Евангелие от фомы

Все комментарии к стихам данного евангелия краткие. Но на самом деле каждому стиху можно
посвятить десяток с лишним страниц, приводя различные примеры и аналогии.
Я разобрал не все фрагменты. Но те, которые по моему мнению заслуживают наибольшего внимания или просто по какой-то причине показались интересны. К тому же есть стихи с дублирующем
смыслом. Например:
61. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп — мир недостоин
его.
84. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашел тело,- мир недостоин его.
Дабы не плодить дубли я брал за основу лишь один из таких стихов.
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Антуан дэ Сант Экзюпери.
Евангелие от Фомы
Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он
сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.
Иисус нес в мир новое знание. Сложность понимания Его слов состоит в том, что знание
выражается в виде ментальных формулировок-символов и притч. Истинное знание очень сложно
передать так, чтобы тебя адекватно поняли. Например, представьте, что вы впервые пробуете
хлеб. Вы восхищены его вкусом. А теперь попробуйте словами передать вкус хлеба тому, кто его ни разу не пробовал. Ну? Как? Получается?) Так и с любым знанием, что мы можем получить лишь посредством личного опыта.
Тот, кто обретет истолкование этих слов — обретет Путь. Тот, кто пройдет этот Путь — не
вкусит смерти. Так слова Фомы выгляди ли бы точнее.
1. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и,
когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет
царствовать над всем.
С первых же строк евангелия всё запутано: пойди туда, не знаю куда; найди то, не знаю что)
В своё время я тоже искал. И не понимал чего искал. Но знал одно: когда найду — всё должно измениться, и душа успокоится. И я прислушивался к своей душе. Шел, как слепой, на ощупь. И однажды, когда внутренние противоречия достигли пика, когда я не знал как жить дальше, а жить как жил уже не мог — произошел внутренний коллапс. Прежняя жизнь потеряла всякий смысл. Все, накопленные идеи, мысли, мировоззрение — всё казалось одной сплошной ложью. Ложью самому себе, выдаваемой мной же за правду. Это была придуманная правда. Т.к. в глубине души осознавал, что мало во что верю и понимаю из накопленного мной. Всё в основном было с чужих слов и не являлось чем-то моим. И тогда я всё это выбросил из себя. Весь мир, всю жизнь, все понимания — всё. И ничего не осталось во мне. Лишь один простой вопросик из моей прошлой жизни. Т.к. я был совершенно опустошен, и надо мной не довлели больше никакие убеждения — я с легкостью нашел ответ. И простота этого ответа обрушила всё мое существо. Старая жизнь рухнула, словно дом, который держался всего на одном гвозде. В этот момент я умер. Не физически. Умерла моя жизнь, полная сомнений, лжи и противоречий. Со стекла души исчезла вся грязь, что накапливалась годами. И вдруг сквозь это чистое стекло хлынул свет. Тот свет, о котором я давно забыл, но ощутив вспомнил. Таким он был в детстве. Он не был окрашен ни чем. Ни какими идеями, суждениями и взглядами. Он был естественным, таким, каким являлся на самом деле. Он был просто свет, теплый. Я поднял глаза и увидел солнце. И удивился тому, что как же давно я не видел солнца. Старая жизнь умерла безвозвратно. В сознании проплыли первые мысли: «Вот я и родился. Вот я и дома. Вот я и в себе. Так вот оказывается чтО я всю жизнь искал?!

