Философия и религия

Приказом ректора № 18 от 10 февраля 2014 г. была создана кафедра «Философия и мировые религии».

Изначально кафедра «Философия» была создана в 1964 году. В разные годы ее возглавляли В.Г. Новикова, И.А. Негодаев. Сегодня кафедрой руководит доктор философских наук, профессор Евгений Ефимович Несмеянов.

На кафедре работают высококвалифицированные преподаватели, в том числе 10 докторов наук. Ведется научная работа, связанная с участием в международных и региональных научных конференциях, регулярными публикациями монографий, сборников научных трудов и статей.

Образовательный процесс ведут профессора и доценты кафедры.

Кафедра «Философия и мировые религии» обеспечивает обучение по следующим основным дисциплинам: философия, социология и политология, мировые религии, религиоведение, история и философия науки (для аспирантов), философские вопросы науки и отрасли для магистрантов

При кафедре ведется подготовка аспирантов по специальности.

Кафедра принимает активное участие в развитии направления дополнительного образования по курсу ОРКСЭ совместно с руководством кафедры «Православная культура и теология»

Преподаватели кафедры читают лекции для магистрантов и аспирантов.

В учебно-научной деятельности кафедра сотрудничает с кафедрами: «Философия истории и мировые религии» (г. Шахты), «Православная культура и теология», «Философия религии и религиоведения» ЮФУ, кафедра «Философии религии и религиоведения» МГУ; Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ, НИИ «Градиент»; отдел катехизации Ростовской-на-Дону и Новочеркасской епархии, отдел религиозного образования и катехизации Шахтинской и Миллеровской епархии.

На кафедре «Философия и мировые религии» постоянно функционирует философский кружок «Рубикон». Область научных исследований кружка – философия человека и антропологические структуры философского знания, а также социальная философия.

Приоритетными направлениями кружка являются: Человек как предмет философской антропологии. Образы человека в западной философской традиции. Сущность и природа человека: Основные позиции в объяснении природы человека: античность, немецкая классическая философия, французский материализм, марксизм, социал-дарвинизм, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, культурная антропология. Проблема духовных ценностей человека. Смысл жизни человека. Человек и его потребности. Феномен смерти в разных культурах. Смерть как экзистенциальный феномен. Отношение к смерти и ее ритуализация в древнем мире и современности. Проблема человеческой свободы. Свобода как сущностная черта человека. Проблема свободного выбора. Свобода и ответственность. Актуальные проблемы современной культуры

По результатам заседаний научного кружка ежегоднопроводится научная студенческая конференция по философии. Лучшие научныестуденческие работы подаются на смотр-конкурс.

О.Р. РАДЖАБОВ доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и истории Дагестанского государственного аграрного университета им. М.М. Джамбулатова’

М.К. ГУСЕЙХАНОВ доктор физико-математических наук Дагестанского осударственного университета

У.Г-Г. МАГОМЕДОВА кандидат биологических наук Дагестанского государственного аграрного университета им. М.М. Джамбулатова

З.Н. ЛОБАЧЕВА кандидат философских наук, доцент, Дагестанского государственного аграрного университета им. М.М. Джамбулатова

Общее и особенное в научном и религиозном мировоззрении

В течение веков было принято считать, что между знанием и верой существуют непреодолимые противоречия. Среди образованных людей утвердилось мнение, что настало время, когда вера должна заменяться знанием, что вера, не основанная на знании, — это предрассудок и с ним нужно бороться. В соответствии с этой концепцией единственной функцией образования было открыть дорогу к знаниям, а школа как орган образования должна служить исключительно для этой цели. В столь категоричной форме эта рационалистическая точка зрения формулировалась редко, ибо для любого здравомыслящего человека ясно, насколько односторонним является такое мнение.

В науке можно удостовериться в том, что есть, каковы реальные факты. Религия имеет дело только с оценками человеческих мыслей и поступков. Она не может обосно-

* Раджабов Осман Раджабович, e-mail: filek08@rambler.ru

ванно говорить о фактах и отношениях между ними. Известные в прошлом конфликты религии и науки говорят о неспособности понять описанную ситуацию. Так, религиозные круги настаивают на абсолютной достоверности всего, что написано в Библии. Это означает, что религия вторгается в сферу науки. Именно это происходило, когда церковь боролась против учений Галилея и Дарвина. Представители же науки часто делали попытки добиться фундаментальной оценки человеческих ценностей и целей на основе научного метода и тем самым ставили себя в оппозицию к религии. Все эти конфликты происходили в результате фатальных ошибок.

С одной стороны, это стремление подчинить науку религии (и наоборот) или же механически растворить их друг в друге. Такие попытки в истории всегда заканчивались духовным насилием. С другой стороны, не менее ошибочны попытки абсолютно развести науку и религию (знаменитая теория «двойственной истины»), поскольку и личный духовный опыт, и духовная культура человечества в целом должны сформировать некоторое единство, несмотря на все разнообразие. В противном случае разрушается не только целостность культуры, но и целостность психического мира человека. С этих позиций наиболее целесообразным представляется взгляд на науку и религию как на взаимодополнительные сферы духовного опыта, чей диалог и взаимообогащение являются условием целостности мировоззрения и гармонии внутреннего духовного мира личности.

Религия благодаря науке обретает верное понимание своих вечных идей и ценностей, подчас обильно заваленных церковной догматической мишурой и ветхой обрядностью. Она должна перестать отрывать человеческий дух от тела и от природы, земной мир от надземного. Дух и мысль имеют многообразное телесно-материальное проявление, а духовный мир обретается лишь через земное служение. Через восприятие научных истин религия имеет возможность сойти сегодня на Землю и стать живым опытом духа с очищенными и по-настоящему утвержденными идеалами личного жизнеустроения. Конечно, доктрина Бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание ещё не способно проникнуть. Но такое поведение

части представителей религии не только недостойно, но и фатально. Ибо доктрина, которая способна поддерживать себя лишь в потёмках, а не при ясном свете, по необходимости потеряет своё влияние на человечество, что нанесёт вред прогрессу человечества. В своей борьбе за этическое добро учителя от религии должны иметь мужество отказаться от доктрины Бога как личности, т. е. отказаться от этого источника страха и надежды, который в прошлом дал такую всеобъемлющую власть в руки служителей церкви. В своих работах они должны будут посвятить себя тем силам, которые способны культивировать Божественность, Истину и Красоту в самом человечестве. Это, конечно, более трудная, но и несравненно более достойная задача. После того как религиозные учителя осуществят процесс обновления, они, безусловно, признают, что научное знание возвеличивает истинную религию и делает её более мудрой.

Если цель религии — освободить человечество, насколько это возможно, от рабства эгоцентричных устремлений, желаний и страхов, научное мышление может помочь религии ещё в одном отношении. Хотя цель науки — открытие правил, которые позволяют находить связи между фактами и предсказывать их, но это не единственная её цель. Она также стремится уменьшить количество этих связей до минимального числа независимых концептуальных элементов. Именно этому стремлению к рациональной унификации разнообразия она обязана своими самыми большими достижениями, даже несмотря на то, что оно связано с наибольшим риском пасть жертвой иллюзий. Но кто бы ни пострадал от этого, огромный опыт успешного продвижения в этой области зависит от глубины убеждения в рациональности, проявляющейся в сущем. Путём понимания человек достигает далеко идущего освобождения от оков личных надежд и желаний и тем самым убеждается в скромном положении мозга по отношению к величию причины, воплощённой в сущем, которая в своей бездонной глубине недоступна человеку. Эта позиция, однако, является религиозной в самом высшем смысле этого слова. Наука не только очищает религиозные побуждения от шлака антро-

поморфизма, но и вносит вклад в религиозное одухотво-

рение нашего понимания жизни .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более определенно путь к истинной религиозности проходит не через страх жизни, страх смерти и слепую веру, а через стремление к рациональному знанию. В этом смысле священник должен стать учителем, если он хочет оправдать свою высокую образовательную миссию.

Необходимой предпосылкой творческой активности личности является раскрепощенность мысли. Обоснование права на самостоятельное суждение, свободу от засилья догм -неизменный лейтмотив религиозного реформаторства. Особая значимость для Востока проблемы соотношения веры и знания, науки и религии вполне объяснима, учитывая, что отставание стран указанного региона во многом связано с негативной установкой господствовавшего религиозного догматизма в отношении к рациональному познанию, развитию естественных наук и техническому прогрессу. Тем не менее вину за отставание арабо-мусульманской цивилизации реформаторы склонны возлагать не на традиционное вероучение как таковое, а на догматическую его интерпретацию. Отсюда ставится задача обосновать совместимость веры и знания, доказать, что «истинная» религия является не врагом, а союзником научного прогресса.

Отношения между наукой и религией рассматривались в процессе своего формирования, научные знания развивались в рамках мифологии и религии, в магических учениях. Переплетение магических и научных представлений обнаруживало начало иного подхода к природе, чем религия.

Вопрос являлся актуальным для многих, вызывая живой интерес и споры среди философов и ученых, и теологов. Соловьев, Рассел, Кант, Юм, Спиноза, Бердяев, Гегель, Ницше — все они задумывались над ним.

В этом комплексе представлений отсутствует собственно религиозное переживание — благоговейный страх перед неизвестным и удивительным святым. Постепенно научные знания обособляются в независимую форму постижения природы. Естествознание вырабатывало свои методы и

1 Раджабов О.Р., Гусейханов М.К., Магомедова У.Г.-Г. Сущность и анализ научного и религиозного мировоззрения // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2017, т. 6, № 2А, с. 199-209.

критерии, свою модель рациональности и картину мира. Вопрос о взаимоотношении науки и религии становится проблемой согласования и разграничения религиозных и научных представлений о мире.

Фома Аквинский разработал концепцию естественной теологии, в которой обосновал возможность последовательного перехода от научных к философским и религиозным истинам. В отчетливой форме противоречия между научными и религиозными представлениями о мире проявились в XVN-XVШ вв., когда сформировалась механическая картина мира, которая на основе законов механики старалась постичь всё исходя из самой природы. Для этого, по выражению П.С. Лапласа (1749-1827), нужно знать только координаты и скорости всех молекул. Законы сохранения энергии и движения, закон сохранения вещества, открытие клеточного строения живой природы, теория эволюции легли в основу научной картины мира и лишили религиозные представления оснований в природе1. Католический теолог Ж. Маритен имел все основания утверждать, что наука и теология достигли линии водораздела. Начиная с 20-х гг. ХХ в. в науке совершаются открытия и возникают теории, которые не вписываются в механическую модель мира, требуя ее серьезного пересмотра. К ним относятся теория относительности, изменившая представления о связи пространства и времени, законы физики микромира и др. На основе новых открытий и теоретических построений была разработана современная научная картина мира.

Религиозное мировоззрение — это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней — обыденного и теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает образу повсед-

1 Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Формирование современной естественнонаучной картины мира. М., 2006.

невной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. Религиозное решение мировоззренческих проблем благодаря своей образно-наглядной форме, аналогичной

художественно-поэтической, оказывается вполне доступным

для усвоения на этом уровне сознания .

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем историко-культурном контексте и опиращаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: сотворение мира Богом (креационизм), предопределение Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразность мирового устройства (телеология), душа

как особая сущность в человеке, связь человека и Бога,

воскресение и посмертное существование и др. .

Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками, подобно наукам представляет собой теоретический уровень сознания. В своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень.

Научное мировоззрение выводит общие принципы строения мира и закономерности его развития основываясь на данных конкретных наук, обобщая эти данные. Однако связь между научным мировоззрением и конкретными науками не односторонняя. Научное мировоззрение вооружает конкретные науки общей теорией строения мира, научным методом познания и преобразования действительности. Это позволяет конкретным наукам более успешно раскрывать тайны мате-

1Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии для высших учебных заведений. М., 1994, ч. 1.

2Семенов В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы // Вопросы философии, 2006, № 6, с. 73-88.

риального мира. Такая двусторонняя связь научного мировоззрения и конкретных наук является свидетельством их родства.

Религиозное мировоззрение, в отличие от научного, претендует на непосредственное отражение мира, минуя дан-

ные конкретных наук .

Накопление практических знаний об окружающем мире происходило сначала в рамках мифологического, а затем повсеместно утвердившегося религиозного миропонимания.

Эмпирически найденные наиболее эффективные приемы охоты, обработки земли и создания орудий закреплялись авторитетом религии как данные свыше установления.

В системе религии ее институты — храмы, монастыри -становились местом хранения и накопления знаний, их фиксации в письменных источниках. История культуры свидетельствует, что древние цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали большое количество математических, астрономических, медицинских и других знаний, которые были отражены в религиозном мировоззрении. Именно на жрецах Древнего Египта лежала обязанность оповещать о разливах Нила. Медицинские рецепты, содержащиеся в книгах, написанных в тибетских монастырях, ожидают своей всесторонней научной экспертизы. Даже эмпирические приемы труда, например обработка металлов, сопровождались религиозными обрядами, а иногда и переплетались с ними. У многих народов до недавнего времени кузнечное дело обязательно связывалось с «высшими» силами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретическое сознание как оперирование понятиями, идеями (а это необходимое условие возникновения науки) также первоначально формировалось в рамках религиозного мировоззрения. Первой областью науки как теоретического знания историки считают математику, они связывают ее формирование с пифагорейской школой. В пифагореизме понятие числа приобретает особый метафизический статус, и проникновение в природу числа могло мыслиться как особый путь постижения сущности мира. Число превращалось в идеальный объект, что стало предпосылкой формирования математики как науки. Чтобы стать объектом теоретического сознания, число первоначально должно бы-

1 Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Особенности научного и религиозного мировоззрений // Исламоведение, 2011, № 2, с. 96-101.

ло сакрализоваться, превратиться в объект почитания. В Средние века в рамках схоластики развивались логические знания. Не только математика, логика, но и астрономия, медицина и другие науки как особые отрасли духовного производства возникали и функционировали в системах религиозного мировоззрения. Формирующаяся наука, создавая понятийные системы, образует и свой теоретический мир, отличающийся от того, который предстает перед обыденным сознанием. Одновременно она вырабатывает и набор особых требований, которые призваны отделить ее от других форм духовной деятельности.

Сегодня успехи естественных наук и опирающиеся на них достижения техники очевидны и впечатляющи. Благодаря научно-техническому прогрессу сблизились страны и континенты, складывается целостное мировое торгово-хозяйст-венное пространство, растет понимание того, что все народы живут в едином доме под названием Земля. Одновременно развитие науки и техники дало человечеству мощные силы, неразумное обращение с которыми может привести к уничтожению жизни на Земле в результате термоядерного конфликта или экологического кризиса. На различных региональных конгрессах, симпозиумах и других встречах обсуждается вопрос о том, почему развитие естественных наук и техники может привести к неблагоприятным для человека последствиям. Представители религиозных организаций, отвечая на этот вопрос, усматривают главную причину в мировоззренческих ориентациях науки и ученых, в обособлении науки от религиозного мировоззрения. Они считают, что кардинальное решение этих проблем может быть достигнуто тогда, когда наука станет органической частью религиозного мировоззрения, как это было в прежние времена.

Пока формирующаяся наука, ее понятия и идеи, например в математике, астрономии, медицине, носили сакрали-зованный характер, оснований для конфликтов не возникало, поскольку знания о природе вписывались в картину мира, составляющую часть религиозного мировоззрения. Они стали проявляться в резкой и отчетливой форме тогда, когда религии полностью сакрализовали картину мира, а наука, постепенно вырабатывая свои методы познания, начала подвергать сомнению важные конструктивные элементы этого миропонимания. Особую остроту взаимоотношения религии и науки приобрели в ХУ!!-ХУ!!! вв. Один из таких

конфликтов возник вокруг созданной Н. Коперником гелиоцентрической системы движения планет. Хотя сам автор предложил ее как наиболее простой способ исчисления пасхалий, объективно она подрывала представление о Земле как о неподвижном центре Вселенной. За пропаганду гелиоцентрической системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в Риме в 1600 г. Джордано Бруно. Га-лилео Галилея заточили в тюрьму и вынудили публично отречься от идеи гелиоцентрической системы. Непросто было теологам согласовать библейскую идею сотворения Богом Вселенной ради «венца творения» — человека, оказывающегося на рядовой планете Солнечной системы, к тому же расположенной на краю Галактики1.

Хотя сочинение Н. Коперника находилось в Индексе запрещенных книг до 20-х гг. XIX в., его идеи широко распространились по всему миру. Отрытые в XVII в. и примененные затем для объяснения движения планет законы механики, закон всемирного тяготения уже не воспринимались как ересь. Создатель небесной механики И. Ньютон (1643-1727), будучи христианином, считал свое открытие вполне совместимым с религией. Гелиоцентрическая система была принята естествоиспытателями, и теология вынуждена была смириться с этим. Сформулированная во второй половине XVIII в. гипотеза И. Канта и П.С. Лапласа о возникновении Солнца и планет из вращающегося раскаленного газового облака в изменившейся культурной атмосфере не вызывала резкой реакции церкви, хотя и отвергалась ею.

В своем объяснении мира классическое естествознание исходит из того, что существует в действительности, религия же исходит из того, что то, что существует, имеет и смысл. Мир представляется в форме бесконечной причинно-следственной связи явлений, т. е. такой их совокупности, которая не может иметь причины вне себя.

В XVN-XVNI вв. в классическом естествознании было исключено из числа категорий научного мышления понятие цели. Сформированные в этот период естественнонаучные программы были едины в том, что естествознание должно полностью освободиться от теологии: природа — царство

1 Семенов В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы, с. 73-88.

действующих причин, в ней нет смысловых связей, а есть лишь связи причинно-следственные.

Множество гениальных мыслителей имели свои собственные взгляды на религию и науку, и именно в этих взглядах кроются причины многовековых споров.

Итальянский мыслитель, основатель томизма Фома Ак-винский (1225-1274), как и некоторые его предшественники, говорил о том, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в Священном Писании, то наука и философия приходят к истинам посредством опыта и разума. В то же время по предметам исследования наука и религия, философия и теология не так различаются, как по отношению к методам исследования. Аквинский полагал, что в теологии существуют истины, которые могут быть обоснованы с философских позиций. Конечно, они могут обойтись и без этого философского обоснования, но все-таки последнее больше укрепляет веру человека в эти истины, т. е. принципы вероучения нуждаются в рациональном обосновании лишь как в дополнительном укреплении веры1.

Придерживаясь позиции превосходства веры над знанием, Аквинский стремился устранить противоречия, которые возникают между ними в силу того, что ученые, стремясь к знанию, забывают о Боге, о божественном откровении и поэтому допускают ошибки чувственного восприятия и логического рассуждения. Если же возникают противоречия между верой и разумом, то приоритет всегда должен принадлежать вере. Более того, все науки должны согласовывать свои положения с теологией как с высшей мудростью, они должны стремиться прежде всего к обоснованию всего того, что содержится в Библии, а философия при доказательстве христианских догматов выступает как преддверие веры.

В конце Х!Х в. новейшая революция в естествознании ознаменовалась открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона. С 20-х гг XX в. бурно развивается теория строения атомов и молекул, были открыты и изучены свойства неизвестных ранее элементарных частиц, что позволило практически использовать энергию атомного распада, вести широкомасштабные эксперименты в области термоядерного синтеза. Физика открыла микромир, в котором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Тойнби А. Постижение истории. М., 2002.

действуют специфические, неизвестные ранее объекты с необычными свойствами. Астрономия выявила многообразие и изменчивость космической среды, мегамира. Доказано существование большого многообразия звезд, отличающихся массами, размерами, источниками внутренней энергии, характером излучений; различных галактик, неодинаковых по размерам и формам. Благодаря развитию генетики значительные успехи достигнуты в биологии, в первую очередь в изучении механизма наследственности.

Мощное развитие получила в XX в. идея эволюционизма. Она не только прочно утвердилась в современной биологии, приведя к созданию синтетической теории эволюции как продукта синтеза классического дарвинизма с современной молекулярной генетикой, но и вышла за ее пределы. Концепция эволюции Вселенной (А.А. Фридман, 1888-1925; Г.Л. Га-мов, 1904-1968; Э.П. Хаббал, 1889-1953 и др.), неравновесная термодинамика (И. Пригожин, 1917-2003), синергетика (Г. Ха-кен), идея самоорганизации (Н. Виннер, 1894-1964; У.Р. Эшби и др.), обнаружение дарвиновского отбора уже на уровне молекулярных структур (М. Эйген, род. 1927) — таковы важнейшие проявления современной идеи эволюционизма.

Современный этап научно-технической революции, начавшийся на рубеже 70-80-х гг. XX в., открывает широкие перспективы развития производительных сил общества. Ведущими направлениями этого этапа считаются микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами. Продолжаются работы по созданию новых источников энергии, в том числе и энергии термоядерного синтеза. Микроэлектроника позволяет создавать не только суперкомпьютеры, но и микропроцессоры, и если первые значительно способствуют решению интеллектуальных задач, то внедрение микропроцессоров существенно увеличивает произ-

водительность труда, меняет его характер .

Естественнонаучные открытия и научно-технический прогресс оказали заметное воздействие на интерпретацию фундаментальных принципов различных типов и видов мировоззрений. Внедрение научных открытий в повседневную практику увеличило техническую мощь человечества, заметно из-

1 Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Формирование современной естественнонаучной картины мира. М., 2006.

менило повседневный быт и характер труда людей, укрепило уверенность в творческих возможностях человека, повысило авторитет науки и в конечном итоге явилось одним из факторов процесса секуляризации. В то же время использование научно-технических достижений для создания оружия массового уничтожения — атомного, термоядерного, химического, бактериологического, накопление его в масштабах, способных привести к самоуничтожению человечества, вызывает серьезную обеспокоенность. Нарастающие темпы промышленного развития несут определенную угрозу среде обитания человечества, создают глобальные экологические проблемы.

Проникновение человечества в области микро- и мега-мира, к которым оказываются неприложимыми обычные характеристики и представления, сложившиеся в макромире, породило в сфере естественных наук тенденцию к утверждению методологического принципа, который был назван К. Поппером инструментализмом.

Согласно принципу инструментализма наука не может открыть и не открывает нам новых миров, она лишь является инструментом, при помощи которого описываются наблюдаемые явления. Современное естествознание оказывает влияние и на формирование нерелигиозного мировоззрения, и на процессы адаптации религиозной мировоззрения к условиям современности. Адаптация религиозного мировоззрения к условиям современной научно-технической реальности проявляется в рамках фундаментализма и модернизма.

Развитие науки всегда ставило перед теологией принципиальные вопросы. Среди богословов нет единства в трактовке целого ряда положений религии, в том числе и идеи креационизма. Используя определенные естественнонаучные теории — тепловой смерти Вселенной, «Большого взрыва», «черных дыр», генных мутаций, а также ссылаясь на нерешаемость на данном уровне развития знаний ряда научных проблем, они отвергают идею творения.

Желая установить союз религии и науки, теологи особое внимание уделяют выявлению сходных черт этих областей культуры. Обе они представляют собой отношение человека к реальности, имеют субъективный и объективный полюсы, когнитивное и практическое содержание. Обе изучают структуру реальности, оказывают влияние на самого человека и на его отношение к миру. И религия, и наука включают в себя определенные традиции, характеризуются на-

личием преемственности в своей деятельности и являются институционально организованными общественными учреждениями. Обе претендовали на исключительный доступ к знанию реальности и допускали серьезные компромиссы и даже предательство своих убеждений и принципов.

Теологи активно обсуждают вопрос о соотношении объективного и субъективного в науке и религии. Обе они стремятся к тому, чтобы их информация была объективной, но элемент субъективного неизбежно присутствует в них обеих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теологи все же признают, что наука дает нам объективное знание о мире, что в целом она не субъективна, а скорее персональна, она выдерживает попытки фальсифицировать ее, успешно объясняет факты, генерирует подтверждаемые опытом предсказания. От субъективизма науку во многом предохраняет то, что ученый работает не один, а в научном сообществе.

Многие теологи настаивают на том, что полное адекватное постижение действительности возможно только при условии объединения религиозных и научных путей её познания; религия и наука должны не противоречить друг другу, а развиваться в гармонии. В пользу построения единой целостной картины мира на основе синтеза науки, религии и философии приводится принцип дополнительности, выдвинутый Н. Бором (1885-1962) в 1920-х гг. для истолкования познавательной ситуации, возникшей в квантовой механике. При реализации этой задачи следует избегать крайностей — соблазна фиксировать прежде всего их сходство и забывать о различиях или абсолютизировать эти различия.

Наступил XXI век. Разрешены многие проблемы человечества — меньше стало голодающих, сделан прорыв в области энергетики и генной инженерии, получены лекарства от ранее неизлечимых болезней, без компьютера скоро и ступить будет некуда. Человек нашел ответы на многие вопросы: определена кодовая цепочка ДНК, установлено, что на Марсе есть условия для жизни, выяснены процессы, протекающие внутри человеческого организма. И всё это стало возможным благодаря науке, которая охватила все сферы жизни, облегчив существование людей.

Научная мысль появилась благодаря эволюции. Той самой, законы которой смог в некоторой мере описать Дарвин в своей работе «Происхождение видов». Его труд стал поистине революционным в истории человечества, ибо он

изменил представления человека о мире, о сущности человека. Так начала складываться научная картина мира, впоследствии объяснившая происхождение Вселенной теорией «большого взрыва»1.

Иначе предстаёт мир в религиозном свете. Бог создал Вселенную. Он создал человека по образу и подобию своему. Эти истины долго оставались непоколебимыми и воспринимались всеми как догмы. И в наше время религия многое объясняет людям. Все явления, происходящие на Земле, проистекают по замыслу божьему, если что-то не получается или случается несчастье, то говорят, что «пути Господни неисповедимы». Всё это складывается в религиозную картину мира, которая известна всем, но не все её принимают.

Итак, у нас есть две точки зрения, противоречащие друг другу. И первый вопрос в том, что является истиной. Второй следует сформулировать так: возможен ли симбиоз этих двух идей?

Многие теологи считают, что построение единой целостной картины мира вполне возможно, хотя и понимают, что это очень непростое дело. Для реализации данной задачи

они считают необходимым объединение религиозных и

научных путей познания действительности .

По мнению теологов, научные теории обладают большими ресурсами, которые можно плодотворно использовать в теологическом исследовании. Как подчёркивал Иоанн Павел !!, для адекватной реализации этих ресурсов теологи, несомненно, должны быть сведущими в науках. Нужно найти путь к согласию и конструктивному взаимодействию, дающему возможность создания единой, согласованной адекватной картины мира.

Теологи соглашаются с тем, что наука более объективна, чем религия; что факты, которыми оперирует религия, существенно отличаются от научных и возможность их экспериментальной проверки более ограниченна. Чтобы теология была жизненной, способной к развитию и совершенствованию, могла формировать адекватное мировоззрение, нужно признать необходимость её постоянного контакта с наукой. Истина лежит между двумя этими точками зрения. Наука

1Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Указ. соч.

2Горелов А.А., Горелова Т.А. Наука и религия: перспективы синтеза. М., 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечивает лишь удобства и способствует общему повышению уровня жизни, а религия, которая формирует такие важнейшие факторы, как мораль и нравственность, определяет саму возможность существования человеческого общества.

Человек живёт в сложном и меняющемся мире. Он непрерывно взаимодействует с живой и неживой природой. Совершая те или иные поступки, принимая решения, затрагивающие лишь его самого или целые сообщества, человек действует под влиянием двух важнейших факторов, которые обобщенно принято обозначать терминами чувства и разум. Подчинять все свои действия только чувствам или только разуму нельзя в принципе. Вся история человечества это однозначно подтверждает. Наука может помочь только в одной из этих сфер, да и то в областях, относительно немногочисленных и ограниченных общими принципами построения научного знания.

Итак, в современную эпоху становится актуальной необходимость диалога между научным и религиозным мировоззрениями и устранения конфликтности между ними, признания принципа толерантности.

Диалог различных видов мировоззрения не означает отказа каждой из сторон от своих принципов, он нацелен на поиск тех вопросов, в решении которых имеет место совпадение или близость позиций. Этот принцип применим и для отношений религиозного и научного мировоззрений. Итак, какие же условия необходимы для того, чтобы совершился переход к диалогу?

Общей основой для диалога религиозных и научных мировоззрений могут служить принципы гуманизма, интересы человека. Признание того, что высшей ценностью является человек, может и должно служить основой диалога сторонников любых мировоззрений.

Необходимо диалог, который не предполагает нивелирования различий. Наоборот, понимание этих различий, в том числе и принципиальных, их глубокое знание, неискаженное видение есть одно из условий корректного диалога. Например, онтологические вопросы в религии и науке решаются по-разному. В определенных случаях это различие носит принципиальный характер. Но в реальной жизни более важными оказываются конкретные трактовки, практические следствия применительно к жизненным ситуациям и

конкретно-историческое применение этих принципов. И здесь наблюдается интересная тенденция: в аксиологическом аспекте, в частности применительно к улучшению условий жизни людей, позиции сближаются. Аналогично обстоит дело и с отношением к закономерностям, законам, действующим в мире. Если наука исходит из того, что закономерности внутренне присущи миру и познаваемы, а сторонники религиозного мировоззрения считают их божественными принципами, мыслями, вложенными в мир, то различие сводится к пониманию законов природы. Общим оказывается признание их независимого от человека существования.

Анализ взаимоотношений естествознания и религии показывает, что они никогда не были безоблачными. Иногда борьба за мировоззренческое лидерство между ними принимала довольно жесткие, порой жестокие формы. В Средние века политическая и духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпечаток на развитие науки. Вот что писал в книге «Философия культуры и социальной истории нового времени» русский историк и философ Н.И. Кареев: «На человеческую мысль была наложена церковью самая строгая опека: занятие наукой и ее преподавание поручалось только церковникам, за которыми, однако, власти бдительно следили… Церковь считала себя вправе силою приводить человека к истине и предавать его светской власти для казни «без пролития крови», если он упорствовал. Крайне аскетический взгляд на знание приводил даже к отрицанию какой бы то ни было науки как суетного знания, ведущего к гибели».

Наука в основном должна была служить иллюстрацией и доказательством теологических истин. Как писал Дж. Бер-нал в книге «Роль науки в жизни общества», «вплоть до XV!!! века наука продолжала интересоваться главным образом небом». Но именно изучение неба и привело со временем к могуществу науки. Еще Коперник показал, что наука отличается от теологии и обыденного знания.

В эпоху Возрождения господство религии и церкви было подорвано как изнутри, так и снаружи. Философы и духовенство тщетно пытались создать общезначимые знания и веру, приносящие людям счастье. Но потребность в систематизации и единстве знаний сохранялась, и теперь наука дала надежды на ее реализацию.

Наука поднялась на высшую ступень. Классическая наука сформировалась в XVI-XVШ вв., и тогда же ей удалось одержать победу над другими отраслями культуры и прежде всего над господствовавшей в то время религией. Эту доминирующую роль наука сохраняет до наших дней. Своей победой наука обязана прежде всего естествознанию, которое лежит в фундаменте научного знания. Значение науки для общества неуклонно возрастает, и эта вера в науку поддерживается её огромными достижениями, обеспечивающими прогресс человеческого общества. Современное естествознание — «дорогое удовольствие». Так, строительство атомной, термоядерной установки, коллайдера, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, проведение космических исследований требуют миллиардных и триллионных вложений. В развитых странах на науку ежегодно затрачивается 2-3% валового национального продукта, так как без этого невозможны ни обороноспособность страны, ни её производственное могущество, ни дальнейший прогресс всего человечества.

Современная наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности и научной информации в XX в. удваивался каждые 10-15 лет. Растет число ученых и научных отраслей. В 1900 г. в мире было 100 тыс. ученых, сейчас — более 5 млн. Из всех ученых, когда-либо живших на планете, 90% составляют наши современники. Причем процесс дифференциации научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более десяти тысяч научных дисциплин. Фундаментом этих научных исследований является естествознание.

В последней четверти ХХ в. нарастало осознание того, что над всеми жителями Земли, независимо от мировоззренческих позиций, нависает угроза гибели от возможной термоядерной войны, от экологической катастрофы, и что отвести эту угрозу можно только совместными усилиями. Путь насильственного решения споров, в том числе мировоззренческих, в условиях современного развития становится недоступным. Таким образом, возможность и пределы диалога определяются тем, как религиозные и научные мировоззрения отражают один и тот же реально существующий мир, в какой степени они ориентированы на интересы и благополучие человека, на утверждение гуманизма, справедливости, мира, на создание общества, достойного человека.

Раджабов О.Р., Гусейханов М.К., Магомедова У.Г.-Г., Лоба-чева З.Н. Общее и особенное научного и религиозного мировоззрения. В статье рассматриваются вопросы взаимоотношений научного и религиозного мировоззрений. Показано, что в различные исторические периоды они принимали довольно жесткие формы. Анализируется историческое формирование этих мировоззрений. Раскрыта специфика научных и религиозных мировоззрений. Утверждается, что в современную эпоху становится актуален диалог между этими мировоззрениями, необходимо устранить конфликтность между ними.

Ключевые слова: наука, религия, мировоззрение, вера, знание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
  • 1. Философия опирается на рационально-теоретическое знание. Религия опирается прежде всего на веру. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения.
  • 2. Философская мысль нуждается в свободе от догм, предрассудков, она не должна быть скована никаким авторитетом и может вес подвергнуть сомнению.

Религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств.

  • 3. Философия пытается дать целостное представление о мире. Религиозное сознание раздваивает мир на «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный (трансцендентный) и реальный.
  • 4. Философское мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается прежде всего ориентацией на рациональное объяснение мира.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, место человека в мире. Схематически эту связь можно изобразить следующим образом (см. схема 6).

Философское мировоззрение

Схема 6

Научное мировоззрение формируется на основе познания законов развития природы и общества. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Примером этому может служить теснейшая взаимосвязь философии с биологическими и медицинскими науками. Проявляется она прежде всего в историческом генезисе проблемы человекознания. Плодотворное влияние философии, биологии и медицины друг на друга видно на том факте, что наибольших успехов в биологии и медицине добивались биологи и врачи бывшие одновременно и философами и обладавшие даром общетеоретического и логического мышления. Достаточно назвать имена Эмпедокла, Демокрита, Аристотеля, Гиппократа, Галена, Парацельса, Декарта, Сеченова, Павлова, Вернадского и др. Истиной была мысль Галена о том, что хороший врач должен быть философом, исходя из афоризма Гиппократа: «Врач-философ подобен Богу».

Оказывая влияние на все области человеческого познания и существования, философская картина мира прежде всего оказывает влияние на теорию и практику биологии и медицины. Теоретический базис этих наук требует наличия общих идей и теорий, которые могут влиять на их позитивное развитие.

Рассмотрим это положение на историческом развитии медицины, в частности на генезисе болезни. Как известно исторически выделяется четыре основных модели болезни, основанных на разных картинах мира. Магико-анимистическая модель основана на мифологической картине мира. Болезнь представляется проявлением чуждых человеку сверхъестественных сил (злого духа, колдовства) как следствие греха, вины и т.п. Мистико-религиозный подход считает болезнь проявлением персонифицированных сил, властвующих над человеком. Натурфилософская концепция выводит болезнь из аналогии природы человека (микрокосмоса) природе мироздания в целом (макрокосмоса). Обе модели основаны на дуалистической картине мира (удвоении его). Затем на смену им приходит естественнонаучная модель болезни в разных вариантах: психосоматическом, антропологическом, социокультурном, исходящая из идеи целостности организма, понимания узости ее соматического содержания. И, наконец, в последнее время все большее значение полу част тенденция включения в понятие (модель) болезни экологических и социальных факторов, а также социологического и гуманитарного знания. Естественно, что это возможно лишь на основе синтетического подхода к решению этой проблемы. А эту задачу можно выполнить только с помощью философии.

При рассмотрении четвертого вопроса «Особенности философского знания. Функции философии» в первую очередь определим особенности философского знания.

Особенности философского знания:

  • • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
  • • носит предельно общий, теоретический характер;
  • • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  • • во многом субъективно несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  • • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи.

Функции философии:

Функции философии основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции:

  • • мировоззренческую
  • • методологическую
  • • мыслительно-теоретическую
  • • гносеологическую
  • • критическую
  • • аксиологическую
  • • социальную
  • • воспитательно-гуманитарную
  • • прогностическую
  • — практически-деятельную.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит мыслить, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая одна из основополагающих функций философии, имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, вскрывает противоречия. Конечная задача данной функции расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого -«ценный») заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция — объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы прививать гуманистические ценности, идеалы человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Практически-деятельная функция заключается в том, что философия способствует активному, преобразовательному влиянию на окружающий мир и на самого человека. Философия играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых является важнейшим условием обеспечения существования, функционирования и развития человека.

Философия является общей основой формирования духовного мира личности и играет определяющую роль в становлении личности как специалиста.

Философия занимала и занимает важное место в культуре человечества. Особая связь сложилась между философией и медициной на протяжении длительного исторического периода. Как считал Демокрит, врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей. Не случайно многие известные философы были врачами, и, фактически, все выдающиеся медики были своеобразными философами.

Современная философия и медицина имеют много общего, которое заключается в следующем:

  • • в центре внимания философии и медицины находится человек;
  • • близость к глубинным проблемам бытия, проблемам жизни и смерти;
  • • в изучении человека опираются на общие ценности и ценностные ориентации;
  • • общее исследование проблем, которые связаны с возникновением новых медицинских технологий и др.

Тесная взаимосвязь философии и медицины существовала всегда еще со времен Гиппократа. Медицина давала философам массу эмпирического материала, результатов наблюдений, ставила перед философией новые проблемы. Философия также выполняла по отношению к медицине важные функции. На протяжении всего XX и начала XXI вв. возрастает роль медицины в жизни общества и интерес философов к ее методологическим, социальным и этическим проблемам (клонирование, эвтаназия, медицинский эксперимент и т.д.). Современная медицина все больше сближается с философией в результате того, что в медицинской деятельности появляется ряд новых проблем, которые нуждаются в современном философском осмыслении.

При рассмотрении пятого вопроса, который звучит так: «Основной вопрос философии. Материализм и идеализм — основные направления философии», необходимо определить, как звучит основной вопрос философии. Он звучит так: «Что есть первично?». Обратимся к схеме (см. схема 7)

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Схема 7

Разные ответы в решении этого вопроса в зависимости от того, что определяется первичным, выделяют два основных направления материализм и идеализм.

Материализм признает первичным материальное начало. Он утверждает, что мир по своей природе материальный, вечный. Сознание — вторично. Материальный мир существует сам по себе, независимо ни от человека, ни от сверхъестественных сил. Материализм в разные исторические эпохи имел следующие формы:

  • • наивный материализм древних мыслителей;
  • • метафизический материализм;
  • • диалектический материализм.

Идеализм признает первичным духовное, идеальное начало, дух, идею, сознание и вторичность природы, материи.

При этом мы видим, что идеализм имеет две формы (см. схема 8)

идеализм имеет две формы

Схема 8

Объективный идеализм признает первичность абсолютной идеи или надмирового духа.

Субъективный идеализм признает первичным сознание отдельного субъекта. Предметы окружающего мира не существуют независимо от нашего сознания.

Между этими противоположными направлениями существует еще одно направление, которое стирает резкие противоречия между материализмом и идеализмом — дуализм.

Дуализм признает материю и сознание, дух и природу, бытие и мышление как два равноправных, независимых друг от друга начала.

К основному вопросу философии относится и вопрос о возможности и способности человека познавать окружающий мир, о границах познания, что составляет вторую сторону основного вопроса философии.

Материализм утверждает, что человек способен познать мир, что наши знания соответствуют материальным объектам. Сознание отражает материальный мир с помощью образа.

Объективный идеализм также признает познаваемость мира, хотя и решает этот вопрос на идеалистической основе.

Философское направление, которое отрицает принципиальную возможность познания мира, называется агностицизм ( греч. а — отрицание, gnosis знание). Сторонники агностицизма являются, как правило, представителями субъективного идеализма. Выделяют такие направления в познании:

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).

4.3. Философское сознание Является ли философия наукой? — 222 Связь философии с бытием — 223 Высший уровень абстракции — 224

4.3. Философское сознаниеЯвляется ли философия наукой? — 222Связь философии с бытием — 223Высший уровень абстракции — 224Характеристика такой формы общественного сознания, как философия, значительно облегчается тем, что многие ее существенные черты уже рассмотрены в

Связь философии с бытием

Связь философии с бытиемЕсли задать современному, относительно образованному и культурному человеку вопрос, может ли он представить себе полноценную духовную жизнь общества без философии и философов, то ответ наверняка будет отрицательным. А вот мнения о том, каково

II УЧЕНИЕ В. ДЖЕМСА ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙ

IIУЧЕНИЕ В. ДЖЕМСА ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙТак развертывается, исходя из религиозного опыта, теория религии. В. Джемс не забывает поставить вопроса, какую позицию занимает эта теория по отношению к науке.Раз религия подобно науке опирается на опыт, то почему

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАИГРЫВАНИЕ С РЕЛИГИЕЙ

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАИГРЫВАНИЕ С РЕЛИГИЕЙРазглагольствования Криге о любви и его выпады против эгоизма есть, само собой разумеется, не что иное, как высокопарные откровения души, целиком проникнутой религией. Мы сейчас увидим, как Криге, который в Европе постоянно выдавал

b) К сущностному определению философии не ведет окольный путь сравнения с искусством и религией

b) К сущностному определению философии не ведет окольный путь сравнения с искусством и религиейФилософия вообще несравнима ни с чем другим? Может быть, все-таки сравнима, пускай лишь негативно, с искусством и с религией, под которой мы понимаем не церковную систему.

α. Различие между философией и религией

?. Различие между философией и религиейМифическую сторону и между прочим историко-положительную сторону вообще интересно рассмотреть потому, что из такого рассмотрения сделается ясным различие в отношении формы, благодаря которому это содержание противоположно

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и обществоПоистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Наследственный спор между философией и религией

Наследственный спор между философией и религиейИсторию немецкой философии начиная с Канта можно понимать как своего рода судебный процесс, на котором разбираются эти непросвещенные наследственные отношения. Эллинизация христианства привела к симбиозу религии и

7.3. Отношения между наукой и религией в наше время

7.3. Отношения между наукой и религией в наше времяХотя иные и стремятся доказать, будто научная практика подрывает разумность веры в любые чудеса, подобные утверждения являются преувеличением. Существуют, однако, другие ситуации, открывающие более широкий простор для

Является ли трансгуманизм культом/религией?

Является ли трансгуманизм культом/религией?Трансгуманизм точно не является культом; он не удовлетворяет ни одному из критериев культа, принятых Сетью осведомления о кyльтах (Cult Awareness Network, больше не функционирует) и другими подобными организациями. Трансгуманизм не

Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна

Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. КуайнаУиллард Ван Орман Куайн (1908–2000) является первым и крупнейшим представителем аналитической философии, родившимся в США. Но не только этим он выделяется среди участников этого философского направления.

Где астрономия встречается с религией и психологией

Где астрономия встречается с религией и психологиейНекоторые философы спорят с физиками и астрономами, доказывая, что сотворение должно относиться не к области физики, а к сфере теологии. В конце концов, мы не можем экспериментально воспроизвести начало Вселенной – по

Грань между наукой и религией

Грань между наукой и религиейНаука и религия отделены друг от друга, но не так разобщены, как можно подумать. Вообще, наука подобна религии, поскольку ученые верят в высшее начало: существование закономерностей, проявляющихся в измерениях пространства, времени и материи.