Философия эпохи возрождения гуманизм

В эпоху Возрождениявозрос интерес не только к природе, нои к обществу. Стали создаваться социальныетеории, объясняющие закономерностивозникновения государств, государственнойвласти, различных форм государственногоустройства.

Первым теоретикомполитики стал Н. Макиавелли (1469-1527 гг.).В своем трактате «Государь» он убедительнодоказал, что причины возникновениягосударств следует искать не на небе,а на земле. Земные правители в своейдеятельности руководствуются не нормамихристианской морали, а стремлением квыгоде, и для достижения политическихцелей применимы любые средства.

Неудовлетворенностьобщественной жизнью, неравенство людейпобуждало некоторых мыслителей создаватьпроекты нового справедливого общественногоустройства. Эти проекты излагались вформе литературных произведений, которыесоставили такой литературный жанр, какутопия. Особую популярность в позднееВозрождение приобрели книга Т. Мора(1478-1535 гг.) «Утопия» и книга Т. Кампанеллы(1568-1639 гг.) «Город солнца».

Возрождениезатронуло лишь высшие слои европейскогообщества. Гораздо более массовымдвижением стала Реформация, котораяначалось в XVIвеке в Германии и была направлена противкатолической церкви. Ее итогом сталовозникновение протестантизма, создавшегодуховные основы капиталистическогоспособа производства и буржуазныхобщественных отношений.

Лекция 5 Философия Нового времени

5.1. Эмпиризм в философии Нового времени

Новое время– период возникновения и развитиякапитализма, который начинается санглийской буржуазной революции (сер.XVIIв.) и заканчивается в начале XXвека.

Характер этойэпохи определили три типа революций:

  • промышленнаяреволюция, начавшаяся в середине XVIIIв. в Англии с изобретения и использованияпарового двигателя, в результате которойручной труд заменил машинный, амануфактура была заменена фабричнымпроизводством;

  • научная революцияXVIIв., в результате которой произошладифференциация наук в соответствии сих предметом исследования и определеннымиметодами научных исследований;

  • политическаяреволюция в Англии XVIIв. и Франции XVIIIв., в результате которых началоськрушение феодализма и утверждениекапиталистического строя.

В этот периодведущую роль в философском знании играетгносеология. Основу науки составляетубеждение в том, что все природныепроцессы полностью подчиняются законамклассической механики. Такаямировоззренческая установка получаетназвание «механицизм». Природапредставляется громадной машиной,которая состоит из машин меньшегоразмера. В основе мира лежит атом, которыйсчитается неделимым и непроницаемым.

Эмпиризм –это течение философии, сторонникикоторого источником истинного знаниясчитают опыт человека. Основательэмпиризма – английский философ Ф. Бэкон(1561-1626 гг.). В своих работах «Великоевосстановление наук», «Новый Органон»и др. он обратил внимание на теобстоятельства, которые мешают человекудостичь истины, и назвал их идолами. Онвыделил 4 группы идолов.

  1. Идолы рода. Ошибкив познании связанные с тем, что человекпереносит на природные явления своисобственные характеристики.

  2. Идолы пещеры.Ограниченность познавательныхвозможностей человека, обусловленнаяего образованием, воспитанием, профессиейи т.д.

  3. Идолы рынка.Неправильное понимание и использованиеразличных терминов и выражений.

  4. Идолы театра. Этослепая вера в авторитеты и бездумноеподчинение им.

Бэкон определил3 типа исследователей: ученый-муравейзанят бессистемным собиранием фактов;ученый-паук извлекает из себя оторванныеот жизни теории и схемы; ученый-пчеласобирает факты по определенной системе,вырабатывая из них мед достоверногознания.

Главным методомнаучного исследования Бэкон называлиндукцию. Этот метод предполагалпроведение множества экспериментов,на основе которых делаются вероятностныевыводы о закономерностях природныхпроцессов. Опыт он считал не случайнымнаблюдением, а строго регламентированнымэкспериментом, в ходе которого природныйпроцесс очищается от случайных влиянийи используется для научных открытий. Вделе преобразования науки мыслительвыступал с позицией материализма.Девизом его деятельности стало выражение»Знание — сила».

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (между 18 мая и 17 июня 1265, Флоренция— 13/14 сентября 1321, Равенна) — итальянский поэт и философ. Учился во францисканской (Санта Кроче) и доминиканской (Санта Мария Новелла) соборных школах Флоренции. Дворянин, записался в цех врачей, чтобы получить в гвельфской Флоренции политические права. При Кампальдино (1289) бился против гибеллинов Ареццо. С 1 июня до 15 августа 1300 приор флорентийской Коммуны, в 1301 посол к Бонифацию VIII. Как противник мирской власти церкви после победы черных гвельфов изгнан из Флоренции с конфискацией имущества. Эмигрант в Болонье, Падуе, Сарцане, Вероне, Равенне; между 1306 и 1309, согласно Боккаччо, посетил Париж. За одобрение итальянского похода Генриха VII (1309—13) снова заочно осужден во Флоренции; в 1316 не принял условий амнистии.

В «Новой жизни» (Vita nuova, ок. 1292) поэтико-философское мирочувствие, сложившееся в южно-французской, сицилийской, тосканской поэтических школах, вырастает у Данте до цельного мироотношения. В неоконченном латинском трактате «О народной речи» (De vulgari eloquentia, ок. 1305) от наброска философии языка Данте переходит к апологии родного слова. Также неоконченный «Пир» (Convivio, между 1304 и 1307; 4 книги вместо задуманных 15) описывает преодоление жизненного кризиса на путях любящей мудрости и суммирует изучение Аристотеля, Аверроэса (Ибн Рушда), Фомы Аквинского; метафизика света Платона, «Ареопагитик», Роберта Гроссетеста сочетается здесь с мистической этикой пифагорейцев, Августина, Бернара Клервоского. В «Монархии» (De monarchia, ок. 1312) объединение Италии связывается с необходимым единством человечества. Церковь должна признать автономию гражданского правления и оставить власть, силу и богатство, положившись только на духовный авторитет. В «Божественной комедии» (La divina commedia, между 1307 и 1321) Данте говорит от имени мира и эпохи, он хочет «вывести живущих в этой жизни из состояния убожества и привести их к состоянию блаженства» (Письма ХIII 15, 39). Тупики личной судьбы, лабиринты мира, философские искания, уроки католической веры по мере восхождения от Ада к Раю растворяются в элементарном сиянии любви, «движущей Солнце и другие светила».

Философия для Данте, как для Аристотеля и Фомы Аквинского, это прежде всего этика (политика), переходящая через любовь в онтологию, цель науки — достижимое счастье деятельного самоосуществления через развертывание добродетелей мужества, благоразумия, справедливости; мудрости наперекор фортуне. «Небесное» счастье не во власти человека и дается как благодать, однако подготавливается добродетельной практикой веры, надежды, любви. Познание природы и мира дается причастностью ума к любви, всеобщему двигателю. В историософии Данте мир с эпохи ассирийской и египетской империй охвачен порывом к единству. Успех мировой римской державы при Августе был увенчан вочеловечением Сына Божия. Будущее единение приведет к расцвету человечества, которое, избавившись от тысяч тиранов, вытряхнув зло как пыль из ковра, умерит внешнюю активность и развернет под водительством философа-монарха потенции интеллекта; Земля станет садом.

В дантовский синтез входят греко-античный идеал гармоничной полноты человека, римско-античная гражданственность и задушевность христианства; эти начала «прививаются» (Пир IV 22, 12) к народной почве романской поэзии. В художественной весомости и историческом звучании дантовского слова утверждается решающее для последующей истории необратимое отношение к природе и миру. Петрарка и Боккаччо развивали заявленную Данте тему судьбоносной поэтической правды. В 15 в. Данте стал чтимым патроном флорентийской Платоновской академии. Легко прослеживается воздействие поэтической философии Данте на художественную мысль Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Романтизм опирался на Данте, сближая философию и поэзию (Шеллинг). Гегель ценил у Данте веру в познаваемость истины («Энциклопедия философских наук», § 440). Данте был идолом политической философии Рисорджименто (Маццини).

Сочинения:

1. Божественная комедия. М., 1968;

2. Малые произведения. М., 1968.

План:

  1. Гуманизм–основа культуры Возрождения

  2. Культураитальянского Возрождения

  3. И.Хейзинга об игровом элементе культурыРенессанса

  4. Людии идеи Реформации

  5. Литератураи живопись стран Северного Возрождения

Списокиспользованной литературы

1. Гуманизм –основа культуры Возрождения

Возрождение — новый этап вистории мировой культуры. В это времябыли заложены основы современной науки,в частности естествознания, высокогоуровня достигла литература, получившаяс изобретением книгопечатания невиданныеранее возможности распространения. Вэто же время сложилась реалистическаясистема в искусстве. Это был величайшийпрогрессивный переворот из всех пережитыхдо того времени человечеством, эпоха,которая нуждалась в титанах и котораяпородила титанов по силе мысли, страстии характеру, по многосторонности иучености.

В основе культуры Возрождениялежит принцип гуманизма, утверждениядостоинства и красоты человека, егоразума и воли, его творческих сил. Вотличие от культуры средневековьягуманистическая жизнеутверждающаякультура Возрождения носила светскийхарактер. Освобождение от церковнойсхоластики и догматики способствовалоподъему науки. Страстная жажда познанияреального мира и восхищение им привелик отображению в искусстве самых различныхсторон действительности и сообщиливеличественный пафос и глубокуюпроникновенность наиболее значительнымтворениям художников.
Победа светскогоначала в культуре Возрождения быласледствием социального утверждениянабирающей силы буржуазии. Однакогуманистическая направленность искусстваВозрождения, его оптимизм, героическийхарактер образов объективно выражалиинтересы не только молодой буржуазии,но и всех прогрессивных слоев обществав целом. Эпоха Возрождения рассматриваетсяисследователями западноевропейскойкультуры как переход от средних вековк Новому Времени, от общества феодального- к буржуазному.

Наступает период первоначальногонакопления капитала. Появляются первыезачатки капиталистической промышленностив форме мануфактуры. Развиваетсябанковское дело, международная торговля.Зарождается современное экспериментальноеестествознание. Формируется научнаякартина мира на основе открытий, преждевсего в области астрономии. Крупнейшиеученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г.Галилей обосновывают гелиоцентрическийвзгляд на мир.

Ренессанс (renaissance — возрождение)- это эпоха великих открытий. Цивилизациясредних веков называлась морской,поскольку развивалась вокруг морей -Средиземного и Балтийского. К 1517 годуКолумб и другие первооткрывателивозвестили эру океанической цивилизации,в которой главными путями мира сталиокеанские дороги. Корабль Магелланасовершил первое кругосветное путешествие.Два богатых континента западногополушария были открыты для освоения»старым миром».

Темпы развития ренессанснойкультуры в странах Западной Европыразличны. Приблизительны и хронологическиеграницы — в Италии XIV-XVI века, в другихстранах XV-XVI века. Наивысшей точки своегоразвития культура Ренессанса достигаетв XVI столетии, когда становитсяобщеевропейским явлением — это, такназываемое, Высокое, классическоеВозрождение, за которым последовалопозднее Возрождение последних десятилетийXVI века.

Эта эпоха делает культуруразличных европейских народов единой.В утверждаемой системе ценностей,духовной культуры в целом на первыйплан выдвигаются идеи гуманизма (лат.humanus — человечный). Заимствованный уЦицерона (I в. до н. э.), который называлгуманизмом культурное высшее инравственное развитие человеческихспособностей, этот принцип наиболееполно выразил основную направленностьевропейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизмразвивается как идейное движение, онзахватывает купеческие круги, находитединомышленников при дворах тиранов,проникает в религиозные высшие сферы- в папскую канцелярию, становится мощныморужием политиков, утверждается вмассах, оставляет глубокий след внародной поэзии, зодчестве, дает богатыйматериал для поисков художников искульпторов. Складывается новая светскаяинтеллигенция. Ее представителиорганизуют кружки, читают лекции вуниверситетах, выступают ближайшимисоветниками государей.

Гуманизм как принцип культурыВозрождения и как широкое общественноетечение базируется на антропоцентрическойкартине мира, во всей идеологическойсфере утверждается новый центр — могучаяи прекрасная личность.

Но становление и расцвет гуманизмаглубоко противоречивы. Небывалогоразмаха достигает наука, расцветаетпоэзия, архитектура, изобразительныеискусства. Покровителями искусствстановятся многие властители. Но проблемыобщественных отношений решаются кинжаломи ядом, заговорами и войнами. Исследователимногократно отмечали, что добро и злопереплетались в эпоху Возрождения самымпричудливым образом. Люди вышли изсредневековья, высокий идеал гуманизмаозарил их духовную жизнь, но они ещеновички в свободомыслии. Гармония всоциальном устройстве не была достигнутаи безудержные страсти владели отдельнымиличностями, побуждая их действовать,не останавливаясь ни перед чем и незадумываясь о последствиях.

Символом эпохи Возрождения, еенаивысшим всплеском, безусловно, являетсяискусство. Никогда в истории, даже вДревней Греции занятие не имело такоговсеобъемлющего значения.

2. Культура итальянскогоВозрождения

Конец XV и первые 30 лет XVI столетиябыли для Италии периодом экономическогоупадка и иностранных вторжений. Однакоитальянский народ продолжал борьбупротив завоевателей. Его творческиесилы именно в этот период достиглинаивысшего подъёма, что нашло своёвыражение в культуре Высокого Возрождения.В это время творили крупнейшие архитекторыво главе с Браманте, такие универсальныегении, как Леонардо да Винчи и Микельанджело,такие живописцы, как Рафаэль, Джорджоне,Тициан, такие поэты, как Ариосто. В ихтворчестве достигли своих вершин реализмэпохи Возрождения, оптимистическоемировоззрение и вера в гармоническиразвитого человека.

С определением основных чертсвязана и хронология эпохи итальянскогоВозрождения (Ренессанса). Время, в котороеуказанные качества едва толькопроявляются, характеризуется какПредвозрождение (Проторенессанс), илив обозначении названиями столетий —дученто ( XIII вв.) и треченто ( XIV в.). Отрезоквремени, когда культурная традиция,отвечающая этим Чертам, прослеживаетсячетко, получил название раннегоВозрождения (кватроченто ( XV в.). Время,ставшее периодом расцвета идей ипринципов итальянской возрожденческойкультуры, а также кануном ее кризиса,принято называть высоким в озрождением(чинквеченто ( XVI в.).

Очевидно, что в основе развитияитальянских городов лежали причиныразного характера, но именно городскаякультура создала новых людей. Однакосамоутверждение личности в эпохуВозрождения не отличалосьвульгарно-материалистическим содержанием,а носило духовный характер. Решающеевлияние здесь оказала христианскаятрадиция. Время, в которое жили возрожденцы,действительно заставило их осознатьсвою значимость, ответственность засамих себя. Но они не перестали еще бытьлюдьми средневековья. Не потеряв Богаи веру, они лишь по-новому взглянули насамих себя. А модификация средневековогосознания накладывалась на пристальныйинтерес к античности, что и создавалоуникальную и неповторимую культуру,которая, конечно же, была прерогативойверхов общества. Несмотря на формированиев XIV — XVI вв. нового менталитета, во всехпроявлениях жизни царила, хотя расшатанная,католическая церковность.

Постижениечеловеком мира, наполненного божественнойкрасотой, становится одной измировоззренческих задач возрожденцев.Мир влечет человека,поскольку он одухотворен Богом. А чтолучше может помочь ему в познании мира,чем его собственные чувства. Человеческийглаз в этом смысле, по мнению возрожденцев,не знает равных. Поэтому в эпохуитальянского Возрождения наблюдаетсяпристальный интерес к визуальномувосприятию, расцветают живопись и другиепространственные искусства. Именноони, обладающие пространственнымизакономерностями, позволяют более точнои верно увидеть и запечатлеть божественнуюкрасоту. Поэтому в эпоху Возрожденияособое внимание уделяется законамискусства, поэтому именно художникиближе других стоят в решениимировоззренческих задач. В плане познаниямира у художника все преимущества.Поэтому эпоха итальянского Возрожденияносит отчетливо художественный характер.

В эпоху итальянского Возрожденияневозможно не заметить другой,противоположной тенденции — ощущениячеловеком трагичности своего существования.Причем эта тенденцияне возникает на исходе эпохи Возрождения,а присутствует на протяжении всегоэтого периода в творчестве художникови мыслителей. Понять ее происхождениепозволяет обращение к уже указанномусложному взаимодействию в возрожденческойкультуре наследия античности ихристианства. Интересен анализ этойпроблемы, сделанный Н.Бердяевым. Русскийфилософ считал, что вэпоху Возрождения совершилось небывалоестолкновение языческих и христианскихначал человеческой природы. Именноэто послужило причиной глубокогораздвоения человека.

Кровь людей эпохи Возрождениябыла отравлена христианским сознаниемгреховности этого мира и христианскойжаждой искупления. Великие художникиэтой эпохи были одержимы созданиеминого бытия, прорывом в иной, трансцендентныймир. Они были подвержены теургическомузаданию. Возрожденец, особенно одаренныйхудожник, ощущая в себе силы, подобные,как он считал, самому творцу, ставилперед собой онтологические задачи,заведомо невыполнимые в мире культуры.Художественное творчество, отличающеесяпсихологической природой, таких задачне решает. В нем творится идеальное, аНе Реальное. Опора художников Возрожденияна достижения эпохи античности и ихустремленность в высший мир, открытыйХристом, не совпадают. Это и приводит кглубокой возрожденческой тоске, ктрагическому -мироощущению. Бердяевпишет: «Тайна Возрождения — в том, чтооно не удалось. Никогда еще не былопослано в мир таких творческих сил, иникогда еще не была так обнаруженатрагедия творчества».

В свое время Кареев заметил, чтоитальянские историки неоднозначноотносятся к гуманистам. Ренессанс совпалв Италии с самым тяжелым периодом ееистории — междоусобицами, итальянскимивойнами. А гуманисты, которых прославляливо всем мире, нередко служили тиранам,подавлявшим свободу Италии, не проявлялиособого патриотизма во время вторженияиноземцев и часто высказывали мысли,носившие явно космополитическийхарактер, и т.п. Но в мировом масштабегуманисты характеризуются как новыйобщественный слой, где отсутствуетсословный признак и где каждый занимаетсвое место лишь в силу личного образованияи таланта; а сама эпоха Возрожденияоценивается как начало светскойцивилизации нового времени.

Вэтот период естествознание характеризуется4-мя главными чертами:

1-я– революционность; И.П. Павлов писал обэтом периоде развития естественныхнаук «Прорвавшейся страстью дышитпериод, недаром названный эпохойВозрождения – период начала свободногохудожества и свободной исследовательскоймысли в новейшей истории человечества»

2-я– энергичное устремление к познаниюприроды посредством опыта; свержение5-ти вековой церковной схоластики,церковной диктатуры открыло передестествознанием дорогу к опытномузнанию.

3-ячерта естествознания состоит в том, чтопервое место в нем заняли механика иматематика.

4-я– метафизичность, так как в силунеразвитости физики, химии, географиии биологии ученым этого периода ещё небыли известны основные законы природы– законы сохранения и превращенияматерии и энергии, закон природы, растенийи животных.

Опытный метод в науке.В познании природы большую рольсыграл опытный метод. Представителиестествознания отказались от прежнегослепого подчинения авторитету истремились проверить все положенияпутем опыта.

Медицина эпохи возрождения ( анатомия а. Везалий, физиология у. Гарвей).

АндреасВезалий(Vesalius,Andreas,1514—1564) учился в трех университетах —в Ловене (Фландрия) по курсу гуманитарныхнаук, в Монпелье и Париже, где изучалмедицину. В 1537 г. в возрасте 23 лет в Падуеон получил степень доктора медицины ивскоре по приглашению ВенецианскойРеспублики стал профессором Падуанскогоуниверситета — передового научногоцентра того времени.

Везалийисправил более 200 ошибок Галена, правильноописал скелет человека, его мышцы имногие внутренние органы, установилотсутствие в сердечной перегородкеотверстия, через которое, согласноучению Галена, кровь должна была проникатьиз правого желудочка в левый и тамконтактировать с пневмой, описал клапанысердца и таким образом создал предпосылкидля последующего обоснования круговогодвижения крови.

Своинаблюдения Везалий изложил в анатомическихтаблицах («Tabulaesex», 1538), включавших 6гравюр, выполненных талантливым ученикомТицианаЙоганом Стефаном еанКалькаром,который иллюстрировал всекниги Везалия. Совершенствуя преподаваниеанатомии, Везалий издал краткий учебниканатомии «Извлечение» («Epitome», 1543) —сокращенную анатомию для обучающихсяв анатомическом театре.

Везалийобогатил науку собственными достовернымиданными, полученными в результатемногочисленных вскрытий человеческоготела, исправил большое количество ошибоксвоих предшественников и,главное — впервые привел все эти знаниявсистему,то естьсделал из анатомиинауку.

Экспериментальнообоснованные выводы А. Везалия нанеслимощный удар по средневековой схоластике.Учитель Везалия по Парижскому университету,схоласт и галенист Якоб Сильвий(Sylvius,Jacobus, 1478—1555) назвал своего ученика»безумным» (лат.veasanus). По произношениюэто слово весьма созвучно с именемВезалия —Vesalius. Пользуясь этим, Сильвийпозволил себе заявить:»Это неVesalius,a»veasanus»»и публично выступил против своегоученика, опубликовав работу «Опровержениеклевет некоего безумца на анатомиюГиппократа и Галена…» («Veasani cuiusdamcalumniarum in Hippocratis Galenique rem anatomicam …», 1555).Перед лицом неопровержимых фактов онбыл готов скорее допустить, что за 14столетий изменилась (!) анатомиячеловеческого тела, чем признать, чтовеликий Гален мог ошибаться. В 1546 г.Везалий был изгнан из прогрессивногоПадуанского университета. Кафедруанатомии возглавил его преемникРеальдоКоломбо (Colombo,Realdo,1516—1559), один из творцов «золотого века»анатомии.

Везалийбыл обвинен в посягательстве на авторитетканонизированного церковью Галена иосужден на смерть. Впоследствии этотприговор был заменен паломничеством вИерусалим, где, согласно преданию,находится гроб основателя христианскойрелигии (гроб Господний). На обратномпути в результате кораблекрушенияВезалий оказался на острове Занте, гдеи умер в расцвете сил и таланта.

физиологияУ. Гарвей

Физиологиянаука о закономерностях функционированияживых организмов, их отдельных системи органов. Две отрасли: нормальная ипатологическая. Возникновение связанос Ульямом Гарвеем, открывшим

кровообращениев 1628 году. Почву для открытия подготовилиисследования анатомов:

Везалия,М.Сервета, М.Мальпиги.

Однимиз крупнейших достижений естествознания17 в. стало открытие У. Гарвеем кровообращения.В 1628 г. вышла в свет его знаменитая книга»Анатомическое исследование о движениисердца и крови у животных» с изложениемучения о кровообращении, основныеположения которого были им высказаныеще в 1605 г. Единственным недостаткомтеории У. Гарвея было отсутствие данныхо том, как сообщаются артерии с венами;он не знал о существовании капиллярови полагал, что кровь переходит из артерийв вены по анастомозам или порам тканей.Этот пробел был вскоре устранен М.Мальпиги, наблюдавшим под микроскопомдвижение крови по капиллярам.

Этооткрытие, послужившее началом современнойфизиологии и современного учения опатологии сердечно-сосудистой системы,— не оказало реального влияния напрактическую медицину ни в 17в., ни в 18в.: слишком велик был разрыв междуопытно-экспериментальными методами имышлением натуралистов, с одной стороны,и методами обследования больного иврачебным мышлением — с другой.Использовались количественные измеренияи законы гидравлики. Измерил величинусистолического объема (систола -сжимание,сокращение), частоту сокращений сердцав единицах времени. Замкнутость кругакровообращения Гарвей объяснял прямымсоединением артерий и вен через капилляры»Кровь движется по замкнутому кругу, отпереферии по венам, а от сердца поартериям. Пульс зависит от наполненияартерий кровью во время сокращениясистолы сердца.

6.Медицина эпохи Возрождения (Парацельс,начало ятрохимии)
Вэпоху Возрождения широкое развитиеполучила ятрохимия (греч. iatrochimeia,от iatros врач и chimeia-химия) -направление в медицине, связанное сразвитием химии (врачебная химия). Однимиз основоположников ятрохимии являетсявыдающийся естествоиспытатель, врач ихимик Раннего Возрождения Филипп АурсолТеофраст Бомбаст фон Гогенгейм(1493—1541), известный в истории подлатинизированным именем Парацельс (Paracelsus,от лат. Para-Celsue — «Подобный Цельсу»),которое он принял уже в расцвете сил инаучной зрелости (после 1529 г.).

Швейцарецпо происхождению, Теофраст фон Гогенгеймполучил врачебное образование, вуниверситете в Ферраре (Италия). Затемв течение 8 лет (1516—1524) он многопутешествовал, объехал почти всю Европу,наблюдая и врачуя болезни людей различныхнародов и профессий. «Врач многопутешествовать должен, — писал он. — Чтони страна, то страница. Ногами своимиты должен ее пройти, и так должно страницыее перелистывать». Он посмеивался над»учеными докторами, которые всю жизньсидят за печкой, книгами себя окружив,и плавают на одном корабле — корабледураков».

ВСтрасбурге он был принят в местный цеххирургов (1526) и завоевал большуюпопулярнсть не только во всем Эльзасе,но и в близлежащем швейцарском городеБазеле, где служил городским врачом.Его пациентами были писатель ЭразмРоттердамский (Erasmus von Rotterdam) ивидный издатель эпохи ВозрожденияИоханн Фробен (Froben, Johannes).

ВпоследствииПарацельс (в то время еще — Теофраст фонГогенгейм) читал лекции в Базельскомуниверситете (1527-1529), сначала на латинском,а затем — на своем родном немецком языке,»чтобы быть понятым возможно большимчислом слушателей». Перед вступлениемв должность профессора, он опубликовалмеморандум, в котором утверждал: «Незаученное повторение произведенийГиппократа, Галена и Авиценны вкрасноречивых выступлениях требуетсяот врачей, а накопление собственныхнаблюдений, поиски и нахождениедействительных средств помощи больным».

Парацельсявился одним из основоположниковопытного метода в науке. Он учил студентовне только на лекциях, но и у постелибольных или во время прогулок заминералами и лекарственными растениями.Он был одновременно и теоретиком, ипрактиком: «Теория врача есть опыт.Никто не может стать врачом без наукии опыта», — утверждал он и порицал техврачей, которые собственных знаний(особенно химических) не имели ипрописывали лекарства «по книгам».

Парацельссчитал, что природа отмечает лекарственныерастения известными знаками (Signanaturae, сигнатура, знаки природы), которыемогут служить путеводной нитью дляврача. Он писал: «Свойство и силу растенийузнают по сигнатуре, которой природаотметила каждое растение». В качествепримера он приводил зверобой с дырчатымилистьями для лечения колотых ран, колючийчертополох — против внутренних колик,очанку с черным пятном на лепестках —для лечения глазных болезней, легочницу(медуницу), лист которой имеет формулегкого и губчатое строение, — прилегочных заболеваниях. Чистотел, поПарацельсу, помогает против желтухипотому, что у него желтый сок, а анакардиумможет лечить болезни сердца, так какплоды его имеют форму сердца. Он восклицал:»Кто же станет выписывать для печенигенциану (горечавку), какой врач найдетлекарство для желчи в манне, меде,полиподии (папоротнике)? Никто, ибоподобное лечится подобным». По этимсигнатурам, по мнению Парацельса, можноотыскивать то лекарство, котороепредназначено против той или инойболезни, и тогда нет необходимостиназывать болезни своими именами, а нужноих именовать по действующим против нихлекарствам: «Правдивый, естественныйврач не скажет бронхит, ревматизм,насморк, катар, а скажет — терпентиннаяболезнь, чемеричная болезнь и такдалее».

Поскольку Парацельс знал»медицину и химию», считал главнойпричиной болезней нарушение химическихпроцессов в организме и признавалосновной задачей химии (алхимии)приготовление лекарств, то называл себяиатрохимиком (от греческого иатрос —врач). Парацельс считал, что вместо всегорастения, которое он называл «супнойприправой», надо выделять в возможночистом виде и употреблять толькодействующее вещество.

Ятрохимикисчитали, что все важнейшие процессы,происходящие в человеческом организме,сводятся к химическим превращениям,поэтому с химией должно быть связанокак изучение этих процессов, так илечение болезней. Если же химическиепроцессы не протекают в организме сдостаточным совершенством, то в органахобразуются минеральные осадки, которыеПарацельс сравнивал с винным камнем —осадком, образующимся на стенках винныхбочек. Таково, по его мнению, происхождение»каменных болезней» — мочевых камней,песка, подагры. Очистить организм,освободить его от болезни могли, поПарацельсу, химически приготовленныелекарственные средства.

СПарацельса начинается кардинальнаяперестройка химии (т.е. алхимии тоговремени) в ее приложении к медицине: отпоисков путей получения золота — кприготовлению лекарств. «Правы не те,кто говорят, что алхимия делает золотои серебро, но те, кто говорят, что онасоздает лекарства и направляет их противболезней», — считал Парацельс. Его системаврачевания основывалась на трехэлементах: сере, ртути, сурьме (и ихсоединениях); болезнь понималась какнарушение их правильных соотношений.Вот почему врачи и аптекари эпохиВозрождения придавали столь важноезначение лекарственным препаратам,содержащим серу, ртуть, сурьму и различныесоли, и часто сами получали их из природныхруд. Парацельс с гордостью писал, чтоон и его ученики «отдых в лабораторииимеют, пальцы в угли и отбросы и всякуюгрязь суют, а не в кольца золотые, иподобны кузнецам и угольщикам закопченным».

Широкоеиспользование минералов при леченииболезней было новаторским для медициныэпохи Возрождения, ведь в древности ив период классического средневековьяв Европе для лечения больных применялипочти исключительно средства,приготовленные из растений и частейживотных. Парацельс успешно применялвтирания ртути при лечении сифилиса ирекомендовал препараты, содержащиесурьму, как эффективные лекарственныесредства. Неудивительно, что Парацельса,широко применявшего минералы, частообвиняли в отравлении больных ядами.»А знаете ли вы, что есть яд? — возражалон. — Все есть яд, и все есть лекарство.Одна лишь доза делает вещество или ядом,или лекарством».

Онкритиковал учение древних греков о»четырех соках» организма, осуждалзлоупотребления кровопусканием ислабительными «очищениями», стольпопулярные в средневековой Европе, иразработал свою классификацию факторов,влияющих на здоровье человека, подразделивих на 5 видов:

1) естественныефакторы, свойственные конституциикаждого человека (лат. ens naturale);

2) ядыи факторы, привносящие заражение (лат. ens veneni,в современном понимании — возбудителиинфекций и отравляющие вещества);

3) факторыпсихологического характера (лат. spirituale)(важно отметить, что Парацельс не верилв ведьм и исключал возможность ихвоздействия на здоровье человека);

4) астральныевоздействия (лат. ens astrorum -космические, атмосферные и климатическиефакторы) — «камни являются звездамиЗемли, звезды — камнями неба», — считалПарацельс;

5) божественноевлияние, связанное с верой и могущеедавать исцеление (лат. ens deale); кнему обращались, когда действие первыхчетырех влияний казалось уже исчерпанным.

НоваторствоПарацельса проявилось и в его отношениик хирургии, которая в те временав Европе не считалась областью медициныи в университетах не преподавалась, — Парацельс настаивал на объединениихирургии и медицины (т.е. внутреннеймедицины) в одну науку, потому что обеони имеют один корень. Сам он с гордостьюназывал себя «доктором обеих медицин».Его книга «Большой лечебник (ранений)» (1536)и другие сочинения пользовались большойпопулярностью в течение многих столетий.

Парацельсзаложил основы будущей науки опрофессиональных болезнях.
О болезняхрудокопов и их предупреждении писалтакже в сочинении «О горном деле иметаллургии» (1556) современник Парацельса— Георг Бауэр, известный подпсевдонимом Агрикола (Agricola, Georg,1494-1555).

Развитиемедицинской химии в эпоху Возрожденияпривело к расширению аптекарского дела.Аптека как самостоятельное учреждениевозникла во второй половине VIII в. наарабоязычном Востоке. (Первая аптекана Ближнем и Среднем Востоке была открытав 754 г. в столице Халифата г. Багдаде). ВЕвропе первые аптеки появились в XI в. виспанских городах Толедо и Кордова. КXV в. они широко распространились повсему континенту.

7.Медицинаэпохи Возрождения (борьба с эпидемиями,Д. Фракастро)


Историяэпидемий в эпоху Возрождения характеризуетсядвумя факторами: с одной стороны,намечается некоторое ослабление «старых»болезней — проказы и чумы, а с другойпоявляются «новые» болезни (сифилис,английская потовая горячка, сыпнойтиф).
В конце XV — начале XVI вв. всю Европуохватила эпидемия сифилиса. Вначале XVI столетия о нем писалиДж. Фракасторо, А. Паре, Парацельс идругие ученые. По морским и сухопутнымторговым путям сифилис распространилсяза пределами Европейского континента.Публичные бани, которые широкорекомендовались в то время в гигиеническихи лечебных целях, в связи с эпидемиейсифилиса были закрыты.

Причиныэтой мощной эпидемии еще недостаточноизучены. Одни ученые полагают, чтосифилис был завезен в Европу послеоткрытия Америки. В качестве доказательстваприводится описание (1537) испанскоговрача Диаса де Ислы, который лечиллюдей из экипажа Колумба, прибывших со. Гаити. По мнению большинства другихученых, сифилис существовал у народовЕвропы с древнейших времен. Доказательствомэтой версии служат описания античныхавторов, средневековых врачей и результатыархеологических раскопок могильниковв различных районах Европы и Азии. Повсей вероятности, сифилис издавнасуществовал в Европе, Азии и Америке, авнезапная эпидемия конца XV в. Европебыла обусловлена длительными войнами,массовыми передвижениями людей, авозможно, и появлением нового штаммавозбудителя, завезенного с Американскогоконтинента.

Вто же время в Америку в процессе конкистыбыли завезены новые, неизвестные тамранее болезни. Среди них — оспа. Этапечальная страница истории континентастановится еще более трагической всвязи с тем, что конкистадоры использовалиинфицированную оспой одежду в целяхистребления непокорных аборигенов. Вэтой жестокой бактериологической войнепогибли миллионы коренных жителей,многие районы Америки совершеннообезлюдели.

Смертностьот оспы в то время была чрезвычайновысокой. До введения оспопрививания пометоду Э. Дженнера (1796) только в Европеежегодно оспой заболевало около 10 млн.человек, из которых умирало от 25 до 40%.

Причиныэпидемий в средние века были непонятны.Огромные размеры приносимых имибедствий и беспомощность человекавызывали величайшее смятение и суеверныйужас.

«Поройприходится видеть, как почва внезапноколеблется под мирными городами и зданиярушатся на головы жителей, — писалфранцузский историк медицины Э. Литтре.- Так же внезапно и смертельная заразавыходит из неизвестной глубины и своимгубительным дуновением срезаетчеловеческие поколения, как жнец срезаетколосья. Причины неизвестны, действиеужасно, распространение неизмеримо:ничто не может вызвать более сильнойтревоги. Чудится, что смертность будетбезгранична, опустошение будет бесконечнои что пожар, раз вспыхнув, прекратитсятолько за недостатком пищи…».

Одниученые связывали эпидемии с землетрясениями,которые, как утверждал немецкий историкмедицины Г. Гезер, «во все временасовпадали с опустошениями от повальныхболезней». По мнению других (их былобольшинство), эпидемии вызываются»миазмами» — «заразными испарениями»,которые «порождаются тем гниением,которое совершается под землей», ивыносятся на поверхность при извержениивулканов. Третьи думали, что развитиеэпидемий направляется особым положениемзвезд, поэтому иногда в поискахастрологически более благоприятногоместа люди покидали пораженные города,что в любом случае уменьшало опасность ихзаражения.

Перваянаучно обоснованная концепцияраспространения заразных болезней былавыдвинута Джироламо Фракасторо(1478—1553) — итальянским ученым — врачом,физиком, астрономом и поэтом, одним извыдающихся деятелей эпохи Возрождения.Медицинское образование Фракасторополучил в передовом Падуанскомуниверситете — «Патавинской академии»,с которой связаны судьбы Галился иСанторио, Везалия и Фаллопия, Коперникаи Гарвея. В этом университете получилисвои дипломы первые российские докторамедицины Франциск Георгий Скорина изПолоцка (1512) — современник Фракасторо иКоперника, П. В. Посников из Москвы (1695)- сподвижник Петра I.
Будучи ужепрофессором Падуанского университета,Дж. Фракасторо написал свой основополагающийтруд «О контагии, контагяозных болезняхи лечении» (1546) в трех книгах. Перваясодержит общие теоретические положенияи систематическое обобщение взглядовпредшественников Фракасторо — Гиппократаи Фукидида, Аристотеля и Тита ЛукрецияКара, Плиния Старшего и Галена, Ар-Разии Ибн Сины. Вторая посвящена описаниюзаразных болезней (оспы, кори, чумы,малярии, бешенства, английского пота,проказы). Третья — известным в то времяметодам их лечения.

Всвоем труде Дж. Фракасторо изложилосновы разработанного им учения о»контагии» — живом размножающемсязаразном начале, выделяемом больныморганизмом, и тем самым значительнопоколебал бытовавшие ранее представленияо «миазмах». Уже тогда Фракасторо былубежден в специфичности «семян» заразы(т.е. возбудителя).

Согласноего учению, существует триспособа передачи инфекционногоначала: при непосредственном соприкосновениис больным человеком, через зараженныепредметы и по воздуху на расстоянии.Притом Фракасторо полагал, что нарасстоянии передаются не все болезни,а через соприкосновение — все. Введенныйим термин «инфекция» (лат. infectio,от inficere — внедряться, отравлять)означал «внедрение», «проникновение»,»порчу». От него произошло название»инфекционные блезни», введенноевпоследствии немецким врачом К. Гуфеландом(1762-1836). Термин «дезинфекция» такжепредложен Дж. Фракасторо.

В1954 г. вышел в свет русский перевод трудаДж. Фракасторо с обширными комментариямипрофессора П. Е. Заблудовского и егостатьей, посвященной научному анализуразвития учения о заразных болезнях.

Деятельностьврачей великой эпохи Возрожденияотражена в талантливых

произведенияхискусства, которые сегодня принадлежатк бесценным сокровищам мировой культуры.Знакомство с ними лишний раз подтверждает,что во времена Фракасторо еще не былои не могло быть действенных, научнообоснованных методов изучения причинзаболеваний, — главными средствамиобследования больного в Западной Европеоставались осмотр, опрос и уриноскопия(лат. urinoecopia; or греч. uron -моча и skopeo — смотреть). Не было инаучно обоснованных методов борьбы сповальными болезнями, ведь их возбудителиоставались тогда невидимыми и неизвестными,а наука о них еще только зарождалась.Достойными представителями этогонаучного направления стали впоследствииД. С. Самойлович и Э. Дженнер, Л. Пастер,И. И. Мечников.

8.Медицина эпохи Возрождения (хирургияА. Парэ)

Какуже отмечалось, в средние века в ЗападнойЕвропе существовало разграничениемежду врачами (или докторами), которыеполучали медицинское образование вуниверситетах и занимались тольколечением внутренних болезней, и хирургами,которые научного образования не имели,врачами не считались и в сословие врачейне допускались.

Согласноцеховой организации средневековогогорода, хирурги считались ремесленникамии объединялись в свои профессиональныекорпорации. Так, например, в Париже, гдеантагонизм между врачами и хирургамивыразился наиболее ярко, хирургиобъединились в «Братство св. Косимы»,в то время как врачи входили в медицинскуюкорпорацию при Парижском университетеи очень ревностно оберегали свои праваи интересы.

Междуврачами и хирургами шла неустаннаяборьба. Врачи представляли официальнуюмедицину того времени, которая все ещепродолжала следовать слепому заучиваниютекстов и за словесными диспутами былаеще далека от клинических наблюденийи понимания процессов» происходящих вздоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги,напротив, имели богатый практическийопыт. Их профессия требовала конкретныхзнаний и энергичных действий при лечениипереломов и вывихов, извлечении инородныхтел или лечении раненых на полях сраженийво время многочисленных войн и походов.

Средихирургов существовала профессиональнаяградация. Более высокое положениезанимали так называемые «длиннополые»хирурги, которые отличались своейдлинной одеждой. Они имели право выполнятьнаиболее сложные операции, например,камнесечение или грыжесечение. Хирургивторой категории «короткополые» былив основном цирюльниками и занимались»малой» хирургией: кровопусканием,удалением зубов и т.п. Самое низкоеположение занимали представителитретьей категории хирургов банщики, которыевыполняли простейшие манипуляции,например, снятие мозолей. Между различнымикатегориями хирургов также веласьпостоянная борьба.

Официальнаямедицина упорно сопротивлялась признаниюравноправия хирургов: им запрещалосьпереступать границы своего ремесла,выполнять врачебные манипуляции(например, делать клизмы) и выписыватьрецепты.

Вуниверситеты хирурги не допускались.Обучение хирургии происходило внутрицеха (корпорации) сначала на принципахученичества. Затем стали открыватьсяхирургические школы. Репутация их росла,и в 1731 г. (т.е. в период уже Новой истории)в Париже, несмотря на отчаянноесопротивление медицинского факультетаПарижского университета, решениемкороля была открыта первая Хирургическаяакадемия. В 1743 г. она была приравнена кмедицинскому факультету. В конце XVIIIв., когда в результате французскойбуржуазной революции был закрытреакционный Парижский университет,именно хирургические школы стали тойосновой, на которой создавались высшиемедицинские школы нового типа.

Такзавершилась в Западной Европе многовековаяборьба между схоластической медицинойи новаторской хирургией, выросшей изпрактического опыта. (Заметим, чтомедицина народов Востока и античнаямедицина не знали подобного разделения.)

ХирургияЗападной Европы не имела научных методовобезболивания до середины XIX в. Всеоперации в средние века причинялижесточайшие мучения пациентам. Не былоеще и правильных представлений о раневойинфекции и методах обеззараживанияран. Поэтому большинство операций всредневековой Европе (до 90%) заканчивалосьгибелью больного в результате сепсиса(природа которого еще не была известна).

Споявлением огнестрельного оружия вЕвропе в XV в. характер ранений сильноизменился: увеличилась открытая раневаяповерхность (особенно при артиллерийскихранениях), усилилось нагноение ран,участились общие осложнения. Все этостали связывать с проникновением ворганизм раненого «порохового яда». Обэтом писал итальянский хирург Йоханнесде Виго (Vigo, Johannes de, 1450—1545) всвоей книге «Искусство хирургии»(«Arte Chirurgica», 1514), которая выдержалаболее 50 изданий на различных языкахмира. Де Виго полагал, что наилучшимспособом лечения огнестрельных ранявляется уничтожение остатков порохав ране путем прижигания раневойповерхности раскаленным железом иликипящим составом смолистых веществ (воизбежание распространения «пороховогояда» по всему организму). При отсутствииобезболивания такой жестокий способобработки ран причинял гораздо большемучений, чем само ранение.

Переворотэтих и многих других устоявшихсяпредставлений в хирургии связан с именемфранцузского хирурга и акушера Амбруаза Паре (Pare» Ambroise, 1510—1590). Врачебногообразования он не имел. Хирургии обучалсяв парижской больнице Hotel—Dieu, где былподмастерьем-цирюльником.

В1536 г. А. Паре начал службу в армии вкачестве цирюльника—хирурга и участвовалво многих военных походах. Во времяодного из них — в Северной Италиимолодому тогда армейскому цирюльникуАмбруазу Паре (ему было 26 лет) не хватилогорячих смолистых веществ, которыминадлежало заливать раны. Не имея ничегодругого под рукой, он приложил к ранамдигестив из яичного желтка, розового итерпентинного масел и прикрыл ихчистыми повязками. «Всю ночь я не могуснуть, — записал Паре в своем дневнике,— я опасался застать своих раненых,которых я не прижег, умершими ототравления. К своему изумлению, раноутром я застал этих раненных бодрыми,хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленнымии неприпухшими. В то же время других,раны которых были залиты кипящим маслом,я нашел лихорадящими, с сильными болямии с припухшими краями ран. Тогда я решилникогда больше так жестоко не прижигатьнесчастных раненных»60.Так было положено начало новому, гуманномуметоду лечения ран. Учение о леченииогнестрельных ранений стало выдающейсязаслугой Паре.

Первыйтруд А. Паре по военной хирургии «Способлечить огнестрельные раны, а также раны,нанесенные стрелами, копьями и др.»вышел в свет в 1545 г. на разговорномфранцузском языке (латинского языка онне знал) и уже в 1552 г. был переиздан.

В1549 г. Паре опубликовал «Руководство поизвлечению младенцев, как живых, так имертвых, из чрева матери». Являясь однимиз известнейших хирургов своего времени,Амбруаз Паре был первым хирургом иакушером при дворе королей Генриха II,Франциска II, Карла IX, Генриха III и главнымхирургом Hotel—Dieu, где он некогда училсяхирургическому ремеслу.

АмбруазПаре значительно усовершенствовалтехнику многих хирургических операций,заново описал поворот плода на ножку(древний индийский метод, забытый всредневековой Европе), применил перевязкусосудов вместо их перекручивания иприжигания, усовершенствовал техникутрепанации черепа, сконструировал рядновых хирургических инструментов иортопедических аппаратов, включаяискусственные конечности и суставы.Многие из них были созданы уже послесмерти Амбруаза Паре по оставленным имдетальным чертежам и сыграли важнуюроль в дальнейшем развитии ортопедии.

Вто же время, наряду с блестящими трудамипо ортопедии, хирургии, акушерству Паренаписал сочинение «Об уродах и чудовищах»,в котором привел множество средневековыхлегенд о существовании людей-зверей,людей-рыб, морских дьяволов и т.п. Крупныедеятели сложнейшей переходной эпохиВозрождения жили на стыке средневековьяи Нового времени. Они были не толькоучастниками борьбы окружающего их мира— борьба проходила в них самих. Ломкатрадиционных средневековых взглядовпроходила на фоне противоречивогосочетания старого и нового. Таким былПарацельс — новатор в хирургии имедицине, не изживший средневековоймистики. Таким был и новатор в учении озаразных болезнях Джироламо Фракасторо.Таким был и Амбруаз Паре.


ДеятельностьАмбруаза Паре во многом определиластановление хирургии как науки испособствовала превращениюремесленника-хирурга в полноправноговрача-специалиста.

Хирургияэпохи Возрождения достигла значительногопрогресса. Кардинально изменилосьлечение огнестрельных ран и кровотечений.При отсутствии обезболивания и средствантисептики средневековые хирургиотважно производили трепанацию черепаи камнесечение, прибегали к радикальномулечению грыж, возрождали операцииглазной и пластической хирургии, которыетребовали ювелирного мастерства.

Преобразованиехирургии, связанное с именем АмбруазаПаре, было продолжено его многочисленнымипоследователями и продолжателями.

Изучениеисторического и культурного наследияСредневековья позволяет увидеть, какв эпоху Возрождения начали расширятьсякультурные горизонты мира, как ученыес риском для жизни низвергали схоластическиеавторитеты и ломали рамки национальнойограниченности. Исследуя природу, онислужили прежде всего истине и гуманизму,а следовательно — науке в единственновозможном смысле этого слова.

9.Медицина эпохи Возрождения (ятрофизикаи ятромеханика, Р.Декарт, Дж.Борелли,С.Санторио)

СовременникФренсиса Бэкона выдающийся французскийученый Рене Декарт (1596—1650) такжезнаменует переход к философскомумышлению и естествознанию новоговремени. По словам Гегеля, «Декартнаправил философию в совершенно новоенаправление… Он исходил из требования,что мысль должна начинать с самой себя.Все предшествующее философствование,в частности то, которое исходило изавторитета церкви, было начиная с этоговремени отвергнуто».

Р.Декарт явился одним из творцов ятрофизики(греч. iatrophysike; от iatros — врачи physi» — природа) — направления вестествознании и медицине, котороерассматривало жизнедеятельность всегоживого с позиций физики. Ятрофизикаизучала явления природы в состояниипокоя и отражала метафизическоенаправление в философии XVII—XVIII в. Посравнению со средневековой схоластикойметафизическое мышление XVII в. былоявлением прогрессивным. Его корнивосходят к философским сочинениямАристотеля, помещенным в конце еготрактата «Наука о природе» т.е. посленауки о природе (после»физики»: греч. «Meta ta physike»),откуда и произошло название методамышления и целого философского направления— метафизики.

Механистическиевзгляды Декарта оказали положительноевлияние на дальнейшее развитие философиии естествознания. Так, Декарт считал,что жизненные действия подчиняются механическимзаконам и имеют природу отражения (названнуюпозднее «рефлекторной»). Все нервы онразделил на те, по которым сигналыпоступают в мозг (позднее»центростремительные»), и те, по которымиз мозга сигналы движутся к органам(позднее «центробежные»), и, такимобразом, в простейшем виде разработалсхему рефлекторной дуги. Он изучаланатомию человеческого глаза иразрабатывал основы новой теории света.

Однаконаряду с естественнонаучным пониманиеммира Декарт в ряде вопросов придерживалсяидеалистических воззрений. Так, например,он считал, что мышление являетсяспособностью души, а не тела.


Другимипрогрессивными направлениями вестествознании того временибыли ятроматематика(греч. iatromathematike от mathematike —наука о количественных отношениях)и ятромеханика (греч. iatromechanikeoTniechane —орудие, машина).

Спозиции ятромехаников живой организмподобен машине, в которой все процессыможно объяснить при помощи математикии механики. Основные положения ятромеханикиизложены в сочинении «О движенииживотных» итальянского анатома ифизиолога Джованни АльфонсаБорелли (Borelli, Giovanni Alfonso, 1608—1679),одного из основоположников биомеханики.

Средивыдающихся достижении эпохи Возрождения,имевших отношение как к физике, так и кмедицине — изобретение в конце XVIв. термометра (точнее, воздушноготермоскопа). Его автор один из титановэпохи Возрождения итальянскийученый Галилео Галилей (Galilei, Galileo,1564—1642), подтвердивший и развившийгелиоцентрическую теорию Н. Коперника(1543). Множество его драгоценных рукописейбыло сожжено инквизицией. Но в тех, чтосохранились, обнаружены рисунки первоготермоскопа: он представлял собойнебольшой стеклянный шар, к которомуприпаивалась тонкая стеклянная трубочка;ее свободный конец погружался в сосудс подкрашенной водой или вином. В отличиеот современного термометра, в термоскопеГалилея расширялся воздух, а не ртуть:как только шар остывал, вода поднималасьвверх по капилляру.


Почтиодновременно с Галилеем профессорПадуанского университетаС. Санторио (Santorio, S.. 1561—1636),врач, анатом и физиолог, создал свойприбор, с помощью которого он измерялтеплоту человеческого тела. ПриборСанторио также состоял из шара и длиннойизвилистой трубки с произвольнонанесенными на все делениями; свободныйконец трубки заполнялся подкрашеннойжидкостью. Испытуемый брал шарик в ротили согревал его руками. Теплотачеловеческого тела определялась втечение десяти пульсовых ударов поизменению уровня жидкости в трубке.Прибор Санторио был достаточно громоздким;его установили во дворе его дома длявсеобщего обоарения и испытания.

Санториосконструировал также экспериментальнуюкамеру-весы для изучения количественныйоценки усвояемости пищи (обмена веществ)путем систематических взвешиванийсебя, пищи и выделений организма.Результаты его наблюдений обобщены втруде «О медицине равновесия» (1614).

Вначале XVII в. в Европе было сделаномножество оригинальных термометров.Первый термометр, показания которогоне зависели от перепадов атмосферногодавления, был создан в 1641 г. при двореФердинанда П. императора СвященнойРимской империи, который был не толькопокровителем искусств, но и сам принималучастие в создании ряда физическихприборов. При его дворе были выполненызабавные по своей форме термометры,похожие на маленьких лягушат. Онипредназначались для измерения теплотытела человека и легко прикреплялись ккоже пластырем. Полость «лягушат»заполнялась жидкостью, в которой плавалицветные шарики различной плотности.Когда жидкость согревалась, объем ееувеличивался, а плотность уменьшалась,и некоторые шарики погружались на дноприбора. Теплота тела испытуемогоопределялась по количеству разноцветныхшариков, оставшихся на поверхности: чемих меньше, тем выше теплота телаиспытуемого.

3.1. Философия эпохи Возрождения

Два центра: Бог и человек

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Основные идеи возрожденческой философии

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный — о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т. е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

О философском смысле термина «возрождение»

Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине «возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преемственности. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь же несостоятельное понимание средневековья как исключительно мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезировать античные, средневековые и возрожденческие идеи.

Новые философские идеи не возникают на пустом месте, они сохраняют преемственность со своими историческими предшественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь продолжается. В истории развития философских идей всегда имеется то, что часто называют связью времен. Чтобы не быть голословными, приведем пример. Разве не античные мыслители подготовили основу для средневековых теоцентрических представлений? Это, в частности, выработка строгого стиля мышления, умения развивать единый логический принцип, понимание единого как блага. Без всего этого вряд ли мог появиться монотеизм. Далее. Возрожденческие идеи об активности человека, его творческой сущности явно определяются представлениями о творческой силе и всемогуществе Бога.