Философ средневековья

б)теизм;

в)деизм.

114. Истоки средневековой философии находятся в:

а)атомистической философии античности;

б)философии Возрождения;

в)философии Сократа;

Г)философии Платона, стоиков и эпикурейцев.

115. Онтологическим принципом средневековой фи­лософии является:

а)рационализм;

б)креационизм;

в)откровение;

г)формализм.

116. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:

а)Фому Аквинского;

б)Августина Блаженного;

в)Аристотеля;

г)Марка Аврелия.

117. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

а)историзм;

б)рационализм;

в)откровение;

г) креационизм

118.Как называется философское учение, исклю­чающее Бога из картины мира

1) атеизм;

2) теизм;

3) деизм.

119. «Отцом схоластики» называют средневекого мыслителя:

а)Фому Аквинекого;

б)Августина Блаженного;

в)Пьера Абеляра;

Г)Боэция.

120. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:

а)идея общего (понятие) предшествует вещи;

б)идея вещи не соответствует материальному вопли

в)идея идентична вещи, а «имена после вещей»;

г)реальны лишь единичные вещи.

121. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:

а)идея общего (понятие) предшествует вещи;

б)реальны лишь единичные вещи, а «имена после вещей»

в)идея вещи не соответствует материальному воплощению

Г)идея идентична вещи.

122. Как называл Лейбниц духовную субстанцию

а)материя;

б)монада;

в)молекула.

123. Каким представляли мир философы-механицисты?

а)мир-это огромная, разумно устроенная машина
существующая по законам механики;

б)мир — это природа, созданная Богом и существующая по божественным в)конам;

г)мир — это природа, существующая и развивающаяся по
своим собственным законам.

124. Что считали источником научных знаний рационалисты Нового времени?

а)чувственные ощущения;

б)разум;

в)опыт.

125. Что считали источником научных знаний эмпи­рики Нового времени?

а)чувственные ощущения;

б)разум;

в)опыт.

126. Как назывались философы, признающие реаль­ное, самостоятельное существование универсалий, независимо от обозначаемых ими вещей и от мышления?

а)концептуалисты;

б)реалисты;

4) «ФИЛОСОФИЯ – СЛУЖАНКА ТЕОЛОГИИ» (ФОМА АКВИНСКИЙ)

Фома Аквинский родился в Италии в конце 1225 или в начале 1226 года – история не сохранила достоверной даты его рождения. Отец Фомы – граф Ландольф, был феодалом в Аквино. Мать Фомы Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.

Когда мальчику шел пятый год, его определили на учебу в монастырь бенедиктинцев в Монте Кассино. Там он провел почти девять лет. Мальчик получил прекрасное знание латинского языка. Фридрих II изгнал бенедиктинцев из Монте Кассино, и юноша возвращается в родительский дом. Это произошло в 1239 году, в том же году он начинает учебу в университете Неаполя. Его наставниками были Мартин и Петр Ирландский. В 1244 году Фома вступает в орден доминиканцев, отказывается от должности аббата.

В 1245 году Фома отправляется в Париж, где в течение трех лет проходит обучение в университете. Затем он едет в Кельн, где организует центр по изучению теологии вместе со своим учителем Альбертом. Фома пробыл в Кельне четыре года, после этого он возвращается в Парижский университет и получает степень магистра теологии. Он начинает преподавательскую деятельность, которая продолжается до 1259 года. В это время Фома создает ряд трудов, в том числе и комментарии к Священному Писанию.

В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим, там Фома остается до 1268 года. Он продолжает свои философские работы, начатые еще в Париже. В 1269 году он снова возвращается в Парижский университет, где не прекращает собственных философских исследований. В 1272 году Фома возвращается в Италию и преподает в Неаполе, откуда уезжает через два года, чтобы принять участие в соборе, созванном папой Григорием Х. Во время поездки он тяжело заболел, умер 7 марта 1274 года в монастыре бернардинцев в Фоссануове. В 1323 году Фома был причислен к лику святых.

Для Фомы Аквинского высшим уровнем познания является мудрость. Он также называет ее «первой философией». Эта мудрость обобщает различные этапы знания, а главный предмет ее – высшие основы бытия, существования и деятельности. Мудрость обращает внимание на проблемы материи, субстанции, жизни, а также на все их проявления в любой форме. То есть, в понимании Аквинского, мудрость (или философия) – это высшая наука, опирающаяся на различные уровни человеческого знания. Вместе с тем в представлении Фомы Аквинского мудрость утрачивает свой светский, естественный характер, тем самым она полностью теологизируется.

В интерпретации Фомы Аквинского, мудрость превращается в «мудрость саму в себе». Именно поэтому она становится учением о первопричине. И это учение независимо от всякого знания. Основной идеей так понимаемой мудрости является не познание действительности, окружающего мира и управляющих им законов, а познание абсолютного бытия, поиск в нем следов Бога.

Фома Аквинский по-своему интерпретирует Аристотелево понятие мудрости. Он вкладывает в него теологическое содержание, то есть отождествляет с теологией. Если Аристотель видел объектом мудрости основы и причины существующего бытия, то Фома Аквинский сводит объект мудрости к абсолюту. Именно поэтому Аквинский переносит человеческое стремление к познанию из объективной, существующей на самом деле реальности в сверхъестественный мир.

В этом случае главной целью человеческой науки вообще является созерцание Бога, а сама она всецело и исключительно подчиняется нуждам церкви. Мудрость, которая теологизирована таким образом, получает в понимании Аквинского титул высшей мудрости. И она же является совершенно независимой и свободной от какой-либо научной дисциплины.

Высшей мудростью является теология, главный и единственный объект ее изучения – Бог, первопричина мудрости Вселенной, а также собственно мудрости как таковой. Фома Аквинский доказывает зависимость науки, превращает ее в «служанку» теологии, подчеркивает, что всякая деятельность человека связана с теологией и зависит именно от нее.

В связи с этим Фома Аквинский вырабатывает ряд теоретических принципов, которые определяют место науки по отношению к теологии.

1. Философия, равно как и другие науки, выполняет только служебные функции теологии. Иными словами – «теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам». Теология использует философию и другие частные дисциплины для лучшего понимания и объяснения различных истин откровения. Необходимость использования других наук является следствием убогости человеческого разума, который не способен понять первопричину, то есть Бога.

2. Все истины теологии проистекают от своего источника, то есть от откровения. Теология свято соблюдает принципы и истины, которые содержатся в откровении.

3. Существует нечто общее, что объединяет теологию и науку. Фома Аквинский считает, что один и тот же предмет изучения может касаться самых разных наук. Но, тем не менее, теология находится в более выгодном положении, так как на некоторые вопросы нельзя получить ответ при помощи естественных наук. Между тем откровение помогает получить ответы на эти вопросы. К таким вопросам относятся бессмертие человеческой души, существование Бога, сотворение мира, место человека среди других земных созданий и т. д.

Фома утверждает, что у науки и теологии есть общие предметы изучения, тем самым он ставит науку в зависимость от теологии, потому что разграничения предмета и цели науки и теологии привело бы к полному обособлению науки.

4. Фома Аквинский утверждает, что наука не должна противоречить истинной вере, напротив – ее задача только подтверждать догматы веры. Как видим, Фома Аквинский определяет ее роль – в необходимости доказывать различные постулаты веры. Аквинский говорит, что все частные науки, в том числе и философия, должны убеждать людей в правильности принципов теологии. Стремление познать Бога – это и есть настоящая мудрость. А знание является всего лишь служанкой теологии. Все науки должны формировать доказательства существования Бога.

В период Возрождения, равно как и в более поздний период, теологическая концепция, созданная Фомой Аквинским, стала основой, на которую опиралась католическая церковь. Именно на принципах Аквинского основывалась деятельность церковной инквизиции, которая боролась с учеными, мыслящими самостоятельно. Фома Аквинский говорил, что извращать религию – настолько тяжкое преступление, что его нужно немедленно наказывать лишением жизни. Соответственно, впоследствии инквизиция использовала этот принцип для борьбы с видными мыслителями, например Джордано Бруно, Ванини, со многими другими.

* * *

Родственники Фомы были против его намерения вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте Кассино. Однажды он был даже заключен родителями и братьями в башню, в которой находился больше года. Но никакие средства и уговоры не могли заставить Фому отказаться от своего решения. Однажды братья Фомы, намереваясь совратить его, привели в комнату красивую куртизанку. Фома был настолько разъярен, что выхватил из камина горящее полено и стал угрожать поджогом замка. Куртизанка испугалась и убежала, только после этого Фома успокоился и бросил полено обратно в камин.

После ряда подобных поступков родственники Фомы смирились с его решением и отпустили его на свободу, и он поехал в Париж.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Была ли в Средневековой Европе философия? Та самая наука, которую создавали в Древней Греции Сократ, Платон, Аристотель? Нет. Философия в этот период спала глубоким летаргическим сном. «Служанка богословия». Так без обиняков определяли ей место в иерархии ценностей католические богословы. Точнее: «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже». «Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через Откровение».

Свобода философского и научного исследования была принесена в жертву религиозным догматам, а рациональное знание привлекалось только для разъяснения и обоснования сверхъестественных истин Откровения с помощью доводов логической науки. Таков привычный взгляд на историю философию в средние века. Он справедлив, но лишь отчасти. И самое простое доказательство тому, что три самых знаменитых мыслителя Европы тех лет Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский до сих пор являются важнейшими персонами в интеллектуальной истории человечества.

Средневековье — период европейской истории, занимающийотрезок времени с V по XV вв. Средневековое мышление по своему существу былотеоцентричным. Идея творения лежала в основе средневековой онтологии, а идеяоткровения составляла фундамент учения о познании. История понималасьсредневековыми мыслителями как осуществление заранее предусмотренного Богомплана спасения человека.

