Ф и достоевский

Тест по творчеству Ф.М. Достоевского

Укажите годы жизни Ф.М. Достоевского

а) 1856-1904 гг.

б) 1821-1881 гг.

в) 1801-1861 гг.

г) 1824-1884 гг.

2. В каком учебном заведении получил образование Ф.М. Достоевский?

а) в Петербургском университете

а) в Высшем военном инженерном училище

в) в Царскосельском лицее

г) в Московском университете

3. Укажите причину ареста Ф.М. Достоевского.

а) нелегальное издание антиправительственного журнала, членство в политическом кружке Петрашевского

б) публикация романа «Бедные люди»

в) открытый призыв к свержению самодержавия

г) совершение уголовного преступления

4. Сколько лет пробыл Ф.М. Достоевский на каторге и в ссылке?

а) 10 лет

б) 5 лет

в) 7 лет

г) 15 лет

5. Как назывался журнал, который Ф.М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?

а) «Современник»

б) «Отечественные записки»

в) «Москвитянин»

г) «Время»

6. Соотнесите периоды творчества Ф.М. Достоевского с произведениями, созданными в эти периоды.

а) досибирский период

б) сибирский период

в) послесибирский

А) «Записки из Мёртвого дома», «Село Степанчиково и его обитатели»

Б) «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Бедные люди»

В) «Игрок», «Братья Карамазовы», «Идиот»

7. Укажите основную тему раннего творчества Ф.М. Достоевского.

а) тема сильной личности, «сверхчеловека»

б) тема «униженных и оскорблённых»

в) тема крепостничества

г) тема социального протеста

8. К какому сословию принадлежал Раскольников?

а) мещанин

б) разночинец

в) дворянин

г) купец

9. Укажите имя и отчество Раскольникова.

а) Роман Родионович

б) Григорий Романович

в) Родион Романович

г) Григорий Родионович

10. Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?

а) 1 год

б) полгода

в) 1 месяц

г) 14 дней

11. Укажите, как звали старуху-процентщицу.

а) Александра Ивановна

б) Алёна Ивановна

в) Елизавета Ивановна

г) Анастасия Ивановна

12. Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?

а) разговор двух офицеров в распивочной о бесполезной старухе-процентщице

б) встреча с Семёном Мармеладовым

в) знакомство с Соней Мармеладовой

г) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни

13. Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы.

а) он хочет достать деньги и помочь страдающим матери и сестре

б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение

в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором оказался

г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей принадлежит ( к «наполеонам или к «материалу»)

14. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

а) в спешке забыл взять деньги

б) деньги не являлись целью преступления

в) из-за страха быть разоблачённым
г) герой, спрятав деньги, не смог потом вспомнить место тайника

15. Кто взял на себя вину Раскольникова?

а) Разумихин

б) маляр Миколка

в) Соня Мармеладова

г) Аркадий Свидригайлов

16. Петербург в романе «Преступление и наказание» является:

а) декоративным фоном

б) психологическим фоном

в) соучастником преступления, героем романа

17. Кто из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» выражает черты сознательного негодяя, то есть так же, как и Раскольников обосновывает принципы своего существования своеобразной теорией (теорией «целого кафтана»), являясь идейным двойником главного героя?

а) Свидригайлов

б) Лужин

в) Лебезятников

г) Порфирий Петрович

18. Какой смысл заключён в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены

б) несоответствие наказания совершенному преступлению

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление

19. Первой жертвой Раскольникова была старуха-процентщица, второй -…

а) Катерина Ивановна

б) Соня Мармеладова

в) девочка на бульваре

г) Лизавета

20. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони Мармеладовой потому, что:

а) она тоже «переступила» нормы человеческой морали

б) она не выдаст его

в) она сможет понять Раскольникова

г) ему больше не к кому идти

21. Какое событие в романе явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?

а) разговор с Порфирием Петровичем

б) встреча с Мармеладовым

в) второе свидание с Соней

г) самоубийство Свидригайлова

22. Система образов романа «Преступление и наказание» построено по принципу двойничества. Укажите, кто является двойником Сони Мармеладовой.

а) Дуня

б) Поля

в) Лизавета

г) Амалия Людвиговна

23. Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний ( происходящий в душе героя)

24. Роман «Преступление и наказание» — социально-психологический роман. Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?

а) раскрывая внутренний мир героя, автор не стремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении психологического состояния героя: жесте, мимике, движении. Автор привлекает результат переживаний героя

б) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируя свои поступки

в) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека. Н.Г. Чернышевский назвал этот принцип психологизма «диалектикой души»

Ответ:

б

б

а

а

г

а-Б,б-А, в-В

б

в

в

г

б

в

г

б

б

в

б

г

г

а

в

г

г

б

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 гг.) – величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель. Автор таких бессмертных произведений, как «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и многих других.

Ранние годы

30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский – работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия Нечаева) – происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевские поселяются в Санкт-Петербурге.

Жизнь и творчество писателя по датам

1837 год

Дом в Санкт-Петербурге, в котором была квартира Федора Достоевского, а ныне там находится музей Ф.М. ДостоевскогоЭта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 году автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».

Во время учёбы Достоевский часто читал произведения как зарубежных поэтов – Гомера, Корнеля, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, так и русских – Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.

1844 год

Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844–1845 гг.), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845–1846 гг.) не вызывает абсолютно никаких эмоций и даже критикуется.

В январе–феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.

1849 год

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Ф.М. Достоевский в ссылкеДостоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения и сходит с ума.

1850–1854 гг.

В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году, Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.

1857 год

После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. Ф.М. Достоевский в формеВ период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск – и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.

1860–1866 гг.

Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Преступление и наказание Ф.М. Достоевского на английском языкеДеньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание», который пишет по одной главе и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати, роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя за границу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 г. – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского: император Александр II приглашает его к себе и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879–1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Памятник Ф.М. Достоевскому в МосквеОднако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Достоевского по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Достоевского.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
  • Во время краткого пребывания в Тобольске по пути на каторгу в Омск Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
  • Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
  • Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.
  • Зигмунд Фрейд достаточно высоко оценил творчество Достоевского: «Наименее спорен он как писатель, место его в одном ряду с Шекспиром. – величайший роман из всех, когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» – одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно».
  • Творчество Достоевского оказало значительное влияния и на великого физика-теоретика Альберта Эйнштейна, который сказал:»Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс»
  • посмотреть все интересные факты из жизни Достоевского

Тест по биографии

Лучше запомнить краткую биографию Достоевского поможет данный тест, попробуйте ответить на все вопросы:

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году родился Фёдор Михайлович Достоевский?

    • В 1799
    • В 1821
    • В 1881
    • В 1903
Начать тест(новая вкладка)

Оценка по биографии

Правовая информация | Благодарности | Обратная связь

«Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает, и душа получает новое огненное крещение. Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему раскрываются иные измерения бытия. Достоевский — великий революционер духа. Он весь направлен против окостенения духа».

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского

История появления ресурса относится к лету 2012 года, когда было принято решение о публикации полного свода прижизненных изданий Достоевского в электронном виде. После увлекательного процесса поиска книг в различных библиотеках и архивах мы с удивлением обнаружили ряд фолиантов, не описанных ранее ни в библиографических указателях, выпущенных до кровавого октябрьского переворота, ни в более поздних изданиях (включая научные собрания сочинений писателя). Замечательная Анна Григорьевна Достоевская, подготовившая изданные в 1906 г. «Библиографический указатель…» и Каталог «Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского…», скромно замечает: «Я убеждена, что, несмотря на старание составить «Указатель» возможно полнее и точнее, в нем окажется много погрешностей; за указание их, а также не имеющихся еще в «Музее» предметов, относящихся к памяти моего незабвенного мужа, я буду очень признательна, так как это даст мне возможность пополнить «Музей», а также внести поправки при следующем издании (если оно понадобится) «Библиографического указателя»».


Каталог «Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского…» с дарственной надписью А. Г. Достоевской А. П. Новицкому. Экземпляр из собрания Сергея Рублева

Можно только порадоваться причастности к продолжению подвижнического труда Анны Григорьевны, завершенного ею более века назад.

К нашим разысканиям, которые могла бы внести А. Г. Достоевская «при следующем издании «Библиографического указателя»», следует отнести: второе издание «Отечественных записок» за 1846 г. с журнальной редакцией «Двойника» (до настоящего момента было известно только о первом издании); второе издание «Русского сборника» (1877), где напечатана «Кроткая» (в Каталоге А. Г. Достоевской зарегистрировано только первое издание); неавторизованную публикацию отрывка романа «Идиот» («Общий друг веселья…»), пять публикаций главы «Представление» («Записок из Мертвого дома») в «Русской хрестоматии» А. Филонова, о включении которой, по всей вероятности, не знал и сам Достоевский. Позднее нами были найдены и два отдельных прижизненных издания «Записок…» с разночтениями в тексте: второй тираж первого и первый тираж последнего.

С целью дальнейшей популяризации творческого наследия Ф. М. Достоевского, а также предоставления свободного доступа к материалам, имеющим отношение к писателю, мы увеличили количество разделов сайта до существующих десяти.

Собранная и проанализированная информация, связанная «достоевской» тематикой, агрегируется в разделе «Новости». Здесь размещаются сообщения о планируемых и уже состоявшихся мероприятиях (конференциях, встречах, презентациях, спектаклях), обо всех книжных новинках, связанных с именем автора «Преступления и наказания», «Братьев Каразамовых» и «Бесов»; публикуются тексты интервью с известными писателями, литературоведами, историками, филологами, актерами и режиссерами — теми, кто говорит и пишет о Достоевском и его произведениях.

В «Биографии» представлены: великолепное исследование К. В. Мочульского «Достоевский. Жизнь и творчество» (Париж: YMCA-PRESS, 1947), которое он, проживая в Париже, готовил в тяжелейшие годы войны без оглядки на Главлит и цензуру; два издания из серии «Жизнь замечательных людей» (Ю. И. Селезнев, Л. И. Сараскина); книга Г. И. Чулкова «Жизнь Достоевского», несколько десятилетий в виде машинописи пролежавшая в российских архивах и не пропущенная в печать советской атеистической цензурой; электронная версия личного экземпляра «каторжного» Нового Завета писателя и летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского.

Безусловно, один из самых главных и насыщенных разделов сайта — «Сочинения». Здесь в электронном виде размещены уже упомянутые в самом начале все без исключения прижизненные издания Достоевского (первые журнальные и газетные редакции, отдельные издания, неавторизованные публикации); другие интересные книги, изданные после 1917 г., включая уничтоженное литпогромщиком Заславским, но чудом сохранившееся в считанном числе экземпляров издание романа «Бесы» (М.; Л.: Academia, 1935). По мере выхода томов новейшего академического Полного собрания сочинений и писем Ф. М. Достоевского в 35 т., подготавливаемого в настоящее время Институтом русской литературы РАН (Пушкинский дом), в текстовом виде будут опубликованы все художественные произведения Ф. М. Достоевского; оставшиеся в рукописях художественные наброски, планы, стихотворные фрагменты; «Дневник писателя»; критические и публицистические статьи, редакционные примечания (в журналах «Время», «Эпоха», «Гражданин»); объявления; письма Достоевского (к отдельным адресатам и официальные); выдержки из записных тетрадей сугубо личного характера и деловые бумаги. Размещены статьи о неосуществленных замыслах писателя.

В алфавитном порядке даны сведения об основных персонажах художественных произведений Достоевского (свыше 500), а в «Иллюстрациях к произведениям» представлены рисунки, офорты и другие графические материалы.

Биографические данные о родственниках писателя, коллегах по цеху, друзьях и недругах (около 300), с которыми Достоевский встречался и творчески взаимодействовал на протяжении всей своей жизни, публикуются в разделе «Окружение». В большинстве случаев впервые даются их даты жизни, указываются места рождения и смерти, самым подробным и тщательным образом раскрывается вся история личностных и творческих взаимоотношений Достоевского с современниками, отмечается обширная критическая литература, приводятся архивные данные.

В «мемуарном» разделе представлены: два издания «Воспоминаний» А. М. Достоевского (1930, 1992), «Дневник 1867 года» (1993) и «Воспоминания» (1987) А. Г. Достоевской, «Годы близости с Достоевским» (1928) А. П. Сусловой; без искажений и купюр (по текстам прижизненных или первых изданий) опубликованы воспоминания близких друзей и знакомых Ф. М. Достоевского — М. А. Александрова, барона А. Е. Врангеля, С. В. Ковалевской, А. Ф. Кони, А. П. Милюкова, А. И. Савельева, С. Д. Яновского, К. А. Трутовского (включая первую (раннюю) редакцию) и многих других.

В «Исследованиях» находятся фундаментальные монографии филологов и литературоведов (в том числе изданные в XX в. небольшими тиражами и не утратившие своего научного значения): В. С. Нечаевой, С. В. Белова, Б. Н. Тихомирова, Т. А. Касаткиной, К. А. Степаняна, Л. И. Сараскиной, А. Л. Бема, Д. С. Мережковского, М. М. Бахтина и других.

Отдельно нужно отметить размещенную у нас литературу «русского зарубежья», доступ к которой в советское время был полностью закрыт для простых читателей. Экземпляры «вредных» и «неугодных» тогдашней власти книг, попавших на территорию СССР, Главлит направлял в спецхраны, где они, преданные забвению, собирали библиотечную пыль. Ссылаться на книги из спецхрана запрещалось категорически. Вместе с тем партийные и номенклатурные работники, открывавшие двери таких хранилищ ногой, читали эти издания взахлеб и с карандашиками в руках. Любые русскоязычные книги, напечатанные «там», попадали в «черный список» автоматически. «Миросозерцание Достоевского» Н. А. Бердяева (Прага, 1923), «Достоевский и его христианское миропонимание» Н. О. Лосского (Нью-Йорк, 1953), «Свет в ночи (О «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения» Г. А. Мейера (Франкфурт-на-Майне, 1967), «Система свободы Ф. М. Достоевского» А. З. Штейнберга (Берлин, 1923), «Ф. М. Достоевский в Бад-Эмсе» Н. А. Натовой (Франкфурт-на-Майне, 1971), сборник статей о Достоевском «Записки Русской академической группы в США» (Нью-Йорк, 1981) — все эти библиографические редкости мы купили, оцифровали и разместили на сайте. Страшно подумать, какой удар хватил бы прихлебателей тирана и террориста Кобы, посети они наш ресурс. Г. А. Мейер писал:

«Святая задача эмиграции, зарубежной и внутренней (есть и такая), — разобраться в минувшем, отделить в нем пшеницу от плевел, отыскать неведомые посевы, предназначенные для будущего, хоть и не взращенные, но всё еще живые. Пора нам понять, после подпольных и чердачных персонажей Достоевского, что подвалы и скворечники, клетушки, кабинки, каюты и каморки, столь похожие на гроба, на мучительные прообразы смерти, неизменно скрывают в себе до времени грозные и великие возможности сияния и тьмы, греха и подвига. После Раскольникова и Кириллова, после их страшных опытов, созревавших на нищенских вышках и в скудных комнатушках, после подпольных замыслов Петра Верховенского, словом, после всех этих темных мечтаний и дерзаний, сразу в двух встречных направлениях, извне и изнутри взорвавших мир, расщепивших атом, нам ли бояться духовной заброшенности и внешнего убожества жизни?! Нельзя забывать, что судьба оказала нам двойную — трагическую и комическую — услугу, расселив нас по углам и чуланам, в которых еще так недавно она выдерживала до срока социалистических уродов, патлатых и лохматых завистников, накопивших неистовую злобу и сокрушивших-таки, наконец, величайшую в свете империю. Запомним урок: на задворках жизни, в ее забытых закоулках обретается опыт, вырастают силы, меняющие судьбы мира. И если все эти Троцкие, Ленины, Бела-Куны и Сталины, эти полусущества, порожденные болотными испарениями, эти выходцы из гробов, столь похожие на упырей, на изъятых из клинических банок заспиртованных недоносков, могли своей накопленной злобой изувечить весь мир, то ведь и мы, нынешние обитатели этих самых каморок, кое-что накопили за долгие годы тоски по утраченному отечеству» (Мейер Г. А. У истоков революции. Frankfurt/Main: Посев, 1971. С. 23–24).

«Путь, избранный Петром Верховенским, это путь Сталина, Гитлера, никогда никаких угрызений совести не испытавших. Надо совсем не чувствовать смешного, чтобы вообразить, хотя бы на мгновение, как кто-то, скажем, та же Соня, надевает крест на грудь Петру Верховенскому или Сталину, а они при этом налагают на себя крестное знамение» (Мейер Г. А. Свет в ночи (О «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения. Frankfurt/Main: Посев, 1967. С. 375).

Авторов литературы «русского зарубежья» продолжали бояться. Несколько лет назад нам в руки «упали» три тенденциозных сборника из спецхрана ИНИОН с — внимание! — грифом «Для служебного пользования» (1975, 1980, 1982). Пройти мимо такой «красоты» у нас не получилось.

Не получается забыть и попавшую в опалу к Главлиту дочь Достоевского, Любовь Федоровну, практически полный свод книг которой мы бережно храним в «Архиве Л. Ф. Достоевской». В Российской Государственной библиотеке имеется прижизненное англо-американское издание ее мемуаров об отце, выпущенное в 1922 г., на котором сохранился, будто в назидание потомкам, кусочек истории — карандашная помета ответственного (а другие в спецхранах и не водились) сотрудника: «1 экз. наст книги направлен Главлитом в Общее хранение с разреш штампом. (Предисловие устранено и стр. 77, 247, 249, 263). 28.I.40». Полагаем, комментарии излишни. В то же время нельзя не упомянуть о последнем прижизненном издании воспоминаний Л. Ф. Достоевской, выпущенном в 1926 г. на французском языке в Париже. Мы нашли и приобрели эту редчайшую книгу (к слову, ее не оказалось даже в Библиотеке Конгресса США!) несколько лет назад не то у Пьера, не то у Жака. В 2017 г. она, переведенная на русский язык и озаглавленная «Мой отец Федор Достоевский», с глубоким историко-литературным и реальным комментарием увидела свет в московском издательстве «Бослен».

Также в «исследовательском» разделе представлены альманахи «Достоевский. Материалы и исследования», «Достоевский и мировая культура», «Достоевский и современность», справочник «Достоевский. Эстетика и поэтика».

В специальном подразделе каленым железом выжигается ересь о Достоевском, распространяемая в любых видах медиа и публикуемая в книгах.

Представлена информация обо всех музеях Ф. М. Достоевского, размещены все известные к сегодняшнему дню фотографии писателя, а также графические и живописные работы, созданные в годы его жизни.

Информация о художественных, документальных (неигровых) фильмах, театральных спектаклях, снятых и поставленных по произведениям Ф. М. Достоевского, отражена в разделе «Кино / ТВ / Театр».

В эпоху почти тотального расцвета лжепророков в нашем мире и, как следствие, культурной деградации современной молодежи не угасает надежда, что этот сайт возродит интерес к литературе и осмыслению уроков прошлого, смысла настоящего и перспектив будущего.

Ваш Сергей Рублев.

Вряд ли кто-то будет оспаривать гениальность Федора Михайловича Достоевского как классика мировой литературы. А если кто-то и захочет поспорить, пусть сначала прочтет его лучшие произведения. Вдумчиво и медленно, и желательно не один раз. Иначе, никак. Ну, такой он, Достоевский. Его хочется перечитывать и перечитывать. Особенно эти 8 книг!

«Идиот»

Конечно, этот роман на первом месте (по крайней мере, для меня). Перечитывая его раз за разом, всегда открываешь для себя что-то новое. «Идиот» – лучший из лучших — и как роман, и как главный персонаж. Более трогательного, более честного, более доброго человека, чем князь Мышкин, трудно себе представить. Да и остальные персонажи прописаны настолько блистательно, что врезаются в память своей неповторимостью и особенностью.
Книга впервые была издана в 1868 году и пережила неоднократную экранизацию.
Идиот

«Братья Карамазовы»

Роман, над которым автор работал два года, был опубликован в 1880 году, незадолго до смерти Достоевского. Глубоко философский, психологический, аналитический роман, в котором автор пытается разгадать человеческую суть, тайну человека. С помощью главных героев – семьи Карамазовых, автор задается вопросами греха, Бога, милосердия, сострадания. А, главное, поднимает вечную тему дуализма человеческой души – божественного и дьявольского в ней.
До сих пор этот самый объемный труд Федора Михайловича остается наиболее спорным и обсуждаемым.

«Преступление и наказание»

Роман вышел в 1866 году в «Русском вестнике». Как по мне, так слишком тяжелое это произведение для юного, неокрепшего школьного сознания. Совершенно иначе воспринимается этот роман спустя годы. Главный герой – молодой, погубивший себя убийца старушки-процентщицы Родион Раскольников со своим топором, стал уже нарицательным персонажем в истории. Достоевский настолько конкретно, подробно и четко описывает все внутренние переживания Раскольникова, что складывается впечатление, что сам автор участвовал в преступлении. Это не ересь, как может показаться на первый взгляд. Просто, удивление, граничащее с трепетом: насколько надо глубоко знать самые потаенные, самые темные уголки человеческой души…

«Униженные и оскорбленные»

Роман, вышедший в журнале «Время» в 1861 году, хочется перечитывать снова и снова. Достоевский написал роман по возвращении из ссылки в Санкт-Петербург и посвятил начальные главы своему брату Михаилу. Затем эти журнальные рассказы выросли в полномасштабный роман.
Казалось бы, тема не нова: городское «дно» и роскошь, «идущие рука об руку». Но так об этом мог написать только великий мастер! Обязательно прочтите роман.

«Бесы»

Роман, изданный в 1872 году, для меня оказался самым тяжелым. Возможно, из-за излишней политизации произведения. Возможно, автор настолько живо и ярко смог передать свои самые тягостные предчувствия о катастрофической судьбе своей родины. Уже тогда Федор Михайлович, как и любой писатель-пророк, видел в рядах интеллигенции «брожение» террористических и радикальных настроений, разложение человеческих душ. И, конечно, понимал, что ничего конструктивного из этого не выйдет, а наоборот, принесет беду…

«Игрок»

Роман опубликован в 1866 году. Во многом, это автобиографическое произведение. Как известно, Федор Михайлович сам грешил азартными играми и проигрывался в пух и прах. Собственно, этот роман был заказом издательства, чтобы писатель смог расплатиться с долгами. Как известно, за три года до публикации романа, игрок-Достоевский проиграл в Висбадене не только свои средства, но и деньги своей подруги.

«Записки из подполья»

В повести, опубликованной в 1864 году, рассказ ведется от первого лица, бывшего чиновника из Петербурга. В основе книги – идеи философии существования, сути бытия. Боль, поиск смысла жизни, ощущение безысходности, бесконечные переживания – все это и многое другое присуще главному герою повести.

«Бедные люди»

Роман написан в 1845 году в эпистолярном жанре. Это ранний роман «начинающего таланта», как сказал о Достоевском Белинский. Чтобы захотеть прочесть произведение, достаточно сказать, что им были потрясены Некрасов и Белинский.