Где читают молитвы?

Содержание

Что вы хотели бы знать, оказавшись в православном храме впервые.

Что сделать, войдя внутрь храма? Как креститься? Куда идти?

По обычаю люди крестятся 1-2 раза перед дверью храма и войдя внутрь.Православные крестятся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов, и складывая пальцы особым образом: большой палец и два следующих соединяются вместе, а оставшиеся два пальца прижимаются к ладони. Как и всеми нашими действиями, крестом Православие побуждает исповедывать свою веру. Три пальца, сложенных вместе, символизируют Троицу, два пальца, опущенных к ладони – Божественную и человеческую природу Христа.

Некоторые осеняют себя крестом трижды подряд, другие, перекрестившись один раз, касаются правой рукой земли. Войдя в храм, верующие подходят к иконам в центре или образам на стенах храма, чтобы помолиться.

Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы (принято целовать образы Христа, Богоматери, святых или ангелов в руку или в стопу — как удобнее). Вы обратите внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, в конце службы все целуют крест.

Перед тем, как приложиться к иконе или кресту (т.е. поцеловать ее), можно перекреститься. Многие следуют традиции поклонов перед иконой — крестятся, затем касаются правой рукой пола, и, проделав так дважды, целуют икону, а затем еще раз крестятся и кланяются.

Можно без преувеличения сказать, что в храме часто крестятся. Мы осеняем себя крестным знамение, когда прикладываемся к кресту или к иконе и еще много раз в течение Божественной литургии. Но это не значит, что все должны вести себя одинаково.

Со временем и поклон, и осенение себя крестом перестанет быть сложным, правда, поначалу кажется, что это доступно только посвященным, и вы боитесь сделать что-нибудь не так.

Если поначалу вы будете не совсем точно складывать пальцы или креститься в разное время, никто не станет обличать вас в ереси.

Архиерей (епископ, митрополит, Патриарх) и священники осеняют нас крестным знамением. складывая пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос.

Как вести себя за богослужением?

Если идет богослужение, в православной традиции верующие выстаивают почти всю службу. В любом случае, если вам слишком тяжело постоянно стоять, можете присесть. Никто не станет возражать, да и вряд ли кто обратит на это внимание. Со временем вы привыкнете.

Не все делают и земные поклоны (в некоторые моменты богослужения многие в храме встанут на колен, вы увидите). Некоторые верующие преклоняют колена, другие стоят со склоненной головой, сидящие могут наклониться вперед и сидеть согнувшись. Стоять не возбраняется. Для православия более свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности, чем ощущение, что за тобой наблюдают и могут оскорбиться, если ты делаешь, что-то неправильно.

(Кстати, один из бывших священников Англиканской церкви в Америке признался, что на его решение стать православным больше всего повлиял вид припадающих в земных поклонах верующих. Он подумал тогда, что именно так следует предстоять перед Богом).

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне…» и тому подобное. Эти правила не упомянуты в церковном Уставе и неважны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Скажите стандартное успокаивающее слово «Простите», не «просвещайте» их (для этого есть священнослужители). Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

Как ставить свечу к иконе, и зачем это делают?

svecha

Свеча — символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят прямо в гнездо подсвечника. Если в день большого праздника служитель погасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не расстраивайтесь: Господь видит и вашу жертву.

Во время службы постарайтесь не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Некоторые моменты службы требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне…» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы…».

Что такое иконостас, что находится за ним и можно ли туда заходить?

В каждом православном храме перед алтарем стоит иконостас. Он может быть совсем простой, украшенной иконами перегородкой, а может быть многоярусным — в зависимости от времени создания и материального состояния храма. За иконостасом находится алтарь — самое святое место в храме, на котором совершается Евхаристия, то есть пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Центральный вход называется Святыми или Царскими вратами. Ими пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках.

По обе стороны от икон находятся двери с изображенными на них ангелами или святыми, совершавшими диаконские служение — они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители.

Ни в Царские, ни в Дьяконские врата без благословения (разрешения) священника заходить нельзя.

Правда ли, что у женщин особое «незаметное» место в храме, что они должны быть особым образом одеты?

Служителями алтаря – священниками, дьяконами, алтарниками могут быть только лица мужского пола. Женщины могут участвовать во всех остальных сферах церковной жизни. Женский вклад ценится наравне с мужским еще со времен первых мучеников; взглянув в сторону алтаря, всегда можно увидеть Богоматерь и других святых жен. Во многих православных храмах женщины трудятся наравне с мужчинами: управляют хором, пишут иконы, ведут уроки, читают Апостол и участвуют в приходском совете.

Женщинам стоит входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке (лучше ниже колен, но необязательно «в пол» — достаточно и юбки-«карандаша», и юбки «колоколом» new look). Мужчин, кстати, тоже просят не надевать в летнее время шорты и майки при посещении храма.

Женщине нужно иметь шарф или платок, как удобнее, чтобы войти в храм с покрытой головой; желательно быть без косметики. Во всяком случае, не нужно причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами — вы просто испачкаете Чашу или икону.

Что происходит в конце утреннего богослужения? Выносится Чаша, начинается Причастие — кто может подходить к Чаше в это время?

К Причастию могут приступать только крещеные православные христиане, соблюдавшие накануне пост, не евшие и не пившие с утра (все это — только в соответствии с состоянием здоровья), прочитавшие молитвенное правило к Причастию (есть в каждом печатном и электронном молитвослове) и исповедовавшиеся у священника (нужно прийти примерно за полчаса до Литургии).

Во время Евхаристической молитвы подготовленный и особо выпеченный хлеб пресуществляется в Тело Христа, а вино в Чаше в Его Кровь.

Когда православные причащаются, то друг за другом подходят к священнику, который подает с ложечки (лжицы) частичку хлеба, пропитанного вином — Тело и Кровь Христовы.

Приняв Причастие, нужно подойти к столику с запивкой и кусочками хлебных просфор (нужно запить и заесть Причастие, чтобы случайно не выплюнуть Его частички после). Люди берут частички для себя или своих знакомых. Если вас кто-то угощает частичкой освященного хлеба, не пугайтесь – это не Причастие, а просто символ братства.

Случайные посетители храма или участники богослужения, не державшие пост и не читавшие молитвы перед Причастием, иногда обижаются, что их не допускают к Причастию. В Православии считается, что Причастие шире личных отношений с Христом. Оно удостоверяет вероисповедание исторического православного учения, подчинение определенному православному епископу, и преданность определенной православной общине. Тут нет каких-то привилегий, стать верным Православной Церкви может каждый. Но Евхаристия – это сокровище Церкви, и оно сберегается для тех, кто связал себя с Церковью. Это похоже на откладывание супружеских отношений до брака. Поэтому выдержите пост (3 дня без мяса, молока и яиц — или только без мяса, если вы тяжело больны или беременны) и прочитайте молитвы.

Как молиться за родных, любимых и друзей, за живых и умерших?

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Можно перед началом литургии (или накануне вечером) подать в свечной лавке записки с их именами (вписывать можно только крещеных, за некрещеных помолитесь самостоятельно). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты вином — Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего разборчиво пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?» — Андрея, Елены) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как мы сказали, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства.

В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по движению души.

Что такое пост? Как поститься?

Православные воздерживаются от мяса, рыбы, молочного, вина и растительного масла каждую среду и пятницу, а также на протяжении четырех постов в году, дольше всего во время Великого поста перед Пасхой.

Здесь, как и везде, возможны вариации. Посоветовавшись со священником, люди решают, в какой мере они могут держать эти посты, как с физической, так и духовной точки зрения – чрезмерная строгость вскоре может привести к расстройству и подавленности. Пост — это личное дело каждого человека. Как сказал св. Иоанн Златоуст в своей пасхальной проповеди, это праздник для всех, кто постился, и кто не постился: «воздержанные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!»

Важно отметить, что пост – это не жесткие правила, нарушив которые, вы подвергаетесь страшной опасности, и это не наказание за грехи. Пост – это упражнение для нашего роста и укрепления, лекарство для души.

Посоветовавшись со священником, как с духовным врачом, вы можете выработать такую меру поста, которая будет держать вас в тонусе, но не сломает. Возможно, в следующем году вы сможете осилить больше. Со временем, пережив опыт братского поста совместно с любящей общиной, многие люди обнаруживают, что им начинает нравиться постится.

Крещение

Как правильно подготовиться к Крещению?

Прийти в храм, посоветоваться с сотрудницей свечной лавки или со священником. Узнать, когда традиционно проходит Крещение в храме. Крестным и родителям нужно пройти огласительную беседу.

Как проходят огласительные беседы?

Их количество варьируется в разных храмах, минимально проходят две беседы. Узнайте в том храме, где вы собираетесь креститься или крестить.

Что делать, если крестный в другом городе или просто не может присутствовать на Крещении?

