Философия диогена

Was Greek Philosopher Diogenes the Cynic the First Anarchist?

” Диоген, сидящий в своей ванне”, Жан-Леон Жером (1860). Кредит: Wikimedia Commons

Древнегреческий философ Диоген циник (также известный как Диоген Синопский) мог быть первым анархистом, или первым абсурдистом, или первым сатириком, или первым натуралистом — в зависимости от точки зрения читателя.

По сегодняшним меркам, Диоген был бездомным человеком по собственному выбору, чьей жизненной целью был поиск мудрости. Его уникальный подход к жизни не имел абсолютно ничего общего с нормами и правилами общества-ни сейчас, ни в древние времена.

Он нашел убежище, в котором нуждался, в огромном керамическом горшке, отвергая все удобства и роскошь — и все же его наблюдения о жизни, политике и обществе были удивительно точными, хотя они часто выражались в оскорбительных выражениях.

Философия циника

Родившийся в Синопе, ионийском городе на берегу Черного моря в 412 или 404 году до нашей эры, он считается одним из основателей кинической философии, наряду с Антисфеном и Крейтом. Он верил, что социальные ценности, материальные блага и роскошь удерживают человека от истинного счастья, которое можно обрести, только живя в простоте природы.

Его отец был чеканщиком монет в Синопе, и молодой Диоген работал вместе с ним в этом самом материалистическом из всех предприятий. Одна история гласит, что молодой человек вскоре отправился к Дельфийскому оракулу, и ему сказали, что он должен «испортить валюту”.”

Именно это он и сделал, вернувшись в родной город. Разница была в том, что он считал, что должен испортить людей, изображенных на монетах, то есть правителей. Это вполне объяснимо привело к его изгнанию из Синопы, и Диоген затем отправился жить в Афины.

Оказавшись там, он начал жить простой жизнью, которая впоследствии стала его всеобъемлющей философией. Ночью он спал в своем гигантском котле, а днем попрошайничал, прогуливаясь по улицам, — все это бросало вызов социальным нормам и ценностям того времени.

По ночам он ходил по улицам с фонарем в руках и говорил людям, что ищет одного честного человека. Позже он утверждал, что так и не нашел ни одного.

Was Greek Philosopher Diogenes the Cynic the First Anarchist?

«Диоген в поисках честного человека” Джованни Бенедетто Кастильоне. Кредит: Wikimedia Commons

Слово «циник «(по-гречески kynikos (κυνικκ)” собачий”) происходит от слова κωων или kynos, означающего собаку, и использовалось для описания собачьего поведения Диогена, который жил на улице, иногда ел сырое мясо и выполнял свои естественные телесные функции публично, как собака, без стыда.

Диоген регулярно демонстрировал свое полное пренебрежение к каждому человеку и любой норме общества, частью которого они были. Многие называли его сумасшедшим, но его остроумие и едкий юмор стали широко известны, и он заслужил уважение философов.

Диоген заинтересовался аскетическим учением Антисфена, ученика Сократа. Говорят, что когда он попросил Антисфена наставить его, философ проигнорировал его; после того, как Диоген настаивал, Антисфен избил его своим посохом.

После этого обращения Диоген ответил: «ударь, потому что ты не найдешь достаточно твердого дерева, чтобы удержать меня вдали от тебя, пока я думаю, что тебе есть что сказать.”

В конце концов Диоген стал учеником Антисфена, несмотря на первоначальную бурную реакцию философа, и вскоре он даже превзошел своего учителя в суровом образе жизни и создании цинизма как школы мысли.

Добродетельной жизни

По сегодняшним меркам — если оставить в стороне его социальное поведение — Диогена можно было бы назвать натуралистом. Его философия цинизма состояла в том, чтобы жить добродетельной жизнью, подобно животному, у которого нет несчастных человеческих черт. Жизнь настолько простая, насколько это возможно, без необходимости в земных удовольствиях — как у собаки.

Диоген верил, что можно достичь ευδαιμοναα, или ευτυαα (счастья), живя в согласии с природой, наслаждаясь простыми вещами, радуясь очень немногому — например, солнечным лучам на лице, глотку прохладной воды в летнюю жару или кусочку вкусного плода с дерева.

Это было воплощением хорошей жизни для Диогена.

Was Greek Philosopher Diogenes the Cynic the First Anarchist?

