Если ребенок ворует

У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно — в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Заработал или подарили?

Одна из причин: они учатся этому от нас. Нет, я даже не имею в виду, что мы воруем в магазине или «одолжили» канцелярию в своём офисе, чтобы пользоваться дома. А что же тогда?
Чтобы решить проблему воровства, стоит посмотреть на мир глазами детей. В детском и даже подростковом мире вещи, которыми окружён человек — это не те вещи, которые он заработал своими усилиями, это символы власти, которыми тебя наделяют люди, их имеющие. В основном, родители. Реже бывает, но это и более ценно — родственники, воспитатели, учителя. Которые даруют что-то с барского плеча, не всегда по понятным причинам — ну, кроме дня рождения.
Конечно, многие родители сейчас скажут: «Не знаю, как другие, но мы своих приучаем к тому, откуда берутся деньги, с детства. Например, учим зарабатывать, получать карманные деньги за выполненные домашние дела. Они должны же понимать!»
Да, мы их учим, они понимают, откуда берутся деньги — от вас и других людей, обладающих властью.
Например, ваш ребёнок целых две четверти учился и делал уроки, он даже застилал кровать каждое (!) утро, чтобы получить новый телефон. И вы ему этот телефон купили. Не подарили! Он его честно заработал на договорных условиях. Через какое-то время вы обнаружили, что ребёнок сидит в телефоне днями и ночами, кровать не заправляет, домашнюю работу делать перестал. Ваши действия? Очевидно, что во всем виноват … телефон. И поэтому надо его отобрать или ввести жесткие ограничения на пользование. И вы экспроприируете честно заработанную собственность ребёнка. И предлагаете вернуть при условии, например, что ребёнок исправит оценки. Как он это воспринимает? Как жестокую несправедливость: он уже выполнил условия контракта, почему же введены санкции и налоги на пользование? О них никто не предупреждал. Он воспринимает это, как воровство — вы у него украли. Поэтому он будет сражаться как лев, чтобы отобрать честно нажитое у властьимущих или попытается вернуть свою собственность потихоньку.
Если вы утверждаете, что ребёнок телефон у вас своровал, то ребенок считает, что реальность — штука нереальная, мир жесток, а воровство — отличный способ решения проблем.

С точки зрения родителя и взрослого, все кажется логичным, но с точки зрения ребёнка — нет! Он понимает, что находится под контролем родителей, и при этом абсолютно беспомощен. Если ему в следующий раз потребуются какие-то вещи или деньги, то он возьмёт их у вас. Что же делать? У ребёнка должна быть своя собственность, которую никто не должен брать без спроса. Даже если это поломанные игрушки, которые «ему уже давно не нужны». Именно так мы учим обращаться с вещами, защищать собственность и понимать, что другому может быть больно, обидно, неприятно, если его этой собственности лишить.

А как же телефон и другие гаджеты? Если вы понимаете, что ребёнок не в состоянии будет контролировать себя и будет сидеть в видеоиграх и телефонах вечно, и вы собираетесь это контролировать, то телефон не может принадлежать вашему ребёнку. Вам нужно договориться, что этот гаджет ваш личный, тогда вы можете выставлять правила пользования, аренды вашей собственности, которую вы выдаёте на определенное время или на особых условиях.

Воровство — обычное явление у маленьких детей. Дети эгоцентричны и им кажется, что весь мир придуман для них, поэтому можно брать то, что они хотят у других свободно. Истинное понимание ребенком самой идеи кражи обычно происходит в возрасте от пяти до семи лет. К этому времени дети могут понять идею собственности и понять, что брать вещи, принадлежащие другим, неправильно. Если им, конечно, об этом расскажут в семье.

Зачем он это делает?

Мотивы кражи могут сильно отличаться от ребенка к ребенку, да и ребенок может красть по разным причинам. Нет одной причины, типа «вы не занимаетесь своим ребёнком, и ему требуется больше внимания». Не всегда просто разобраться, почему это происходит, даже если ребёнок имеет свою собственность дома и умеет различать «своё — чужое».
Дети могут воровать, потому что таким способом они удовлетворяют какую-то психологическую потребность, и не видят других способов ее реализовать. (Конечно, мы сейчас не говорим о детях, которые воруют еду для того, чтобы не быть голодными).

Причины могут быть, например, такими:

1. Ребенок импульсивен и хочет немедленного удовлетворения своих желаний
2. Его не учили, что воровать неправильно, или у него была возможность наблюдать, как это делают взрослые с чужими вещами или вещами ребенка
3. Он и правда хочет внимания взрослого. И считает, что лучше негативное внимание, чем совсем никакого
4. Ребенок испытывают недостаток в семейной близости и чувствует себя забытыми. Он думает, что с помощью украденного предмета он сможет «вернуть» любовь
5. Ребенок страдает от жестокого обращения и нуждается в помощи
6. Таким способом он выражают чувстао гнева или тревоги, вызванные серьезными изменениями в жизни, такими как развод родителей, переезд, переход в новую школу или отвержение сверстниками
7. Он хочет отомстить за боль и вред, которую причинили ему другие люди: крадет, чтобы сделать больно кому-то
8. Ребенок страстно хочет то, что есть у других, завидует, и не может купить или попросить у родителей, боясь отказа. Например, это может быть какая-то еда, игрушки, одежда известных брендов или гаджеты.
9. Он хочет похвастаться
10. Ребенок хочет выглядеть жестким, смелым и крутым, чтобы соответствовать группе сверстников
11. Ему нравятся ощущения от воровства, он чувствует власть и безнаказанность
12. Он восстает против власти или слишком строгих секмейных правил
13. Подростку нужны деньги, чтобы покупать алкоголь, сигареты и наркотики

Дети, которые регулярно крадут, обычно импульсивны, чувствуют себя одинокими, никому не нужными, нечувствительны к потребностям другим, испытывают скуку и гнев, имеют низкую самооценку. Им часто трудно доверять другим людям и иметь близкие отношения с друзьями.

Что делать?

Когда ребенок пойман на краже, реакция взрослого должна зависеть от того, происходит ли это в первый раз или кражи уже бывали. Когда это случается в первый раз, внимание взрослого должно быть сосредоточено на причине кражи, а не на самой краже.
Что это значит?

Сохраняйте спокойствие. Разберитесь с ситуацией прямо. Покажите свое неодобрение, но не допрашивайте, не читайте лекций и не унижайте ребенка, называя его вором и рассказывая, что делали с ворами в далеком прошлом.
Если вы уверены в том, кто взял деньги или вещь, поговорите с ребенком наедине. Не спрашивайте: «Ты взял деньги?» Вместо этого скажите: «Мы знаем, что ты взял деньги. Мы разочарованы, потому что думали, что может тебе доверять. Спросите «Есть ли причина, по которой тебе нужны деньги?» Затем выслушайте и постарайтесь понять проблемы, которые возникли у ребенка.
После этого вам будет понятнее, как помочь ребёнку реализовать свои потребности напрямую, а не с помощью воровства.

Если воровство случается далеко не в первый раз:

  • Желательно убрать под контроль все ценные вещи для того, чтобы не провоцировать ребенка
  • Задайте себе вопрос о психологических потребностях ребёнка ещё раз. Не всегда можно понять про потребности с первого раза, вы могли что-то упустить
  • Возможно, вам потребуется разговор с детским психологом или психиатром, чтобы получше понять, что происходит с ребёнком
  • Подумайте о том, как дать ребёнку законный доступ к источнику денег или желаемой вещи. Или хотя бы указать путь к реализации. Например, коробка с мелочью на кухне, из которой можно брать деньги в случае экстренной необходимости. Вы можете ввести систему отчета (чеки) или сделать доступ свободным
  • Часть семейных денег может перейти под контроль ребёнка. Открытый доступ к части финансов семьи, за которые ребёнок отвечает, чтобы они не пропали, и участвует в обсуждении их трат. Так ребёнок чувствует себя вовлечённым во взрослые семейные дела и гораздо менее беспомощным

Важно: почти каждый родитель хотя бы однажды сталкивается с ситуацией воровства. Это не значит, что вы — ужасный родитель, но это значит, что пришло время задуматься и попытаться научить ребёнка важному социальному навыку обращаться со своей и чужой собственностью.

Обнаружив в игрушках своего ребенка не принадлежащую ему вещь, не торопитесь браться за ремень.

Едва придя с улицы, Аня вынула из кармана куртки куколку в ярком платье, и, вступив с ней в разговор, двинулась в детскую. Ни мать, ни отец этой красавицы ей не покупали. «Чья это кукла?» — «Моя!» — не отвлекаясь от игры, ответила дочка.

Почему нельзя?

Даже самых спокойных родителей потрясает, когда вдруг обнаруживается, что их малыш что-то взял без спросу в гостях или унес из садика. За этим сразу следует скандал, слезы, праведный гнев, мрачные размышления о будущем ребенка. Подумать тут и вправду есть о чем, но без излишнего трагизма.

Я уже говорила, что маленькие дети в игре могут обмениваться игрушками друг с другом так, словно это общие игрушки и в то же время принадлежат каждому из них. Ребенок ведь не сомневается, что если вещь находится перед его глазами и до нее можно дотянуться, тем более еще и поиграть, то она — его. Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у маленького человека, как правило, после трех лет. А до тех пор детское воровство по сути и не воровство вовсе.

Ну, скажите, вор ли четырехлетний мальчик, который в искреннем дружеском порыве отдал своему товарищу самый красивый диск из вашей, папа, аудиоколлекции? А малыш, спокойно положивший в свой карман оброненного соседом по песочнице пластмассового солдатика? Он всего-то хочет иметь то, что принадлежит другому и искренне не понимает, почему решать эту проблему так нельзя и почему его ругают за это.

Ребенок пока просто незнаком с общепринятыми правилами и нормами поведения, родители, к сожалению, не нашли пока что времени ему сказать, что взять не свое — означает украсть, что очень плохо. Если объяснить все это вовремя, в самый первый замеченный вами раз, то велика вероятность того, что с этого раза он начнет хотя бы спрашивать, можно ли ему взять понравившуюся игрушку. Так вам, возможно, удастся покончить с проблемой в ее зародыше.

Внимание любой ценой

Но, случается, ребенок (как правило, это уже ребенок, вышедший из младенческого возраста), кладя себе в карман без спроса чужую вещь, осознает, что он делает что-то плохое. Главное, что нужно предпринять родителям, это постараться понять причины происшедшего и действовать в соответствии с понятым. Ведь психология детского «воровства» проста: таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот чего именно, и предстоит выяснить родителям.

Главным побудительным моментом взять чужое является, конечно же, сильнейшее, непобедимое желание иметь понравившуюся вещь, порой вопреки голосу совести. Ребенок может понимать, что поступает плохо, но сила искушения велика, и он не может устоять. Он осознает, что наносит вред другому, но находит самые разные оправдания своему поступку — «у Сережки и так много всего», «мне завтра купят, и я ему верну», «да они и не заметят ничего», и т.д.

Вы и вправду, случается, не замечаете, как из вашего кошелька пропадают монеты разного достоинства, со стеллажа — отдельные книжки, а с полки — диски. У вас масса дел, вы приносите домой деньги, вам не до мелочей. А замечаете ли вы при этом в принципе, как растет ваш ребенок, способны ли сами увидеть, что из купленного еще в прошлом году свитерка руки торчат чуть ли не по локоть? Замечаете ли, как он завистливым взглядом провожает сверстников с мороженым в руках?

Но стоит вам заметить пропажу, вы превращаетесь в беспощадный карающий меч. Так этого ребенок и добивался! Ведь ему просто не хватает вас, вашего внимания, вашего реального участия в его жизни. Да, усердно работая, вы печетесь и о нем тоже, но это происходит далеко от него, он этого не видит. И чем сильнее будет ваш гнев, тем чаще ему будет хотеться хоть такого, зримого, вашего внимания. Имущественная выгода его поступка интересует ребенка, может быть, меньше всего. И взятые у вас деньги, купленные на них сладости для него просто символ замещения родительской любви.

И еще. Если у ребенка не все благополучно дома, он будет искать утешения вне его, среди сверстников. А чтобы завоевать их уважение, будет готов на многое, в том числе — брать у вас без спросу деньги с тем, чтобы «подкупать» ровесников, которые согласны общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. А вы были в курсе, что он одинок во дворе и в школе, что он не умеет общаться, не умеет дружить? И кто его этому должен был научить?

Вы вместе!

И вот вы вне себя, вы в панике — ребенок взял чужое!

Прежде чем начать разбираться, вспомните, пожалуйста, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш сын или дочь. Значит, вам нужно быть предельно осторожными в словах, в чем бы вы его ни подозревали! Психологи считают, что родители должны всегда исходить из железного правила — никогда не обвинять ребенка в воровстве, даже если, кроме него, «украсть» было больше некому. Исключение, как пишет психолог Марина Кравцова, составляют случаи, когда вы застали его на месте преступления, но и в этом случае надо выбирать выражения, ведь иногда даже одного излишне жесткого разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

Но и в этом случае не стоит раздувать случившееся до масштабов катастрофы, равно как и делать вид, что ничего не произошло.

Да, вы расстроены, рассержены, но все-таки старайтесь держаться спокойно. Обвинения, а тем более рукоприкладство никогда не решат проблему (равно, как и вопрос: «Почему ты это сделал?», не получит внятного ответа), а ребенок будет и дальше заниматься своим делом, а вас обманывать, чтобы избегать наказания. После должной оценки происшедшего поговорите с ним спокойно и доверительно.

Маленький человек редко задумывается о последствиях воровства. Постарайтесь поставить его на место жертвы, пусть вспомнит, как ему было обидно, когда без спросу брали его вещи. Ребенка постарше можно спросить: «Представь, ты обнаружил, что из твоего кошелька украли деньги. Что бы ты сказал этому человеку?» Со школьниками одного разговора о честности, боюсь, будет уже недостаточно. Скажите им о таких последствиях их поступка, как потеря друзей, дурная репутация и возможные в будущем приводы в полицию.

Что касается возврата «украденного», то некоторые психологи советуют родителям настаивать на том, чтобы ребенок делал это сам и открыто: извинения, разбирательства с возможным участием родителей потерпевшего, -все эти неприятные процедуры ему запомнятся и предупредят повторение происшедшего. Я за менее шоковую терапию: стоит попробовать незаметно (оказавшись в тех же гостях) положить вещь на место или пойти возвращать ее вместе с ребенком и помочь ему в объяснениях: родители «вора», я считаю, должны делить с ним ответственность за случившееся. Ребенок оценит это, уверяю вас!

И вообще поменьше теории, поменьше нравоучений. Случилось ЧП, разбирайтесь в нем, вы — родитель и должны быть со своим ребенком вместе, и душой, и мыслями! Причем не только в моменты катарсисов, а постоянно, катарсисы предупреждая. Ребенка, не получающего в семье навыка доверительного, любящего общения, вряд ли ждет благополучная судьба.

Кстати

Любовь против воровства

Тенденция к воровству у детей НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но также верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста: согласно закону он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию. И будут считать проявления воровства у ребенка поступком БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ. Воровство «излечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласиться с вашим мнением.

Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он хочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний не воздействуют на него. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях.

Возвратим владельцу то, что ребенок унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, сделаем все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.

Э.Фромм, «Азбука для родителей»

Почему ребенок ворует? Как вести себя родителю? Советы опытного психолога Курицына А. В.

Реальность жизни такова, что всем людям время от времени приходится говорить неправду: чтобы извернуться, избежать неприятностей, чтобы извлечь для себя выгоду, пусть даже и небольшую и т. д.. Но несмотря на это, обман со стороны детей тревожит родителей очень сильно. Почему так случается? Многие родители хотят знать мельчайшие подробности из жизни своего ребенка. Чем старше становится ребенок, тем шире его социальные связи, интересы, разнообразнее склонности. Некоторые родители боятся отпустить нити контроля за жизнью ребенка, поскольку боятся, что он может попасть в дурную компанию, забросить учебу и натворить массу ошибок. Чем старше и самостоятельней становится ребенок, тем больше страхов возникает у его родителей. Но вместо того, чтобы попытаться перестроить отношения, понять, что контролировать ситуацию по-прежнему так как было в 6-9 лет, уже не получится, некоторые взрослые напротив, стараются жестче закрутить гайки.

Каковы причины лжи?

Существует несколько вариантов, почему ребенок врет:

– получение выгод

Подростки врут чтобы получить то, чего им хочется (чего они не смогут получить, сказав правду). Например, идя на прогулку с друзьями, которые очень не нравятся родителям, подросток говорит, что идет на дополнительные занятия английским языком. Обычно подростки воспитываются в семейной системе с нестабильными правилами.

– чтобы повысить свой статус, получить порцию внимания

Еще одна причина – желание благодаря своим выдумкам возвыситься над сверстниками, ощутить свою власть. В данном случае ложь часто связана с преувеличением материального благосостояния семьи, социального статуса родителей, своих достижений и возможностей. Главной причиной является потребность в принятии социальной группы. Эта же потребность часто может являться причиной воровства.

– как способ защититься от наказания

Подростки часто прибегают ко лжи, скрывая факты, за которые могут быть наказаны. Подростки врут в силу сложившихся обстоятельств, и, не желая расхлебывать последствия своих же собственных поступков прямо сейчас. Данная ситуация встречается нередко в семьях с авторитарным стилем воспитания.

Что же можно сделать родителям, чтобы избежать или хотя бы уменьшить количество лжи от своего ребенка?

В первую очередь важен собственный пример. Будьте сами честны с подростком даже в мелочах. Говорите свои мысли и чувства прямо, объясняйте мотивы поступков.

Бороться с ложью нужно, искореняя не саму ложь, а ее причину. Например, ребенок стал хуже учиться и боится наказания за плохие оценки. Найдите причину неуспеваемости и помогите ребенку «подтянуть хвосты”. Повод для обмана исчезнет. Чем более доверительные отношения между родителями подростком, тем меньше у него причин обманывать и скрываться. Тем более, что в любом случае, когда наступает кризис подросткового возраста, и той, и другой стороне приходится перестраивать отношения. Подросток уже никогда не будет тем малышом, который шел по жизни, держа маму за ручку, чем старше он становится, тем дальше его интересы от интересов родителей, как бы грустно это ни звучало. И в первую очередь от самих родителей зависит, от степени их уважения к своему ребенку – возникнет или нет между ними ложь.

Ребенок ворует, почему?

Очень часто воровство – это стремление привлечь к себе внимание родителей, признак общего неблагополучия семейно системы. Обычно пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются. Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель «воришки” достигнута – получена немалая порция родительского внимания и социального (милиция, учителя). Даже такая негативная реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность, что часто бывает в семьях, где обнаруживается воришка-ребенок.

Что делать?

Психологически обоснованное поведение взрослых в этих случаях – меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше – восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.В таком случае необходимо помочь ребенку установить контакты с ребятами. Например, посоветовать ему найти в своем окружении сверстников со сходными интересами, создать им условия для общения дома. Если сложилась особо острая ситуация и ребенка или подростка активно не принимают в классе, обратитесь за помощью к психологу.

Еще одна причина воровства – протест против излишних запретов и ограничений.

Неизбежный родительский контроль не должен быть тотальным и излишне жестким, особенно если речь идет о подростке.Стоит пересмотреть семейный кодекс вместе с сыном или дочерью, предоставив им больше прав (не забывая об обязанностях), это касается и времени отбоя, и обязательном условии выделения времени на свободное общение со сверстниками.

Что же делать если кража случилась?

Если ребенок «не пойман за руку”, невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности. Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь – но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что очень его любите – даже если не одобряете сейчас его поведение.Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством”, «кражей”, «преступлением”. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений. Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг”, а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить… Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните – это должно быть совместное решение, а не ваш приказ. Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

Профилактика воровства

Правило «Свое-Чужое”.

Ребенок должен понимать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть необходимо установить границы собственности: чем ты можешь распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем – нет (в том числе вещами общего пользования).

Правило «Немного на карманные деньги”

Ребенок должен иметь карманные деньги, как можно с более раннего возраста. Лучше, если это будет организованно уже в дошкольном возрасте. Но уже в школьном возрасте – обязательно. У ребенка должны быть деньги на неделю. Сумма, опять же, зависит от бюджета семьи. В некоторых семьях это могут быть и 20 рублей, в некоторых и больше. Но лучше, чтобы в начальной школе это была сумма – адекватная возрасту. У ребенка могут быть потребности, которые родитель не предусмотрел. Ребенок может купить себе что-то в школьном буфете. Он может купить себе ручку, журнал, чупа-чупс. Он учится распоряжаться деньгами с самого раннего возраста.

Искренне Ваша команда Центра семейных отношений «РОСТ”

В одном из городов Удмуртии под покровом темноты два сотрудника ритуального бюро вынесли из офиса сейф…

Случаи вопиющего грабежа на рабочем месте не такая уж и редкость. Неприятно, убыточно конечно, но не смертельно, а главное поправимо.

Допустим, в стенах вашей компании произошла кража, и подозрение пало на одного из сотрудников. Но кричать «Караул!» и прибегать к помощи полицию вы не хотите. Как быть? Пытки и препирание к стенке вряд ли помогут.

Можно попытаться уличить виновного во лжи путем – беседы тет-а-тет. В помощь вам методика разработанная доктором психологических наук Львом Филоновым. Суть, которой сводиться к провоцированию подозреваемого с помощью вопросов с последующим анализом его ответов и невербального поведения. Помогает выявить воришку в отсутствие доказательств.

Вводная

Из кабинета начальника украли новенький айфон. Запись с камеры, установленной в приемной, сузила круг подозреваемых до трех сотрудников: личный секретарь, уборщица и менеджер. Подозреваемых по одному вызвали на личную беседу. При этом каждому задавались идентичные вопросы.

Вопрос № 1: «Вам известно, по какому поводу мы проводим беседу? Что вы знаете о случившемся?»

  • Секретарь и уборщица: «Из кабинета Иван Иваныча пропал телефон»
  • Менеджер Вася: «Шеф где-то посеял свой айфон»

Анализ: двое дают прямой ответ, третий избегает опасной темы, подменяет понятия.

Вопрос № 2: «Вы верите, что это преступление действительно было совершено?»

  • Секретарь и уборщица подтверждают, ссылаясь на то, что видели в тот день телефон на столе в кабинете подключенным к зарядке.
  • Менеджер Вася: «Да точно вам говорю, потерял или оставил где-нибудь. Он вообще рассеянный».

Анализ: двое соглашаются с возможностью кражи, третий настаивает на вине директора.

Вопрос № 3: «У кого была возможность сделать это?»

  • Секретарь и уборщица предположили, что такая возможность была у любого заходившего в кабинет в тот промежуток времени, когда был украден телефон.
  • Менеджер Вася: «Да любой. Никому нельзя верить».

Анализ: двое рассуждают логически. Третий уходит от прямого ответа.

Вопрос № 4: «Кого на ваш взгляд можно исключить из числа подозреваемых?»

  • Секретарь исключила уборщицу, сославшись на то, что она работает в компании больше 5 лет и за это время подобных инцидентов не случалось.
  • Уборщица предложила исключить тех, кто не заходил в кабинет.
  • Менеджер Вася: «Никого. Каждый знает, во сколько обедает секретарь, а камеру можно обойти».

Анализ: двое пытаются сузить круг подозреваемых, третий огульно обвиняет всех.

Вопрос № 5: «Вы сами когда-нибудь совершали кражу? Можете рассказать об этом?»

  • Секретарь: «Иногда забираю домой канцтовары для детей»
  • Уборщица: «Ну, бывает иногда, остатки моющих средств беру»
  • Менеджер Вася: «Что? Даже не собираюсь на это отвечать».

Анализ: двое не бояться признаться в неблаговидных поступках. Третий взбешен вопросом, замыкается в себе, боится попасть в число подозреваемых.

Вопрос № 6: «Можете назвать причину, по которой вас нельзя исключить из числа подозреваемых?»

  • Секретарь и уборщица сказали, что их можно подозревать наравне со всеми т.к. они заходили в кабинет начальника в день пропажи.
  • Менеджер Вася: «А у вас есть доказательства моей вины? Ах, нет. Тогда и говорить не о чем».

Анализ: двое признают, что у них была возможность украсть телефон. Третий уклоняется от прямого ответа, отвечает вопросом на вопрос, в словах сквозит ирония.

Вопрос № 7: «Как высчитаете, какое наказание заслуживает человек, сделавший это?»

  • Секретарь предложила уволить. Уборщица ограничиться наказанием в виде выговора или лишения премии.
  • Менеджер Вася: «А за что собственно наказывать? Подумаешь телефон. Для нашего босса это копейки. Да и потом наказывать должен суд».

Анализ: секретарь и уборщица предлагают конкретное наказание. Менеджер настаивает на незначительности проступка и на невозможности наказания без вмешательства органов правосудия.

Вопрос № 8: «Вы готовы пройти испытание на полиграфе?»

  • Секретарь и уборщица сказали, что не против, тем более что это снимет с них подозрение.
  • Менеджер Вася: «Да вы издеваетесь. С какой стати мне это делать? Столько шума из ничего»

Выводы: в данной ситуации, скорее всего, виновен менеджер. Старается расширить круг возможных подозреваемых, уходит от опасных вопросов, ведет себя неестественно, не допускает мысли, что его могут подозревать. Явно нервничает и боится проходить тестирование.

Кстати некоторые физиологические реакции можно определить без полиграфа. Это покраснение лица, ушей, шеи за счет скачка давления. Учащенное сердцебиение, вспотевшие ладони.

Вербальные и невербальные признаки

К вербальным признакам относятся непрямые ответы, уводящие от темы беседы. Должно насторожить слишком подробное хронологически выстроенное описание событий. Неподготовленному человеку сложно с ходу последовательно изложить случившееся. В отличие от человека заранее заготовившего «правдивую» версию.
Популярный метод уличить лжеца – наблюдать за его поведением, жестами.

В свое время яркий пример публичного вранья продемонстрировал Билл Клинтон. Отрицая свою связь с Моникой Левински, во время судебного разбирательства, он всякий раз прикасался к своему носу.

Считается, что ложь вызывает у человека определенное эмоциональное состояние, которое трудно скрыть: чувство вины, возбудимость, нервозность.
Невербальное состояние хуже поддается контролю т.к. управлять телом сложнее, чем словами. Тем более, когда все внимание сосредоточено на том, ЧТО говорить.
К невербальным признакам относят движения рук/ног, изменение тона голоса. В отличие от мимики тон голоса сложнее контролировать, особенно в состоянии стресса. Боясь выдать себя, лжец намеренно сдерживается от излишней жестикуляции, пытается замедлить движения, сделать их более плавными. Что до мимики она не всегда явно указывает на ложь, поскольку лучше поддается контролю.

Тем не менее, психологи не советуют придавать большое значение исключительно мимике и телодвижениям. Даже сотрудники безопасности прошедшие спец подготовку не всегда точно могут определить, лжет человек или нет. Исследования поведения человека показывают – универсального языка тела не существует. Разнообразие вариантов и отклонения от нормы не дают 100% гарантии. Так, например некоторые люди, говоря правду, могут краснеть или проявлять нервозность.

Блеф

Когда нет прямых доказательств следователи часто прибегают к блефу. В личной беседе спровоцировать лжеца и вывести на чистую воду помогут следующие уловки:

  • Подвергайте сомнению сказанное и просите разъяснений. Скажите, что сообщаемые сведения будут проверены.
  • Задавайте больше уточняющих/конкретизирующих вопросов. Так подозреваемому сотруднику будет сложнее контролировать сказанное. Скорость его мыслительных процессов и движения замедлятся.
  • Создайте впечатление, что знаете о произошедшем гораздо больше чем, кажется подозреваемому. Так ему будет сложнее сориентироваться, что можно говорить, а что нет.
  • По ходу беседы наблюдайте за поведением сотрудника. Обращайте внимание на смену выражения лица, заторможенность движений рук, ног.
  • Внимательно слушайте все, что говорит сотрудник и подмечайте несоответствия. Ловите на противоречиях.
  • Сравните поведение сотрудника с его обычной манерой держаться/говорить.

Лев Филонов отмечает – правильная оценка невербальных признаков лжи возможна лишь при сопоставлении с естественным для конкретного человека поведением.

Иногда лучше перебдеть

Фрэнсис Бэкон сказал: «Возможность украсть создает вора». Не стоит пренебрегать мерами безопасности.

Можно установить технические средства контроля: камеры наблюдения, датчики GPS на транспортные средства компании и пр.
Ограничьте права доступа сотрудников к наиболее важной информации компании.

Вводите систему паролей на компьютеры сотрудников. Составьте договор запрещающий сотрудникам принимать участие в деятельности компаний конкурентов. Отслеживайте крупные сделки, закупки. Большие скидки/отсрочки – только в вашего личного одобрения.

Периодически без предупреждения проверяйте бухгалтерские документы. К примеру, зарплатные ведомости на наличие несоответствий, «мертвых душ».

Обращайте внимание на необычное поведение сотрудников, в особенности на резкие изменения. Следите за переменами климата в коллективе. Жалобы на кого-то из сотрудников типа: часто берет деньги в долг и не отдает, занимает у всех сослуживцев, много тратит на азартные игры, живет не по средствам и пр. Кстати на этом «спалился» не один агент иностранной разведки. Хотелось бы также упомянуть рикс воровства не только материальных, но и информационных активов. Например, вашей базы клиентов. Помогают контролировать безопасность данных CRM системы с гибкими настройками прав и логированием действий пользователей.

Без паранойи

Не забывайте что вербальные и невербальные признаки лжи актуальны только в комплексе. Делать выводы о нечестности человека ориентируясь только на его нервозность, один уклончивый ответ или вспотевшие ладошки по меньшей мере недальновидно. Возможно, он вас просто боится или переживает из-за личных проблем. А вы своими подозрениями обидите невиновного. Задавайте больше вопросов, наблюдайте за изменением его поведения, реакцией на ваши слова. Сравнивайте его обычную манеру держаться с ситуацией, когда вы пытаетесь вычислить мошенника. Конечно, знание этой техники распознавания лжи не сделает из вас следователя, но возможно поможет вычислить нечестных на руку сотрудников.