Философ в Соловьев

«КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)» – магистерская диссертация Вл.С.Соловьева, защищенная 24 ноября 1874 в Петербургском университете. Опубликована в журнале «Православное обозрение» (1874, № 1, 3, 5, 9, 10) и отдельным изданием (М., 1874; поледнее изд.: Соч., т. 2. М., 1988). Согласно Соловьеву, западная философия, начавшись с раздвоения между личным мышлением и общенародной верой (схоластика) и реализуясь в противопоставлении самочинного разума внешнему бытию природы (Новое время), в качестве исключительно теоретического познания завершила свое развитие. Опираясь на идеи позднего Шеллинга, старших славянофилов, П.Д.Юркевича, Соловьев с небывалой для русской мысли силой, широтой, конкретностью и концептуальностью проинтерпретировал историю западной философии – от схоластики до Гегеля, Шопенгауэра, Э.Гартмана, позитивистов – как историю последовательной смены ряда гипостазированных отвлеченных начал (теоретический анализ этой проблематики дан в его работе «Критика отвлеченных начал», 1880) и сформулировал принципиальное значение и последние результаты этой истории для метода познания, учения о сущем и этики. Признание односторонности и потому неистинности как чисто рационалистического, так и чисто эмпирического направлений в западной мысли приводит, по Соловьеву, к требованию истинного метода, дающего цельное знание, а также к полаганию в качестве абсолютного первоначала вместо прежних абстрактных сущностей и ипостасей (рассудок, опыт, понятие, воля, бессознательное и т.п.) конкретного всеединого духа. Последней же целью и высшим благом мирового развития предстает уничтожение исключительного самоутверждения частных существ в их вещественной розни и восстановление их как царства духов, объемлемых всеобщностью духа абсолютного. Подлинный (и неожиданный для западного сознания) смысл результатов западноевропейского философского развития, по Соловьеву, утверждает в форме рационального познания те самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания утверждались великими богословскими учениями древнего и в особенности христианского Востока. Исторически и логически неизбежно возникновение новой философии как синтеза религии, метафизики и положительной науки, который соединит с полнотой содержания духовных созерцаний Востока логическое совершенство западной формы. (В «Приложении» рассмотрена и принципиально отвергнута теория О.Конта, согласно которой два предварительных базиса в умственном развитии человечества, религия и метафизика, уступают место и преодолеваются третьим, окончательным – позитивной наукой.)

«Кризис западной философии», первая крупная работа Соловьева, вызвав широкий общественный резонанс и горячую полемику, ознаменовала начало нового этапа в развитии русской философии. Проект современной христианской метафизики, очертив место для русской мысли в европейской философии, воплотился как в последующем творчестве самого его автора, так и в построениях ряда крупнейших русских философов 20 в.

Литература:

1. Владиславлев М.И. Рецензия на «Кризис западной философии: против позитивистов», магистерскую диссертацию В.С.Соловьева. – «Журнал Министерства Народного Просвещения», 1875, № 1;

2. Кавелин К.Д. Априорная философия или положительная наука? По поводу диссертации г. В.Соловьева. СПб., 1875;

3. Козлов А.А. Г. Влад.Соловьев как философ. – «Знание», 1875, № 1–2;

4. Лукьянов С.М. О Вл. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии, т. 1. Пг., 1916 (М., 1990);

5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

О.В.Марченко

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Философ повествует о том, что в Индии не была понятия человечности, религия носила материальный характер, население делилась на тысячи каст, а представители низших сословий считались хуже, чем падаль. И именно в Индии появилось учение, утверждающее, что все есть одно. Эти слова в корне изменили мировоззрение людей: они разрывали оковы рабства и неравенства, провозглашали независимость человека от внешних сим. Так появилась новая религия, в основу которой лег принцип всеединства. Именно «буддизм был философией, превратившейся в религию».

Так или иначе, индийское сознание истощило свои силы, совершив резкий скачок от рабства к Нирване. Поэтому философ обращается к греческой философии — софистике. Она отрицала внешнее бытие и превозносила человеческую личность. «Человек только в себе может найти истину», — утверждает софист Протагор. Так, софистика и буддизм были схожи отрицанием внешних сим, однако различались тем, что буддизм ставил человеческое сознание выше бытия, потому что оно может отречься от него, а в софистике — потому что может существовать вопреки ему.

В.С.Соловьев повествует и Сократе, известным софистом и великим противником софистики. Он отрицал господство внешнего мира, поскольку не находил в нем правды, однако не признавал и «внешний авторитет» — богов, гражданский порядок своего отечества. Сократ видел истину в том, чтобы жить во имя общей для всех идеи. Если Сократ только утверждал наличие идеального начала, то его ученик, Платон, указал и определил его сущность. Однако и его философия не оказалась идеальной, поскольку Платон противопоставил друг другу материальный мир и идеальный мир, мир внутренней полноты и совершенства.

Примирение этого противоречия, как рассказывает повествователь, нашлось в христианстве, в образе Христа. Он не отрицает мир, но и не уходит из него, а возвращается, чтобы спасти и сделать лучше. Однако и философия христианства несовершенна, поскольку «истина облеклась в авторитет, требующий слепого доверия и подчинения», а церковная власть нарушала права человеческой личности. Решением этих проблем стало развитие западной философии, под влиянием которой произошло два значимых события : религиозная реформация XVI века и революция XVIII века. Произошло освобождение прав материи.

Таким образом, В.С.Соловьев, отвечая на вопрос, что же сделала философия для людей, приходит к выводу, что заслуга философии в том, что она освободила человеческое сознание от воздействия внешнего мира. Именно она помогла развить собственное существо человека как в рациональном элементе, так и в материальном.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id57856

Обновлено: 2019-06-11

Опубликовал(а): Nikoko

Русская идея и ее современное звучание.

Русская религиозная философия как самостоятельное явление духовной жизни сложилась в середине ХIХ века. Философские построения представителей этого направления имеют религиозное содержание, однако связь философии с религией основой принимает рациональный характер. Религиозная традиция в истории развития философской мысли в России была самой богатой и значительной в идейном отношении. Глубокий социально-политический кризис второй половины ХIХ века заставил мыслителей обратиться к теме о роли Церкви в жизни государства, о значении христианских ценностей в формировании общественного идеала. Перед религиозными мыслителями встала задача формировании целостного мировоззрения, в котором философский, религиозный, политический, социальный, культурный аспекты должны были образовать единую систему.

Русская религиозная философия в своем развитии прошла несколько этапов:

  1. начало этого направления философии в России связывают с именами славянофилов А.С. Хомякова и И.В. Киреевского;
  2. период формирования русской религиозной философии как системы в трудах В. С. Соловьева;
  3. религиозно-философский ренессанс начала ХХ в., который связан с именами С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Е. Н. и С. Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, П.А. Флоренского и других философов;
  4. период эмиграции, где закончили свою творческую деятельность большинство религиозных философов начала ХХ века.

Центральной идеей русской религиозной философии выступает идея всеединства, которая стала основанием для формирования целого философского направления – метафизики всеединства. философия всеединства оформилась в последней четверти ХIХ века Ее основоположником является В.С. Соловьев (1853 – 1900), который в своем философском труде «Кризис западной философии (против позитивистов)» наметил основную проблематику концепции всеединства.

Идея всеединства имеет ряд взаимосвязанных аспектов. В онтологическом аспекте всеединство представляет собой единство всего мира, Космоса, а также единство Бога и сотворенного им мира. Мировой процесс, по Соловьеву, — это процесс «собирания Вселенной», восхождения к всеединству.

В гносеологическом плане данная категория означает неразрывную связь религиозного, философского и научного познания, выражающуюся в системе «цельного знания». Каждый из этих видов познания выполняет свою функцию, ни один из них не может сам по себе давать истинного знания. Научное познание дает фактические сведения о природном мире. Философия – умозрительное знание, оно связано с воображением и дает возможность обобщения. Религиозное познание основано на вере, его цель – придать знанию нравственный смысл.

в социально-политическом аспекте принцип всеединства реализуется в идее свободной теократии, или цельного общества, — совершенного общественного устройства, в котором Церковь выступает в свободном внутреннем союзе с политическими и экономическими организациями.

В аксиологическом, нравственном аспекте всеединство проявляется в единстве абсолютных ценностей истины, добра и красоты. Нравственная оценка всех дел человеческих всегда была главной для Соловьева. В книге «Оправдание добра» он говорит о том, что любая область человеческой деятельности должна основываться на морали, что общественному прогрессу должен соответствовать прогресс нравственный.

Важнейший аспект концепции всеединства Соловьева — антропологический. Человек олицетворяет единство материального и духовного. В мировом процессе человек – не безличный элемент, он обладает творческими способностями, участвует в достижении миром гармонии. Человек – духовный центр мироздания, его великая миссия – соединение мира, от низших его ступеней до высших, с Богом. Выполняя эту миссию, человечество переходит в свое высшее состояние – оно становится Богочеловечеством. В антропологическом плане всеединство есть всечеловечество как свободное единство всех людей и всех дел человеческих и приобщение его к Богочеловечеству как величайшему христианскому идеалу.

В учении Соловьева намечены пути к достижению всеединства, начиная с осознания внутренней целостности природы и заканчивая становлением идеального Богочеловечества. По В.С. Соловьеву, всеединство предполагает теснейшую связь и постоянное взаимодействие духовного бытия и материальной природы. Формой соединения материальной природы и божественного, духовного начала является «истинное человечество». В.С. Соловьев рассматривает человечество не в метафорическом, а в реальном, эмпирическом смысле. Философ считает, что отрицание реальности этого целого невозможно в той же мере, в какой невозможно отрицание реальности племенных, национальных, классовых групп. Причем это единство будет истинным только при условии, что «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех».

Еще одна важная часть учения Соловьева, имеющая прямую связь с учением о всеединстве – софиология. София– Божественная Премудрость и «вечная женственность», «лучезарное и небесное существо». София – это высшее, надприродное начало, исходящее от Бога и являющееся посредником между Богом и человеком. Это божественная норма мира. София – это деятельное начало, особая энергия. Основные дефиниции Софии – Добро, Истина, Красота, главные принципы софийности – гармония, закономерность, сообразность. Движение мира к осуществлению всеединства возможно только на основе принципов софийности. София — она олицетворяет единство духовного и материального, судеб Неба и Земли и позволяет понять и почувствовать красоту единого мира.

Н.А. Бердяев (1874 – 1948) – видный русский мыслитель 1-й половины ХХ в., крупнейший представитель религиозного экзистенциализма («философии существования»). Как экзистенциалист, он различает понятия «бытие» и «существование». Бытием обладает материальный, предметный мир. Подлинным существованием обладает лишь духовное – субъекты. В сфере духовной жизни производятся оценки, творятся ценности, выводится смысл явлений. Бытие есть лишь смысл, который ему придает субъект. Цель философии – не в отражении действительности, а в улавливании ее смысла.

Бердяев говорил о существовании трех видов времени: космическое – представляет собой круговорот, историческое – линия, протянутая из прошлого в будущее, экзистенциальное – символизируется точкой, говорящей о движении духа вглубь, к свободе, которая первичнее не только бытия, но и Бога.

Понятие Бога у Бердяева больше философское, чем религиозное. Бог сотворил мир и человека, но не имеет власти над ними. Бог – это высший дух, это экзистенция. Бог не является чем-то внешним по отношению к личности, не существует вне личности, он сам своеобразная личность. Единственное доказательство существования Бога – это обладание человеком духовностью.

Экзистенциализм Бердяева является персоналистическим, т.к. под термином «дух» он понимает духов-личностей (божественную и человеческую). Каждый дух представляет собой деятельную единицу, несет в себе свободу и творчество. Духи-субъекты первичны по отношению к объектам, которые зависят от того смысла, которым его наделяет субъект. В этом Бердяев стоит на позициях субъективного идеализма.

Человек принадлежит двум мирам: божественному – миру духа и свободы и природному – миру материи и необходимости. Поэтому человек противоречив, он соединяет в себе высокое и низкое, в нем борются Бог и мир.

Человек, по Бердяеву, представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной и общественной необходимости. Личность – явление духовное, ее суть – свобода и творчество. Бердяев не признавал положения о приоритете рода над индивидом, общества и государства над личностью. «Человеческая личность – единственная, неповторимая, независимая – есть верховная ценность». Однако личность существует только в общении с другими людьми.

Государство, власть, социальные нормы подавляют свободу человека. Люди начинают считать целью своей жизни технику, экономику и др. и перестают задумываться над смыслом жизни. Смысл истории – спасение человечества, возврат его к богу. Он негативно оценивал социальные революции; социалистическую революцию в россии рассматривал как способ порабощения человека, рождающий новые формы социальной несправедливости. Бердяев говорил о необходимости «революции духа», означающей творческое преображение мира. Человек достигнет внутренней свободы и примет другую систему ценностей, в которой духовность займет высшее место. Наступит богочеловеческое царство. В этом заключается смысл историософии бердяева.

В контексте русской религиозной философии сформировалось значительное для русской философии в целом идейное течение, в основе которого понятие «русская идея». Под русской идеей принято понимать комплекс проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового целого, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета. Русская идея выступает как система философских, социологических, социально-психологических, этических, религиозных и других взглядов и представлений, выражающих особенности национального самосознания русской нации.

Русская идея имеет глубокие корни в древнейшей истории общественной мысли России. Ее истоки восходят к «Слову о законе и благодати» митрополита иллариона, в котором впервые был поставлен вопрос об историческом предназначении Руси. свое законченное, признанное классическим выражение она обрела в творчестве мыслителей второй половины ХIХ – начала ХХ веков. Сам термин «русская идея» был предложен Ф.М. Достоевским, систематизатором русской идеи как концепции выступил В.С. Соловьев (лекция «Русская идея», Париж, 1888 г.). В трактовке В.С. Соловьева и его последователей, национальная идея призвана выражать «функцию, которая возложена на ту или другую нацию» в общей жизни человечества.

В содержании русской идеи национальная индивидуальность не означает исключительности, а, напротив, свидетельствует о ценности, значимости каждого отдельного народа для человечества в целом. Формирование национальной идеи должно вести не к антагонизму народов, а к их движению в согласии с другими народами к свободному единству – об этом писали Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев. Поэтому русскую идею нельзя рассматривать в отрыве от другой центральной составляющей русской философии – концепции всеединства. Доминирующий мотив данных идей с позиций религиозно-философской – признание общечеловеческого значения христианской нравственности, призванной стать духовной основой объединения народов мира в единое целое, способствовать общечеловеческому прогрессу.

В условиях духовного кризиса современного общества, появления глобальных проблем, требующих для своего решения объединения усилий всех наций и государств, русская идея приобрела новое, современное звучание. Русская идея отличается универсальностью, многоплановостью содержания, она направлена на поиск путей развития – именно это обусловило обращение к ней как к теоретической основе преобразований во всех сферах общественной жизни. Русская идея может способствовать сплочению, единению русского народа и всего мирового сообщества на основе духовно-нравственных принципов, сложившихся в русской православной культуре.

2

Введение

1.Социальные и идейно-теоретическиеистоки философии В.С. Соловьева

2.Философия «всеединства” как попыткасоздания всеобъемлющего мировоззрения

Заключение

Библиографическийсписок

Введение

Исключительноважное место занимала историческаятема в творчестве крупнейшего русскогорелигиозного философа XIX в. В.С. Соловьева.

СоловьевВладимир Сергеевич (1853-1900) — философ,поэт, публицист. Сын крупнейшего русскоюисторика С.М.Соловьева. Окончилисторико-филологический факультетМосковского университета защитил в1874 г. магистерскую диссертацию.

В последниегоды жизни философ развивает системурелигиозной этики, разрабатываетпроблемы теории познания и историифилософии, переводит сочинения Платона,подводит итог собственных историифилософских исканий. В.С.Соловьев -основоположник российской метафизикивсеединства, и влияние его идей напоследующую русскую религиозно-философскуюмысль было исключительно глубоким.

Таким образом,цель данной работы — проанализироватьфилософию В.С. Соловьева.

Данная цельреализуется посредством решенияследующих взаимосвязанных задач:

— исследоватьсоциальные и идейно-теоретическиеистоки философии В.С. Соловьева;

— охарактеризоватьфилософию «всеединства» как попыткасоздания всеобъемлющего мировоззрения.

Изучениеданной темы основано на использованиичастно-научных методов исследования:логический, сравнительно-правовой,метод анализа, статистический,конкретно-социологический и другие.

Теоретическойосновой настоящей работы являются трудыспециалистов в области философии: В.А.Кувакин, В.Н. Лаврененко, А.П. Козырев,Н.Ф. Уткин и многие другие.

Структураработы определяется целью и задачамиисследования и в соответствии с этимсостоит из введения, двух параграфов,заключения и библиографического списка.

1. Социальныеи идейно-теоретические истоки философииВ.С. Соловьева

ВладимирСергеевич Соловьев, русский религиозныйфилософ, поэт, публицист и критик. СынС.М. Соловьева.

Учился нафизико-математическом, затем наисторико-филологическом факультетеМосковского университета, которыйокончил в 1873; в 1874 защитил в Петербургемагистерскую диссертацию «Кризисзападной философии. Против позитивистов»,а в 1880 докторскую диссертацию «Критикаотвлечённых начал». После речи противсмертной казни в марте 1881 (в связи субийством Александра II народовольцами)В.С. Соловьев был вынужден оставитьпреподавательскую работу.

В 80-е гг.выступал преимущественно как публицист,проповедуя объединение «Востока»и «Запада» через воссоединениецерквей, борясь за свободу совести ипротив национально-религиозного гнёта;сотрудничал (с 1883) в либеральном «ВестникеЕвропы». В 90-х гг. занимался философскойи литературной работой; переводилПлатона, вёл философский отдел вэнциклопедическом словаре Брокгаузаи Ефрона.

Как мыслительи утопист В.С. Соловьев оказался напересечении разных духовных течений.Задумав своё философское дело какоправдание «веры отцов» на «новойступени разумного сознания», он всталперед невыполнимой задачей — совместитьнаучно-позитивный и рационалистический»дух времени» с религиознымпреданием.

В своейфилософии, отвергающей материализмреволюционно-демократической мысли.В.С. Соловьев предпринял наиболеезначительную в истории русского идеализмапопытку объединить в «великом синтезе»христианский платонизм, нем классическийидеализм (главным образом Ф.В. Шеллинга)и научный эмпиризм. Однако беспрерывнаяперестройка этой заведомо противоречивойметафизической системы свидетельствуето том, что на самом деле она служила лишьумозрительным «оправданием»жизненно-нравственных поисков имифо-поэтических мечтаний В.С. Соловьева.Полагая, что «нравственный элемент…не только может, но и должен быть положенв основу теоретической философии»,В.С. Соловьев связывал философскоетворчество с позитивным разрешениемжизненного вопроса «быть или не бытьправде на земле», понимая правду какреализацию христианского идеала; засоциалистическими учениями В.С. Соловьевпризнавал лишь относительнуюобщественно-историческую правду1.

В конце 70-хи в 80-е гг. в обстановке безвременья ипоисков новых путей преобразованияРоссии В.С. Соловьев в противовес какрадикально-демократическому, так ипозднеславянофильскому иофициально-консервативному направлениямвыступил с социальных позиций, близкихк либеральному народничеству. Однакоумеренно-реформистские взглядысоседствовали у него с мистико-максималистскойпроповедью «теургического делания»,призванного к «избавлению»материального мира от разрушительноговоздействия времени и пространства,преобразованию его в «нетленный»космос красоты, и с историософскойтеорией христианского «богочеловеческогопроцесса» как совокупного спасениячеловечества («Чтения о Богочеловечестве»,1877-81). В дальнейшем разработка социальнойтемы вылилась в теократическую утопию,политическим следствием которой у В.С.Соловьев оказывается союз между римскимпапой и русским царём как правоваягарантия»богочеловеческого дела»(например, «История и будущностьтеократии», 1887). Крах этой утопиизапечатлен в философской исповеди В.С.Соловьева «Жизненная драма Платона»(1898) и в «Трёх разговорах» (1900). Конецжизни В.С. Соловьева отмечен приливомкатастрофических предчувствий и отходомот прежних философских конструкций всторону христианской эсхатологии.

Космическаятема решалась у В.С. Соловьеванеортодоксально для христианства — напочве платоновского мифа об эротическомвосхождении; в трактате «Смысл любви»(1892-1894) В.С. Соловьев хочет «досказатьречь Диотимы» из «Пира» Платонав том духе, что совершенная половаялюбовь способна восстановить целостностьчеловека и мира и ввести их в бессмертие.Пантеистически и эволюционистскиокрашенная космология В.С. Соловьевасозвучна космически-преобразоватльскимидеям Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.

Некоейгармонизации этих двух исходных тем -космической и социальной — призванаслужить метафизика В.С. Соловьев:собственно философская доктрина»всеединства» и религиозно-поэтическоеучение о Софии. Предприняв вслед заранними славянофилами пересмотр»западной философии» как отвлечённойрассудочности и негативной метафизики,В.С. Соловьевпротивополагает ей в сфере гносеологии»цельное знание» (интуитивноеобразно-символическое постижение мира,основанное на нравственном усилииличности), а в сфере онтологии -«положительное всеединство»,свободное объединение в абсолюте всехоживотворённых элементов бытия какбожественный первообраз и искомоесостояние мира. Однако это всеединствоне только мыслилось философом, но иромантически представало перед ним влице Софии — «вечной женственности»,личная мистическая любовь к которойкак бы освящала эротическую утопию В.С.Соловьева. Стихи «софийного цикла»,посвященные «подруге вечной» -мистической возлюбленной, — это интимноесредоточие лирики В.С. Соловьев, попаливпоследствии в центр внимания, продолжаятрадиции Ф. И. Тютчева, А. А.фета, А. К.Толстого, отличается тоном напряжённоймистико-философской исповеди и элементаминовой, специфически символическойобразности, Личный облик В.С. Соловьева- скитальчество, житейская беспомощность,подвижничество делали его в глазахсимволистской художественной интеллигенциигероем легенды, олицетворением переломнойэпохи.1