«Диоген ” (1873) Жюля Бастьена-Лепажа. Кредит: Википедия

Кроме того, по сегодняшним меркам, опять же, Диогена можно было бы назвать анархистом. Философ-циник отвергал авторитет, был очень язвителен по отношению к обществу в целом и считал, что большинство людей лицемеры в отношении социальных норм. И для этого циничного философа самыми большими лицемерами были политики и правители.

Диоген презирал не только правителей и аристократов, но и все семейные и общественно-политические организации. Он также не любил «массы”, проявляя такое же неуважение к обществу в целом.

Неуважение к правителям

Существует анекдот о неуважении Диогена к правителям, которое, как предполагается, имело место в Коринфе, где философ жил в то время. Услышав о проделках и философских перстнях Диогена, Александр Македонский захотел встретиться с ним и даже отправился в Коринф именно с этой целью.

Судя по рассказам Плутарха, они обменялись всего несколькими словами. Александр наткнулся на Диогена, когда философ грелся в лучах утреннего солнца. Взволнованный встречей со знаменитым мыслителем, Александр спросил, не может ли он оказать ему какую-нибудь услугу.

На это Диоген ответил: «Подвинься немного вправо, ты загораживаешь мое солнце.” Тогда Александр заявил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном.” Диоген лихо ответил царю Македонии » ” если бы я не был Диогеном, я все равно хотел бы быть Диогеном.”

Was Greek Philosopher Diogenes the Cynic the First Anarchist?

Статуя Диогена с Александром Великим в Коринфе, работы Ахилла Василея. Кредит: Wikimedia Commons

Будучи анархистом в современном понимании, Диоген, к сожалению, даже не верил в то, что его идеи можно записать. Его письменных работ сегодня не существует, так как он считал, что люди лучше понимают его учение через действия и разговоры, а не через чтение.

Гражданин мира

«Я гражданин мира (космополиты)», – любил заявлять он, что в переводе с греческого буквально означает” гражданин мира”. Подобно современным анархистам, которые не верят в нации и границы, Диоген любил ходить, куда ему вздумается, и устраивать свой дом — или, скорее, «устраивать свой горшок”.”

Отказываясь от обычных удобств жизни, к которым другие стремились всю жизнь, Диоген отверг идею собственности. Ему не нужен был ни дом, ни даже одежда, кроме лохмотьев, которые он обычно носил, в зависимости от времени года.

Существует несколько историй, связанных со смертью Диогена в возрасте 89 лет в 323 году до нашей эры. Многие из них кажутся сфабрикованными, основанными на его образе жизни, например, тот, в котором он умер от инфекции после укуса собаки. Тем не менее, верный своей философии, он всегда относился к загробной жизни с тем же презрением, с каким относился к земной жизни в организованном обществе.

На протяжении всей человеческой истории Диоген был описан как много вещей. Он определенно был циничным философом. И еще можно сказать, что он был одним из первых анархистов — не только по меркам Древней Греции, но и по нормам современного общества.

Диоген Лаэртский: историк и биограф, не оставивший ни слова о самом себе

Не сохранилось ни одного достоверного факта о происхождении, жизни и смерти Диогена Лаэртского (греч. Διογένης ὁ Λαέρτιος, лат. Diogenes Laertius). Исходя из имени, исследователи сделали предположение, что его родиной был киликийский город Лаэрта. Ориентировочное время жизни Диогена (конец II в. — начало III в. н. э.) было определено на основании того, что в своем сочинении он упоминает Секста Эмпирика, жившего во II в., а его самого уже в VI в. цитирует Стефан Византийский. Не существует единого мнения по поводу верного произношения имени Диогена. В русской транскрипции оно встречается в двух вариантах: Диоген Лаэртский и Диоген Лаэрций. Также неизвестно, является оно настоящим именем античного ученого или же его прозвищем.

Широкую известность как историк философии и писатель античности Диоген Лаэртский получил благодаря своему монументальному трактату, состоящему из 10 книг и содержащему бесценные для потомков сведения о многих древнегреческих мыслителях. В разных источниках название этого сочинения передается по-разному: «Жизнеописания софистов», «История философии», «Жизнь и мнения знаменитых философов» и т.д.

Структура исторического трактата Диогена

В I книге Диоген описывает учения так называемых семи мудрецов (Фалес, Солон, Биант и др.) – философов и политиков, живших в VII—VI вв. до н. э. и особенно чтимых древними греками.

Книга II рассказывает об Анаксимандре Милетском, Анаксагоре и других сторонниках ионийской школы философии, а также о Сократе и его последователях. Упоминается математик Евклид, основатель гедонистической школы Аристипп и другие мыслители.

Книга III полностью посвящена Платону. Приведены биографические сведения о философе, цитируются его сочинения, раскрывается суть платоновского учения.

В IV книге Диоген подробно рассказывает об Ксенократе, Полемоне, Клитомахе, Аркесилае, Карнеаде и других учениках знаменитой Платоновской Академии.

Книга V описывает жизнь и учение Аристотеля, его ближайшего ученика Феофаста, Деметрия Фалерского, Гераклида Понтийского и других последователей аристотелевской школы.

Книга VI раскрывает суть кинической школы философии, рассказывает о жизни ее основателя Антисфена, а также его слушателей и последователей. В частности, упоминаются Диоген Синопский, Онесикрит, Метрокл, Кратет, жена его Гиппархия и др.

Книга VII посвящена стоической школе. Здесь говорится об основоположнике стоицизма Зеноне Китийском, его ученике Аристоне Хиосском, Хрисиппе и других античных стоиках.

В книге VIII автор рассказывает о жизни и идеях Пифагора. Упомянут Эмпедокл, Филолай, Евдокс и другие философы пифагорейцы.

Книга IX говорит о Гераклите Эфесском, о представителях элейской школы (Ксенофан, Парменид и др.), о сторонниках материалистической философии (Левкипп, Демокрит и др.), о софисте Протагоре и о скептиках (Пиррон, Тимон).

Заключительная X книга полностью посвящена Эпикуру. Рассказывается о его жизни и основных философских идеях, приведены письма Эпикура к Геродоту, Пифоклу и Менею, а также цитаты из его «Главных мыслей».

Энциклопедия античной жизни

Исследования «Жизнеописаний софистов» все еще продолжаются. Многие современные ученые относятся к этому произведению достаточно критически. По сути, трактат Диогена Лаэртского – это довольно беспорядочная компиляция, собрание разрозненного историко-философского материала в единое целое. Изложение ведется без критики: Диоген выступает в качестве беспристрастного историка, не имеющего собственных философских взглядов. При этом он не стремится к фактической достоверности историко-философских данных, и не ставит себе задачу систематизировать материал с хронологической точки зрения.

Полное отсутствие точных данных о самом авторе, делает почти невозможным установление источников, из которых он мог брать материал для своей работы. Историческая ценность разных книг трактата неравномерна: на каких-то философах автор останавливается подробно, а о каких-то упоминает лишь вскользь. Периодически Диоген делает ссылки на источники, многие из которых достаточно авторитетны, но иногда указанные сведения не подтверждены совершенно ничем. Это создает в тексте множество противоречий и неясностей, которые, кажется, совсем не беспокоят автора.

Наряду с важными историческими данными, в сочинении встречается множество анекдотов и пикантных подробностей о жизни философов, не относящихся к делу «лирических отступлений», остроумных высказываний ради красного словца и легенд, не имеющих ничего общего с реальностью. Рассказ о каждом из античных деятелей Диоген Лаэртский сопровождает эпиграммой собственного сочинения.

Несмотря на множество неподтвержденных данных и отсутствие систематичности, произведение Диогена Лаэртского представляет собой ценный памятник античной литературы. Это сочинение полностью отражает дух тех времен, стиль мышления древних греков, манеру авторов эллинистического периода, для которых была характерна пестрота, непосредственность, живость подачи материала. С точки зрения истории греческой философии, трактат Диогена содержит уникальные сведения, которых нет больше ни у одного автора.

Биография Диогена Синопского

Диоген Синопский, известный также под именем Диогена киника – древнегреческий философ, ученик Антисфена, который основал школу киников.

Главным источником сведений о Диогене являются труды Диогена Лаэртского, именно он составил книгу популярных, но часто недостоверных, анекдотов и историй, касающихся древнегреческих философов. В соответствии с его описаниями, Диоген родился в 400 году до н.э. в городе Синоп. Отец Диогена – меняла Гикесий.

Когда Диоген оказался в Дельфах, он спросил местного оракула о своем предназначении, чем ему стоит заниматься. На это он получил ответ, что должен заняться переоценкой ценностей. Изначально данное выражение было воспринято им как «перечеканка монет», но, когда его изгнали из родного города, он осознал в полной мере свое предназначение в философии.

Диоген, после изгнания, направился в Афины, где примкнул в Антисфену. Жилище свое он обустроил возле афинской агоры в огромном сосуде из глины – пифосе, который обычно закапывали в землю и хранили в нем вино, зерно, масло. Позднее в исторической и художественной литературе бытовала история о том, что Диоген жил в бочке, однако в Древней Греции бочек не делали. Однажды мальчишки разбили его дом. Позже афинянами был предоставлен для него новый пифос.

