Фанатики

УДК 323.284

Гарунова Нина Нурмагомедовна

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России XX-XXI вв. Дагестанского государственного университета garunovanina@mail.ru

Nina N. Garunova

Религиозный фанатизм

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТЕРРОРИСТКИ-СМЕРТНИЦЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Religious fanaticism

AMONG YOUTH AND SOCIOPSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF SUICIDE BOMBERS IN THE NORTH CAUCASUS

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования религиозного фанатизма, как сложного и противоречивого социальноисторического феномена, который стабильно вызывает интерес у исследователей различных областей наук. Акцентировано внимание, что религиозный фанатизм потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными группировками как средство достижения своих целей. Проведена параллель между фанатически направленной личностью, которая находит свое проявление в специфическом поведении, и террористическими актами с участием смертников в России и на Северном Кавказе, которые заставляют общество вновь и вновь обращать свое внимание на тех, кого называют фанатиками, а особенно «черными вдовами».

Ключевые слова: молодежь, фанатик, терроризм, религия, Кавказ.

Keywords: youth, fanatic, terrorism, religion, Caucasus.

Человеческое слово — средство общения и самовыражения*. Но в нашем лексиконе есть слова, которые уже не несут строго определенной смысловой нагрузки и скорее затемняют, чем проясняют суть дела. Некоторые из них стали ярлыками и кличками. Одним из таких слов, смысл которого люди недостаточно ясно понимают, является столь модное ныне слово «фанатизм». Поэтому, как отмечает Архимандрит Рафаил, «г понимаю фанатизм как духовную гордость, ориентирование на самого себя, убежденность не в истине, а исключительно в справедливости собственного мнения. Фанатизм -это дефицит и даже отсутствие любви к другим людям, фанатизм — это убеждение, как определенная поза, при отсутствии желания понять другого человека; фанатизм — это непробивае-

* Работа выполнена в рамках госзадания № 2014/33 Министерства образования и науки России в сфере научной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мая духовная оболочка, через которую человек неспособен увидеть ничего другого; фанатизм является в некотором смысле саморелигией» .

По мнению доктора философских наук, Яхья-ева М.Я., фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей .

В современных условиях религиозный фанатизм обретает особую актуальность не только потому, что данный феномен характеризуется деструктивной направленностью. Достижения современной цивилизации и обусловленный ими феномен социальной отчужденности личности способствуют формированию социально активного и мобильного религиозного фанатика, чьи социально-политические настроения реализуются уже не столько в форме традиционного религиозного ожидания, сколько в стремлении собственными деструктивными усилиями преобразовать нетерпимую социальную среду. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих .

Религиозный фанатизм как сложное и противоречивое явление нуждается в современных условиях в научном осмыслении. Проблема изучения религиозного фанатизма предстает как междисциплинарная проблема в силу того, что она связана с особенностями: и психологии человека, и поведения социальных общностей, и с конфликтогенной ситуацией в социуме, и с политическими установками социальных институтов общества, и с нравственными нормами гражданского общества. Поэтому, исследование феномена религиозного фанатизма предполагает соединение усилий философов, религиоведов, богословов, политологов, социологов, историков, психологов, юристов и т.д. И это обусловлено не только многообразием видов и форм религиозного фанатизма, их конкретно-исторической природой, но и самой многомерностью фанатизма как социально-исторического феномена. Актуальность изучения религиозного фанатизма связана и с тем, что эта проблема в современную эпоху обрела общечеловеческую значимость, в силу того, что фанатизм лежит в основе такой глобальной угрозы человечеству, как международный терроризм. Этнические конфликты, которые наблюдаются в разных регионах мира, и особенно в современной России, показывают, какую роль в их разжигании играет религиозный фанатизм.

Фанатическая направленность личности находит свое проявление в специфическом поведении. Фанатическое поведения, как психологический феномен, включает в себя мотивы, действия, цели, результаты и оценку результатов, коррекцию поведения. Доминирующим мотивом поведения фанатика являются социальная агрессивность, активное стремление к разрушению существующего общества, к нанесению ему наибольшего ущерба. По мнению Яхьяева М.Я., фанатизм — это иллюзорно-деструктивный способ социального действия, основанный на фанатической идеологии и осуществляемый людьми фанатического склада психики, объединяющимися в фанатическое сообщество или организацию . В современной России фанатизм чаще всего связывается с исламской религией. В наши дни в России ваххабизм приобрел черты фанатической религиозной идеологии. В фанатической идеологической доктрине и социальнополитической практике ваххабизма стержневой

составляющей выступает идея защиты строгого единобожия как главного принципа исламской религии .

Террористические акты с участием смертников в России и на Северном Кавказе заставляют общество вновь и вновь обращать свое внимание на тех, кого называют фанатиками, а особенно «черными вдовами». Это женщины-самоубийцы, устраивавшие террористические акты в России в начале XXI века. Что толкает людей в группу радикалов, что заставляет их надевать «пояса шахидов» и кто они, эти женщины, которые добровольно прощаются с жизнью?

Планируя террористические акты, террористы рассчитывают, прежде всего, на психологический эффект, и он становится значительно выше, если смертник-женщина. В этом — одна из причин, почему в последнее время все чаще в роли террористов-смертников выступают женщины. Кроме того, в условиях ужесточения мер безопасности во многих государствах мира женщине значительно проще проникнуть в места массового скопления людей для свершения теракта. Использование смертниц вызывает страх, стресс и негативный эффект на все население и обычно получает широкую огласку, особенно если террористка — женщина, окруженная ореолом мученичества. Организации, которые используют смертников, усвоили вид мучеников и претендуют на самопожертвование как якобы последнее средство против более мощных врагов. Часть исследователей считает, что можно разглядеть какие-то общие тенденции в личности таких женщин, другие утверждают, что общий профиль не существует. Социальный портрет террористки-смертницы составить слишком сложно. Он формируется под воздействием множества политических и социальных, культурных и религиозных факторов, и поэтому в разных регионах мира различен. На наш взгляд, общего портрета не существует, так как он слишком противоречив. В целом, есть согласие по одному пункту — смертники в основном молодые. Возраст террористок — 18-40 лет. Специалисты объясняют молодость смертников теми настроениями, которые господствуют у разных возрастных групп. Так, положительное отношение к политическому насилию преобладает у 14,5 % молодых людей в возрасте до 17 лет. Этот процент у следующей группы — в возрасте до 24 лет составляет 14,9 %, а затем начинает снижаться, достигая 6 % у людей в возрасте 64 лет. Социальная среда, из которой выходят смертницы, разнообразна. Среди них есть безработные и преуспевающие профессионалы, бедные и обеспеченные, студентки и безграмотные. Чаще это — незамужние женщины сложной судьбы. У многих погибли или пропали без вести члены семьи и близкие. Выбор пути смертницы делается как под влиянием каких-либо трагических событий в личной жизни, так и сознательно, в силу идеологических убеждений. Методов вербовки в ряды смертниц существует огромное количество. Среди них — «продажа» девушек боевикам, «накачивание» их наркотиками, изнасилования с последующим шантажом и принуждением согласиться выполнить «очистительную» миссию .

Исследователи Марьин МП., Касперович ЮТ. справедливо выделяют две большие группы: это «черные вдовы» (вдовы или ближайшие родственницы погибших в боях членов незаконных вооруженных формирований) и «невесты Алла-ха»(молодые девушки, чаще всего из ваххабитских семей, где женщине прививается культ преклонения перед мужчиной, или девушки, выросшие без отца). К числу социально-психологических факторов, которые способствуют формированию психологических особенностей у лиц, выбирающих террористическую деятельность, относятся: неблагоприятные условия в семье, потеря близких в результате криминальных действий против них, одиночество, комплекс неполноценности, невостребован ность, отсутствие самореализации и значимого статуса, пренебрежение со стороны окружающих, нерешительность, неумение принимать самостоятельные решения и в соответствии с этим выбирать варианты поведения, изолированность от внешних положительных связей и влияние позитивной социальной среды, стремление к самоутверждению своей значимости, агрессивность, эксцентричность, зависть и ненависть к преуспевающим людям, корысть, мнимый патриотизм и религиозный фанатизм, обида на правоохранителей, шантаж, запугивание, принуждение .

Что движет террористками? Религиозный фанатизм, который одурманивает сознание. Убийство

Литература:

1.Архимандрит Рафаил (Карелин). О фанатизме. Богословский комментарий на некоторые современные непростые вопросы вероучения. URL: http://apologet.spb.ru/ru/1481.html

2.Яхьяев МЛ. Фанатизм: проблема понятийного определения. Голос разума // Республиканский философский журнал. Махачкала, 2005. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гарунова Н.Н. социальные проблемы как одна из причин радикализации молодежи на Северном Кавказе // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 22 (351). С. 132-136.

4.Яхьяев МЛ. Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Махачкала, 2006.

5. Гарунова Н.Н. К вопросу о понятии религиозный фанатизм // Современная наука: тенденции и перспективы развития. Всероссийская научная конференция. Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. С. 161-163.

6.Debra Zedalis. Female Suicide Bombers, 2004.

7. МарьинМЛ.Психология террористов-

смертниц / МП. Марьин, ЮТ. Касперович // Педагогика в праоохранительных органах. 2012. № 1(48). С. 7.

людей — (етмый большой грех в любой религии) -провозглашается лидерами экстремистских исламистских организаций святым делом. Религиозная, патриотическая, националистическая риторика полностью вытесняют из сознания будущих смертников человеческую мораль и здравый смысл. Они укрепляются в своей вере в загробную жизнь. В недавнем прошлом сам факт использования женщин в качестве смертниц считался несовместимым с нормами и принципами религиозного учения ислама. Перед исламистскими фундаменталистами встала задача религиозного обоснования такого явления, ибо Коран строго запрещает самоубийство. Такое обоснование было найдено в формуле, гласящей, что женщины-смертницы свершают не акт самоубийства, а акт мученичества, а к мученикам Аллах благоволит. И все же, в исламском мире нет единства подходов к этой проблеме. Т.о. можно говорить о том, что тип террориста-смертника формируется под влиянием различных социальных и психологических факторов, особое место занимают фанатики. Группу социальных факторов составляют политический и экономический уровень развития общества, историко-куль^рные условия, степень недовольства и обид граждан, вектор направленности обид, эффективность контртеррористических мероприятий, традиционализм и повседневность в сообществе. Новым явлением в последнее время стало то, что среди смертниц заметное число стали занимать женщины славянского происхождения.

1.Archimandrite Raphael (Karelin). About fanatic-

ism. Theology comment on some recent difficult questions of doctrine. URL:http://apologet.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Debra Zedalis. Female Suicide Bombers, 2004.

7.Mar’in M.I. The psychology of suicide bombers / M.I. Mar’in, Yu.G Kasperovich // Pedagogy in law enforcementorgans. 2012. № 1 (48). P. 7.

8. Гарунова Н.Н. Эническое пространство России как способ формирования российской идентичности / Н.Н. Гарунова, HP. Байдулаева // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. Т. 18. № 16 (143). С. 26

9. Гарунова Н.Н. Событийность, традиционализм и повседневность в межнациональном взаимодействии студенческих сообществ северного Кавказа / Н.Н. Гарунова, АЛ. Скорик, АЛ. Цыбульникова // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 4. С. 187.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Шарипова, Эльвира Маннуровна, 2014 год

Список литературы

1 .Конституция РФ. Статья 14 от 12.12.1993. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.rU/popular/cons/l_l.html#pl09 — (Дата обращения: 7.07.2013).

2.Федеральныйзакон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями) // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». -Режим доступа: http://base.garant.rU/171640/#ixzz2xKvSG7VE. — (Дата обращения: 17.05.2012).

3.Федеральныйзакон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/32140.html. — (Дата обращения: 19.06.2013).

4.Долгосрочнаяцелевая программа Комитета по делам национальностей Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений на 2014-2016 годы», Тюмень, — 2013. — 44с.

5.Закон Тюменской области «О молодежной политике в Тюменской области» от 06.02.1997 №72. // Официальный сайт «WWW-Кодекс». -Режим доступа: http://law.admtyumen.ru — (Дата обращения: 1.12.2013).

6.АберкромиН. Социологический словарь: Пер. с англ./Н.Аберкроми, С. Хилл, Б.С.Тернер; под ред. С.А. Ерофеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004,- 620 с.

7.АнцуповА .Я. Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.-Петербург. — 2006.

8.АсмоловА.Г. Психология обыкновенного фанатизма. «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» выпуск 1 — 2, — Режим доступа: www.tolerance.ru. — (Дата обращения: 11.05.2010).

9.Ашкинази Jl. А. Измерение религиозности стр. 4665-4673. IV Очередной Всероссийский социологический конгресс Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Социология религии: традиционное и новое в жизни общества. Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. -Режим

Ю.Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика и этос воспитания. Научно-публицистическая монография. Тюмень: НИИ прикладной этики; Центр прикладной этики, 2002. — 256 с. С.48)

11.Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. — М.: 2003. -218с.

12.Барбакова К.Г., Голенкова З.Т..Социально-историческая детерминация глобализационных процессов в мировом сообществе. С. 41-45. Современное общество и социология: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. профессора М.М.Акулич. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2008. — 324с

13.Бачинин В. Национальная идея для России: выбор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом Исторические очерки политической теологии и культурной антропологии. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bachinin/04.php. — (Дата обращения: 21.05.2013).

14.БезроговВ.Г. Социальное пространство личности Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива. — Режим доступа: http:///http://rl-online.ru/articles/4-02/206.html. — (Дата обращения: 23.03.2013).

15.БердяевН. О фанатизме, ортодоксии и истине. Русские записки. Париж — Шанхай, 1937. — 180 с.

16.БехтеревВ. «Внушение и его роль в общественной жизни» ПИТЕР Санкт-Петербург Москва-Харьков-Минск, 2001. — 256с.

17.Бодрийар Ж. Америка. Перевод с французского Д. Калугин. Санкт-Петербург, Владимир Даль, 2000. — 206 с.

18.БрескаяО.Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода. // Социологические исследования № 12. 2011,- С. 77-87.

19.БулгаковС. Основания экуменизма. Журнал «Путь», 1938-1939. — С.3-15.

20.ВарданянцТ.К. Терроризм: диагностика и социальный контроль // Социологические исследования, — 2005. — №7.

21.ВеберМ. Избранные произведения. Перевод с немецкого Составление, общая редакция и послесловие доктора философских наук Ю. Н. Давыдова; Предисловие доктора философских наук П. П. Гайденко Москва «Прогресс», 1990 — 704 с.

22.ВитюкВ. В., Данилевич И. В. Терроризм как политический феномен и как теоретическая проблема // Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы. М.: Институт социологии РАН, 2003.

23.ВолковЕ. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1996.- № 2 — С. 87-93.

24.ВольтерФ. Философские повести. Философские письма. Статьи из «Философского словаря»: / Вольтер. — М.:АСТ: Астрел, 2011. -748с.

25.Гегель,Г. Философия права. М.: 1990. — 843 с.

26.ГегельГ. Философия религии . В 2-х томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1976. — 532 с.

27.ГегельГ. Философия религии . В 2-х томах. Т.2. М.: «Мысль», 1976.- 573 с.

28.ГиршВ. Гениальность и вырождение. ООО «АНТТ- Принт»Санкт-Петербург, 2005.-288 с.

29.Глобальныйбарометр надежды и отчаяния Global Barometer on Hope and Despair. Международный опрос. — Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2012/08/02/4743 — (Дата обращения: 20.01.2014).

30.ГольбахП. Галерея святых. Издательство: М.: Политиздат. 1962. — 352 с.

31.ГольбахП. Священная зараза. Разоблаченное христианство. — М.:1936. — С. 127128.

32.Государственно- конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области (справочник) / под редакцией Клюевой В.П. — Печатный дом «Тюмень», 2009. — 304 с.

33.ГудковЛ. Об интерпретации одного социологического исследования. — Режим доступа: http://expert.rU/2012/12/6/ob-interpretatsii» odnogo-sotsioIogicheskogo-issledovaniya. — (Дата обращения: 1.06.2013).

34.ГуревичП.С. Спасет ли мессия? «Христомания» в западном мире. Философско-публицистический очерк. -М.: Политиздат, 1981. -272с.

35.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Издательство: Эксмо, 2010.-928с.

36.ДворкинА. Десять вопросов навязчивому незнакомцу (Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным). — М.: Информационно-консультативный Центр Свмч.Иринея еп. Лионского, 1995. — 44 с.

37.ДворкинА.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2002. — 554 с.

38.ДобреньковВ.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 768с.

39.ДробижеваЛ.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости. — Режим доступа:: http://www.civisbook.ru/files/File/Nacionalno-grajd.pdf. — (Дата обращения: 16.05.2012).

40.ДудинаВ.И. Социологический метод: от классической к постнеклассической точке зрения // Журнал социологии и социальной антропологии, 1999. — С.57-65.

41.ДюркгеймЭ. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. — М.: Мысль, 1994. — с. 399 с.

42.ДюркгеймЭ. Элементарные формы религиозной жизни. Статья из сборника: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. — М.: Канон+, 1998. — 432 с.

43.Зайцева А. Спектакулярные формы протеста в современной России: между искусством и социальной терапией. Неприкосновенный запас 2010. № 4 — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2010/4/za4.html. -(Дата обращения: 21.03.2014).

44.3алевский Г.В. Фанатизм как проблема духовного здоровья личности и общества Сибирский психологический журнал, 2009. — №28 — С. 50.

45.3иммель Г. К социологии религии // Избранное. Том первый- Философия культуры. М.: 1996. — 671с.

46.Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления. Социологические исследования, 2008. — № 5 — С. 37-47.

47.ИвановС.Н. Терроризм смертников. Исторический аспект. // Вестник Удмуртского университета. Выпуск 1. 2008. — С. 126-134.

48.ИльинИ. Что такое религиозность? Журнал Шестое чувство, 2008. — №1 — С. 25.

49.ИпатоваЛ.П. Современные особенности освоения православной традиции//Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М.: 2008. — 414 с.

50.ИсторияРусской Церкви Проф. П. В. Знаменского. Профессор П. В. Знаменский как историк Русской Церкви. Введение в историю Русской церкви: христианство в России при святом Владимире изданию девятому, исправленному. Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории. Москва. 2000. -123 с.

51.Историяв Энциклопедии Дидро и дАламбера. Христианство (Christianisme), т. 3, 1753. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: Наука, 1978. -318с.

52.Итогивсероссийской переписи населения 2010 года -Режим доступа: http://www.gks.ru — (Дата обращения: 2.07.2012).

53.КанерваС. Фанатизм. Личный взгляд на проблему. -Режим доступа: http://www.urantia.spb.ru/fanat.html — (Дата обращения: 1.05.2011).

54.Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Сочинения: В 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 6.

55.КантИ. Трактаты и письма. — М.: 1980. — 224 с.

56.КантеровИ. История и плоды одного открытия. — Режим доступа: http://www.galactic.org.ua/SLOVARI/f-4.htm — (Дата обращения: 2.10.2013).

57.КарсавинЛ. П. Основы средневековой религиозности в XII — XIII веках. Пг.,типография «Научное дело», 1915. — 360 с.

58.КимВ.В. Фанатизм как социальный феномен. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 2003, — 195с

59.КимВ.В. Некоторые аспекты формирования фанатизма на примере религий // Международный сборник научных трудов. Выпуск 10. — Волгоград, издательство ВолТГУ, 2006.-С. 29-35.

60.КондратьевМ. Ю., Ильин В. А Азбука социального психолога-практика. ПЕР СЭ, Москва, 2007 — 464с.

61.КонценП. Фанатизм. Психоанализ этого ужасного явления / Пер. с нем. — Ч.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2011. — 388 с.

62.КороленкоЦ. П., Дмитриева Н. В. Семь путей к катастрофе. — Новосибирск: Наука, сибирское отделение, 1990. — 224 с.

63.КороленкоЦ. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. -Издательство НГПУ, Новосибирск, 1999.

64.КузнецоваМ.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления: Диссертация на соискание степени кандидата философских наук. Омск, 2003. -171с.

65.КулаковА.П. Измерение в социологии. — Новосибирск: НГАСУ, 2005. — 124 с.

66.ЛазуткинВ.В. От раскола к цельности: истоки фанатизма.// Омский научный вестник. Вопросы философии, 2008. — № 5 — С. 115-117.

67.ЛебедевС.Д. Парадоксы религиозности в мире Позднего Модерна. // Социологические исследования, 2010. — №12 — С. 85-94.

68.ЛебонГ. Психология народов и масс. Издательство Терра — Книжный клуб, 2008. -272 с.

69.Левада,Ю. А. Сочинения : избранное : социологические очерки, 2000-2005 / Ю. А. Левада: . — М.: 2011.-507 с.

70.Левада-центр — Режим доступа: http://www.levada.ru/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman. — (Дата обращения: 21.05.2013).

71.ЛевитовН.Д. О психических состояниях человека. М.: 1964. — 343 с.

72.Леви-СтросК. Первобытное мышление. — М.: Республика, 1994. — 384 с.

73.ЛенинВ.И. Социализм и религия. Полное собрание сочинений В. И. Ленина, Издательство политической литературы, Москва, 1965 т. 12 — 38500 с.

74.ЛоккД. Опыт о человеческом разумении // Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 2 — 581с.

75.ЛомброзоЧ. Анархисты: Кримин.-психол. и социол. Очерк. Пер. с 2 итал. доп. изд. Н. С. Житковой. — Лейпциг ; Санкт-Петербург: «Мысль» А. Миллер, 1907 (Одесса). — 138 с.

76.ЛомброзоЧ. Гениальность и помешательство. — М.: Астрель: Полиграф-издат, 2012.-348 с.

77.МарксК. и Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви / М.: Мысль 1986. — 669 с.

78.МассиР. К. Петр Великий: В 3 т. Т. 1. Смоленск: 1996.-464 с.

79.Митрохин,Л. Н. Религия и культура (философские очерки). — М.: ИФ РАН, 2000. — 318с.

80.НалетовИ. В. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности // Социологические исследования № 5, 2004.

81.Национальныйсостав Тюменской области — Режим доступа: http://www.portal-urfo.ru/tumen/about/naselenie/national — (Дата обращения: 21.05.2013).

82.НаэмДж. Психология и психиатрия в США. М.: Прогресс 1984. — 306 с.

83.НиколаевВ.Г. Идентичность//Культурология XX век. Энциклопедия в 2-х т. Т 1/Гл.ред и сост. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга; 1998. — 1392 с.

84.НикольскийН.М. История русской церкви. — М.: 1988. — 455 с.

85.НицшеФ. Веселая наука. Издательство «Азбука» Санкт-Петербург, 201. — 352с.

86.НицшеФ. Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм. Так говорил Заратустра. — М.: ACT: Астрель, 2011. — 691с.

87.НицшеФ. Сумерки идолов, или как философствуют молотом» Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 2, перевод — Н. Полилова. Издательство «Мысль»: 1990. — 829 с.

88.НовиковаJI. Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления (социологический аспект). Минск: — 2001.

89.Ноэль.Э. «Массовые опросы». М.: Ава-Эстра, 1993. — 272 с.

90.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская АН.; Российский фонд культуры; — 2-е изд., — М.: АЗЪ, 1995. — 928с.

91.Ольшанский Д.В. «Психология терроризма» Питер, 2007. — 288 с.

92.Отчет о научно-исследовательской работе социологическое исследование на тему: «Изучение ситуации в сферах общественно-политических, межнациональных и общественно-религиозных отношений в Тюменской области» ООО «Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2» Тюмень, 2010- 108 с.

93.0мельчук Р.К. Фанатизм в свете онтологического подхода к вере. Вопросы философии № 2012, М.: Наука — С. 25-34.

94.ПанкратоваГ. Религиозность и религиозная самоидентификация. — Режим доступа: http://reset.ivanovo.ac.ru/courses/6-lectures/34-samoident. -(Дата обращения: 13.06.2013).

95.ПанченкоO.A., Кутько И.И., Березовский В.Н. Психические расттройства при религиозных ритуалах// Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 и Харьковской медицинской академии последипломного образования/ Под общ. ред. П.Т. Петрюка, Р.Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т.4,- С. 76-79.

96.ПарыгинБ. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.

97.ПоликарповB.C., Поликарпова В.А. Феномен человека — вчера и завтра. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс» 1996. — 576 с.

98.ПруцковаE.B. Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях Государство. Религия. Церковь «№ 2, 2012. — С. 268-293.

99.РапопортА. Истоки насилия: подходы к изучению конфликта./УСоциальный конфликт: современные исследования. — М., 1991. — С.36-51.

100.РасселБ. Фанатизм и терпимость. Интервью 1959 года. -Режим доступа: http://musa.narod.ru. — (Дата обращения 26.12.2010).

101.Религиозныеорганизации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск.- М.: Республика, 1996.- 271 с.

102.Религия,свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под рук. Н.А.Трофимчука.- М.: Изд-во РАГС, 1996. — 286 с.

103.РобеспьерМ. Избранные произведения. Т. III. М.: «Наука», 1965. — 71с.

104.РогожинВ. Фанатизм. — Режим доступа: http://dkp.narod.ru/fanat.htm. — (Дата обращения: 2.12.2010).

105.РозановВ. Метафизика Христианства Купол Храма. Издательство ACT, 2000. -864 с.

106.СабироваГ.А. Мусульманские идентичности и дискурсивная традиция ислама в постсоветской России //Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М., 2008. — С.457-494.

107.СаванковаН. Затворников по осени считают. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/10/01/sekta.html. — (Дата обращения: 24.08.2013).

108.СанаеваТ.Н. Социальный фанатизм / Нижегор. гос.архитектур.-строит, ун-т, Общерос. акад. человековедения,- Н. Новгород : Гладкова, 2001. — 100 с.

109.СанаеваТ.Н. Социальный фанатизм: Диссертация на соискание степени кандидата философских наук. — Нижний Новгород, 2002 — 195с.

1 Ю.Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций// Психология эмоций. Тексты. — М.: 1984. -С.120-137.

Ш.Сартр Ж.-П. Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу// Проблема человека в западной философии. — М., 1988. — С.443-482.

112.Светлов В.А. Аналитика конфликта. — СПб.: 2001.

1 И.Севостьянов Д. Фанатизм. Анализ иерархических и инверсивных отношений. // Журнал Власть № 12, 2009. — с. 80-82.

1 М.Сергиенко Н.П., Круглик Н.В., Муха В.Н. Религиозная идентичность жителей Краснодарского края. — Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-8-2013/sociology/sergienko-kruglik-mukha.pdf. — (Дата обращения 6.01.2014).

115.Симонова O.A. К формированию социологии идентичности. Социологический журнал № 3, 2008. — С. 45-61

Пб.Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7. — С. 89-96.

117.СинелинаЮ. Религия в современном мире. — Режим доступа: http://www.luther.ru/society/opinion/1813-2013-01-03-09-07-41.html — (Дата обращения 12.12.2013).

118.СкляроваТ.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследовани // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. Вып. 4 (15), 2009 — С. 7-17.

119.Собраниесочинений К. Маркса, Ф. Энгельса. К истории первоначального христианства с.472. Т.22 Издательство: Госполитиздат, 1955. — 25000 с.

120.Советскийэнциклопедический словарь под. рук. А.Н. Прохорова, Н.С. Гиляровского Изд-во «Советская энциклопедия, М.: -1980. — 1409 с.

121.Социокультурныйпортрет Тюменской области: коллективная монография / науч. ред. Г.Ф. Ромашкина, В.А. Юдашкин. Тюмень: Издательство Тюменский государственный университет, 2011. — 356с.