Я есть! Я могу быть! Спасибо тебе Господ… Господи? Стоп. А при чем здесь господи? Где?!
Теперь всё будет хорошо. Как же долго я шел. Столько лет жизни упустил напрасно… Ту-ту-ту. Ничего подобного! Всё было не напрасно. Всё было для этого момента! И если бы той жизни не было пережито — ничего и этого не было бы.
Вот он — рай! А люди-то его ищут где-то. А он здесь, прямо сейчас. Но никто его не видит».
Я не знал как называлось то, что со мной произошло. Да мне собственно и не важно было. Для себя я в шутку назвал это прижизненной реинкарнацией в собственное тело)) Но эта была последней. Больше я на этой Земле уже не когда не рожусь. Я понял, что освободился от этого навсегда.
Христиане исповедуют лишь единственную жизнь на Земле. А кто живет? Живой. А кто такие мертвецы, что погребают своих мертвецов? Мертвые. Тот, кто будет живым — будет единственный раз жить на Земле.
У меня было непреодолимое желание рассказать всем чтО со мной произошло. И что каждому доступно то же самое. Мои друзья, знакомые, и даже родители подумали, что у меня попросту съехала крыша) Но потом поняли, что не всё так просто)
В меня хлынули знания. Они исходили ото всего, во что бы не упирались мои мысль или взгляд. Каждое мгновенье несло новое открытие и новое понимание.
Жизненная энергия бурным потоком пронизывала мое естество. Я где-то 4 дня не спал, т.к. не нуждался в пополнении энергии. И неделю ничего не ел. Организм впитывал всё необходимое напрямую, без посредства пищи.
Где-то недели через три всё стало успокаиваться. Я словно прибывал на берегу тихого озера. Спокойная радость бытия наполняли душу.
Пытался делиться знаниями с другими. Но меня никто не понимал. Говорили: «Мы чувствуем, что ты говоришь что-то очень важное, но мы тебя не понимаем». Я очень мучался от этого. Мне казалось, что мои слова просто не могут быть непонятны. Ведь я говорил напрямую, как есть. Лишь потом я понял, что изъяснялся символами. Мысль в нашем подсознании также рождается в форме символа. Затем сознание переводит символ в слова. Так и я стал учиться переводить понятое мной в удобоваримую ментальную форму. Словно заново учился говорить)
Какое-то время спустя друг принес мне книгу, и сказал: «Вот. Почитай. Ее автор говорит о том же, о чем и ты. То, что случилось с тобой, называется просветление». Потом я нашел множество эпитетов этому состоянию: самадхи, откровение, озарение и т.д. Главное, в них человек чувствует себя заново родившимся. В прямом смысле этого слова. Но это рождение в духе, когда становятся мертвыми все прежние жизненные ценности. Былая жизнь сменяется новой. И ценности в ней новые.

2. Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! —
тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно — в море, тогда рыбы
опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас.
Царствие божее — это состояние души, которое внутри и везде. Это то, что называют
благодатью. Это спокойная радость и умиротворенность души.
3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы — дети Отца
живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы — бедность.
Что такое познать? Это значит прочувствовать. Всеми фибрами души, каждой клеточкой своего
естества. Это значит осознать и понять.
Что такое познать себя? Это узнать кто ты есть на самом деле. Что ты не тот, кто смотрит из
отражения в зеркале. Себя нельзя увидеть глазами. Себя можно лишь осознать, прочувствовать,
прожить. И вот когда это произойдет, то свое отражение ты увидишь и в камне, и в дереве и во
всем, что доступно взору.
После того, как я пережил просветление, незнакомые люди на улице стали узнавать меня. Они
подходили, спрашивали как дела. Им казалось, что мы давно знакомы, и всё пытались припомнить при каких обстоятельствах. Я понимаю почему люди так реагировали. Они вспоминали не меня, но то общее начало, ту природу, что нас объединяет. Они видели свое отражение, так давно
позабытое ими, но такое знакомое.
(5.)Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед Лицом твоим, и то, что скрыто (или
тот, кто скрыт) от тебя,- откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.
Когда-то разочаровавшись в христианстве, я решил для себя следующее: «Если и есть источник
познания истины, то он не может быть рукотворным или выраженным через слова. Весь этот
окружающий мир — это та самая книга, которую писали не люди, но Сам Господь. Другое дело,
смогу ли я ее прочитать?» Но я решил: «Если мне не дано прочитать эту книгу, то и Бога
никакого быть не может! Иначе просто нет смысла в моем существовании. Ибо Бог создал каждого таким, что любой сможет постичь всё, без человеческих посредников. Всё написано в книге
Господа». Я научился читать эту книгу)
6. Ученики его спросили его; они сказали ему:
Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в
пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто
перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что
осталось бы нераскрытым.
Здесь Иисус говорит о внутренней лжи, что содержится в каждом человеке. Он призывает своих

