Фармацевт в аптеке

Провизор (от лат. provisor — заранее заботящийся, заготовляющий, греч. pharmakeutes — приготовляющий лекарства.) — это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой.Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Звание провизора по уровню квалификации соответствует врачу.

Фармацевт, окончивший колледж или техникум (среднее профессиональное образование) может работать помощником провизора: изготавливать некоторые формы лекарств, отпускать лекарства и руководить аптекой при отсутствии специалиста с высшим образованием.

Особенности профессии

Самое распространённое название для провизора или его помощника — аптекарь. Однако аптека не охватывает всего разнообразия этой профессии.

Фармация — это комплекс научно-практических дисциплин, занятых разработкой лекарственных средств, поиском природных источников лекарственных субстанций, исследованиями этих субстанций, вопросами хранения, изготовления, отпуска и маркетинга.

Фармация опирается на данные фармакологии — медико-биологической науки, изучающей лекарственные вещества и их влияние на организм.

Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование, а также сертификат по одной из специализаций:

  • управление и экономика фармации;
  • фармацевтическая технология и фармацевтическая химия;
  • фармакогнозия (фармацевтическая наука о лекарственных средствах, получаемых из лекарственного растительного и животного сырья).

Выпускник фармацевтического факультета, не имеющий сертификата, может заниматься фармацевтикой только под контролем квалифицированных специалистов-провизоров.
Для получения сертификата требуется обучение по программам послевузовского профессионального образования, прохождение интернатуры.

Организацией оптовой торговли лекарствами, контролем работы аптек занимается провизор, специализирующийся на управлении и экономике.
Он же может с помощью химического анализа проверять качество некоторых медикаментов, исходного сырья, поступивших в аптеку или на аптечный склад.Провизор, специализирующийся на технологии и химии, может самостоятельно изготавливать лекарства. Он руководствуется рецептом, который выписал больному врач: берёт необходимое количество указанный в рецепте медикаментов и вспомогательных веществ, размельчает компоненты или растворяет их в воде (или спирте), перемешивает, соединяет с основой (например, мазью). Готовое лекарство расфасовывает по отдельным дозам, оформляет документы и этикетку.

Фармакогносты занимаются организацией и анализом лекарственных растений и животного сырья (например, змеиного и пчелиного яда, плаценты и пр).

Фармация отличается от фармацевтики. Чем?

Фармацевтика — это прикладная дисциплина, посвящённая производственно-технологическому процессу. Иными словами, это индустриальное направление фармации. Традиционный метод фармации — ручное приготовление лекарств (в условиях аптеки или лаборатории при лечебной учреждении). Фармацевтика — это их массовое (промышленное) производство.

Личное мастерство человека при массовом производстве не так важно, как при ручной работе. В промышленности применяются максимально унифицированные технологии.

Если вы исследуете содержимое двух ампул одного и того же лекарства, но выпущенных на фабрике в разные месяцы или даже годы, то вы сможет убедиться, что они не отличаются друг от друга. Дело в неизменности технологического процесса.

Рабочее место

Провизоры работают в аптеках и научно-исследовательских институтах (разработка новых препаратов), на фармацевтических фабриках, в заготовительных подразделениях фабрик (сбор и обработка лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Возможные должности: провизор аптеки или аптечного склада, научный сотрудник, разработчик, организатор заготовок сырья, аналитик качества препаратов и сырья, специалист по лицензированию и сертификации, менеджер по продажам, специалист по маркетингу рынка медикаментов и др.

Зарплата на 22.04.2019

Россия 25000—65000 ₽

Москва 43000—95000 ₽

Обучение на Провизора (фармацевта)

Медицинский университет инноваций и развития (МУИР) оказывает услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации (сертификационный цикл) на базе высшего или среднего медобразования по направлению в формате очно-заочного обучения с применением дистанционных технологий. Выпускникам курсов выдаются удостоверения, дипломы, сертификаты.

