Философия фейербаха

Л. Фейербах(1804–1872), обозревая путь своего духовногоразвития, писал, что его «первой мысльюбыл Бог», второй – «разум», третьей ипоследней – «человек». Он считал Гегелясвоим учителем, называл его «вторымотцом», именно благодаря Гегелю Фейербахобрел «вторую мысль». Однако Фейербахзатем подверг философскую системусвоего учителя принципиальномупереосмыслению. Он пришел к выводу, чтогегелевский тезис о самоотчуждениилогической идеи в природу не обоснован,поскольку абсолютная идея, изначальнонаходясь в стихии чистого мышления,может знать только о нем и ни о чемдругом. Переход этой идеи к инобытиюлогически не дедуцирован, выведен неиз логики, не логическим, а алогическимпутем. Логика только потому переходитв природу, что мыслящий субъект внелогики наталкивается на непосредственноебытие, на природу, и вынуждается кпризнанию ее благодаря непосредственной,т.е. естественной, точке зрения. Не былобы природы, никогда логика не произвелабы ее из себя*.

*См.: ФейербахЛ. Фрагментык характеристике моей философскойбиографии // Фейербах Л.Избр. филос. произв. М., 1955. Т. 1. С. 243.

Помнению Фейербаха, Гегелю не удалосьдоказать тождество мышления и бытия.Абсолютное мышление не может отмежеватьсяот самого себя, оно из себя не можетпроникнуть к бытию, последнее остаетсячем-то потусторонним. Мышлениепротивопоставляет себе бытие, но впределахсамого себяи тем самым непосредственно устраняетпротивоположность бытия самому себе,ибо бытие, будучи дано в мышлении,есть не чтоиное, как мысль. Таким образом, тождествомышления и бытия выражает толькотождество мышления с самим собой*.

*См.: ФейербахЛ. Основныеположения философии будущего // Там же.С. 170.

Всвязи с критикой гегелевской идеитождества мышления и бытия Л. Фейербахподдерживает выявленную Кантомнеубедительность онтологическогодоказательства бытия Бога. Доказательство,что нечто существует, говорит Фейербах,значит лишь то, что нечтоне есть толькомыслимое.Однако соответствующее доказательствонельзя почерпнуть из самого мышления.Если к объекту мышления должноприсоединиться бытие,это значит, что к мышлению должноприсоединиться нечто, отличное отмышления.

Нижерассматриваются следующие произведения:*

1.Фейербах А.Предварительные тезисы к реформефилософии // Избранные философскиепроизведения. М.,1955. Т.I.

2.Фейербах Л.К критике философии Гегеля // Там же.

3.Фейербах Л.Основные положения философии будущего// Там же.

4.Фейербах Л.Сущность христианства // Там же. Т. II.

5.Фейербах Л.Лекции о сущности религии // Там же. Т.II.

6.Фейербах Л.Сущность религии // Там же. Т. II.

7.Фейербах Л.Приложения и примечания к «Лекциям осущности религии» // Там же. Т. II.

8.Фейербах Л.О «сущности христианства» в связи с»Единственным и его достоянием» // Тамже. Т. II.

9.Фейербах Л.Необходимость реформы философии // Тамже. Т. I.

* Указания по текстуданы в виде: .

Натурализмв единстве с антропологизмом

Л.Фейербах проводит «реформу» и формулируетосновные положения «новой философии»,»философии будущего». Вместо абсолютногоидеализма он предлагает в качествеподлинной философии натурализм вединстве с антропологизмом. Реформаосуществляется с помощью метода»преобразующей критики спекулятивнойфилософии»: «Достаточно повсюдуподставить предикатна местосубъектаи субъектна место объектаи npuнцuna,т.е. перевернутьспекулятивнуюфилософию, и мы получим истину в еенеприкрытом, чистом, явном виде» . Имеется в виду структура суждения,в котором на первом месте стоит логическийсубъект, а на втором–логический предикат.

Новаяфилософия есть наука действительностив ее подлинности и полноте, а совокупностьдействительности составляет природав самом универсальном смысле слова,включая и человека . Это»откровенно чувственная философия»,ее объективно обоснованным началом иодновременно «каноном» является природа.Поскольку человек – часть последней,Фейербах превращает его в «единственный,универсальный и высший предмет философии,превращая, следовательно,антропологию,в том числе и физиологию, в универсальнуюнауку» . Новая философияопирается на разум, но на разум, сущностькоторого сводится к человеческойсущности: человек есть мера разума.Поэтому познавательнымпринципом, субъектом новой философииявляется не Я, не абсолютный, т.е.абстрактный, дух, не разум, взятый вабстрактном смысле, но действительноеи цельное человеческое существо,сальностью, субъектом разума являетсятолько человек. Мыслит человек, а не Я,не разум .

Согласно принципамновой философии, мышление исходит избытия, а не бытие из мышления, основабытия в нем самом, оно дается из себя ичерез себя .

Фейербахполагает, что его философия принимаетбытие таким, каково оно для нас, не толькокак мыслящих, но и как действительносуществующих; следовательно, «длянее бытие есть… чувственное, созерцаемое,ощущаемое бытие,бытие, которое можно любить…бытие есть тайнасозерцания, ощущения, любви» . Только чувственное существо естьистинное действительное существо, итело в полноте своего состава входит всущность этого существа. Предмет даетсяне посредством мышления, а благодарячувствам, бессознательно мысльпредполагает истинность реальности,чувственности, от мысли независимой.

Анализируябытие в таком ключе, Фейербах предвосхищаетряд идей, впоследствии развитыхэкзистенциализмом. Объект дается мнелишь там, размышляет философ, где даносущество, на меня воздействующее, гдемоя самостоятельность наталкиваетсяна сопротивление, поскольку деятельностьдругого существа является границеймоей самодеятельности. Понятие объектав непосредственном смысле есть понятиечужого Я,следовательно, опосредовано понятиемТы,т.е. опредмеченногоЯ. Объект,т.е. чужое Я,дан не моему Я,но не — Я,во мне находящемуся. Только там, где яиз Я превращаюсь в Ты,где я – нечто страдательное, возникаетпредставление активности, внеменя находящейся,иначе говоря, только там дано нечтообъективное; только благодаря чувствуЯ есть Не-я.Чувственность разрешает тайнувзаимодействия, именно чувственныесущества воздействуют друг на друга: Яесть Я – для самого себя, и одновременноя – тыдля другого . Только вощущении, только в любви это лицо, этавещь обладает абсолютной ценностью,только в ощущении конечное оказываетсябесконечным, в любви, а не в абстрактноммышлении заключена тайна бытия. Поэтомуощущения имеют онтологическое,метафизическое значение; любовь естьподлинное онтологическое доказательствоналичности предмета вне нашей головы.

Осмыслитьбытие, по Фейербаху, можно, лишь исходяиз понимания человека. Философ обращаетвнимание на то, что спекулятивнаяфилософия теоретически закрепилаобособление существенных человеческихкачеств от самого человека, в связи сэтим она обожествила ряд таких абстрактныхкачеств в виде самостоятельных существ.И получилось, что обычно словом «человек»обозначается индивидуум с егопотребностями, ощущениями, умонастроениями,человек как личность в отличие от егодуха, вообще от его всеобщих общественныхкачеств, в отличие, например, от художника,мыслителя, писателя, судьи, словно этоне характерное, не существенное свойство,что он мыслитель, что он художник, чтоон судья, словно человек в искусстве, внауке выходит за свои пределы. Мыслящийчеловек существует и знает себя какприродное существо, одаренноесамосознанием, как существо историческое,государственное, религиозное. Когдаречь идет о гражданине, о субъекте, очлене семьи, о личности, всегда на самомделе речь идет о том же самом существе– о человеке, только в разных смыслах,под разными видами. Отдельный человек,как нечтообособленное,не заключает человеческойсущности в себени как в существе моральном, ни как вмыслящем.Человеческая сущностьналицо только в общении, в связи иединствечеловека с человеком,опирающемся на различиямежду Я и ТЫ. Уединенностьесть конечностьи ограниченность, общение есть свободаи бесконечность.

Отличительнымипризнаками истинно человеческого вчеловеке Л. Фейербах считает разум, волюи чувства (сердце): в мышлении, воле ичувстве заключается высшая, абсолютнаясущность человека и цель его существования,он существует, чтобы познавать, хотеть,любить. Разум (воображение, фантазия,представление, мнение), воля и любовьне являются его непосредственнымдостоянием и продуктом, это оживотворяющие,определяющие, господствующие, абсолютныесилы, которым человек не можетпротивостоять, они им владеют и поглощаютего. Мысля о бесконечном, он мыслит иутверждает бесконечность мыслительнойспособности, чувствуя бесконечное, ончувствует и утверждает бесконечностьчувства.

Важным моментомфейербаховского понимания сознания исамосознания является интерпретацияих через объект: тот предмет, с которымсубъект связан в силу необходимости,есть собственная, объективная сущностьэтого субъекта. Общий предмет несколькиходинаковых по роду, но различных по видуиндивидов является их собственнойобъективной сущностью. Человек сам себяпознает из объекта: сознание объектаесть самосознание человека; сила объектаразума есть сила разума, сила объектаволи – сила воли и сила чувственногообъекта – сила чувства. Объектом разумаявляется объективированный разум,объектом чувства – объективированноечувство. Вообще же все, что имеет значениесущности в смысле субъективном, имеетзначение сущности и в смысле объективномили предметном.

Объективированиесущности человека

Всоответствии с принципами антропологическойфилософии Фейербах объясняет различныеявления, в том числе и религию. По егомнению, искусство, религия, философияи наука составляют проявление илираскрытие человеческой сущности. Религиявсегда предшествует философии не тольков истории человечества, но и в историиличности. Исторический прогресс религиизаключается в том, что все, казавшеесяболее ранней религии объективным, теперькажется субъективным; то, что раньшесчиталось и почиталось божественным,ныне считается человеческим. Всякаяпредшествующая религия кажетсяпоследующей идолопоклонством. Человексебя объективировал, но не усматривалв объекте своей сущности, последующаярелигия проникается этим сознанием, ипоэтому прогресс религии есть проявлениеболее глубокого самопознания. Болеепоздняя религия имеет другой объект идругое содержание, которое выше содержанияпредшествующей. Поэтому первая воображает,что ее объект и содержание есть нечтосверхчеловеческое. Мыслитель прозреваетсущность религии, от нее самой скрытую,потому что относится к ней объективно,что не может сделать сама религия.

Свою задачу висследовании религии Фейербах видит втом, чтобы провести эмпирико — илиисторико-философский анализ тайнырелигии. Новая философия есть полное,абсолютно беспрекословное растворениетеологии в антропологии, теологияснимается не только в уме, но и в сердце,иначе говоря, растворяется в цельном,действительном человеческом существе,философия призвана «все сверхъестественноесвести к человеку».

Предметоми содержанием религиисчитается человек, антропология,непосредственная сущность человека. Поэтому работа «Сущностьхристианства» начинается с анализа»общей сущности человека». Религия,рассуждает Фейербах, выражает существенноеотличие человека от животного: у животныхнет религии. Это отличие состоит всознании, а сознание имеется лишь там,где субъект способен понять свой род,свою сущность. Человек живет двойнойжизнью – внешней и внутренней; внутренняяжизнь человека связана с его родом,сущностью. Человек мыслит, т.е. беседуетс самим собой, мышлениеи слово сутьфункции рода, они могут выполняться ибез другого индивида. Человек одновременнои Я и Ты: он может стать на место другогопотому, что объектом его сознания служитне только его индивидуальность, но иего род. Религия есть сознание человекомсебя в своей живой цельности, в которойединство самосознания существует толькокак завершившееся единство Я и Ты.

Сознаниепо существу бесконечно, оно естьсамоосуществление, самоутверждение,любовь к самому себе. Человеческийиндивид может осознавать себя ограниченным,конечным, но он может осознавать себятаковым, если его объектом являютсясовершенство, бесконечность рода. Однакона существо человеческой природы, насущность рода, т.е. на абсолютную сущностьиндивида, нельзя смотреть как на нечтоконечное, ограниченное. В религии,считает Фейербах, имеется сознаниебесконечного, человек осознает своюне конечную, ограниченную, а бесконечнуюсущность .

Мыслиоб отношении человека к объекту вообщеФейербах применяет и при анализеотношения к религиозному объекту . Если по отношению к чувственнымобъектам, как полагает философ, сознаниеобъекта отличается от самосознания, топо отношению к объекту религиозномусознание и самосознание непосредственносовпадают. Чувственный объект находитсявнечеловека, религиозный – внем, внутри него,поэтому религиозный объект интимен,близок. Чувственный объект сам по себебезразличен,не зависит от настроения, а религиозный– избранный,есть существо исключительное, первое,высшее и потому предполагает разграничениемежду достойным и недостойным поклонения,божественным и небожественным. Здесьобъект человека представляет собой егоже объективнуюсущность, азначит, сознаниеБога есть самосознаниечеловека, познаниеБога – самопознание человека. Очеловекеможно судить по Богу и о Боге – почеловеку; они тождественны. Бог естьоткровение внутренней сути человека,выражение его Я, а религия – торжественноераскрытие тайных сокровищ человека,признание его сокровенных помыслов,открытоеисповедание его тайн любви.

Врелигии содержится внутреннеепротиворечие: сокровенно существо Божиеи человеческое образуют тождество, нона осознанном уровне Бог предстает какдругое, отличное от человека существо.Верующий не осознает, что его сознаниеБога представляет сознание его собственнойсущности, поэтому, уточняет философ,религия есть первое и к тому же косвенноесамосознание человека: прежде чем искатьсвою сущность в себе, он полагает ее внесебя, свою собственную сущность онобъективирует в качестве другой.Божественная сущность – это человеческаясущность, очищенная, освобожденная отиндивидуальных границ, от действительноготелесного человека, объективированная,т.е. рассматриваемая и почитаемая вкачестве посторонней, отдельной.»Сущность исознание религии, –пишет Фейербах, – исчерпываютсятем, что заключаются в сущности человека,его сознании и самосознании.У религии нет собственного,особого содержания» . Человек объективирует свою сущностьи делает себя предметом этойобъективированной сущности, превратившейсяв субъект, в личность, он относится ксебе как к объекту, но как к объектудругого объекта, другого существа.

Поскольку,с точки зрения Фейербаха, сущностьчеловека образуют разум, воля и чувства,постольку и сущность религии составляютэти свойства, но предстающие в качествеобъективированных. Человек не можетдопустить, представлять, мыслить другуюдуховную сущность, другой разум, крометого, который светится и проявляется внем. Он может только вынести разум запределы своей индивидуальности.»Бесконечный дух» в отличие от конечного– это разум,вынесенный за пределы индивидуальностии телесности..

Воляабсолютная и неограниченная реализуетсяв творении, в нем человек утверждаетбожественностьволи. Творениеиз ничего есть высшее выражениевсемогущества, прославляющего своюсвободу, проявление силы воли. Если Богесть любовь, значит, чувство– бог человека.Бог – это объективированная сущностьчувства, неограниченное,чистое чувство,он есть вожделение человеческого сердца,себе внимающая молитва, внемлющаясебе душа,эхо наших стенаний. Чувство реализуетсяв вере, которая объективирует всемогуществочеловеческих чувств и желаний, представляетсобой совершенную уверенность вреальности, т.е. в безусловной силе иистинности субъективного в противоположностьграницам, т.е. законам природы и разума. Фейербах отрицаетсуществование специфического религиозногочувства и в этом смысле особого «органадля религии» . Религиозныечувства не отличаются от чувств, которыечеловек испытывает вне и без религии.Настроения и чувства, которые человекпитает по отношению к религиозномупредмету, он испытывает и по отношениюк нерелигиозным предметам. Следовательно,чувства религии не представляют собойчего-то особенного. Человек падает наколени перед своими богами, но то жесамое он делает перед своими властителями,перед теми вообще, в чьих руках егожизнь; он самым смиренным образом молитих о сострадании, иначе говоря, проявляетк людям то же почтение, что и к богам.Нет особой религиозной способности иособого религиозного чувства, отсутствуети специфический предмет, который одинпретендовал бы на религиозное почитание.

В то же времяФейербах говорит об «органах религии»в условном смысле; к ним он относитчувства, силу воображения, потребностьили стремление к счастью. Но, по егомнению, они не распространяют своейвласти над особой группой предметов,называемых религиозными. Чувство,фантазия, потребность и т.д. становятся»органами» при наличии определенной»точки зрения» – религиозной.

Фейербахподчеркивает, что формой, в которойвыступает содержание религии, являетсячувственное созерцание, представление,фантазия. Чувственное созерцание – это»орган» божественного существа , сила воображения – «существенныйорган религии», а эта сила заключаетсяв том, что она заставляет казатьсячеловеку действительным то, что она емупредставляет . В религии живутсущества, созданные воображением, онипредстают в виде образов, их изображают.В язычестве изображение осязаемо иливнешне зримо, такое изображение можетотсутствовать в духовных религиях. Нои христианский Бог тоже продукт силывоображения, есть изображение, хотя иизображение духовное, неосязаемое,осуществляемое с помощью слова, которое,однако, действует согласно чувственнымвпечатлениям. Всякий бог есть существо,созданное воображением, образ, и притомобраз человека,но образ, который человек полагает внесебя и представляет себе в видесамостоятельного существа .

Фейербах сравниваетрелигию с философией и искусством. Онполагает, что философия – дело мышления,разума, тогда как религия живет настроениеми фантазией. Но в религии представленыне образы спекулятивных мыслей, какутверждал Гегель; она заключает в себеначало, отличное от мышления, а именно– чувственность, понимаемую как единствоматериального и духовного. Сам Бог естьсущество чувственное, предмет созерцания,видения, правда, не телесного, нодуховного, т.е. созерцания в фантазии.Существенное отличие религии от философиисоставляет символ, образ. Итак, религиячувственна, эстетична, а философия –нечто нечувственное, абстрактное .

Философ проводитсравнение религии и с искусством. Обоимим обще то, что они создают изображения– поэт создает образы из слов, живописец– из красок, скульптор – из дерева,камня, металла. Но художник, даваявидимость действительности, не выдаетэту видимость за действительность.Религия же выдает видимость действительностиза действительность; она делает изизображения живое существо, на самомже деле изображение есть толькоизображение .

Фейербах находитв религии заблуждения, иллюзии, фантазии.Свойства, которые приписываются воде,вину, хлебу и т.д. как нечто отличное отэтих естественных веществ, существуюттолько в представлении, в воображении,но не в действительности. То же можносказать и о предмете религии вообще –о божественной сущности в отличие отсущности природы и человечества.Определения этой сущности – разум,любовь и т.п., долженствующие иметь иноезначение, чем те же определения,относящиеся к сущности человека иприроды, даны не в действительности, атолько в представлении и воображении. Но из этого неправомерно делатьвывод, будто религия – это бессмыслица,чистая иллюзия. Фейербах полагает, что,поскольку подлинным предметом исодержанием религии является человек,антропология, религиозные определенияБога выражают и объективируют истиннуючеловеческую сущность. Религия принимаетмнимую, поверхностную сущность природыи человечества за их истинную, внутреннююсущность, а их истинную, эзотерическуюсущность представляет себе в качестведругого, особого существа . Показательны названия первой и второйчастей сочинения Фейербаха «Сущностьхристианства», соответственно: «Истинная,т.е. антропологическая, сущность религии»и «Ложная, т.е. богословская, сущностьрелигии».

Обратимвнимание на мысль Фейербаха о ролипосредника в религии. Анализируя идеюТроицы, он показывает, что в последнейвыражается «общественная жизнь». Толькообщественная жизнь, рассуждаетфилософ, естьистинная себе довлеющая жизнь.Тайна триединства – в общественнойколлективной жизни, но эта истинапризнается религией лишь косвеннымобразом. Третье лицо в Троице служитвыражением обоюдной любви двух первыхлиц Божества, есть единство Отца и Сына,понятие общения. Специфическойособенностью христианства являетсявторое лицо. Вообще истинный подлинныйБог религии – это посредник,ибо он и служит непосредственнымее объектом.В качестве посредника выступает образ,ибо только образ может владеть человекоми воодушевляет его. Религия драматична,сам Бог есть существо драматическое,т.е. индивидуальное. Если отнять у религииобраз, она лишится предмета. Второелицо в христианстве в действительностиявляется первым; определения второголица по преимуществу – образы, Сын естьудовлетворенная потребность образногосозерцания .

Корнирелигии

Важныммоментом фейербаховской концепциирелигии является поиск ее «основы»,»корня», «источника», «фона». Исходныйпринцип объяснения формулируется так:»Основурелигии составляет чувство зависимостичеловека» , а самым яркимвыражением чувства зависимости являетсястрах. Вначале предметом этого чувствабыла природа с ее изменчивостью,непостоянством, драматическими событиями;она – первый, изначальный объект религии.Религии, в которых поклоняются явлениямприроды, Фейербах называет естественными.

Человек первоначальноне отличает себя от природы, следовательно,не отличает и природы от себя; поэтомуощущения, которые в нем возбуждаетобъект природы, он непосредственнопревращает в свойства самого объекта.Человек непроизвольно и бессознательнопреобразует природное существо всущество душевное, субъективное, т.е.человеческое. Превращение это происходитнеобходимо, хотя эта необходимостьтолько относительная, только историческая.

Природа находитсяв постоянном движении и изменении, иэти изменения обрекают на неудачу илиблагоприятствуют, препятствуют илипоощряют человеческие желания инамерения. Изменчивость природы, преждевсего в явлениях, в наибольшей степенизаставляющих человека чувствоватьзависимость от нее, есть главноеоснование, почему природа представляетсячеловеку в виде человеческого, наделенноговолей существа и составляет для негопредмет религиозного почитания.Изменчивость явлений главным образоми возбуждает религиозное чувство иделает природу предметом религии.Фейербах приводит такой пример. Еслибы солнце непрерывно стояло на небе,оно никогда бы не зажигало в человекеогня религиозного аффекта. Человектолько тогда преклонил свои колениперед ним, охваченный радостью принеожиданном его возвращении, когда оноисчезло из его глаз, обрекло на ночныестрахи, а затем вновь появилось на небе.

Фейербах, переводяизложенные рассуждения на философскийязык, связывает появление религии сослучайностью. Непостоянство природыделает человека религиозным; там, гдекончается «математическая достоверность»,там начинается теология. Религия естьсозерцание необходимого как чего-топроизвольного, добровольного, в отдельныхслучайных явлениях . Случайность– главный предмет религии, ибо онаявляется чем-то непреднамеренным инепроизвольным, чем-то независимым отчеловеческого знания и воли, но в то жевремя таким, от чего зависит судьбачеловека .

Отестественной религии Фейербах отличаетрелигию духовно-человеческую: в нейпредметом является дух, духовноесущество, иной оказывается и основа. По мнению философа, в ходеистории человек возвышается над природой,»становится супранатуралистом», егоБог оказывается «сверхъестественнымсуществом», и тогда объектом чувствазависимости выступают и общественныесилы. Из чисто физического существачеловек становится существом политическим,чем-то отличным от природы, сосредоточеннымна самом себе; так же точно его Бог изчисто физического существа превращаетсяв существо политическое, отличное отприроды. Своим объединением с другимилюдьми в общине человек приходит кразграничению своей сущности от природыи, следовательно, к Богу, отличному отприроды. «В этой общине, – пишет Фейербах,– предметом его сознания и чувствазависимостиявляется сила закона, общественногомнения, чести, добродетели, т.е. отличныеот естественных сил, данные лишь в мыслии представлении политические, моральные,абстрактные силы; в общине физическоебытие человека подчинено его человеческому,гражданскому или моральному существованию;в общине естественная сила, власть надсмертью и жизнью низводится до атрибутаи орудия политической и моральнойвласти» . Власть природыкак таковая и чувство зависимости отнее «исчезают» перед лицом властиполитической или моральной. Раба природыослепляет блеск солнца, между тем рабполитический ослепляется блескомцарского звания до такой степени, чтоон падает перед ним ниц, как передбожественной силой, от которой зависитжизнь и смерть. Как и в природе, в обществедействует случай. Эту мысль Фейербахиллюстрирует таким, например, рассуждением.Несчастный случай остается тем же, лишилли меня зрения ласточкин помет илиумышленный удар кулаком; сваливает лименя с крыши случайное «оно» или жекапризный «он», мой всемилостивейшийгосударь, подстреливает меня длясобственного удовольствия .

Фейербахнаходит источник религии в различии иединстве рода и индивида .Определения рода неограниченны как вего сущности, так и в существовании,поскольку это существование проявляетсяво всех людях, взятых как нечтособирательное. Род неограничен, всебожественные определения суть определениярода. Бог у христиан представляет собойсозерцаниенепосредственного единства рода ииндивида,всеобщей сущности и отдельного существа;Он – средоточиевсех совершенств,свободных от границ индивида, родовоепонятие, родовая сущность, признаваемаяв то же время за отдельноеиндивидуальное существо. ПонятиеБожества совпадает с понятием человечества,но идея человечества бездушна, посколькуоно рисуется в образе бесчисленногомножества ограниченных индивидов. Богже как единство рода и индивидуальности,как средоточие всех общих свойств водном личном существе есть нечто глубокозадушевное, восхищающее фантазию. В немдуша успокаивается, потому что здесьвсесоединено водном, и роднепосредственно предстает как отдельноесущество.

Индивид,в отличие от рода, ограничен; сознаниеограниченности тягостно, противоречитстремлению личности к неограниченности.Необходимо смягчить, сгладить этопротиворечие. Я зависит от мира, отдругого человека и сознает эту зависимость.Человек уясняет и познает себя толькоблагодаря другому: первый объект человека– человек. Разум возникает тогда, когдачеловек говорит с человеком, зарождаетсяв общественном акте речи. Сначаламышление обусловливалось двумя лицами,на более высокой ступени культурычеловек удваивается, теперь он можетиграть одновременно роль первого ивторого лица. Фейербах полагает, что»двойственность, различие есть источникрелигии – Тыявляется богом для Я,ибо Яне существует без Ты,Я зависитот Ты;без Ты нетЯ». Человек становится Богом длячеловека.

Основаниерелигии Фейербах связывал с потребностями,желаниями, эгоизмом человека. Гденет эгоизма потребности, нет и чувствазависимости:чем больше индивид нуждается в предмете,тем больше он чувствует себя от негозависимым, а также от того другого, вчьем распоряжении находится предмет;в этом выражается «властьпредмета».Но когда потребность получает предмети находит в нем удовлетворение,обнаруживается ее «властолюбиеили ее эгоизма».Эти противоречивые свойства имеет всебе и чувство зависимости. Потребность,вынуждающая человека съедать какой-нибудьпредмет, имеет две стороны: она подчиняетего предмету и предмет ему,и, таким образом, она столь же религиозна,как и нерелигиозна .

Фейербах замечает,что с потребностями связаны желания. Ирелигия есть не только дело воображения,фантазии, не только дело чувства, нотакже и дело желания, стремления человекаустранять неприятные чувства и создаватьсебе приятные, получить то, чего у негонет, но что ему хотелось бы иметь, аудалять то, что он имеет, но чего иметьон не хотел бы. Иначе говоря, религияесть выражение стремления человекаосвободиться от бед, которые у него естьили которых он опасается, и получить тодобро, которое он желает; тем самым она– выражение стремления к счастью. Боги– это желания, которые мыслятся какосуществленные в действительности. Богесть стремление к счастью, нашедшеесвое удовлетворение в фантазии. Еслибы человек не имел желаний, то он, несмотряна фантазию и чувство, не имел бы нирелигии, ни богов. .Стремление к счастью, любовь к себе,т.е. человеческий эгоизм, Фейербахназывает «первоосновой», «последнимоснованием» религии и в то же время еецелью. «Религия, – пишет философ, –имеет по существу одну практическуюцель и основание; стремление, из которогоисходит религия, ее последнее основаниеесть стремление к счастью, и если этостремление представляет собой нечтоэгоистическое, то, стало быть, – эгоизм».

Человекне имеет власти над успехом своегопредприятия. Между желанием и егоосуществлением, между целью и ееисполнением лежит целая пропасть всякихтрудностей и возможностей, способныхне дать этой цели осуществиться. Человекпоэтому заполняет своей фантазией этупропасть между целью и ее достижением,между желанием и действительностью,заполняет при посредстве существа, отчьей воли он мыслит зависимыми все этиобстоятельства и чье благорасположениеему стоит лишь вымолить, чтобы увереннопредставить себе счастливый исходпредприятия, исполнение своих желаний. «Предпосылка религии, –пишет Фейербах, – заключается впротивоположностиили противоречиимежду хотениеми умением,между желаниеми исполнением,между намерениеми осуществлением,междупредставлениеми действительностью,междумышлениеми бытием». Исконная, коренная предпосылкарелигии заключается в том, что не зависитот человеческой воли и знаний.

Заменителирелигии

Фейербахв общих чертах описал те процессы,которые ныне получили осмысление впонятиях секуляризации, традиционализмаи модернизма, светской религии . Периоды человечества, развиваетсвою мысль философ, отличаются один отдругого лишь переменами в религии;только тогда историческое движениезатрагивает самое основное, когда онозахватывает человеческое сердце, асердце – сущностьрелигии. В нас произошла религиознаяреволюция: у нас больше нет сердца, нетрелигии. Христианство отвергается дажетеми, кто по видимости еще его сохраняет,даже отрицание христианства выдаетсяза христианство. В отрицании христианствазаходят так далеко, что отбрасываютвсякую положительную руководящую нить.Признаком «внутреннего упадка, закатахристианства» Фейербах считает утратукритерия, центра, принципа этой религии:в качестве мерила христианства непризнают ни символических книг, ни отцовцеркви, ни Библии. Христианство утратилосвой первоначальный, коренной смысл.Вначале религия – огонь, энергия, истина;первоначально всякая религия строга,ригористична, но постепенно онаутомляется, ослабевает, глохнет,становится равнодушной, входит впривычку, и это противоречие практикиесть отпадение от религии. Чтобы прикрытьего, прибегают к традиции или модифицируютдревнюю книгу законов: христиане в своисвященные документы вкладывают смысл,находящийся в противоречии с этимидокументами. Христианство отвергнутов духе и сердце, в науке и жизни, вискусстве и индустрии. «Место веры, –пишет Фейербах, – теперь заняло неверие,место Библии – разум, место религии ицеркви – политика, место неба – земля,место молитвы – работа, место ада –материальная нужда, место Христа –человек» . Религия исчезла,и на ее место заступила даже у протестантовиллюзиярелигии– церковь.Вера современного мира является мнимой,не верящей в то, во что она якобы верит,нерешительное, недостаточно сознательноеневерие. Религиозность превращается вбезбожие .

Вкачестве явлений, заменяющих христианство,Фейербах называет прежде всего философиюи политику. Философия, занимающая месторелигии, – это его «новая философия».Прежняя философия не может заменитьрелигии, своеобразная сущность религииоставалась вне ее, она притязала толькона форму мысли. Чтобы заменить религию,философия, оставаясь таковой, должнастать религией, она должна включить всебя в соответствующей форме то, чтосоставляет сущность религии, включитьпреимущества последней, а именно:теоретически человеческое существодолжно стать на место существабожественного. То, чем мы хотим стать,мы должны сосредоточить в высшем начале,закрепить высшим словом; этим способоммы освятим свою жизнь. Новая философияизвлекаетсвой принцип из недр религии, но еесогласие с религией не обусловливаетсясогласием с христианской догматикой.Будучи порождена самой сущностьюрелигии, она носит эту истинную сущностьв себе и сама по себе, как философия,является религией .

Помысли Фейербаха, практическую тенденциюего философии составляет любовь кчеловеку, которая является «высшими первымзаконом человека. Человек человеку Бог– таково высшее практическоеосновоначало…» . Отношениеребенка к родителям, мужа к жене, братак брату, друга к другу, вообще человекак человеку, т.е. моральныеотношения, сами по себе суть истиннорелигиозные отношения.Фейербаховская философия, желающаязанять место религии, выступает как»этика любви». По мнению философа, наместо любви к Богу необходимо поставитьлюбовь к человеку как единственноистинную религию, на место веры в Бога– веру человека в самого себя, веру всобственную силу .

Религиейстановится и политика вслучае, если в наших взглядах есть товысшее, что превращает политику врелигию. Практическое стремлениечеловечества есть стремление политическое,стремление к активномуучастию в государственных делах, кликвидации политической иерархии,неразумия народа. В государство людиобъединяются, практически отрицая своюрелигиозную веру, субъективное объяснениегосударства коренится в вере в человека.В государстве один заменяет другого,один восполняет другого, оно –неограниченный, бесконечный, абсолютныйчеловек: в нем отдельный человек неодинок, он – член целого. Люди входят вгосударство потому, что в нем они безБога, что само государство для нихоказывается Богом. Политическая энергияоказывается «религиозным безверием»,в ней политика становится религией, ачеловек, отвергая христианство, –подлинно религиозным. Складывается»политическое идолопоклонство» ; его появление Фейербах объясняеттем, что власть короля – это в высшейстепени «ощутительная, непосредственная,чувственная, самодовлеющая», что личностькороля до такой степени заполняет,определяет человека и овладевает им,что он ее принимает за «высшеесущество».

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Как видим, Фейербах в вопросах гносеологии был последовательным сенсуалистом. Не отрицая роли разума в познании, он всё же отдавал первенство чувствам. «Я мыслю при помощи чувств, — говорит он, — главным образом зрения, — основывая свои суждения на материалах, познаваемых нами посредством внешних чувств; произвожу не предметы от мысли, а мысли от предмета. Предметом же есть только то, что существует вне моей головы»

ЛюдвигФейербах (1804—1872) — немецкийфилософ-материалист и атеист, острый ибескомпромиссный критик религии иидеализма. Родился в семье известногоюриста. Учился в Гейдельбергском иБерлинском университетах (где слушаллекции Гегеля). По окончании последнегои защиты диссертации стал (с 1828 г.)приват-доцентом Эрлангенскогоуниверситета. С 1830 г. Фейербах ведетуединенную жизнь (преимущественно вдеревне), публикуя свои труды, в которыхон постепенно отходит от гегелевскогоучения, завершая тем самым немецкуюклассическую философию. Основные работы:»Сущность христианства» (1841) и «Основныеположения философии будущего» (1843).

Характернаячерта философии Фейербаха — антропологизм,т. е. понимание человека как чистоприродного, биологического существа.как «единственного, универсального ивысшего предмета новой философии».Немецкий мыслитель считает, что не»мыслящее Я», не «абсолютная идея», априрода есть объективно обоснованноеподлинное начало философии. Коль скорочеловек — наиболее совершенная частьвечной природы (а не творение Бога, несамосознание) и «высший предметфилософии», то задача последней (еслиона истинная) заключается, согласноФейербаху, не в том, «чтобы творитькниги, а в том, чтобы творить людей».Человек прежде всего материальное тело(а не только «мыслящее существо») ипотому он обладает способностью ощущатьи чувствовать.

Духовноеначало в человеке не может быть, поФейербаху, отделено от телесного, духи тело — две стороны той реальности,которая называется человеческиморганизмом. Однако в единстве указанныхдвух сторон именно тело в его целостности(а не мышление) составляет сущностьчеловеческого Я. В центре проблематики»новой философии», предложеннойФейербахом, человек чувствующий и,прежде всего, — наделенный даром любви.Мыслитель акцентировал внимание наприродно-биологическом характеречеловека, от которого абстрагироваласьидеалистическая немецкая философия:для неё наиболее важна трактовка человекакак духовного существа. Если для Гегелялюбой отдельный индивид — историческидуховное образование, то для Фейербаха— это один из связующих компонентов вразвитии человеческого рода. Связьмежду людьми, по Фейербаху, носит»родовой» характер, является природной,представляет собой преимущественносвязь полов. Мыслитель не ставил передсобой задачу выявить социальные связимежду людьми, определяемые спецификойих общественного бытия.

ХотяФейербах формально не рассматривалсвое учение как материалистическое,оно вошло в историю философии какразновидность антропологическогоматериализма. Ей исходный пункт —человек как высшее проявление, как венецприроды, рассматриваемый в неразрывномединстве с ней. Фейербах подчеркивал:»Человек должен вести свое происхождениене от неба, а от земли, не от Бога, а отприроды …должен начинать свою жизнь исвое мышление вместе с природой —природа не есть действие отличного отнеё существа, но, как говорят философы,есть причина себя самой…». В работе»Сущность христианства» (1841) мыслительподвергает резкой критике религию. Вэтой работе он высказал мысль о том, чтоБог — это отчужденная от самого человекаи превращенная в абсолют человеческаясущность. Свойства, характеризующиеБога, есть свойства самого человека,которые оторваны от него и «спроецированы»на Бога. Личность Бога, по Фейербаху,есть не что иное, как отделеннаяобъективированная личность человека.

Обосновываяэто положение, философ писал: «О человекеможно судить по Богу и о Боге — почеловеку. Они тождественны. Божествочеловека заключается в его духе и сердце,а дух, душа и сердце человека обнаруживаютсяв его Боге. Бог есть откровение внутреннейсути человека, выражение его «я»; религияесть торжественное раскрытие тайныхсокровищ человека, признание егосокровенных помыслов, открытое исповеданиеего тайн любви. В теории познания Фейербахпродолжил линию материалистическогосенсуализма, придерживаясь традицийматериалистов эпохи Просвещения. ПоФейербаху, ощущения составляютединственный источник нашего познания,и лишь то, что дано нам через органычувств обладает подлинной реальностью.Чувственное восприятие может быть нетолько непосредственным, но иопосредованным, предоставляя косвенныесвидетельства того, что не воспринимаетсяобычным путем. Причем, критериемистинности мышления, по Фейербаху,является чувственное созерцание.

Признаваялюбовь сущностью и целью человеческойжизни, немецкий мыслитель увидел в нейи решающую силу общественного прогресса,в том числе, нравственного. Центральныйпринцип проповедовавшейся Фейербахомморали наиболее ярко выражен в егоустановке: чтобы люди были счастливы,они должны любить друг друга. Человеческоесчастье обусловлено взаимным сердечнымвлечением людей,По мысли Фейербаха,любовь к Богу (как отчужденная, ложнаяформа подлинной любви) должна уступитьместо любви к другим людям. Человек нев состоянии обрести счастье в одиночку:между его счастьем и счастьем того, когоон любит, пролегает непосредственнаясвязь. Счастье не может быть «односторонним»,оно — либо «двустороннее», либо —»всестороннее».

Фейербах,рассматривая узы нравственной любви вкачестве действенных возможностейобретения человеческого счастья,стремился на этих морально-психологическихначалах представить контуры грядущегообщества. Оно виделось ему как обществолюбви и справедливости. Желаниесодействовать созданию такого обществаподтолкнуло его к вступлению в последниегоды жизни в ряды социал-демократическойпартии Германии.В философском наследииФейербаха – немало непоследовательностейи критических перегибов. Самый, пожалуй,наглядный из них состоит в том, что,критикуя идеализм Гегеля, он не сумелоценить его диалектических идей, инапрочь отбросил это интеллектуальноебогатство. Тем не менее, учение Фейербахаоказало несомненное воздействие надальнейшее развитие мировой философскоймысли. Фейербаховский материализм сталодним из истоков формирования марксистскойфилософии.

Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как фирм мировоззрения, которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что «божественная сущность — не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности».
а) Понимание бытия
Одной из крупнейших материалистических концепций является концепция Людвига Фейербаха.
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как фирм мировоззрения, которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что «божественная сущность — не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности».
Источник религии, как отмечал Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. Все это придает религии античеловеческий характер, так как она, с его точки зрения, «парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздания». Там же. С.60 В результате Фейербах создает концепцию, фактически отрицающую Бога, но выступающую как некий вариант религии.
Критика религии необходимым образом подвела его к критике идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь появляется тезис о возможности » перевертывания» идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, который позже применяет Маркс.
Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах, и исходит из этого. Таким образом, вся концепция философа даже по форме выступает как последовательное противопоставление материалистических тезисов гегелевской системе, или их «переворачивание». Вопрос о бытии в его системе не просто очередная постановка философской проблемы. Он имеет практическое значение » для человека как определенного вида бытия», следовательно, «философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное бытие». Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 С.140
Фейербах считал, что новая философия рассматривает бытие с точки зрения ощущаемого объекта, «каково оно для нас» » Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви». Фейербах Л. Избранные философские произведения.Т.1 С. 184
Фейербах считал, что » и объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия — критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет истинности». Там же. С.184, 186
б) Гноселогическая позиция
В гносеологическом плане концепция реализуется как материалистический сенсуализм. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. В чем он состоит?
Взгляд Фейербаха отличался от механицизма, для него природа — не механизм, а организм. В центре философии, по Фейербаху, должен быть человек как природное, «родовое существо». » Новая философия,- писал он в произведении » Основные положения философии будущего»,- как философия человеческая, по существу есть также философия для человека…» Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1 М., 1955 С. 204
Фейербаховская концепция познания строится на материалистически обоснованном положении об единстве субъекта и объекта, человека и природы, человека и человека. Философ подчеркивает: » Познавательным принципом, субъектом новой философии является не Я, не абсолютный, т.е. абстрактный дух, — словом, не разум, взятый в абстрактном смысле, но действительное и цельное человеческое существо». Там же. С.132
Познает человек, субъект познания о нем, а не разум, как таковой, безымянный разум. Человек является мерой разума. Ложное истолкование разума может привести, как это случилось у Канта, к признанию границ разума в качестве его абсолютного ограничения. Фейербах настаивал на признании природы в качестве базиса духа и начала всякого познания, непосредственно чувственную его основу усматривает в единстве человека и природы, субъекта и объекта. Это единство человека-субъекта и природы-объекта раскрывается в конечном счете как их вещественное единство.
Философ придает большое значение тому факту, что человек не был продуктом какого-то отдельного естественного процесса, например, химического, а обязан своим происхождением и существованием взаимодействию всей природы в целом.
Таким образом, со своей телесной стороны человек представляется философу единым с бытием, ибо он есть продукт этого бытия, порождение природы и состоит из тех факторов, которые образуют условия его возникновения и существования.
Поскольку тело человека — важнейший компонент человеческой сущности, эта сущность, по Фейербаху, едина с бытием. Фейербах утверждает, что в силу своего природного происхождения человек является нуждающимся существом, он постоянно нуждается в том, чтобы восполнять за счет природы те «элементы», которые вошли в состав его тела.
Но раз с качественной стороны природа полностью представлена в человеке, объектом его желания, стремления, является весь мир. «Человеческое существо не есть больше особое, субъектное существо,- пишет философ,- но существо универсальное, так как предметом познавательного стремления человека является вселенная, а ведь только существо космополитическое может сделать космос своим предметом. Подобное радуется подобному. Правда, звезды не являются предметом непосредственного чувственного созерцания, но самую суть мы знаем,- то, что они подчинены тем же законам, что и мы».
в) Социальная философия
В социальном плане концепция Фейербаха последовательно выступает с антирелигиозных позиций по отношению к роли религии в обществе. Верования человека должны находиться внутри, а не во вне. Религии, по мнению философа, должны быть упразднены, для того, чтобы человек вел более активную жизнь в обществе, повышал свою политическую активность. Это, в свою очередь, является условием действительной свободы человека. И здесь философия Фейербаха оказывается наиболее противоречивой. С одной стороны, он отрицает религию, а с другой- всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональных переживаний, влияющих на человека. Поэтому и воздействие на сознание человека с целью изменения его мировоззренческих установок необходимо должно опираться на «чувственные аргументы».
В результате он приходит к выводу о необходимости создания » новой религии», которая заменит старые, и в этом качестве должна выступить предлагаемая им «новая философия»; это некий синтез преимуществ религии как формы эмоционального воздействия на человека и философии, которая рассматривает эмоциональные структуры как онтологические предпосылки.
Любовь, именно половая любовь, по Фейербаху, великая социальная сила. Ее роль, прежде всего нравственная, исторически возрастает. В любви, по Фейербаху, проявляется единство человеческого рода, подлинная человечность человека. Но при всем при том отношения любви вписаны в социально-исторический контекст, оставленный без внимания основоположником антропологического материализма. Поэтому Энгельс и заключал, что в философии, религии и этике выступает наружу действительный идеализм Фейербаха. Этот исторический идеализм связан с абсолютизацией человеческих отношений, основанных на взаимной склонности- любви, дружбе, сострадании, самопожертвовании, одним словом, на чувстве сердечного отношения между человеком и человеком.
Социальный идеал Фейербаха является идеалом мелкобуржуазной демократии. Фейербах резко критиковал феодальные порядки в Германии и требовал политической свободы и установления республики. Опыт капиталистического развития передовых европейских стран давал Фейербаху возможность сделать вывод о том, что капитализм не устраняет социального неравенства.
Он полагал, что счастья и справедливости можно достичь на пути создания общества мелких частных собственников. Фейербах весьма противоречив в своих взглядах. С одной стороны, ненависть к социальной несправедливости, субъективное неприятие буржуазных общественных порядков. С другой стороны, как следствие теоретической незавершенности философского материализма, высказывание такого рода: » Основное стремление к самосохранению, к самоутверждению, следовательно, стремление к инертности. Желания человека, по крайней мере, обоснованные, не взятые с потолка, не выходят за пределы того, что он есть по своей существенной характерной определенности… Так вообще человек не желает быть иным, чем он уже есть, и иметь что-либо иное, чем то, что он уже имеет. Но хочет все это свое иметь в превосходной степени, в умноженном и увеличенном виде». Л.Фейербах. Т.1 С. 366
г) Понимание сущности человека
Человек для Фейербаха выступает, главным образом, как часть природы. Он не вскрывает специфическую, социальную природу человека, его активное, практическое отношение к природе. Человек, по Фейербаху, -порождение природы, он отражает самую породившую его природы, ибо несет ее в самом себе, в своем теле, в своей эмпирической чувственности. Универсальность природы определяет универсальность человеческого чувственного познания. Фейербах называет сущностью человека природу как таковую.» А то, в чем существо находит свое удовлетворение, -пишет Фейербах, -есть его предметная сущность». Там же. С. 190
Глаз, например, есть орган света. Объектом глаза является свет, а не звук и не запах. В объекте глаза раскрывается его сущность.
Человек, по Фейербаху, не только нуждается в предметах внешнего мира, ощущает потребность в них, он одновременно ощущает и сами предметы. Для восприятия различных свойств объективного мира природа, по мнению Фейербаха, породила различные, соответствующие характеру этих свойств органы чувств. » Природа вообще улавливается и воспринимается только через посредство самой себя,- говорит Фейербах,- т.е. через посредство однородного, родственного; воздух- через посредство легкого, этого, так сказать, наиболее воздушного органа, свет -через посредство глаза, органа света, звук -через посредство эластичных, приходящих в колебательное состояние орудий слуха, твердое, материальное — через грубое орудие материалистического органа осязания, съедобное, питательное — через органы еды». Там же. С.413
Благодаря телу, субъект является одновременно и объектом, он включен в телесный материальный мир. Теми воротами, отверстиями, пишет Фейербах, порами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание, служат чувства. Но раз человек обязан своим происхождением всей природе в целом, в нем, в его теле есть основание для восприятия любого чувственного качества, есть соответствующие органы чувств.
У человека как раз столько органов чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности. Породившая человека природа » навязывается человеку со всей силой». По мысли Фейербаха, если бы существовали предметы или отдельные свойства, восприятие которых было бы невозможно имеющимися органами чувств, то природа позаботилась бы об увеличении числа воспринимаемых органов». Любутин К.Н., Чупров А.С. Истоки философской антропологии. кант. Шопенгауэр. Фейербах.- Челябинск, 2005. С. 205
Итак, фейербаховский сенсуализм связан с признанием онтологически обусловленной универсальности чувственного познания. Мир открыт для головы человека, чувства являются отверстиями головы. Ощущение есть результат воздействия объективно существующих вещей на органы чувств. Горечь как вкус есть субъективное выражение объективного свойства соли. Ощущение есть субъективный образ объективного мира.
Человек, полагал Фейербах, а не Бог,- единственное существо, достойное любви. Религиозная же любовь- это лишь отчужденная, ложная форма подлинной — человеческой, родовой — любви. В произведении » Сущность христианства» он писал о любви как свойстве рода: «Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо. Это есть закон рода, закон разума. Любовь должна быть непосредственной любовью, и только непосредственная любовь есть любовь. Но если я между другим и мною, осуществляющим род в своей любви, вклиниваю представление личности, в которой уже осуществлен род, то этим я уничтожаю сущность любви и нарушаю единство представлением третьего существа, находящегося вне нас; ведь это другое существо является объектом моей любви не ради себя, т.е. не ради своей сущности, а потому только, что имеет сходство или нечто общее с этим прообразом». Там же. Т.I, II. С.306 Бог, таким образом, как бы встает между человеком и человеком и мешает искренности этих отношений.
Фейербах указывал на то, что именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.
Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, как считает Спиркин А.Г. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарика, 1998 С.165 этим и объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

Tags: Фейербах

6. Философия Фейербаха

Оценка Фейербахом философии Гегеля. Л. Фейербах был первым философом, который подверг критике философскую систему объективного идеализма Гегеля. У Фейербаха был гегельянский период философского развития, но в лоне гегелевского «абсолютного идеализма» вызрел и его антитезис – антропологический материализм. Уже при первом знакомстве с гегелевскими лекциями Фейербах обратил внимание на наличие в них наряду со «спекулятивными построениями» также «обыкновенных представлений», в том числе постановку проблемы отношения мышления и бытия, в решении которой Гегелем Фейербах засомневался. Фейербах приходит к выводу, что гегелевский тезис о самоотчуждении логической идеи в природу не обоснован: абсолютная идея, представляющая «чистое мышление» (существующее вне сознания человека), не может знать ничего даже о мышлении, а не только о чем-то другом. Фейербах считал, что Гегель выводит природу из логики, нарушая все логические правила. По Фейербаху: «Логика только потому переходит в природу, что мыслящий субъект вне логики натыкается на непосредственное бытие, на природу, и вынуждается к признанию ее благодаря непосредственной, т. е. естественной точке зрения». И далее он в очень афористичной форме заявляет: «Не было бы природы, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя».

Одновременно Фейербах выражает несогласие с Гегелем и по вопросу соотношения философии и религии. Он заявлял, что кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии. Он утверждает, что учение Гегеля о порождении природы абсолютной идеей – это лишь рациональное выражение теологического учения о сотворении природы Богом.

Фейербах не соглашается с Гегелем и в том, что гегелевская философия по своему статусу является «абсолютной философией». Он характеризует философию Гегеля как «мир прошлого», а в качестве таковой она не может быть руководством для будущего.

Фейербах сосредоточил свою критику на идеализме гегелевской философской системы, но не понял важности разработанной Гегелем диалектики. Он правильно ее оценивал как идеалистическую, но не увидел в ней главного – учения о развитии, т. е. о самодвижении и поступательном развитии мира, общества и человека. Он увидел в ней больше искусство построения философской системы.

Антропологический материализм. Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».

За отправной пункт решения вопроса о соотношении бытия и мышления берется человек. Человек, по Фейербаху, есть единство материального и духовного. Однако для него человек – это, абстрактное биологическое, природное существо, поэтому Фейербах не смог ответить на вопрос, почему сознание людей разных социальных групп неодинаково.

Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога. Божественная сущность, утверждает Фейербах, это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная, а затем – обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, т. е. Бога.

Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.

Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна. Материя вечна, не имеет начала и конца, т. е. бесконечна; она никем не сотворена. Причина природы находится в самой природе. «Природа есть причина себя самой», – повторяет он вслед за Спинозой. Природа – это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, «огонь, земля, растения, человек и т. д. Качество неотделимо от бытия предметов и составляет их действительное бытие. Формами существования материи являются пространство и время. Он утверждал, что необходимость, причинность, закономерность представляют собой естественные силы.

Фейербах выступал не только против идеализма, но и против вульгарного материализма Фохта, Молешотта, которые сводили психические явления к материальным физико-химическим и физиологическим процессам. Он постоянно подчеркивал, что истина не есть ни материализм (имея в виду вульгарный материализм), ни идеализм, а только антропология.

Теория познания. Фейербах разрабатывал теорию познания на основе материализма. Он вел острую борьбу против агностической теории познания И. Канта, заявляя, что Кант границы разума истолковал ложно, поставив перед ним границы как некие ограничения. История же познания, подчеркивал Фейербах, свидетельствует, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открывать глубочайшие тайны природы. Фейербах не согласен с утверждением агностиков, что природа так устроена, что она не поддается познанию. Природа, возражает он, отнюдь не прячется, наоборот, она навязывается человеку со всей силой и, так сказать, бесстыдством: то, чего мы еще не познали, познают наши потомки.

Согласно Фейербаху, исходный пункт познания – это ощущения, источником которых является материальный мир. «Мое ощущение субъективно, но его основа, или причина, объективна», – пишет философ. На базе ощущений возникает мышление. По содержанию мышление не говорит ничего кроме того, что говорят чувства. Но мышление дает в связи то, что чувства дают отдельно. Он писал: «Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее не чувствами». Однако роль разума не в том, чтобы вносить порядок и взаимосвязь в мир опыта, а в том, чтобы установить отношения причины и следствия, причины и действия между явлениями потому, что эти отношения фактически, чувственно, предметно существуют. Разум идет от единичного к всеобщему.

Фейербах пытается снять противоречие между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания считал только ощущения, а не практику. Однако нельзя не отметить, что Фейербах не отрицал вообще роли практики, а, напротив, придавал ей очень большое значение, но под практикой он понимал непосредственное удовлетворение чувственных потребностей или, говоря словами Энгельса, «торгашескую деятельность», в лучшем случае – эксперимент.

Фейербах принял практику как активное взаимодействие субъекта с объектом, не понял ее общественно-исторического характера. В его философии человек выступает как бесстрастный созерцатель природы. К. Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе» подчеркивал созерцательный и объяснительный характер его философии. К тому же Фейербах не ввел практику в теорию познания в качестве критерия истины, усматривая этот критерий в «человеческом роде». «Истинно то, – заявлял Фейербах, – что соответствует сущности рода; ложно то, что ему противоречит. Другого закона для истины не существует». Иными словами, критерием истины он считал согласие всех людей с данным суждением: «Если я мыслю согласно мерилу рода – значит я мыслю так, как может мыслить человек вообще и, стало быть, должен мыслить каждый в отдельности, если он хочет мыслить… истинно».

Выше отмечалось, что в философской литературе существует мнение, будто бы Фейербах полностью исключил диалектику из своей философии. Пожалуй, эта позиция весьма категорична. Фейербах, скорее, был неосознанным и непоследовательным диалектиком. Рассматривая природу, он отмечает, что все находится в ней во взаимосвязях, все относительно, одновременно являясь и причиной, и следствием. Он признает вечность движения, а также единство движения, материи, пространства и времени. В теории познания просматривается понимание им истины (применительно к истории человечества) как процесса; он высказывает идеи о возможности безграничного познания природы; единстве чувственного и рационального познания.

Однако направленность материализма Фейербаха против идеализма не позволила ему осознать опасность абсолютизации метафизики как метода и подлинную роль в познании метода диалектического. Антропологизм и натурализм материализма Фейербаха не позволяли ему увидеть познавательную ценность диалектики. Для него диалектика осталась монологом «одинокого мыслителя с самим собой» и диалогом «между Я и Ты», а субъект познания оказался лишенным практической активности, созерцателем.

Социально-философские взгляды, гуманизм. Антропологический материализм Фейербаха определил его социально-философские воззрения. Дело в том, что при осмыслении проблем сущности религии, морали, истории немецкий философ исходил из своего понимания сущности человека как абстрактного биологического существа. Он характеризовал человека через единство его чувств, мысли и воли. Причем отличие человека от животных видел в наличии у него особого религиозного чувства, которое человек стремится удовлетворить. Именно поэтому, считал Фейербах, появляются всевозможные религии, в том числе христианство.

Фейербах вскрывает социально-психологические корни религии: религия утешает, оказывает облагораживающее действие на людей, служит вдохновляющим идеалом, побуждает к развитию лучших человеческих качеств. Однако та религия, где «матерью» ее выступает человеческая фантазия, не способна выразить человеческую сущность. Религия отбирает у человека все истинно человеческое. Отдавая его Богу, религия подрывает нравственность, ибо побуждает человека «во славу божию» на поступки, несовместимые с нравственностью: «где мораль утверждается на теологии, а право – на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи», – писал Фейербах.

Рассматривая историю религии различных народов, Фейербах подчеркивает, что именно природа, религиозное чувство человека есть изначальный источник религии. Фейербах приходит к выводу, что для человека необходима «истинная религия», в которой Бог будет не фантазийным, а реальным. У такого Бога «мать» – любовь. «Бог есть то, в чем человек нуждается для своего существования», «Бог – это стремление к счастью»; это любовь человека к человеку. В отношениях между мужчиной и женщиной, в половой любви, где наиболее полно реализуется взаимное стремление людей к счастью, Фейербах увидел не только сущность новой антропологической религии, но и основание для нравственных отношений.

Обращение к проблеме человеческого счастья – это великая гуманистическая проблема. И то, что Фейербах усматривает причину общественного развития в стремлении людей к счастью, – привлекает в его философии. Другое дело, что сами истоки человеческих идеалов Фейербах не смог увидеть, ограничил понимание человеческого счастья лишь индивидуальными чувствами людей в их абстрактном толковании. В то время как отношения в семье – это не сугубо биологические отношения, а выражение и реализация общественных отношений.

Для Фейербаха основой отношений между людьми является религия (он указывал, что по латыни глагол religare означает связывать, соединять). Ссылаясь на это, Фейербах заявляет, что религия является универсальной формой связи между людьми, что всякие отношения – это прежде всего религиозные отношения. Человеческую историю он объясняет сменами религий: каждый крупный поворот связан с заменой одной религии другой. Например, гибель Римской империи Фейербах объяснял не ростом социально-экономических, политических, нравственных противоречий, которые ее ослабили и позволили варварам ее разрушить, а заменой прежней греко-римской религии христианством.

В заключение следует отметить, что, хотя Фейербах и не смог объяснить царившие в современном ему обществе социальное неравенство, классовую борьбу, он велик своей страстной защитой материализма, смелой критикой идеализма и религии, борьбой против агностицизма, верой в мощь, силу человеческого разума, обращением к человеку как основанию человеческого бытия и к гуманистическим средствам реализации его личности.

Сегодня, когда мы ставим своей задачей изучать человека, а на практике хотели бы гуманизировать общественные отношения, учение Л. Фейербаха о человеке является очень актуальным. Ведь для Фейербаха человек – это мир чувств, эмоций, настроений, желаний, размышлений. Фейербах считает, что в жизни человека главными являются любовь, дружба, преданность. А проникновение Фейербаха в так называемого «субъективного человека», в его внутренний мир делает философию Фейербаха как никогда интересной. Так, он отмечает, что «субъективный человек» делает свои чувства мерилом того, что должно быть. Мы же сегодня тоже ясно понимаем, что о многих явлениях в обществе следовало бы судить по «человеческому», «личностному измерению». Обращение к этому измерению является проявлением гуманизма.

Критика Фейербахом раболепства и деспотизма, ханжества и лицемерия, невежества и бескультурья оказали благотворное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Его философия оказала свое воздействие на К. Маркса и Ф. Энгельса, В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского. В. Соловьева и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru