Феодора византийская

Праведная Феодора – царица Торжества Православия

Праведная Феодора – царица Торжества Православия

09.03.2014

В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует победу над иконоборчеством и окончательное утверждение догмата об иконопочитании. У нас в России этот праздник называют «Торжеством Православия», а в Греции − «Воскресеньем Православия» («Кирьяки тис Ортодоксиас») или «Триумфом Православия» − это более архаичное и официально-календарное название.

Есть традиция по случаю этого праздника устраивать торжественные приемы в посольствах Греции по всему миру. Обычно они проходят не в само воскресенье, а в один из будних дней на следующей неделе. Греки гордятся своей православной верой как национальным достоянием и именно в таком качестве представляют ее иностранцам.

При этом праздник Торжества Православия является особо излюбленным объектом насмешек и издевательств со стороны греческих атеистов, коммунистов и прочих представителей левых политических взглядов. «Как можно совмещать христианское человеколюбие с возгласами «Анафема!»?» − выражают они недоумение на своих форумах и сайтах.

В самых разных уголках Греции неизменным почитанием пользуется святая благоверная царица Феодора Константинопольская. Ее икону можно найти практически в каждом храме − даже в маленьких сельских церквушках, а мощи святой почивают в городе Керкире, столице одноименного острова, более известного у нас под итальянским названием Корфу.

В Неделю Торжества Православия Церковь вспоминает события 843 года – Константинопольский Собор и восстановление почитания икон. Хотя иконоборчество было предано анафеме на VII Вселенском Соборе 787 года, в 813 году Византия вновь отказалась от почитания икон. Три императора на протяжении тридцати лет провозглашали иконоборчество официальным исповеданием империи, пока последний из них – Феофил – не умер, оставив власть малолетнему сыну Михаилу и его матери Феодоре, втайне придерживавшейся иконопочитания. Кажется, что повторилась история 780-х годов, когда после смерти императора-иконоборца Льва Хазара по малолетству его сына Константина к власти пришла царица Ирина, при поддержке которой и состоялся VII Вселенский Собор.

Но две эти женщины, правившие Византийской империей и восстановившие почитание икон, совсем не похожи друг на друга. Ирина, властная и пылкая, активно интриговала против своего мужа, крепко держалась за трон после его смерти, а когда ее сын достиг совершенных лет и начал править самостоятельно, свергла и ослепила его. «О чудо! Одна женщина с ребенком восстановила благочестие! Но она же стала и детоубийцей!» – писал летописец тех времен.

Феодора же являла пример совсем другого служения. Получив регентство, она твердо поддержала иконопочитателей и организовала восстановивший догматы Собор, но нет никаких сведений о том, что власть как таковая привлекала ее и в бытность женой императора, и в бытность императрицей-матерью. Она любила своего супруга, несмотря на различное исповедание веры, и была надежной опорой малолетнему сыну, без сопротивления удалившись от двора, когда тот, кто войдет в историю под именем Михаила Пьяницы, пожелает править единолично.

Будущий император-иконоборец Феофил выбрал свою супругу на устроенном его матерью смотре невест – самых красивых и благородных девушек со всех концов Византийской империи. Сама Феодора была родом из Пафлагонии – области на южном берегу Черного моря. Феофил должен был вручить своей избраннице золотое яблоко и уже собирался остановить выбор на другой девушке – будущей прославленной поэтессе святой Кассии Константинопольской, но та возражением оскорбила наследника трона. Так, волею случая, яблоко досталось Феодоре, и, как покажет дальнейшая история, она окажется достойной выпавшего ей испытания.

Феодора родила Феофилу, к тому времени ставшему императором, двух сыновей и пятерых дочерей. Она пережила горькую потерю – гибель старшего сына Константина, по малолетству утонувшего в бассейне. В меру своих сил и возможностей она старалась воспитать оставшихся детей, передать им свою веру в святость иконы как образа, почитание которого переходит на Первообраз. Однажды придворный шут, подсмотревший, как императрица и ее дочери поклоняются иконам, доложил об этом Феофилу, но Феодора отговорилась, что безумец принял за икону ее собственное отражение в зеркале.

Император Феофил умер после тяжелой болезни, а вскоре после этого Феодора собирает верных иконопочитателей и готовит Собор. Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик, бывший наставник Феофила, принужден покинуть кафедру, но Феодора не подвергает гонениям ни его, ни прочих приближенных мужа. Напротив, она старается удержать от мести и ревности не по разуму своих сторонников, подвергавшихся гонениям при иконоборцах.

В первую очередь Феодора свидетельствует, что в последние минуты перед смертью император Феофил осознал свои заблуждения и лобызал святые иконы, и требует от Собора прощения ему: «О, отцы и клир Божий, с великой благосклонностью дарую я вам восстановление всечтимых и святых икон, соблаговолите же и вы по справедливости воздать благодарность своей госпоже… А прошу я для своего мужа и царя от Бога прощения, милости и забвения греха. Если этого не случится, не будет ни моего с вами согласия, ни почитания и провозглашения святых икон не получите вы». Через несколько лет, беседуя на праздничном пиру в годовщину Торжества Православия с братьями Феофаном и Феодором Начертанными, которые пострадали при Феофиле (тот приказал вырезать им на лбу оскорбительные надписи) Феодора поражается их терпению и жестокости своего мужа. Но когда исповедники отвечают, что сочтутся с царем на Страшном Суде, Феодора, заливаясь слезами, упрекает их за готовность осудить, а не простить.

Феодора правила империей четырнадцать лет, с 842 по 856 год. То было время восстановления Византией утраченных позиций и начала духовной экспансии на север, в ранее враждебный славянский мир. Феодора остановила последний набег на Византию болгар-язычников, направив их хану Борису послание со следующими словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». Через несколько лет Борис станет первым христианским князем Болгарии и примет в крещении имя Михаил, как и у сына Феодоры.

Между тем сам Михаил достиг совершеннолетия, и бывшие союзниками при восстановлении иконопочитания царедворцы стали соперничать за влияние на юного царя. В череде заговоров и интриг победу одержал Варда, родной брат Феодоры. Несмотря на родство, Варда был враждебно настроен к окружению императрицы-матери и организовал убийство евнуха Феоктиста, ее давнего сподвижника и воспитателя юного Михаила. Феодора винила сына и брата, «осквернивших власть», которую она «блюла незапятнанной и чистой», но позже, видя, что уже не может влиять на юного царя, отказалась от придворной борьбы и, приняв монашеский постриг, удалилась с дочерьми в один из столичных дворцов. По словам летописца, «была она прозорлива и догадлива» и «решила не сопротивляться, дабы избежать жертв и вреда для единоплеменников».