учеников не делать того, чего они не понимают. Иначе это будет псевдоделанием. А та ложь, в
свете которой они будут делать, проявит себя.
Дело, замешанное на лжи никогда не принесет истинных плодов.
(7.) Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И
проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.
В этом стихе Иисус говорит о двух началах в человеке — животном и человеческом. Горе тому, в ком побеждает животное начало.
10 Иисус сказал: Я бросил огонь в мир, и вот я охраняю его, пока он не запылает.
Иисус принес в мир новое, открывшееся ему знание. И как огонь разгоревшись поглощает всё на
своем пути, так и знание должно было по замыслу Иисуса зажечь души людей. И он охранял это
знание, чтобы оно не угасло.
11. Иисус сказал: Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те, которые мертвы, не
живы, и те, которые живы, не умрут.
Кто же такие мертвые, и кто живые?
Мне очень нравится фильм с Филатовым (Забытая мелодия для старой флейты), где он играет
чиновника. Еще с детства врезался в память один из моментов этого фильма. Главный герой
(Филатов) сидит на очередной планерке у шефа, где также собрались и его коллеги. Сидит,
слушает доклады коллег. И тут герой Филатова представляет, что он встает и начинает всем
выговаривать правду в лицо. Что они все тут черт знает чем занимаются. Что ни какой реальной пользы людям принести не могут. Что все их отчеты дутые. Что их начальник лицемер и к тому
же настоящая сволочь. После последних слов герой Филатова встает и швыряет в лицо начальнику бумаги с отчетами. Так он представлял, как бы он хотел поступить. Но тут, сквозь пелену
праведных грез раздается голос начальника и просит героя Филатова отчитаться о проделанной
работе. ВидЕние как рукой сдувает, и герой вновь превращается в обычный винтик, заложника
игры, и начинает раболепно докладывать о псевдоуспехах, достигнутых на вверенном ему
участке.
Думаю понятно, кто из двух ипостасей героя Филатова жив, а кто мертв.
Ложь самому себе убивает душу. Пока человек лжет себе – он не живет. Не живущий – мертв. И
после жизни он умрет, т.к. у него нет опыта жизни души. Ложь, самооправдание уводят человека от живой, настоящей жизни.
К какому отцу придет идущий путем лжи? Думаю ясно.
Идя путем лжи, как можно достигнуть Истины? Люди редко бывают откровенны даже с собой. Если
человек в чем-то сомневается, но принимает сомнение – это тоже ложь себе. У лжи много
обличий. Идущий путем лжи живет ложную жизнь. А значит жизнь, как таковую он не живет. А
значит он не живущий, но мертвый. Подобное придет к подобному: «… где сокровище ваше, там
будет и сердце ваше», Матфей, 6:21.
14. Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа
мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я
измерил.
Здесь Иисус говорит Фоме о том, что Фома понял то же самое, что известно Иисусу.
И он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам,
они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им:
Если я скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни, бросите (их) в
меня, огонь выйдет из камней (и) сожжет вас.
Иисус отвел Фому в сторону и сказал три слова. Суть их такова: «Ты равен Мне». Кстати, не после этого ли Фоме дали прозвище Близнец?
16. Иисус сказал: Когда вы увидите того, который не рожден женщиной, падите ниц (и)
почитайте его; он — ваш Отец.
Иисус говорит о заново рожденном, но уже не от плоти, но от самого себя, в духе.
Перерожденном в душе.
18. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.
Иисус говорил о своем принципиально новом знании, которого никто до него не провозвещал.
19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.
Здесь говорится о самОм моменте просветления. Просветление — это смерть. Смерть своего
внутреннего мира в духе, в душе. Умирает ветхое в душе. Но эта смерть знаменует собой новое рождение. Очищенная душа наполняется новым содержанием. Человек начинает видеть мир и жизнь непосредственно, без привнесенного мировоззрения, напрямую, сам, в истинном виде.
20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.
Переживание и осознание этого («был до того, как возник») происходит во время просветления.
Приходит понимание и осознание своей вечной природы.
21. Если вы у меня ученики (и) если слушаете мои слова, эти камни будут служить вам.
Информацию о миропонимании можно получить изо всего. Хотя бы и глядя на обыкновенный
булыжник. Всё в этом мире построено на одних и тех же законах. После просветления, куда бы
не упирался мой взгляд – я мог получить любую информацию обо всем. Это волшебная книга Бога. В ней не слова и картинки, но символы и живая жизнь. Нет книги волшебней)

27. Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти
младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы — младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих
одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как
внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и
женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете
глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа,- тогда вы
войдете в (царствие).
Дети не осознают свою половую принадлежность, что есть добро и зло, и т.д. Они воспринимают
этот мир как единый. Такой не обусловленный взгляд на мир и дает целостное восприятие.
Какого цвета православие? Сквозь такие очки православные и видят мир. Но лучше бы они
смотрели на мир своими глазами. Хрусталик души прозрачный. Он точно передает
действительность, если не замутнен сторонними идеями, мнениями, взглядами, мировоззрениями.
32. Если вы не поститесь от мира, вы не найдете царствия. Если не делаете субботу
субботой, вы не увидите Отца.
Если вы питаетесь лишь мирскими, житейскими проблемами — у вас не будет времени, чтобы
уделить внимание проблемам души. Найдите время и для нее. Хотя бы раз в неделю. Порешайте
свои духовные проблемы. Дайте душе немного ее пищи, ибо душа, дух — источник вашей жизни.
Угнетая душу, не позволяя ей полноценно, свободно дышать — мы рискуем превратиться в
бездушное ходячее тело. Бездушное тело хуже животного, ибо наделено разумом. А бездушный
разум нацелен лишь на потребление.
33. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными,
я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они
слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из
мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются.
Вино мира – житейские заботы, плотские удовольствия и остальная проза жизни. Иисус не нашел
тех, кто бы имел нужду в духовной пище. И Он говорит, что когда они окинут взглядом прожитую жизнь, то поймут как много они упустили. Что тратили свою жизнь на пустую суету, не
приносящую плодов насыщения душе. И вот люди духовно опустошены, а времени обрести упущенное может статься, что не окажется.
34. Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это — чудо.
Если же дух ради тела, это — чудо из чудес.