Диоген многократно вступал в споры с Платоном. Однажды, топчась по циновке, Диоген воскликнул: «Топчу спесь Платона». Когда Платон сказал, что человек – это двуногое, лишенное перьев, Диоген ощипал курицу и сказал, что это платоновский человек. В свою очередь Платон назвал его «обезумевший Сократ». Диоген, высказывая возражения учению Платона о сущности вещей, говорил: «вижу чашу, а чашности – нет». Наблюдая за скудным образом жизни Диогена, Платон отмечал, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не сам мыл овощи, на что получит ответ, что если бы он мыл овощи сам, то никогда не попал бы в рабство.

Эпатаж Диогена

Эпатаж со стороны Диогена заключался, например, в приеме пищи прямо на площади. В период жизни Диогена публичный прием пищи считался крайне неприличным, также он открыто рукоблудил, говоря при этом: «Вот бы можно было унять голод, просто потирая живот!». В один момент, Диоген начал чтение философской лекции прямо на городской площади. На него никто не обратил внимание. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, чтобы вокруг него собралась толпа зевак. «Вот, афиняне, и понятна цена вашего ума», — сказал тогда Диоген. – «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обратил на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы стали слушать меня, разинув рот». Диоген считал афинян недостойными звания человека. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих толкователям сновидений. Демагогов и политиков он называл льстецами черни. Себя же он объявил гражданином мира, пропагандируя относительность общепринятых моральных норм.

Школа киников

Замечание 1

Киники По данной теме мы уже выполнили доклад Кинизм киники – одна из наиболее значимых школ философии древности, которую в Афинах основал Антисфен (445-360 или 444-368 г.г. до н.э.). Кроме граждан Афин, в школу принимались и не имеющие афинского гражданства люди.

Киники – духовные потомки Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа , они принадлежали к школе под названием «малые сократические школы», которые взяли за основу учение софистов.

Для Антисфена и его учеников философия являлась чисто светской мудростью, тогда как добродетель все еще оставалась целью жизни. Киниками проповедовалась «практическая» этика, в которой парадоксально добродетель не зависела от знания, но являлась результатом упражнений, зависимости и самоконтроля, через освобождение от так называемых потребностей через естественный образ жизни с простотой, твердостью и самоопределением.

Замечание 2

Главная цель кинического учения — не выработать глубокие философские теории, а философски обосновать особый образ жизни – без связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и пр.), а также проверить такой образ жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

  • возведение в абсолют асоциальной свободы;
  • добровольная отрешенность, полный разрыв социальных связей и одиночество;
  • отсутствие постоянного места жительства, странствия;
  • паразитический образ жизни, попрошайничество;
  • предпочтение отдается наихудшим жизненным условиям, старой и изношенной одежде, пренебрежение гигиеной;
  • восхваление физической и духовной бедности;
  • критика и отвержение любых других философских учений, особенно идеалистических;
  • непризнание любого авторитета;
  • воинственность и агрессивность при отстаивании собственных взглядов и образа жизни;
  • неготовность спорить, стремление подавлять собеседника;
  • отсутствие патриотизма, готовность к жизни в любом обществе не по его, а по своим законам;
  • концентрация внимания на пороках общества и худших чертах человека;
  • радикализм, парадоксальность, скандальность. Клиническая философия сформировалась в момент кризиса античного полиса и быстро завоевала внимание людей, которые не нашли себе места в официальной системе общественных отношений.

Диоген Лаэртский, ссылаясь на Сотиона, говорит о 14 сочинения Диогена, среди которых есть философские работы, такие как «О добродетели» По данной теме мы уже выполнили реферат Этика добродетелей. , «О добре» и пр., а также и несколько трагедий. Обращаясь при этом к обширному числу кинических доксографий, можно сделать вывод, что у Диогена существовала вполне четкая и сформированная система взглядов.

Диоген провозглашал идеалом аскетизм, приводя в пример мышь, которая ничего не боится, ни к чему не стремится и довольствуется малым. Живя в кувшине из глины – пифосе, и используя плащ вместо постели, Диоген иллюстрировал данный принцип. Из вещей у него были только сума и посох. Иногда он шел по снегу босиком. У Александра Македонского он попросил только, чтобы он не загораживал солнце. Смысл аскетизма заключается в том, что истинное счастье – это свобода и независимость.