За время регентства Феодора скопила в царской сокровищнице немалые богатства, которые несколько лет обеспечивали благополучие государства, несмотря на склонность Михаила к роскоши и расточительству.

Святая Феодора мирно отошла ко Господу 11 февраля 867 года. Незадолго до того от руки заговорщиков пал ее брат Варда, а через полгода был убит Михаил.

Мощи Феодоры, вскоре прославленной в лике святых, сохранялись в Гастриевом монастыре Константинополя до 1460 года, когда турецкий султан передал их грекам острова Корфу, где они обретаются поныне.

Ольга Гуманова

Феодора, жена Юстиниана: жадная, развратная и циничная — в описании современника, раскаявшаяся грешница, ставшая святой, — в описании другого святого

Подготовила Юлия Богатко

Свидетельства о жизни византийской царицы Феодоры (500–548; на троне с 527 года) чрезвычайно противоречивы. С одной стороны, она героиня разнообразных исторических сочинений (прежде всего — скандального памфлета Прокопия Кесарийского о нравах византийского двора). С другой — о ней идет речь в рассказах о жизни божьих угодников. Святой Димитрий Ростовский проповедник и писатель конца XVII — начала XVIII века. упоминает ее в своих «Житиях святых» — правда, в связи с мужем Юстинианом  Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры чтят 14 ноября.: «Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислена к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии».

Двор императрицы Феодоры. Фрагмент мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна, VI век © Wikimedia Commons

Сегодня уже точно известно, что «Тайная история» — исторический подлинник. Прокопий, имевший возможность непосредственно наблюдать жизнь Феодоры, описывал не только ее юность, но и ее замужнюю жизнь как имеющую мало общего с благочестием. Например, так: «Никто никогда не видел, чтобы Феодора примирилась с тем, кто досадил ей, даже после его смерти. Но и сын умершего, словно нечто, принадлежавшее отцу, заполучив в наследство вражду василисы, передавал ее до третьего колена. Ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению».

Как же случилось, что эта противоречивая женщина была признана святой?
Судя по описанию Прокопия, юность Феодоры и вправду была яркой:

«Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать и их народу, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим без повязки. В подобном виде она выгибалась назад и ложилась на спину. Служители, на которых была возложена эта работа, бросали зерна ячменя на ее срамные места, и гуси, специально для того приготовленные, вытаскивали их клювами и съедали. Та же поднималась, ничуть не покраснев, но, казалось, даже гордясь подобным представлением. <…> С таким безграничным цинизмом и наглостью она относилась к своему телу, что казалось, будто стыд у нее находится не там, где он, согласно природе, находится у других женщин, а на лице. Те же, кто вступал с ней в близость, уже самим этим явно показывали, что сношения у них происходят не по законам природы. Поэтому когда кому-либо из более благопристойных людей случалось встретить ее на рынке, они отворачивались и поспешно удалялись от нее, чтобы не коснуться одежд этой женщины и таким образом не замарать себя этой нечистью. Для тех, кто видел ее, особенно утром, это считалось дурным предзнаменованием».

Прокопий Кесарийский «Тайная история»

Однако историк конца XIX — начала XX века Шарль Диль, автор многих работ по истории Византии, в своих «Византийских портретах» замечает, что «еще при жизни ее необычайное счастье так поражало современников, что константинопольские обыватели для объяснения его выдумывали самые невероятные истории, множество всяких сплетен, тщательно собранных Прокопием для потомства в «Тайной истории». После смерти Феодора стала еще больше достоянием легенды».

Актриса и куртизанка Феодора до знакомства с императором Юстинианом. Франция, 1888 год © Leemage / Bridgeman Images / Fotodom

Сам Диль рисует ее портрет так: Феодора совсем еще девочкой была привезена родителями в Византий и выросла в развращенной столице империи. Когда ее отец, дрессировщик медведей, скоропостижно умер, матери пришлось «сойтись с другим мужчиной», тоже из цирковых. Девочка росла среди актеров цирка, обе сестры ее уже имели успех на сцене, и все трое стали посещать светские собрания, где «познакомились с грязными прикосновениями и нескромными разговорами». Довольно рано Феодора стала пленять народ как актриса, принимая участие в живых картинах, «где она могла выставлять без всякого прикрытия свою красоту, которой гордилась, и в пантомимах, где могли проявляться вполне свободно ее веселость и живой комизм».

«Сверх всего остального она обладала исключительно страстным темпераментом и быстро добилась успеха, и не только на сцене.
В профессии, не требующей добродетели, она развлекала, забавляла
и скандализировала Константинополь. На сцене она решалась на самые нескромные выходки и показывалась самым откровенным образом.
В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Ей не было тогда
и двадцати лет».

В общем, заключает Диль, немудрено, что в таких обстоятельствах у нее было «мало развито нравственное чувство».

И вот в разгар своей славы Феодора исчезает со сцены светской жизни. Историки установили, что в ту пору она сошлась с любовником — правителем одного из городов римской провинции, была им брошена и осталась без средств к существованию. Тогда ей пришлось перебраться в египетскую столицу — Александрию, которая кроме того что была большим коммерческим центром, также известна с IV века как одна из столиц христианства. Богословские споры, религиозные фанатики всех мастей — в такой обстановке оказалась Феодора. Тут она попала под влияние некоторых церковных деятелей, в частности святителя Чин святых высшей степени священства — архиереев. Тимофея IV Александрийского и будущего святого Севира Антиохийского  Антиохийский патриарх (512–518 годы), основатель севирианства. Почитается некоторыми древневосточными церквями как святой., обращавшегося с проповедями к женщинам. Так что, пишет Диль, «когда она возвратилась в Константинополь, это уже была женщина более положительная, зрелая, чувствовавшая усталость от скитальческой жизни и безумных приключений; она старалась, искренно ли или нет, вести самую уединенную и целомудренную жизнь. Одно предание гласит, что она жила в маленьком домике, скромно и честно, занималась пряжей и охраняла дом, как римские матроны доброго старого времени. Тут она и встретилась с Юстинианом». Юстиниан влюбился до безумия, сошелся с ней сначала как с любовницей, потом ее возвел в сан патрикии, осыпал всевозможными милостями, богатствами и наделил полномочиями.