2. Философия»всеединства”как попытка создания всеобъемлющегомировоззрения

Русскийфилософский Ренессанс, или Возрождениерусской религиозно-идеалистическойфилософии базировался на двух основныхидейных источниках: на предшествующемразвитии мировой философии и культуры,с одной стороны, и с другой – на длительномпроцессе развития отечественнойфилософской мысли.

Будучи тесносвязанной, с основной линией развитиянациональной философии, русскаярелигиозно-идеалистическая философияначала XX в. как бы следовала по путиславянофилов. Однако она отличалась отних положительной оценки современныхим исканий западной философской мысли.При всем значении для русскогорелигиозно-философского Ренессанса изападных, и славянофильских идей егоподлинными духовными отцами были Ф.М.Достоевский и В.С. Соловьев. Идея Соловьевао возможности достижения единстварусского православия и западной религиии культуры оказала воздействие нафилософские построения Н.А. Бердяева,С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова.

ВладимирСоловьев (1853 – 1900) создал собственнуюрелигиозно-идеалистическую систему. Оразмахе и разносторонности интересовСоловьева можно судить по многочисленнымего произведениям.

Своюрелигиозно-идеалистическую системусоздал Владимир Сергеевич Соловьёв(1853—1900). О размахе и разносторонностиинтересов Соловьёва можно судить поего многочисленным произведениям.Основные положения своей философии онизлагает в первых своих работах:магистерской диссертации «Кризисзападной философии (против позитивизма)”(1874) и докторской диссертации «Критикаотвлеченных начал”(1880). Онтологию и гносеологию всеединстваСоловьёв излагает в основном в «Философскихначалах цельного знания”(1877), а также в работе «Первоеначало творческой философии”(1897—1899). Свои представления об историческомпроцессе он изложил в трудах: «Чтенияо богочеловечестве”(1877— 1881), «Историяи будущность теократии”(1885—1887), «Теократическаяфилософия”(1899), «Трисилы”(1877) и др. Основные положения этическойконцепции сосредоточены в сочинении»Оправданиедобра”(1897—1889), затрагиваются они и в другихработах.

Этическимпроблемам посвящены работы Соловьёва»Красотав природе”(1899), «Общийсмысл искусства”и др. «Национальныйвопрос в России”(1883—1891), «Китайи Европа”(1890) содержат взгляды философа пополитико-философским вопросам. Кромеупомянутых работ Соловьёвым написаныпо философии и другие сочинения.

Концепцияпознания. В магистерской и докторскойдиссертациях Соловьев утверждал, чточеловеческое познание своей историиносило односторонний характер. Европейскаяфилософия и наука расчленилидействительность на части, противопоставилимир и человека и поэтому не смогли дойтидо цельного знания, — считал мыслитель.Ни эмпиризм, ни рационализм, декларируемыеевропейской философией как пути истинногопознания и ограниченные рамкамилогического мышления, не дают такогознания, они лишь соприкасаются с объектом,не проникая в него. Такое знаниенеглубокое, оно внешнее и относительное.Для раскрытия абсолютной истинынеобходимо установить внутреннийконтакт с всеединым, что достигаетсялишь при помощи непосредственногоинтуитивного внутреннего созерцания,веры. РационализмиэмпиризмвключаютсяСоловьёвым в процесс познания какподчиненные моменты.

Внешнийопыт (и соответственно положительнаянаука), по Соловьёву, может давать лишьматериал, а разум (философия) — лишьформу для достижения истины (всеединствасущего). Основой цельного знания являютсяопыт внутренний, мистическое восприятие,интуитивное созерцание, вера.

Соловьёвсчитал, что правильно понятая,рационализированная теология непротиворечит интересам философии инауки. Философия и наука имеют своюценность в единстве с религиозной верой:знание о реальном мире дается наукой,об идеальном мире — философией, о Боге— только верой. Цельное знание у Соловьёвавыступает как синтезнауки,философии и веры. Оно должно бытьнаправлено на выработку универсальнойтеории, формирующей принципы единствамира1.