Галилей и коперник

Все уже наверное в курсе этого заблуждения, но все же давай по порядку. Первым человеком, внесшим серьезный вклад в школьный учебник астрономии, был Николай Коперник. Он жил в XVI веке, часто глядел в небо и однажды понял, что Земля вертится вокруг Солнца. Умер он своей смертью в 70 лет, потому что не кричал на площадях: «Земля вертится, пацаны!» – а тихо выводил в блокнотике никому не понятные формулы.

А вот поэта и мистика Джордано Бруно, который был следующим, как раз сожгли. Из трудов Коперника он понял лишь, что Земля – мелкая планетка, каких во Вселенной множество, и эта идея хорошо легла на придуманное им религиозное учение. В 1584 году Бруно начал гастролировать по городам с проповедями, и его сожгли за еретизм через 16 лет.

Галилей был третьим.

Молодой флорентиец Галилео Галилей, учившийся в Пизанском университете, обратил на себя внимание профессоров не только умными рассуждениями, но и оригинальными изобретениями. Увы, одаренного студента отчислили с третьего курса — у отца не было денег на его учебу. Но у юноши нашелся покровитель, богач маркиз Гвидобальдо дель Мойте, увлекавшийся науками. Он поддержал 22-летнего Галилея. Благодаря маркизу в мир вошел человек, который проявил свой гений в математике, физике, астрономии. Еще при жизни его сравнивали с Архимедом. Он первым заявил, что Вселенная бесконечна.

Бесспорно, такой одаренный молодой человек и без маркиза пробился бы в жизни. Галилео обладал настойчивым характером, умел отстаивать свое мнение и не боялся опровергать общепризнанные авторитеты. В своем даровании он был универсален — самозабвенно любил музыку, унаследовав способности от отца, известного флорентийского композитора, проявил себя литератором, поэтом, овладел медицинскими навыками. Но, познакомившись с физикой, математикой и астрономией, понял, что его путь — наука.

Его первый трактат «О движении» всколыхнул ученый мир того времени. В нем Галилей доказал, что свободное падение разных тел происходит с одинаковым ускорением. И это ускорение не зависит от веса падающего тела. Его вывод противоречил представлениям аристотелевской, схоластической физики, но Галилей доказал это экспериментальным путем. Рассказывают, что он забирался на Пизанскую башню и с верхнего этажа сбрасывал чугунные шары разного веса…

Галилео Галилей родился в Пизе, но детство и юность его прошли во Флоренции. Вначале он учился в монастыре Валломброза, хотел стать священником, изучал труды церкви. Но отец, обнаруживший в нем большие способности, был против и отправил его в университет Пизы для изучения медицины. Именнов университете Галилей, отличавшийся необыкновенной любознательностью, стал посещать лекции по геометрии. Среди преподавателей он быстро завоевал репутацию спорщика, который высказывал собственное мнение по различным научным вопросам.

В 1592 году Галилею предложили кафедру математики в Падунском университете, руководителем которой он оставался 18 лет. Это был наиболее продуктивный период его преподавательской и научной деятельности. Тогда он открыл закон инерции, согласно которому тело находится в состоянии покоя, если на него не действуют никакие силы. И оно может двигаться прямолинейно и равномерно сколько угодно времени под действием внешней силы, если на него не воздействуют другие силы. Узнав, что в Голландии появилась увеличительная труба, с помощью которой можно наблюдать звезды на небе, он изготовил телескоп с 32-кратным увеличением. Он одним из первых обнаружил на Луне кратеры, горные хребты, разглядел на Солнце пятна. Свои наблюдения он изложил в книге «Звездный вестник «, которая вышла в 1610 году.

Наблюдая за небесными светилами, Галилей, как и Коперник, пришел к гелиоцентрической системе, убедился в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Но этот научно доказанный взгляд противоречил догматам церкви. Галилео был католиком, верующим, он не собирался отказываться от идеи Бога, но не мог и не сказать об очевидном, и законы физики подтверждали его наблюдения.

Галилей перед Святым Судилищем. Художник Ж. -Н. Робер-Флёри. 1847 г.

Эта его позиция возмутила церковников. На Галилея поступил донос, где его обвинили в ереси. В 1615 году он отправился в Рим для оправданий перед инквизицией. Сочинения Коперника тогда были уже занесены в список запрещенных. Галилею пришлось очень осторожно говорить о своих научных открытиях. Его предупредили и отпустили . А в 1633 году состоялся знаменитый процесс, на котором ему пришлось публично покаяться и отказаться от своих «заблуждений». По легенде, Галилей уже после приговора произнес ставшую знаменитой фразу: «А все-таки она вертится».

Оказавшись узником инквизиции, он 8 лет уединенно жил в Риме, затем под Флоренцией. Ему запретили публиковать свои работы, производить эксперименты. Но несмотря на все ограничения, запреты и начавшуюся слепоту, Галилей продолжал работать. Он полностью ослеп в 1637 году и через 5 лет умер в заточении. Его прах через сто лет был перенесен во Флоренцию и захоронен рядом с Микеланджело.

В 1992 году Папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

Судя по свидетельствам друзей и письмам самого Галилея, его взгляды после показного покаяния не изменились, он по-прежнему был убеждён во вращении Земли. Однако не существует доказательств того, что Галилей говорил данную фразу. Биография Галилея, написанная в 1655–1656 гг. его учеником и последователем Винченцо Вивиани, не содержит никаких упоминаний этой фразы.

Впервые в печати эти слова были приписаны Галилею в 1757 году (то есть через 124 года после его отречения) итальянским журналистом Джузеппе Баретти в его книге The Italian Library. Миф стал широко известен в 1761 году, после перевода книги Баретти на французский. В частности, в книге Querelles Litteraires («Литературные распри»), вышедшей в Париже в 1761 г., Огюапен Симон Трэл написал: «уверяют, что Галилей, отпущенный уже на свободу, мучимый угрызениями совести, однажды всё-таки сказал, топнув ногой: «А всё-таки она вертится!», — имея в виду Землю»

Или еще вариант: она благодаря знаменитому художнику Мурильо, которому после смерти Галилея был заказан его портрет. Заказ был выполнен одним из учеников Мурильо в 1646 году. И только через 250 лет искусствоведы установили, что широкая рама искусно скрывает «еретическую» часть картины, на которой видны астрономические эскизы, показывающие вращение Земли вокруг Солнца, и знаменитые слова: «Eppus si muove!». Здесь-то вероятно и скрываются корни возникновения легенды.

Позже немецкий поэт и драматург Карл Гуцков (1811 — 1878) вложил эти слова в уста Уриеля Акосты, героя его трагедии «Уриель Акоста» (действ. 4, явл. 11). Эта пьеса часто ставилась в России в конце XIX — начале XX в., что способствовало распространению этого выражения в русском обществе.

Прототип героя этой трагедии — Уриель Акоста (ок. 1585—1640), голландский мыслитель-вольнодумец еврейского происхождения. За выступления против догм иудаизма, против веры в, загробную жизнь подвергался преследованиям со стороны ортодоксов. Покончил жизнь самоубийством.

Фраза — символ уверенности человека в своей правоте, как бы и кто бы ни стремился эту уверенность поколебать.

Вот еще несколько интересных вопросов и ответов: вот например Почему так рисуют СЕРДЦЕ?, а уверены ли вы Едят ли ежи яблоки с грибами?. Вот может вы не знаете Знаете ли вы, кто совершил первое кругосветное путешествие ? или Зачем во время траура приспускают флаги ? Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=82925

Tags: Вопросы, Персона, Разоблачаем

Галилео Галилей поддерживал гелиоцентрическую систему Николая Коперника, хотя некоторые его наблюдения в телескоп того времени должны были послужить доказательством гео-гелиоцентрической системы Тихо Браге.

2009 год был объявлен ООН Международным годом астрономии, поводом для чего стал тот факт, что четыреста лет назад выдающийся ученый средневековья Галилео Галилей направил свой телескоп в небо и сделал ряд революционных открытий в астрономии. В частности, на Луне он увидел кратеры, а также горы, подобные земным, обнаружил, что на Солнце есть пятна, открыл спутники у Юпитера и кольца у Сатурна и установил, что Млечный путь состоит из большого количества слабых звезд. Эти открытия послужили основным доказательством гелиоцентрической системы Николая Коперника и подтвердили суждения Джордано Бруно о том, что Солнечная система не является уникальной.

Но, как это часто бывает в процессе научного познания, Галилею не так просто было сделать свои выводы, поддерживающие систему Коперника.

Доказал это американский физик Кристофер Грэйни, работающий в техническом колледже имени Джефферсона в Луисвилле, который тщательно изучил рукопись астронома, современника Галилея (то есть работал в конце XVI — начале XVII веков). Грэйни пришел к выводу, что Галилей 400 лет назад вполне мог принять другую точку зрения относительно строения Солнечной системы. Соответствующее исследование будет опубликовано в журнале Physics in Perspective, о нем на этой неделе рассказывает Nature News.

Издавна считалось, что центром мира является Земля, а уже вокруг нее вращаются Солнце и все звезды. Вершиной этого мировоззрения стала геоцентрическая система Птолемея, предназначенная для предсказывания положения светил на небе. Но с годами точность наблюдений увеличивалась, а расчеты согласно птолемеевской системе все больше расходились с реальными наблюдениями. В XVI веке гелиоцентрическую систему мира разработал Николай Коперник. Чуть позже свою гео-гелиоцентрическую систему мира предложил известный датский астроном Тихо Браге. Суть этой системы заключалась в том, что Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг Земли, а планеты и кометы — вокруг Солнца.

Главное преимущество этой системы заключалось в том, что против нее ничего не имела инквизиция.

Грэйни предположил, что, наблюдая звезды, Галилей увидел не точечное изображение, а так называемые диски Эйри. Это концентрические окружности, в которые в телескопе из-за дифракции превращается свет от точечного источника, каковым является звезда, то есть эти кольца появляются в силу ограниченности его апертуры и волновой природы света. Поскольку о дифракции тогда ничего не было известно, Галилей попытался провести оценку размера звезд и расстояний до них, исходя из того, что он видит диск конкретной звезды.

В результате он получил слишком маленькое расстояние до звезд — в тысячу раз меньше, чем на самом деле!

Симон Мариус // Wikipedia
nmm.ac.uk

Чтобы проверить свои предположения, Грэйни провел исследования исторических документов и обнаружил сходную ошибку у немецкого астронома Симона Мариуса. Этот ученый первым дал названия Ио, Европа, Ганимед и Каллисто четырем спутникам Юпитера (которые принято называть галилеевыми), причем Мариус утверждает в своей знаменитой работе Mundus Iovialis, что открыл эти спутники на несколько дней раньше, чем Галилей. Проводя наблюдения в телескоп, немецкий астроном тоже попытался оценить расстояние до звезд и получил результат, который шел вразрез с теорией Коперника: звезды оказывались слишком близко к Земле.

На основе этого Мариус сделал вывод о справедливости системы Тихо Браге.

«Рассуждения Мариуса являются более строгими, чем рассуждения Галилея, — признает Грэйни. — В действительности наблюдения Галилея также должны были привести его к выводу о правильности системы Тихо Браге».

«Галилей был твердым сторонником системы Коперника. То, что он решил не исключить аргумент против гелиоцентрической системы, не кажется удивительным, хотя согласно современным научным стандартам он, вероятно, должен был бы сделать это», — говорит Риенк Вермей, историк науки из Университета Оклахомы. Ученый отметил, что спор о правильности той или иной системы мира продолжался много лет, а размеры звезд и расстояния до них были отнюдь не решающим аргументом.

Ну а сам Грэйни признался, что не понимает, почему Галилей, несмотря на наблюдения, принял правильное решение и остался приверженцем системы Коперника.

«Галилей был очень умный мужик. Могу только догадываться, что у него в голове было много всего такого, чего он не изложил на бумаге», — считает Грэйни.

1 633 год

Суд инквизиции над Галилео Галилеем (1 633 год) — один из наиболее знаменитых случаев противостояния науки и религии. Итальянский астроном Галилей опубликовал в 1 632 году. «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Галилей понимал, что «Диалог» станет красной тряпкой для иерархов католической церкви: его и раньше предупреждали, чтобы он не распространял учение Коперника. Однако Галилей был крепким орешком. Свой труд он опубликовал не на латыни, а на итальянском языке, что облегчало восприятие его идей народом.

Сочинение было построено в форме диалога между приверженцем Птолемея, сторонником Коперника и нейтральным наблюдателем. Галилей знал, что птолемеева система выходит из моды: на смену ей пришла идея датского астронома Тихо Браге, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли, а планеты — вокруг Солнца. Однако систему Браге Галилей даже не упомянул, поскольку считал её ошибочной. Галилей полагал, что религия не должна судить о научных вопросах.

Церковь с этим была не согласна, и полемические навыки Галилея не спасли его от вызова в Рим для ответа перед инквизицией. Под угрозой пыток он отрёкся от учения Коперника. Величайший из героев научной революции, Галилей прожил остаток дней под домашним арестом за пределами Флоренции. Последняя его книга «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» была опубликована за пределами Италии в 1 638 году. Четыре года спустя Галилео Галилей умер.

В 1633 году в Риме состоялся процесс, после которого Галилео Галилей остаток жизни провел под строжайшим надзором. Его публичное оправдание прозвучало только почти 360 лет спустя: Иоанн Павел II признал, что католическая церковь заблуждалась. Веком ранее был окончательно снял запрет с его сочинений. А вся жизнь великого ученого сегодня кажется историей борьбы за право поставить Солнце в центр мироздания.

Гелиоцентрическая система: все больше аргументов за

Активные занятия астрономией, результаты которых насторожили церковь, Галилей начал в 1610-х годах, после того как сконструировал собственный телескоп. В это время он получил во Флоренции придворную должность и освободился от необходимости читать лекции в университете — преподавать он не любил. Много времени он посвящал изучению звездного неба, и в частности наблюдал фазы Венеры. В результате Галилей пришел к выводу, что это явление отвечает гелиоцентрической, а не общепринятой геоцентрической модели Вселенной.

1.png

Телескоп Галилея. (pro.radiomayak.ru)

Эти астрономические наблюдения, а вернее умозаключения, к которым пришел ученый, вызвали недовольство со стороны теологов. Инквизиция и ранее присматривалась к Галилею: в 1604 году на него поступал донос за занятия астрологией и чтение запрещенных книг, но делу ход не дали. Теперь же Галилею советовали ограничиться описанием Луны и спутников Юпитера, а не делать выводы о строении мира. Встревоженный ученый решает ехать в Рим за более серьезной поддержкой.

В столице Галилей знакомится с кардиналом Маффео Барберини, который очень высоко оценивал открытия и заслуги ученого. Позже Барберини окажется ключевой фигурой в процессе над «еретиком». В письме другу Галилей писал: «Я здесь пользуюсь благорасположением многих здешних преосвященных господ кардиналов, прелатов и различных вельмож, которые пожелали ознакомиться с моими наблюдениями и остались вполне удовлетворенными».

Галилей вернулся во Флоренцию, считая, что поездка прошла удачно. Но уже тогда инквизиция начала изучать его астрономические труды, пока только уточняя, насколько верны сделанные выводы.

Система Коперника под запретом

В 1613 году Галилей написал математику Кастелли, с которым поддерживал дружеские отношения, письмо, в котором сформулировал свой подход к исследованиям и истолкованию результатов наблюдений: «В Писании содержатся многие предложения, которые, взятые в буквальном смысле слова, кажутся ложными, но они выражены таким образом для того, чтобы приспособиться к невосприимчивости простонародья. Поэтому <…> ученые истолкователи должны разъяснять истинный смысл этих слов <…>. Таким образом, если Писание, как мы выяснили, во многих местах не только допускает, но и с необходимостью требует истолкования, <…> то мне представляется, что в научных спорах оно должно привлекаться в последнюю очередь».

Этот текст обрел большую известность: письмо разошлось во множестве копий. В 1615 году оно дошло до римской инквизиции. В сопроводительной записке говорилось уже не просто о Галилее, но о «галилеистах», и хотя Галилей избегал переводить научный спор в теологическую плоскость, ему пришлось это сделать. События стали развиваться по неблагоприятному для ученого сценарию.

В начале 1616 года его вызвали к инквизитору — кардиналу Беллармино — для обсуждения системы Коперника и ее ложности. Тогда инквизиция ограничилась предписанием: Галилею было запрещено описывать или обсуждать учение польского астронома. Труд Коперника «Об обращении небесных сфер» был включен в Индекс запрещенных книг «до исправления». Правда, ересью эта работа объявлена не была.

2.jpg

Коперник «Об обращении небесных сфер». (facsimilefinder.com)

В 1623 году очередным Папой Римским стал уже упоминавшийся кардинал Барберини — он принял имя Урбана VIII. Человек прекрасно образованный и просвещенный, он дал надежду на то, что теперь инквизиция перестанет быть столь строгой. Но для Галилея это оказалась всего лишь надежда.

Папа Римский Урбан VIII: недовольство нарастает

Поводом к началу очередного процесса инквизиции против Галилея стала публикация книги ученого «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Фактически она была напечатана в обход цензуры — ссылаясь на различные обстоятельства, Галилей не представил на проверку полный текст. А цензоры, не особенно вникая, допустили труд к печати по фрагментам.

«Диалог» был составлен как беседа трех ученых — приверженца теории Коперника Сальвиати, Сагредо, который придерживался нейтралитета, и Симпличио — сторонника теории Аристотеля и Птолемея. Претензий к книге могло быть сразу несколько. Во-первых, Галилей не мог обсуждать гелиоцентрическую систему мира. Во-вторых, по мнению современников, Урбан VIII узнал себя в Симпличио и счел такое отношение личным оскорблением. В-третьих, на фоне обострившихся политических проблем Папе Римскому надо было укрепить свою репутацию «охранника католической веры», и «Диалоги» дали повод начать показательный процесс.

3.jpg

Папа Урбан VIII. (wikipedia.org)

В 1632 году для рассмотрения книги Галилея была образована специальная комиссия, которую курировал Франческо Барберини, кардинал, племянник Урбана VIII. Он благоволил Галилею и понимал, что обвинение ученого в ереси повлечет серьезное наказание. Используя свои возможности, Барберини старался направить дело по пути осуждения книги, а не автора. Тогда самое страшное, что могло произойти, — это включение в список запрещенной литературы.

В итоге комиссия все же пришла к выводу о виновности Галилея. Во-первых, он преступил предписания 1616 года. Галилей старался оправдать себя тем, что целью «Диалогов» была критика Коперника, но вышла она неудачной. Во-вторых, и это обвинение было гораздо серьезнее, Галилей в «Диалогах» рассматривал гелиоцентрическую систему не как гипотезу, а как истину. Этого церковь простить не могла.

В октябре 1632 года Галилей получил предписание прибыль в Рим, где инквизиция готовила суд.

И все-таки она вертится?

Есть мнение, что инквизиция обошлась с Галилеем довольно жестоко. На самом деле в период допросов и ожидания приговора ученый жил в посольстве Тосканы, мог гулять, вести переписку, даже еду для него готовили повара посольства. Пытки к нему, скорее всего, не применялись: инквизиция не пытала пожилых и больных заключенных. Галилею в 1633 году было уже 69 лет, крепким здоровьем он не отличался. Так что угрозы применить пытки могли иметь место, но вряд ли реализовались. А вот допросов было проведено несколько.

4.jpeg

Галилей появляется перед инквизицией, Криштиану Банти. (artifex.ru)

Среди судей, которые занимались делом Галилея, были те, которые ему явно симпатизировали. Помимо Франческо Барберини, это был кардинал Бентивольо, который студентом посещал лекции Галилея, кардинал Скалья, обладавший большим влиянием. Но, несмотря на все попытки смягчить приговор, ученого признали сильно подозреваемым в ереси, в чем он и покаялся публично.

22 июня 1633 года прошло отречение, которое звучало так: «Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентинец, на семидесятом году моей жизни лично предстоя перед судом, <…> клянусь, что всегда веровал, теперь верую и при помощи божией впредь буду верить во все, что содержит, проповедует и чему учит святая католическая и апостольская церковь. <…> Признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется. <…> От чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь, заблуждение или секту, не согласную со святой церковью».

Оставшиеся годы (Галилей умер в 1642 году) ученый был под домашним арестом. Он не мог посещать большие города, принимать посетителей, инквизиция строго контролировала его. Потом, правда, посещения были разрешены, но не более одного гостя за раз. И даже при кончине ученого присутствовали инквизиторы.

А ставшая крылатой фраза «И все-таки она вертится», скорее всего, принадлежит все-таки не Галилею. Впервые она упоминается в хрестоматии Джузеппе Баретти, опубликованной в 1757 году. Но тем не менее, такой поступок был бы настолько в характере Галилея — горячего, упрямого и непреклонного, что его стоило выдумать.