Вероятно, здесь и начинается другая Феодора — «великая императрица, занимавшая значительное место возле Юстиниана и часто игравшая в делах правления решающую роль, женщина ума выдающегося, редкой сообразительности, энергичная, существо деспотическое и высокомерное, неистовое и страстное, настолько сложное, что часто могла всякого сбить с толку».

В течение двадцати одного года царствования Феодора вникала во все государственные и церковные дела, ко всему приложила руку: назначала
и смещала пап, патриархов, министров и генералов, не боялась открыто противостоять воле Юстиниана и даже заменять своими приказами его собственные. Влияние ее на мужа не всегда было положительным и часто оборачивалось печальными последствиями, но историки все же отдают должное тому, что часто она правильно оценивала интересы государства.

Одна из самых ярких политических побед Феодоры — усмирение бунта, названного словом «Ника»: бунтовщики объединились против Юстиниана, сожгли центр города (храмы, термы, сенат) и выдвинули в качестве претендентов на престол племянников бывшего императора Анастасия — Ипатия и Помпея. Юстиниан, забрав деньги и сокровища, хотел бежать, но Феодора произнесла в синклите вдохновенную речь, в результате которой все одумались, вооруженные силы были приведены в готовность, бунтовщики подкуплены, разделены и перебиты, претенденты на престол казнены, и порядок восстановлен.

Действительно (и тут все историки соглашаются), колеблющийся
и нерешительный Юстиниан много своих решений не смог бы провести
без жены. А его неоценимый вклад в политику государства и церкви Димитрий Ростовский перечисляет в «Житиях…»: он вел успешные войны с врагами Византийской империи, издал полное собрание римских законов, предпринял немало забот к распространению христианства и искоренению язычества, закрыв языческие школы в Афинах и поручив преподавание инокам, крестил
с помощью епископа Иоанна Эфесского 70 тысяч язычников в Малой Азии
и построил для обращенных 90 церквей. Борясь с монофизитами, он составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которую и сейчас исполняют
в литургиях, созвал Пятый Вселенский собор для осуждения несторианской ереси и прекращения раздора в церкви. Издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения. Кроме того, Юстиниан построил множество храмов, самый величественный
из которых — храм Святой Софии в Константинополе.

Даже критически настроенный Прокопий отмечает верность и единодушие супругов по многим вопросам: » в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга. Долгое время всем казалось, что они всегда совершенно противоположны друг другу и образом мыслей, и способом действий, но затем стало понятно, что они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них».

Императрица Феодора. Испания, XIX век © Look and Learn / Bridgeman Images / Fotodom

В частности, дружба Феодоры с монофизитами (она вернула их из изгнания и разрешила пользоваться своим дворцом для служб и уставной жизни) объяснялась историками как дальновидная милость и благоволение
к диссидентам, что в случае их победы могло гарантировать Юстиниану милость теперь уже к нему и его династии.

Конечно, пишет Диль, возможно, что в «силу своего властолюбивого характера и привычки подчинять все целям своей политики Феодора иногда несколько нескромно вмешивалась в дела, ничуть ее не касавшиеся». Здесь имеются в виду браки, которые любила устраивать императрица. Вот как Прокопий описывает этот ее обычай в «Тайной истории»:

«…все браки она устраивала с неким божественным могуществом.
До совершения брака люди не устраивали никакой помолвки
по добровольному согласию. Но у каждого мужчины жена объявлялась неожиданно, и не потому, что она ему понравилась, что в обычае даже
у варваров, но потому, что того пожелала Феодора. И то же самое приходилось претерпевать женщинам. Зачастую она удаляла новобрачную из брачного чертога, оставив новобрачного в одиночестве лишь потому, что это ей не нравилось, как в ярости говорила она».

Феодора действительно считала институт брака святым и пеклась о его упрочении, иногда заставляя силой почитать священные узы. По словам одного историка, она также была «по природе склонна помогать женщинам, попавшим в беду». Сама пройдя через нужду и унижение, она пользовалась своим влиянием, чтобы облегчить участь падших женщин и актрис или же тех,
кто неудачно вышел замуж и с кем дурно обращались.

«Феодора радела и о том, чтобы придумать наказания для тех, кто грешил своим телом. И вот, собрав более пятисот блудниц, которые торговали собой, только чтобы не умереть с голоду, и отправив их
на противолежащий материк, она заключила их в так называемый монастырь Раскаяния, принуждая их переменить образ жизни.
Некоторые же из них ночью бросились с высоты и таким путем
избавились от нежеланной перемены».

К концу Феодориной жизни Севир именует ее «царицей, которая чтит Христа». Для Иоанна Эфесского  Иоанн Эфесский (ок. 507–586) — епископ Асийский. она — «правоверная царица». Михаил Сириянин  Михаил Сириянин — историк, патриарх Антиохии с 1166 по 1199 год. свидетельствует, что она заботилась ο мире церквей больше, чем муж,
и побуждала его работать в этом направлении. Умело двигая политические фишки, Феодора и Юстиниан сохранили единство империи и церкви.

29 июня 548 года Феодора умерла от рака. Память о ней для Юстиниана была священной, он имел обыкновение клясться ее именем, а те, кто хотел понравиться императору, напоминали ему о прекрасной и мудрой царице, которая «быв тут, на земле, его верной сотрудницей, молила теперь Бога о своем супруге». 

В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодора.

Феодора

Θεοδώρα

Meister von San Vitale in Ravenna 008.jpg

Императрица Феодора (деталь мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна)

Дата рождения:

ок. 500 года

Место рождения:

Фамагуста, Кипр

Дата смерти:

28 июня 548

Место смерти:

Константинополь, Византийская империя

Супруг:

Юстиниан I

Феодо́ра (др.-греч. Θεοδώρα — «Божий дар»; ок. 500, Фамагуста, Кипр — 28 июня 548, Константинополь, Византийская империя) — византийская императрица, супруга императора Юстиниана I. Оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи середины VI века. Самая известная обладательница этого имени.

Почитается христианской церковью как святая. Память императрице Феодоре совершается в православной церкви вместе с её мужем 27 ноября (14 ноября по старому стилю).

Жизнеописание

Происхождение

Античные актрисы. Помпейская фреска I века. Судя по описанию Прокопия, одежды в театре мимов в VI веке почти не изменились.

Феодора родилась около 500 года (по одной из версий на Кипре) в семье служителя константинопольского цирка зверей, который после смерти оставил в нищете вдову и трёх малолетних дочерей, из которых Феодора была средняя. Впоследствии из почтения к императорскому дому появились биографии, в которых её отец именовался сенатором. Мать Феодоры вторично вышла замуж снова за смотрителя за зверями, и девочки стали зарабатывать на жизнь работой в цирке.

Единственным аутентичным источником о молодости Феодоры является памфлет её современника Прокопия Кесарийского «Тайная история», написанный в 550 году (спустя 2 года после смерти Феодоры) против её мужа, императора Юстиниана. В памфлете супругам приписываются всевозможные пороки и злоупотребления.

С юных лет, как утверждал Прокопий, Феодора стала гетерой и вместе с сестрами участвовала в представлениях мимов — «Комито, уже блистала среди своих сверстниц-гетер; следующая же за ней Феодора, одетая в хитончик с рукавами, как подобает служаночке-рабыне, сопровождала её». Про этот этап биографии Феодоры Прокопий отзывался нелестно: «Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли «пехотой». Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела».

Прокопий с осуждением снабдил описание занятий Феодоры в театре мимов многими подробностями, однако признал, что «была она необыкновенно изящна и остроумна. Из-за этого все приходили от неё в восторг». По его словам Феодора прерывала частые беременности, вызывая выкидыши.

Начальный этап жизни будущей императрицы и святой не подтверждается и не опровергается текстом житий Феодоры, в которых кратко указывается — «была сначала грешницей, но потом раскаялась».

Современник Феодоры, Иоанн Эфесский, хотя и благосклонно относился к ней, тем не менее в своем сочинении «Жития восточных святых» назвал её «Феодорой из борделя». Именно так называли в Константинополе любовницу влиятельного военачальника Юстиниана, ещё не ставшего императором, и к которой за покровительством обратились сирийские монофизиты, преследуемые императором Юстином.

Феодора оставила Константинополь, чтобы последовать в северную Африку за любовником Гекеболом, получившим должность архонта Пентаполиса. Но тот вскоре прогнал её, и Феодора была вынуждена опять зарабатывать себе на жизнь проституцией в египетской Александрии. Находясь в крупном культурном и научном центре своего времени, Феодора попала под влияние той просвещённой среды, познакомилась с монофизитством, которому потом тайно покровительствовала. Там же Феодора познакомилась с патриархами Тимофеем IV Александрийским и Севиром Антиохийским, которые любили в своих проповедях обращаться к женщинам и, возможно, способствовали произошедшим изменениям в её образе жизни.

Брак

Император Юстиниан. Мозаика в базилике Сан-Витале (деталь), Равенна

После возвращения в Константинополь Феодора стала зарабатывать на жизнь рукоделием (прядением пряжи), оставив прежние способы добывания денег. Красотой, умом, необычайным обаянием и твёрдой волей она покорила сердце будущего императора Юстиниана, подходившего к 40-летнему возрасту. Существует ряд версий их знакомства: по одной из них он увидел её в окне, по другой их познакомила актриса Македония, в доме которой Феодора жила после возвращения из Александрии.

К 523 году он возвысил её до статуса патрициев. Для возможности их законного брака в 524 году был даже изменен закон Константина Великого, запрещавший браки знатных лиц с женщинами низкого происхождения, актрисами и дочерьми актрис. По новому закону такие браки допускались с личного разрешения императора, если женщина бросала ремесло актёрства. Бракосочетание Юстиниана, бывшего тогда только наследником престола, с Феодорой состоялось вероятно в 525 году в Святой Софии.

Юстиниан никогда не придавал значения происхождению Феодоры, считал её равной себе. Это объясняется тем, что сам Юстиниан был выходцем из крестьянской семьи, хотя и получил благодаря своему дяде (неграмотному императору Юстину) хорошее образование и власть. Император действительно любил Феодору, о чём свидетельствует его переименование крепости Аназарв (в Сирии) в Феодориаду и образование одноименной епархии в Сирии.

После замужества, согласно Прокопию, Феодора более не запятнала себя какими-либо любовными историями. Когда её заподозрили в склонности к рабу-варвару Ареовинду, тот по приказу Феодоры был наказан плетьми и отправлен в ссылку. Прокопий же сообщает, что Ареовинд просто исчез, и никто о нём более ничего не слышал.

Детей у Феодоры и Юстиниана не было. Прокопий в своём трактате сообщает о её сыне Иоанне, рождённом до брака и воспитанном в Аравии отцом. Когда взрослеющий Иоанн появился в Константинополе, чтобы вернуться к матери, та, испугавшись гнева Юстиниана, сделала так, что больше его никто не видел. Историк Шарль Диль упоминает о дочери Феодоры, рождённой также до брака. Сын дочери Феодоры (то есть её внук) приобрёл при византийском дворе того времени высокое положение, что позволяет сделать предположение о том, что его происхождение императора не смущало. Данный факт подтверждает Прокопий, рассказывая о стараниях Феодоры удачно устроить брак своего внука с дочкой полководца Велизария.

Племянница Феодоры Элия София была выдана ею замуж за будущего императора Юстина II; её матерью могла быть любая из двух известных по Прокопию сестёр Феодоры — Анастасия либо Комито, также характеризуемая автором как гетера.

Политическая и религиозная деятельность

«Императрица Феодора в ложе цирка» Худ. Ж. Констан, конец XIX в.

Участие в управлении империей

Императрицей Феодора стала 1 апреля 527 года, когда её супруг был коронован императором, соправителем умирающего императора Юстина I. Спустя 4 месяца Юстин скончался . Феодора правила государством 22 года наравне с Юстинианом: смещала и назначала высших должностных лиц в империи, оказывала влияние на законодательную и внешнеполитическую деятельность императора, занималась дипломатической перепиской, принимала иностранных послов и т. д. Значимое положение Феодоры как в жизни Юстиниана, так и в делах управления империей, подчеркивает надпись, сделанная Юстинианом на передней стороне золотого престола в реконструированном им храме Святой Софии: «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». По сообщению «Хронографии Феофана» Феодору в её поездке на тёплые Пифийские воды «сопровождали градоначальник патриций Минас и патриций Илья, начальник милостыней и другие патриции, спальничие и вельможи, всех до четырёх тысяч».

Прокопий приводит случай, достоверность которого сомнительна, но характеризует влияние Феодоры в государстве. Когда в горах Кавказа персидское войско терпело неудачи, то царь персов Хосров зачитал письмо Феодоры своему вельможе Завергану со следующей фразой: «За это я обещаю тебе многие блага со стороны моего мужа, который ничего не предпринимает, не посоветовавшись со мной». Эти слова вызвали некоторый подъём боевого духа у персов, взгляды которых на роль женщины в обществе оставались патриархальными. По мнению Прокопия любое назначение на должность, произведенное без согласования с Феодорой, заканчивалось для того человека «самой позорной смертью». Феодора была мстительной женщиной и императрицей, никогда не прощала своих врагов.

В управлении империей произошло размежевание интересов: Юстиниан проводил общую политическую линию, а Феодора интересовалась её деталями. Иоанн Эфесский, рассказывая о крещении нубийского племени (см. ниже в разделе религиозная деятельность), сообщает о том, что византийские чиновники на местах боялись больше императрицы, чем императора. Один из них оправдывается перед послом Юстиниана: «Страх перед царицей хорошо мне известен, поэтому я не посмел противиться им «.

Влияние Феодоры не ослабевало вплоть до её кончины. С влиянием Феодоры связывают принятие ряда законов, улучшавших положение женщин, а также суровых норм по отношению к гомосексуалистам, предусматривавших наказание в виде публичного оскопления.

Восстание Ника

Основная статья: Ника (восстание)

Голова императрицы Феодоры. Кастелло Сфорцеско, Милан

В трудные минуты она проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Эти черты особенно ярко проявились в 532 во время восстания Ника, когда в обстановке всеобщей паники она помешала бегству Юстиниана из Константинополя и тем самым, по мнению ряда исследователей, спасла трон. В момент, когда император готов был покинуть город, она на заседании императорского совета обратилась к нему с речью, приводимой у Прокопия в трактате «О персидской войне», и произнесла слова, ставшие афоризмом:

Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагой. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их лучшим образом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван.

Литературным образцом для этой речи возможно стала указанная у Геродота речь карийской правительницы Артемисии на совете персов перед Саламинской битвой, хотя по смыслу Артемисия призывала к обратному, отказу от сражения. Слова «царская власть — лучший (прекрасный) саван» — были заимствованы Прокопием от сиракузского тирана Дионисия Старшего. В 403 г. до н. э. Дионисий был осаждён восставшими в крепости, и на предложение друга спасаться, ответил: «Тирания — прекрасный саван». Речь Феодоры подверглась Прокопием литературной обработке, однако никто из историков не сомневается в том, что Феодора произнесла нечто подобное, хотя и не в столь блестящих выражениях.

Благотворительная деятельность

Для бывших куртизанок и проституток Феодора открыла монастырь на берегу Босфора (так называемый монастырь раскаяния). По пристрастному мнению Прокопия условия проживания там были настолько суровы, что многие женщины по ночам бросались с высоты, чтобы покончить с мучениями.

Иоанн Малала, современник Прокопия, не так враждебно настроен по отношению к Феодоре и сообщает следующее о благих деяних императрицы:

В то же самое время благочестивая Феодора после других своих добрых дел сделала следующее. Так называемые содержатели притонов шныряли вокруг, высматривая повсюду бедняков, имеющих дочерей, и, дав им обещания и немного номисм, они забирали тех якобы на воспитание. выставляли их публично, пользуясь их несчастьем и получая низкую выгоду от их тел. И вынуждали их выставлять себя. Таких содержателей притонов она повелела разыскать со всей тщательностью. И когда они были приведены вместе с девицами, она приказала каждому рассказать о клятве, данной их родителям. Те сказали, что дали по пять номисм за каждую . После того как сказанное было подтверждено клятвой, благочестивая василиса, дав деньги, освободила девиц от ярма горького рабства, повелев, чтобы не было содержателей притонов, а девиц, одарив одеждой и дав по номисме, отпустила.

Религиозная деятельность

Феодора тайно покровительствовала монофизитам: способствовала избранию константинопольским патриархом Анфима, а после его низложения в 536 году укрывала его 12 лет в тайной кельи своего дворца. Так же не без её участия происходило замещение александрийского патриаршего престола монофизитами. В её половине дворца (возможно с согласия Юстиниана) вместе с Анфимием проживал привезённый в Константинополь в 538 году патриарх Феодосий Александрийский, который образовал там подобие монастыря и вёл себя как глава всемирной монофизитской церкви. По мнению А. В. Карташева именно Феодора «искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней».

Несмотря на пристрастия жены Юстиниан всё же не прекращал преследования монофизитов, начавшиеся после четвёртого Вселенского собора, хотя и не был в них последователен, а из-за влияния Феодоры слишком нерешителен. Например, после землетрясения в ноябре 533 года, когда народ на улицах скандировал — «Август, сожги томос Халкидонского собора!», он издал богословский указ, растянутый и не вполне ясный, с формулами: «Одному и Тому же Христу принадлежат и чудеса и страдания». Так, по мнению Карташева, начали сдаваться позиции Халкидонского собора. Но всё же гонимые монахи-монофизиты в Сирии оскорбляли портреты Юстиниана и в то же время молились о здравии благочестивейшей государыни, а с другой стороны православные, видя уступки Юстиниана монофизитам, желали ему поскорее избавиться от Феодоры. Этот антагонизм использовался Юстинианом и Феодорой для оказания влияния на обе спорящие стороны.

Интерес Феодоры в укреплении позиций монофизитов выразился также в её поисках кандидата на престол римского понтифика. Им стал Вигилий, возведённый на престол через инцинированный по указанию Феодоры судебный процесс по обвинению папы Сильверия в политической измене.

Историк Шарль Диль, оценивая Феодору, пишет, что она, как все византийки была очень набожной, но при этом тонким политиком и понимала, что богатые провинции Востока, где в то время господствовало монофизитство, были нужны империи. Сирия и Египет, по его мнению, через религиозные расколы проявляли свой сепаратизм, и Феодора, встав на сторону монофизитов и делая им всевозможные уступки, смогла успокоить их недовольство. Также существует мнение, что Феодора, будучи сторонницей халкидонской веры, считала что «монофизиты круга Севира были весьма близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор». При этом отмечают, что личная протекция, оказываемая Феодорой лидерам монофизитов, привела к созданию параллельной церковной структуры и усилению раскола.

Феодора не только участвовала в религиозной борьбе, но и заботилась о распространении христианства. Так, епископ Иоанн Эфесский сообщает, что Феодора с радостью приняла предложение посланника александрийского патриарха монофизита Феодосия об обращении в христианство народа нобадов (одно из нубийских племён):

Заботясь об этом народе, блаженный Юлиан явился и сообщил покойной царице Феодоре, чтобы вызвать её усердие к обращению этого народа. Царица горела ревностью Божией, она приняла (его) с радостью и обещала, что будет сделано все, чтобы отвратить этот народ от заблуждения почитания идолов. Об этой радости она известила победоносного императора Юстиниана и обещала позаботиться, чтобы блаженный Юлиан был туда послан. Император же не обрадовался, когда узнал, что этого противника собора (Халкидонского) стремятся послать туда…

Несмотря на возражения Юстиниана, Феодора хитростью смогла направить миссионеров-монофизитов к народу нобадов.

Смерть

Феодора скончалась 28 июня 548 года после продолжительной болезни. Епископ Виктор Туннунский, который расходился с императрицей по вопросам религии, оставил такую запись в своей хронике: «Августа Феодора, врагиня халкедонского собора, поражённая по всему телу раковой опухолью, необыкновенным образом окончила жизнь».

Она была похоронена со всеми императорскими почестями в церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. Юстиниан после смерти жены, давая торжественные обещания, клялся её именем, которое он увековечил в названиях многих городов и провинций Византии и завоеванных территорий. В память о жене Юстиниан в монастыре Святой Екатерины на Синае в главной базилике, построенной по его указанию, приказал сделать надпись: «Упокоению блаженной памяти императрицы Феодоры». После кончины Феодоры овдовевший Юстиниан остался верен её памяти и не вступал в повторный брак.

Оценка личности современниками и потомками

Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:

  • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
  • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей;
  • яковитский летописец Михаил Сириец (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
  • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился от страха перед двуестественниками , которые грозили ему смертью».

Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать её владычицей». При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям.

Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

Источники и историография

См. также: Тайная история

Сара Бернар в пьесе Сарду «Феодора»
(рисунок Д. Кларина, 1902 год)

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийскийского «Тайная история» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами», была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории» представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола». И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории». По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого». Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип».

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых» и «Церковная история».

Житийная литература содержит о Феодоре очень краткие сведения. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А. В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры».

В изобразительном искусстве

Императрица Феодора со свитой

Император Юстиниан со свитой

Наиболее знаменитое изображение императрицы Феодоры — мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне, уникальное тем, что оно является прижизненным (546—547 годы), а также сохранившимся до наших дней.

Императрица с супругом изображена на двух мозаичных панно, которые располагаются на стенах апсиды. Оба правителя изображены как донаторы, стоящие порознь, они возглавляют две процессии, приносящие дары храму. Оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды.

Лазарев В. Н. пишет, что данные изображения выполнялись, по-видимому, лучшими из равеннских мастеров, которые создали их по столичным образцам — царским портретам, рассылавшиимся в провинции Византийской империи для копирования:

Феодора стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи (matroneum). В руках она держит золотую чашу, на её голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжелое ожерелье. На подоле хламиды императрицы вышиты золотые фигуры трех несущих дары волхвов, намекающие на приношение Феодоры. Для большей торжественности фигура императрицы обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди склонен рассматривать как «нишу прославления». Перед Феодорой шествуют два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит совершенно неподвижно, скрыв руку под хламидой. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и супругой полководца Велизария.

В православной иконописи традиции изображения императрицы Феодоры нет (в отличие от весьма популярного сюжета изображения её тезки блаженной императрицы Феодоры, восстановившей в середине IX века иконопочитание).

В художественной литературе

  • Николай Гумилёв. Отравленная туника. Пьеса.
  • Harold Lamb. Theodora and the Emperor. Роман.
  • Гарольд Лэмб. Феодора. Циркачка на троне. Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. Князь Велизарий. Роман.
  • Валентин Иванов. Русь изначальная. Исторический роман. В экранизации этой книги («Русь изначальная», СССР, 1984) роль Феодоры исполнила Маргарита Терехова.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). Юстиниан и Феодора. Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. The Bearkeeper’s Daughter. Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский. Топот бронзового коня. Исторический роман.
  • Джек Олек. Феодора. Исторический роман.
  • Кей, Гай Гэвриел. Сарантийская мозаика. Дилогия. Императрица Аликсана повторяет историю Феодоры.
  • Пол Уэллмен. Феодора. Роман.
  • Артур Конан Дойль. Возвращение на родину. Рассказ

Примечания

  1. Год рождения Феодоры неизвестен. Прокопий сообщил, что примерно во 2-й половине правления («когда державой правил ещё Анастасий») императора Анастасия (491—518 гг.) Феодоре должно быть не более 5 лет, откуда историки принимают дату её рождения около 500 года.
  2. Сведения исходят от патриарха Никифора (IX век)
  3. 1 2 3 4 Диль Ш. Византийские портреты. Часть I. Глава III. Феодора
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Прокопий Кесарийский. Тайная История
  5. Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры
  6. Хотя текст «Жития восточных святых» написан по сирийски, фраза «Феодора из борделя» передана по гречески, что отражает не столько мнение Иоанна Эфесского, сколько его источники из Константинополя.
  7. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 19; ISBN 978-0-292-70270-7
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 Карташёв А. В. Вселенские соборы. — Клин: 2004. — С. 574.
  9. 1 2 Феодора — дар Юстиниану // Вокруг света. 2007 г. № 10.
  10. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 20; ISBN 978-0-292-70270-7
  11. Юстиниан I Великий, Флавий Петр Савватий (Статья из БСЭ)
  12. 1 2 3 Иоанн Малала, «Хронография». Кн. XVIII
  13. Сборник История Византии. Т. 1 // Академик Сказкин С. Д. (отв.редактор) — Москва: Наука, 1967 г.
  14. Сведения Диля исходят из упоминания дочери Феодоры у Иоанна Эфесского.
  15. Хронография Феофана, год 6025 / 525 (532)
  16. 1 2 Иоанн Эфесский Церковная история. Книга 4
  17. Иоанн Малала сообщает: «Василевс повелел, чтобы у тех, кого уличат в педерастии, отсекали член, и было в это время обнаружено много, занимающихся мужеложеством. И возник тогда страх у страдающих этим злом.»: Иоанн Малала Хронография
  18. Диль Ш. История византийской империи (глава «Внешняя политика Юстиниана»)
  19. 1 2 Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан. Глава VII. Эпоха Юстиниана
  20. Прокопий Кесарийский, «Война с персами»
  21. Геродот, 8.68
  22. 1 2 3 Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество
  23. Поснов М. Э. История Христианской Церкви
  24. 1 2 Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Глава XXI. Эпоха императора Юстиниана
  25. Диль Ш. История византийской империи (глава «Характер, политика и окружение Юстиниана»)
  26. Виктор Тонненский. Хроника Виктора (Перевод Суровенкова Д., 2009). Восточная литература. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 18 февраля 2011.
  27. Гудзик К. Юстиниан — наставник епископов
  28. Киракос Гандзакеци. Краткая история
  29. Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора
  30. 1 2 Успенский Ф. И. История Византийской империи Т. 1
  31. Stfania Salti, Renata Venturini. The life of Theodora. Ravenna, 1999. ISBN 88-87747-05-9
  32. Мозаики из смальты в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.
  33. Лазарев В. Н. История Византийской живописи

Ссылки

s:

Феодора (святая императрица) в Викитеке

commons:

Феодора (святая императрица) на Викискладе

  • An Online Encyclopedia of Roman Emperors
  • Феодора — С. Б. Дашков. «Императоры Византии». — Изд. дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997
  • Диль Ш. Византийские портреты. ч. I, гл. III. «Феодора»
  • «Отравленная туника» (театральная постановка о дворцовых интригах императрицы Феодоры)
  • Знаменитая красавица XIX в. леди Рэндольф Черчилль в костюмах императрицы Феодоры. Галерея фотографий
  • М. Крылова, М. Тушинский. Феодора — дар Юстиниану

Святые византийские императрицы

Theodora icon for template.jpg

✰ Елена († 330 год) • Флацилла († 386 год) • Пульхерия († 453 год) • ✰ Евдокия († 460 год) • ✰ Феодора († 548 год)
✯ Ирина († 803 год) • ✰ Феодора († 867 год) • Феофано († 895 год) • Ирина († 1134 год) • Елена (Ипомония) († 1450 год)

CoA of the Byzantine Empire.svg
Эта статья входит в число хороших статей
✰
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Церковь Святой Феодоры (Пелопоннес) единственный храм в мире

Единственный в мире храм Святой Феодоры

Единственный в мире храм Святой Феодоры.

Перед казнью, святая попросила Господа, чтобы после смерти ее тело стало храмом, волосы деревьями, а кровь — рекой.

ЖИТИЕ СВЯТОЙ ФЕОДОРЫ

Ежегодно, 11-го сентября в Греции празднуется и чтится память великомученицы Феодоры из деревушки Васта. Эта святая широко известна не только в Греции, но и за ее пределами. Как она достигла святости? По какому следуя пути? Приведем вкратце свидетельства о ее жизни и деятельности, дошедшие до нас из священных синаксариев нашей Церкви с целью, чтобы каждый из нас » позавидовал» ей и пожелал стать похожим на нее.

Святая была родом с полуострова Пелопоннес, родины многочисленных святых и героев, потому некоторые называют ее святой Феодорой Пелопонесской. Скорее всего, местом ее рождения была Аркадия или Мессиния.

Родилась святая Феодора в 9-м веке, т.е. во времена Византийской Империи. Родителями были люди бедные и простые родители, горячо любящие Бога. Эту веру во Христа они передали своим детям. С малых лет Феодора отличалась от своих братьев особенной любовью и тягой к Богу. Она настолько пламенно любила Бога, что решила посвятить Ему всю жизнь. День за днем ее любовь к Господу возгоралась всё больше и больше. Повзрослев Феодора, решает служить ему в монастыре. Парадоксальным, однако, является тот факт, что она предпочла уединиться не в женском монастыре, а в мужском! В обители «Панаица» («Богородица «), находящийся на границе районов Аркадии и Мессинии, она представилась юношей по имени «Феодор».

Мы не можем с уверенностью объяснить, какая у нее была у нее причина. Скорее всего она хотела полностью прервать любую связь со всем своим окружением. В мужской обители, где она поселилась, Феодоре не замедлила стать примером терпения, послушания и кротости. Эти добродетели постепенно вели к духовному росту, который не оставался незамеченным среди монахов и их игумена. Монастырские отцы, восхищаясь ею и отличающими ее способностями, доверили ей улаживание монастырских дел за пределами обители. Такую ответственность в монастырях возлагали только на духовно опытных монахов или монахинь.

В то время па Пелопоннесе разразился ужасный голод, угрожающий не только местным, но и жителям обители. Монастырские отцы возложили свои надежды по обеспечению обители продуктами продовольствия на «Федора», как на единственного, который мог справиться с этой задачей. Действительно, «Федор» посетил много христианских семей, чтобы собрать продукты для монашеского братства. Но случилось нечто ужасное ! Одна женщина высказала против него тяжелое обвинение. «Монах, — сказала она,-оставил меня беременной!» Эта новость быстро облетела всю округу! Была подстроена ужасная клевета. Разгневанные родители беременной девушки пришли в монастырь и наказали «Федору» следовать за ними. » Монах» хоть и отказался от высказанного против него обвинения, послушно пошел. Последовал суд, вынесший на скорую руку решение о его виновности и приговор о высшей мере его наказания: обезглавливании! И хотя Феодора могла легко доказать свою невиновность, просто снимая рясу. Она предпочла принять несправедливое обвинение! Местом казни была назначена деревушка Васта в районе Аркадии. Палач показывал дорогу, а «Федор» следовал за ним, как «бессловесная овца». Чуть позже, душа святой Феодоры летела к небесам ,к месту ,отведенному для преподобномучеников нашей Церкви.

Палач и его помощники, которые обезглавили мученицу, обнаружили что тело казненного принадлежало женщине, и, раскаявшись в содеянном, стали просить прощения у Господа.

Это невероятное открытие стало быстро известно всем! Игумен монахи со стенаниями пришли на место казни и, прославляя Господа, захоронили тело мученицы в пределах святой обители, а по мнению других, на месте ее мученической кончины.