Основнымиэтапами развития средневековой философии являются патристикаи схоластика. Патристика —этап в истории философии, охватывающий период со II по VIII вв. Термин»патристика” (лат. patres— отцы) обозначает совокупность теологических ифилософских доктрин первых христианских мыслителей, так называемых «ОтцовЦеркви” — Августина Блаженного, Василия Великого, Григория Нисского, Оригена идр. Ранняя патристика (II — III вв.) носит название апологетики. Дляпатристики характерно интеллектуальноеоформление и разработка христианской догматики и философии, развивавшейся подвлиянием идей Платона. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношениеверы и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла ит.д.

Эпоху схоластикидатируют VIII — XV вв. На этапе схоластики (греч. schola — ученая беседа, школа) в европейскойфилософии происходила систематическаяразработка христианской философии под огромным влиянием философского наследияАристотеля. Цель схоластической философии заключалась в оправдании верыпосредством разума, т.е. в рациональном обосновании веры в Бога и христианскоговероучения. Представителямисредневековой схоластики являлись И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. ДунсСкотт и Фома Аквинский.

Поискдоказательства бытия Божия и толкование догмата о троичной сущности Бога всредневековой схоластике велись с позиций номинализма и реализма. Номинализм(лат. nomina — имена) связывал общие понятия (универсалии) только со сфероймышления и трактовал их как имена реально существующих единичных объектов. Вистории средневековой философии его представляли И. Росцелин, У. Оккам

Реализм(лат. realis — действительный,вещественный), напротив, базировался на признании объективной реальностиуниверсалий. Позиция средневекового реализма, которую разделяли И. Дунс Скотт,Ансельм Кентерберийский — этопродолжение линии Платона в философии.

Концептуализм(лат.conceptus — понятие), развивавшийся П. Абеляром, пытался примирить номинализм и реализм.

Это важно: Реализм в средневековой философии — один изосновных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общихпонятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие отноминализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общееимя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальномсходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что универсалии существуютреально и независимо от сознания

Их крайности были преодолены Фомой Аквинским, который, опираясь на учение Аристотеля, вXIII в. обосновал основные принципы христианской теологии. Выдвинутый импринцип гармонии веры и разума утверждал необходимость использования философии для более доступногоизложения и обоснования истин религии. Философские воззрения Фомы Аквинского послужили основой неотомизма —официальной философской доктрины Ватикана, возникшей в последней трети XIX в.

Переходнаяэпоха между Средневековьем и Новым временем (XIV —XVI вв.) носит название Возрождение (или Ренесанса).

К числуотличительных особенностей философии Возрождения относятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность,пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. Для философовэпохи Возрождения он являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир,созидающим красоту, наконец — самогосебя. Гуманизм этой исторической эпохи (признание человека личностью,утверждение его права на творчество, свободу и счастье) впервые предстал вкачестве целостной системы взглядов. В эпоху Возрождения философия вновьобращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявшийБога и природу.

В качествеосновных этапов в развитии философии Возрождения выделяют гуманистический, неоплатонический и натурфилософский. Гуманистическая традиция, началокоторой относится к середине XIV в., противопоставила средневековомутеоцентризму глубочайший интерес к человеку. Неоплатоническая традиция, начиная ссередины XV в. связана с постановкой и разработкойглавным образом онтологической проблематики, со систематизацией и развитиемучения Платона. Для натурфилософскойтрадиции (2-я половина XVI века — начало XVII века) было характерно стремлениесформировать научное мировоззрение, свободное от теологии, обосноватьматериалистический взгляд на мир, отыскать экспериментальные методы обоснованияновой космологии.

Представителями философии Возрождения являлись: гуманисты А. Данте, Ф.Петрарка, Эразм Роттердамский, Т. Мор и М. Монтень; неоплатоники Дж. Пико деллаМирандола и Николай Кузанский; натурфилософы Н. Коперник, Дж. Бруно и Г.Галилей.

Философскиепоиски в Беларуси в эпоху Возрождения связаны с именами М. Гусовского, Ф.Скорины, С. Будного. М. Гусовский (XV —XVI вв.) знаменует собой начальныйпериод развития гуманистической мысли Беларуси. Ф. Скорина — белорусский первопечатник,мыслитель-гуманист и патриот, живший в 1-ой половине XVI века — во многом содействовалразвитию национальной культуры. С. Будный, разделявший позиции антитринитаризма,развивал идеи гуманизма и атеизма во 2-ой половине XVI века.

Заключительнымэтапом эпохи Возрождения стала Реформация (1-я половина XVI в.), приведшая ксозданию нового типа христианского вероучения — протестантизма. Положения,выдвинутые ее вождями — М. Лютером, Ж. Кальвином — имели не толькорелигиозный смысл, но были наполнены социально-политическим и философскимсодержанием. Они знаменовали окончание эпохи Возрождения и переход к новомуэтапу развития европейского общества и его культуры.