Оставил этот стих, ибо впервые сталкиваюсь, что Иисус шутит)
Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности.
Странно, что Иисус не удивляется тому, что как живое тело может быть заключено в бренную
материю одеяний))
Думаю ни у кого не вызывает смущения, что живой человек, обладающий душой и разумом, для
своего перемещения пользуется примитивным созданием в виде автомобиля))
39. Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму.
Как часто слепые рассказывают слепым какого цвета радуга, какой формы облака. И когда
ведомые верят своим поводырям, то поводыри начинают верить, что они зрячие! Иначе как
столько народу могло бы им поверить?! Они думают: «А может то, что у меня, и есть зрЕние, о
котором рассказывал Тот Кто во истину Зрячий? А Он был точно Зрячим! Ибо предупреждал,
например — вон тучи на горизонте, вот-вот начнется дождь. И был дождь! Значит Он все-таки
видел тучи. И мы все Ему верили. Но ведь когда я рассказываю про облака — мне тоже все
верят. Наверное это и есть Зрение!» И вот поводырь объявил себя зрячим, и повел толпу слепых в новые земли. Но на пути им повстречалась пропасть. Все в нее попадали. А другие слепые,
что не отважились на тот поход и не дождались своих собратьев, решили: «Хороша наверное та
новая земля, раз наши собратья не вернулись. Наверное так и остались там. Пойдем и мы ее
поищем. Поводырь кажется говорил, что от большого камня надо идти всегда на лево и никуда не сворачивать. Что ж, пойдем и мы не сворачивая с пути. Поводырь точно знал дорогу. Он облака и радугу видел. Да, да. Сам про них рассказывал. А видеть его научил Тот, что истинно Зрячим был. Так в добрый путь!».
42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших
ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда (вы увидите) сына того, кто жив, и вы не
будете бояться.
Когда ваша душа будет чиста подобно детской – свет сам прольется в нее.
44. Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они спрятали их и не вошли и
не позволили тем, которые хотят войти. Вы же будьте мудры, как змии, и чисты, как
голуби.
Так же интересный стих. «Будьте мудры, как змии…» Очевидная аналогия с ветхозаветным
змеем-искусителем. Бог, как символ мудрости не прошел)
47. Иисус сказал: Будьте прохожими.
Сразу оговорюсь, что ник я выбрал прежде чем прочитал этот апокриф)
Что такое «прохожий»? Это состояние непредвзятого свидетельствования.
Горит дом. Зеваки столпились, они полны эмоций, их внимание притянуто случившимся. Прохожий
просто видит пожар. Видит и слышит собравшихся людей. Его сознание как стекло пропускает
сквозь себя образы, но ничто не приковывает его внимания. Прикованный не сможет идти дальше.
Прохожий — это наблюдение без цепляния за что либо. Когда мир проходит сквозь тебя – можно
ощутить себя, как мы ощущаем свою кожу под дуновением ветра или теплом солнечных лучей.
Именно на это и направлено «Будьте прохожими». Возможно встретите себя. Только не надо
стараться встретить себя. Тогда вы будете в ожидании встречи, а значит остановитесь. Надо
именно стараться быть прохОжим, быть непредвзятым шествующим свидетелем жизни. Увидев жизнь
— увидите и себя)
49. Иисус сказал: Тот, кто высказал хулу на Отца,- ему простится, и тот, кто высказал
хулу на Сына,- ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа святого,- ему не простится
ни на земле, ни на небе.
Дух святой — это жизненная энергия, сама жизнь, суть сути живого. Тот, кто хулит жизнь –
славит смерть. Кесарю достанется кесарево.
Однако странно, что за хулу на Духа не простится. Бог вроде как всё прощает? Упс?)
56. Ученики его сказали ему: В какой день наступит покой тех, которые мертвы? И в какой
день новый мир приходит? Он сказал им: Тот (покой), который вы ожидаете, пришел, но вы не
познали его.
И пришел он еще с детства. Это та самая благодать, в которой прибывают дети. Взрослым, с их
материальным менталитетом сложно непосредственно воспринимать этот мир. Религиозные люди
могут возразить – у нас духовный менталитет! Это ложь. Ложь самим себе по сути. Всякий, кто
боится смерти и ищет, как избежать ее — его фундамент стоит на материальной основе, но не
на духовной. И страхи его обычные, животные.
Тот кто ищет жизнь — обретет жизнь, ибо всё внимание концентрирует на ней. Кто боится смерти — обретет смерть, ибо всё внимание концентрирует на ней болезной.
Чем живешь, в том и прибудешь.
Люди боятся жизни, боятся жить. Тот, кто живет — ему не до смерти.
57. Ученики его сказали ему: Двадцать четыре пророка высказались в Израиле, и все они
сказали о тебе. Он сказал им: Вы оставили того, кто жив перед вами, и вы сказали о тех, кто
мертв.
Иисус постоянно негодует, что никто не может увидеть в нем просветленного самостоятельно,
но лишь со сторонних слов)
60. Иисус сказал: Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не сможет быть моим
учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих сестер и не понес свой крест, как я, не станет достойным меня.

Конечно, ни о какой реальной ненависти здесь речи не ведется. Хотя я не раз слышал от
священнослужителей, что Иисус в прямом смысле подразумевает ненависть. Право слово — чушь!
Иисус говорит о том, что не надо слушать домашних, ибо их правда и заботы житейские. А это
может увлечь от Его учения, помешать восприятию его.
61. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп — мир недостоин
его.
Тот, кто познал мир, тот понял, что ценности его бренны. Тот, кто осознал бренность этих
ценностей, тот поднялся над ними.
67. Иисус сказал: Был человек богатый, у которого было много добра. Он сказал: Я
использую мое добро, чтобы засеять, собрать, насадить, наполнить мои амбары плодами, дабы
мне не нуждаться ни в чем. Вот о чем он думал в сердце своем. И в ту же ночь он умер. Тот,
кто имеет уши, да слышит!
Человек видел первейший смысл в заботе о бренной жизни. Все его ценности произрастали из
материального. Он и сам был подобен материи, ибо все интересы его были устремлены к ней, к
ее плодам, а не к процессу жизни. Законом какого мира жил, согласно тому закону и почил. А
что есть жизнь? Движение души.
71. Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе, нуждается во всем.
Мы больше, чем всё. Мы сами источники всего.
Но если даже у нас есть всё, но нет самих себя, то для кого это всё?
Звезда рока певец Фредди Меркюри давал своё последнее предсмертное интервью. Журналистка
спросила его: «О чем ты больше всего жалеешь в этой жизни?» Фредди ответил: «У меня в этой
жизни было всё, я был кем угодно. Но только никогда у меня не было себя. Я так никогда и не
был самим собой».
78. Он сказал: Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике.
Многие ходят рядом с истиной, но никто в ней не пребывает.
81. Иисус сказал: Я — свет, который на всех. Я — все: все вышло из меня и все вернулось
ко мне. Разруби дерево, я — там; подними камень, и ты найдешь меня там.
Другими словами: Я есть Бытие. Я прибываю во всём.
90. Иисус сказал: (Лисицы имеют свои норы), и птицы имеют (свои) гнезда, а Сын человека
не имеет места, чтобы преклонить свою голову (и) отдохнуть.
Тело может отдохнуть, но страждущая душа…
98. Иисус (сказал): Тот, кто ищет, найдет, (и тот, кто стучит), ему откроют.
Мало ищущих. Много играющих в поиск, которые через приобщение к чудесному рассчитывают
решить свои обычные житейские проблемы.
Но тот, кто искренне ищет не ради того, чтобы что-то получить – обязательно найдет. Иначе и
быть не может.
Большинство искателей ищут способ не умереть. Ищущий средства от смерти уже мертв. Ибо живой и так не умрет. Надо искать жизнь; еЁ дыханием дышать, а не смерти. Христианство — религия

вечной скорби.
108. Они сказали (ему): Пойдем помолимся сегодня и попостимся. Иисус сказал: Каков же
грех, который я совершил или которому я поддался? Но когда жених выйдет из чертога брачного, тогда пусть они постятся и пусть молятся!
Иисус говорит ученикам о том времени, когда Он покинет их. И некому больше будет их
поддержать, но придется идти самостоятельно.
112. Иисус сказал: Тот, кто напился из моих уст, станет как я. Я также, я стану им, и
тайное откроется ему.
Подразумевается напиться знания, которое провозвещает Иисус. А открывшееся тайное – это то,
чего человек не может воспринимать в силу своей душевной слепоты. Эта слепота надвигается с
ростом личности. Переломный момент происходит в подростковом возрасте. Именно с того момента личность (лицо, личина, маска, фальшивка) берет верх над сущностью, и повергает человека в
слепоту. Личность не зло. И так обязательно должно произойти. Только это отдельная тема)
Дети блаженны и зрячи. Но не могут в силу своих умственных способностей и жизненного опыта
оценить то, чем обладают.
114. Иисус сказал: Тот, кто нашел мир (и) стал богатым, пусть откажется от мира!
Сердце то наполняется кровью, то опустошается. Этим задается движение крови. Что будет если
сердце не опустошит себя?
115. Иисус сказал: Небеса, как и земля, свернутся перед вами, и тот, кто живой от живого, не увидит смерти.
Ибо (?) Иисус сказал: Тот, кто нашел самого себя,- мир недостоин его.
Рожденный от плоти — плотский. Рожденный от жизни, духа — живой. Если ты еще живой —
возродись жизнью в самом себе. Тогда ты обретешь себя и жизнь.
117. Ученики его сказали ему: В какой день царствие приходит? (Иисус сказал): Оно не
приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! — или: Вот, там! — Но царствие Отца
распространяется по земле, и люди не видят его.
Это царствие никогда не возникало и никогда не исчезнет.
Его видят дети своей чистой душой.
118. Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус
сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом
живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в
царствие небесное.
А вот это в двух словах не прокомментируешь. Целую теорию об эволюции души придется
излагать))
Но если только без пояснений…
Я за теорию эволюции Дарвина. Но с поправкой. Тело эволюционирует отдельно. Душа,
находящаяся в теле проходит свой путь эволюции. Эволюции тела задает тон душа. Чем сложнее
устройство души, тем сложнее по своим функциональным возможностям тело. В одном виде тел
существуют два подвида. Я говорю всё очень грубо. Подвиды – это половая дифференциация.
Сначала душа проживает жизнь в женском начале. Лишь затем в мужском.
В женской ипостаси дух пассивен, условно – не живой. В мужской — активен, живой. Можно
провести аналогию с яйцеклеткой и сперматозоидом.
Женское начало зависимо от мужского, потому что оно не способно к движению. А движение – это и есть жизнь. Потому женщина и прилепляется к мужчине. Так она познает ту суть, которой ей
предстоит быть, и так она движется по жизни. Я не имею в виду материальную жизнь.
Эмансипация в данном случае творит чудеса) Мужчина же находит в женщине покой и
отдохновение. Вместе они движение и покой. Так бьется сердце жизни: движение — остановка.
Потому мужчина и женщина две половинки, две неразрывных части одного процесса — жизни.
Каким образом Иисус собрался сделать пассивное женское начало активным – мне не известно.
Разве-что произвести слияние душ. Но это новое, рожденное слиянием, будет выше, чем мужчина
или женщина. Родится Новое Живое с единой Душой.
Петр, Петр… Благодаря ему в средневековые времена шовинизм среди христиан достиг своей высшей точки. Кто не любит женщин, тот не способен любить и детей.
«кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает
Меня; а кто Меня примет, тот принимает Пославшего
Меня», (Марк, 9:37).
Неспроста Петр трижды отрекся от Христа) Впрочем, как и от Пославшего Его.
Евангелие от Фомы.
Возможно от самого Фомы))
Да это и не важно. Важно то, что оно в себе несет.
p.s. А вот цитата, которую я считаю самой ценной из канонического писания:
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если
кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи
стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и
родиться?
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Иоанн, глава 3.
Здесь я пропустил пятый стих. Иисус не произносил приведенных в нем слов. Их приписала
Иисусу церковь.
И еще одна хорошая цитата:
14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей
приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие
Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя,
тот не войдет в него. Марк, глава 10.

12 3 4 5 6 7 …14

Евангелие от Фомы

с предисловием и комментариями М. К. Трофимовой

Предисловие

Тот, кто впервые читает апокрифическое Евангелие от Фомы, обычно испытывает разочарование: столь знакомыми по канонической версии Нового завета кажутся ему изречения Иисуса, собранные в этом произведении. Однако, чем глубже погружается он в изучение текста, тем сильнее охватывают его сомнения в справедливости подобного впечатления. Постепенно он убеждается, как нелегко ответить на вопрос, что же такое это знаменитое «пятое евангелие» (так поначалу называли его). Уже первые строки памятника, настраивающие на его истолкование («Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти»), заставляют современного читателя задуматься не только над смыслом, который автор предлагает открыть, но и над тем, что сам по себе этот призыв означает, какой путь общения подразумевает, с какого рода мышлением предстоит иметь дело, о каких явлениях культуры и истории общества свидетельствует.

Задача не может не увлечь того, кто берётся за этот интереснейший документ. На беглый взгляд наиболее близкий (из сочинений Наг-Хаммади) к многократно исследованной традиции о раннем христианстве, он при внимательном рассмотрении оказывается едва ли не самым трудным для понимания. Даже тёмные спекуляции Апокрифа Иоанна или таинственной «Сущности архонтов» оставляют в конце концов меньше места для сомнений, чем это евангелие. Содержание апокрифа («Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома». — См. введение) останавливает всякого, кто занимается историей раннего христианства и его духовного окружения. В этом сочинении, обещающем изложение тайного учения Иисуса и отвергнутом церковью, исследователи ищут ответы на многочисленные вопросы, касающиеся развития христианства и гностицизма.

Евангелие дошло во II кодексе Наг-Хаммади. Оно в нём второе по счёту, занимает страницы 32.10–51.26. Поскольку оно, как и следующее за ним Евангелие от Филиппа, состоит из отдельных изречений, обычно дают деление по изречениям, чему следуем и мы. Памятник хорошо сохранился, лакуны почти отсутствуют. Евангелие представляет собой перевод с греческого на саидский диалект коптского языка.

Как и с чего подойти к интерпретации памятника? Не отправляться ли от тех немногих упоминаний у отцов церкви о так называемом Евангелии от Фомы, к которым прежде всего обратились исследователи? Однако изыскания, проделанные Ж. Дорессом и А. Ш. Пюэшем и другими учёными, убеждают: сходство между сочинениями, носящими то же название, что и второе сочинение из кодекса Наг-Хаммади II, в ряде случаев чисто внешнее.

Быть может, больше удачи сулит путь исследования памятника с точки зрения тех понятий и образов, которые в нём встречаются — царствие, мир, свет, тьма, покой, жизнь, смерть, дух, силы, ангелы — и которые позволяют очертить его содержательную зону. В зарубежной литературе этому уделено много внимания. Но исчерпывает ли такой анализ возможность понять всё своеобразие памятника? Не искажено ли в логически безупречных, более или менее однозначных системах выделенное таким способом идейное содержание? Не навязывают ли хорошо продуманные модели большую, чем то было на самом деле, рефлексию оригиналу?

Есть ещё один путь, приближающийся к первой попытке отождествить памятник с уже известными документами. Речь идёт о том, чтобы выяснить, в чём и насколько найденный текст напоминает христианскую, гностическую, неоплатоническую литературу. Этот путь, несомненно, оправдан: параллелей весьма много, в чём убеждает большое число специальных работ, этому посвящённых. Однако он обещает лишь частичный успех: ведь цельность документа растворяется, постепенно теряется в массе безусловных и сомнительных аналогий. И снова встаёт тот же вопрос: что представляет собой именно этот памятник, именно такое соединение сходств и различий?

Способ аналогий хорош, поскольку в любом сочинении отражается сумма далёких и близких реминисценций автора (или авторов). Но если одно за другим перебирать эти отражения, то и увидим мы только их. Цельность — вот что в конечном счёте определяет индивидуальность памятника. Характеристика по терминам, взятым в контексте, делает очевидным, что допустимо говорить не о большем или меньшем наборе значений, предполагающих строго разработанную систему, а об ином. Открытость текста очень велика. Слова употребляются весьма свободно, их значение меняется, мысль движется, получая новое содержание, по новому направлению. Здесь, разумеется, тоже есть своя внутренняя логика, но это логика не упорядоченной правилами системы, а преимущественно интуитивного творчества. Впрочем, каким бы малоосознанным ни было словосочетание, существуют границы его применения.

Установка апокрифа — поиски. Она выражена во введении и даёт знать о себе на протяжении всего произведения. Образы и понятия повторяются, не автор евангелия изобрёл их, они были и прежде, они привычны. Вместе с тем именно с их помощью ведутся поиски, рождаются новые решения, создаются новые картины. В то же время они сами меняются, наполняются иным содержанием, уступая своё место другим, больше отвечающим новому смыслу.

Хотя вопрос о композиции Евангелия от Фомы в специальной литературе разбирался, стоит вернуться к нему. Общим местом стало утверждение, что в этом сочинении отсутствуют «следы сознательных целей при построении». Автор специальной статьи о композиции апокрифа Г. Гарриет указывает на наличие «ключевых слов», скрепляющих отдельные изречения. Однако «ключевые слова» демонстрировали чисто внешние связи, и это не помешало многим авторам (Ж. Доресс, Р. Вильсон и др.) уподоблять евангелие антологии. В некоторых случаях исследователи подчёркивали внутреннюю смысловую связь между изречениями, но обычно объясняли её тем, что автор сочинения брал их блоками из другого источника, например у синоптиков.

На наш взгляд, при всём несходстве древней мистической литературы с той античной, которая была богата образцами диалектики и подчинена рефлексии, Евангелие от Фомы сравнимо с сократическими диалогами: они дают представление не о законченном решении, а о поисках его. Это не мешает нашему памятнику быть единым. Он ничуть не менее един, чем продуманные до мельчайших подробностей (идейно и стилистически) синоптические евангелия с описаниями жизни Иисуса, связывающими текст. Это не единство антологии. И дело не в «ключевых словах», которые можно выделить в тексте и которые подчас служат чисто технической цели — запоминанию, определяют его единство. Последовательность изречений не случайна, она подчинена причудливому единству экстатирующего сознания, то устремляющегося новым путём, то возвращающегося к старому, то повторяющегося и как бы заворожённого одним образом, словом, то внезапно движущегося дальше. Это то существо апокрифа, которое обнаруживается, если изучаешь его не по отдельным понятиям, а в целом, с его замедлениями и неожиданными переходами, нащупывая нить, связывающую изречения или блоки изречений, наконец, всё его содержание с формой, в которую оно заключено.