Евангельских христиан баптистов

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен; притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» — 2 Тим. 3, 13-16.

Каждый человек, живущий на земле, нуждается в Боге, потому что он — Его творение. В настоящее время в мире существуют тысячи культов, претендующих на познание Бога. И принимая во внимание, что истина только одна, нас поражает количество лжеучений и их последователей, которые заблуждаются, не имея спасения.

На земле насчитывается свыше семисот миллионов последователей ислама, более пятисот миллионов приверженцев индуизма, буддизма, конфуцианства и других восточных культов. Много людей обмануто оккультизмом и различными суевериями. Но для христианских церквей еще большую опасность представляют собой различные псевдохристианские культы и христианские деноминации, учения которых не соответствуют Священному Писанию. Нет ни одной истины в Библии, которая бы через лжеучения не подверглась бы изменению и извращению.

В последнее время в страны бывшего Советского Союза помимо истинно христианских миссий нахлынули и те, которые приносят заблуждения и ереси. Верующие, а то и служители наших церквей, не имея определенного познания и духовного опыта, теряют бдительность и не всегда могут противостать этим лжеучениям.

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» — 2 Тим. 4: 3-5.

Но если мы будем хорошо знать Священное Писание, то нам будут известны методы врага душ человеческих вводить в заблуждение и божественные принципы сохранения верности Господу. Мы не в состоянии изучить все тонкости дьявольского искусства обольщения через многоликие лжеучения, но, зная Священное Писание, нам легко будет отличить истину от ереси. Блаженный Августин писал: «От незнания Священного Писания происходят тысячи зол. Многие зловредные ереси, растление нравов и бесполезные уклонения суть следствие неведения. Ибо, как естественно сбиваются с пути слепые, так неминуемо заблуждаются те, которые не хотят видеть яснейшего света Священного Писания; и тьма, в которой они блуждают, несравненно гибельнее мрака, в котором ходят слепые».

«Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» — Ин. 8, 12 — говорит Господь.

Банковских служащих во многих странах обучают отличать настоящие деньги от фальшивых. И во время обучения их просят запоминать все особенности настоящих денег, фальшивых же им даже не показывают. Если служащий хорошо запомнит настоящие банкноты, тогда он легко обнаружит в жизни подделку. Точно так же решается вопрос различения подделок под истину. Хорошее знание лжеучений, особенностей их доктрин, историй возникновения не защитят нас от обольщений, если мы не будем хорошо знать Священное Писание. Библия — это единственный авторитет и критерий оценки истинности служения и поклонения Богу.

В последней главе последней книги Библии — Откровения даны четкие предупреждения человеку не прилагать и не отнимать никаких слов от этой Книги, оставленной людям Самим Богом. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей — пишет Иоанн-богослов, — если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» — Откр. 22; 18,19. Но люди в удивительной слепоте не замечают дополнений к Слову Божьему учениями отцов, преданиями лжеучителей, различными откровениями и не распознают лжеучений, о которых предупреждает Библия. «Иисус сказал: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» — Мф. 22, 29.

А ведь Бог открывается человеку в единственных, неизменяемых понятиях через Свое Божественное Слово -Библию. В самых первых стихах первой книги Библии — Бытие Бог открывает Себя людям тем, что Он говорит: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Он знает все о Своем творении, но человек может знать о Боге только то, что Бог открывает ему. Основанием откровений и является Библия. «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» — Ис. 45, 5. Так мы обретаем знания о Нем и постигаем единственно правильный путь поклонения Богу и спасения грешного человека через Иисуса Христа.

И сегодня, когда каждое религиозное течение претендует на обладание истиной, самое правильное и необходимое, что нужно сделать — это сохранить верность Евангелию и всей Библии. В Деяниях Апостолов 17, 11-12 мы читаем, что жители Верии «были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так; и многие из них уверовали».

Нам надо держаться этого прекрасного правила сохранения себя в истине. Вот почему апостол Павел с любовью и настойчивостью говорит своему младшему брату во Христе и ученику Тимофею: «А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен; притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса». И сегодня хочется крикнуть всем христианам: «Держитесь Священного Писания, ибо это самое важное для жизни Церкви. Помните, что богодухновенность Книги книг — Библии ставит ее на недосягаемый пьедестал для всех других книг, откровений и пророчеств».

Библия — это Слово Божие, и ее значение усиливается многократно тем, что Сам Сын Божий Иисус Христос назван Словом. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» — Ин. 1, 14. И через это Слово Бог открылся во всей полноте Своей милости и любви к человеку. И Сам Господь позаботился о Библии, чтобы она сохранилась через все века, открывая волю Его всем живущим на земле.

Будем помнить, что быть евангельской Церковью — это не просто придерживаться Евангелия, но видеть в Евангелии всю полноту свидетельства о Христе. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» — Ин. 5, 39. Священные Писания содержат все, что необходимо звать о спасении через Иисуса Христа, и только Слово Божие может сохранить нас от лжепророков, новых учителей, новых названий, которые хотят показать нам «лучший» путь, но не основанный на Библии.

Изучая Библию, надо постоянно помнить о цели появления ее на земле. А этой целью является свидетельство Отца Небесного о Своем Сыне, благодаря Которому мы находим путь к спасению и жизни вечной. В свое время Лютер назвал книги Священного Писания пеленами, в которых находится Младенец Христос. Смотря на эти пелены, то есть, изучая Слово Божие, мы, подобно Вифлеемским пастухам, должны увидеть в них Христа. Библия — это звезда, приводящая мудрецов к Иисусу, но поклонение и дары надо приносить не звезде, но Спасителю

Не Библия дает нам жизнь вечную, а вера в Иисуса Христа, Сына Божьего, о Котором она свидетельствует. Когда мы получаем рецепт от врача, исцеление мы 4 ожидаем не от рецепта, а от лекарства, принимаемого, согласно рецепту.

Много людей заблуждается в мудрствованиях о прочитанном в Библии, потеряв из вида Иисуса Христа как личного Спасителя и единственного посредника между Богом и человеком. К ним-то и направлены слова Спасителя: «И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» — Ин. 5, 38. Недостаточно просто изучать и знать Библию, — главное нужно исследовать ее и познать чрез нее Иисуса Христа.

Мы должны непрестанно благодарить Господа за то, что церкви евангельских христиан-баптистов являются самыми христоцентричными в своем вероучении, потому что для них Библия — это единственный непогрешимый авторитет в вере и практической жизни. Священное Писание не нуждается в приспосабливании к сегодняшнему дню. Евангелие во все времена одинаково живо и действенно, чтобы изменять людей и преображать мир, дарить человеку веру, надежду, любовь, делая его счастливыми. Нам не надо стыдиться своей веры и своего названия, всегда памятуя, что за них умирали тысячи наших дедушек и бабушек, отцов и матерей, а благодарить Бога за дар спасения, получаемый в церквах нашего братства.

И сегодня название «евангельские христиане-баптисты» свидетельствует окружающим, что это — люди безупречные и честные, с высокой нравственностью, отвергающие пьянство, курение, измену, хранящие счастье семейных очагов, добросовестные труженики.

Уж если и стыдиться нам, то не своего названия, а того, что мы еще не всегда являемся истинным письмом Христовым. Правда, у нас при этом имеются житейские трудности, встречаются нападки со стороны наших недоброжелателей, но нам не надо бояться трудностей, противодействия со стороны других религиозных течений и наплыва лжеучений.

В истории Церкви были периоды, когда, — казалось, трудности и противники веры превозмогут ее, однако Церковь всегда находила силы у Господа, чтобы одержать достойную победу и над еретическим арианством и языческим нашествием варваров в 375-500 годах, над исламом в УП-УШ веках и инквизицией XV-XVI веков. Наши церкви также вышли победителями в период ужасных преследований идеологами атеизма. И эта победа не случайна: Сам Христос создал Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее — Мф. 16, 18.

Распадаться могут только отдельные общины от внутренних противоречий или принятия еретических путей. История знает, например, что в Китае около 800 года во многих крупных городах были христианские общины, что на Ближнем Востоке перед появлением Магомета в VII веке были также сотни христианских церквей. Но что произошло с ними? Они прекратили свое существование по причине духовной слабости христиан, погрязших в идолопоклонстве и отступничестве от Евангелия. То же стало и с многочисленными общинами Северной Африки, Армении, Грузии, Галлии. Схема прекращения существования всегда одна: вначале отступление, а затем и исчезновение.

Жизнь и рост христианства — это прежде всего сохранение церквей в чистоте евангельского учения. Вот почему с первых дней возникновения церквей сатана всячески старался столкнуть христиан с позиций истинного поклонения Богу. Деяния Святых Апостолов и их послания открывают перед нашим взором удивительную панораму действий Духа Святого и противодействие Церкви Христа язычеству, иудейству, и различным ересям.

В книге Деяний 11,1-2; 15,5 мы узнаем о фарисейской ереси. Первое и второе послания к Коринфянам и послание к Галатам убеждают нас, что наши нынешние проблемы в противостоянии лжеучениям совсем не новы. Совершенно актуально и предупреждение апостола Петра: «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» — 2 Петр. 2, 1-3. Любимый ученик Иисуса Христа Иоанн с болью пишет: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами…» — 1 Ин. 2, 18-23.

Все это — призыв к бодрствованию, к противостоянию всем лжеучениям через сохранение драгоценной веры в Иисуса Христа.

Повторяем, что главный принцип борьбы с лжеучениями и ересями — это не полемика и не изучение ложных доктрин, а правильное хождение перед Богом, подобно первым христианам, которые «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, и преломлении хлеба и в молитвах» — Деян. 2, 42.

Библия говорит.что для того, чтобы отразить искушение врага душ человеческих, надо пребывать в Слове Божием и пользоваться тем же методом, каким . пользовался наш Господь Иисус Христос, сказавши диаволу: «Написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» — Мф. 4,4. Христос трижды повторил в ответ на искушение диавола слово «написано».

Важно также постоянно находиться в общении друг с другом, которое прекращается при нарушении единства народа Божьего.

Благодарение Господу, что духовно-назидательный съезд церквей нашего братства подтвердил единство нашего братства в служении Господу, несмотря на сложную политическую обстановку в различных независимых государствах.

Но в единстве народа Божьего надо отличать единство духа от человеческого общения. Церковь всегда должны быть открыта для грешников, для каждого человека, но закрыта для ересей и бесовских обольщений. Для христианина опасно посещение общений, которые происходят под влиянием лжеучителей и лжепророков. Вот почему апостол Павел советует: «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суеты. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» — Тит. 3, 9-10.

Церковь не может быть водоемом с непроточной водой, но о на должна быть рекой, несущей свои живые воды через все препятствия. Ее воды должны быть ограничены берегами. Эти границы в духовном смысле определены Богом в Слове Его. И нам надо с помощью Духа Святого уметь отличать границу между разномыслием и ересью, между истиной и духовным обольщением. Не надеяться при этом на свои силы, свою мудрость, свои знания и дары, но через постоянное пребывание в преломлении хлеба и в молитвах, с постом находить защиту у Господа.

Библия предлагает верный путь сохранения себя в истине — сохранить верность Слову Его и жить по Слову. «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую» — Фил. 1, 27.

Полностью читать в PDF формате — Журнал «Братский вестник» 1993, № 2

Баптизм является одной из крупнейших протестантских конфессий. История мирового баптизма началась в 1609 г. в Голландии. Название баптисты восходит к греческому глаголу «баптидзо» (погружать, крестить погружением). Такое наименование связано с тем, что баптисты придерживаются основанной на Библии практики крещения взрослых людей по осознанной вере в Христа, искупившего человечество от грехов через смерть на кресте.
Баптисты являются духовными преемниками всех верующих христиан, посвятивших свою жизнь Спасителю Иисусу Христу и стремившихся хранить верность Слову Божия, с первых веков христианства. Ныне христиане-баптисты распространены во всем мире. Баптистские церкви присутствуют почти во всех странах. Общая численность баптистов на земном шаре около 50 000 000 человек.

В нынешнем году мировое баптистское сообщество отмечает четырехсотлетие со дня возникновения в Амстердаме первой баптистской общины. В XVII и XVIII в. баптизм распространился на Британских островах и в Северной Америке. В ХIХ в. баптизм распространяется в большинстве континентальной Европы, включая Российскую империю, в Индии и Австралии. ХХ в. принес распространение баптистского свидетельства в странах Южной Америки, Азии и в Африке. В 1905 г. национальные объединения баптистов разных стран объединились во Всемирный баптистский альянс. В новом ХХI в. баптисты остаются растущим и повсеместно распространяющим Благую Весть христианским движением.

В основе протестантской обрядности лежит модель описания раннехристианских общин в Священном Писании. Это обязательное посещение храмов для участия в общественном богослужении, приношение в церковь в пользу бедных, возможность проповедовать каждому члену общины и толковать священные тексты. Протестанты утверждали свое право читать и толковать Библию и считали, что первохристиане никогда не запрещали народу читать Библию. Они использовали в богослужении понятный для народа язык, отказались от безбрачия священников, от почитания святых, икон, монашества, культа Богородицы. В протестантизме упростились церковные обряды (из семи таинств признавались только два — крещение и причащение), сократилось количество праздников. Согласно протестантскому вероучению, человек может спастись только личной верой в Христа, а значит обряды и праздники имеют второстепенное значение, при этом сохраняя в определенной степени мистическо-сакральный смысл.
Одна из наиболее распространенных протестантских церквей в Беларуси — церковь евангельских христиан-баптистов, на примере которой мы дадим представление о календаре церковных праздников. У евангельских христиан-баптистов существует свой календарь, большую часть которого составляют праздники, почитаемые всеми христианами. Это праздники, «на которые имеются указания в Священном Писании»: Рождество Христово, Крещение Господнее, Сретение, Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, или Вербное Воскресенье, Благовещение, Страстной четверг, Светлое Христово Воскресение — Пасха, Вознесение, Троица — Сошествие Святого Духа, Преображение Господнее. Существуют и другие праздники, установленные евангельскими христианами-баптистами или другими протестантскими направлениями: Праздник Жатвы, или Благодарения, День единства. Традиционно верующие встречают с молитвой Новый год.
День единства, который праздновался в последнее воскресенье октября, был установлен Всесоюзным Советом евангельских христиан-баптистов 27 октября 1945 г. в первую годовщину празднования объединения церквей, которые вошли в Союз евангельских христиан-баптистов. Этот праздник должен был укреплять Союз ЕХБ, в который, кроме евангельских христиан и баптистов, входили пятидесятники (1945 г.) и братские меннониты (с 1963 г.). На праздничных богослужениях в этот день особенно подчеркивалась необходимость сохранения единства в рядах Союза ЕХБ. В отчете за 1945 г. уполномоченный по делам религиозных культов по Полесской области констатировал, что «все существующие общества евангельских христиан и баптистов знают о слиянии с пятидесятниками, причем, что характерно, в Мозырском районе общины ЕХБ пытались отпраздновать этот день (День единства) в рабочее время, на что мною не дано было согласия и предложено праздник День слияния перенести на общий выходной день — воскресенье». Однако в начале 1990-х гг. с распадом Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов с центром в Москве этот праздник в Беларуси больше не отмечается.
В советский период даты церковных праздников объявлялись в календаре, который печатался Союзом ЕХБ. К праздникам Рождества Христова, Пасхи, Троицы, Дня единства и Жатвы президиум Всесоюзного Совета направлял послания в общины. Во время праздника на богослужениях эти послания зачитывались вслух. Через старших пресвитеров Всесоюзный Совет направлял в общины Библии, журнал «Братский вестник», календари, «Сборники духовных песнопений» и другую духовную литературу. Праздничный календарь евангельских христиан-баптистов до начала 1990-х гг. в большинстве общин праздновался по юлианскому календарю — значит совпадал с православными праздниками (исключая некоторые общины Гродненской области).
Обратимся к полевым записям нескольких праздников у евангельских христиан-баптистов, которые отмечались в 1980-е гг. Так, праздник Рождества Христова отмечался в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов в г. Минске 7 января 1986 г. Торжественное вечернее богослужение состояло из трех проповедей, перемежаемых исполнением псалмов, чтением стихов религиозного содержания, выступлением хора, который состоял из 50 человек, c музыкальным сопровождением струнных и электромузыкальных инструментов. Все три проповеди были посвящены обстоятельствам, которые сопровождали рождение Иисуса Христа и историю его семьи. По окончании проповеди следовала торжественная часть богослужения, которая состояла из декламации стихов под музыкальное сопровождение хорового исполнения «Аллилуйя!» и общих песнопений религиозного гимна .
Праздник Крещения отмечался 19 января 1986 г. в молитвенном доме ЕХБ в Минске. Во время богослужения были прочитаны три проповеди, посвященные описанию и разъяснению евангельских сказаний о крещении Иисуса Христа. Проповедники подчеркивали, что каждый верующий, который желает войти в Царствие Божие, должен пройти через водное крещение, подобно тому, как Иисус был освящен водами Иордана, с целью смыть с себя все грехи человечества. Богослужение было очень торжественным, сопровождалось многоголосым хоровым исполнением религиозных гимнов. Все участники хора были красиво и строго одеты: мужчины в темных костюмах и белых рубашках; женщины — в белых блузках и темных юбках или в белых платьях. В конце богослужения всеми присутствующими был исполнен псалом «Аллилуйя! Аллилуйя!»
Следующим праздником евангельских христиан-баптистов является Вербное воскресенье, или Вход Господний в Иерусалим. Согласно библейскому преданию, жители Иерусалима приветствовали Иисуса Христа пальмовыми ветками. В календаре ЕХБ дается следующая трактовка этого события, которая могла стать основой для праздничной проповеди: «Пальма — символ победы. Пальма также является символом полезности… Она питает, лечит и греет людей. Христос делает нашу жизнь полезной… Пальмовые ветви были отданы людям для прославления Христа… И лучшее, что мы можем сделать в нашей жизни — отдать ее для прославления Христа». Вместо пальмовых веток, по традиции, верующие для украшения стен молитвенного дома и собственного жилья используют вербные прутки, которые отождествляются с пальмой.
Одним из наиболее значительных праздников у евангельских христиан-баптистов и пятидесятников является Пасха — Светлое Христово Воскресение. Праздник отмечается очень торжественно еще и потому, что идея искупительной жертвы Иисуса Христа во имя спасения человечества является одной из важнейших в вероучении ЕХБ. Нередко к праздничным дням приурочен приезд высоких деятелей баптистской и пятидесятнической церквей из разных стран и их выступления с проповедями на пасхальных богослужениях.
Очень торжественно проходили праздничные богослужения на Пасху в общинах евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской в 1984 г. Предпасхальные богослужения начались в Великий четверг, 19 апреля, обрядом Тайной вечери, после чего молитвенные собрания проводились каждый день до дня Пасхи — 23 апреля. На торжественном воскресном богослужении в городских общинах Беларуси присутствовали до 95 % верующих, в деревнях — от 50 до 75 %, потому что многие верующие выехали на праздник из деревни в город, где и посетили молитвенные дома. Пасхальные молитвенные собрания в крупных городских общинах проходили очень эмоционально и торжественно. В отдельных местах они, по оценке областных уполномоченных по делам религий, напоминали концерты художественной самодеятельности: после проповеди выступали хоры, оркестры, солисты, дуэты. Проповеди в этот день были посвящены библейским рассказам о распятии и воскресении Иисуса Христа.
Следующим праздником ЕХБ является Троица, или Пятидесятница, которая отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Согласно новозаветному тексту, этот праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов: «… сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра», и на апостолов сошел Святой Дух: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные… И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 2–4). Троица является главным праздником у пятидесятников, так как евангельское предание о сошествии Святого Духа на апостолов — учеников Христа на пятидесятый день после воскрешения Иисуса положено в основу вероучения христиан веры евангельской (пятидесятников) и дало название этой протестантской церкви. Отсюда и следует их вера в то, что для настоящего верующего необходимы непосредственная связь с Богом через Святого Духа, а также наличие его даров — «говорения на иных языках» (глоссалалий), дара пророчеств и возможности исцеления от болезней.
В день празднования Троицы 2 июня 1985 г. в молитвенном доме ЕХБ в г. Минске на утреннем богослужении были прочитаны три проповеди, которые перемежались пением псалмов. Смысл проповедей в основном базировался на разъяснении текста Деяний Апостолов. В частности, цитировались и комментировались те места из Нового Завета, в которых описывалось сошествие Святого Духа на апостолов. Минский молитвенный дом не был украшен зелеными растениями в отличие от сельских общин. В проповедях подчеркивалось, что основное значение Троицы — необходимость ученикам Христа нести по всему свету евангельскую весть, что значит — вести активную миссионерскую деятельность.
Следующий большой праздник евангельских христиан-баптистов — праздник Преображения, или Спаса, в основе которого лежит евангельское предание о чудесном преображении Христа в присутствии его учеников. Сущность праздника, согласно баптистскому вероучению, заключается в прославлении Иисуса Христа, его Божественной сущности и сравнении с пророком Моисеем, который удостоился преображения на Синайской горе. Во время празднования Преображения 19 августа 1986 г. на вечернем молитвенном собрании в Минской общине ЕХБ были прочитаны две проповеди, в которых проповедники комментировали соответствующие по смыслу библейские тексты и давали свое понимание праздника. Так, проповедники рассказывали о существовании так называемого духовного преображения каждого верующего, которое происходит на духовной горе — в молитвенном доме. «В каждом человеке, — утверждали они, — существует внутренний человек — духовная сущность, о которой необходимо непрерывно заботиться и усовершенствовать с помощью добрых дел, молитв, покаяний». В этот день верующие приносят в молитвенный дом яблоки, но не освящают их, так как это приношение уже само по себе означает как бы благословение плодов земли Господом и разрешение на их употребление.
У протестантов (и баптистов, и адвентистов, и пятидесятников) существует общий праздник — День Жатвы, который отмечается в разное время, с середины сентября до середины октября. Этот праздник имеет двоякий смысл. С одной стороны, он как бы подводит итоги сбору урожая, и верующие в молитвенный дом приносят плоды урожая и устраивают импровизированную выставку, а также возносят благодарственные молитвы Богу за собранный урожай. С другой стороны, Праздник Жатвы имеет смысл духовной жатвы, которая подводит итоги миссионерской деятельности членов общины за истекший год, так как обязанность «нести повсюду евангельскую весть» является необходимой для каждого верующего.
Из истории церкви известно, что в 1950-х гг. общинам ЕХБ запрещали торжественно отмечать праздники Жатвы, что встречало определенное сопротивление верующих. Так, по указанию религиозного центра Всесоюзного Совета ЕХБ, в 1955 г. Праздник Жатвы был назначен на 31 октября по всей стране. Старший пресвитер ЕХБ по Могилевской области назначил дату его проведения в Белыничской общине на 20 ноября, чтобы «провести дополнительную подготовку к торжественному молитвенному собранию, с устройством общего обеда для всех присутствующих после богослужения». Причина перенесения даты и тщательной подготовки праздника — низкая наведываемость верующих Белыничской общины молитвенных собраний, даже воскресных и праздничных. На праздничное богослужение были приглашены гости из общин ЕХБ Орши и Могилева. В 1958 г. в Могилевской области День Жатвы превратился в день религиозного подъема по всем общинам ЕХБ. Празднование его было проведено не в один день, а растянулось на период с сентября по ноябрь, причем в каждой общине дата была назначена особо, как наиболее торжественное богослужение. На молитвенные собрания были приглашены гости из других общин, а также хоры из общин ЕХБ городов Могилева, Орши, Березино. По окончании торжеств в молитвенных домах устраивалась «общая братская трапеза», на которую приглашались все присутствующие. На протяжении трапезы и после ее окончания устраивались декламации религиозных стихов и пение псалмов.
В праздничную обрядность евангельских христиан-баптистов и пятидесятников входит и обязательное празднование воскресенья, о котором в вероучении ЕХБ сказано: «Мы веруем, что первый день недели был днем, в который Иисус Христос воскрес для оправдания нашего — Мф. 28, 1; Мк. 16, 9; Рим. 4, 25;… Воскресный день как день Господний должен быть днем святого труда для Господа, днем, посвященным пребыванию в молитве, участию в богослужении и проявлению христианской любви в делах милосердия. — Деян. 2, 42…»
Адвентисты празднуют только субботу как свой единственный праздник. Так, историк протестантских церквей ХIХ в. Г. И. Буткевич описывал ритуал празднования адвентистами субботы следующим образом. В пятницу с полудня верующие уже начинали готовиться к празднику (согласно библейским традициям): топили печи и варили еду на вечер пятницы и на весь следующий день субботы. Затем они закрывали печи наглухо и убирали комнаты. Перед заходом солнца, одевшись празднично и взяв Евангелие и сборник своих псалмов, верующие шли в дом, где должно было быть молитвенное собрание. Вечерние молитвенные собрания нередко продолжались до утра, так что многие там и засыпали.
Ритуал субботы был выработан адвентистами уже в ХIХ в. и дошел до нашего времени почти неизменным в основных чертах. Это прежде всего запрет на выполнение всех видов деятельности и работу; приготовление еды накануне — в пятницу, до захода солнца; организация субботних богослужений — утренних и вечерних, хоть и не таких продолжительных, как это было в начале ХХ в. Эти особенности адвентистской обрядности отразились на очень негативном восприятии их в советский период органами власти. Советские власти отрицательно относились к отказу адвентистов работать в субботу. И это несмотря на то, что верующие стремились выполнить эту работу в другой день, работали в две смены и т. д.
Согласно вероучению адвентистов седьмого дня, второе пришествие Иисуса Христа произойдет в седьмой день недели, которым в отличие от других христиан адвентисты признают субботу. Исполняя требование святить субботу, руководство АСД понимает, что современный верующий, особенно в деревне, не может быть полностью освобожден от сельскохозяйственных забот, например по уходу за домашним скотом. Поэтому было предложено размежевать все виды человеческой деятельности на обычный труд (на производстве, семейно-бытовой) и на так называемые добрые дела — оказание помощи больным (во всех видах, начиная с приготовления еды и заканчивая обмыванием тела), кормление домашних животных, птицы и т. д. Верующие считают, что Господь за эти поступки не только не осудит, а наоборот — похвалит.
Кроме субботы, у адвентистов существуют два праздника, которые приурочены к началу и окончанию сельскохозяйственных работ верующих. Это специально приуроченное к периоду посевных работ в апреле-мае торжественное богослужение, во время которого верующие просят Бога благословить будущий урожай. В период с середины сентября до середины октября у адвентистов отмечается День Жатвы, который имеет то же значение, что и аналогичный праздник у евангельских христиан-баптистов.
И адвентисты (в первую субботу каждого месяца), и баптисты (раз в месяц и в дни накануне религиозных праздников) устраивают особые молитвенные посты — временное ограничение в еде в сочетании с молитвами, «что сокрушает сердце перед Богом».
Порядок богослужений, как обычных, так и праздничных, у протестантов не имеет строго установленного канона. Основу богослужений составляет проповедь. Богослужебные собрания, как правило, состоят из чтения Священного Писания и нескольких проповедей (3–4), общецерковных и хоровых песнопений, молитв. Как и в минувшее столетие, в Беларуси в протестантских церквях основу праздничного богослужения составляют проповеди, которые украшены яркими эпитетами и примерами из жизни, множеством цитат из Библии. Богослужения в протестантских церквях происходят от 2 до 6 раз в неделю.
Многие церкви имеют оркестры и хор, в крупных общинах их несколько. Хоры исполняют духовные произведения классиков и современных авторов. Выступления оркестров и чтение (декламация) стихов чаще всего происходят во время праздничных богослужений, юбилейных дат, посвященных церковной истории и юбилеям церквей.
Протестантами всегда уделялось большое внимание музыкальному обрамлению богослужений. Об этом свидетельствуют историки. Они пишут о том, что еще в самом начале своего возникновения в протестантских общинах существовали хоры. Так, в 1912 г. в Гомельской церкви баптистов А. Я. Дубоделов организовал небольшой хор, который пел на богослужебных собраниях. В Витебске сразу же после организации церкви в 1910 г.
Г. К. Шейнгардт создал хор. В знаменитой, одной из старейших общин баптистов в Беларуси — Утевской (в д. Уть Добрушского уезда Могилевской губернии) существовал хор, который состоял из более чем 50 хорошо подготовленных хористов, которыми руководили два регента. В репертуаре протестантских хористов использовались и белорусские мелодии. Например, в Пинской церкви ЕХБ до 1924 г. хористы пели гимны по Пятисборнику на народные мелодии. Деятель баптистского движения в Беларуси Д. Ясько (пресвитер и регент Слонимской церкви) в Гродненской области издал несколько нотных сборников на русском и белорусском языках. Существовали специальные курсы по подготовке регентов. С хористами проводились индивидуальные занятия. В результате богослужения в протестантских церквях, особенно по праздничным и воскресным дням, превратились в торжественные, театрализованные зрелища, что впоследствии станет характерной чертой протестантской обрядности в Беларуси.
В настоящее время в каждой протестантской общине в Беларуси существует хор, достаточно хорошо подготовленный, в том числе и профессиональный. Руководство общин постоянно контролирует мастерство исполнения гимнов и указывает на то, что «необходима постоянная работа над голосом, совершенствование мастерства». Начиная с 1970-х гг. и до настоящего времени для исполнения музыкальных произведений протестантских авторов характерна современная оранжировка, которая сочетается с современными электронными музыкальными инструментами. Во время праздничных богослужений устраиваются и настоящие театрализованные представления — с музыкой, песнями и декламацией стихов. Вся праздничная служба должна вызвать у верующих очень сильные эмоции — чувство сопереживания с жизнью и крестными муками Христа, радости и душевного подъема при размышлении о путях спасения, чему содействует и совместное исполнение гимнов и псалмов.
С начала 1990-х гг. религиозная жизнь белорусских протестантов стала значительно более насыщенной, так как уже не существовало серьезных административных преград для активной деятельности церкви. Это период организации настоящих христианских праздников, в том числе и в домах культуры. Так, в 1992 г. местной баптистской общиной на праздник Благовещения в Глубокском доме культуры был организован праздник. В том же году 16 августа в г. Житковичи Гомельской области местной общиной христиан веры евангельской было проведено евангелизационное богослужение на территории городского стадиона, арендованного церковью, по программе: «Чтение Библии, пение духовных гимнов, призывающих к добру и милосердию, ответы на вопросы».
Праздничный характер имеют крещения современных верующих. Так, 30 июня 1996 г. в Бресте после принятия крещения 40 верующими состоялось торжественное вечернее богослужение: звучали поучения и поздравления с вручением книг и сувениров. В праздники превращаются торжественные освящения новых молитвенных домов. Во время их освящения присутствуют представители руководства протестантских церквей. Так, в июне 1996 г. на освящении нового молитвенного дома в д. Хутор Гомельской области присутствовали председатель А. И. Фирисюк и старший пресвитер по Гомельской области А. Н. Рачковский. В мае 1999 г. произошло торжественное освящение молитвенного дома «Свет Евангелия» в г. Минске. На праздник было приглашено много гостей. С утра зазвучали трубы духового оркестра в холле нового Дома молитвы. Был исполнен гимн «Великий Бог». По окончании гостей пригласили на праздничный обед.
В течение 2003 г. в Беларуси прошли праздничные мероприятия, посвященные 450-летию Реформации. Первая юбилейная конференция, на которой присутствовали представители большинства протестантских церквей, состоялась 4 апреля в Минске. 450-летие Реформации в Беларуси отмечалось такими мероприятиями, как совместные молитвы, концерты, театрализованные представления, теологические диспуты. Одно из финальных мероприятий было проведено 25 октября 2003 г. в церкви евангельских христиан-баптистов «Свет Евангелия». В торжественном вечере, посвященном 450-летию Реформации на белорусской земле, приняли участие представители других протестантских церквей (христиан веры евангельской, Церкви полного Евангелия, адвентистов седьмого дня), а также гости из дипломатического корпуса и депутаты белорусского парламента. Праздник начался совместной молитвой глав основных протестантских объединений Беларуси (на белорусском языке), затем состоялись концерт хористов церкви, театрализованное представление, посвященное истории реформационного движения в Беларуси.

Александра Верещагина. Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси