Гавриил молитва

Какие обязанности выполняют ангелы
Выше уже было сказано о том, что ангелы – это одно из воинств Всевышнего Аллаха, на которых возложено совершение многих славных деяний и выполнение очень важных обязанностей. Аллах сделал их способными справляться с этими обязанностями самым наилучшим образом, и в зависимости от возложенных Аллахом на них обязанностей, ангелы делятся на множество групп.
1. Ангел Джибриль: на него возложена обязанность передачи откровения от Всевышнего Аллаха Его посланникам. Всевышний Аллах сказал: «Верный Дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке» (Сура «аш-Шуара», 193-195-аяты). В предыдущих главах было уже отмечено, что Джибриль является лучшим и самым почитаемым среди всех ангелов. Аллах сообщил о его силе, преданности и способности к исполнению возложенной на него миссии.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел его в его истинном облике, в котором он был создан, лишь два раза. Во всех иных случаях Джибриль являлся к нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в образе мужчины. Впервые Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел Джибриля в его сотворенном облике на горизонте в восточной стороне небосвода. Это засвидетельствовано словами Всевышнего: «Он видел его (Джибриля) на ясном горизонте» (Сура «ат-Такуир», 23-аят). А уже во второй раз он увидел его во время своего вознесения на небо. Всевышний Аллах сказал об этом: «Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища» (Сура «ан-Наджм», 13-15-аяты).
В сборнике достоверных хадисов Муслима приводится хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, какой смысл несут в себе эти аяты, на что он ответил: «Это был Джибриль. Я видел его в том облике, в котором он был сотворен, только те два раза. Я видел, как он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял собой все пространство между небом и землей». Муслим «Сахих» (177).
2. Ангел Микаиль: Он также упоминается в Коране. Всевышний сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилем (Гавриилом) и Микаилем (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (Сура «аль-Бакара», 98-аят). Микаиль — обладатель высокого положения перед Господом миров, и поэтому Аллах упомянул его вместе с Джибрилем. И хотя оба они являются сотворенными ангелами, Аллах особо выделил их, а это свидетельствует об их величии и является примером упоминания частного после общего. Имя ангела Микаиля встречается также и в Сунне, и выше мы уже обращали внимание читателя на тот факт, что в мольбе во время ночного намаза Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля…». Ахмад «Муснад» (6/156), ан-Насаи «Сунан» (3/173). Похожий по смыслу хадис также передали Муслим (770) и Ибн Маджах (1357). И на основание этого ученые считают, что эти трое обладатели величия являются лучшими из ангелов.
3. Ангел Исрафиль: третий из трех ангелов, которые были избраны и превознесены Аллахом над другими. Ему поручено подуть в Рог, и он же является одним из ангелов, которые носят Трон. В «аль-Муснаде» имама Ахмада передаются слова Абдуллаха ибн Амра ибн аль-’Аса: «Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел бедуин и спросил: «Что такое Рог?». Он ответил: «Это – рог, в который трубят». Ахмад «Муснад» (2/162, 192). Этот же хадис был передан аль-Хакимом и назван им как достоверный, с чем согласился аз-Захаби. аль-Хаким «Мустадрак» (2/506), (4/589), здесь текст хадиса приведен по версии аль-Хакима.
В сборниках хадисов имама Ахмад и ат-Тирмизи передается хадис от Абу Саида аль-Худри о том, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как я могу наслаждаться, если Ангел Рога уже приложил его ко рту, наклонил голову, прислушался и ждет, когда ему будет велено (подуть в него)». Сподвижники спросили его: «О посланник Аллаха, что же нам (теперь) говорить?». Он ответил: «Говорите: «Нам Достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Покровитель! Мы уповаем только на Аллаха». Ахмад «Муснад» (3/7), ат-Тирмизи «Сунан» (2431), (3243). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а некоторые другие ученые посчитали его достоверным.
Исрафиль протрубит в Рог трижды. После первого дуновения все творения будут объяты величайшим страхом и ужасом, после второго — все они потеряют сознание или умрут, а после третьего — начнут воскресать. Всевышний Аллах сказал: «В тот день подуют в Рог, и придут в ужас те, кто на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает выделить» (Сура «ан-Намль», 87-аят). В этом аяте речь идет о первом дуновении; следующие два дуновения упоминаются в словах Всевышнего: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (Сура «аз-Зумар», 68-аят).
4. Ангел смерти (аль-Маляк аль-Маут): этому ангелу поручено забирать души творений при их смерти. Всевышний сказал: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу» (Сура «ас-Саджда», 11-аят). У Ангела смерти есть помощники в лице других ангелов, которые являются к тем, кто уходит из жизни в разных обличьях, в зависимости от того, какими были деяния покидающих мир людей. К праведным и благочестивым верующим они приходят в наилучшем облике, а к нечестивцам — в пугающем и вселяющем ужас образе. Всевышний Аллаһ сказал: «Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений» (Сура «аль-Ан’ам», 61-аят).
5. Ангел гор: на этого благородного ангела возложена обязанность управления горами. О нем рассказывается в том хадисе, где повествуется как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, еще в начале своего пророчества отправился в близлежащий от Мекки Таиф, чтобы призвать его жителей к Исламу, но те отвернулись от его призыва. В хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывает: «Вдруг меня осенило облако. Я посмотрел на него и увидел Джибриля. Он обратившись ко мне, сказал: «Аллах слышал, что твой народ сказал и ответил тебе. И вот, Аллах послал к тебе Ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь». Тут ко мне обратился Ангел гор. Он поприветствовал меня миром и сказал: «О Мухаммад! Поступай, как пожелаешь. Если ты хочешь, я водружу на них две горы (Ахшаб)». Я сказал: «Нет, я надеюсь, что Аллах выведет из их чресел тех, кто будет поклоняться только Ему, не приобщая к Нему сотоварищей». аль-Бухари «Сахих» (3231), Муслим «Сахих» (1795). Горы Ахшаб – это расположенная в Мекке гора Абу Кубейс и гора, которая стоит напротив нее.
6. Ангел — смотритель за материнскими утробами. От Анаса ибн Малика сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Великий и Могучий Аллах назначил ангела, который говорит: «Господи, капля! Господи, кровяной сгусток! Господи, разжеванный кусочек!». Когда же он собирается завершить его сотворение, то говорит: «Мужчина или женщина? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?». Затем он записывает все это в утробе матери». аль-Бухари «Сахих» (318), Муслим «Сахих» (2646).
7. Ангелы, несущие Трон. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (Сура «Гафир», 7-аят); «… и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (сура «аль-Хакка», 17-аят). Исламские ученые отмечали, что вокруг Трона есть также приближенные ангелы, которые вместе с теми ангелами, которые несут Трон, являются самыми славными среди них. Ибн Касир «Тафсир» (7/120).
8. Ангелы — Стражи Рая. Всевышний сказал: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!» (Сура «аз-Зумар», 73-аят); «…сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата» (Сура «ар-Ра’д», 23-аят).
9. Ангелы — Стражи Ада, которых возглавляют девятнадцать ангелов. Всевышний сказал: «Те, которые попали в Огонь, скажут стражам Геенны: «Помолитесь вашему Господу, пусть Он облегчит наши мучения хотя бы на день» (Сура «Гафир», 49-аят); «Пусть он зовет свое сборище. Мы же позовем стражей Ада!» (Сура «аль-’Аляк», 17-18-аяты); «Их (ангелов) над ней — девятнадцать. Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих» (Сура «аль-Муддассир», 30-31-аяты).
Всевышний Аллах говорит также: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно» (Сура «аз-Зухруф», 77-аят). Ангел Малик упоминается и в хадисах. В Сунне дошло до нас, что он является Хранителем Ада и что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел его. В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Самуры Ибн Джундуба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ночью я увидел двух мужчин, которые явились ко мне и сказали: «Тот, кто разжигает Ад — это Малик — его Хранитель. Я — Джибриль, а это — Микаиль». аль-Бухари «Сахих» (3236).
10. Посетители Дома заполненного (аль-Бейт аль-Ма’мур). Каждый день в эту небесную обитель входят семьдесят тысяч ангелов, которые затем уже никогда не возвращаются туда. Об этом передается в хадисе Малика ибн Саасы, который рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затем передо мной возник Дом заполненный (аль-Бейт аль-Ма’мур), и я спросил: «Что это такое, Джибриль?» Он ответил: «Это – аль-Бейт аль-Ма’мур. Каждый день в него заходят семьдесят тысяч ангелов, которые после того, как выйдут оттуда никогда уже не возвращаются в него». аль-Бухари «Сахих» (3207), Муслим «Сахих»(164). Текст хадиса приведен по версии Муслима.
11. Ангелы, которые странстувуют в поиске собраний, где поминается Аллах. В обоих достоверных аль-Бухари и Муслима передается от Абу Хурейры, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть у Аллаха ангелы, которые странствуют по дорогам и ищут тех, кто поминает Аллаха. Найдя таких людей, они зовут друг друга: «Поспешите сюда! Вот то, что вам нужно!» Затем они окружают их своими крыльями, поднимаясь до ближайшего неба». аль-Бухари «Сахих» (6408), Муслим «Сахих»(2689). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари. Исламские ученые говорят, что эти ангелы не из числа тех ангелов, которые оберегают творения.
Также достоверно известно, что есть ангелы, которые передают Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, салям от его последователей. Имамы Ахмад и ан-Насаи привели в своих сборниках с достоверной цепочкой рассказчиков хадис Абдуллаха Ибн Масуда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У Великого и Могучего Аллаха есть ангелы, странствующие по земле и передащие мне салям от моих последователей». Ахмад «Муснад» (1/452), ан-Насаи «Сунан» (1282). Текст хадиса приведен по версии Ахмада.
12. Благородные писцы. На них возложена обязанность записывать и подсчитывать деяния творений. Всевышний Аллах сказал о них: «Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают обо всем, что вы совершаете» (Сура «аль-Инфитар», 10-12-аяты); «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (Сура «Каф», 17-18-аяты). Имам Муджахид в тафсире этого аята сказал: «Один ангел находится справа, а другой — слева. Находящийся справа записывает добрые деяния, а находящийся слева записывает злодеяния».
13. Мункар и Накир: Это ангелы, в чьей обязанности искушать и допрашивать рабов в их могилах. Сообщения о них приходят в различных достоверных сборниках. Например, у аль-Бухари и Муслима, приводится хадис от Анаса ибн Малика о том, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда раба ложат в могилу, и его друзья уходят от него, он слышит шум их сандалий, и к нему приходят двое ангелов. Они усаживают его и спрашивают: «Что ты говорил об этом человеке — Мухаммаде?» Верующий отвечает: «Свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его посланник». Тогда ему говорят: «Посмотри на свое место в Аду! Аллах заменил его местом в Раю», — и он видит оба (эти места)». аль-Бухари «Сахих» (1374), Муслим «Сахих»(2870). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.
В сборниках ат-Тирмизи и Ибн Хиббана передается хадис от Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда покойника (или же он сказал: «…кого-нибудь из вас…») кладут в могилу, к нему приходят два черных ангела с синими глазами, которых зовут Мункар и Накир. Они говорят: «Что ты говорил об этом человеке?..» Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим. ат-Тирмизи «Сунан» (1073), «аль-Ихсан фи Такриб Сахих Ибн Хиббан» (3117). Текст хадиса приведен по версии ат-Тирмизи.
Все эти ангелы — самые известные из тех, чьи имена и обязанности которых упоминаются в шариатских текстах. Каждый мусульманин обязан должен веровать в них и в то, что сказано о них. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил – слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го Все­мо­гу­ще­ства. Он воз­ве­щал вет­хо­за­вет­но­му че­ло­ве­че­ству о бу­ду­щем во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия: вдох­нов­лял про­ро­ка Мо­и­сея при на­пи­са­нии кни­ги Бы­тия; про­ро­ку Да­ни­и­лу воз­ве­щал о гря­ду­щих судь­бах ев­рей­ско­го на­ро­да (Дан.8:16; Дан.9:21-24); яв­лял­ся пра­вед­ной Анне с ве­стью о рож­де­нии от нее Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы Ма­рии. Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил неот­ступ­но пре­бы­вал со свя­той От­ро­ко­ви­цей Ма­ри­ей в Иеру­са­лим­ском хра­ме и впо­след­ствии охра­нял Ее во все вре­мя зем­ной жиз­ни. Он явил­ся свя­щен­ни­ку За­ха­рии, пред­ска­зав рож­де­ние Пред­те­чи Гос­под­ня – Иоан­на Кре­сти­те­ля. Гос­подь по­сы­лал его к свя­то­му Иоси­фу Об­руч­ни­ку: он явил­ся ему во сне, чтобы от­крыть ему тай­ну во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, пре­ду­пре­дил о за­мыс­лах Иро­да и по­ве­лел бе­жать в Еги­пет с Мла­ден­цем и Бо­го­ро­ди­цей. Ко­гда Гос­подь пе­ред Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду до кро­ва­во­го по­та, на укреп­ле­ние Его, по Цер­ков­но­му Пре­да­нию, был по­слан с Небес Ар­хан­гел Гав­ри­ил, имя ко­то­ро­го озна­ча­ет «Кре­пость Бо­жия» (Лк.22:43). Же­ны-ми­ро­но­си­цы услы­ша­ли от Ар­хи­стра­ти­га ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.

Вспо­ми­ная в этот день мно­го­крат­ные яв­ле­ния свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла и его рев­ност­ное ис­пол­не­ние Бо­же­ствен­ной во­ли, ис­по­ве­дуя его хо­да­тай­ство пред Гос­по­дом о хри­сти­а­нах, Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зы­ва­ет сво­их чад с ве­рой и усер­ди­ем при­бе­гать в мо­лит­вах к ве­ли­ко­му Ан­ге­лу.