Феофан затворник житие

Дни памяти: 6 января (преставление), 10 января, 16 июня (Перенесение мощей)
Святитель Феофан Затворник, Вышенский
Святитель Феофан Затворник, Вышенский

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

Тропарь Феофану, Затворнику Вышенскому, епископу:

Православия наставниче, /
благочестия учителю и чистоты, /
Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, /
писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси /
и всем верным путь ко спасению указал еси, /
моли Христа Бога спастися душам нашим. Pravoslavie.ru

Икона святителя Феофана Затворника Вышенского выполнена в традиционном византийском стиле. Святой изображён в архиерейском облачении; левая рука владыки удерживает книгу, символизирующую его литературное наследие, правая – сложена в благословляющем имясловном жесте. Святитель Феофан, в миру Георгий Говоров, родился 10 января 1815 г. в многодетной семье священника села Чернавска, Василия Тимофеевича. В 8-летнем возрасте родители определили Георгия в Ливенское духовное училище, где благодаря основательной домашней подготовке отрок с легкостью освоил программу начальной школы. В 1829 году в числе лучших выпускников он переходит в Орловскую семинарию, по окончании которой становится студентом Киевской духовной академии. В процессе обучения у юноши складывается особое расположение к гуманитарным наукам: богословию, философии и психологии, а также открывается удивительный дар слова, проявившийся в литературном таланте. На последнем курсе Георгий Говоров подает академическому начальству прошение о пострижении в монашество, в котором пишет следующее: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединённой жизни, я, чтобы соединить и то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию». Спустя год он принимает постриг с именем Феофан и удостаивается священного сана. Окончив академию со степенью магистра, иеромонах Феофан вступает на поприще учебно-воспитательной работы, а в 1847 году, как образованнейший пастырь своего времени направляется в составе духовного посольства на Восток. По окончании миссии отец Феофан восходит на кафедру епископского служения и в продолжение 8 лет окормляет Тамбовскую и Владимирскую паству. Между тем сердце владыки всё чаще обращается к мысли о монастырском уединении, поскольку административные хлопоты не позволяют сосредоточиться на литературно-богословской работе и собственно монашеской жизни. Именно по этим причинам в возрасте 51 года преосвященный Феофан уходит на покой в Вышенскую обитель. Первые 6 лет пребывания на Выше он вместе с братией посещает все уставные службы, поучений не произносит, а в праздничные дни участвует в соборных богослужениях. Через некоторое время монашеское общежитие подвижника сменяется полным удалением от мира в отдельно стоящем монастырском корпусе. Здесь в продолжение 22-летнего затвора из-под пера святителя выходят замечательные книги о христианской жизни, толкование на Священное Писание, переводы святоотеческих творений и пастырские наставления частным лицам. 6 января 1894 г. владыка мирно отошёл ко Господу, отслужив последнюю Литургию в своём домовом храме. Через несколько лет он был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви, «как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества».
Способ изготовления
Икона изготовлена методом прямой печати на доске из натурального дерева с нанесением золотистой краски и лака. Высокое качество цветопередачи позволяет создать точную копию подлинника. Печать образа произведена влагостойкими красками, защищенными от выцветания.