122.СорокинП. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. — М.: ИПП, 1992,- С. 295-425.

123.СорокинП. Философия голода//Новое время, 1992, № 3. С. 40-42.

124.СпинозаБ. Богословско-политический трактат.//Избранные произведения в 2 т. Т.2. -М.: 1957.-727с.

125.Сумеркибогов/Сост. И общ. ред. A.A. Яковлева: М.: Политиздат, 1990. — 398с.

126.СухдеоГ. — Режим доступа: http://radasteya-info.narod.ru/secret.htm. — (Дата обращения: 12.05.2011).

127.Тайныеобщества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Подгот. текста Н.И.Макаровой.- Мн.: Литература, 1996. — 624 с.

128.ТенбрукФ. Репрезентативная культура. //Социологическое обозрение. — 2013. -№3. — С.93-120.

129.ТитаренкоЛ. Введение / Кафоликия: сборник материалов межд. конф. «Православие в постсоветские времена: осмысление ситуации» / Под ред. С. Г. Карасёвой. Минск, — 2007.

130.Толковыйсловарь русского языка. Современная версия М.: Изд-во Эксмо, 2005. -736с.

131.ТолмачА.Д. Феномен терроризма в массовом сознании.// Социологические исследования — 2009. — №4. — С. 82-88.

132.Тоталитаризм:что это такое? Исследования зарубежных политологов. 4.1. -М.: ИНИОНРАН, — 1993.

133.ТоффлерЭ. Третья волна. — М. ACT, 1999.- С. 6-261

134.ТощенкоЖ.Т. Парадоксальный человек / Тощенко Ж.Т. — М. : Гардарики, 2001. -400 с.

135.ТощенкоЖ.Т. Религиозная идентичность и бюрократия. -Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Toshenko.pdf . — (Дата обращения: 29.10.2013).

136.ТощенкоЖ.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. — 511 с.

137.ТощенкоЖ.Т. Теократия: фантом или реальность? — М.: Academia, 2007. — 664 с.

138.ТощенкоЖ.Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003. — 432 с.

139.УгриновичД.М. Психология религии М.: Политиздат, 1986. — 352 с.

140.УгриновичД.М. У истоков искусства и религии // Наука и религия. — 1981. -№ 12.

141.Федеральная служба государственной статистики. Том 1. Численность и размещение населения. — Режим доступа:

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612.htm. — (Дата обращения: 30.05.2012).

142.ФарахутдиновШ.Ф., Бушуев A.C. Обработка и анализ данных социологических исследований в пакете SPSS 17.0. Курс лекций: учебное пособие. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2011.-220 с.

143.ФейербахJI. Избранные философские произведения в 2 томах,- Том 2,- М.: Полит.лит-ра, 1955. — 942с.

144.ФейербахJI. Сущность христианства//Фейербах JT. Сочинения. В 2т. Т.2.-М.:Наука, 1995.-424 с.

145.ФеррероГ. Величие и падение Рима — Изд-во «Наука», Москва, 1998. — 159 с.

146.ФестингерJI. Введение в теорию диссонанса.— Современная зарубежная социальная психология. М.: 1984, — с. 97-110.

147.ФилатовС.Б. Современная Россия и секты // Иностранная литература. — 1996. -№8 — С.201-219.

148.ФилатовС.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. — 2005. — №4 — С. 3940.

149.ФишерК. История новой философии: введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Верлуамский // Фрэнсис Бэкон Верлуамский: реальная философия и ее эпоха. М.: Издательство ACT, 2003. — 541 с.

150.ФойгельА. М. Социальная природа религиозного фанатизма. Диссертация на соискание степени доктора философ, наук. — Ленинград, 1973. — 279 с.

151.ФойгельA.M. Социальная природа религиозного фанатизма. Автореферат на соискание канд. филосов. наук. Л., 1973,

ч152.Фолкнер Д, Де Ионг Г.. Религиозность в пяти измерениях: эмпирический анализ.

Социологические исследования. — 2011. — №12 — С.69-77.

153.ФомичевП.Н. Социологические теории национализма. Научно-аналитический обзор. — М.: 1991.

154.ФранкС. Л. Крушение кумиров//Франк СЛ. Сочинения. — М.: 1990.- С. 111-180.

155.ФранкСЛ. Политика и идеи//Франк СЛ. Сочинения. — М., 1990. — С.66-76.

156.ФранкС.JI. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии. — 1992. — № 3. — С. 120.

157.ФранкСЛ. Этика нигилизмаУ/Франк СЛ. Сочинения. — М.: 1990. — С.77-110.

158.Фрейд3. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.:Азбука Аттикус, 2012,- 192с.

159.ФроммЭ. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT: Астрель, 2004. -625с.

160.ФроммЭ. Догмат о Христе. — М.:Юлимп, 1998. — 414 с.

161.Хвыля-ОлинтерА.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83с.

162.ХейзингаЙ. Осень средневековья. — М.: 1988. — 371с.

163.ХизриеваГ. Пора защищать ряды мусульман от провокаторов. — Режим доступа: http://expert.ru/russian_reporter/2013/43/islamu-ob_yavlen-dzhihad. — (Дата обращения: 14.11.2013).

164.Черныш Ю.А. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (на примере старообрядческой общины г.Самара) //Автореф. на соиск.уч.ст.канд.соц.наук. М.: 2005.

165.Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века — М.: Академический Проект, 2005. — 304 с.

166.Чистяков Т.П. Психология религиозного фанатизма // Межкультурный диалог: Исследования и практика// Под редакцией Г.У Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой, М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. — С. 23-31.

167.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Изд-во Прогресс, 1996 — 340 с.

168.ЮнгК. Аналитическая психология, прошлое и настоящее. Изд-во Мартис, 1995 -320с.

169.ЯблоковИ.Н. Философия религии. Актуальные проблемы: Монография- М.: Из-во РАГС, 2007. — 248 с.

170.Ядов,В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под. ред. В.А. Ядова. -Л.: Наука, 1979. — 264 с.

171.Ядов,В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. -1995. -№3-4. -С.158-181.

172.ЯдовВ.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: 1999. — 279 с.

173.ЯковлевH.H. Религия в Америке 80-х: Заметки американиста. — М.: Политиздат, 1987,- 192 с.

174.ЯмпольскийМ. Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана. М.: Новое литературное обозрение, 2004. — С. 412-426.

175.ЯхьяевМ.Я. Истоки и смысл фанатизма. Монография Махачкала ИПЦ ДГУ 2005. — 212 с.

176.ЯхьяевМ.Я. Феномен религиозного фанатизма. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. -231с.

177.AllportG. The Individual and His Religion: A Psychological Interpretation. Oxford, England: Macmillan, 1950. P. 9

178.BatsonD., Ventis L/ The Religious Experience/ A social-phsychological Perspective. P. 205

179.BürkeE. A Letter to a Noble Lord (1796)//The Works… L., 1808. Vol. 8. P. 55

181 .Freud S. Ansprache an die Mitglieder des Vereins BNai Brith // GW. 1941. 17. S. 51.53

182.GlockC. On the Study of Religious Commitment//Religious Education, Research Supplement, 1962, № 42

183.GuardR. Des choses cachees depuis la fondation du monde. 1978.

184.HennemanG. Zur Phänomenologie des Ulaubens.— Zeitschrift für Religions und Geistesgeschichte, 1971, Heft 1/2, S. 18-19

186.LevasseurR. Op. cit. T. 3. P. 63

187.M-me de Staël. De l’influence des passions sur le bonheur des individus et des nations. Lausanne, 1796. c.202

Численность населения на начало года

Тюменская область (включая автономные округа)

Численность населения тыс. человек- всего,3323,33345,13373,43398,93430,3

в том числе: городское сельское2564,6 758,72591,0 754,12621,6 751,82648,6 750,32679,6 750,7

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Численность населения тыс. человек- всего,1478,21488,31505,21520,01538,5

в том числе: городское сельское1344,5 133,71357,2 131,11374,4 130,81390,6 129,41409,2 129,3

Ямало-Ненецкий автономный округ

Численность населения тыс. человек- всего,530,6538,6542,8543,6546,2

в том числе: городское сельское450,6 80,0457,9 80,7461,3 81,5461,8 81,8463,9 82,3

Таблица 2

Распределение населения по полу на начало года

20062007 200820092010

Тюменская область (включая автономные округа)

Численность населения — всего, тыс. человек3307,53323,3 3345,13373,43398,9

в том числе: мужчины женщины1603,6 1703,91607,9 1615,6 1715,4 1729,61626,8 1746,61636,6 1762,3

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Численность населения — всего, тыс. человек1469,01478,2 1488,31505,21520,0

в том числе:

мужчины726,6729,2732,4739,1744,7

женщины742,4749,0755,8766,2775,2

Ямало-Ненецкий автономный округ

Численность населения — всего,

тыс. человек523,4530,6538,6542,8543,6

в том числе:

мужчины262,1265,3268,6270,1269,9

женщины261,2265,4270,0272,6273,7

Таблица 3

Распределение населения по возрастным группам __на начало года _

Тюменская область

(включая автономные округа)

Численность населения —

всего, тыс. человек3307,53323,33345,13373,43398,9

в том числе:

моложе трудоспособного661,5647,0636,4635,8642,9

трудоспособном2288,22308,22323,82331,72331,2

старше трудоспособного357,8368,1384,9405,9424,8

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Численность населения —

всего, тыс. человек1469,01478,21488,31505,21520,0

в том числе:

моложе трудоспособного306,4300,0295,5295,7299,0

трудоспособном1053,51061,91067,31072,81073,5

старше трудоспособного109,1116,3125,5136,7147,5

Ямало-Ненецкий автономный округ

Численность населения —

всего, тыс. человек523,4530,6538,6542,8543,6

в том числе:

моложе трудоспособного118,6116,7114,7113,7113,5

трудоспособном376,1382,5388,8389,6387,3

старше трудоспособного28,731,535,139,542,8

Религиозная принадлежность населения (% по столбцу)

РелигияЮг ТОХМАОЯНАО

Православие75,071,671,268,271,671,3

Ислам3,39,18Д8,38,112,0

Иудаизмод0,20,10,90,10,9

Буддизм0,30,30,20,60,60,2

Протестантизм1,20,10,30,80,20,5

Католицизм0,3ОД0,90,80,60,6

Другое0,30,90,51,80,40,2

Нет ответа19,517,71918,71814

Всего ответов100100100100100100

Число религиозных организаций (по данным Управлений Министерства юстиции России по Тюменской

области)

на начало года, единиц

Все религиозные организации в том числе368370371380378

по конфессиям:

Русская православная церковь145146144146146

Римско-католическая церковь77777

Ислам919095106107

Иудаизм11111

Евангельские христиане-баптисты2021202020

Пятидесятники4142413938

Адвентисты седьмого дня99999

Лютеране11211

Свидетели Иеговы88888

Сознание Кришны22111

Иные верования4343434240

Соотношение коренных и приезжих жителей Тюменской области по принадлежности к конфессиям (% по столбцу)

РегионКонфессиональная принадлежностьЗдесь родилсяПриехал по своему желанию из другого город (села) нашего регионаПриехал по своему желанию из другого региона России или СНГВынужденный переселенец (беженец) из другого региона РоссииПриехал сюда временно из Другой страны

Юг ТОПравославие898689848884893550

Ислам31031071011355075

Другие21322429

Отказ52544325

ХМАОПравославие84878480848270866056

Ислам7691010121074011

Другие341534522

Отказ63754315711

ЯНАОПравославие83888482857976895660

Ислам98913101814411

Другие2322235720

Отказ6153352220

Конфессиональная принадлежность групп населения, проживающих в

регионе (% по столбцу)

РегионКофессиональ-ная принадлежностьКак долго Вы живете в регионе

до 5 лет5-15 лет16-25 летболее 25 лет

Юг ТОПравославие8181938389828886

Ислам81431041349

Другие22132231

Отказ от ответа103235453

Таблица 3

Отношение различных слоев населения к своей религиозности

(по данным 2010 г.)

ПоказателиВерующийСкорее верующий, чем неверующийСкорее неверующий, чем верующийНеверующийАтеистНет ответаИтого

Пол респондента

Мужчины3436111262100

Женщины35458732100

Возраст

до 25344161161100

65+4625101324100

Тип поселения

Деревня,село294091362100

Рабочий поселок413391241100

Малый город (до 100 тыс. жителей)34449741100

Средний город (100-500 тыс. жителей)363791152100

Крупный город (более 500 тыс. жителей)36457534100

Образование

Без образования, начальное образо-40251011105100

Незаконченное среднее40407742100

Среднее общее363691253100

Начальное специальное353981341100

Среднее специальное35409942100

Незаконченное высшее35419752100

Высшее31479841100

Послевузовское (второе высшее, аспирантура и др.)383810105100

Материальное положение Ваше, Вашей семьи сегодня

Денег не хватает на повседневные затраты413210962100

На повседневные затраты уходит вся зарплата40397752100

На повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна3637111052100

В основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов приходится брать в долг32439И42100

Почти на все хватает, но затруднено приобретение квартиры, машины, дачи28499941100

Практически ни в чем себе не отказываем4240593100

Давно ли Вы живете в этом городе/поселке/селе/деревне?

Менее 5 лет363910952100

5-15 лет344191042100

16-25 лет334191062100

Больше 25 лет35419942100

Отказ от ответа303541317100

Вы здесь родились или приехали из другого города (села), из другого региона?

Здесь родился344091151100

Приехал по своему желанию из др. города (села) нашего региона344210942100

Приехал по своему желанию из другого региона РФ или СНГ35429951100

Вынужденный переселенец из другого региона РФ или СНГ45276498100

Приехал сюда временно из другой страны36151318810100

В среднем34419952100

Показатели государственной программы Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений и профилактике экстремистских

проявлений» на 2014-2016 годы

Государственный заказчик Комитет по делам национальностей Тюменской области

№ЕдНаправленноВесБазовое2013ПланируемыйЦел

п/ п.сть0-значенгодпериодево

изпоказателявойне(оцеп2012012016г.е

м.(прямого/обр атиого счёта)коэ ф- фиц и- ентпоказат еля 2012 г. (факт)ка)4 г.5г.зна чен ие пок аза-тел я

Цель 1. Обеспечение межнационального согласия. Профилактика этнического

экстремизма.

1Показатель цели 1.78,2977

Показательн о О и

этнической

толерантностииз

(по результатамю 03

социологически X исследований)Н О

%П0,34

Задача 1.1. Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде

2Показатель 1. Количество протестных акций на0и0 н о о и л

национальнойЦ к ю оЗ н о

основеед.О0

Задача 1.2. Реализация мероприятийнационально — культурного развития

3Показатель 1. Количество мероприятий национально-261

культурного развитияед.п254280300304304

Показатель 2. Количество участников мероприятий национально- культурного развития24 180

че л.П23200243 00249 0025 00025 000

4Показатель 3. Численность участников областного казачьего фестиваля «Благовест»:

количество казачьих обществ и организаций,ед.П161719222222

количество казачьих художественны х коллективов,ед.п959597100100100

в них участников.че л.п11001100130 0150 01500150 0

Задача 1.3. Реализация мероприятий в этнической среде

5Показатель 1. Количество национально- культурных объединений, организующих изучение родных (национальных) языковед.п121212121212

количество групп,ед.п696565656565

в них учащихсяче л.п15851500150 0150 0150 01500

6Показатель 2. Доля граждан, укдовлетворенн ых реализацией этнокультурны х прав, от общего числа жителей Тюменской области%п

Цель 2. Обеспечение межконфессионального согласия. Профилактика религиозного экстремизма.

7Показатель цели 2. Уровень религиозной толерантности (по результатам социологически X исследований)%п0,3390,176,70стабильность

Задача 2.1. Развитие взаимодействия и укрепление сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере

8Показатель 1. Количество протестных акций на религиозной основеед.О00стабильность

2.2. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов

9Показатель 1. Количество культовых объектов, восстановленны х при поддержке областного бюджета (нарастающим итогом)ед.п595960606060

Финансовые затраты по задаче 2.2.ты с. РУ б.707 87779 67655 81827 05027 050

Цель 3. Обеспечение общественно-политической стабильности в регионе. Профилактика политического экстремизма.

10Показатель цели 3. Оценка населением области уровня общественно-политической стабильности в регионе(по результатам%п0,3372,575,9стабильность

социологически

X исследований)

Задача 3.1. Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Оценка процессов в сфере общественных отношений

11Показатель 1. Оценка удовлетворенно сти населения деятельностью органов власти региона по обеспечению условий для реализации гражданских инициатив(по результатам социологически X исследований):%Пстабильность