Эзотерика и православие

Содержание

  • Эзо­те­рика и пра­во­сла­вие Алек­сей Ярасов
  • Эзо­те­рика Коэльо: сжечь книги куль­то­вого автора? cвящ. Алек­сандр Ермо­лин
  • От тьмы эзо­те­рики к свету Еван­ге­лия (сви­де­тель­ство) Олег
  • При­знаки рели­ги­оз­ных направ­ле­ний оккульт­ной, эзо­те­ри­че­ской и псев­до­на­уч­ной ори­ен­та­ции свящ. Андрей Хвыля-Олин­тер
  • Рели­гия и эзо­те­рика В. Лебе­дев
  • Эзо­те­рика диакон Андрей

***

Эзоте́рика, эзо­те­ризм (от др.-греч. ἐσωτεριχός – «внут­рен­ний») – сово­куп­ность раз­но­род­ных тайных рели­ги­оз­ных и псевдо-рели­ги­оз­ных учений, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих веру в «поту­сто­рон­ние» силы и/или некие сверхъ­есте­ствен­ные энер­гии, недо­ступ­ных в полной мере для непо­свя­щен­ных людей. Знания, полу­чен­ные в ходе эзо­те­ри­че­ских опытов, явля­ются крайне субъ­ек­тив­ными, поэтому эзо­те­ри­че­ские учения раз­нятся между собой.

***

Какие эзо­те­ри­че­ские учения полу­чили извест­ность в разное время?

Эзо­те­ризм всегда при­ни­мает раз­лич­ные формы прак­ти­че­ской интер­пре­та­ции тай­ного учения; в его состав тра­ди­ци­онно вклю­ча­ются: магия, алхи­мия, аст­ро­ло­гия, гно­сти­цизм, каб­бала, тео­со­фия, суфизм, йога, вад­ж­ра­яна (буд­дий­ский тан­тризм), масон­ство, антро­по­со­фия, мон­диа­лизм и многие другие лже­уче­ния. Неотъ­ем­ле­мыми состав­ля­ю­щими эзо­те­рики явля­ются оккуль­тизм и оккульт­ные прак­тики.

Какова вза­и­мо­связь эзо­те­рики и науки?

Совре­мен­ная эзо­те­рика нередко высту­пает в нау­ко­об­раз­ном обли­чье и апел­ли­рует к науке, про­воз­гла­шая прин­цип един­ства науки, рели­гии и фило­со­фии. Однако в дей­стви­тель­но­сти, связь науки и эзо­те­рики не оче­видна. Науч­ная кар­тина мира кар­ди­нально отли­ча­ется от кар­тины мира эзо­те­ри­че­ской: пред­став­ле­ния эзо­те­рики по осно­во­по­ла­га­ю­щим про­бле­мам про­ис­хож­де­ния мира, жизни, чело­века, кос­мо­ло­гии, био­ло­гии, пале­он­то­ло­гии и других наук нахо­дятся в про­ти­во­ре­чии с науч­ными дан­ными. В отли­чие от науки эзо­те­ризм не ведет поиск реше­ния про­блемы, а пред­ла­гает ответы изна­чально, а метод эзо­те­ризма научно не вос­про­из­во­дим и не может быть раци­о­нально дока­зан.

Гово­рил ли Иисус Хри­стос что-нибудь об эзо­те­рике?

Гос­подь пре­ду­пре­ждал нас, что мы живем во вре­мена, когда «много лже­про­ро­ков появи­лось в мире (1Ин.4:1), кото­рые при­хо­дят к нам «в ове­чьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15). Наши отно­ше­ния с Богом – это отно­ше­ния с Отцом, кото­рый без­гра­нично любит своих чад. И этого не постичь эзо­те­рике, такая связь для них немыс­лима. Магия и эзо­те­рика пред­ла­гают меха­ни­че­скую схему: я совер­шаю некое дей­ство, говорю какие-то слова и авто­ма­ти­че­ски полу­чаю резуль­тат. Места Богу как Лич­но­сти здесь нет.

Какова вза­и­мо­связь эзо­те­рики и хри­сти­ан­ства?

Несмотря на заяв­ле­ние неко­то­рых эзо­те­ри­ков о вза­и­мо­связи эзо­те­ризма с Пра­во­сла­вием, пра­во­слав­ные хри­сти­ане отри­ца­тельно отно­сятся к попыт­кам соеди­не­ния Пра­во­сла­вия и эзо­те­ри­че­ских прак­тик. В эзо­те­ризме отсут­ствует учение о нрав­ствен­ном пути и эти­че­ских цен­но­стях, из-за чего он исполь­зу­ется как инстру­мент для выжи­ва­ния одних за счет других и может являться мета­фи­зи­че­ской осно­вой для совре­мен­ных тота­ли­тар­ных режи­мов и сект для уста­нов­ле­ния духов­ного гос­под­ства. Эзо­те­рики пре­тен­дуют на обла­да­ние «скры­тым», «истин­ным» пони­ма­нием хри­сти­ан­ства, доступ­ным, по их мнению, только для узкого круга «про­све­щен­ных», «ини­ци­и­ро­ван­ных» и в высшей сте­пени обра­зо­ван­ных людей. Кроме того, псевдо­хри­сти­ан­ские эзо­те­ри­че­ские учения имеют такие общие при­знаки, как ере­ти­че­ская тео­ло­гия, исполь­зо­ва­ние не только кано­ни­че­ских Еван­ге­лий, но и апо­кри­фов, кото­рые зача­стую пред­по­чи­та­ются кано­ни­че­ским Еван­ге­лиям, а также убеж­ден­ность в том, что суще­ствует некая устная тра­ди­ция, исхо­дя­щая от две­на­дцати апо­сто­лов, кото­рая содер­жит «эзо­те­ри­че­ское учение» Иисуса Христа. В Пра­во­сла­вии, и в целом, хри­сти­ан­стве, не суще­ствует ника­кого эзо­те­ри­че­ского учения, таким обра­зом, термин «эзо­те­ри­че­ское хри­сти­ан­ство» хри­сти­а­нами не при­ем­лется и не исполь­зу­ется.

Вет­хо­за­вет­ный иуда­изм был доста­точно закры­той рели­гией, а эзо­те­ризм пози­ци­о­ни­рует себя как учение тайное. В чем раз­ница?

В рели­гии древ­них евреев все было направ­лено на слу­же­ние Богу истин­ному. При этом свя­щен­ни­ками и пер­во­свя­щен­ни­ками были прямые потомки Аарона, кото­рого Гос­подь поста­вил на это слу­же­ние первым. Здесь не было обыч­ного жела­ния скрыть нечто от других, чтобы поме­шать им этим вос­поль­зо­ваться, как это имеет место у эзо­те­ри­ков. В эзо­те­ризме все направ­лено на чело­века, на его прак­ти­че­скую заин­те­ре­со­ван­ность в полу­че­ние нового «тай­ного знания», кото­рое должно при­не­сти прак­ти­че­ские резуль­таты, Бог же имеет здесь тоже прак­ти­че­ское зна­че­ние: «эзо­те­ри­че­ский бог», кого нужно исполь­зо­вать для реа­ли­за­ции своих личных инте­ре­сов и поэтому нужно беречь полу­чен­ные «знания» от посто­рон­них.

Неко­то­рые эзо­те­рики заяв­ляют о вза­и­мо­связи иси­хазма и эзо­те­ризма. Суще­ствует ли такая связь?

Встре­ча­ю­ща­яся среди пред­ста­ви­те­лей неко­то­рых тече­ний эзо­те­рики точка зрения на иси­хазм, как на эзо­те­ри­че­скую прак­тику, не выдер­жи­вает ника­кой кри­тики. «В созна­нии самой тра­ди­ции , исих­аст­ский подвиг нико­гда не мыс­лился как закры­тый эзо­те­ри­че­ский культ, удел кружка избран­ных и род некой духов­ной экзо­тики и экс­цен­трики. Он был не чем иным как осу­ществ­ле­нием бытий­ного при­зва­ния чело­века…», – ука­зы­вает рос­сий­ский физик-тео­ре­тик, мате­ма­тик, фило­соф, бого­слов С. С. Хору­жий (Пра­во­слав­ное учение о чело­веке).

Как сле­дует отно­ситься к эзо­те­ри­кам?

«Мы при­зы­ваем всех членов Церкви молиться о про­све­ще­нии одер­жи­мых лож­ными уче­ни­ями и твердо хра­нить пере­дан­ное нам, «отвра­ща­ясь негод­ного пусто­сло­вия и пре­ко­сло­вии лже­имен­ного знания» (1Тим.6:20)», – гово­рится в Опре­де­ле­нии Архи­ерей­ского Собора 1994 г. «О псевдо­хри­сти­ан­ских сектах, неоязы­че­стве и оккуль­тизме».

См. также: ОККУЛЬ­ТИЗМ, МАГИЯ, ЧАРО­ДЕЙ­СТВО, КОЛ­ДОВ­СТВО, ГАДА­НИЕ.

Казалось бы, что плохого в том, что люди ищут в эзотерике тайные знания, которые должны сделать их более счастливыми, гармоничными, мудрыми. Какая разница, где люди найдут истину, если они на самом деле именно ее ищут?
Начнем с того, что любое логическое знание изначально основано на анализе, вычленении частного. Даже если закрыть глаза на зыбкость знаний, то в любом случае, невозможно через меньшее полностью объяснить большее, абсолютное, Бога. Познавать Бога можно только соединив с Ним Его образ в нас самих, не через знания, но через любовь. Кроме того, сама идея эзотерики предполагает, что обладатель тайных знаний чем-то лучше, чем-то ближе к Богу, по сравнению с менее эрудированным человеком. Предположение неверное и опасное, готовящее богатую почву для гордыни и тщетных усилий. Христианство предлагает короткий и прямой путь к себе – через Христа и Его любовь, эзотерика же предлагает длинный и витиеватый путь – через тайные знания и улучшение себя, через Шамбалу и Тибет.
Никто, зажегши свечу не прячет его – говорит Христос. В том числе это означает, что никто не станет прятаться в Шамбале или на Тибете, если у него есть свет для людей. У христиан тоже есть монастыри в горах и в труднодоступных местах, но никогда ни один христианский монах не скажет, что у него есть тайные знания о Боге и Вселенной, что-то большее или более важное, чем Евангелие. Явное становится тайным, пока мы слепы и глухи к открытым словам Божьим. Что проще, ехать за тридевять земель, внедряться в тайные сообщества или просто открыть сердце, глаза и уши? Для чего же тогда, христианские монастыри, если не для того, чтобы оградить элитные знания от простых смертных? В нашем суетном мире слишком ветрено и порывы ветра часто задувают свечки нашей веры. В христианском монастыре не прячут огонь и свет, но охраняют его, чтобы делиться без сожаления и корысти.
Одна моя знакомая увлеклась эзотерикой и дала мне ссылку на сайт компании, где можно заказать и получить персональный код счастья. То ли на основе ДНК, то ли через астрологию подбирают твой личный математический код, открывающий тебе доступ ко всему богатству, здоровью и счастью мира. Причем за малые деньги тебе откроют часть кода, а за большие деньги полный код. Оставим на суд Божий тех, кто продает то, чего у них нет и быть не может. А теперь задумайтесь, насколько обогатился бы Бог, продавая билеты в Рай, там где вечное богатство, вечное здоровье и вечное счастье. Хватило бы всего золота мира на такой билет хотя бы для одного человека? И зачем Богу все золото мира, которое он сам создал, и которое и так Ему принадлежит. Рай и знания о нем бесплатны не потому, что они ничего не стоят, а наоборот, потому что они стоят только самого дорогого в мире – крови Христа.
О том, как человеку нужно вести себя на Земле, и как удостоиться Царства Небесного, Иисус говорил прямо. Но о самом Царстве Иисус говорил притчами и аллегориями, не приводя ни географических, ни звездных координат его местонахождения, он не описывал ни ландшафта ни архитектурных особенностей. Получается эзотерики правы — тайные знания есть, и они доступны избранным? Совсем наоборот и ответ в Евангелие — в Царстве Божьем мы будем чистыми, в своем божественном образе. А значит как и Бог, сможем бесконечно творить любые миры, в которых собственно мы не будем нуждаться, потому что как и сам Бог, мы будем самодостаточны. Нам не нужны будут ни золото, ни красивый ландшафт, ни дворцы, потому что все это будет внутри нас самих. Это понятно любому творцу – музыканту, писателю, инженеру, архитектору. Да, Иисус говорил притчами, но расшифровки всех притч вы найдете в самом Евангелие; до кого-то лучше доходило притчами, а ищущий прямые ответы находил свое, если открывал сердце.
Почему же люди увлекаются эзотерикой, если все ответы можно найти в христианстве? Ответов несколько. Первое – людям недостаточно формулы, предложенной Христом – «Ищите Царства Божьего, а все остальное приложится». Змей, как и тогда в Эдемском саду, предлагает людям стать богами без Бога, мимо Бога. Второе – люди рассматривают духовность как товар, а эзотерику как брендовый духовный товар, дающий желанный элитный статус в кругу себе подобных. Третье – люди не хотят открыться любви Христа, не верят, что так хорошо может быть, а духовный голод остается и они довольствуются пищей второй, третьей свежести. И четвертое – желание развиваться, об этом поговорим немного подробнее.
Желание развиваться – мания современности. Развитие личности, его способностей было бы исключительным благом, если бы не пыталось в наши дни заменить собой любовь, плодотворный труд и саму жизнь. У людей не хватает времени, чтобы проявлять любовь, милосердие, участие, потому что они заняты «саморазвитием». Можно говорить, что это требование и давление большого суетного города. Но нас тянет в суетное место, потому что наши мысли суетны. И если наши мысли суетны, то и самое тихое место мы превратим в суетное. Я за развитие наших способностей, но только после того, как мы впустим в наше сердце любовь Христа. Христос был искренен, честен, смел и смирен, не потому что годами трудился над своим «развитием», а потому что был абсолютно открыт своему Отцу — Богу.
Недавно мне дали прослушать аудиокнигу в виде откровений американца, ставшего монахом разновидности буддизма и прошедшего обучение и посвящение в недоступном поселении среди Гималай. Почти нет сомнений, что это художественный вымысел, иначе вряд ли образованные буддисты стали бы говорить, что они открыли и охраняют «тайные» знание, никому более неизвестные, которые, на самом деле, можно найти на любой книжной полке с начала времен. Но правды ради, надо сказать, что книга написана увлекательно и я по новому посмотрел на многое, что знал до этого. Если коротко, то книга о том, как управлять своими мыслями и своей жизнью, с использованием ярких образов. Я вдруг понял, что большую часть этих видеизмененных образов я читал в Евангелии и уже привык к ним. Вот тогда и пришла мысль – обратиться напрямую к евангельским образам и притчам для того, чтобы показать, что, кроме всего прочего, они очень современны (они всегда современны) и с их помощью можно и своими мыслями управлять и свои временем и правильные цели в жизни ставить. Надеюсь, моя книга поможет нехристианам избавиться от многих предубеждений о христианстве, а христианам – развивать свой ум в согласии со своим сердцем.

Издавна об эзотерике говорят как о тайном знании, содержащем информацию о внутреннем мире человека и его месте во Вселенной. Следует отметить, что знания такого рода сохранились у всех без исключения народностей, населяющих Землю, что заставляет нас классифицировать эзотерику как настоящую науку, как бы кто к этому не относился.

Ранее эзотерические знания передавались из уст в уста – как сказки и мифы, былины и сказания, и даже тайные учения. Сегодня их пытаются структурировать и описать исследователи, ведь на самом деле отличить эзотерику от религии и оккультизма не так и легко.

Эзотерика: что это?

  • Первые упоминания об эзотерике можно встретить в источниках, датирующихся 4-3 веками до нашей эры. Тогда под этим понятием подразумевали скрытый, тайный стержень знаний (из любой области), прикоснуться к которому могли только избранные.
  • Подтверждение этому можно найти в любой религии – когда настоящими знаниями владели лишь высшие жрецы, в работах известных ученых древности, например, Пифагора (который и стал прародителем термина «эзотерика»), в еврейской каббале, древнегреческих мистериях, гностических учениях, в таинственных масонских ложах.
  • Постепенно эзотерикой стала считаться «осознанная жизнь», обобщив образ жизни и мировоззрение, учение и практику, постижение Вселенной и создание внутренней гармонии.

Эзотерика

Эзотерика и религия: в чем разница?

  • В советские времена религию называли «опиумом для народа» — и в этом высказывании есть доля истины. Ведь религию (какую бы то ни было) создавали именно для управления человеческими массами – посредством прописывания неких моральных принципов и системы наказаний за их нарушения.
  • Здесь высшим мерилом всего происходящего является воля Божья, а постулаты Всевышнего не подвержены критике, следуя которым, можно заслужить блаженство после физической кончины.

Нет противоречий

  • Эзотерика же – далеко не массовый, а скорее штучный продукт, доступ к которому всегда был открыт лишь узкому кругу избранных. Они работали над накапливанием знаний и собственным развитием, посвящая со временем в свои наработки учеников.
  • Эзотерики верят не в Божественное Провидение, а в возможность человека самостоятельно строить свою судьбу, познавать законы мироздания, и многократно перерождаться, все больше развиваясь на каждом этапе своего существования.
  • Нельзя сказать, что эти учения противоречат друг другу. Наоборот, и религиозные деятели, и эзотерики призывают верить в высшую справедливость, соблюдать моральные ценности, не причинять вред окружающим, не завидовать, не лгать, не унывать и тому подобное.

Чем отличается эзотерика от оккультизма?

  • Если эзотерика побуждает своих последователей к духовному развитию, познанию окружающего мира и своего места в нем, то оккультизм – это тайные знания, позволяющие их обладателю управлять окружающим миром, возвыситься в нем, обогатиться.
  • К сожалению, сейчас случается подмена понятий – по недомыслию или осознанно. Например, многие ошибочно причисляют к эзотерике нумерологию, целительство, хиромантию, астрологию, предсказания. Это в корне неверно, ведь ни одно из вышеназванных течений не ведет к духовному росту, а имеет целью повышение качества жизни.

Оккультизм

Эзотерика: мистика или наука?

  • Занимаясь научной деятельностью, люди в ходе исследований, экспериментов и прочих научных методов стремятся выявить закономерности происходящего в материальном мире, познать суть предметов, явлений и процессов.
  • А предметом изучения для эзотериков являются духовные субстанции – эмоциональные процессы, потоки энергии, духовная суть человека и его взаимодействие со Вселенной. Они познают окружающий мир и свое место в нем путем расширения сознания, постоянного саморазвития.

Мистика или наука?

Эзотерика и самопознание

  • Итак, если вас когда-либо посещали мысли о смысле жизни, о своем высшем предназначении, это означает, что вас интересуют именно эзотерические проблемы.

О смысле жизни

  • Копаясь в себе, пытаясь осознать истинное значение своего «я», люди обычно и приходят к эзотерике, где можно не только глубоко познать свое физическое тело, но и познакомиться со своими тонкими эмоциональными покровами, с душой, познать абсолютно новые ощущения, найти свой собственный путь.
  • Начав эзотерическое саморазвитие, никто уже, как правило, не останавливается на достигнутом, продолжая всю последующую жизнь развиваться и совершенствоваться, стремясь к вечному и познавая свою душу.

Эзотерика: материализация мыслей

  • Приверженцы эзотерики уверены, что каждая человеческая мысль – материальна. То есть она является самым настоящим поступком на духовном уровне. Благодаря этому у каждой возникшей мысли проявляются последствия и физическом мире, поэтому следить за своим мыслительным процессом и строго контролировать его – одна из главных задач человека.

Мысли материальны

  • Постоянно совершенствуясь и развиваясь духовно, эзотерики повышают мощность своих мыслей, учатся при их помощи воздействовать на материальный мир, познавая его и свое место в нем. Ведь именно при помощи эзотерических учений становится возможным преодолеть искусственные установки и ограничения, расширить до бесконечности пределы своих возможностей.

Основные эзотерические течения и их место в современном мире

Современные исследователи классифицируют эзотерические течения по их основной цели и разделяют на три основные разновидности:

  1. Самопознание – поиск пути к своему собственному «я», стремление к просветленности (медитации, дыхательные техники).
  2. Оздоровление – возможность самоисцеляться и помогать другим при помощи своих внутренних духовных сил.
  3. Воздействие на Вселенную – влияние на окружающий мир силой мысли.

Верить в эзотерические учения или нет — право каждого здравомыслящего индивидуума, ведь ученые пока так и не пришли к однозначному выводу о том, является ли эзотерика наукой или это всего лишь сказки, призванные манипулировать нашим сознанием. Однако в безвыходных ситуациях многие из нас вступают на путь духовного развития, спасая свой разум от тяжести свалившихся на него бед.

Течение эзотерики

Как бы там ни было, каждый из нас может и прислушаться к голосу своего разума, и проанализировать всевозможную критику, высказываемую в адрес эзотериков, а затем уже принимать какое-либо решение. Например, в Российской Федерации существует целое научное общество с гуманистическим уклоном, заявляющее, что эзотерика способствует бегству человека от самого себя, утере возможность рационально мыслить, анализировать и критично оценивать окружающий мир и себя в нем, и даже приравнивает ее к секте.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №1211

Каково ваше отношение к эзотерике?

Марика , Ростов-на-Дону, Россия
30/01/2004

Слава Иисусу Христу.
Каково ваше отношение к эзотерике? и как можно помочь человеку, который верит, что он эзотерик и еще других в этом убеждает рассказывая всякие небылицы?

Ответ отца Олега Моленко:

Господу нашему Иисусу Христу слава во веки веков!

То, что ныне именуется эзотерикой или эзотеризмом (означает: внутренний), а раньше называлось герменевтикой или герметизмом (означает: закрытый) и оккультизмом (означает: скрытый), имеет три основные и разные определения, которые зависят от трех различных источников: истинного Божьего откровения, сторонников эзотеризма и мнения ученых и прочих мудрецов века сего, не причастных к эзотеризму. Божьи служители разоблачают эзотеризм, как демоническое явление созданное для уловление людей на погибель. Защитники и сторонники «тайных или сокровенных знаний» уверены в его пользе и божественном происхождении. Ученые сводят его к объективному историческому явлению или категории закрытости (посвященности лишь особых людей) части любого учения, религии и т.п. явлений. В таком случае последователи и ученые ложно воспринимают это весьма опасное явление и, так или иначе, оправдывают его. Этим они служат демонам и соучаcтвуют в сеянии соблазна и погублении душ человеческих.

Мое отношение к эзотеризму крайне отрицательное и обличительное. Он и его адепты мерзки в очах Божиих.

У большинства людей представление об эзотеризме самое расплывчатое. Сегодня, увы, эзотеризм уважается большинством. Стоит кому-то бросить несколько фраз про карму, герметизм или астрологию — и внимание толпы обеспечено. Все слышали и знают о существовании эзотерического «знания», некой «мудрости», превыше которой ничего на свете не может быть, хотя магазины и завалены книгами с этой тайной мутьростью.

Эзотеризм несовместим с богооткровенной верой и истиной. Священное Писание ясно подтверждает, что в христианстве нет и не может быть никакого эзотеризма или герметизма:

От Марка святое благовествование. Глава 4. Стих 22:
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
От Луки святое благовествование. Глава 8. Стих 17:
Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
От Иоанна святое благовествование. Глава 18. Стих 20:
Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
От Луки святое благовествование. Глава 12. Стих 2:
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
От Матфея святое благовествование. Глава 10. Стих 26:
Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Книга пророка Амоса. Глава 3. Стих 7:
Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.

Но последователи эзотеризма всячески пытаются прикрыть свою демоническую сущность и происхождение ложными ссылками и толкованиями некоторых мест Писания. Ссылаясь таким образом на Писание они сочиняют небылицы о христианстве, которое якобы содержит эзотерическое знание для небольшого круга посвященных. Такой ложью они пытаются придать вес и значимость своим бредням и лжеучениям, а также свети через термин «эзотеризм» воедино все мировые религии и философские системы, как части якобы некоего «единого тайного знания». «Знания» оккультистов действительно держатся в тайне, ибо никаких знаний нет, хотя они ложно полагают и уверяют других, что владеют «высшим знанием». На самом деле эзотеризм — это не знание само по себе. Он не отделим от самих его носителей – демонов и обольщенных ими людей, и их внутренних отношений. Это комплексная система лукавства и лжи есть одна из психологических техник управления сознанием людей и учеников через гипнотическое убеждение их в том, что гуру или учитель обладает знанием, способным оказывать сверхвоздействие на общество или природу. Это гипнотическое убеждение формирует людей определенного типа сознания, которые являются орудиями демонов в проведении идей эзотеризма. Этим идеям, практикам и тайному (скрытому) знанию, которое содержит одну тайну – что источник эзотеризма это демоны, научили еще допотопных людей нечистые духи. Затем они передали это «знание» с его практикой послепотопным людям, в особенности идолопоклонникам, жрецам, магам, астрологам и язычникам. Не имеет эзотерика никакого отношения и к науке. Опытный эзотерик не идет в «бой» со своими обличителями, но занимается созданием такой атмосферы и таких психологических условий, при которых его критика или прямая проверка была бы не возможна. Для этого применяется и гипноз, и насилие, а от критически мыслящих учеников принято избавляться. Таким образом, вместе с некоторыми паранаучными знаниями, эзотеризм совмещает и психологические методы воздействия на человека, в которых его носители действительно знают толк.

Как правило, эзотерика сводится к подчинению воле учителя какого-то числа учеников из числа взбалмошных женщин либо гуманитарных интеллигентов, не владеющих методами логического анализа. Деятельность учителя эзотерики облегчается тем, что в обществе есть определенный процент людей, которые психологически нуждаются в такого рода ученичестве. В результате своих лекций или практических занятий, эзотерик ничему не учит учеников, хотя и говорит часами. Все, что он сообщает ученикам, является — если называть вещи своими именами — околонаучным, около медицинским или околорелигиозным бредом. «Учитель» и требует к этому бреду высокую степень уважения, ибо сказанное выдается за истины высокого порядка. На самом деле приходится признать, что бред не годен для обучения, а само обучение не входит в цель учителя. Задача этого бреда состоит не в передаче знания, а в должном формировании сознания учеников. Соответственно, лучшим учеником оказывается не тот, кто развивается так, как это принято понимать в научных заведениях, а тот, чье сознание оказывается более податливым и начинает изменяться под влиянием бреда. Разумеется, сам этот бред может носить характер высокого искусства психической обработки человеческого сознания — тут, как говорится, нет предела совершенствованию, что покажет в полной мере грядущий антихрист-зверь. Использованный термин — «бред» — достаточно условен для многих не укорененных в истинной вере людей. Тот же, кто его несет, часто хорошо понимает и контролирует промывку мозгов, которую устраивает своим ученикам. Конечная же цель «учителя» от эзотеризма подчинить волю и сознание людей демонам.

Встречаются и другие случаи, которые не позволяют отнести весь эзотеризм к банальному шарлатанству. Есть немало эзотериков, верующих в то, что они утверждают — что, впрочем, не является для них оправданием, ибо объективно их деятельность чаще всего сводится к данной выше картине. Бред всех эзотериков строится из бесконечного набора обрывков логических цепочек, связанных друг с другом инерцией мышления или случайными, ассоциативными, эстетическими связями. Подвижка сознания ученика как раз и происходит при уяснении этих связей, в результате додумывания того, что нельзя логически додумать. В этой самостоятельной работе ученик и подходит к критической точке своего сознания: либо он начинает понимать, что учитель бредит и покидает его, либо он начинает бредить сам — начинает генерировать бессвязные логические цепочки, повторяя в них те же разрывы, что делает и учитель. В этом случае для ученика возникает полная иллюзия понимания всего «мирового духовного процесса». Это происходит не потому, что процесс этот схвачен в единстве своего понимания — в действительности он противоречив и не сводится к единой доктрине, ибо постигается верой и откровением. Просто созревающему эзотерику стало «все ясно» в его внутреннем мире, в котором разрушены логические связи. Это и есть то, что называется бесовской логикой. Со стороны это всегда хорошо видно: ученик производит впечатление бредящего человека — это, собственно, и есть критерий «наличия эзотерического знания». Данные методы «обучения» используются как эзотериками, спекулирующими на «сверхзнании», так и тоталитарными сектами (например, «Московская Патриархия» это тоталитарная секта, которая использует подобные эзотерические методы подавления воли и психики своих членов и формируют у них ложное православное сознание и ложную духовность), где вместо знания в ранг высшей ценности возведена ложная религиозная догма или идея, т.е. прелесть. Плоды подобных эксперементов с сознанием людей всегда печальны. У верящих оккультистам или прелестникам, и практикующим их установки разрушается психика, нападает уныние (т.н. глубокая депрессия), недовольство жизнью, мысли и желания самоубийства, расположенность к алкоголизму и употреблению наркотических средств, склонность к половым извращениям, предрасположенность к одержимости, маниям и психическим болезням, и многие другие негативные явления. Эти горькие плоды демонообщения сказываются на третьем и четвертом поколении оккультистов. Таким образом, через увлечение эзотеризмом (оккультизмом, астрологией, магией, теософией, восточными философскими учениями и практиками — йога, медитация, единоборства и т.п.) губится душа и формируется родовая порча.

Такова суть «тайного знания» – эзотеризма и таковы его страшные плоды для повязанных ею людей. Но эзотеризм опасен не только его последователям. Он несет в себе угрозу обществу. Социальная опасность эзотеризма состоит в том, что его «учителя», преследуя свои эгоистические цели, подчас стремятся оказать воздействие на людей, занимающих ключевые посты в обществе. Поэтому всегда вокруг депутатов и других представителей власти или влиятельных в обществе лиц вращается определенное количество мистиков и эзотериков. Иногда такое влияние удается. А когда таким путем у власти оказывается целая эзотерическая организация – это приводит к большим бедствиям. Типичные тому примеры — это масонство и «Черный Орден» фашистской Германии.

Любое «тайное знание» всегда идет рука об руку с тем, что можно назвать грехом или злодейством.

Из чего же складывается тайное знание эзотеризма? Из чего угодно. Это не имеет принципиального значения, лишь бы это было знание, за которым общественная традиция признает актуальность и область действия «тайных сил». Эзотеризм использует и учения древней Индии, и наследие античности, и суеверия астрологии, алхимии, каббалы, магии, шаманства, хиромантии, элементы мировых религий, мистические наработки Пифагора, Платона, Гермеса-Трисмегиста, Парацельса, Нострадамуса, Блаватской, Гурджиева, Успенского, Елены Рерих, и т.д. Вот эта армия демонослужителей, имя которой легион, и составляет из себя антисистему, именуемую эзотеризм.

Помочь человеку погрязшему в эзотеризме очень трудно, так как за ним стоят сильные демоны опекуны. Без сильного желания самого обольщенного вырваться из бесовских сетей и его прошений о помощи в этом у Бога, помочь практически невозможно.

Церковь и эзотерика

В этом нет ничего удивительного. За тысчелетие своего развития человечество получило и постоянно получает все новые и новые знания. развивается духовно. А церковные каноны как были неизменны. так и остались практически такими, какими были тысячи лет назад. Лишь незначительные изменения претерпели, исходя из современных знаний.

Люди. обладающие особым даром существовали во все времена. Это и шаманы, и ведьмы, предсказатели, целители. И в разное время в разных странах они назывались по разному. Но всегда и везде они преследовались церковью, потому что нарушали церковные каконы, открывали народу глаза на многие вопросы. Их сжигали, убивали, топили. И делалось это с единственной целью — запретить народам развиваться духовно, отбить желание искать истину в жизни.

Но время неумолимо идет вперед, расширяется и углубляется информация и появляется много людей. обладающих сверхспособностями. И оказывается. что каждый из нас с детства обладает сверхспособностями — способностями к левитации, телепортации, целительству, экстрасенсорики, ясновидения и многими другими способностями. И это нормально, это естественно — ведь мы созданы были по образу и подобию БОГА. Вспомните о целительских способностях Христа, о его способности ходить по воде и о многих других чудесах. Значит и мы это можем?!

Человек.обладающий сверхспособностями — такой же человек. как и любой другой. только развивший в себе какие-то способности. И он в своих практиках использует те методы и техники. которые помагают ему войти в определенное состояние, в так называемый трас для выполнения работы. Это может быть мантра, молитва, бой в бубен. танец, или современные пасы и медитации. Такие люди видят намного дальше.шире и глубже. Им не мешают церковные ограничения, но и не чужды церковные обряды. Ведь сама Церковь — мощнейший источник энергетики. особенно если эта церковь древняя. место намолено сотнями лет. Только за счет своей энергетики церковь и даже некоторые иконы способны исцелить ряд болезней. И таких примеров немало. К примеру. если хочешь получить заряд энергии. или очиститься от негатива — достаточно постоять 15 минут под церковным куполом и сила сама снизойдет на тебя.

Поэтому ясновидящие, маги, целители и используют разнообразные методы в своей работе, потому что все это — от БОГА, все это одна ВСЕЛЕНСКАЯ ЭНЕРГИЯ, частичкой которой каждый из нас является. А это противоречит церковному учению.

Опасна ли эзотерика и чем именно

В нашем супер развитом мире люди по-прежнему хотят верить в чудеса. Может быть поэтому увлечение эзотерикой стало модно — повсюду маги, йоги, астрологи и прочие гуру. Если раньше личный гороскоп себе делали только отдельные люди, то сейчас к астрологам приходят целые промышленные корпорации. Люди верят в лунные календари и магнитные бури, и еще во много разных, не имеющих отношения к реальному миру вещей.

Опасно ли такое повальное увлечение эзотерикой и если да, то почему?

Обратимся к истории

На самом деле эзотерика так же стара, как и само человечество. Однажды люди впервые забили мамонта и сварили из него похлебку, и в это же время шаман провел магический ритуал на то, чтобы следующая охота так же была удачной.

Далее были жрицы, которые общались с Богами, потом пришла религия. Но эзотерика всегда была как бы «вне закона» у церкви. В Средние века с магами и ведьмами усиленно боролись, так как считали, что они уводят человека от истинной веры, колдунов сжигали на кострах. Но были и времена, когда люди со сверхспособностями становились даже советниками при правительстве. К примеру, загадочный Вольф Мессинг и легендарный Григорий Распутин. Были и лжеколдуны, такие как Гробовой при правительстве Ельцина, которого позже обвиняли в сектанстве.

Но и народные гадания, детские игры в домового, и ежедневный гороскоп по радио — все это тоже относится к эзотерике.

Почему увлечение эзотерикой опасно

Казалось бы, если эзотерика существует в истории человечества много лет, то почему же она может быть опасной. На самом деле ответ прост — вред наносит все, что становится чрезмерным и неконтролируемым.

Рассмотрим опасное влияние эзотерики по пунктам:

  1. Попадание в опасные секты. Люди, которые чрезмерно верят в эзотерику, обладают внушаемостью. Эти пользуются сектанты — они внушают человеку, что именно с их помощью он обретет счастье. А неудовлетворенность присутствует практически у каждого. Внушаемые люди верят, что после попадания в секту к ним начали притягиваться деньги, удача, любовь. Хотя все это просто стечение обстоятельств, которым умело пользуются лидеры секты. Так люди становятся несвободными, теряют имущество и близких. Именно поэтому закон борется с сектами.
  2. Возникновение страхов и фобий. Даже детские игры в «вызов пиковой дамы» могут стать причиной фобии, которая закрепляется на всю жизнь. При этом человек не может вспомнить, почему он боится, к примеру, красного цвета или темноты. Взрослые люди могут бросать важные дела, лишь потому что увидели плохой знак.
  3. Потеря собственного «Я». Когда человек начинает верить, что его жизнь зависит только от мистических сил, он теряет себя. Можно ведь не учиться, не развиваться, не строить отношения — а просто выполнить ритуал, и все придет само собой.
  4. Увлечение изменяющими сознание веществами и наркотиками. Карлос Кастанеда считается мистиком и философом, но на самом деле его обвиняют пропаганде наркомании. Действительно, прием веществ, изменяющих сознание — не редкость при эзотерических ритуалах. К примеру, холотропное дыхание вызывает галлюцинации. Да и сама эзотерика может вызвать зависимость — человек начинает бесконечно ходить к гуру и на различные семинары, просто не может остановиться.

Все хорошо в меру

И все же, если не впадать в эзотерический фанатизм, вера в добрые высшие силы, наоборот, помогает человеку. К примеру, медитация, которую практикуют йоги, помогает успокоить ум и расслабиться. Главное, помнить, что невежественное обращение с тонкими мирами может привести к непредсказуемым последствиям.

Опасные связи

Дольмен в Симферополе

Когда мы вселились в нынешнюю нашу квартиру, прямо напротив балкона, в двадцати метрах от нас, обнаружился удивительный артефакт, так называемый дольмен – сооружение древнее и загадочное. В Крыму найдено несколько таких дольменов, но в Симферополе оказался только один и, надо же такому случиться, именно во дворе нашего дома. Для справки: дольмен – это доисторическое, предположительно еще эпохи бронзы, мегалитическое сооружение, о предназначении которого ученые до сих пор спорят. Внешне он похож на ящик, сложенный из массивных каменных плит. Одни полагают, что это склеп, где хранили кости и черепа жителей местной общины, другие же считают, что дольмены – это культовые объекты, об истинном назначении которых мы можем только догадываться в силу почти полной утраты представления о традициях и обрядах народов, которые жили в те стародавние времена.

Заинтересовавшись этим вопросом, я прочитал о мегалитах много любопытного, но в основном все это напоминало жанр «фэнтези». Например, что древние люди, уходя в дольмены, погружались в вечную медитацию. При этом их эфирные тела отделялись и, путешествуя по разным уровням бытия, познавали истину. Там же, в дольменах, эти люди каким-то образом оставляли для потомков информационный след своих знаний. Узнал я и о том, что разрушать дольмены ни в коем случае нельзя, но не потому, что нехорошо разрушать памятники истории и культуры, а потому, что неодолимая сила непременно отмстит за такой вандализм. К этому предостережению прилагалась история о том, что когда-то (по всей видимости, в конце XIX – начале XX века) где-то в России построили церковь из плит 44 дольменов. А в 1917 году большевики зверски замучили именно 44 священнослужителя, которые участвовали в постройке храма… А еще у нашего Симферопольского дольмена некий раб Божий Иван спросил однажды, почему в Крыму слабо развивается движение органического земледелия. И, представьте себе, он-таки получил ответ…

В наше время дольмены стали для многих неким «местом силы», объектом магического притяжения

Так или иначе, но в наше время особой предрасположенности широких слоев населения к мистике, «магическая» версия происхождения мегалитов стала преобладать, и дольмены стали для многих неким «местом силы», объектом магического притяжения. И я уже не удивлялся, когда время от времени замечал возле ограды нашего дольмена странных людей, которые совершали некие загадочные действия явно «мистического» характера.

Я не стану рассуждать обо всех предполагаемых «священных» свойствах дольменов, но одно могу сказать точно – функцию «оберега» наш, Симферопольский дольмен выполнил на все сто процентов. Причем выполнил он эту функцию, если можно так сказать, непогрешительно. Как это произошло, я расскажу позже, а сейчас, горестно вздохнув из глубины души, хочу поговорить о том, с чего и начал – о повальном увлечении русских людей магией, оккультизмом и эзотерикой, причем даже не в углубленном, а в бытовом, но оттого не менее опасном отношении.

Речь пойдет о тех, кто использует в своей жизни всевозможные магические фетиши, надеясь, что они принесут удачу, прибыль, защиту, обеспечат духовное просветление, а также карьерный рост, материальное благополучие и достаток… Я, может быть, и не стал бы об этом говорить, если бы речь шла об убежденных язычниках. Мало ли во что верит современный, лишенный «предрассудков» человек, всей душой устремленный в объятия аборигенов Африки, Океании и Амазонии… Каких только безумств и ахиней, нелепиц и несуразиц не увидишь и не услышишь в наше время! Что тут сказать – свобода, знаете ли, и каждый волен верить во что угодно.

Лягушки с монетами в зубах, магические колокольчики, африканские маски, пугающе веселые «домовенки»… Чего только не встретишь в местах обитания братьев и сестер наших православных!

Но я хочу поговорить о людях крещеных, в домах, автомобилях, офисах, на груди, одежде и аксессуарах которых красуются всевозможные фетиши, символы, знаки, амулеты и обереги магического, эзотерического и оккультного содержания. Всевозможные «глазки», лягушки с монетами в зубах, магические колокольчики с таинственными письменами, каббалистические, даосские знаки, папирусы, африканские обрядовые маски, египетские заклинания, «счастливые» веники и пугающе веселые «домовенки»… Чего только не встретишь с изумлением в местах обитания братьев и сестер наших православных! И ведь никто из них, похоже, не сомневается в нормальности подобного антуража, не задумывается о том, что негоже в православном доме держать всякую нечисть. Более того, многие и не считают всю эту атрибутику нечистью и даже охотно готовы рассказать, какой фетиш от какой напасти хранит и для какого именно «фарта» предназначена та или иная вещица. Верите ли, мне ничтоже сумняшеся подносили, и не раз, в парчовой коробочке золотые булавки «от сглаза» для освящения…

Лягушка с монетой

Словом, есть повод в который раз поговорить о простом, но важном: об отношении православных к магическим предметам.

Сама идея использования потусторонних сил для решения своих бытовых и житейских проблем есть магия чистой воды и не совместима с Православием. Кстати, и отношение к требам как к каким-то магическим ритуалам – это тоже отношение кощунственное и магическое. А такое отношение встречается на каждом шагу. То есть люди наивно (но и преступно ведь) надеются «использовать» Бога для своих нужд, не собираясь при этом сами меняться ни на йоту. Просят священника совершить какой-нибудь ритуал «потаинственнее» со всеми атрибутами: чтением «заклинаний» (молитв), каждением фимиамом, кроплением водой и так далее… Чаще всего «заказывают» освящение дома, но под этим действием подразумевают чуть ли не «очищение ауры» или «исправление кармы», только не всегда говорят об этом прямо.

Приходится объяснять, что все, что делает Церковь, она делает с единственной целью – освящения и спасения человека. А это вовсе не равно его, человека, беспечному благополучию и фартовому житию. Больше того, молясь Богу, мы просим Его «вмешаться» в нашу жизнь и даровать нам то, что полезно для нашего спасения и вечной жизни. И это могут быть вещи прямо противоположные ожидаемым…

Распространенная среди крещеных людей привычка использовать магические фетиши и ритуалы есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога

Но вернемся к теме нашего разговора, к распространенной среди крещеных людей привычке использовать всевозможные магические фетиши и ритуалы, полагая, что все это может уживаться с Православием. Так вот: такая практика есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога, как ни страшно это звучит. Бог призывает нас к вере и верности, к благочестию и постоянству в доброделании, к тому, чтобы, трудясь в этой жизни, мы все упование наше возлагали на Бога и с благодарностью принимали бы все, что Он нам подает. Это и есть модель христианской жизни и христианского благоденствия, возможность которого не отвергается, но которое должно быть следствием доброй жизни в согласии с Богом. Магия тем и опасна, что человек, пренебрегая законами духовной жизни, надеется на каких-то истуканов и идолов. А ведь за идолами скрываются бесы, об этом много раз говорится в Писании. Вот почему использование «невинных» фетишей для вроде бы невинного «везения» может быть не только признаком маловерия, но и (надо говорить прямо) идолопоклонства. Что в Православии считается тягчайшим грехом.

Бывает, что говорят: «Да это так, просто… Я и не знаю толком, что это такое. Подарили знакомые… зять привез… дочка купила… Подумала, пусть себе будет…» Получается, что сам человек как будто и не имеет к магическому предмету никакого отношения. Но это не значит, что присутствие таких предметов не влияет на жизнь самого человека. Предметы служат воплощением, материальным выражением тех или иных идей, мировоззрений, тех или иных энергий. В отношении же предметов ритуальных – это утверждение верно на сто процентов. Следовательно, даже если человек не понимает, что означает та или иная надпись, тот или иной знак или предмет, он все равно привлекает в жизнь человека определенные энергии, связанные с функционированием этих предметов, написаний и знаков, а в случае с предметами магическими эти энергии – однозначно бесовские. Так что лучше не искушать Господа и не держать дома даже сомнительных с точки зрения магического употребления вещей и символов, не говоря уже о предметах, прямо и очевидно предназначенных для подобного употребления.

Оберег в машине Если же человек замечает, что такие фетиши и в самом деле «действуют» в его жизни – это настоящая беда, ведь это значит, что между человеком и демонами, по попущению Божьему, установилась опасная связь. Это самое страшное, что может быть, даже если последствия такого общения (горькие и плачевные) до поры до времени не проявляются, а напротив, все очень даже неплохо «устраивается» в житейском смысле. Беда, если так происходит, потому что это означает, что Господь оставил человека «ходить по путям своего сердца». А пути эти – зачастую пути плотоугодия, греха и грядущих за ними боли и ужаса. Оставляет же Господь человека обычно за упрямство и гордость, когда человек не слышит, не хочет слышать те предупреждения, которые подает ему Господь, указывая посредством неких чувствительных «преткновений» на опасность выбранного пути.

Так что если фетиши «не работают», не помогают – это можно считать добрым знаком Божьей милости. Это означает, что Господь не попускает бесам действовать, не дает вступить в силу закону причинно-следственных отношений между демонами и человеком. Закону, согласно которому человек, пользуясь от нечистых духов теми или иными «благами», все более попадает от них в пагубную зависимость, не замечая порой своего гибельного положения. И это бессознательное пребывание в плену у бесов может продолжаться даже до самой смерти, когда обнаружится во всей ужасающей полноте история чудовищного обмана и катастрофы, которую уже невозможно будет исправить.

Так что давайте, дорогие братья и сестры, с благочестивой настороженностью относиться ко всяким магическим фетишам, к этим «помощникам» и «защитникам», отвергая их как происки злонамеренных демонов. Будем освящать свою жизнь и жизнь своего дома призыванием имени Божьего и исполнением Его заповедей, жизнью в согласии с Ним.

Ну и в конце, как обещал, я раскрою секрет нашего Симферопольского дольмена. Объясню, почему я считаю его действительным, настоящим и даже в некотором смысле непогрешительным «оберегом», исключением из общего правила, о котором шла речь.

Итак, недавно я познакомился со старожилом нашего дома, благодушно словоохотливым стариком. И вот что он рассказал:

– Я эту пятиэтажку сам строил и живу здесь вот уже сорок два года. А напротив, в двадцати метрах, собирались еще один дом строить, притом девятиэтажку, четырехподъездную. Получалось так, что она нам совершенно перекрывала бы солнечный свет. Никто, естественно, этого не хотел, и начальник нашего кооператива, человек с красноречивой фамилией Фридман, предпринял блестящую авантюру.

В цокольном этаже нашего дома располагался тогда филиал краеведческого музея. И Фридман, уж не знаю каким образом, договорился с работниками музея, чтобы к нам во двор из Керчи привезли в разобранном виде настоящий дольмен. Его-таки привезли, да еще и костей каких-то доисторических насыпали внутрь. Но главное – дольмен обнесли оградой, а рядом поставили столбик с чугунной табличкой, на которой было начертано, что сей дольмен – памятник археологии и охраняется государством. Естественно, проектировщики и строители спорить с государством не стали (все-таки это был еще Советский Союз) и у нас перед домом осталось, как видишь, свободное пространство… И солнышко теперь нас радует по утрам!

Вот, собственно, и вся история.

В одной из Своих проповедей Господь похвалил человека сметливого в житейском смысле и сказал, что и в духовной жизни мы должны проявлять смекалку и догадливость в достижении главной цели жизни – Царствия Небесного (Лк. 16: 1-9). Тот человек, плотской, делал добрые дела для того, чтобы в трудные времена не лишиться доброго к себе отношения и приобрести выгоду, а нам надлежит творить добро, чтобы быть причастниками Благого и Всесовершенного Бога.

Господь многое дал человеку: и свободу, и разум, и волю. И если мы будем, храня свою совесть, проявлять смекалку и настойчивость, трудолюбие и постоянство, Господь обязательно подаст нам все потребное для жизни. И вовсе не нужны нам для этого никакие амулеты, тотемы, пенаты и фетиши… Более того, все это лишает нас помощи Божией, а без Бога мы уж точно ничего доброго в жизни сделать и добиться не сможем.

Тем паче и в духовной жизни нам нужно прилагать усилия, добрую ревность, благочестивое попечение со смирением, чтобы стать причастниками Божественного света, сподобиться лицезрения Солнца правды, Христа Бога нашего. И пусть в этом добром стремлении нашем опыт предприимчивого «сына века сего» послужит примером и назиданием.