Этика в русской философии

Итоговый контроль

по дисциплине Основы философии

в форме экзамена

Для специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах по программе базовой подготовки

I вариант

Уровень А

1. На первоначальном этапе развития философия представляла собой:

А) универсальную систему обычаев

Б) культовую систему

В) универсальное знание обо всем

Г) умение предсказания

2. Конструирование понятия «философия» в Древней Греции связано с именем:

А) Пифагора

Б) Демокрита

В) Сократа

Г) Аристотеля

3. Основной функцией философии является:

А) социологическая

Б) идеологическая

В) прогностическая

Г) методологическая

4. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание в совокупности образуют:

А) концепцию

Б) картину мира

В) мировоззрение

Г) теорию

5. Теоретичность, абстрактность и рационализм являются особенностями:

А) мифологии

Б) философии

В) религии

Г) искусства

6. Теория ценностей в философии:

А) аксиология

Б) онтология

В) гносеология

Г) антропология

7. Суть первой стороны основного вопроса философии:

А) познаваем или непознаваем мир

Б) что первично – материя или сознание

В) все в мире – производное от модусов

Г) сколько в мире первоначал

8. Форма бытия материи, характеризующаяся последовательностью, длительностью:

А) флуктуация

Б) время

В) пространство

Г) отражение

9. Концепцию «благородного мужа», противопоставляемого «низкому человеку», разработал:

А) Лао Цзы

Б) Чжуан Цзы

В) Конфуций

Г) Шан Ян

10. Демокрит первоначалом всего сущего считал:

А) число

Б) идею

В) форму и материю

Г) атомы и пустоту

11. Основной принцип философской мысли Средних веков:

А) теоцентризм

Б) космоцентризм

В) антропоцентризм

Г) механицизм

12. Патристика и схоластика — направления в философии:

А) Нового времени

Б) Средневековья

В) Античности

Г) Новейшего времени

13. Восприятие самоценности человека как личности характерно для:

А) идеализма

Б) космоцентризма

В) патристики

Г) гуманизма

14. Учение о единстве и бесконечности Вселенной создал:

А) Дж. Бруно

Б) Н. Макиавелли

В) Ф. Петрарка

Г) Дж. Мирандола

15. Центральная проблема философии Нового времени:

А) отношения человека и Бога

Б) метода познания мира

В) анализ и понимание текста

Г) формирование геоцентрической картины мира

16. «Вещь в себе» у И. Канта означает:

А) внешнюю сторону вещи, которую возможно познать

Б) категорический императив

В) внутреннюю, непознаваемую сущность вещи

Г) искусство толкование вещи

17. Создатель диалектического и исторического материализма:

А) И. Кант

Б) К. Маркс

В) Г. Гегель

Г) Л. Фейербах

18. Ключевой предмет спора в русской философии XIX века:

А) поиск абсолютной истины

Б) поиск путей изучения мира идей

В) поиск путей развития

Г) поиск новых методов познания

19. Автор философии всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной):

А) С. Н. Булгаков

Б) В. С. Соловьев

В) С. Л. Франк

Г) Н. О. Лосский

20. Направление в русской философии, основателем которого был Н. Ф. Федоров:

А) космизм

Б) масонство

В) народничество

Г) марксизм

21. Коллективное бессознательное по К. Юнгу – совокупность:

А) антиномий

Б) модусов

В) духа и воли

Г) архетипов

22. Религиозный философ, математик, писатель, назвавший человека «мыслящим тростником»:

А) Ч. Дарвин

Б) Б. Паскаль

В) Ф. Ницше

Г) Р. Декарт

23. Основной догмат христианства:

А) существование реинкарнации

Б) принцип увэй

В) триединство Бога

Г) учение о космической эволюции

24. Признак языческих верований:

А) многобожие

Б) наличие догматов

В) монотеизм

Г) икона

25. Система представлений о природе, обществе, человеке в разные исторические периоды:

А) гносеология

Б) картина мира

В) аксиология

Г) картина Вселенной

26. Готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственным интересам, если велит моральный долг или сострадание:

А) эгоизм

Б) эвдемонизм

В) альтруизм

Г) утилитаризм

27. Сфера разума, формирующаяся на планете, благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека:

А) биосфера

Б) стратосфера

В) ионосфера

Г) ноосфера

28. Развитие истории человечества строится, согласно А. Тойнби, по схеме:

А) «вызов – ответ»

Б) классового противоборства

В) перехода от одной общественно-экономической формации к другой

Г) стадий роста

29. К философско-этическому пониманию свободы относится:

А) произвол

Б) возможность выбора

В) анархия

Г) вседозволенность

30. К общим методам научного познания относится:

А) анализ и синтез

Б) оккультизм

В) обыденное познание

Г) мышление образами

31. Сознание человека отличается от сознания животных способностью к:

А) абстракции

Б) охоте

В) видеть сны

Г) обучению

32. Высшая форма отражения человеком внешнего мира:

А) восприятие

Б) представление

В) сознание

Г) душа

33. Проблемы, характеризующиеся масштабностью, остротой и комплексностью относят к:

А) континентальным

Б) глобальным

В) локальным

Г) региональным

34. Представитель географического детерминизма:

А) Платон

Б) Ницше

В) Мечников Л. И.

Г) Гумилев Л. Н.

35. Течение современной философии, базирующееся на философии Фомы Аквинского:

А) феноменология

Б) неотомизм

В) герменевтика

Г) неопозитивизм.

Уровень В

В1. Установить соответствие между типами мировоззренческих систем и временем их появления

В2. Из приведенного списка выбрать философские дисциплины. Цифры, под которыми они указаны, записать в ответ в порядке возрастания.

аксиология

математика

  1. эпистемология

  2. этика

  1. генетика

  2. эстетика

  1. логика

  2. гносеология

  1. геодезия

  2. геология

В3. Установить соответствие между авторами и их, ставшими крылатыми, выражениями

В4. Соотнести понятия и их определения

Бинарность

А. Обозначение всего, что выходит за пределы нашего опыта; предмет, существующий вне нашего сознания и возможностей познать его

  1. Трансценденция

Б. Гносеологическая концепция, отрицающая возможность объективного познания мира человеком

  1. Агностицизм

В. Учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли

  1. Креационизм

Г. Наличие двойственности, противоречивости русского национального характера

В5. Расположить имена философов в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Записать буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в ответ.

А. Фалес

Б. Н. Бердяев

В. Карл Маркс

Г. Иммануил Кант

Д. Джордано Бруно

Е. Фома Аквинский

Ответ: ____________________________________________________.

В6. Определить понятие, соответствующее определению:

Философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «Природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.

Ответ: _____________________________________________.

В7. Выбрать из предложенного списка четыре теории происхождения сознания (цифры, под которыми они указаны, внести в ответ).

  1. теория монад

  2. теория «третьей волны»

  3. теория Толбета

  4. теория Шардена

  5. теория «золотого миллиарда»

  6. теория Мальтуса

  7. божественная теория

  8. теория флуктуаций

Ответ: __________________________________

В8. Составить логическую цепочку последовательности общественно-экономических формаций по Марксу К. Выбранные цифры записать в ответ.

  1. рабовладение

  2. капитализм

  3. коммунизм

  4. феодализм

  5. первобытность

Ответ: ___________________________________________.

В9. Установить соответствие биологического и социального в человеке, вписав соответствующие цифры в ответ.

  1. анатомия

  2. мышление

  3. центральная нервная система

  4. практическая деятельность

  5. сознание

  6. мозг

  7. мировоззрение

  8. генофонд

  9. гражданская позиция

  10. физиологические процессы

В10. Соотнести философов и их теории. Рядом с цифрами поставьте выбранные вами буквы.

Уровень С

Задание С1. Аристотель подчеркивал, «что от философии не нужно ждать практической «пользы», т.е. решения частных, прикладных задач. Мы могли бы сказать так: философия – это не тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность».

Согласны ли вы с мнением философа?

Определите и кратко охарактеризуйте особенности и значение философского знания.

Задание С2. Проанализируйте формы религии первобытных охотников и собирателей.

Выделите основные черты зоолатрии и филолатрии.

Определите взаимосвязь ранних форм религии с мифом, магией, шаманизмом.

Задание С3. Определите предпосылки появления в России XIX века западников и славянофилов. Выясните философские проблемы, которые они осмысливали. Определите сходство и различие их позиций. Сделайте выводы.

1. Исследуя природу понятия «соборность» Лосскийобращается к «кафолической» традиции русской философии. Согласно этойфилософской мысли, возникшей в недрах религиозной философии славянофилов,»соборность» является неким метафизическим и онтологическим состояниембытия индивида, в котором он убеждён в своей правоте. Лосский, рассматривая всвоих трудах личность, говорил, что таким образом каждый человек приобщается кбожественному откровению «истины».
2. Ответ на второй вопрос исходит из первоначального посыла онесовершенстве «земного царства страданий» в сравнении с небеснойтвердыней добродетели и блага. Экстраполяция «высшей идеи» спасенияна социальную жизнь России — краеугольный камень всей русской философии. С точки зрения русский философов, только тот правитель будетдобродетельным, который в своей власти руководствуется принципами»божественного провидения» и христианской этикой.
3. В «Истории русской философии» Лосский пишет овесомом вкладе русской философии в мировую культуру. Особенно, как он считает,она преуспела на почве религии, религиозной этики и учении о добродетельнойжизни. Будучи историком философии, Лосский в своей работе систематизирует всеэтапы развития русской философии. От западников и славянофилов до теософов исторонников «кафолической» идеи.

О русской философии (XVIII-XX вв.)

О русской философии (XVIII-XX вв.)Под названием «Русская философия (XVIII-XX вв.)» всплыл в Интернете учебный материал, интересный для меня по предмету, но с весьма существенными недостатками, даже по набору, с массой опечаток и пробелов. Поэтому я не мог воспроизвести статью на

Глава 24 Густав Шпет как историк русской философии

Глава 24 Густав Шпет как историк русской философии1. Шпет и история русской философииЕще не так давно, в конце 40–х годов прошлого века, Г. Г. Шпет был фигурой не очень осознанной. Воспринимался он всеми как правоверный гуссерлианец, слишком европеец даже среди русских

1. Шпет и история русской философии

1. Шпет и история русской философииЕще не так давно, в конце 40–х годов прошлого века, Г. Г. Шпет был фигурой не очень осознанной. Воспринимался он всеми как правоверный гуссерлианец, слишком европеец даже среди русских западников, и его философская и историософская

07.06.06 Роберт Бёрд Эстетика и предание в русской религиозной философии (Вяч. Иванов, П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков)

07.06.06 Роберт Бёрд Эстетика и предание в русской религиозной философии (Вяч. Иванов, П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков)Хоружий С.С.: Сегодняшний семинар — заключительный перед летним перерывом. Год работы миновал, и по этому поводу можно уже делать общие выводы. Несколько

Этические ценности

3. Этические ценностиРассмотрим некоторые основные этические ценности.Удовольствие. Среди положительных ценностей удоволь–ствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям челове–ка в его жизни. Человек,

Лекция № 6. Этические учения в немецкой классической философии

Лекция № 6.Этические учения в немецкой классической философии1. Этика И. Канта.Формулировка категорического императиваОсновная проблема этики И. Канта – проблема человече–ской свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех

ЛЕКЦИЯ № 8. Этические учения в русской философии

ЛЕКЦИЯ № 8.Этические учения в русской философииСамобытные черты этических исканий русской филосо–фии оформились в XIX—XX вв., в то время, когда националь–ное этическое сознание достаточно определилось. Сначала может показаться, что этическое наследие философов

Этические искания в экзистенциальной философии

1. Этические искания в экзистенциальной философииКонечно, правильнее было бы утверждать о существовании не этики экзистенциализма, а об его «этической составляю–щей», так как статус этики в нем четко не зафиксирован. Хотя определение пределов «этической составляющей»

4. Этические ценности

4. Этические ценностиНаслаждение как позиция и ценность в ней и признается, и принимается. Стремление человека к наслаждению определяет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жизни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит свои цели, сообразуясь не с

28. Этические искания в экзистенциальной философии

28. Этические искания в экзистенциальной философииКонечно, правильнее было бы утверждать о существовании не этики экзистенциализма, а об его «этической составляющей», так как статус этики в нем четко не зафиксирован. Хотя определение пределов «этической составляющей»

Дефицит правопонимания в русской моральной философии

Дефицит правопонимания в русской моральной философииЗнаменитая формула «недостатки — это продолжение достоинств», может быть, нигде так не уместна, как в оценке национального характера и философских отображений этого характера.Высокие нравственные качества

§ 2. Учение Л. А. Тихомирова о человеке в контексте русской религиозной философии

§ 2. Учение Л. А. Тихомирова о человеке в контексте русской религиозной философииВ контексте данного исследования чрезвычайно важно отметить сходство философско-персоналистической антропологии Л. А. Тихомирова с персоналистическими концепциями отечественных

Аннотация:
УСЛОВИЯАБСОЛЮТНОГОДОБРАМоскваИздательствополитическойлитературы1991ББК 87.7 Л79Вступительная статья доктора философских наук,профессора А. И. ТитаренкоРЕДКОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:А. А. Гусейнов (председатель), Р. Г. Апресян, Ю. Н. Давыдов,В. Г. Иванов, Л. В. Коновалова, В. В. Соколов,Э. Ю. Соловьев, М. Т. Степанянц Л79 Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа.-М.: Политиздат, 1991.-368 с.-(Б-ка этич. мысли).ISBN 5-250-01492-5Книга включает оригинальные этические сочинения русского философа Н. О. Лосского (1870-1965), написанные им в эмиграции. В них он с позиций религиозного персонализма («мистического эмпиризма»), исходя из положения о личности как центральном онтологическом элементе мира, рассматривает основные проблемы этики: нравственность и ее категории, действие нравственного закона жизни, характер нравственного прогресса и др. («Условия абсолютного добра»), размышляет о нравственно-психологических особенностях русского народа и его исторических судьбах («Характер русского народа»).Рассчитана на читателей, интересующихся философско-этической проблемати-кой