Флаг Андрея Первозванного

Флаг представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, образующими Андреевский крест.

Андреевский флаг — появился 11 декабря 1699 года. кормовой флаг российского военно-морского флота (1720—1917 гг.), военно-морской флаг Российской Федерации (с 1992 г.), знамя военно-морского флота Вооружённых сил РФ (с 2001 г.).

Один из эскизов флага, начертанный рукой царя Петра I

Святого Андрея Первозванного считают одним из небесных покровителей России, и царь Петр I считал его также своим божественным покровителем. 11 декабря 1699 года Петр официально включил Андреевский флаг в число символов Российского флота. В 1720 г. флаг приобрел современный вид, закрепленный в первом в России Корабельном уставе: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

С этого момента и вплоть до 1917 г. Андреевский флаг был главным и единственным флагом российского флота. За это время на флоте сложилась особая традиция почитания флага. Словами «С нами Бог и Андреевский флаг» командиры кораблей напутствовали свои экипажи перед боем. Кроме того, петровский Корабельный устав предписывал защищать флаг до последнего — за всю историю российского флота добровольно его спустили лишь дважды.

После революции 1917 г. Андреевский флаг перестал быть военно-морским флагом России. Для ВМФ СССР была разработана другая символика. В 1924 г. последние флаги на русских кораблях Белого флота были спущены в портах Северной Африки. На гюйсе ВМФ СССР Андреевский крест сохранялся до 1932-го года.

В 1992 г. правительство Российской Федерации постановило возвратить Военно-морскому флоту России Андреевский флаг вместо флага ВМФ СССР. С 2000 г. Андреевский флаг стал также знаменем ВМФ Российской Федерации.

Примечания

  1. фрегат «Рафаил» во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов и эскадра адмирала Небогатова после Цусимского сражения.

Источники информации

  • Сайт «Государственная символика»
  • Большая иллюстрированная энциклопедия, в 32 томах. — Аргументы и факты, 2010.

С причала рыбачил апостол Андрей,

А Спаситель ходил по воде.

И Андрей доставал из воды пескарей,

А Спаситель – погибших людей…

Слова этой песни группы Nautilus Pompilius знакомы большинству людей среднего возраста. Однако далеко не все знают, что евангельская история имеет мало общего с сюжетом песни. Не будем слишком строги к её авторам. Подобные поэтические вольности нередко приводили и приводят наших современников к прочтению Священного Писания, а в итоге и к воцерковлению. И именно этот путь проделал автор музыки и исполнитель этой песни Вячеслав Бутусов.

Так что же мы знаем об апостоле Андрее Первозванном из Священного Писания – Евангелия и Деяний святых апостолов? Не так уж и много. Если суммировать эти знания с принятым Церковью житийным преданием, то нам открывается следующее. Апостол Андрей был рыбаком из галилейской Вифсаиды. Именно он самым первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему и своего родного брата Симона – будущего первоверховного апостола Петра.

Ещё совсем юным будущий апостол последовал за святым Иоанном Крестителем, который и указал своим ученикам на Спасителя: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грехи мира». Также из Евангелия известно, что именно апостол Андрей беседовал с Господом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а кроме того, вместе с апостолом Филиппом привёл ко Спасителю эллинов.

К слову, само имя Андрей – не древнееврейского, а греческого происхождения и в переводе значит «мужественный». Этому есть простое объяснение: галилеяне славились своим миролюбием и гостеприимностью. А потому в их краях всегда жило немало греков, чьи имена перенимали и коренные жители Галилеи. Более того, многие иудеи того времени были весьма эллинизированы, проникнуты «эллинской премудростью».

Известно, что 12 апостолов разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. И именно Андрею Первозванному по жребию выпали обширные территории к северу от Святой земли, в том числе пределы Чёрного моря. В своём служении апостол Андрей претерпел немало жестоких гонений от язычников, но, согласно Житию, подкрепляемый силой своей веры, «с услаждением» перенёс все скорби и страдания, бедствия и пытки.

Также, по преданию, Андрей Первозванный первым из христианских проповедников посетил земли будущего Константинополя и даже будущей Руси от киевских до новгородских пределов. И в том числе именно поэтому во все времена своей истории русские православные христиане особенно глубоко почитали апостола Андрея. Святого, благословившего наши земли, который на холмах будущего Киева водрузил Святой Крест со словами, приведёнными ещё Нестором Летописцем в «Повести временных лет»:

Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог воздвигнути имать…

И неслучайно один из самых известных киевских храмов, ныне, к сожалению, захваченный украинскими раскольниками-националистами, посвящён Андрею Первозванному. Несмотря на то, что подобные сектанты были бы рады считать, что Христос пришёл в наш мир, был распят и воскрес именно ради «украинцев», андреевские храмы и сегодня объединяют всё пространство Святой Руси: от Севастополя до Валаама и Соловков и от Калининграда до Приморского края.

Апостол Андрей Первозванный. Православный календарь на 13 декабря

Патриаршее служение в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Торжественная встреча Креста апостола Андрея Первозванного. Фото: http://patriarchia.ru

И в этом смысле особую значимость приобретают слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесённые два года назад в ходе торжественной встречи в Санкт-Петербурге величайшей святыни, Андреевского креста, на котором около 70 года от Рождества Христова был распят апостол Андрей:

Апостол Андрей считался покровителем всей Руси, и неслучайно династия Романовых в лице государя императора Петра I избирает апостола Андрея своим покровителем. В честь него создаётся высший государственный орден – орден Андрея Первозванного, и под молитвенной сенью этого великого апостола и просветителя земли нашей протекало историческое бытие народа и Церкви Русской…

В действительности, почитание святых апостолов, получивших в день Пятидесятницы дар говорить на разных языках, а соответственно – просвещать все народы мира, в корне противоречит узкому национализму. Но ничуть не противоречит настоящему патриотизму, ведь те же апостолы с большим уважением относились к людям различных традиций, умея быть «с эллинами – как эллины, с иудеями – как иудеи».

И когда наши либеральные христиане, которых выдающийся мыслитель-консерватор Константин Леонтьев метко прозвал «розовыми христианами», оправдывая свои космополитические и русофобские воззрения, настаивают на том, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея», в этом несложно определить лукавство. Ведь полностью эта апостольская фраза звучит так: «Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе». Думаю, доказательств того, что в нашей земной жизни существуют и мужской, и женский пол – не требуется.

А потому у русских православных людей нет ни малейшего сомнения в том, что святой апостол Андрей, благословивший земли Святой Руси, и сегодня является их Небесным покровителем. И именно поэтому Андреевский крест на протяжении многих лет является символом русского Военно-морского флота. А совсем недавно, в октябре 2015 года, икона с частицей мощей Андрея Первозванного на большом десантном корабле Черноморского флота России «Новочеркасск» была доставлена в Севастополь. В дар самому русскому городу на Земле от наших православных братьев из греческого города Патры, места распятия и погребения святого апостола, принёсшего свет Православия на землю нашу.

СПРАВОЧНО

В Российской империи имя апостола Андрея носил первый в истории страны наградной орден, который был учреждён Петром I в 1698 году и присуждался «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям». До 1714 года – единственный орден, а вплоть до 1917 года – высшая награда Российской Империи. В 1998 году орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации. Поскольку точная дата учреждения знака отличия неизвестна, День ордена Андрея Первозванного отмечается в день памяти святого, чьё имя он носит – 13 декабря.

Кроме того, флаг с Андреевским крестом, благодаря опять же Петру I, стал главным корабельным кормовым флагом всего российского флота. Апостол Андрей был братом апостола Петра, и царь Пётр I считал его также своим небесным покровителем. В Евангелии указано, что Андрей был простым рыбаком, однако, по ряду преданий, он имел молитвенную силу усмирять бушующее море и воскрешать умерших, в частности утопленников. Житие рассказывает об этом так:

В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.

Чудеса и проповеди святого апостола в языческих Патрах не могли оставить равнодушными власти, враждебно настроенные к христианству. Около 70 года апостол принял мученичество и был распят. На косом кресте, так как он счёл себя недостойным быть распятым в точности как Спаситель. С тех пор косой крест зовётся Андреевским.

Явление такого креста в небе считается благим предзнаменованием у мореплавателей и на военном флоте – символом грядущей победы. Именно поэтому Андреевский крест стал основой для государственных и флотских флагов, в частности, Шотландии и Великобритании.

Россия также взяла эту добрую традицию. Первый флаг с Андреевским крестом, занимающим всё полотнище флага, появился впервые в 1710–1712 годах, в 1720 году подтверждён Уставом. Эскиз полотна был создан лично императором. При подготовке Устава Пётр I дал такое описание флага: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В советский период от Андреевского флага пытались отказаться, но в 1992 году он окончательно вернулся во флот и используется по сей день.

Имя Андрея Первозванного также носил эскадренный броненосец, линейный корабль российского флота, спущенный на воду в 1906 году. Первым командиром «Андрея Первозванного» стал легендарный русский капитан Всеволод Руднев. Броненосец участвовал в Первой мировой войне, в подавлении восстания в Кронштадте, а в 1919 году был подбит во время атаки Британии на Красный флот.

Символично, что относительно недавно в канун праздника св. Андрея Первозванного на главной базе Черноморского флота России, в Севастополе, были подняты Андреевские флаги на новейших малых ракетных кораблях (МРК) «Зелёный дол» и «Серпухов» проекта 21631. Корабли, вооружённые ударным комплексом крылатых ракет «Калибр-НК», вошли в состав боеготовых сил ЧФ. Церемония прошла рядом с мысом Херсонес, где, по преданию, высадился и проповедовал Андрей Первозванный в ходе своего путешествия по землям будущей Святой Руси.

Свв. Евфимий Великий, прп. Инна, Пинна и Римма, мч. Менологий Византия. Греция; XIV в.

История русских святых мучеников, проливших свою кровь за Христа, начинается еще во времена апостольские – в те времена, когда крестить наших предков шел с проповедью о спасении святой апостол Андрей. Первыми русскими святыми мучениками являются его ученики Инна, Пинна и Римма (I век), родом из северной земли Великой Скифии, то есть ильменьские славяне-русы. Память их отмечается Русской Православной Церковью 20 января / 2 февраля.

Инна, Пинна, Римма были крещены апостолом Андреем, рукоположены в священники и направлены для укрепления веры и утверждения благочестия среди греков и инородцев, проживающих в Босфорском царстве. По пути в Таврию они везде проповедовали христианскую веру и крестили народ.

По приказу Херсонесского князя-язычника за христианскую проповедь они были схвачены и преданы страшной казни.
В западной церковной агиографической традиции сохранилось свидетельство в «Асta Sanctorum» Иакова Ворагинского об их мученической кончине:
«Да обретут тепло чистейшие, как хрусталь, ратоборцы хлада Инна, Пинна, Римма. Они претерпели мученичество в некоей северной провинции, где были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым и твердым бревнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твердую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии»


Миниатюра минология Василия II

Так святые предали свои праведные души Богу, сохранив залог веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, прославив Его своим мученическим подвигом. Христиане тайно погребли тела угодников Божиих.
Когда в городе наступило благоприятное время для христиан, епископ Гедца, управляющий местной епархией, обрел святые мощи и положил их в раке соборного храма города. Спустя семь лет мученики явились епископу и повелели ему перенести их святые мощи в «сухую пристань» – место, именуемое Аликс (ныне это место называется Алушта).


Часовня в честь святых мучеников Инны, Риммы и Пинны в Алуште

В архиве Симферополя сохранился документ под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии»: «Прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах литургии, вечерни и утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это – очень древние мученики». Этот документ подписан 30 октября 1950 года святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским.
Святые мученики Инна, Пинна и Римма – это первый священный дар, первый плод веры наших далеких предков, который они принесли в знак своей веры и любви к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, открыв своим первомученическим подвигом начало собрания драгоценной духовной сокровищницы – великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших.

Полностью текст исследования Жития святых, проведенного Н. Солнцевым, можно прочесть

Биография Апостола Андрея Первозванного

Апостол Андрей Первозванный – один из апостолов Иисуса Христа. Свое прозвище Первозванный Андрей получил из-за того, что стал самым первым призванным учеником Христа.
Происхождение, юные годы
Родился в начале I века нашей эры в Вифсаиде, небольшом городке, стоящем на севере Галилейского озера. Андрей – родной брат апостола Петра (изначально его звали Симоном). Их отца звали Ионой. До того, как стать учеником Иисуса, Андрей был рыбаком, также, как и его брат.
Детство Андрей и Петр провели в родной Вифсаиде. Став взрослыми, они перебрались в Капернаум, оборудовали себе собственный дом и всерьез занялись рыбалкой, обеспечивая себя.
О том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу, Андрей стал подумывать еще в юности. Будучи совсем молодым, он наотрез отказался искать себе жену, решив сохранить целомудрие во имя высокой цели. Как только до Андрея дошли слухи о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) призывает народ к искреннему покаянию и уверяет, что скоро их посетит Мессия, Андрей бросил дом, бросил рыбалку и немедленно отправила к реке. Вскоре он стал самым преданным и самым близким учеником Иоанна.
Евангелия
Андрей Первозванный упоминается в Евангелии от Марка, в Евангелии от Луки, в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Иоанна, а также в «Деяниях святых апостолов».
В Евангелии от Матфея и от Марка сказано, что призвание Андрея и его брата Петра произошло одновременно недалеко от Галилейского озера. В Евангелии от Иоанна же утверждается, что призвание Андрея случилось возле Иордана сразу же после крещения Иисуса Христа. В этом же жизнеописании сказано, что изначально Андрей был учеником Иоанна Крестителя. В Евангелии от Иоанна Андрей фигурирует дважды: в время разговора с Иисусом о рыбе и хлебе перед тем, как пять тысяч людей были волшебным образом накормлены, и во время проведения к Христу Еллинов в компании с апостолом Филиппом.
Историкам известны еще два текста об Андрее: апокрифический текст «Деяния Андрея», созданный приблизительно в III веке, а также Евангелие от Андрея, которое было отклонено Геласием I и впоследствии безвозвратно утеряно.
Встреча Андрея Первозванного и Иисуса Христа
Евангелисты Иоанн и Матфей по-разному описывали момент встречи Андрея и Иисуса. В Евангелии от Матфея сказано, что Христос обнаружил Андрея и Петра, когда те ловили рыбу в Генисаретском озере. Иисус велел братьям следовать за ним. Мужчины послушались его и побросали свои сети. Иоанн же утверждает, что Петр увидел Иисуса Христа, когда Иоанн Креститель, указав на него рукой, крикнул, что, мол, вот идет наш спаситель. Услышав эти слова, Андрей оставил Иоанна Крестителя и последовал за Иисусом. Чуть позже Андрей отыскал своего брата и привел его к Христу.
Андрей Первозванный был очень близок с Иисусом. Андрею и еще трем апостолам Иисус открыл судьбы мира. Удостоившись такой небывалой чести, Андрей Первозванный стал еще более преданно служить Христу. Он шел за ним по пятам и всегда был рядом с ним до самого последнего его дня на земле. Как утверждают евангелисты, именно апостол Андрей был очевидцем Воскресения и Вознесения Христова. Спустя пятьдесят дней после Воскресения Иисуса Христа (в религии этот день именуется Пятидесятницей) на территории Иерусалима произошло настоящее чудо – Святой Дух в образе языков пламени сошел с небес и охватил апостолов, после чего те не только остались живы, но и стали обладать даром исцеления, даром пророчества и умением свободно изъясняться на всех языках.
Учение Христа из уст Андрея Первозванного
После того, как апостолы были наделены нечеловеческой силой для привлечения языческого народа к учению Христа, они решили поделить между собой страны с помощью жребия. Апостолу Андрею Первозданному достались земли Вифинии, Пропонтиды, Фракии, Македонии, Скифии, Фессалии, Эллады, Ахайи и еще несколько городов. Храбрый Андрей Первозванный обошел все эти места, неся свою проповедь и призывая людей обратиться к Богу. Практически везде люди встречали его недовольством, его гнали из городов, Андрею пришлось стерпеть немало унижений, оскорблений и даже жестоких пыток, однако искренняя вера помогала ему стойко переносить все лишения.
Чудеса
Андрей Первозванный, обладая даром воскрешения умерших, не раз демонстрировал свою способность прилюдно, доказывая людям свое право на слово Божье. Так, историки выделяют несколько ярких случаев чудесного воскрешения апостолом Андреем мертвых:
1. Город Амасеев. Некий Деметрий попросил Андрея помочь вернуть ему сына Египития, скончавшегося от лихорадки. Апостол выполнил просьбу и мальчик ожил.
2. Город Никомидия. Местные жители хоронили мальчика, разорванного собаками буквально на лоскуты. Апостол Андрей Первозванный смог воскресить несчастного и подарить ему жизнь.
3. Город Фессалоники. На виду жителей города Андрей вернул к жизни ребенка, умершего от удушения. Там же он воскресил еще одного маленького мальчика, который умер от укуса ядовитой змеи.
4. Город Патры. Андрей воскресил выброшенного на берег утопленника, который впоследствии оказался сыном Сострата, жителя Македонии, затонувшего на корабле. Сострат, увидев, какое чудо сотворил апостол, попросил его воскресить его друзей и слуг, которые тоже были на корабле. Андрей Первозванный принялся читать молитву и вскоре из моря выбросило еще почти сорок человек. Апостол указал сложить тела в одно место и воскресил их всех одним разом.
5. Город Синоп. Местная жительница нашла в яме тело своего мужа. Убитая горем, она обратилась за помощью к Андрею. Тот вернул мужчину к жизни.
Кончина
Конечно, несмотря на чудеса и уверенность Андрея с своей правоте, на его пути встречались и те, кто считал его обманщиком и глупцом. Так и случилось в городе Патры примерно в 70-м году I века. Местный правитель по имени Эгеат приказал своим слугам поймать Андрея Первозванного и распять его на кресте. Апостол Андрей не испугался ожидавшей его участи, а, напротив, был рад тому, что ему предстоит принять смерть во имя Иисуса Христа, своего спасителя. Он даже сам выбрал для себя крест – немного скошенный, так как апостол не считал себя достойным умирать на таком же кресте, что и Иисус. Тогда разгневанный Эгеат придумал, как можно наказать Андрея. Он приказал не прибивать его руки и ноги к кресту, а просто привязать их веревками. Так, подумал Эгеат, апостол будет погибать очень долго, испытывая страшные муки. Но даже это не отвернуло Андрея Первозванного от своего долга. Два дня он проповедовал прямо с креста. Люди слушали его, внимали его словам и в итоге дружно потребовали прекратить казнь и освободить апостола. Эгеат, испугавшись, что народ может свергнуть его, поспешил удовлетворить их просьбу, однако у него ничего не вышло. Андрей Первозванный так сильно хотел погибнуть ради Христа, что веревки ни в какую не хотели развязываться. В итоге Эгеат оставил попытки совладать с Андреем.
В момент смерти Андрея Первозванного крест озарился ярчайшим сиянием. Через много лет на месте гибели самого верного апостола Христа забил источник с чистейшей водой.