Философов нового времени

18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

— Ф. Бэкон (Англия);

— С. Гоббс (Англия);

— Дж. Локк (Англия);

— Р. Декарт (Франция);

— Б. Спиноза (Голландия);

— Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

— онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561–1626);

— гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632–1704).

По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

— проблемы философского научного метода;

— методологии познания человеком внешнего мира;

— связи внешнего и внутреннего опыта;

— задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

— эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон);

— рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

— принцип автономно мыслящего субъекта;

— принцип методического сомнения;

— индуктивно-эмпирический метод;

— интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

— гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

— разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

Ответы:
Скачать: filosofiya-vozrozhdeniya-i-novogo-vremeni.rar (cкачиваний: 2142)
filosofiya-vozrozhdeniya-i-novogo-vremeni.docx (cкачиваний: 999)

Просмотр(открыть спойлер):

Просмотр:
Философия Возрождения и Нового времени
1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
а) «О причине, начале и едином»;
б) «О достоинстве и приращении наук»;
*в) «Об ученом незнании»;
г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;
д) «О величии души».
2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) недостижимой истины;
г) конвенциональной истины;
*д) двойственной истины.
3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
*в) эмпиризма и материализма;
г) рационализма;
д) панматематизма.
4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
*г) индукция;
д) диалектика.
5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):
а) рода;
б) пещеры;
в) рынка;
*г) театра.
6. Исходный принцип философствования Декарта:
*а) сомнение;
б) диалектика;
в) интуиция;
г) озарение;
д) логика.
7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
*б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
г) «знание — сила»;
д) «познай самого себя».
8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
*б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой;

д) являются иллюзией психики.
9. Декарт признавал существование:
а) одной субстанции — материи;
б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;
в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;
*г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
д) только фактов чувственного восприятия.
10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость;
*б) протяженность (распространенность);
в) вечность;
г) изменчивость;
д) энергия.
11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
*в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез;
д) диалектический метод.
12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
*а) картезианством;
б) сенсуализмом;
в) реализмом;
г) деизмом;
д) прагматизмом.
13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
а) логический;
б) эмпирический;
*в) геометрический;
г) семантический;
д) диалектический.
14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
а) внешняя причина;
б) множество конечных вещей;
*в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и информация.
15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
*в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;
д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
16. Философия природы Дж. Бруно— это:
а) деизм;
б) креационизм;
*в) пантеизм;
г) дуализм;
д) материализм.
17. В виде Левиафана рассматривал государство:
а) Спиноза;
*б) Гоббс;
в) Декарт;
г) Бэкон;
д) Николай Кузанский.
18. Согласно Локку, основой всякого познания является:
*а) ощущение;
б) идея;
в) мысль;
г) слово;
д) интуиция.
19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):
а) Спиноза;
*б) Локк;
в) Декарт;
г) Бэкон;
д) Николай Кузанский.
20. Философии Просвещения в целом присуще:
*а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;
б) исключительная религиозность;
в) теоцентризм;
г) исключительный интерес к проблемам познания.
21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:
а) Спиноза;
б) Локк;
*в) Ламетри;
г) Бэкон;
д) Николай Кузанский.
22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:
а) человек и бог;

б) бог и дьявол;
в) бог и пророк;
*г) мошенник и глупец.
23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
а) Спиноза;
*б) Дидро;
в) Ламетри;
г) Бэкон;
д) Николай Кузанский.
24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:
а) естественные;
*б) искусственные;
в) материальные;
г) духовные;
д) социальные.
25. Установите соответствие философа философскому направлению:
а в г1. эмпиризм; а) Бэкон;
б д2. рационализм; б) Декарт;
в) Локк;
г) Гоббс;
д) Спиноза.
26. Установите последовательность возникновения философских трудов:
1а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;
5б) «Об общественном договоре» Руссо;
2в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;
4г) «Этика» Спиноза;
3д) «Новая Атлантида» Бэкон.
27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
в1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;
д2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;
б3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;
г4. «Левиафан»; г) Гоббс;
а5. «Новая Атлантида»; д) Руссо.

Учение о человеческойприроде выполняет синтезирующие функции:в его рамках физические, природныесвойства человека сопоставляются икаким-либо образом связываются сдуховными, моральными качествами;индивидуальные желания и устремленияс социальными. Огромный вклад в разработкупроблемы природы человека внесли такиефилософы как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спинозаи Р. Декарт, рассматривавшие человекалишь как элемент природы, как неотъемлемуючасть природы.

Наборпризнаков, составляющих человеческуюприроду, выдвинутых философами Новоговремени:

1)Прежде всего – это физические, природныесвойствачеловеческого тела и человек рассматриваетсякак любое физическое тело природы.

2)Чувственныереакции идействия. Сюда включаются, так называемые,чувственные потребности. Затем выделяютсяте желания, которые коренятся вестественных потребностях, но у различныхфилософов они получают различныенаименования – это аффекты или «страстидуши».

3)Свойстворазумности.Это качество отличающее человека отживотных. Оно охватывает всю человеческуюжизнь и связано со всеми элементамичеловеческой природы.

4)Равенстволюдей отприроды и стремление к свободе. Здесьуже можно видеть, что размышление оприроде человека выходит за рамки логикиестественнонаучного рассуждения,которое строилось в ту эпоху на основефизики или механики и представляютсобой попытку ответить на весьма сложныевопросы развития человека в обществе.

5)Стремлениек самосохранению,к неприкосновенности и достоинствуличности, жизни и имущества илисобственности. Однако мы видим, чтоздесь совершается «скачок» к чистосоциальным проблемам. Рассматриваетсяи такое свойство человеческой природы,как стремление к общению с другимилюдьми, стремление к защите своейиндивидуальности и стремление к общемублагу.

6)Активность,которая связывается, прежде всего, сразумом, с познанием и самопознанием.

Для философовНового времени было характерным пониманиеприроды человека как вечной и неизменной,причем, зачастую, в эту природу онивключали и нравственные характеристики.Однако Дж. Локк настаивал на том, чтовсе нравственные качества человекприобретает лишь в процессе воспитания,т.е. в обществе, а рождается он с душойподобной чистому листу бумаги.

Проанализироваввсе эти параметры, мы можем сказать, чтофилософы Нового времени отстаиваютмысль о сущностной независимости отБога всех природных вещей и человека,как части природы. Это означает, чточеловек, как и все другие «вещи природы»несет в себе и только в себе собственнуюсущность. Нельзя искать «подлинную»сущность человека где-то вне человека.Здесь содержится стремление понятьчеловека в единстве и целостности, какприродное и как общественное существо,причем весьма однозначно высказываетсяи мысль о том, что человек есть продуктсреды. Благодаря идее об особом исамостоятельном индивиде, рождаласьдемократическая по своему характеругосударственно-правовая идеология.

Немецкая классическая философия

Нет человека, аесть лишь некоторая познавательнаяфункция.

И.Кант утверждаетдвойственную природу человека и мира.Как часть чувственного мира, мира природыявлений человек подчинен причиннойзакономерности, необходимости, а какноситель духовного начала он свободени примыкает к сверхъестественному,сверхчувственному миру свободы. Человеку И. Канта соединяет в себе два разныхмира.

УИ. Фихтеобъект рассматривается как нечтополностью воссоздаваемое субъектом.Для И. Фихте субъект или Я есть изначальнаядеятельность и чистая активностьсознания. Активно-творческое Я сначалаполагает себя, а уж затем для раскрытияи утверждения своей сущности полагает,творит все остальное. Мир предметовздесь не имеет значения сам по себе, аслужит лишь материалом для творчествасубъекта или Я, для его нравственно-практическойдеятельности. Таким образом, в центревнимания И. Фихте находятся лишьнравственно-волевые элементы сознания,и человек в его телесно-духовнойцелостности исчезает.

УГ. Гегеляна первом месте логико-рациональныемоменты сознания, а абсолютная идея –это самодовлеющая, объективная сила,которая порождает из себя не толькопринципы и нормы всего существующего,но и саму действительность. Отдельное,конкретное, личное, а тем самым и человек, становится преходящим моментом вабстрактно-логическом процессесамопознания идеи. Идеализм немецкойклассической философии – это философияабстрактного, чистого мышления и посути дела отвлекающаяся от реального,живого человека. И теперь мы имеем делос познающим субъектом, а не с живым,практически действующим в историческойдействительности человеком.

Возвращениек человеку в рамках немецкой классическойфилософии происходит в материализмеЛ. Фейербаха.В своем учении Л. Фейербах стремитсяутвердить самоценность и значимостьживого, конкретного индивида во всейполноте его чувственного и духовногобытия. Отвергая гегелевскую абстракциюабсолютной идеи, ее всевластие, онотстаивает права человека как конкретнойиндивидуальности, находящейся в живомобщении с другими людьми. Центральнымпунктом философии Л. Фейербаха становитсячеловеческий индивидуум, обладающийтелом и мыслящей головой, реальноепространственно-временное существо,которое только в качестве такового испособно созерцать и мыслить, т.е. налицостремление к преодолению дуализма душии тела. Но у Л. Фейербаха, рассматривавшегочеловека как часть природы, человек, посути, предстает лишь как биологическаяособь.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Вопросы для самоконтроля 1. Кому принадлежит и что означает тезис «Знание – сила»? Это выражение принадлежит знаменитому английскому философу Фрэнсису Бэкону (1561-1626).Знание – сила, потому что в знание есть полезная информация, позволяющая выигрывать на жизненном пути знание помогает человеку решить проблему. 2. Назовите основные черты философии эпохи Нового времени. • Эмпиризм • Рационализм • Высокая роль науки • Социальный оптимизм 3. Какому философскому направлению принадлежит высказывание «Ничего нет в разуме, чего ранее не было в чувствах»? Это высказывание принадлежит направлению в теории познания 4. Над какими проблемами размышляли философы эпохи Нового времени? XVII век, заложивший фундамент нового, капиталистического общества, поставил в ряд важнейших и проблему его организации, места человека в нем. Философия обращается к проблемам государственного устройства, человеческой природы, прав и свобод человека. Складывается новое «юридическое» мировоззрение. 5. Каковы причины вступления людей в общественный договор в учениях Т. Гоббса и Дж. Локка? Люди пытались искать согласие друг с другом в целях обеспечения безопасности общества. Люди, в конце концов, приходят к необходимости заключения договора, по которому добровольно подчиняют себя общей власти, будь она в лице одного человека и собрания лиц. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство.