Этические основы

Благо — это одна из основных аксиологических категорий (см. Аксиология, Ценность), выражающая состояние осуществлённого бытия как конечной цели человеческих устремлений. В целом, понятие блага представляет собой наиболее общую понятийную универсалию для обозначения положительной ценности (противоположность блага — отрицательная ценность, или зло), а также тех или иных предметов, явлений и других сущностей, удовлетворяющих определённые человеческие потребности и желания, отвечающие интересам, целям и стремлениям людей. Так, различают естественные блага — результат стихийных природных процессов, и общественные блага — продукты деятельности человека; но в обоих случаях благо составляет социальное определение предмета, его полезное значение для человека. В зависимости от того, какие потребности удовлетворяются, принято различать материальные и духовные блага, хотя подобное деление неполно и условно, так как многие ценностные явления не могут быть отнесены ни к той, ни к другой рубрике или обладают признаками обеих одновременно. Вместе с тем, понятие блага следует отличать от понятия ценности, которое означает в первую очередь нечто неотъемлемо личное, тогда как благо рассматривается нечто общепризнанное, что индивид стремится обрести; ценность поэтому, при любых попытках разделить её с кем-либо, остаётся принципиально «субъективным», тогда как благо, при любой степени его индивидуализируемой интериоризации, — относительно «объективным». Между ценностями и благами может быть согласие, но может быть (и чаще всего бывает) конфликт: что-то может быть признано разумом в качестве блага, но не стать таковым для души (как и наоборот). Ценность и благо по-разному реализуются и в целеполагании, которое во втором случае носит императивный характер.

Благо — ведущее понятие европейской античной и иудео-христианской культуры, выражающее не только духовные и материальные ценности, но и одно из традиционно принятых имён божественного начала. Исторически феномен блага складывается одновременно с развитием общества осмысления жизни человека в качестве её бессознательно переживаемой и интуитивно удовлетворяемой функции. Переход к цивилизации с необходимостью приводит к осознанию блага как того изначального, единого и единственно всеобщего основания, по отношению к которому сохраняется актуальной и остаётся всегда мыслимой разнородность социальных и личностных интересов, множественность социокультурных ориентаций индивидов и существенно изменчивый характер их ментальности.

Античный греческий идеализм вложил в концепцию блага мистический опыт погружения в просветлённую суть вещей как в среду, наиболее близкую человеческому существу; бескорыстное интеллектуальное созерцание оказывалось наиболее прочным, дорогим и сущностно обогащающим благом. У Платона идея блага занимает центральное место в его учении: она есть «первопринцип», благодаря которому образован весь идеальный мир, «высшее начало», которое отводит всему своё место и всё собой ведёт как свет, озаряющий истину бытия, и «высшая цель». Все другие основные понятия метафизики Платона получают свои сущностные определения в зависимости от отношения к благу: совершенное бытие является одновременно прекрасным, правильным и благом. Лишь в сфере реальной жизни благо утрачивает своё исключительное место и может быть осмыслено только через зло, как свою собственную противоположность. Человек, по Платону, не выбирает — жить или не жить, но он свободен в выборе — жить по справедливости и в благе или жить в пороке и зле. Именно этот мотив определяет в дальнейшем всю эволюцию места и роли идеи блага в философских концепциях Античности. Аристотель подчёркивает в благе телеологический аспект оптимального статуса, в котором всё стремится к осуществлению. В его учении благо выступает в трёх основных отношениях: в метафизическом — благо есть «то, ради чего», «целевая причина», «конечная цель» (τε’λος); в онтологическом — благо представлено во множестве своих собственных воплощений (благ), вещественных и «политических», физических и психических, будучи синонимом всего хорошего, полезного, наилучшего (то αγαθο’ν); и, наконец, в этическом — высшее из всех благ, осуществляемых в поступках, совершенная цель (το αριστο’ν), реализуемая в добродетелях, а в конечном счёте — в счастье. У стоиков метафизический смысл блага сохраняется уже формально: благо выступает, наряду со злом, в качестве одного из полюсов, между которыми находятся ценности.

Начиная с Аристотеля, понятие блага становится по существу теоретическим основанием этики (что следовало, в частности, из «Никомаховой этики» Аристотеля, где учения о благе и добродетелях мыслились приблизительно как учения о целях и средствах). В дальнейшем по мере нарастания кризиса античного мира идея блага всё более отождествляется с добром, приобретая тем самым конкретно-этический характер. Однако радикальная переоценка ценностей античной эпохи, осуществлённая христианством, возвращает идее блага её метафизический, универсально мировоззренческий смысл: благо, наряду с бытием и истиной, становится сущностным атрибутом Творца. Бог, творящий бытие свободным актом благодати, становится абсолютным средоточием всех благ (summum bonum) и конечной целью человеческих устремлений. В процессе последующей эволюции средневековой эпохи трансцендентальный смысл понятия «благо» медленно, но неуклонно размывается, обретая нравственные определения и нагруженные повседневностью оценочные характеристики.

В философии Нового времени обсуждение проблемы блага идёт поначалу в том же поисковом поле, что и ранее, то есть вокруг оппозиций единого и высшего, божественного и изначального, но акценты всё более смещаются в сторону основных определений человеческого бытия и познания таковых. Р. Декарт считает высшим благом познание истины; Т. Гоббс видит величайшее благо в самосохранении и беспрепятственном движении вперёд; И. Кант считает благом конечную цель, возможность достижения которой он связывает со свободой; Г. В. Ф. Гегель считает благо «побуждением», «ещё неосуществлённой идеей», «последней абстрактной непосредственностью», такой же, как и небытие.

Но в целом, начиная с XVII века благо выводится из числа бытийных начал и в итоге релятивируется. Из трёх равновесных и взаимообратимых понятий — блага, единого, бытия — удерживается только последнее. Поскольку бытие стало определяться волей непосредственно (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) или в образе субъективности (И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль), благо стало трактоваться как результат полагания и с XIX века его место заняла ценность. К XX веку тема блага с полной очевидностью обнаруживает свой собственный, соответствующий новому времени, метафизический смысл — встречи с будущим. Трансцендентальное содержание понятия «благо» связывается отныне не с непостижимостью космической глубины бытия и не с немыслимой высотой Бога, а с пред-стоянием будущего как такового, в его отношении к наличному благосостоянию людей и общества.

Современные концепции блага связаны с изысканиями Дж. Э. Мура (изучавшего, в частности, «философскую грамматику» прилагательного «благой» и существительного «благо») и феноменологической школой М. Шелера (введшего термин Güterethik — «этика благ»), Н. Гартмана, Г. Райнера, Дж. Роулза. В дискуссиях XX века (преимущественно в англоязычной философской традиции) были поставлены следующие проблемы:

  1. Что означает понятие «благо» (а также прилагательное «благой») — объективное свойство определённых объектов или только субъективную их оценку?
  2. Всем ли объектам можно атрибутировать предикаты «благой» и «неблагой» и каким образом осуществляется их познание в этом модусе их бытия?
  3. Что означает понятие высшего блага (summum bonum), каковы его критерии и соотношение с «обычными благами?»
  4. Как соотносятся друг с другом различные разновидности «благости» (гедонические, утилитарные, духовные и так далее) и каково место среди них этического блага — является ли оно производным от других или автономным?
  5. Актуально ли и в настоящее время построение иерархии благ (которое было актуальным для Античности и Средневековья)?

Социальная ответственность является производной тех личных ценностей, вытекающих из этики менеджеров и подчиненных им работников. Общество, любая организация или группа работников определяет свою этику поведения. Под этикой поведения следует понимать совокупность поступков и действий людей, которые соответствуют тем нормам морали, сознания или порядка, которые сложились в обществе или в которых оно направляется.

Довольно часто сотрудники ведут из конторы междугородные телефонные разговоры по личным вопросам. Или Вам делать то же самое? Сможете ли Вы использовать для себя лично то, что есть в офисе, и заберете это домой? Это несколько этических дилемм, с которыми каждый человек может столкнуться в работе. В этих примерах нет речи о нарушении закона, однако соответствующие действия могут быть расценены многими как неправильные.

Еще одно исследование, которое охватило 15-летний период, показало, что руководители предприятий стали более цинично, чем 15 лет назад, относиться к этике поведения руководства в целом. То, что делает и как себя ведет хозяин, — основной фактор влияния на поведение подчиненного. Таким образом, ведя себя этично, руководитель можете заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

В предпринимательской деятельности встречаются случаи большего или меньшего отклонения от общественных норм, что, собственно, и является неэтичным поведением. Причинами неэтичной деятельности могут быть:

• конкурентная борьба;

• желание иметь большие прибыли;

• неумелое стимулирования руководителей за этичное поведение;

• уменьшение значения этики в обществе;

• желание достичь цели и выполнить миссию организации любой ценой;

• неэтичное поведение партнеров (смежников, учредителей, поставщиков и т.п.);

• возникновение конфликтных, стрессовых и других подобных явлений в организации;

• неудачный подбор и неумелое применение стилей руководства в организации;

• слишком сложная система разработки и принятия решений в организации.

Напоминаем, в общем смысле этика — это набор моральных принципов и ценностей, что руководствуется поведением человека или группы людей и определяет позитивные и негативные оценки их мыслей и действий. Это будто внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они, в свою очередь, является частью корпоративной культуры и влияют на принимаемые решения, определяют их социальной приемлемости в рамках внешней среды. Этическая проблема возникает в том случае, когда действия отдельного человека или организации могут нанести вред или, наоборот, принести пользу другим.

Давайте сравним роль этических принципов индивида и влияние на его поведение правовых норм (законов) и свободы выбора. Как видно из рисунка 15.2, все действия человека определяются тремя системами норм. Первая — это система законов, письменно закрепленных норм и ценностей, на страже соблюдения которых стоит судебная система государства. Юридически установлено, что действия организации и ее членов ограничены определенными пределами (необходимость получения прав на вождение автомобиля, обязанностью платить налог на прибыль). Прямая противоположность этой поведении — действия индивида (организации), обусловленные свободой выбора. Сюда относится поведение, о которой ничего не говорится в законах и в отношении которой человек или организации имеет полную свободу (выбор религиозного мировоззрения индивидом, планирование предприятием объема производства столовых сервизов).

Между этими двумя системами норм, определяющих действия индивидов и организаций, и находится этика. Здесь нет изложенных на бумаге законов, а есть нормы поведения, основанные на принципах и ценностях, что разделяет общество (рис. 15.2).

Рис . 15.2. Основные определяющие действия человека и организаций на систему норм

В случае свободного выбора человек подчиняется сама себе, в законодательной системе — букве закона. В случае же с этикой индивид должен придерживаться известных ему (или компании) норм, за нарушение которых, однако, не предусмотрено конкретных санкций. Решение, приемлемое с этической точки зрения, является (для большей части общества) приемлемым и юридически, и морально.

Упрощенная представление о том, что выбор индивида или компании диктуется исключительно законами или свободой, что может привести к попаданию в неприятные ситуации. Так, индивид вправе предположить: «Что не запрещено, то нравственно». Но в реальной жизни подобные предположения обходятся их «авторам» слишком дорого. Более целесообразно признать наличие этических норм, правил и руководствоваться ими как внутри, как и вне организации. По мере того, как сотрудники принимают этические нормы и ответственность, компания получает возможность внедрять в культуру «кодекс поведения», устраняя тем самым потребность в дополнительных законах и избегая проблем свободы выбора.

Поскольку этические нормы является неписаным правилам, вопрос о правильности какого-нибудь поступка зачастую вызывает непримиримые разногласия. Так называемая этическая дилемма возникает в ситуации, когда все альтернативные решения или варианты поведения являются нежелательными через свои потенциально негативные моральные последствия, когда трудно отличить хорошее от плохого, добро от зла.

Человека, который берет на себя ответственность за решения этических вопросов, возникающих в организации, нередко называют агентом морали. Вот несколько примеров дилемм, с которыми он может столкнуться. ‘

Вы, менеджер по продажам крупной фармацевтической компании, получили задание подготовить план продвижения на рынок новых лекарств, цена одной дозы которого — $ 2500. Но вам известно, что эффективность новинки лишь едва превосходит действенность альтернативного препарата, что стоит в четыре раза дешевле. Будете ли вы, находясь в трезвом уме, продвигать лекарства стоимостью в $ 2500? Если нет, допустимо ли обречь на смерть людей, которые могли быть спасены (в силу более высокой эффективности новинки)?

Вашей компании намекнули на необходимость «немного заплатить», чтобы ускорить процесс оформления партии импортных товаров. Взятки — очень распространенное явление, в случае вашего отказа пострадает в первую очередь компания. Возможно, эта процедура аналогична чаевым метрдотелю ресторана, который понравился вам?

Вы — бухгалтер подразделения. До конца года — всего ничего, а к выполнению плановых показателей не хватает $ 15 тыс. 21 декабря вы получили счет-фактуру на поставку вашей компании офисного оборудования на сумму $ 20 тыс. Учетная политика компании предусматривает оплату расходов в момент их возникновения. Директор подразделения просит оформить счет в феврале будущего года. Ваше решение?

Ваш начальник говорит, что не может повысить вам зарплату этого года через ограниченность бюджета, но он закроет глаза на то, что цифры в ваших отчетах о расходах немного вырастут.

Вот с такими дилеммами, что имеют прямое отношение к вопросам этики, и приходится чуть ли не ежедневно сталкиваться менеджерам.

Менеджер предоставляет работе свои личные качества и манеру поведения. Индивидуальные потребности, семья, религиозные убеждения — все эти факторы формируют систему ценностей менеджера. Принимая этически правильные решения, менеджер ориентируется прежде всего на отдельные личностные характеристики, такие как, собственно, его уверенность в своих силах, развитое чувство независимости.

Одна из наиболее важных личных характеристик менеджера — стадия его нравственного развития. Упрощенная модель индивидуального нравственного развития представлена на рис . 15.3. На стадии предыдущего развития людей интересуют прежде всего внешние выгоды (и наказания). Подчинение власти основывается на угрозе негативных последствий в случае неповиновения. В организационном смысле этой стадии отвечают менеджеры, использующие авторитарный или принудительный стиле руководства, а также менеджеры, которые ориентируются на гарантии выполнения отдельных задач. На второй стадии общего развития люди адаптируются к ожиданий позитивного поведения коллег (семьи, друзей, общества). Лучшим способом достижения целей становится совместная работа в группах. Наиболее адекватным стилем лидерства поощрения взаимодействия и кооперации. На стадии в следующем, или принципиального развития, люди руководствуются прежде всего внутренними ценностями и нормами, во многих случаях игнорируя правила и законы, которые требуют нарушения этих норм. Внутренние ценности становятся более важными, чем даже существенные внешние. На этом высшем уровне развития менеджеры используют трансформационный или обслуживающий стиле руководства, внимание концентрируется на потребностях последователей и стимулировании других к самостоятельному мышлению, решения проблем, которые возникают, исходя из принципов морали. Для данного уровня характерно владения властью, когда работники получают право конструктивного участия в управление и организацией.

Подавляющее большинство индивидов находится на второй стадии развития, а третьей стадии морального развития достигают примерно 20% взрослых американцев. их действия автономные, всегда основаны на этических принципах, независимо от ожиданий других как внутри, так и вне организации. Такие люди принимают этически корректные решения, даже если они имеют негативные последствия, прежде всего для них самих.

К факторам, обуславливающим необходимость соответствия поведения менеджеров более высоким этическим уровням, относится влияние на мораль и культуру организаций, процессов глобализации. Менеджеры должны вырабатывать в себе восприятие и открытость по отношению к другим, незнакомым им систем. Международные альянсы и объединение компаний только увеличивают число проблем, связанных с этическими ценностями. Например, во многих развивающихся странах, взяточничество считается нормальной практикой ведения бизнеса. «Подмазка», скажем, таможенника — обязательно, ведь он воспринимает эти деньги как неотъемлемую часть своей зарплаты. Если компания отказывается играть «по правилам» — тем хуже для компании. К счастью, во многих странах ситуация постепенно, но очень медленно меняется.

Многие менеджеры уделяют большое внимание проблемам улучшения нравственного климата организации, а также повышению ее чувствительности к социальных проблем. им не хочется, чтобы в один прекрасный день организации пришлось занимать оборонительную позицию. Эксперты по этическим вопросам говорят, что менеджмент обязан создавать и поддерживать такие условия, в которых люди ведут себя, как люди. Поэтому руководство организации призвано контролировать ее моральное «здоровье» используя такие методы, как личный пример, моральный кодекс и различные этические структуры.

Стадия 1:

Предыдущий развитие

Стадия 2:

Общее развитие

Стадия 3:

Следующий развитие

Выполняет правила, чтобы избежать наказания.

Действия служат личным интересам.

Послушание ради самого себя.

Живет в соответствии с ожиданиям окружающих.

Выполняет обязательства, которые возлагаются на него социальной системой.

Соблюдает законы.

Подражает индивидуальные принципы добра и справедливости.

Осознает, что ценности других людей отличаются от его собственных, и ищет неординарные решения этических дилемм.

Соблюдает баланс между личными и индивидуальными интересами.

Стили лидерства: Авторитарный/ принудительный

Направляющий/воодушевленный, ориентированный на командную работу

То, что трансформируется, или обслуживающий

Поведение подчиненных:

Выполнение задач

Совместная работа в группах

Рабочие получают дополнительные полномочия, принимают участие в управлении

Рис. 15.3. Три стадии морального развития личности

Директор, менеджеры организации должны открыто и уверенно поддерживать нормы этического поведения, выступать инициаторами восстановления их этических ценностей. Приверженность этическим ценностям необходимо декларировать во время выступлений, в директивах, внутрифирменных публикациях. Но особую роль играют действия менеджмента. Если руководство приносит этику в жертву минутным интересам, в организации мгновенно распространяются слухи об этом. Следующие клятвы в приверженности нравственным идеалам напрасны. Таким образом, поведение руководителей задает тон всей организации,

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС. Моральный кодекс — это формальное изложение этических и социальных ценностей организации. Он призван донести до сотрудников принципы, которых придерживается организация. Как правило, моральный кодекс фирмы базируется на заявленных принципах организации или в нем излагается ее политика. Заявленные принципы определяют ценности организации и в целом описывают ее обязанности, качество продукции, отношение к работникам.

Заявленная политика — это описание (опять же достаточно общий) порядка действий компании и ее сотрудников в конкретных, затрагивающие вопросы этики и морали, ситуациях (рыночная практика, конфликты интересов, соблюдения законов, патентная практика, подарки сотрудникам, предоставление им равных возможностей).

В моральном кодексе компании, как правило, формулируются ценности и образцы поведения сотрудников (как допустимые и желательные, так и неприемлемые) и возможная реакция менеджмента. В недавнем исследовании Центра деловой этики указывается, что сегодня 450 из 500 лучших по оценке журнала Fortune американских компаний (и почти 50% других) имеют моральные кодексы.

Если кодекс получает реальную поддержку со стороны менеджеров, которые неукоснительно соблюдаются его правил и несут наказания в случае их нарушения, в компании складывается позитивный нравственный климат. В случае отсутствия поддержки руководством положения кодекса так и остаются на бумаге.

Социальная работа относится к разряду феноменов. Феномен трактуется как необычное редкое явление, исключительный факт. Социальная работа сочетает профессиональные и непрофессиональные виды деятельности.

Профессиональная деятельность связана с обучением, получением специального образования. Непрофессиональная деятельность социального работника заключается в заботе, внимании, сочувствии, милосердии и т.д.

Особенности социальной работы определяют теоретические подходы к этому феномену, связанные с бихевиоризмом и теорией социального обмена.

Сложное в русской транскрипции слово бихевиоризм означает в переводе с английского – поведение. Поведенческая парадигма в социальном знании связана с изучением форм поведения человека под влиянием среды.

Бихевиористские подходы подкрепляются теорией социального обмена, изучающей социальные отношения через обмен ценностями при условии равновесия и баланса при обмене. Обменные цепочки должны обеспечивать справедливый обмен.

Поскольку социальная работа – это целенаправленная деятельность по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения с целью их нормального социального функционирования, задача преодоления ассиметричных отношений, неравенства между социальными работниками и клиентами является первостепенной.

Названные теоретические основы определяют этические принципы социальной работы. Этика – в переводе с греческого означает – привычка, обыкновение, нрав. С одной стороны, этика – нравственные убеждения, с другой – наука о морали, нравственности как части общественного сознания. Этот термин ввел Аристотель, понимая под ним нравственные черты добродетельной личности. Основная функция морали – нормативная, регулирующая. Моральные принципы пронизывают все социальные отношения.

Мораль в переводе с латинского – поведение, нравы, обычаи. Нравственные нормы усваиваются в процессе социализации личности. Нравственность – синоним морали, но язык тонко сохраняет различия.

Мораль – социальный институт, обеспечивающий регулировку отношений между «Я» и «Мы». Нравственность – поведенческая система, связанная с конкретными чертами личности.

Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? Каждая личность – человек, но не каждый человек – личность. В этом соотношении скрывается социально-биологическая сущность человека. Человек – представитель животного мира, личность – человек, обладающий социальными чертами, которые позволяют ему жить в обществе. Человек как личность обнаруживает свою сущность в совокупности общественных отношений, образующих то общество, в котором он живет и действует.

Понятие «человек» отражает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно включает и биологическую, и социальную характеристики. Человек – высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы, генетически связанный с другими формами жизни. С одной стороны, биологическое, «живое» в человеке представлено телесной, физической структурой – генотипом. Генотип включает: темперамент, динамику психических процессов и фенотип – телесную конструкцию. С другой стороны, человек – субъект социальной жизни, которую составляют взаимодействующие люди. Сам термин «социум» – западный аналог слова «общество», происходит от латинского «социус», что означает – друг, товарищ, соучастник.

Человек – сплав социального и биологического. Биосоциальность создает целостность человека. Социальное вырастает из биологического, в нем всегда сохраняются живые, природные начала. Социальное – это качественно повое состояние жизни, ее регуляции.

В человеке следует различать «живое» и «животное». Живому противостоит неживая, мертвая природа. Животное – это то, что не рефлексируется сознанием, не регулируется им, например, инстинкты, рефлексы. Социальная жизнь противостоит животной, но вбирает в себя жизненные, живые начала.

Какими чертами должен обладать человек, чтобы считаться личностью?

Прежде всего сознанием или разумностью, которые позволяют человеку адекватно воспринимать действительность, обобщать, синтезировать общие сходные черты, свойства, абстрактно мыслить, делать логические выводы.

Личность осознанно причисляет себя к той или иной общности, осознает групповые интересы, осмысленно включается в жизнь социальных общностей и общества в целом. Сознание позволяет человеку выделять себя из общества, групп, сознавать свое «Я», свое место в обществе, утверждает независимость личности, се неповторимость. Умалишенные, олигофрены не могут в полном смысле являться личностями.

Важнейшей гранью сознания является способность к социальной ответственности, т.е. возможности осознанно предвидеть результат своей деятельности, поступка в отношении социального окружения и всего общества, а также самого себя.

Каждая личность – индивид, обладающий неповторимыми чертами, социальным статусом и социальными ролями. В научной литературе отмечаются следующие универсальные роли, независимо от статуса: потребитель, семьянин, работник, собственник, гражданин.

Этимология слова «личность» связывает это понятие с социальной ролью. Старославянское слово «личина», от которого происходит термин «личность», означало маску, которую надевал скоморох, чтобы играть роль.

Механизм морального, этического воздействия на поведение людей имеет два аспекта: общая морально-этическая культура населения и нравственный уровень каждой личности, связанный с совестью индивида. Совесть – это внутренний самоконтроль. Чем выше самоконтроль, тем меньше внешнее принуждение и наоборот.

Мелочная опека, жесткий внешний контроль подавляют личность, исключают свободу выбора и действий, творчества и инициативы.

Состояние общественной нравственности определяется реальной действительностью. Россия исторически переживает состояние аномии, когда прежний социальный уклад рухнул, а новый только формируется. Рост преступности, коррупции, аморализма, отсутствие табуированных, запретных зон оказывают непосредственное влияние на этическую культуру современного общества. В этих условиях возрастает роль социальной ответственности личности. Девиантные соблазны преодолеваются только самоконтролем, т.е. совестью.

Объективные и субъективные факторы современного состояния российского общества воздействуют на профессиональную деятельность социальных работников. Постепенно на смену гиперцентрализации, отсутствия гласности, зон «вне критики», демагогии приходят новые принципы демократического управления через механизмы социального отбора, состязательности, обеспечения профессионального успеха благодаря способностям работника. Чем глубже будут осуществляться эти принципы на практике, тем выше будет морально-этический уровень социальной работы и глубина гуманизации общественных отношений.

Профессия социального работника по своей сущности является творческой. Этический фон творческой личности связан с креативностью специалиста.

Креативность – от англ. creative – творческий. Креативная личность имеет созидательный характер, отличающийся поиском и созданием нового. Основу развития творческого потенциала личности социального работника составляет способность к самовыражению.

Качества творческой личности, необходимые социальному работнику:

  • – независимость;
  • – самостоятельность оценок и суждений;
  • – умение сосредоточиться на решении проблемы;
  • – способность предвидеть воображаемую ситуацию;
  • – стремление к самореализации;
  • – любознательность;
  • – восприимчивость к новому;
  • – толерантность;
  • – критическое отношение к себе;
  • – развитое эстетическое чувство.

Социальному работнику необходимо стремиться к выработке позитивного мышления, которое предполагает такие личностные качества как гуманность, честность, порядочность, совестливость, человечность, справедливость, объективность, сострадание, готовность помочь.

Социальная работа предъявляет к работнику очень высокие требования, прежде всего способность выполнять поставленную цель, умение противостоять трудностям и собственным слабостям в характере. В книге современного социолога Г. Эмерсона «12 принципов производительности» рассмотрены важнейшие условия эффективности труда, некоторые из них непосредственно можно отнести к организации социальной работы.

  • 1. Точно поставленная перед работником цель.
  • 2. Здравый смысл (без вздора).
  • 3. Компетентное консультирование.
  • 4. Дисциплина для всех.
  • 5. Справедливое отношение к персоналу.
  • 6. Оперативный точный учет.
  • 7. Диспетчерское регулирование.
  • 8. Точное нормирование.
  • 9. Справедливое вознаграждение за производительный труд.

Эффективность труда социального работника в значительной степени зависит от соблюдения трудовой профессиональной этики. Социальный работник обязан оказывать социальные услуги любому клиенту, независимо от его социального статуса, расы, пола, возраста, религиозной

принадлежности и т.д. Обязательными свойствами должны быть взаимное уважение и доверие с коллегами и клиентами.

Социальный работник должен обладать такими качествами этического порядка как гибкость ума, реалистичность, развитая интуиция, дальновидность, воля, выдержка, принципиальность, терпеливость, работоспособность, дисциплинированность, самоконтроль.

Этика социальной работы связана с умением правильно применять социальные санкции, которые могут иметь позитивный и негативный характер. Социальные санкции касаются нравственно-этического климата в трудовых коллективах социальной среды, от уровня которого в значительной мере зависит качество социального обслуживания.

Таблица 10

Социальные санкции

Позитивные

Негативные

Формальные:

публичное одобрение – грамоты, премии, публичная благодарность

Формальные:

наказания юридического и нормативного характера

Неформальные:

дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение

Неформальные: замечания, издевка, насмешки, злая шутка, пренебрежения, слухи, клевета, отказ от общения

Этические принципы в социальной работе противопоставлены разрушительному стилю, они требуют соблюдения конструктивного стиля.

Разрушительный стиль – это бегство от конфликта; требование большего, чем клиент может дать; отрицательная оценка людей важных для клиента; присоединение к нападкам на клиента других.

Конструктивный стиль – это искреннее, открытое отношение к клиенту; предельная корректность; внимательное отношение к проблеме клиента; демократический стиль; способность принять другую точку зрения; стиль сотрудничества.

К сожалению, работники социальной сферы допускают много этических ошибок в работе с клиентами. Самое опасное отступление от этических норм – манипуляция.

Манипуляция заключается в сокрытии истинных чувств, стремлении «пустить пыль в глаза». Манипуляторами не рождаются, ими становятся с целью управлять другими, осуществлять контроль. Манипуляция – замена истинной эмоции на фальшивую. Каждый человек – образец биполярности:

  • – активен – пассивен;
  • – силен – слаб;
  • – независим – зависим;
  • – ласков – агрессивен;
  • – консервативен – радикален.

Противоположные стороны не должны противостоять друг другу, необходимо добиться в поведении преобладания положительных сторон характера. Единственный правильный путь – саморазвитие через контроль за собственным поведением.

Подробно проблема манипулирования в социальной работе рассмотрена в работах Эрика Берна, Эверетта Шострома, Дженни Грехем Скотт.

Выделяют четыре типа манипуляторов: активный, пассивный, соревнующийся, безразличный.

Активный – «собака сверху», роль, подобная «строгому родителю», «учителя», «босса», «старшего сержанта». Всегда прав в силу своего социального статуса.

Пассивный – «собака снизу», роль ребенка, беспомощный, несведущий.

Активный думает и работает за слабого, его поражение – победа для сильного.

Соревнующийся – «собака то сверху, то снизу», все враги, постоянная борьба с соперниками, выиграть любой ценой. Смесь активного и пассивного типов. Крайне неуравновешен, действия непредсказуемы.

Безразличный – «мне на все наплевать», уход от ответственности, «мне не нужна ваша забота», «оставьте меня в покое». Замкнутый, озлобленный.

Причина манипуляции – конфликт с самим собой, связанный с подавленными чувствами, внутренней тревожностью, нервозностью. Характерна готовность к встречной агрессии.

Манипуляторы часто обрывают контакты – «рука надверной ручке», оставляют эмоции «про запас» – «ты меня обидел на прошлой неделе», злопамятны, не делают разницы между чувствами и фактами, вместо обиды и боли часто проявляют гнев.

Характерные типы поведения манипуляторов:

Диктатор – общаются только в форме приказа, нотации, отрицания.

Тряпка – вечная жертва диктатора, преувеличивает свою беспомощность – духовный шантаж.

Хулиган – все действия связаны с агрессией, жестокостью.

Судья – никому нс верит, подозрителен, всех осуждает.

Манипулятору противопоставлен актуализатор.

Актуализатор – хозяин своей жизни, искренен, честен, цельная личность, глубокое сознание самоценности. Каждый человек должен убивать в себе манипулятора и усиливать актуализатора. Эффективным средством актуализировать свою деятельность является перенос внутренней энергии на полезную творческую деятельность, соответствующую способностям и интересам личности. Увлеченность профессиональной деятельностью – лучшее средство от манипуляции. Актуализатор может превратить в радость самую рутинную деятельность.

Для актуализатора характерны открытые чувства: любовь, сочувствие, обида, страх, гнев. Для него свойственна способность честно выражать истинные чувства.

Искренность – свидетельство психического здоровья. Если чувства постоянно загонять внутрь, происходит разрушение психики, депрессия. Невыраженная эмоция – «петля на шее».

Актуализатор всегда готов к активному участию в жизни другого человека и принятию его таким, какой он есть.

Закон этического общения – отделение человека в целом от конкретного действия. Ошибку может совершить всякий. Судить надо не личность, а только конкретное действие. При этом нельзя примешивать к конкретному поступку нс относящиеся к делу прошлые ошибочные действия.

Таким образом, социальный работник обязан овладеть принципами и приемами актуализации, научившись полностью выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные, определять совпадение и расхождение мнений с клиентом, овладеть максимумом приемов и средств помощи страждущим.

Манипуляция на субъективном уровне, безусловно, связана с социальным манипулированием.

Социальное манипулирование – характерное явление нашей жизни, оно заключается в воздействии политических сил на все общество и различные социальные группы. Приемы массового манипулирования: дезинформация, обманы, зомбирование, запуск слухов, скрытие информации и т.д.

Оздоровление общественной жизни за счет прогрессивного развития всех сфер общественной жизни: экономической, социальной и духовной, преодоление институционного кризиса – единственный путь укрепления морали, нравственности и этического сознания.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 329.
  • См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2008; Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. Киев, 1991; Эверетт Ш. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Мн., 1992.