Он может пройти огласительные беседы перед Крещением в любом храме Русской Православной Церкви. Чтобы стать крестным, он должен взять справку с того прихода, где будет указаны его фамилия и имя, будет подпись священника и печать храма. На этом основании вы сможете, уже зная основы Православия и основы обязанностей крестного, стать им.

Что нужно для Крещения?

В первую очередь, православный крест. Его можно купить и в ювелирном магазине, но предупредите священника при Крещении, что крест необходимо освятить. Второе – крестильная рубашка. Для малыша ее можно заменить и на красивый детский костюмчик. Обязательно возьмите банное полотенце, после Крещения нужно будет вытереться. Иногда в храме просят свидетельство о рождении для записи, но не всегда. Напомню, если крестные проходили огласительные беседы в другом храме, нужно предоставить справку об этом.

Бывает, что в свидетельстве о рождении ребенка – одно имя, а крестим другим именем. Тогда важно, чтобы имя, данное в Святом Крещении, знали и близкие, чтобы именно его вы и ваши родные писали в записках о здравии, которые подаются в храме.

Когда можно креститься?

В любой день, включая посты и праздники. Договаривайтесь о Крещении заранее, особенно если хотите приурочить его к определенной дате. Чаще всего в храмах есть расписание общих Крещений.

Как выбирать крестных?

Крестные родители не могут быть мужем и женой и в будущем вступить между собой в брак. Они должны быть воцерковленными православными людьми, носить православный крест. Нужно быть соответственно одетыми – крестная мать не должна быть на Крещении в короткой юбке, сильно накрашенной. Если у вас не получается взять двух крестных родителей, можно иметь одного крестного по полу ребенка (мальчику – крестный отец, девочке – крестная мать). Кстати, крестными могут быть бабушка или дедушка, брат, сестра, дядя, тетя, другие родственники. Категорически не могут быть крестными люди, исповедующие другую веру (мусульмане, буддисты) и принадлежащие к другой конфессии (католики, протестанты, сектанты).

Нужно ли причащаться крестным родителям?

Конечно, лучше подготовиться к этому важному событию Причастием, но ничего страшного, если вы не сможете этого сделать.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение — Таинство, в котором человек после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их при троекратном погружении в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», — очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной.

Таинствосовершается над одним или несколькими людьми (детьми), длится от 30 минут до часа.

В храме в ходе совершения Таинства крещения за ребёнка дают ответ крёстные родители. С малышом на руках они становятся напротив купели. Обычно крёстный отец держит девочку, а крёстная мать – мальчика, но детей могут держать на руках и их родители. Хорошо, если у ребенка будет опыт общения со своими крестными до крещения.

В начале Таинства священник обычно читает молитву наречения имени. Имя ребенку выбирают родители. По традиции святой, в честь которого нарекается имя, почитается небесным покровителем крещаемого, а день памяти этого святого называется днем тезоименитства или, в просторечии — днем ангела.

Далее священник читает молитвы — запрещения нечистых духов, дует на уста крещаемого, его лоб и грудь и благословляет трижды. Затем следует чин отречения от сатаны в форме диалога. Священник спрашивает — восприемники отвечают за младенца.

Священник и крестные поворачиваются на запад (к дверям церкви), священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды. При Крещении младенца за мальчика дает ответы крёстный отец, за девочку — крёстная мать «Отрицаюся».

Священник спрашивает крещаемого: «Отреклся ли еси сатаны?» — крещаемый или восприемник его говорит: «Отрекохся».

Тогда священник говорит: «И дуни,и плюни на него». Троекратное отречение оканчивается тем, что оглашаемый дует и плюет на левую сторону на сатану, показывая этим немощь диавола и презрение к нему.

Сделав это, все поворачиваются лицом на восток. Это символизирует начало новой жизни во Христе.

Священник спрашивает: » Сочетаваеши ли ся Христу?»

Крещаемый или крестные отвечают: «Сочетаваюся». Трижды задается этот вопрос и трижды звучит ответ.

Священник снова спрашивает крещаемого: «Сочетался ли еси Христу?» — и следует ответ: «Сочетахся». Затем священник вопрошает: «И веруеши ли Ему?». Крестные отвечают: «Верую Ему, яко Царю и Богу».

Затем во исповедание веры по знаку священника крещеный или крестные читают «Символ веры».

Священник благословляет воду в купели, помазует освященным елеем воду, а затем лоб крещаемого, грудь, ниже ключиц и спину, уши, руки и ноги в знак того, что человек будет охраняем Богом, что он духовно питается, исцеляется и укрепляется.

После помазания священник, обратив младенца лицом на восток, погружает его в купель троекратно. Взрослого обливают водой или крестят в большой купели целиком.

Священник говорит: «Крещается раб Божий (раба Божия… имярек) во имя Отца…» (одновременно с произнесением этих слов священник погружает крещаемого в воду). И, возводя из воды, произносит: «Аминь». Погружая во второй раз, произносит: «И Сына…» И возводя из купели: «Аминь».

Погружая в третий раз, произносит: «И Святого Духа…»

И возводя из купели: «Аминь». «Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Воду в купель всегда наливают теплую, той температуры, с которой обычно ребенка купают.

После купели, младенец передается восприемнику, мальчик — крестному, а девочка — крестной. Они принимают ребенка на белоснежную ткань или полотенце. Потом новокрещенный облачается в белую одежду, на него возлагается нательный крест. Белый цвет ризы символизирует духовную чистоту и равноангельское состояние человека.

Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает святым Миром крестообразно лоб, веки, ноздри, уста и уши, руки и верхние части стоп, произнося при этом:

«Печать дара Духа Святаго. Аминь”.

Перед совершением Миропомазания тело крещенного насухо вытирается, особенно те места, которые будут помазаны. Восприемникам и всем, присутствующим при совершении Таинства, следует знать, что до омовения помазанных миром частей тела не нужно прикасаться к ним руками.

Непосредственно после помазания крещеного святым Миром в знак духовной радости крестным подают зажженные свечи, священник вместе с крестными и ребенком (крещаемым) трижды обходит вокруг крещальной купели, идя против движения Солнца, навстречу ему. В это время поется стих: «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся. Аллилуиа».

Взяв крещальную губку с водой, священник отирает ею все части тела, помазанные святым Миром, а потом происходит пострижение волос со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Остриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель. Пострижение волос с древности было символом послушания и жертвы. Особенно живо и раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько волос с головы.

В завершении крещения происходит воцерковление ребенка или крещеного взрослого — чин, прямая трактовка которого – дозволение новому члену общины входить в храм. Девочек подносят к царским вратам, а мальчиков проносят через алтарь. В это время происходит трогательная сцена – первая молитва матери за свое чадо. Мать должна во время этой самой сердечной молитвы совершить три земных поклона.

На этом Таинство крещения завершается, в церковных книгах делается запись о состоявшемся событии, а на ребенка выдается Свидетельство о крещении.

Венчание, свадьба

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Это час молитвы, который закладывает духовный фундамент всей будущей семейной жизни, скрепляет отношения супругов под покровом Господа и Божией Матери.

Когда нельзя венчаться? Как организовать венчание?

Накануне больших праздников, накануне среды, пятницы и субботу и в большие посты. Выберите вместе со священником дату вашего венчания, чтобы быть уверенными, что храм не будет занят и что нет никаких препятствий к совершению Таинства. Обсудите, как надо подготовиться к Таинству, что взять с собой. Советую обсудить это со священником лично, уточнив все детали – ведь и в ЗАГС подавать заявление о регистрации вы приходите сами. Есть ряд канонических препятствий, нужно обсудить вопросы венчания и второбрачным. Церковь не считает зарегистрированный брак жизнью в блуде. Но если вы жили в первом невенчанном браке, а вступая во второй брак, уже хотите обвенчаться, это станет непростым делом. Венчание должно будет совершиться по особому чину, а священник должен будет уведомить письмом правящего архиерея о готовящемся венчании второбрачных, получив архиерейское благословение на совершение Таинства. Сразу венчаются только те пары, когда у обоих супругов первый брак.

Можно ли венчаться без регистрации брака?

Нельзя. Оно дает основания для венчания: для Церкви это не «штамп в паспорте», а залог церковного благословения, поданного существующей, сложившейся семье. Венчание не должно быть бессодержательным красивым мероприятием наподобие модных «репетиций свадьбы».

Как подготовиться к венчанию?

Жениху и невесте желательно за несколько дней исповедоваться и причаститься. Желательно пригласить двух свидетелей. Возьмите с собой

• Икону Спасителя и Божией Матери (ими во время Таинства священник благословит жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой).

• Обручальные кольца.

• Венчальные свечи (продаются в храме).

• Белое полотенце (традиционно — красивый вышитый рушник для постилания под ноги).

Что происходит во время Венчания?

Обручение и венчание совершается после Божественной Литургии — вы можете расписаться в ЗАГСе накануне, помолиться утром за Литургией, причаститься и после Литургии обвенчаться. Или утром посетить ЗАГС, а после него обвенчаться в храме, доехав до него на праздничных машинах.

Венчанию предшествует обручение — обмен кольцами, происходящий в притворе или в дальней части храма, который помогает осуществить священник. Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим. То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа.

После обручения священник торжественно ведет жениха и невесту. держащих зажженные свечи, в центральную часть храма.

Жених и невеста становятся на разостланный рушник перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

После совершения молитв о благословении союза наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем молились и священник, и молодожены, и их близкие — о благословении Божием, теперь видимо совершается над брачующимися: священник благословляет их венами, которые целуют молодожены, и надевает венцы на головы жениха и невесты.

Затем после чтения назидательных слов Евангелия и апостольского послания, риносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, «тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствует их и читает завершающие молитвы.

Новобрачных подводят (обычно приглашает священник) к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы, произнося зачастую краткое наставление молодоженам. После этого близкие смогут поздравить молодых..

Молитва об умерших, панихида, похороны

Как помочь усопшему?

– Зачастую люди покидают мир нераскаянными, не приступая к церковным Таинствам. Это не значит, что он попадет в ад. Господь-сердцеведец помогает каждому, он и намерение, и душевное раскаяние каждого человека принимает даже в последние секунды его жизни, когда близким кажется, что он отошел. Облегчить загробную участь усопшего возможно, если молиться за него дома и за церковным богослужением, подавать записки о упокоении его души в храме, раздавать милостыню и жертвовать на храмы. Можно ради усопшего потрудиться для Церкви (в приходском храме или в монастыре) и для людей (добровольцем в детских приютах, домах престарелых, хосписах).

Для чего совершается поминовение усопших?

– Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда Божия над ней душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук, определенных ей на Страшном Суде в конце времен. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитв за умершего его родственников, друзей, Церкви. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

– Священное Предание Церкви говорит нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. В третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. И в это время Святая Церковь опять особо молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Символически поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Израильтяне достигли Земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он неправославный?

– Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

Что такое канун?

– Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших. Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся.

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Не нужно приносить в храм мясную пищу.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел интересный вопрос «Как отличить лжемолитву от настоящей?» (читать письмо).

Как правильно и как неправильно молиться: 12 правил от протоиерея Павла Великанова

На вопрос читателя отвечает протоиерей Павел Великанов — настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала Богослов.ru.

У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник

В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.

Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди. Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.

На книгах, в которых печатаются молитвословия, должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Этим грифом сама Церковь гарантирует, что содержание молитв соответствует традиции духовной жизни православной Церкви. Можно также встретить книги с грифом «Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Такой гриф означает, что ничего, нарушающего внутренний мир человека или противоречащего христианскому вероучению, в этом молитвослове не будет, но при этом в нем можно встретить молитвы, которые не имеют общецерковного признания.

Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.

Не стоит увлекаться поиском новых молитв

Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких. Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру. Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.

Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма

Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?

Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу. Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной. Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.

Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм

По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание. Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым. Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.

Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.

В молитве не может быть самовозбуждения

Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, само­обольщению. В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы. Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.

Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза

Не стоит объяснять, что «танцы с бубнами» во время чтения молитв недопустимы. Важнее будет сказать о том, что нельзя заниматься механическим, постоянным, бессмысленным повторением какой-то молитвы, без понимания ее содержания, без покаянного чувства, подобно чтению мантр или заклинаний — до тех пор, пока не наступит состояние экстаза, измененного сознания.

Молиться лучше перед святыми иконами

Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления. В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.

У молитвы должен быть адресат

Такими с позволения сказать «адресатами» могут быть Господь Бог, в Святой Троице прославляемый, Пречистая Богородица, святые и небесные силы бесплотные. Никакие другие «адресаты» в молитве христианина недопустимы. К примеру, мы не молимся самим усопшим — мы молимся Господу Богу об их упокоении. Мы не можем обращаться к «матушке сырой земле», к голубому небу, зеленой травке, огню — и всему тому, что можно встретить в языческом ритуале. Даже если вы читаете молитвы с людьми вроде бы церковными, православными, но встречаете нечто подобное — необходимо остановиться и указать на недопустимость этого. К христианству такие «молитвы» не имеют никакого отношения.

Молитва не может ставить условий Богу

Молитва — это возможность словесного общения с Богом, которая есть только у человека.

Да, все творение славит своего Творца, но лишь человеку дана исключительная возможность обращаться к Богу разумным словом.

Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если в молитве человек начинает ставить условия Господу Богу — в ней будет больше языческого магизма, нежели христианского страха Божия и благоговения.

В молитве не может быть радости за чужие беды

Основных тональностей молитв — три. Это благодарение или прославление, прошение и покаяние. Всё, что выходит за пределы этого, всё, что является результатом страстного, гневного или обиженного состояния человека — совершенно недопустимо в молитве христианина. К примеру — желание отмщения, проклятия или просьба о том, чтобы Бог наказал какого-то человека, злорадство, ложная благодарность Богу за то, что послал человеку то или иное несчастье и другое подобное.

Молитва не должна быть формальной

Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.

Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим.

Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.

Молитва не может быть бессмысленной

Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически. А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной. Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.

На заставке фрагмент фото Санкт-Петербургской Духовной академии/Flickr/СС BY 2.0

«Самый великий успех, который может быть у человека на земле», «нет более энергичной деятельности» и «лучшего транспортного средства на Небо», это «самый деликатный воспитатель ума, сердца и всей личности», равно как и «единственный метод существенного самопознания», – так подвижники говорят о молитве. Но как научиться молиться? Мы спросили совета у опытных пастырей.

Молитва. Художник: Неринга Моргунова Молитва. Художник: Неринга Моргунова

Чтобы научиться молитве, надо начать молиться!

Митрополит Лимассольский Афанасий, Кипрская Православная Церковь:

– В греческом языке есть пословица, схожая с русской: аппетит приходит во время еды. Чтобы научиться молиться, надо себя понуждать к этому деланию. Господь в Евангелии говорит: «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12) – то есть силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его.

Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве

Чтобы научиться молитве, надо начать молиться! Тогда молитва сама от этого усилия начнет действовать в нас. И в каждом она будет действовать неповторимо, потому что все мы уникальны, а молитва – это выражение конкретной души в ее общении с Богом.

Что нам помогает молиться? Соблюдение заповедей. Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве. Для исправления нам даны таинства церковные. Покаяние и особенно Причастие. Помогают молитве пребывание в духе послушания, сосредоточение, молчание. Бодрость духа.

Митрополит Лимассольский Афанасий Митрополит Лимассольский Афанасий

Новоначальный, как учили нас старцы, больше должен думать не о качестве, а о количестве молитвы. Просто постоянно повторяйте молитву, и всё. Потом обязательно наступит момент, когда молитва уже станет вашим достоянием сердечным, душа вкусит сладости молитвы и почувствует, что нет в этом мире уже ничего желаннее. Так все эти проблемы научения молитве и решаются.

А потом уже сама молитва действует в нас. Геронда Ефрем Катунакский говорил: «Не я руковожу молитвой, а молитва мною руководит». И молитва нас поведет туда, куда хочет Господь.

Новоначальным Господь во всем помогает

Схиархимандрит Илий (Ноздрин):

– Апостолы просили Господа научить их молитве, и Он дал нам очень действенную и простую молитву «Отче наш». Тут и славословие, и покаяние, и благодарение, и прошение. Хотя Отец наш Небесный знает всё, в чем мы нуждаемся, прежде нашего прошения к Нему. Если и медлит исполнять, то для того, чтобы мы сами ничтожность наших просьб осознали. В самой молитве всё уже заключено: и питание, и защита, и исцеление наших душ, и спасение наше в вечность.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Молитва – это наше сокровище на Небесах. А значит, если молимся, то и сердце наше там будет (ср. Мф. 6, 21), а всё, что здесь необходимо, то приложится нам. Сказано же: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Молитва каждого человека имеет космическое значение, – не только индивидуальное или влияющее, допустим, на его род, семью или ближайшее окружение, но и на весь мир. Так же как и любой наш грех приближает всё мироздание к погибели.

Если мы о теле своем печемся: питаем, одеваем, оберегаем его, – то как же о душе не позаботиться? Жизнь души поддерживается молитвой.

Ты только начни молиться. Ведь и в этот мир младенец когда приходит, родители сначала всецело пекутся о нем; так же и Бог, когда человек в жизнь духовную рождается, во всем помогает ему.

Гордым могут помогать и бесы.
Почему учиться молитве лучше по благословению?

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений:

– Известен такой пример, кто-то из святых отцов рассказывал. Пришел послушник в монастырь, в миру он много и дерзновенно молился. А тут игумен выслушал про все его подвиги и говорит: «Хорошо», – и определяет его в послушание к опытному старцу. Тот благословил ему маленькое правило. Брат внутренне возмутился даже, хотя и произнес положенное: «Буди благословенно!» Возвращается через некоторое время: «Отче, я не могу нести это правило. Уменьши его». И тогда уже в беседе, излагая помыслы, поинтересовался: «Почему до монастыря я молился много, а здесь и этого малого правила выдержать не могу?» – «А тебе там еще неизвестно кто помогал», – пояснил тогда старец.

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений

Молитва – это самое ценное, что есть у нас. Потому-то враг вокруг нее так и воюет. Вот представьте себе: первые годы после революции. Рушится мир. Одна империя за другой. А в это время, в 1920-е годы, священник отец Сергий Мансуров пишет: история Церкви есть история ее святых. Что бы ни происходило, но мир держится этими проводниками в мир воли Божией, животворится наследуемой ими благодатью. «И на сем камне, – сказал Господь про исповедание святых, которые тоже могли, как и апостол Петр, оступаться, даже отрекаться, но потом каялись, – Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Молитва – это самое ценное, что есть у нас. Потому-то враг вокруг нее так и воюет

Сколько бы ни бесновались безбожники, ни убивали, ни глумились, а Бог действует в мире через святых. И Христос победил мир и диавола. Всё, основанное на неправде, обрушится и сгорит, а молитвы святых, – подчеркивал отец Сергий Мансуров, – таких, как преподобный Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст и др., – православные верующие читают каждое утро и каждый вечер, ежеминутно и ежечасно во всем мире, – и так бытие мира продолжается.

Научись молчать, и молчание научит тебя молитве

Архиепископ Каширский Феогност:

Архиепископ Каширский Феогност Архиепископ Каширский Феогност

Надо научиться умолкать умом и сердцем, чтобы в этой внутренней тишине услышать Господа

– Для того чтобы научиться молиться, нужно научиться молчать. Потому что когда мы сами говорим, мы не ощущаем, как наша молитва слышится Богом. Надо научиться умолкать умом и сердцем, чтобы в этой внутренней тишине услышать Господа. «Упразднитеся и разумейте…» (Пс. 45, 11), – Господь в Псалтири говорит. То есть остановитесь, освободитесь, замрите – услышьте, то, что Я говорю вам. «На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого, и на благоговеющего пред словами уст Моих» (Ис. 66, 2)…

Молчание предшествует молитве, но и после молитвы надо бы помолчать. «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140, 3).

Да откроет нам Сам Господь это таинство молчания, в котором только и возможно слышать Бога и через это научиться молиться Ему.

Молитва универсальна, она для всех

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон:

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон

– Уже в Ветхом Завете говорится об именах Божиих: Иегова, Адонаи, Саваоф… То есть речь идет о личных отношениях с Богом: обращаемся к Нему мы по имени, лично. Какое имя Божие нам в Новом Завете открыто? Господь Иисус Христос. К Нему мы тоже лично в Иисусовой молитве обращаемся. «Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. 4, 12). «Темже и Бог его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 9–11). Отцы-исихасты и оставили нам в наследие призывание имени Божия, – только в этом общении с Господом Иисусом Христом, прежде всего, и совершенствуется человек.

Что читаем у исихастов? Начинается всё с книжной молитвы. Потому-то эти книги и называются: молитво-словы. То есть это такой фундамент, где слова уже четко вытесаны святыми, уложены в эти крепкие устойчивые конструкции. Мы по этим молитвам всё усваиваем: и догматику, и литургику, и историю Церкви, – раньше же не все могли в воскресных школах обучаться, на богословские курсы ходить. Здесь всё самое основополагающее, далее без этого ничего не возвести.

Следующий этап молитвы, – отцы говорили, – когда человек уже утверждается в правиле, – это призывание имени Божия. Это уже собственно молитва. Ее и называют Иисусова молитва, – по имени Господа. Тут уже, как читаем у аскетов, она сначала бывает устной – просто вслух произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А когда она усваивается, становится умной, то есть произносим мы ее уже не просто устами, но умом. «Никто, – сказано у апостола, – не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Если ум у тебя не очистится, ты и не сможешь творить умную молитву. Она быстро – слово даже такое есть в русском языке: приедается на устах, и оставляется вскоре, если нет у человека этого стремления очиститься, чтобы усвоить Дух.

Поэтому и необходимо старческое руководство в молитве, что старец помогает совершенствоваться. Молится за пасомого, направляет его. Из тысяч человек единицы уже после очищения души собственно до совершенствования доходят.

Если молитва правильно идет, то следующая ступень – когда молитва опускается в сердце, и сердце начинает освящаться. Тогда уже устная, умная и сердечная молитва соединяются, – и начинает освящаться воля человека. В течение десяти лет, при правильном руководстве, отцы говорят, человек может приблизиться к чистоте. Иначе ее называют бесстрастием. Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть.

Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть

Бесстрастие – это уже настолько высоко, что иные и полагают, что это святость. Но это еще не святость. Это уже чистота, и она достигается благодатью. Страсти уходят, и только тогда уже, когда человек более-менее свободен от них – потому что и святым Господь мог оставлять какую-либо страсть как «жало в плоть» (2 Кор. 12, 7), чтобы не возгордились, – он может уже только начинать еще совершенствоваться. «Благодать на благодать» (Ин. 1, 16), – как говорится об этом в Евангелии и Господом свидетельствуется: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Тут уже дары Духа Святаго в каждом подвижнике индивидуально раскрываются: у кого пророчества, у другого исцеления, у третьего прозорливость. Тогда он уже и другим может помочь. А пока каждый из нас еще сам в своих страстях барахтается, то всё наше добро с явной примесью греха бывает – не другим, так себе навредим. Всё – в борьбе, всё в преодолении постоянном. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).

И следующая степень молитвы: созерцательная. Это то, о чем сказано: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Не злоба, не уныние там должны быть, не стяжательство, – а Свет Небесный. Господь его на горе Фавор показал. А попробуй ты его стяжать, если не с кем посоветоваться, не у кого спросить. Сила Истины – в чистоте духа, – отцы говорили. Но это всё высота.

Преподобный Серафим Саровский наставлял: ту добродетель, которая тебе дает больше благодати, ту и твори. Хотя и отмечает, что молитва особо прибыльна в духовном плане. К тому же молитва универсальна – она для всех. Так и аскетические подвиги бывают для избранных, а есть то, что всем под силу. Хотя бы только «Господи!» скажи – уже благодать приходит. Потому что Господь всех нас уже спас, – ты лишь прими эту милость. Надо ощутить всю гибельность своего существования, возжелать Спасителя. Грешим мы постоянно, значит, и имя Божие непрестанно должны призывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вот она, эта ниточка: само слово «религия» от лат. religare – «воссоединять». Сказано: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13). В будущем веке никакой суеты не будет, будет молитва, – вот и всё.

Приди в чувство на молитве, стань живым

Митрополит Горийский и Атенский Андрей, Грузинская Православная Церковь:

Митрополит Горийский и Атенский Андрей Митрополит Горийский и Атенский Андрей

– Чувство должно быть – стояния перед Богом. Надо ощущать, что ты нуждаешься в прощении, ты болен, и тебе нужно исцеление. Вот это чувство надо в себе найти. А когда его нет, по этому поводу тоже надо страдать и тоже каяться в этом. «Вот, я встал перед Тобою, Господи, и у меня нет этого чувства…». Тогда тем более надо каяться: «Прости меня, Господи! Я сегодня бесчувственен. Помоги! Потому что я знаю, что это чувство есть». Самое главное вот это: «жив Господь и жива душа твоя» (4 Цар. 2, 2), – «Знаю это, и знаю, что мне это нужно». По-моему, это несложно.

«Понимай, что читаешь, и понятое чувствуй»

Иерей Игорь Блинов, клирик Марфа-Мариинской обители Москвы:

Иерей Игорь Блинов Иерей Игорь Блинов

Полезно читать святых отцов, как они учились молитве

– Мне больше всего наставление святителя Феофана Затворника нравится: к молитве надо прежде всего подготовиться, осознав свое недостоинство перед величием Того, к Кому ты сейчас обратишься. Если сердце твое дрогнет, и ты ощутишь всю свою малость, то и Господь к тебе снизойдет и облагодететльствует.

«Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй. Других правил не требуется», – отмечал святитель. Полезно читать святых отцов, как они учились молитве.

Как ответил на этот вопрос отец Николай Гурьянов

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:

Иеросхимонах Валентин (Гуревич) Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

– У отца Николая Гурьянова как-то спросили: «Как научиться Иисусовой молитве?» – а он ответил: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. И больше я тебе ничего не скажу».