Важные качества

При создании лекарств необходима хорошая память, предметно-действенное мышление, высокий уровень концентрации внимания, развитое чувство ответственности. А разработка новых препаратов требует склонности к исследовательской работе.

Если фармацевт работает в торговом зале аптеки, ему приходится общаться с покупателями. Это требует терпения, доброжелательности, культуры общения.

Знания и навыки

Провизор должен знать физико-химические свойства медицинских препаратов, технологии приготовления, правила хранения. Он должен свободно ориентироваться в их видах и группах, составе, правилах применения, дозировке. Хорошо разбираться в исходном сырье.

Обязательно знание латыни.

При работе в лекарственной промышленности необходимо знание современного фармацевтического оборудования, принципов работы «чистых зон», мировых стандартов GMP и основ биотехнологического производства.

Для организации аптечного дела, производства, оптовой торговли лекарствами не обязательно во всех тонкостях знать технологический процесс, но совершенно необходимо знать конъюнктуру рынка медицинских средств, обладать знаниями по маркетингу, разбираться в юридических законах, регулирующих торговлю и производство препаратов, уметь составлять контракты и договора. При работе с зарубежными партнёрами требуется знание иностранного языка.

Как стать фармацевтом, и какими базовыми знаниями необходимо овладеть в школе, чтобы получить эту профессию? Предлагаем вам поговорить о профессиональных особенностях фармацевтов более подробно.

Часто молодые люди, выбирая ту или иную профессию, имеют о ней смутное представление. Например, как можно узнать, чем на самом деле занимается фармацевт, стоящий за аптечным прилавком? По большому счету суждение об этой профессии возникает на основании увиденного, того, что «лежит на поверхности».

Ведь большинство людей не имеют возможности заглянуть в служебные помещения аптек, фармацевтических лабораторий или фармакологических заводов. Это — «святая святых», куда доступ простым людям закрыт, поскольку в таких учреждениях изготавливаются/продаются лекарственные препараты, которые не только спасают жизни людей, но и могут навредить их здоровью (естественно, при неправильном/чрезмерном использовании).

Как стать фармацевтом, и какими базовыми знаниями необходимо овладеть в школе, чтобы получить эту профессию? Предлагаем вам поговорить о профессиональных особенностях фармацевтов более подробно.

Кто такой фармацевт?

На протяжении всей истории цивилизации человечество искало средства для борьбы с болевыми ощущениями и болезнями. Первые свидетельства о существовании лекарств — древнеегипетские папирусы 17 века до нашей эры. О свойствах природных лекарственных средств известно из научных трудов древних врачевателей: Гиппократа, Теофраста, Диоскорида, Галена, Авиценны и других древних ученых, которые находили средства исцеления в окружающей природной среде, изучая состав и свойства растений/минералов.

Фармакология, как наука, получила свое название от древнегреческого φάρμακον «лекарство, яд» и λόγος — «слово, учение», что переводится как «учение о яде». С тринадцатого века фармакология выделена в самостоятельный раздел науки о медицине: изготовлением и продажей лекарств с этого времени стали заниматься аптекари, и произошло это в Италии. В России аптекарское дело появилось только при Иване Грозном, а развитие фармацевтической промышленности, по сути, началось только в восемнадцатом веке.

Современная фармакология изучает множество разных направлений и разделена на следующие дисциплины:

  • Теоретическая фармакология;
  • Нанофармакология;
  • Фармакогнозия;
  • Дозеология;
  • Токсикология;
  • Фармакогенетика и другие науки.

Такое разделение направлений обусловлено значительным объемом знаний, которые накоплены многовековой историей фармакологии и продолжают увеличиваться сегодня.

В зависимости от места работы обязанности фармацевта имеют значительные отличия. Так, если это работник аптеки (аптекарь), то в его обязанности будет входить:

  • консультация покупателей и отпуск лекарственных средств;
  • хранение и выкладка лекарств;
  • формирование спроса на медицинские препараты;
  • контроль за качеством лекарственных препаратов, реализуемых в аптеке.

Если же фармацевт работает в научно-исследовательском институте или фармацевтической лаборатории, то его обязанности будут заключаться в:

  • разработке новых медикаментов и усовершенствовании уже известных лекарственных препаратов;
  • работе над технологией изготовления лекарств;
  • изготовлении медикаментов.

Кстати, вопреки распространенному мнению, в должностные обязанности аптекаря не входит подбор медицинских препаратов. Он только может выступать в роли консультанта, который расскажет о фармакологических свойствах медикаментов и может предложить аналог препарата, в случае, если в аптеке не окажется лекарства, рекомендованного врачом.

Какими личностными качествами должен обладать фармацевт?

Профессия фармацевта похожа на профессию врача — ошибка специалиста может стоить человеку жизни, потому что, как говорил Парацельс, лекарство от яда отличается только дозой. Поэтому человек, который выбрал эту профессию, должен обладать такими личностными качествами, как:

Чтобы осуществить мечту и стать фармацевтом, во время обучения в школе нужно уделять большое внимание химии, биологии, физике, математике. Кроме того, нужно пониматься, что эта профессия требует постоянной готовности к обучению и совершенствованию знаний.

Преимущества профессии фармацевт

Огромным преимуществом этой профессии является тот факт, что фармацевтам сегодня не приходится беспокоиться о трудоустройстве — специальность фармацевта входит в десятку наиболее востребованных профессий на современном рынке труда. В стране работает огромное количество аптек, сладов фармацевтической продукции, лабораторий, заводов, НИИ различных форм собственности, занимающихся разработкой, выпуском и реализацией медицинских препаратов.

При этом, несмотря на то, что специальность фармацевт имеет многовековую историю, эту профессию можно смело назвать профессией будущего. А все потому, что люди болели, болеют и, к сожалению, будут болеть. А значит, потребность в изготовлении и продаже медикаментов человечество будет испытывать еще не один десяток лет.

Средний уровень заработной платы фармацевта колеблется в пределах 15-42 тысяч рублей, в зависимости от региона и формы собственности предприятия. Хотя эти цифры могут быть намного выше, в зависимости от занимаемой должности.

Недостатки профессии фармацевт

Выбирая профессию, которая помогает людям правильно заботиться о здоровье, нужно принимать во внимание собственное состояние здоровья. Например, при наличии аллергических реакций на определенные компоненты лекарственных препаратов, фармацевт не сможет заниматься их изготовлением, так как это может навредить ему самому.

Принимая во внимание график работы российских аптек (половина из которых работает круглосуточно), надо быть готовым к напряженному рабочему ритму и ненормированной рабочей неделе. Особенно тяжело работать аптекарям в период эпидемий. Мало того что поток покупателей в это время увеличивается во много раз, так еще и многократно возрастает вероятность заражения различными инфекционными заболевания при ежедневном контакте с ними.

В аптеки достаточно часто приходят больные и агрессивно настроенные люди, которые могут негативно отреагировать даже на самое невинное замечание специалиста. И нужно иметь колоссальное терпение, чтобы учтиво улыбаться и вежливо отвечать, когда тебя провоцируют на грубость или заставляют бегать от одного стеллажа к другому в поисках самого дешевого аналога того или иного лекарства.

Где можно получить профессию фармацевт?

Профессией фармацевта можно овладеть в медицинском колледже, где имеется соответствующее отделение, и продолжить обучение в ВУЗе без отрыва от производства, если появится желание повысить квалификацию или заняться научной деятельностью в области изучения и разработки медицинских препаратов.

Можно также, по окончанию школы сразу поступить в профильный институт, где присутствуют такие направления подготовки, как фармацевтическая химия, фармацевтическая технология и фармация.

Какой медицинский ВУЗ выбрать? Все зависит от намерений и возможностей абитуриента. Например, если важно просто получить профессиональные навыки и перспективы трудоустройства в родном городе, то лучше всего выбрать ближайшее к месту жительства учебное заведение.

Если же в дальнейшем вы планируете вести научную деятельность или претендовать на руководящую должность в международной компании, то лучше всего получить образование в одном из ведущих профильных ВУЗов России, к которым относятся:

Источники изображений: pharmpersonal.ru, flogia.ru, mislife.ru, betamax-russia.ru

Фармацевт — это специалист по изготовлению и исследованию медицинских препаратов. Он имеет право реализовывать их на фармацевтическом рынке и в аптечных учреждениях. Для этого он должен хорошо разбираться в таблетках и микстурах и не только знать, что от чего, но и как лекарства будут взаимодействовать друг с другом.

Чем отличается фармацевт от провизора? Первая специальность подразумевает, что человек получил среднее фармацевтическое образование. Провизор же — обязательно выпускник ВУЗа, он может занимать должность заведующего аптечным пунктом.

Что делает фармацевт?

Основное место работы фармацевта — аптека, аптечный пункт или киоск. Он подчиняется заведующему. Приходя к данному специалисту, человек получает грамотную консультацию в отношении особенностей приема лекарств, их взаимодействия с другими препаратами. Итак, фармацевт в аптеке делает следующее:

  • отпускает безрецептурные препараты готовых лекарственных средств, предметов гигиены и ухода за больными, лекарственные травы и другие медицинские изделия;
  • отпускает препараты по рецепту врача;
  • осуществляет фармопеку над пациентом;
  • выполняет кассовые операции, принимая деньги за реализуемый товар, ведет учет их движения;
  • в конце рабочего дня сдает кассовые отчеты;
  • владеет навыками и знаниями ПК на уровне пользователя;
  • составляет дефектурный лист, то есть заявку на пополнение товара;
  • принимает товар, сортируя его по фармакологическим группам в соответствии с условиями хранения;
  • в установленный период времени участвует в инвентаризации;
  • следит за температурой в помещении и в холодильнике, а также за влажностью воздуха;
  • контролирует сроки годности лекарственных средств;
  • применяя основы мерчандайзинга, оформляет витрину;
  • следит за своим внешним видом: халат должен быть аккуратным, выстиранным и выглаженным, волосы ухоженными;
  • в назначенное время проходит медицинские профосмотры;
  • проходит курсы по повышению (подтверждению) квалификации;
  • оказывает в случае необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Если какого-либо фармпрепарата нет в наличии, фармацевт имеет право заменить его аналогичным от другого производителя в такой же форме выпуска и с такой же дозировкой. Допустим, больному выписали Лазолван в таблетках. Это торговое название препарата, а действующим веществом является амброксола гидрохлорид. Аналогичными по составу являются препараты Амбробене, Флавамед, Амброгексал, Аброл и т. п.

Ввиду того, что все чаще больные вместо посещения докторов обращаются в аптеку, появились такие понятия, как ответственное самолечение и фармацевтическая опека. Речь идет не об опасных для жизни симптомах, а, скорее, о ситуациях, в которых редко обращаются к врачу или не спешат идти на прием: простудные заболевания, боли и першение в горле, мигренеподобные боли, изжога, запор и т. п.

Фармацевтическая опека — это целый комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие фармацевта и пациента, начиная с того времени, как первостольник отпускает лекарственное средство до полного выздоровления или обращения больного к врачу. Задача фармацевта:

  • выяснить, для лечения какого заболевания больному нужен лекарственный препарат;
  • не наблюдается ли у пациента симптомов, предполагающих незамедлительного обращения к врачу;
  • оценив описанные симптомы, выбрать безрецептурный лекарственный препарат и подобрать подходящую лекарственную форму;
  • рассказать о способе применения лекарства (до или после еды, запивая каким количеством воды, как взаимодействует с другими таблетками);
  • информировать о возможных побочных действиях и противопоказаниях;
  • разъяснить, что препарат помогает устранить лишь симптом болезни; для выявления причины заболевания и комплексного лечения нужно побудить пациента обратиться к врачу.

Фармацевт также может работать в качестве аналитика или технолога на фармацевтическом заводе, изготавливать лекарственные средства в аптеках, где таковые еще готовят.

Определиться с выбором будущей профессии всегда непросто. Чтобы новая специальность действительно приносила не только доход, но и радость, необходимо понять, может ли данное направление стать делом всей вашей жизни. Мы с удовольствием поможем принять правильное решение!

КАРЬЕРА В АПТЕКЕ

С дипломом фармацевта можно сделать карьеру во многих областях: на фармацевтическом предприятии, в медицинской лаборатории, в сфере научных исследований. Но самое популярное направление – это аптеки. Именно там уже много лет не хватает хороших специалистов!

ЧТО ЖДЕТ ВЫПУСКНИКОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ И ВУЗОВ, ЕСЛИ ОНИ РЕШАТ РАБОТАТЬ В АПТЕКЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ?

Карьерная лестница начинается со ступени «Помощник фармацевта» — на этой позиции можно работать еще во время учебы, т.к. профильное образование помощнику фармацевта пока не требуется.

После окончания колледжа или вуза выпускник может шагнуть на следующий уровень и стать фармацевтом, получая возможность окунуться в настоящую работу – сложную, важную и требующую отличной подготовки.

Опыт работы со временем позволяет повысить статус и стать старшим фармацевтом. Круг обязанностей такого сотрудника расширяется, повышается уровень ответственности, появляются подчиненные, которыми необходимо руководить.

Вершиной карьеры фармацевта в данной области станет должность директора аптеки. На этой позиции, благодаря хорошему образованию и накопленному практическому опыту, фармацевт может проявить себя еще и как талантливый руководитель, способный управлять отдельным предприятием.

РАБОТА В АПТЕКЕ: ПОЧЕТНЫЙ И НЕЛЕГКИЙ ТРУД

От фармацевта, который каждый день встречает пациентов в аптеке и общается с ними, многое зависит. Простые задачи, в рамках которых требуется лишь выдать требуемый препарат, встречаются редко. Чаще всего посетители аптек нуждаются в квалифицированном совете, рекомендации, помощи в определении назначений врача и просто в человеческом внимании. Фармацевт должен быть готов решить любую задачу, какой бы сложной она не была, оставаясь при этом вежливым и доброжелательным.
Нет ничего удивительного в том, что профессия фармацевта считается не только почетной, но и очень нелегкой. Многочасовые (а иногда и ночные) смены, «трудные» посетители и целый комплекс непростых задач, требующих внимания, обязывают фармацевтов быть выносливыми, стрессоустойчивыми и эмоционально стабильными. Ведь от их решений зачастую зависят жизнь и здоровье людей.

ПРОФЕССИЯ ФАРМАЦЕВТА: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Болеют ли фармацевты чаще, чем обычные люди?

Это не так. Такой миф появился неслучайно: в аптеку, как правило, заглядывают носители всевозможных ОРВИ и ОРЗ. Однако и здесь подобные посетители появляются чаще обычного только в разгар эпидемии респираторных заболеваний – то есть, в то время, когда улицы, транспортные средства и офисы в любом случае полны потенциальными носителями инфекции. В другое время опасность подхватить насморк для фармацевта ровно такая же, как для обычных людей, не работающих в аптеке.

Неприятные случаи в аптеке: опасна ли профессия фармацевта?

В абсолютно любой сфере деятельности есть определенные риски. Чаще всего неприятности сотрудникам аптеки приносят посетители, страдающие наркотической зависимостью. Как правило, со временем фармацевты учатся определять подобных посетителей с первого взгляда и отвечать им спокойным, но строгим отказом.

Работа в ночную смену: кто защитит фармацевта в темное время?

От ночных смен не застрахован ни один фармацевт: сегодня круглосуточные аптеки – это суровая необходимость. Но бояться ночной работы не стоит: в это время суток отпуск лекарств осуществляется не у кассы в торговом зале, а через специальное окошечко в двери. Само помещение аптеки ночью, как правило, ставится на сигнализацию, поэтому за сотрудником, оставшимся на дежурство, приглядывают еще и служба безопасности.

Что нужно, чтобы работать в аптеке?

Для того чтобы устроиться на работу в аптеку в должности помощника фармацевта, специального образования не требуется. Но эта позиция не дает возможности двигаться дальше по карьерной лестнице. Чтобы получить место фармацевта, вам потребуется диплом фармацевта и сертификат специалиста.

Может ли специалист с дипломом фармацевта работать провизором?

Провизор – это специальность, которую можно получить только окончив соответствующий факультет в высшем учебном заведении. Однако, на фармпредприятиях есть должности, которые могут занимать, как провизоры, так и фармацевты. В этом смысле можно говорить о том, что фармацевт имеет возможность занять пост, который занимает провизор.

Правда ли, что фармацевт – это женская профессия?

Нет, это не так. Сегодня за прилавками аптек можно увидеть все больше фармацевтов-мужчин. А если обратиться к истории, то можно заметить, что большинство великих открытий в области фармации и медицины сделано именно представителями сильной половины человечества!

Подробности

О том, как стать фармацевтом, задумывается каждый, кто хочет овладеть данной профессией. Не стоит верить ложным мнениям, что достаточно окончить курсы, как в ситуации с бухгалтером. Этой специальности надо учиться ни один год. И потратить это время на студенческую молодость не получится.

Увлечениями должна стать химия, биология, латинский язык, а встречи с друзьями придется откладывать до изучения всего, что было задано. Впрочем, если сильно хотеть стать фармацевтом, то проблем с этим быть не должно. Напротив, желание станет уже половиной успеха.

Желание быть фармацевтом

Хочу быть фармацевтом! Эта мысль может прийти спонтанно, а может быть навеяна книгой или фильмом, и примером родителей. Эта профессия одна из древнейших. Ее цель – помогать людям, справляться с болезнями, это облегчение их состояния, профилактика возникновения новых или прогрессирования старых патологических состояний.

Работа фармацевта состоит в приготовлении рецептурных препаратов, что в настоящее время встречается уже не так часто, и продаже лекарственных средств по назначению врача. Он также должен знать, какие препараты отпускаются строго по специальному рецепту, а какие можно продать и так.

Чтобы стать хорошим фармацевтом, да и вообще — специалистом в своей области, надо владеть всеми тонкостями современных технологий продаж, разбираться в принципах маркетинга, хорошо представлять себе целевую категорию и, конечно, владеть компьютером.

Чтобы стать фармацевтом, помимо получения профильного образования, необходимо постоянно изучать обновляющийся рынок лекарственных препаратов, быть всегда в курсе новинок и последних разработок фармацевтической промышленности.

Ведь человек частенько, и это не секрет, идет в аптеку, как в поликлинику к врачу, за помощью. Он описывает все симптомы, жалобы, надеясь, что фармацевт поставит правильный диагноз и назначит лечение. Почему пациенты так поступают – это отдельный вопрос. Задача же сотрудника состоит в том, чтобы внимательно выслушать покупателя, мягко порекомендовать обратиться к нужному специалисту и оказать посильную помощь в облегчении состояния больного.

И тут главное, не допустить ошибку, когда рекомендуется определенный препарат, особенно это касается сильнодействующих лекарственных средств. Только со слов пациента, без осмотра и анализов трудно поставить правильный диагноз.

Основной девиз – не навреди, не рекомендуй, если не знаешь. Даже сильное хочу стать фармацевтом с целью помогать людям, не должно противоречить принципам того, что пациент может требовать, угрожать, но фармацевт не обязан устанавливать диагноз и назначать лечение, это не его сфера ответственности. Каждый должен заниматься своим делом. Но все это должно преподноситься в доброжелательной и вежливой форме, без грубости.

Как же стать фармацевтом?

Когда понимаешь, что все, хочу стать фармацевтом, то первое с чего начинают – поиск учебного учреждения. Это может высшее или средне-специальное учебное учреждение. Чтобы поступить, должен быть хороший уровень таких предметов, как химия, биология, физика, алгебра, русский язык. Химия, биология, физика – это понятно, а для чего остальное, вот вопрос. Но ведь без владения алгеброй невозможно составлять лекарственные препараты, а без хорошего знания русского языка фармацевт не сможет записывать свои наблюдения. Без этих знаний, быть фармацевтом высокого уровня не получится.

Личные качества, чтобы стать фармацевтом

Тут важны еще и личностные характеристики: усидчивость, работоспособность, желание учиться (не только в институте, а постоянно в течение всей жизни держать на должном уровне свои навыки и знания), хорошая память, чтобы запоминать большое количество лекарственных препаратов (и постоянно держать их в голове). Важна коммуникабельность и способность спокойно и уравновешено общаться с пациентами даже в условиях стресса. Время неспокойное, люди пребывают в состоянии хронического стресса, поэтому приступ немотивированной агрессии можно спровоцировать любым неосторожным словом.

Если присутствуют все перечисленные качества, а главное, незыблемое желание, то вероятность стать фармацевтом для вас очень высока, можно смело подавать документы на фармакологический факультет.

Но есть и определенные медицинские противопоказания для этой профессии. К ним относятся заболевания органа слуха, зрения, нарушения обоняния или осязания, различные неврологические нарушения, психические, психо-органические синдромы, заболевания суставов рук, пониженный тонус мышц, атопический дерматит, экзема, склонность к аллергическим реакциям. К этому пункту надо подойти со всей ответственностью, чтобы не получилось так, что обучение блестяще окончено, а одна из перечисленных патологий не дает возможности посвятить себя любимому делу.

Для того, чтобы освоить профессию фармацевта достаточно закончить колледж, куда берут после девятого класса. А при желании можно получить высшее фармакологическое образование и стать провизором, для этого надо предоставить результаты ЕГЭ.

Профессия фармацевта интересная и ответственная, она требует полной отдачи и постоянного самосовершенствования. Если трудности не пугают, если это мечта всей жизни, то можно смело окунаться в омут головой. Но если есть хоть доля сомнения, то надо взвесить все «за» и «против», чтобы потом не было мучительно обидно бросать обучение на половине пути. Если все взвешено, а ваше хочу стать фармацевтом все еще сильно, не задумываясь, поступайте учиться.

В аптеку порой приходят такие клиенты, которые, откровенно говоря, «не подарок». Со временем фармацевты учатся относиться к этому философски и привыкают распознавать «проблемных» клиентов еще до того, как они подошли к кассе. Но что если выбор основной тактики общения зависит вовсе не от настроения посетителей?

Интересная закономерность была установлена в результате исследования мозга, в ходе которого американский ученый Пол Маклин условно представил различными цветами продолговатый мозг (зеленый), промежуточный мозг (красный) и кору полушарий мозга (синий). Согласно его теории, именно соотношение степени задействованности этих структур в процессе работы мозга во многом определяет уникальную структуру каждой личности. Исходя из этой теории, всех клиентов аптеки можно разделить на три большие группы:

«Зеленые» клиенты: ориентированы на общение

Как определить: ключевая особенность таких клиентов – их ориентация на установление скорее человеческих, нежели профессиональных отношений. Чутко чувствуют собеседника и всеми силами стремятся получить его одобрение. Полностью доверяют своему опыту и избегают радикальных перемен, но вместе с этим обладают развитой интуицией и богатой фантазией. В ситуации выбора задают первостольнику много вопросов, активно интересуются его мнением.

Как работаем: «зеленым» клиентам важно, как вы их слышите и воспринимаете: они могут быть чрезмерно болтливы, могут красоваться перед вами – все ради того, чтобы вы заметили и оценили их усилия по установлению личностного контакта с вами. Чтобы эффективно работать с таким клиентом, важно уметь ему понравиться: дайте ему проявить себя с лучшей стороны, покажите ему свою симпатию, возьмите в беседе дружеский тон – и вы легко сможете найти общий язык.