Перед казнью, святая попросила Господа, чтобы после смерти ее тело стало храмом, волосы деревьями, а кровь — рекой. Действительно, на крыше построенного храма, который находился в деревне Васта в районе Аркадия, выросли деревья, которые необъяснимым способом возвышаются на крыше церквушки, свидетельствуя, что там, «где того хочет Бог, нарушается естества чин», т.е. преодолеваются законы природы.

Святитель Златоуст, великий отец нашей Церкви, говорит нам: «Празднование дня памяти святого — образец подражания святому. Так давайте попытаемся с Божьей помощью и при заступничестве Святой, стать похожими на нее, чтобы достигнуть святости, поскольку это и есть главная цель жизни каждого из нас.

Господь наставляет нас: «Будьте святы, потому что Я свят (1-е Петр. 1:16).

Приведенное нами выше житие святой Феодоры, несет в себе скрытый смысл, который стоит отметить.

  • во-первых, учит нас тому, что святость – это не постоянное состояние, а непрерывная борьба человека, чтобы очистить свое сердце от страстей и соединиться с Богом. Всемогущий Господь все может, но есть и кое-что невозможное. Что это? Объединение с чем- либо нечистым! Поэтому наша борьба должна состоять в очищении нашего сердца от страстей и продолжении нашей духовной жизни до стадий озарения и обожения.
  • Помимо того, на примере жития св. Феодоры мы видим, что святость не связана ни с возрастом, ни с профессией, ни с социальным статусом верующего. Это подтверждается на примере жития нашей защитницы. Она была совсем молоденькой девушкой, когда ее тащили, чтобы обезглавить, в лес, туда, где сегодня находится место паломничества . И несмотря на свою юность, она показала такое мужество, которое было сродни взрослому мужчине! Откуда она взяла его? Божья Благодать придала ей эту силу! И придает каждому из нас, поддерживая нас в нашей жизненной борьбе. Она придает силы и терпение.

К тому же ни возраст, ни даже профессия не могут стать преградой на пути к достижению святости. Например, в тот же день,11 сентября, греческой Церковью чтится память еще одного: святого Ефросина, который был поваром по специальности. Представители почти всех специальностей достигли святости. К тому же, если кто-то богат или беден – это не лишает его возможности стать святым. Святая Феодора происходила из бедной и простой семьи, но из синаксариев нашей Церкви нам известно, что даже князья и императоры предпочитали монашескую келью протертую рясу на Святой Горе Афон золотым коронам и жизни, полной наслаждений. Как бы то ни было, каждый из нас – священник или мирянин, богатый или бедный, знатный или простой человек – может стать святым. С любого общественного уровня он может объединиться с Богом.

3)Под конец стоит заметить, что святость никак не связывается с хорошей жизнью. Жизнь христианина отличается аскетизмом. Даже если он живет в центре большого города, например, как блаженный старец Порфирий в центре Афин. Жизнь христиан – это жизнь, полная самопожертвований и одновременно бескрайней любви. Святость – это путь в гору, узкий и тесный, полный горечей, но и одновременно больших и сладостных духовных радостей. Духовная жизнь, ведущая к святости – это духовное поприще с большими и маленькими преградами и сложностями. Это то, что каждому из нас встречается в жизни.

Но насколько бы ни бал сложен этот путь, он сладок и ведет к далекой и высокой цели нашей жизни. Наше самое высокое стремление-это святость!

Так давайте стараться стать святыми, подражая житию святой Феодоры, которую откуда бы ни призвал каждый из нас молитвенно на помощь, будь это на месте ее мучения или на любом отдаленном уголке земли, святая окажется с ним рядом, его скорой помощницей и заступницей. Поэтому, давайте прислушаемся к словам святителя Златоуста, сказанные им еще 4-веке: «Празднование дня памяти святого – образец подражания святому». Пусть наша святая дает свое благословление каждому верующему, который приезжает преклонить колено перед ее иконой и ступает по окровавленной земле – месте ее мученической смерти!

храм Святой Феодоры

Фото: храм Святой Феодоры

храм Святой Федоры

Фото: храм Святой Федоры

храм Святой Феодоры

Фото: храм Святой Феодоры

ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ 17 ДЕРЕВЬЕВ НА КРЫШЕ СВ. ХРАМА,ИХОДЯ ИЗ СТАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Во время моего посещения храма Святой Феодоры в июле 1986 года, и находясь под большим впечатлением от увиденных на крыше храма 17-ти деревьев, я попытался найти объяснение этому явлению с технической точки зрения. Тогда я пришел к следующим выводам. Первая вероятность. Корни деревьев проходят через застывший раствор, соединяющий камни стен, и укрепляются в земле. Однако в этом случае или раствор полностью раскрошился бы или сами камни раскололись бы, результатом чего было бы полное разрушение здания. Вторая вероятность. Корни разветвляются на крыше храма, и деревья опираются на нее. В ТАКОМ СЛУЧАЕ: Вес одного кубического метра сырой древесины составляет приблизительно 1 (одну ) тонну . Предположим , что диметр каждого дерева 40см. и высота 4м . Тогда вес из них каждого из них будет составлять 540 кг. И это без учета веса веток.

Отсюда следует, что на крышу приходится вес 17* 540 = 9.180 кг , что означает 460 кг. на каждый кв. м., если площадь крыши приблизительно 20кв.м.

Нагрузка, приходящаяся на крышу в 4,6 раз больше допустимой в проектных расчетах крыш, не предназначенных для хождения по ним, в 2,3 раза больше, допускаемой по стандартам ( для расчета строительных работ) для крыш, на которых не исключается скопление людей. Кроме всего вышеуказанного, существует и другая нагрузка на крышу, создаваемая силой ветра, качающей деревья. Когда ветер обладает такой силой, что вырывает деревья, то не трудно себе представить, какую нагрузку оказывают все 17 деревьев для ее срыва.

ЭЛЕФТЕРИЙ БЕЛЕЯНИС, инженер-строитель

виды Пелопоннеса по дороге к храму Святой Феодоры

Фото: завораживающие виды Пелопоннеса по дороге к храму Святой Феодоры

виды Пелопоннеса по дороге к храму Святой Феодоры

Фото: завораживающие виды Пелопоннеса по дороге к храму Святой Феодоры

виды Пелопоннеса по дороге к храму Святой Феодоры

Фото: завораживающие виды Пелопоннеса по дороге к храму Святой Феодоры