Формирование нравственной личности

Психолого-педагогические аспекты воспитательной и правовой работы

УДК 159.9:005

НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Л. Н. Антилогова

Рассматривается современное состояние проблемы нравственного становления личности в процессе образования. У значительной части молодых людей наблюдается низкий уровень нравственных качеств и неспособность дать адекватную оценку своему поведению и действиям окружающих.

Ключевые слова: нравственность, духовность, нравственное сознание, нравственное воспитание, нравственное становление, нравственный идеал.

Проблема нравственного становления личности, всегда остро стоящая перед обществом, в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с противоречивостью, неустойчивостью и большим многообразием ценностных ориентаций и установок в социальной жизни страны. На фоне переосмысления прошлого у людей возникает состояние когнитивного диссонанса в связи с несоответствием сложившихся в их сознании представлений и ожиданий с реальным изменением социальной действительности.

Начало XXI в. знаменуется социально-экономическими изменениями, поражающими масштабностью, драматизмом и непредсказуемостью, приводящими к смещению нравственных представлений молодежи, вплоть до оправдания вседозволенности и эгоизма. В молодежной среде получают распространение всевозможного рода объединения асоциальной направленности, представители которых считают, что проявление мужества и храбрости заключается в нарушении правовых и нравственных норм, в унижении и издевательстве над немощными или не похожими на них людьми. Отсюда возросло число убийств изощренными способами, издевательства над жертвой стали нередкими даже среди подростков, возникло даже понятие подростковой стаи. Особо поражают садистские действия в отношении к личности со стороны тех, кто прежде всего эту личность должен защищать, т. е. тех, кто призван стоять на страже закона, и это также чаще всего молодые люди.

Одним из способов преодоления подобных негативных процессов является возрождение духовности человека. Осознание необходимости нравственного возрождения личности, позволяющего ей активно, творчески

включиться в общественную жизнь, должно стать важнейшим фактором обновления общества. Без сформи-рованности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни правильное взаимодействие человека с миром, ни само подлинное развитие человека.

Интенсивное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит процесс социализации современного подрастающего поколения. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет, на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что оказывает разнонаправленное воздействие на физическое, личностное и социальное здоровье личности. Задачей современного воспитания является выработка оптимальной стратегии преодоления нравственной и духовной разобщенности молодежи в кризисном обществе. Это требует перехода к истинно гуманистическому воспитанию, выдвигающему на первый план идеи и ценностные ориентиры, пронизанные уважением к личности.

Согласно такому подходу подлинная цель образования состоит не только в развитии интеллектуальной и познавательной сфер человека, но в формировании его нравственной сферы. Современное общество отошло от идеалов образования прошлого, когда духовнонравственное воспитание было приоритетным, а овладение знаниями содействовало этому. Многие мыслители прошлого видели смысл образования в том, чтобы научить человека делать в своей жизни умное и доброе. Классики философии и педагогики особо выделяли приоритетность духовно-нравственного воспитания личности (И. А. Ильин, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский). В свое время А. Маслоу очень точно подметил, что каждый век имел свой идеал — святого, героя, джентльмена, рыцаря, мистика. А то, что предложили мы — хорошо приспособленный человек без проблем — это очень бледная и сомнительная замена.

Духовность, нравственность человека, его духовная и нравственная культура — далеко не новая проблема.

В научной литературе накоплен теоретический и эмпирический материал, где красной нитью проходит мысль о необходимости развития духовности, нравственности, духовной и нравственной культуры личности, которая включает в себя всё ценное в жизнедеятельности индивида или социальной общности.

Стержневой основой личности является ее нравственное сознание, которое, с одной стороны, будучи частью общественного сознания, обладает всеми его общими признаками и особенностями, а с другой — непосредственным образом выявляет сущность человека, выступает как наиболее широкая по своим содержательно-ценностным ориентациям форма сознания, отражающая весь чувственно воспринимаемый мир, в его человеческом значении.

Нравственное сознание, как осознание социального бытия, осмысления человеком действительности, представляет собой особый род его знаний о мире. Во-первых, это осознание индивидом его человеческой значимости, ценности; во-вторых, это отношение личности к воспринимаемому; в-третьих, особая обратная направленность на человека самого знания1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, существенной особенностью нравственного сознания является то, что оно выступает не только как знание, но и как констатация направленности, как отношение, не исчерпывающееся рациональнологическим отношением. Определяя поступок или поведение человека как нравственные или безнравственные, мы выражаем не только свое знание о возможности отнесения этих феноменов к сфере нравственного, но и наше отношение к ним.

Данные, полученные нами в ходе опроса студентов вузов Омска, показали, что у значительной части молодых людей наблюдается низкий уровень нравственных знаний, отмечается неспособность дать адекватную оценку своему поведению и действиям окружающих. У трети опрошенных были неверные представления о моральных нормах поведения, ответы около 2% студентов отличались ярко выраженной агрессивностью, готовностью сознательно вступить в конфликт с окружающими. При градации отдельных качеств личности к нравственно отрицательным качествам не только первокурсники, но и студенты выпускных курсов отнесли стыдливость, застенчивость, а к положительным — хитрость, изворотливость, умение постоять за себя любым способом, вплоть до физической расправы с обидчиком.

Настораживает в целом то, что взросление физическое у молодежи значительно опережает взросление нравственное. Это проявляется в неумении оперировать этическими понятиями, соотносить их со своим поведением, отношениями и оценками. Несомненно, что формированию таких нравственных представлений у молодых людей способствуют внешние обстоятельства: в обществе резко снизился престиж морали и нравственности. Массовая культура, распространяющая насилие, цинизм, культ наживы, сексуальную распущенность и порнографию, бездуховный образ жизни, приводит к девальвации таких понятий, как гражданствен-

ность, честь, долг, ответственность, доброта, сострадание, уважение к людям. Невозможно отрицать, что все эти явления есть прямой результат тех социальных перемен, которые произошли в нашем обществе в последние несколько лет.

Осуществляя процесс нравственного формирования личности, очень важно опираться на знание психологии, представлять себе и использовать психологические механизмы, лежащие в основе тех или иных привычек, потребностей, мотивов и установок, определяющих в совокупности систему ценностных ориентаций личности.

Следует иметь в виду, что основные навыки и представления человека формируются к 12-15 годам, поэтому при формировании нравственного сознания важно не упустить это время.

Уровень сформированности нравственного сознания определяет позиции, мотивы, установки, поведение человека на основе существующих в обществе моральных норм. Итогом формирования нравственного сознания является нравственный идеал. В зависимости от того, каков нравственный идеал личности, зависит и избираемый этой личностью образ жизни.

Важное место в этой работе занимает нравственное воспитание, которое предстает прежде всего как формирование определенной системы ориентаций человека в жизни. Нравственное воспитание как комплекс сознательных, целеустремленных воздействий, задачей которых является формирование гармонически цельной личности, предполагает «определенный состав необходимых и достаточных компонентов: нравственную направленность, ядром которой является система доминирующих нравственных потребностей и мотивов, нравственные возможности и способности с ведущей способностью к нравственной деятельности и нравственному поведении; систему нравственных качеств» 2. Под нравственными качествами личности подразумевается уровень ее нравственного сознания, чувств и поведения, в основе которых лежит знание нравственных норм, принципов, правил поведения, наличие нравственных убеждений той или иной степени прочности, готовности и умения поступать в соответствии с ними, реализующиеся в моральных привычках и потребностях.

При правильном формировании нравственного сознания посредством воспитания воздействия осуществляются не только через эмоциональную, но и рациональную сферу, через апелляцию к убеждениям. Таким путем происходит усвоение основных этических понятий, определение их места в структуре нравственного сознания. Знание основных этических понятий помогает формированию способности ориентироваться в системе ценностей и их иерархии, что становится основой возможности нравственного выбора и определяет характер поведения человека.

Организация воспитательной деятельности предполагает выявление в человеке всех его возможностей и способностей, создает условия для их развития. Но воспитание не означает манипулирование сознанием, подразумевающее не целостное развитие, а создание «удоб-

ного человека», поведение которого формируется системой поощрений и наказаний, устанавливаемых обществом, преследующим прежде всего свою выгоду. Воспитание отличается от манипулирования тем, что имеет своей целью перевод воспитательного воздействия в режим самовоспитания, побуждающего человека к самостоятельному и постоянному нравственному самосовершенствованию, саморазвитию. «Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, это и есть… настоящее воспитание», — писал В. А. Сухомлинский3.

Иными словами, воспитание нельзя понимать лишь как комплекс внешних воздействий, которыми можно было бы перестроить столь сложную систему, как человек, его внутренний мир, совокупность его взглядов, представлений, ценностей, идеалов. Эта система имеет внутренние закономерности функционирования и развития, которые нельзя не учитывать, ее невозможно перестроить исключительно внешним воздействием, нужен механизм переконструирования, который действовал бы в ней по ее собственным законам.

Таким образом, нравственное становление личности — это формирование ее нравственного сознания, определяющего действия и поступки человека.

1Нравственное сознание и изменение в условиях обновления общественной жизни. М., 1998. С. 53.

2АплетаевМ.Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. Омск, 1989. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 2010. С. 260.

УДК 34.03:347.426.46

МЕХАНИЗМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Е. В. Гиль

Обосновывается необходимость разработки эффективного механизма гражданско-правового регулирования отношений по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции. Автором проведен анализ стадий данного механизма, выделены соответствующие данным стадиям элементы, определено понятие механизма.

Ключевые слова: механизм гражданско-правового регулирования, вред жизни или здоровью, возмещение вреда, сотрудник полиции.

В настоящее время вопросы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников органов внутренних дел, регулируются в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. N° 805 1 (далее — Инструкция).

В ходе анализа данных о применении Инструкции, а также судебной практики, выявилась многогранность проблемных аспектов, связанных с недостаточностью правового регулирования в области возмещения вреда, причиненного сотрудникам органов внутренних дел.

Во многом проблемы обусловлены неоднозначностью в применении положений Инструкции в следующих случаях:

1)при определении степени утраты трудоспособности сотрудниками правоохранительных органов, а также лицами, уволенными со службы;

2)при разрешении вопросов об отнесении сотрудников к категориям, осуществляющим и не осуществляющим служебную деятельность, что имеет определенное значение для предоставления соответствующих гарантий и компенсаций;

3)при рассмотрении вопросов об определении источника выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба возникают ситуации, в которых не представляется возможным определить источник финансирования из-за того, что ОВД, являющийся последним местом службы пострадавшего, ликвидирован;

4)при принятии решения о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника членам его семьи, которая согласно Инструкции может быть произведена после определения круга лиц, имеющих на него право, в равных долях. Реализация данного права затруднена в случае отсутствия либо невозможности определения местонахождения хотя бы одного из выгодоприобретателей.

Сложности в применении Инструкции также связаны с отсутствием института индексации выплачиваемых денежных компенсаций, поскольку у органов внутренних дел нет полномочий на принятие решений о ее производстве в отсутствие соответствующего судебного постановления 2.

Все выявленные недостатки существующей системы компенсационных выплат сотрудникам полиции связаны, прежде всего, с отсутствием четкого механизма гражданско-правового регулирования отношений по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции Российской Федерации, что, в свою очередь, порождает все проблемы функционирования данного института.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н. Г. Александров, теоретические обобщения по данной проблеме были проведены Л. С. Явичем, а несколько позднее — В. М. Горшеневым. Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П. Е. Недбайло, А. С. Пиголкин, М. П. Лебедев, Н. И. Ма-тузов и ряд других ученых-юристов3.

Основополагающими трудами в разработке данного вопроса считаются работы С. С. Алексеева 4, и предложенная им конструкция в последующем не претерпела существенных изменений. В механизме правового регулирования С. С. Алексеев выделяет три основные элемента (правовые средства): 1) юридические нормы; 2) правовые отношения; 3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются акты применения права5.

Такое представление о структуре механизма правового регулирования широко распространено, но не является единственным. Так, А. В. Малько выделяет следующие основные элементы правового регулирования:



В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.

Ключевые слова: личность, детство, духовность, душевность, мораль, нравственное воспитание.

Введение. Период дошкольного детства — это сенситивный период для овладения морально-этическими нормами, где воспитание морально-духовных ценностей является базовым в воспитании личности и имеет определяющее влияние на жизнь в зрелом возрасте. Сегодня вопрос нравственного развития и нравственного воспитания является очень актуальным, поскольку наблюдается ухудшение общего морального состояния общества. Итак, существует потребность обратить внимание на нравственное развитие детей как будущих граждан.

Детство — это такой жизненный опыт, когда индивидуум, и как человек, и как личность, менее защищен от социального, психологического и физиологического насилия; это период овладения морально-этическими нормами дальнейшей, взрослой, жизни.

По нашему мнению, детство — это период рождения и становления духовных, этических, моральных и религиозных ценностей. Это основы становления гражданина и патриота своей страны.

Сегодня ученые разработали огромное количество форм и методов работы образовательно-воспитательных заведений с семьей, направленных на объединение усилий для достижения общей конечной цели: формирование высокодуховной личности.

Мы часто с легкостью употребляем слова духовный, душевный, моральный, не слишком задумываясь над содержанием каждого из них и даже часто подменяя одно понятие другим, рассматривая их как синонимы. Однако хоть эти понятия и тесно связаны, каждое из них имеет свою специфику, отличается от другого, характеризуется своим вектором.

Духовность — это самое ценное измерение бытия (внутреннего и внешнего в их единстве), его соотнесенность с абсолютными ценностями: вечностью, творчеством, свободой.

Какие же ценности нужно воспитывать в детстве? Прежде всего определимся с понятием «ценность». Ценностью может быть любой предмет или объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта, группы, коллектива, возрастного слоя, этноса. Нравственными ценностями являются нормативные представления о добре и зле, а также справедливость, честность, вежливость, чуткость, общечеловеческие идеалы, нормы, принципы.

Воспитывать у детей чувство любви, справедливости, правды, сострадания, милосердия как никогда актуально. Казалось бы, к этому стремятся педагоги, родители. Но результат далеко не всегда бывает удовлетворительным. Почему? Прежде всего заглянем в себя, как советует выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори, вспомним ее слова: «Если мы хотим нашим детям дать нравственное воспитание, то прежде всего следовало бы спросить у самих себя, действительно ли мы их любим и искренни в своем стремлении прививать им «нравственность»? Думаем, М. Монтессори понимала глубокий смысл понятий: любовь, послушание, вежливость, взаимопомощь, благодарность, уважение и т. д., и чувствовала большую ответственность за формирование этих качеств у детей.

Поскольку любовь, благотворительность, милосердие — это сферы проявления человеческого духа, следует стремиться к тому, чтобы дети могли проявлять эти качества повседневно.

Современные педагоги и родители в основном решили, что для духовного развития ребенка крайне важны и религиозные, и высоконравственные светские ценностные ориентиры, которые маленькими дольками закладывают мощную почву совершенной духовности завтрашнего взрослого человека.

Важно то, что такая личность активно использует их для преодоления не бытовых, а, прежде всего, смысложизненных проблем, которые выражаются для каждого человека в системе «вечных вопросов» человеческого существования. С другой стороны, иерархия духовных ценностей дает личности возможность существовать и действовать свободно, то есть сознательно, целенаправленно, руководствуясь собственными интересами.

Определяющими чертами морального облика воспитанного человека всегда считались доброта, щедрость, жертвенность, честность, справедливость, искренность, приветливость, почтительность, толерантность, внимательность, заботливость, умеренность, требовательность к себе и тому подобное. Воспитанный человек обязательно нравственен. Поэтому главная задача воспитания — обеспечить нравственное становление детей, в частности дошкольников. Мораль — это система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей. Это сфера субъективных представлений человека о добре и зле. Моралью также называют непосредственно человеческое поведение.

Нравственность — практическая сторона морали, в полной мере выражающаяся в поведении людей. Это способность творить добро не по внешнему принуждению, а благодаря внутреннему сознанию и доброй воле.

Нравственность включает следующие составляющие: нравственные чувства (идеалы, традиции, нормы, принципы), нравственные отношения, моральная деятельность и поведение.

Осуществлять воспитательное воздействие следует одновременно в двух параллельных направлениях. Первый условно назовем: обогащение общего нравственного опыта ребенка. Главная его цель — как можно глубже познать смысл и значение моральных требований — и таким образом установить для себя границы дозволенного. Второе направление воспитательного воздействия — обогащение опыта поведения ребенка в конкретных ситуациях нравственного выбора. Его задача — интегрировать отдельные достижения нравственного опыта дошкольников в реальные нравственные поступки в конкретных жизненных ситуациях.

Вывод. Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения является особенно актуальной и значимой, поскольку образ жизни современных людей, в том числе родителей, делает невозможным привлечение детей к истокам развития нравственности и усвоения морально-духовных ценностей и поступков. Нравственное воспитание является фундаментальным в общей системе воспитания личности ребенка.

Особенности и специфика нравственного воспитания детей обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей, поиском различных и эффективных методов и приемов образовательной работы для достижения главной цели — становления высокодуховной личности ребенка.

Литература:

  1. Психологические особенности развития детей 6–7 лет/Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера А. А. — М., 1988.
  2. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. — М., 2004.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации от 10 октября 2018 года воспитательная работа проводится по нескольким направлениям, одно из которых профессионально-нравственное воспитание.

Профессионально-нравственное воспитание развивает у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывает устойчивые навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

_SIN2470.JPG

Нравственное воспитание, формирование этически-духовного типа личности является приоритетным для системы органов внутренних дел. С одной стороны, органы внутренних дел действуют в первом эшелоне борьбы с преступностью, защищая жизнь, честь, достоинство, права и свободы, имущество граждан. С другой стороны, сотрудники органов внутренних дел самим характером труда подвергают риску своё здоровье и порой саму жизнь. Совершить же благородный, мужественный и тем более героический поступок без моральной составляющей невозможно. Нельзя также забывать, что от профессиональных действий сотрудников нередко зависит судьба других людей. Пожалуй, нигде профессиональные качества работника так не зависят от качеств моральных, как в органах внутренних дел.

Важной задачей нравственного воспитания личного состава института является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений, качеств, нравственных чувств и привычек.

Решение задач нравственного воспитания достигается при помощи определенной системы.

Под системой нравственного воспитания следует понимать совокупность задач, способов, методов, форм и средств воздействия субъекта воспитания на объект и критериев нравственности. Этому процессу, как правило, предшествует этап внесения в сознание сотрудников необходимых этических знаний, формирование у них представлений об основных категориях этики, нравственных нормах и принципах, о моральном идеале личности. Эту задачу решают этическое просвещение (агитация и пропаганда).

_SIN1258.JPG

_SIN0909.JPG

DK3A9465-4.jpg

В институте используются разнообразные формы распространения этических знаний: лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника, моральному идеалу, моральному фактору и моральному выбору, другим моральным проблемам.

Основными целями профессионально-нравственного воспитания, реализуемыми в Восточно-Сибирском институте МВД России является:

— Формирование у личного состава учебного заведения комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности.

— Достижение высокой степени мотивационной готовности личного состава института к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки; формирование и поддержание здорового, устойчивого морально-психологического состояния личного состава.

— Подготовка сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина.

_SIN7518.JPG

DK3A1235-65.jpg

Среди основных направлений совершенствования профессионально-нравственного воспитания личного состава института:

— Повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развития профессионально-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности за историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, объективности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности.

— Создание системы изучения со всеми категориями личного состава важнейших этических принципов, правил и норм службы в органах внутренних дел, формирования коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, их правовой культуры, практической готовности к профессионально-грамотному общению с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.

— Разработка специализированных планов нравственного воспитания для различных категорий курсантов и слушателей: первокурсников, курсантов 2-4 курсов, выпускников.

Важным направлением работы в рамках профессионально-нравственного воспитания является деятельность преподавателей-кураторов учебных групп.

Задачи профессионально-нравственного воспитания решается также путем вовлечения курсантов и слушателей в работу общественных формирований. В настоящее время в каждом служебно-боевом подразделении созданы и функционируют выборные органы курсантского и слушательского самоуправления: Советы курса, редакционные коллегии, культурно-массовые и спортивные сектора.

Также, в целях профессионально-нравственного воспитания, в институте используются следующие формы:

— Участие в городских, областных фестивалях и смотрах, конкурсах профессионального мастерства;

— Встречи и взаимодействие с сотрудниками практических органов, выпускниками института, достигшими высоких показателей в служебной деятельности, ветеранами института и органов внутренних дел;

_SIN7212.JPG

_SIN7763_-_kopiya.JPG

_SIN0692.JPG

— Профориентационная работа со школьниками и молодежью. Институт на постоянной основе оказывает помощь в обеспечении обучения учащихся МВД-классов средних общеобразовательных школ Иркутской области. Курсанты и слушатели регулярно выступают перед учащимися средних образовательных организаций с беседами об истории института, разъясняют порядок поступления в вуз, условия обучения и службы, проводят экскурсии для школьников в комнату истории института, участвуют в подготовке и проведении совместных культурно-массовых мероприятий, исторических и правовых олимпиад;

— Привлечение к работе по профессионально-нравственному воспитанию представителей традиционных религиозных конфессий.

Личный состав института широко вовлечен в шефскую работу над воспитанниками школ-интернатов и детских домов. Сотрудники, курсанты и слушатели института оказывают помощь в работе по профилактике беспризорности, социальной адаптации и психологической поддержке воспитанников.

_SIN1788.JPG

В системе профессионально-нравственного воспитания с переменным составом института активно используется принцип состязательности: проводятся смотры-конкурсы на лучшее подразделение, лучшую спальную комнату, конкурсы художественной самодеятельности и стенной печати, спортивные праздники.

Активное участие личный состав института принимает в Фестивале музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», заключительный гала-концерт победителей которого транслируется по телевидению на всю страну.

В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел и формирования позитивного общественного мнения о деятельности института проводятся внутренние этапы фотоконкурса МВД России «Открытый взгляд» и литературного конкурса МВД России «Доброе слово», победители которых направляются для участия в финальной части конкурсов.

В институте проводятся мероприятия профессионально-нравственной направленности в связи с празднованием государственных праздников и памятных дней истории страны и летописи МВД России. Они включают в себя организацию дней открытых дверей, посещение учащейся молодежью и школьниками Комнаты истории института, встречи с ветеранами, показательные выступления плац-парада института, концерты с художественной самодеятельности института.

_SIN7263.JPG

Одной из наиболее эффективных форм профессионально-нравственного воспитания является проведение торжественных ритуалов и церемоний (Присяги, выпуска, вручения знамени, празднования Дня сотрудника органов внутренних дел, Дня Победы и т.д.). Для ритуалов характерны устойчивость и преемственность, когда при изменении содержания продолжают сохраняться традиционные формы их проведения, как дань уважения предшествующим поколениям. Особую эмоциональность ритуалам придает использование государственной символики и торжественной атрибутики.

Личный состав традиционно принимает участие в ежегодных всероссийских, региональных и межрегиональных турнирах, спартакиадах, спортивных соревнованиях, посвященных памяти сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.

В институте стало доброй традицией проводить спортивно-оздоровительные мероприятия, посвященные памятным датам и историческим событиям, такие как: велопробег протяженностью 250 километров до поселка Аршан; восхождение на горные вершины и пики — самую высокую точку Восточной Сибири – Мунку-Сардык (3491 м.), пик Тальцинский (1806 м.), пик Черского (2090 м.); ночной лыжный переход от города Слюдянка до метеостанции «Хамар-Дабан» к памятнику сотрудникам ОВД, погибшим при выполнении служебного долга.

IMG_3851.JPG