Это грех

См. раздел ГРЕХ. О ГРЕХАХ

  • О грехе свт. Феофан Затвор­ник
  • О грехе и его послед­ствиях cвт. Инно­кен­тий (Бори­сов)
  • Грех, его про­ис­хож­де­ние, сущ­ность и след­ствия В. Вел­ти­стов
  • Грех, страсть, порок: в чем раз­ли­чие и как с ними бороться
  • Видео­фильмы о грехе

***

Грех (греч. ἁμαρτία — непо­па­да­ние в цель, промах) —

1) помысл, мысль, жела­ние, реше­ние, вле­че­ние, дей­ствие или без­дей­ствие, про­ти­во­ре­ча­щее Боже­ствен­ному нрав­ствен­ному закону, Божьим запо­ве­дям, пове­ле­ниям, рели­ги­озно-обря­до­вым нормам;

2) пер­во­род­ный грех: порча чело­ве­че­ской при­роды, как по душе, так и по телу, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии про­яв­ля­ю­ща­яся в том, что все потомки согре­шив­ших пра­ро­ди­те­лей (за исклю­че­нием Гос­пода Иисуса Христа) рож­да­ются со склон­но­стью ко злу, удо­бо­пре­клон­ными к вли­я­нию на них падших духов.

Грех – при­чина извра­ще­ния чело­ве­че­ского есте­ства вслед­ствие отпа­де­ния чело­века от Бога, впа­де­ния его в про­ти­во­есте­ствен­ное (ниже­есте­ствен­ное) состо­я­ние. С другой сто­роны, грех рас­смат­ри­ва­ется и как след­ствие извра­ще­ния чело­ве­че­ского есте­ства (под­верг­ше­гося порче в резуль­тате гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей). Грех есть без­за­ко­ние как нару­ше­ние норм (закона, порядка) чело­ве­че­ского бытия, опре­де­лен­ных Богом. «Грех есть доб­ро­воль­ное отступ­ле­ние от того, что согласно с при­ро­дой, в то, что про­ти­во­есте­ственно (про­ти­во­при­родно)» (св. Иоанн Дамас­кин). Грех есть укло­не­ние от цели назна­чен­ной чело­веку по при­роде (блаж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский). Слово грех – пере­вод гре­че­ского слова «ἁμαρτία», кото­рое бук­вально озна­чает: промах или непо­па­да­ние в цель. Грех и есть такое про­яв­ле­ние чело­ве­че­ских воз­мож­но­стей, кото­рое не соот­вет­ствует цели чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния, про­ти­во­ре­чит пред­на­зна­че­нию чело­века, как создан­ного по образу и подо­бию Божьему.

Сотво­рен­ному по образу и подо­бию Божьему чело­веку, наде­лен­ному разум­ной душой, есте­ственно искать Цели, При­чины и Источ­ника своего суще­ство­ва­ния – искать Бого­по­зна­ния и Бого­об­ще­ния, стре­миться к соеди­не­нию с Богом. Только обретя еди­не­ние с высшим Боже­ствен­ным бытием – вечным, неогра­ни­чен­ным, без­услов­ным и все­б­ла­жен­ным чело­век полу­чает высшее насла­жде­ние и бла­жен­ство. Чело­веку неесте­ственно устрем­ляться к чему-либо твар­ному, низ­шему и чув­ствен­ному как к веч­ному Богу, про­ти­во­есте­ственно ста­вить на место веч­ного, неиз­мен­ного, бес­ко­неч­ного, неогра­ни­чен­ного Боже­ствен­ного бытия огра­ни­чен­ное, твар­ное, пре­хо­дя­щее.

В то же время чело­век наде­лен Богом сво­бод­ной волей, поэтому он может стре­миться к еди­не­нию с Богом доб­ро­вольно, а может и пред­по­честь жизни в Боге жизнь без Бога. В послед­нем случае он эго­и­сти­че­ски замы­ка­ется в своем соб­ствен­ном есте­стве, само­лю­биво обособ­ля­ется от Бога, что и есть грех. По слову св. Фео­фана Затвор­ника, чело­век согре­шил тем, что пере­нес центр своей жизни и дея­тель­но­сти с Бога на самого себя. По слову св. Симеона Нового Бого­слова, впадая в грех чело­век умер для Бога и стал жить своим есте­ством. Отка­зав­шись от еди­не­ния с Богом, чело­век ставит на место своего нетвар­ного Созда­теля тлен­ное и пре­хо­дя­щее, обо­жеств­ляет тварь вместо Творца. Бес­смерт­ная душа чело­века, создан­ная для того, чтобы созер­цать Бога и оза­ряться Им вместо Бога взыс­кует тлен­ного. Тем самым она раз­ви­вает в себе про­ти­во­есте­ствен­ные при­стра­стия к пре­хо­дя­щему твар­ному миру, кото­рые вносят разлад в чело­ве­че­ское суще­ство­ва­ние, ибо нико­гда не могут быть удо­вле­тво­рены. Так грех про­яв­ляет себя как без­за­ко­ние, как нару­ше­ние нормы чело­ве­че­ского бытия, как извра­ще­ние есте­ствен­ного порядка чело­ве­че­ской жизни.

Впа­де­ние в грех име­ну­ется гре­хо­па­де­нием. Пер­выми гре­хо­па­де­нию под­верг­лись пра­ро­ди­тели чело­ве­че­ства. Чело­век, живу­щий по закону греха, име­ну­ется ветхим чело­ве­ком. Закреп­лен­ные в чело­веке гре­хов­ные навыки назы­ва­ются стра­стями.

Грех несёт с собой три иллю­зии: иллю­зию сво­боды, иллю­зию знания и иллю­зию удо­воль­ствия.

Греш­нику кажется, что он не скован пра­ви­лами, но он не видит то, что стал рабом греха, кото­рый пора­бо­тил его душу.

«Мы хотим лучше узнать друг друга” — гово­рят блуд­ники и, узнав, ста­но­вятся неин­те­ресны друг другу, так как лишь похоть была их реаль­ной целью.

Удо­вле­тво­ре­ние от греха — это при­манка дья­вола, она застав­ляет повто­рять и углуб­лять паде­ния, подобно нар­ко­ману, кото­рый вынуж­ден уве­ли­чи­вать дозу.

***

Всякий ли грех пред­став­ляет серьёз­ную опас­ность для спа­се­ния и бывают ли нрав­ственно ней­траль­ные, без­обид­ные грехи?

Любой грех явля­ется пре­ступ­ле­нием перед Богом, в том числе даже, каза­лось бы, малый и незна­чи­тель­ный (1Ин.3:4). Соб­ственно говоря, многие грехи кажутся в глазах греш­ни­ков малыми лишь потому, что давно уже стали при­выч­ными для подав­ля­ю­щей массы людей и не кажутся чем-то из ряда вон выхо­дя­щим.

В этой связи греш­ник вместо глу­бо­кого и искрен­него рас­ка­я­ния перед Богом нередко при­бе­гает к само­оправ­да­нию: а чем я хуже других? — ведь не я один так посту­паю. Исто­рия Вет­хого Завета демон­стри­рует мно­же­ство при­ме­ров, когда те или иные виды грехов не только не счи­та­лись гре­хами, но и обрам­ля­лись орео­лом досто­ин­ства для целых племен и наро­дов.

Между тем для святых даже и те грехи, кото­рые осмыс­ли­ва­лись греш­ни­ками как мало­зна­чи­тель­ные, в случае их совер­ше­ния пред­став­ляли серьёз­ный повод для пока­ян­ной печали и долгих слёз­ных молитв. Это свя­зано с тем, что святые гораздо острее и чище созер­цали глу­бину своего несо­от­вет­ствия тому образцу, кото­рый оста­вил в нази­да­ние Гос­подь Иисус Хри­стос. С высоты своего бла­го­дат­ного состо­я­ния и духов­ного опыта они пре­ду­пре­ждали, что кто почи­тает какие-либо грехи за малые и несе­рьёз­ные, тот непре­менно впадет в более страш­ные, отчего поне­сёт более суро­вое нака­за­ние.

Другой при­чи­ной подоб­ного вос­при­я­тия греха служит то, что для ряда людей, в том числе назы­ва­ю­щих себя воцер­ко­в­лен­ными, суть греха, глав­ным обра­зом, сво­дится лишь к поня­тию вины перед Богом. Отсюда и убеж­ден­ность: если вина неве­лика, то и потен­ци­ально воз­мож­ное нака­за­ние за неё — неве­лико; а с учётом Боже­ствен­ного мило­сер­дия, Божьей любви оно и вовсе может быть мини­ми­зи­ро­вано или отме­нено.

В дей­стви­тель­но­сти же грех, даже «малый», служит пре­пят­ствием для обще­ния с Богом. Совер­шая грехи, чело­век само­лично отгра­ни­чи­вает себя от Отца и Сына и Свя­того Духа.

Более того, всякий грех, в том числе кажу­щийся незна­чи­тель­ным, запе­чат­ле­ва­ется в душе словно ржав­чина на железе, а грех, совер­ша­е­мый с регу­ляр­но­стью или, что хуже, с посто­ян­ством, ведёт к фор­ми­ро­ва­нию дурных навы­ков и при­вы­чек, к обра­зо­ва­нию гре­хов­ных стра­стей и поро­ков. Чем больше чело­век грешит, тем больше уро­дует в себе черты образа Божия, заглу­шает нрав­ствен­ное чув­ство.

Опас­ность так назы­ва­е­мых малых грехов в том и состоит, что будучи малым, до поры до вре­мени они не обра­щают на себя долж­ного вни­ма­ния, а когда успе­вают уко­ре­ниться и раз­виться в душе или теле, бороться с ними ста­но­вится чрез­вы­чайно трудно. При­ме­ром может слу­жить страсть чре­во­уго­дия или пьян­ства: одно­крат­ное пере­еда­ние, как и одна лишняя рюмка спирт­ного не создаёт впе­чат­ле­ния греха. Опас­ность ста­но­вится оче­вид­ной тогда, когда эти жела­ния заяв­ляют о себе как об усто­яв­шейся склон­но­сти.

Какие грехи назы­ва­ются смерт­ными?

Смерт­ными, в первую оче­редь, назы­ва­ются те грехи, кото­рые ведут чело­века к духов­ной смерти, к вечной поги­бели. Если же грех, каким бы тяже­лым он ни был, исправ­ля­ется искрен­ним пока­я­нием и даль­ней­шим пре­об­ра­зо­ва­нием жизни по образу жизни Христа, он не будет являться при­чи­ной вечной поги­бели.

Что сле­дует пони­мать под грехом?

прот. Игорь Прекуп

Обычно этим словом назы­вают некое дей­ствие, нару­ша­ю­щее запо­ведь. Бес­спорно, поступки, про­ти­во­ре­ча­щие запо­ве­дям, суть грехи, но поня­тие греха не исчер­пы­ва­ется юри­ди­че­ским аспек­том или как факт, явле­ние, собы­тие; грех — не только то, что можно кон­ста­ти­ро­вать как совер­шен­ное гре­хов­ное дей­ствие (это всего лишь вер­хушка айс­берга).

Рус­ским словом «грех» пере­во­дятся два гре­че­ских слова: амар­тия (ἁμαρτία) и пара­ва­сис (παράβασις).

Ἁμαρτία — это не только грех, про­сту­пок, но вообще ошибка, промах (ср. «огрех», «погреш­ность»), заблуж­де­ние. А вот παράβασις — это именно гре­хов­ное дей­ствие — пре­ступ­ле­ние, про­сту­пок, нару­ше­ние. Это гре­хов­ный посту­пок не только как оши­боч­ный шаг или, быть может, неосо­знан­ное дви­же­ние в ложном направ­ле­нии, но еще и как изме­не­ние самого направ­ле­ния пути, курса, марш­рута вслед­ствие иска­же­ния пред­став­ле­ния о долж­ном, о том, куда сле­дует шагать, сту­пать, чтобы в итоге дойти до наме­чен­ной цели.

По мнению про­фес­сора бого­сло­вия Нико­лая Глу­бо­ков­ского, «амар­тия (ἁμαρτία) озна­чает гре­хов­ный прин­цип, про­яв­ля­ю­щийся в извест­ных гре­хов­ных актах и полу­ча­ю­щий в них спе­ци­аль­ный отпе­ча­ток. Но он вошел в мир чрез еди­ного чело­века (Рим.5:12), потому что этот чело­век согре­шил (Рим.5:16), допу­стив тин пара­ва­син (τὴν παράβασιν) — дей­ствие пра­во­на­ру­ше­ния (Рим.5:14) в то парап­тома (τὸ παράπτωμα) (Рим.5:15,17–18) или в част­ном и опре­де­лен­ном про­ступке пре­слу­ша­ния (Рим.5:19) запо­веди Божией, — и тем открыл место для гре­хов­ного цар­ства и амар­тия (ἡ ἁμαρτία) (Рим.5:21) с роко­вым гос­под­ством все­об­щей смерти».

Обра­зу­ется замкну­тый пороч­ный круг: вслед­ствие гре­хов­ного поступка обра­зу­ется грех (или гре­хов­ность) как состо­я­ние, как пред­рас­по­ло­жен­ность («удо­бо­пре­клон­ность») ко греху, кото­рая, в свою оче­редь, рас­по­ла­гает к даль­ней­шим гре­хов­ным дей­ствиям.

Очень важно пони­мать, что грех — поня­тие не только эти­че­ское, но сугубо рели­ги­оз­ное, ибо это в первую оче­редь — иска­же­ние вза­и­мо­от­но­ше­ний с Богом.

В объеме родо­вого поня­тия греха нужно обра­тить особое вни­ма­ние на поня­тие пер­во­род­ного греха, т. е. греха пер­во­на­чаль­ного, осно­во­по­ла­га­ю­щего. Само выра­же­ние «пер­во­род­ный грех» (vitium originis, или pecatum originale) впер­вые упо­тре­бил блж. Авгу­стин.

Пер­во­род­ный грех — это, во-первых, гре­хов­ное состо­я­ние (амар­тия, ἁμαρτία), воз­во­ди­мое к пра­ро­ди­тель­скому греху-поступку (пара­ва­сис, παράβασις) как при­чине, а во-вторых, это состо­я­ние, кото­рое не явля­ется след­ствием лич­ного навыка в гре­хов­ном пове­де­нии.

Под пер­во­род­ным грехом сле­дует пони­мать гре­хов­ное состо­я­ние, при­об­ре­та­е­мое наслед­ствен­ным обра­зом. Оно пре­ем­ственно через зача­тие и в самом рож­де­нии чело­века вос­при­ни­ма­ется им от роди­те­лей и харак­те­ри­зу­ется удо­бо­пре­клон­но­стью ко греху и смерт­но­стью.

Необ­хо­димо отли­чать гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей как собы­тие, как сво­бод­ный воле­вой акт от пер­во­род­ного греха как пад­шего гре­хов­ного состо­я­ния чело­ве­че­ской при­роды, пере­да­ю­ще­гося по наслед­ству.

Гос­подь в беседе с Нико­ди­мом (Ин.3:1–21) ука­зы­вает на ненор­маль­ность состо­я­ния чело­ве­че­ского есте­ства, на ущерб­ное рож­де­ние по плоти, кото­рое, по сути, есть рож­де­ние в смерть в духов­ном и физи­че­ском смысле.

Смерть как бы вели­ко­душно отсту­пает на время чело­ве­че­ской жизни, чтобы потом неиз­бежно взять свое. Рож­де­ние в жизнь био­ло­ги­че­скую — это в духов­ном смысле рож­де­ние мерт­во­рож­ден­ного, кото­рому, чтобы иметь вечную жизнь, над­ле­жит «родиться свыше», ибо если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие. Рож­ден­ное от плоти есть плоть; а рож­ден­ное от Духа есть дух (Ин.3:5–6). Чело­век рож­да­ется в узах мерт­вя­щего греха, кото­рые раз­ре­ша­ются Рож­де­ством Хри­сто­вым: «Покло­няйся рож­де­ству, чрез кото­рое осво­бо­дился ты от уз рож­де­ния…» — при­зы­вает свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов.

Все под грехом. Самые пра­вед­ные люди — все насле­дуют гре­хов­ную порчу. Грех навя­зы­вает свой «закон», про­тив­ный бого­по­доб­ному уму: …Не пони­маю, что делаю, — как бы недо­уме­вает апо­стол Павел, — потому что не то делаю, что хочу, а что нена­вижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то согла­ша­юсь с зако­ном, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живу­щий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что жела­ние добра есть во мне, но чтобы сде­лать оное, того не нахожу. Доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живу­щий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, при­ле­жит мне злое. Ибо по внут­рен­нему чело­веку нахожу удо­воль­ствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, про­ти­во­бор­ству­ю­щий закону ума моего и дела­ю­щий меня плен­ни­ком закона гре­хов­ного, нахо­дя­ще­гося в членах моих. Бедный я чело­век! кто изба­вит меня от сего тела смерти? Бла­го­дарю Бога моего Иису­сом Хри­стом, Гос­по­дом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим.7:15–25).

Грех пыта­ется пара­ли­зо­вать нашу волю и при­ну­дить нас посту­пать вопреки знанию добра и зла, вопреки сове­сти, сви­де­тель­ству­ю­щей о есте­ствен­ном нрав­ствен­ном законе, вло­жен­ном Богом в нашу при­роду.

Пре­по­доб­ный Мака­рий назы­вает пер­во­род­ный грех «заквас­кой порока» и «какой-то умной и мыс­лен­ной силой сатаны», «тонкой силой тьмы, пре­бы­ва­ю­щей в сердце». Порок чужд нашей при­роде, «он вкрался в нас вслед­ствие пре­ступ­ле­ния пер­вого чело­века, и мы при­няли его, и со вре­ме­нем сде­лался он для нас как бы при­ро­дою».

***

«Отчего люди грешат?» – зада­вал иногда вопрос пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избе­гать; или, если знают, то забы­вают, то ленятся, уны­вают. Наобо­рот: так как люди очень ленивы к делам бла­го­че­стия, то весьма часто забы­вают о своей обя­зан­но­сти – слу­жить Богу; от лено­сти же и забве­ния дохо­дят до край­него нера­зу­мия или неве­де­ния. Это три испо­лина – уныние, или леность, забве­ние и неве­де­ние, – от кото­рых связан весь род чело­ве­че­ский нере­ши­мыми узами. А затем уже сле­дует нера­де­ние со всем сон­ми­щем злых стра­стей.

***

Грех не сво­дится только к сфере меж­лич­ност­ных отно­ше­ний. Грех – это то, что в первую оче­редь про­ис­хо­дит во мне самом. В цер­ков­ном пони­ма­нии грех – это рана, кото­рую чело­век нано­сит своей душе.
диакон Андрей

«Кто такой греш­ник? Тот, в первую оче­редь, кто нару­шил закон Божий. Греш­ник – тот, кто живет таким обpа­зом, что ста­но­вится чужд Богу, кому стыдно перед лицом Божиим, кто позо­рит Бога перед дру­гими людьми. Это чело­век раз­де­лен­ный в самом себе, раз­де­лен­ный от ближ­него, уда­лен­ный от Бога. Греш­ник поте­рял связь с Богом, со своей сове­стью, со своей соб­ствен­ной жизнью, с жизнью ближ­него. Каждый из нас может ска­зать, что он таков. Не в том дело, что мы обна­ру­жи­ваем, что совер­шили один осо­бенно отвра­ти­тель­ный грех, и каемся в нем. Дело в нашем образе жизни».
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

Грех – это откло­не­ние от тех правил жизни, тех зако­нов, кото­рые уста­но­вил Бог.
про­то­и­е­рей Евге­ний Шестун

Грех есть про­яв­ле­ние зла. А про­яв­ляться оно может не только делом, но и словом, и мыслью и чув­ством. И потому грехи бывают совер­шен­ные в уме или сердце – от них тоже надо осво­бож­даться посред­ством Таинств Церкви и личной духов­ной жизни.
Вале­рий Духа­нин

***

Грех – доб­ро­де­тель со знаком минус. Грех – ржав­чина, кор­ро­зия, кото­рая ослаб­ляет и раз­ру­шает чело­века. Грех рас­слаб­ляет чело­века раз за разом и чело­век уже не чув­ствует раз­ло­же­ния, порчи.

***

Грех стре­мится захва­тить власть над чело­ве­ком, под­чи­нить его. Гре­хов­ные удо­воль­ствия – гонка за тенью, чело­век нико­гда не найдёт удо­вле­тво­ре­ния своим страст­ным наклон­но­стям, но будет всегда жаж­дать греха.

***

Грех обма­ны­вает чело­века, создаёт иллю­зию сча­стья, но может дать лишь вре­мен­ное успо­ко­е­ние…

***

См. ГРЕХ ПЕР­ВО­РОД­НЫЙ, ПОКА­Я­НИЕ, ГРЕХ СМЕРТ­НЫЙ

Сын мой! Если ты согрешил,
не прилагай более грехов и о прежних молись.
Беги от греха, как от лица змея; ибо,
если подойдешь к нему, он ужалит тебя.
Всякое беззаконие как обоюдоострый меч:
ране от него нет исцеления.
Сир. 21; 1-2,4.

Богу противен каждый грех, но не все грехи одинаковы и поэтому по-разному судятся. Различие между грехами и тяжесть последствий для человека зависят от того, к какой силе души принадлежит грех (к уму ли, к чувству или воле), какое участие принимал в нем человек и т.д.

Есть грехи ума: нечестие перед Богом, отречение от Христа, идолопоклонство, ересь, занятия магией, сатанизм. Это — самые тяжкие грехи. Кто «добровольно решился на это зло, а потом раскаялся, временем покаяния должен иметь все время жизни своей».

Есть грехи вожделения или чувства. К ним относятся серебролюбие, славолюбие, сластолюбие и пр.

Наконец, есть грехи воли или раздражительной части души. Это: зависть, ненависть, вражда, злословие и прочие проявления гнева вплоть до убийства.

Сегодня, в эпоху плюрализма, свободы вероисповедания и свободы слова не считается зазорным вскользь ругнуть Православную Церковь за консерватизм, а иерархов за неподобающее поведение, посмеяться над «застывшей догмой» и «православной отсталостью». В моде религиозное творчество и «поиски духовного пути», увлечения восточными философиями, Блаватской, астрологией, гаданиями и магизмом. И это все у нас не только за грех не считается, но и является признаком «свободного сознания» и широты взглядов.

Тонкое и незаметное для плотских очей растление ума и отступление его от Божественной Истины во мрак ложной духовности не вызывает ни в ком ни больших сокрушений, ни боязни вечных мук. А это-то и страшно. Ибо, совершив всякий иной грех, можно прийти в храм и обратиться с покаянием к Богу, а здесь — не к кому обратиться: человек сам закрыл для себя дверь спасения и отвратился от Бога:

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).

Грехи против Господа Бога

Верование снам, гаданиям, астрологическим прогнозам, гороскопам и т.п. Сомнение в вере. Леность к молитве и рассеянность на ней. Не хождение в Церковь, избегание исповеди и Святого Причастия. Кощунство над священным. Нарушение постов или неточное соблюдение их. Другими словами — это тот рассеянный безрелигиозный мирской образ жизни, который проводит не только неверующий человек, но и большинство тех, кто считает себя православным. Это невнимательность к себе, «отпущение» себе множества «несерьезных» грехов, которые, как песок, накапливаются и накапливаются, пока совсем не засыплют человека с головой.

Грехи хулы на Духа Святого

Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Этот грех встречается не так уж редко. Многие из нас откладывают начало праведной жизни на завтра. «Вот, — думаем мы, — сейчас закончится период интенсивной работы, тогда и начну заботиться о душе. Ведь Господь сказал, что никогда не поздно прийти, и последним воздастся так же, как первым». Или: «Еще немного погрешу и перестану, а потом покаюсь, и все простится».

Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Этим грехом страдают, как правило, люди, которые уже начали бороться со страстями. На каком-то этапе борьбы человек осознает свою чудовищную греховность и свое полное бессилие. Он перестает трудиться, потому что считает попытки изменить жизнь бесполезными и обреченными на провал. Впрочем, иногда подобную оценку своей жизни встречаешь и у людей, довольно далеких от веры: «Я уже столько наворотил в своей жизни, что все равно в ад попаду, — так что нет никакого смысла спасать душу, уж лучше здесь нагуляюсь, пока есть возможность». Осознание своей греховности — это первый шаг к Царствию Небесному. Но важно также не терять надежду и веру в милосердие Божие. Господь всемилостив, и Он все простит, если увидит в нас искреннее раскаяние. Но дело даже не только в том, что в момент отчаяния мы забываем о милосердии Божием. Дело в том, что отчаяние в достижении желаемого убивает само желание.

Потеряв надежду на спасение, мы уже не хотим спасения, а полностью погружаемся в свою депрессию. А, как уже говорилось, Господь не может навязывать нам Свою милость, насильно спасая нас от наших страстей.

Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

К этому перечню можно добавить и сознательные грехи, порожденные злостью против Бога или Его мира.

Грехи хулы на Духа Святого страшны тем, что закрывают от нас Царствие Небесное. Это не значит, что в них нельзя раскаяться. Можно, как и во всех других, кроме самоубийства. Но пока мы предаемся этим грехам, Царствие Небесное для нас недостижимо, потому что душа наша в этот момент как бы мертва.

Грехи, вопиющие к небу об отмщении за них

Умышленное человекоубийство, в частности аборты, а в особенности отцеубийство, братоубийство и цареубийство.

Содомский грех. Сюда же можно отнести и другие сексуальные извращения, как-то: скотоложество, педофилия, садомазохизм, насилие, кровосмешение, некрофилия и пр.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот. Этот грех сейчас довольно распространен: то и дело слышишь, как группа подростков избила немощную старушку, чтобы отобрать у нее пенсию. Во многих школах среди старшеклассников вообще распространена практика помыкания учениками младших классов, присвоения или порчи их имущества. Уже не говоря о том, что в современном мире убогий, немощный человек вообще признается существом неполноценным и не только не оберегается и не защищается, но, напротив, притесняется сильными и здоровыми.

Растление малолетних и вовлечение их в греховную жизнь.

Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостыни, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Стоит ли говорить, что сейчас последнее происходит сплошь и рядом, давно вошло в порядок вещей и никого не удивляет. Наоборот, восхищение и, возможно, даже недоумение вызовет какой-нибудь надзиратель, который не притесняет заключенных, а обращается с ними хоть и без особой нежности, но просто как с живыми людьми.

Огорчения и обиды родителей до дерзких побоев их.

Перечисленные грехи не свойственны человеку. Они противоестественны и не считаются проявлением слабости человеческой. Грехи эти редко исповедуются, поскольку сами по себе свидетельствуют о тяжелом греховном состоянии души и неспособности ее к раскаянию.
Впрочем, сейчас ситуация несколько изменилась. В современном мире многие из этих грехов, как уже было сказано, являются нормой, то есть в светском обществе не воспринимаются как дурные поступки. А, следовательно, порой относятся к категории неведомых, как бы неосознанных. Так, молодая девушка, совершающая аборт, часто просто элементарно не понимает, что она делает. Детоубийство превратилось в обычную операцию, которую общество если и не поощряет, то, по крайней мере, считает вполне допустимой.

Склонность к диким проявлениям греха и доведению всякого греха до его извращенной формы в ХХI веке тоже превратились в своего рода пристрастие (подробнее речь об этом пойдет в главе «Срасти в современном мире»).

Эта общая атмосфера, в которой растет и воспитывается современный человек, формирует у него настолько исковерканные, неправильные представления о «хорошем» и «плохом», что голос совести, по сути являющийся голосом Божьим, часто просто не узнается и заглушается человеком: его принимают за узость взглядов, ограниченность, консервативность.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным погибели, если смерть настигнет человека в этих грехах

Гордость до самообожания, презирающая всех, требующая от других раболепства, желающая стать равным Богу.

Жадность к деньгам, соединенная большей частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям.

Гнев, не примирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

Эти грехи по названиям своим во многом перекликаются с названиями страстей, и неслучайно. Предаваясь в сильной мере одному из них, человек становится рабом своего греховного пристрастия, он лишается большой части своей свободы, лишается способности трезво мыслить, контролировать свои поступки. Смертные грехи заглушают совесть человека, делают его враждебным к Богу, лишают возможности раскаяться из-за гордости, ложного стыда, отчаяния, общего помутнения души.

Помимо вышеупомянутых тяжких прегрешений, существуют еще наши бытовые повседневные грехи, которые мы часто даже не замечаем. Святые отцы и подвижники классифицировали эти грехи, в основном, по тому, против кого они направлены.

Таким образом, выделяется три типа грехов (пояснения по поводу отдельных грехов см. в ч. II этой книги):

1) Грехи против Господа Бога — это те прегрешения, которые не наносят видимого ущерба ближним и самому человеку, но гневят Господа, так как происходят от недостаточной любви или даже от ненависти к Нему. К таковым грехам относятся: верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам, сомнения в вере; леность к молитве и рассеянность при ней, неучастие в богослужении и Таинствах; лицемерие в Богопочтении; хула или только ропот на Бога в душе и на словах; намерение поднять на себя руки; напрасная божба; неисполненное обещание Богу; кощунство над священным; гнев с упоминанием нечистой силы; вкушение пищи в воскресные и праздничные дни до окончания литургии; нарушение постов или неточное соблюдение их; работа в праздники.

2) Грехи против ближнего — это те грехи, которые наносят ущерб ближним или направлены непосредственно против кого-то из людей. К ним относятся: неусердное исполнение своих обязанностей; непочтение к высшим или старшим; неисполнение обещания человеку; неуплата долгов; отнятие силой или тайное присвоение себе чужого; скупость на милостыню; личная обида ближнему; пересуды, оклеветание, проклинание других, напрасные подозрения, отказ защитить невинного человека или правое дело; убийство; непочтение к родителям; лишение детей христианского воспитания; гнев, вражда в семейной или домашней жизни.

3) Грехи против самого себя — это те грехи, которыми человек наносит ущерб прежде всего себе самому. К таковым относятся: праздные или скверные мысли в душе; желание зла ближнему; лживость; раздражительность; строптивость, самолюбие; зависть; жестокосердие; чувствительность к огорчениям или обидам; мщение; сребролюбие; пристрастие к наслаждениям; сквернословие; пение соблазнительных песен; пьянство, объедение; блуд, прелюбодеяние, неестественный блуд; нерадение о спасении.

Это разделение, хотя и довольно четко, тем не менее не совсем однозначно. Конечно нарушая любую заповедь, человек грешит тем самым против Бога и против себя, поскольку любой грех не только нарушает волю Божию, но и отдаляет от человека Царствие Небесное.

Из книги Галины Калининой «Что играет мной?»
Издательство Лепта

В словаре Даля

м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом.Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят добездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки.За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо не клади, в грех не вводи.На грех мастера нет. | Беда, напасть, несчастье, бедствие, подразумевая:за грехи наши. От греха не уйдешь. Чья беда, того и грех, убыток. Этомой грех, я виноват. Мой грех до меня дошел, я покаран за вину свою.Грех да беда на кого не живет? Не бойся кнута, а бойся греха. Грехпопутал. Есть тот грех. С грехом пополам, так-сяк, кой-как. Грехпополам, убыток. Экой грех стался, деньги пропали! Грех денежный, беда,от которой можно делаться»>отделаться деньгами. | В тесном знач. распутство. Молодбывал — и со грехом живал. Он (она) еще и греха не знает. Муж согрешит,так в людях грех; а жена согрешит, домой принесет. Мужнин грех запорогом остается, а жена все домой несет. | Это грех делать, нареч.,грешно, Греховно»>греховно. Благословясь не грех, сказал убийца. Смех сказать,грех утаить, смешно, грешно. Не по грехам нашим Господь милостив! Все насвете по грехам нашим деется. Чья душа во грехе, та и в ответе. Кто вогрехе (в деле), тот и в ответе. Много ума — много греха, а на дурне невзыщут. Грехов много, да и денег вволю. Нет греха хуже бедности.Бедность не грех, а до греха доводит. Богатство пред Богом великий грех,а бедность перед людьми. Денег много — великий грех; денег мало (намале)грешней того. Быть так, приму грех на душу, а уж сделаю то и то. Живитак, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. С людьми мирись, а сгрехами бранись. Свои грехи за собой, чужие перед собой. Наш грех большевсех. И первый человек греха не миновал (и последний не избудет). Занаши грехи и Терехи дьяки. Живы, своими грехами, вашими молитвами! отв.на привет. Живи, поколе Господь грехам терпит! Богу на грех, добрымлюдям на смех. Стыдно сказать, а грех утаить. Без греха согрешишь. В чемсмех, в том и грех, и наоборот. Грех не беда, да слава нехороша. Беда небеда, лишь бы не было греха. Молчи, глухая, меньше греха! Большой грехпрощается скорее малого, потому что человек покается, раскольн.Согрешили попы (или дьяки) за наши грехи, Бог нас карает ими. Ни греха,ни спасенья. Грех (грешно) куском макать в солоницу, намек на Иуду. Грехдуть в ложку, а обжечься не дувши грешней того, раскольн. Греховный,подверженный, причастный греху. Греховность ж. сост. Греховно»>греховного, грехуподпавшего. Грешить, впадать в грех, нарушать закон Божий. |Проступаться, ошибаться. Грешить на кого, клеветать, взводитьнапраслину. Умей грешить, умей и каяться. По-давидски грешим(согрешаем), не по-давидски каемся. Есть кому грешить, было бы комумиловать. По грехам и житье. -ся, стар. ошибиться, дать промах,пропустить. | Ино грешится неволей, безличн. погрешается, грешим.Грешение ср. действие грешащего, грешба ниж. Грешный, в различномсмысле, к греху, вине относящийся. Грешный человек, пью. Грешно, грешно,а (да) миновать нельзя! Кто Богу не грешен, царю не виноват. Я его,грешным делом, побил за это. Я его грешными руками, да за святые волоса.Что стыдно да грешно, то в моду (в обык) вошло. Сказать- смешно, утаить- грешно. Грешный Иона берет из поклона: правый придет, без поклонаберет. Грешный честен, грешный плут — в мире все грехом живут! Грешномупуть в начале широк, да после тесен (или: а там крут и тесен). Ниправедный без порока, ни грешный без покаяния. Приходили праведники кгрешникам талану просить. Плоть грешна, да душа хороша. Быть на свадьбе,да не быть пьяну, грешно. Грешно оставлять яства в чашке недоеденными,раскольн. перекрещенцы. Мандрагоровы яблоки (раск. картофель) естьгрешно. Правда свята, а мы люди грешные. Грешная бумажка, фальшивая,поддельная. Грешно или грех нареч. противно закону Божию; неправо,неправдиво, несправедливо. Грешность ж. Греховно»>греховность, причастность греху;виновность, преступность; непозволительность, противность закону Божию.Грешновато тебе делать это, грешным-грешнехонько. Грешитель м.грешительница ж. (более с предлогами: пре, со) грешник, грешница ж. ктогрешит, кто преступает закон Божий. | Преступник, особ. ссыльный,которых народ зовет грешниками перм. или несчастными. Грешников,грешницын, ему, ей прнадлежщ. Грешничий, грешникам свойственный.Греховище, поприще греха, место, где грех совершается. Греховничать,жить в грехе, беспутно, предаваясь греху. Греховник, греховница,грешник, ведущий беспутную жизнь. Греховодить или греховодничать,соблазнять, совращать, вводить других в грех. Греховодничанье ср.действие это, соблазнительные поступки, греховодство ср.Греховоднический или греховодный, к греховодству относящийся,соблазнительный. Греховодник, -ница, греховод, -водка, кто греховодит.Грехолюб, грехолюбец м. грехолюбица или грехолюбка ж. сильноприверженный к греху, постоянно предающийся греху, грешной жизни;грехолюбивый человек. Грехомыга об. человек грешного жития. Грехопадениеср. впадение в грех, совращение с пути истины, прегрешение.Грехопадением называют первый грех, падение Адама. Грехопадкий, склонныйк грехопадению. Грехотворничать, грехотворить, творить или делатьгрешное, грешить. | Творить или создавать грех, проступок, преступление,где его в сущности нет, напр. неуместными распоряжениями, неисполнимымипостановлениями и пр. Грехотворничанье, грехотворство, действие это;согрешение; | введение в грех других, неуместными законами, запретами,порядками. Грехотворный, о человеке: согрешаюший; | о распорядке,законе: вводящий в грех. Грехотвор, грехотворец или грехотворник м.грехотворка, грехотворица, грехотворница ж. кто грехотворит, в обоихзначениях. Грехоспасительный, грехоочистительный, спасающий, очищающийот греха.

В словаре Ожегова

ГРЕХ, -а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести, отягощает ее как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха. 3. Предосудительный поступок. Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.). 4. в зная. сказ., с неопр. Грешно, нехорошо (разг.). Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным). * Грех пополам (прост.) — придется обоим отвечать за какую-н. вину, ошибку. Долго ли до греха (разг.) — легко может случиться беда. И смех и грех (разг.) — и смешно и досадно. Как на грех (разг.) — как будто нарочно. Как смертный грех (страшен, некрасив кто-н.) (разг.) — очень страшен, некрасив. Не грех (бы), с неопр. (разг.) — хорошо бы, можно, нужно было бы. Не грех бы отдохнуть. От греха (подальше) (разг.) — во избежание неприятности. С грехом пополам (разг.) — кое-как, еле-еле. Что или нечего греха таить (разг.) — нужно, следует признаться. || уменьш.. грешок, -шка, м. (ко 2 и 3 знач.). Водятся грешки за кем-н.

В словаре Ефремовой

м.

  1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил.
  2. Предосудительный поступок, ошибка; недостаток.
  3. перен. устар. Беда, несчастье.

В словаре Фасмера Макса

род. п. греха́, укр. грiх, ст.-слав. грѣхъ ἁμαρτία, ἁμάρτημα, болг. грехъ́т, сербохорв. гри̏jex, род. п. гpиjèxa, словен. grȇh, чеш. hřích, слвц. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrěch, н.-луж. grěch. Это слово обнаруживает в ст.-слав. следы основы на -u, напр. грѣховати, грѣховьнъ (Супр.); см. Мейе, RS 6, 131. Сюда же греши́ть.
Скорее всего, слав. grěxъ связано с греть с первонач. знач. «жжение (совести)»; см. Педерсен, IF 5, 53: Младенов 113 (последний сравнивает также с греч. χρήματα). Относительно знач. ср. др.-инд. tápas ср. «жара, боль» от tápati «раскаляется». Необычным является при этом ударение (ср. смех, спех); см. Бернекер 1, 350 и сл., собственное сравнение которого с греч. χρίω «мажу, умащаю», χροιά «кожа, цвет», лит. griejù, griẽti «снимать сливки», graistaũ, graistýti «снимать пенки» неубедительно (см. также Брюкнер 161 и сл.); против см. Шарпантье (AfslPh 37, 47 и сл.); однако и сравнение последнего с др.-инд. bhrḗṣati «качается, колеблется» (якобы из первонач. *ghrēṣ- с губным согласным из bhraṃc̨-«падать») невероятно. Другие сравнивают слав. grěxъ с лтш. grèizs «косой», лит. graĩžas – то же; см. Эндзелин, ВВ 27, 190; Ильинский, ИОРЯС 20, 3, 69; Петерссон, Vgl. sl. Wortst. 9; М. – Э. 1, 647 и сл. Из близкого к. *groikso- или *groiso- «изгиб, кривизна», который выделяется также в сербохорв. гри̑ч «холм», др.-прусск. grēiwa-kaulin «ребро», исходит Буга в РФВ 66, 236 и сл. Иначе о др.-прусск. слове см. Траутман, Apr. Sprd. 342.
••
См. еще грёза. – Т.

В словаре Д.Н. Ушакова

ГРЕХ, греха, ·муж.
1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (рел.). Самоубийство — грех.
2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. В наши горячие дни замедление темпов — тяжелый грех пред делом социализма. «Известия», 1931 ·г., № 97.
3. в знач. сказуемого с ·инф. То же, что грешно» title=’что такое грешно, значение слова грешно в словаре Ушакова’>грешно (·разг. ). «Над старостью смеяться грех.» Грибоедов.
• Не грех, с ·инф., кому (·разг.) — позволительно, следовало бы. Старику не грех и отдохнуть. Принять на себя грех (·разг.) — принять на себя ответственность, вину. С грехом пополам (·разг.) — плоховато, едва-едва. Работать с грехом пополам. Он объясняется по-русски с грехом пополам.

В словаре Синонимов

грехопадение, грешок, ошибка, погрешность, прегрешение, согрешение, преступление, беззаконие, провинность, упущение, недостаток, препятствие, виновный; нехорошо, проступок, окаянство

В словаре Энциклопедии

в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов — табу); теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.

В словаре Синонимов 2

сущпроступок, провинность, грешок, прегрешение, согрешение

В словаре Синонимы 4

грехопадение, грешок, нехорошо, ошибка, прегрешение, провинность, проступок, согрешение, упущение

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

гре́х,
грехи́,
греха́,
грехо́в,
греху́,
греха́м,
гре́х,
грехи́,
грехо́м,
греха́ми,
грехе́,
греха́х

logo