«Красные» клиенты: стремятся самоутвердиться

Как определить: если покупатель не просто точно знает, чего хочет, но и стремится убедить в этом вас методом прессинга – это определенно «красный» тип. Основная черта красных – авторитарность и доминирование при определенной контактности. Это импульсивные и динамичные клиенты, обладающие конкретно-практическим мышлением и «взрывным» темпераментом. Сомневающегося в выборе препарата «красного» придется не столько убеждать, сколько разубеждать: он-то уверен, что вот этот препарат – самый лучший, это вы ничего не понимаете.

Как работаем: главное, что нужно понять в этом случае, – «красный», вступая в диалог, сфокусирован не на собеседнике, а на себе. То есть причиной его раздражения может стать даже не то, что вы сказали, а то, что в этом диалоге лидируете вы. Поэтому единственный способ наладить конструктивный диалог с «красным» – незаметно перехватить инициативу, держа его потребности в центре внимания: задавайте такому клиенту конкретные вопросы, жестко ограниченные рамками профессионального диалога, интересуйтесь его мнением о препарате, сосредоточьте его внимание на способах приема и дозировке.

«Синие» клиенты: руководствуются голосом разума

Как определить: «синие» клиенты холодны и сдержаны в общении: это именно те посетители аптеки, которые задают один-два вопроса, потом некоторое время осмысляют ответы на них и только после этого делают окончательный выбор. Именно среди «синих» встречаются наиболее талантливые манипуляторы: такой клиент может дать вам выговориться, а потом задать такой вопрос, после которого сразу станет понятно, что именно он – «хозяин» диалога.

Как работаем: общаясь с «синим» клиентом, важно понимать, что для него не является важным подавить вас или завоевать ваше расположение. Фармацевт за первым столом для него – всего лишь инструмент, оператор, который может либо убедить, либо разубедить. Скорее всего, в общении с вами клиент будет применять исключительно рациональные инструменты, и сделает покупку только в том случае, если ваши аргументы покажутся ему достойными внимания. Поэтому, презентуя препарат, сделайте упор на логику, цифры и факты, а доводы вроде «смотрите, какая красивая коробочка» приберегите для более эмоциональных и импульсивных клиентов.

Взаимоотношения разных типов

Многое в общении первостольника и клиента зависит и от того, какие два типа личности сошлись по разные стороны первого стола.

Так, «красный», скорее всего, не будет долго терпеть «красного» – тут вопрос только в том, кто «взорвется» первым. При этом общение с «красным» хорошо выдержит «синий», поскольку ориентирован на функциональное взаимодействие, а не на установление личных отношений – тот самый случай, когда «собаки лают, караван идет». «Зеленый» подстроится под «синего», ограничив себя в проявлении эмоций, но будет несколько раздражен тем, что с «красным» не удается наладить «общение по душам». Два «зеленых» способны прекрасно договориться, но их общение может затянуться, и потому «зеленый» первостольник должен контролировать хронометраж. Зато общение двух «синих» будет максимально прагматичным.

А к какому типу относитесь вы?

Заинтересовала статья? Узнать еще больше Вы можете в разделе Работа в аптеке

Поделиться в соц. сетях

Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Отзывы

4

Лукашевич Светлана Александровна

Брянск
Работник первого стола

Давненько "цветастые" клиенты не мелькали в учебных материалах))) видимо, концепция вышла из моды
29.04.2021 в 17:43

Ответить

Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Тарасова Анастасия Олеговна

Хабаровск

Постоянно читаю Ваши статьи! Они всегда интересные и познавательные ! Спасибо Вам большое!
13.10.2020 в 12:30

Ответить

Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Тарасова Анастасия Олеговна

Хабаровск

Интересная статья, Мне больше попадаются "синие" клиенты
06.10.2020 в 17:20

Ответить

Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Е
Елена

Липецк

Спасибо за расшифровку типов клиентов и их особенностей.
22.08.2020 в 17:21

Ответить

Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Ещё