, сотворении мира и человека, апокрифические жития и эсхатологические апокрифы. Наиболее интересными были следующие апокрифы: Видение Еноха Праведного (данный апокриф раскрывает и помогает составить представление о том, какие взгляды бытовали в среде народа по вопросам мироустройства), Хождение Богородицы по мукам (данный апокриф рисует нам эсхатологическую картину посмертного воздаяния и ту роль, которую играла Богородица как защитница рода человеческого) и т.д. Вообще, апокрифы оказали сильное влияние на народную эсхатологическую традицию на Руси. Они сумели дополнить недостающими деталями христианскую эсхатологию, а смешавшись с пережитками русского язычества, создали неповторимый мир русской фольклорной традиции, где в едином пространстве размещались и святой град Иерусалим, и Скрытый от грешников град Китеж, и страна святых отшельников — Беловодье. Важным элементом народной эсхатологии становится сакральная география, которая помогает реализовать эсхатологические чаяния в своеобразном мистико-географичес-ком пространстве. В сознании народа складывается представление о сакральной географии, которая может сильно разниться с обычной географией, но позволяет реализовать эсхатологические чаяния простого народа. В контексте этого происходит превращение реальных объектов в некий символ, с помощью которого открываются те или иные аспекты народной духовности. Эсхатологические воззрения русского народа можно будет классифицировать следующим образом: новым элементом здесь явится понятие «сакральная география», которое поможет создать нам представление о той среде, где разворачиваются события, связанные с эсхатологическими чаяниями русского народа. Помимо этого блок традиционных для эсхатологии вопросов, в которых будут не-

сколько смещены акценты в отличие от традиционной книжной эсхатологии. К этим вопросам будут относиться: Идея богоизбранности народа и идея мессианства; Идея богоизбранного царства — Святой Руси; Идея конца света и посмертного воздаяния.

Важным источником по эсхатологии русского народа являются духовные песни, отражающие народные взгляды на этот вопрос. Настоящей энциклопедией по народной эсхатологии является Голубиная книга. Эта песня, как считал В. Мочульский, является «опоэтизированной сокращенной народной Библией». В ней даются ответы на основные вопросы, связанные с мироустройством.

Сакральная география будет играть в русском фольклоре важную роль. С ее помощью русский народ четко делит весь мир на Святую Русь и остальной мир. Святая Русь является источником духовной чистоты и благочестия в противовес остальному, часто погрязшему в грехе миру. Благодаря осознанию своей исключительности, которая базировалась на концепциях христианской эсхатологии, персонифицированных и соотнесенных с Россией, создается миф о Святой Руси. Обязательными атрибутами этого мифа становятся следующие элементы:

1.Ни с чем не сравнимая святость и благочестие русского духа — единственного хранителя правой веры.

2.Особая роль Руси как источника благочестия и продолжателя традиций Святой земли (образ Иерусалима).

3.Языческие элементы, адаптированные православием и включенные в русскую эсхатологическую традицию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Образ благочестивого и блаженного государства.

В концепции сакральной географии одно из главных мест отводится образу Святой Руси. Этот образ будет тесно связан с образом Царства Божьего, культивируемого христианской книжной эсхатологией и положенный в основу русской государственной идеологии. В фольклоре этот вопрос решается просто: Русь является святой потому, что

единственная сохраняет православную веру, она становится для народа тем щитом, который помогает ему защитить себя и свою страну от нечестивого внешнего влияния.

Однако Русь не является единственным источником духовной чистоты, особое место в связи с этим предается образу Святой земли и граду Иерусалиму. М.В. Рождественская в своей статье «Образ Святой земли в древнерусской литературе» отмечает значение Иерусалима для русской духовности. По ее мнению, для русского человека вся Святая земля представлялась чем-то отдаленным, расположенным чуть ли не на крае земли. Путь в эту страну очень сложен и труден. В мире много зла, неправды и несправедливости. Весь мир погряз в грехах. Иерусалим — место святое и чистое, отсюда и стремление человека достигнуть этого города, чтобы очиститься духовно и приобщиться к святыне . В духовной поэзии фиксируется исключительное значение града Иерусалима. В народной духовной песне «Голубиная книга» дается четкий ответ на вопрос, какую же роль играл Иерусалим в народной эсхатологии:

Потому Иерусалим городам отец:

Во тем граде во Иерусалиме Тут у нас среда земле .

Не менее популярными становятся предания о духовных центрах, хранящих чистоту и доступных только благочестивым христианам. Одним из самых известных таких центров считался град Китеж. Согласно преданиям, град Китеж подвергся осаде войсками Батыя. Но по молитве жителей город не был подвергнут разграблению. Разверзлась земля и поглотила град Китеж, а на месте, где прежде стоял город, возникло озеро Светлояр. До сих пор город в глубинах озера цел, и чистые духом и крепкие в вере люди могут, придя на берега озера, услышать перезвон китежских колоколов, а самые святые могут даже попасть в закрытый город. Сам город станет доступным только после Страшного суда. Поэтому святыня озера Светлояр играла огромную роль в эсхатологических взглядах простого народа .

В среде сибирских старообрядцев сложилась легенда о чудесной стране, где живут святые старцы — Беловодье. Согласно этим взглядам, далеко в горах находится блаженная страна Беловодье. Попасть в эту страну можно, только преодолев труднейший путь, причем уйти в эту страну можно только по приглашению ее жителей. Человек, недостойный и грешный не сможет попасть в Беловодье. Он обязательно собьется с дороги и погибнет в пути, так и не приблизившись к священной стране. Для старообрядцев Беловодье являлось не местом, где они могут вести легкую жизнь, а местом, где они могут духовно очиститься и достигнуть святости. Путь этот нелегкий, но необходимый, так как позволяет тебе стать на путь служения всему миру .

Вот только несколько элементов, которые составляли сакральный мир русского народа. Естественно, упомянув Иерусалим, Китеж и Беловодье, нельзя говорить, что мы сумели отразить все, что волновало человека. Однако именно эти яркие элементы позволяют лучше понять, в чем заключались эсхатологические чаяния русского народа. Сакральная география помогала осмыслить эсхатологические концепции, привязать их к реальному миру и сделать более осязаемыми, а в связи с этим более доступными и более постижимыми для народа.

Нельзя оставить без внимания и традиционные аспекты эсхатологии в интерпретации народных традиций. Помимо того, что русский народ создает удивительный мир сакральной географии, он выражает свое эсхатологическое кредо в сказании о Голубиной книге. В этом стихотворном произведении можно найти четкие ответы на все основные вопросы, которые ставятся в эсхатологии.

К традиционным вопросам эсхатологии народная традиция подходит классически, но немного смещая акценты.

Одним из важнейших проблем народной эсхатологии остается вопрос о богоизбранности. Русский народ — богоизбранный народ т.к. единственный из всех сохранил святую веру. Русский народ традицион-

но верил в свою особую миссию. В народном фольклоре неоднократно говорится об особенности русского народа, В народных сказках постоянно упоминается русский дух, отличный от духа других народов, В Голубиной книге указывается, что:

От святой от главы от Адамовой ;

От того зачались князья — бояры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От святых мощей от Адамовых;

От того крестьяны православные:

От свята колена от Адамова . Также Голубиная книга указывает и на то, что

От того колена от Адамова,

От того ребра от Еввина Пошли христиане православные По всей земле святорусския .

Здесь видно, что исключительность русского народа будет тесно связана с его верой и будет тесно связана с почетным происхождением от Адама. Несмотря на то, что согласно библейским текстам, все человечество происходит от Адама, Голубиная книга акцентирует свое внимание на исключительном положении русских как единственных истинно православных людей, сохранивших Святую веру. Избранность русского народа будет тесно связана с тем, что он единственный сохранил православие -истинную веру. Благодаря христианской традиции русский народ привык ощущать себя наследником древней Византийской империи. Помимо этого в народном творчестве культивировался образ народа, призванного спасти весь мир от нечестия.

Другой важной проблемой народной эсхатологии была проблема Царства Божьего (Святой Руси). Святая Русь — богоизбранное государство, т.к. здесь живет благочестивый народ. По святости Русь уступает только Святой земле. Весь мир погряз в грехах, и только благодаря русскому царству еще не погиб мир. Вопрос о богоизбранном царстве всегда решался для народа в пользу России. Это связано с рядом факторов. Например, потому, что истинный царь — это русский царь, царь христианский, наследник древних христианских владык. Богоизбранное государство — это Святая Русь, только

здесь сохранилась вера в Бога. В Голубиной книге говорится:

У нас Белый царь — над царями царь. Почему же Белый царь над царями

царь?

И он держит веру крещеную,

Веру крещеную, богомольную,

Стоит за веру христианскую,

За дом Пречистыя Богородицы, Потому Белый царь над царями царь. Святая Русь-земля всем землям мати: На ней строят церкви апостольские; Они молятся Богу распятому,

Самому Христу, Царю Небесному, -Потому свято-Русь-земля всем землям мати .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идея центра благочестия и единственного избранного народа настолько крепко вошла в сознание русского народа, что во время реформ патриарха Никона русские неохотно прислушивались к мнению вселенских патриархов, поскольку воспринимали истинно православными только себя.

Третьей важной проблемой народной эсхатологии являлась проблема посмертного воздаяния. Данный вопрос был типичным для комплекса эсхатологических проблем. В контексте вопроса о Страшном суде и посмертном воздаянии выделяется два направления: Большая эсхатология, связанная с представлениями о Страшном суде и общей судьбе человечества; и Малая эсхатология об индивидуальной судьбе каждого умершего человека. В контексте этого мы видим, что взгляды на «большую эсхатологию» будут мало отличаться от традиционных книжных. Но в вопросе «малой эсхатологии» народная традиция не в пример гуманнее. Так, например, в Хождении Богородицы по мукам образ Богородицы является более гуманным и более морально чистым, чем образ Христа и архангела Михаила. Здесь народная эсхатология объявляет Богородицу заступницей за всех православных христиан, даже грешники пользуются ее покровительством. Свершая свое путешествие по Аду, богородица видит все муки, которым подвергаются умершие. Она выступает проси-

тельницей за всех страждущих, пусть даже и грешников. Это традиционно для русского миропонимания. Духовная вера русского народа более гуманна, чем ортодоксальное православие Востока. Милосердная Матерь Божия остается ходатайницей за людей даже в Аду. Недаром образ Пречистыя Богородицы был одним из самых любимей-ших религиозных образов. Богородица единственная защита для православных христиан и они отвечают ей безграничной преданностью. Недаром Дева Мария считалась небесной покровительницей России. В типично русской традиции Богоматерь добивается своего; по ее молитве грешники в Аду освобождаются от своих мук от Великого Четверга до Троицына Дня . Образ Богородицы в контексте проблемы о посмертном воздаянии не только гуманнее, но и значительнее, чем даже образ Иисуса Христа. Богородица становится самым популярным персонажем христианской мифологии на Руси. Ее защита и покровительство позволяли простому человеку надеяться на снисхождение небес. Отсюда и определенный оптимизм народной эсхатологии в вопросе о посмертном воздаянии.

Рассмотрев эсхатологические взгляды русского народа, мы можем сделать вывод, что народная эсхатология не только является составной частью русской эсхатологии, но она детализирует и делает более яркими образы, сложившиеся в книжной христианской эсхатологии. Несомненно, народная эсхатология рассматривает основные эсхатологические проблемы не совсем так, как принято в книжной эсхатологии. Это будет связано с тем, что на ее формирование оказали сильное влияние христианские апокрифы. Но надо отметить, что для более детального рассмотрения комплекса русской эсхатологии народная эсхатология играет важную роль.

Литература

1.Большой путеводитель по Библии. Под ред. Г. Га-бинского. — М.: 1993.

2.О пересмотре эсхатологической традиции на Руси в

конце XV в. / Беляков A.A. Белякова Е.В., см. Архив русской истории. — Вып. 1. — М.: 1992.

3.Там же. — Стр. 11-12.

4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневе-

ковой философии. — М.: 1991.

5.Безобразов П.В. Очерки Византийской культуры. -Петроград. 1919.

6.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. — М.: 1995.

7.Юдин A.B. Русская традиционная народная духов-

ность. -М.: 1994. — С. 339.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Рождественская М.В. Образ святой земли в древне-

русской литературе сборник Иерусалим в русской культуре. — М.: 1994.

9.Голубиная книга, русский народный сборник (духовные стихи ХІ-ХІХ вв.). — М.: 1991.

10.ШестовВ.П.Эсхатологическиемотивывлегенде

о градеКитеже:сборникЭсхатологияиутопия

(очерки русской философии и культуры). — М.: 1995.

11.Томас Эндрю. Шамбала — оазис света. — М.: 1992.

12.Голубиная книга.

13.Там же.

14 Там же.

15. Златоструй. Древняя Русь Х-ХІІІ вв. — М.: 1990.

ГГ

Лесной факультет в рамках специальности 2604 «Лесное и лесопарковое хозяйство» объявляет прием абитуриентов на новейшее направление подготовки —

правовые основы государственного управления лесами

Общий срок обучения — 5 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специализация начинается после 2-го курса.

Впервые и только в МГУЛе предлагается подготовка юридически образованных управляющих лесными комплексами. Обучение ведется по учебной программе на уровне международных требований, предъявляемых к данной профессиональной деятельности. Студенты получают комплекс знаний по общеправовым дисциплинам: трудовому, уголовному, конституционному, гражданскому, предпринимательскому, финансовому праву, уголовному и гражданским процессам, криминологии и криминалистике и др., а также по специальным отраслям права: сельскохозяйственному, жилищному, таможенному, экологическому и пр.

Современная фундаментальная подготовка в области юриспруденции даст возможность выпускникам использовать полученные знания при решении широкого круга вопоосов:

-налогообложение;

-международное право;

-регистрация, экспертиза контрактов;

-составление договоров.