Где похоронен Христос?

«На днях Интернет взорвала сенсация: впервые за полтысячелетия вскрыли гробницу Христа. Заголовки были интригующие, хотя не ясно: что надеются найти археологи — ведь не Христа же?»

Равиль

Равиль, здравствуйте! Давайте разбираться вместе.

Крестная смерть и погребение

О гробнице Иисуса сообщают все четыре Евангелия. Вот осужденный на смерть через распятие Иисус несет свой крест на Голгофу — «Лобное место», туда, где, наводя ужас на всех проходящих, в жутких муках заканчивали жизнь казненные. Черепа несчастных, оголявшиеся из земли, и дали название зловещему месту. Известно, что страдания Христа на кресте длились около 6 часов, что удивило Пилата: обычно мучения распятых тянулись несколько дней, пока не наступала смерть — чаще от асфиксии (удушья), хотя стражники, стремясь поскорее освободиться, ускоряли казнь, перебивая распятому голени. Казненный терял точку опоры и задыхался — мгновенно. В этот раз, когда римский сотник перебивал мечом голени двум еще живым разбойникам, распятым рядом с Христом, Спаситель был уже мертв. Богословы, опираясь на опыт медиков, делают вывод: у Христа не выдержало сердце. Не выдержало страданий? «Отче! — молился Распятый на Кресте за тех, кто Его распинал, — прости им, ибо не ведают, что творят!» Евангелист Иоанн, свидетель распятия, стоявший при кресте, так описывает последние минуты Иисуса: «сказал: совершилось! И преклонив главу, предал дух».

Археологи обнаужили, что Гроб Господень сохранился неповрежденным

Вот что говорится о дальнейшем в Евангелии от Матфея. «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале». Евангелисты сообщают о том, что пришедшие к гробнице в воскресенье, то есть через три дня после погребения, никого там не нашли — Христос воскрес. И это, Равиль, и есть главная сенсация всех времен и народов.

Как нашли гробницу Христа

По свидетельству святого Кирилла Иерусалимского, первые христиане благоговейно относились ко всему, что было связано со Спасителем. Но в 70 г. по РХ римский император Тит разрушает Иерусалим. И язычники, заселившие город, делают все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с Иисусом. Так нарочно был изменен вид Голгофы. Историк IV в. Евсевий сообщает, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом «фундаменте» воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что территорию полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) застраивал заново, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему найти место погребения было непросто.

Обретение его произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан. По преданию, император в тонком сне увидел крест, на котором был распят Христос, — Крест Господень, и это укрепило его перед решающей битвой. После победы Константин загорелся желанием отыскать святыню. На ее поиски в Иерусалим отправляется мать Константина — царица Елена. Изыскания увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней — именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и «Лобное место», где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Рядом с Голгофой и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа «эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски». Но как определить, какой из трех найденных крестов Крест Господень? Помогло чудо: как сообщает историк VI в. Феофан Византийский, от одного из найденных крестов произошло исцеление больной, что и послужило доказательством того, что это и есть крест, на котором был распят Иисус. Найдя и Голгофу, и Крест Господень, и гробницу Христа, царица Елена, как сообщает историк V в. Сократ Схоластик, «предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом». Так был построен храм Гроба Господня. Сегодня это огромный архитектурный комплекс, накрывающий собой в том числе и Голгофу, и Кувуклию (дословно с греческого «покой, опочивальня») — часовню в центре храма, возведенную именно над пещерой Гроба.

Пожары, землетрясения, набеги врагов и паломники

Реставрационные работы ведутся так, чтобы не препятствовать паломникам увидеть святыню. Фото: youtube.com

Гроб Господень — это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное ложе (200-80 см, высота от пола 60 см) по еврейскому обычаю ногами на восток, то есть ко входу, головой на запад. Первая часовня — Кувуклия, накрывающая пещеру Гробницы Христа, возведенная по велению царицы Елены в 335 г., была полностью разрушена мусульманами в 1009 г. Вторично Кувуклию отстроил в 1042-1048 гг. византийский император Константин Мономах, в XII в. ее обновили крестоносцы. Русский игумен Даниил так описывал в XII в. Гроб Господень: «Это маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек… И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами». В 1555 г. Кувуклию перестроили, а в 1808 г. ее уничтожил пожар. Восстановленная в 1810 г., она опять пострадала — уже от землетрясения 1927 г., и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Как ни странно, ущерб святыне нанесли и многочисленные паломники, стремившиеся отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, ложе закрыли плитой белого мрамора. Нынешняя плита была положена в 1555 г., именно ее 26 октября вскрыли археологи.

Под прицелом видеокамер

В 2015-м иерусалимский Патриарх, с согласия глав двух других общин, предложил национальному техническому университету Афин изучить Кувуклию. Реставрация была согласована в марте 2016 г., и ведется она под присмотром 7 видеокамер. 26 октября археологи сняли плиту с Гроба Господня, установленную в 1555 г. Под плитой обнаружили слой каменных обломков, а под ним другую мраморную плиту — с вырезанным на поверхности крестом. Предполагают, что вторая плита была положена во время Крестовых походов. К изумлению археологов, само погребальное ложе, найденное под второй плитой, оказалось нетронутым. И это при том, что стены пещеры, в которой оно находилось, были разрушены вместе с первоначальным зданием храма Гроба Господня в 1009 г. Археологи подняли вторую плиту на поверхность, чтобы очистить и оцифровать. «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал такого… Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время», — говорит археолог Фредрик Хиберт. Реставрационные работы планируют завершить весной 2017 г., до праздника Пасхи: ведь именно в Кувуклии над Гробом Господним каждый год происходит чудо — схождение Благодатного огня. И для миллионов верующих это и есть доказательство подлинности святыни.

Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru

Немногие даже из числа верующих знают, что помимо того Гроба Господня, за право обладать которым столь яростно сражались крестоносцы, в Иерусалиме существует и так называемый «альтернативный» Гроб или протестантская Гробница Иисуса, иначе называемая Могилой в саду, а также Голгофой Гордона.
История этого места такова.
В 1882 г. бравый английский генерал Чарльз Гордон разглядывал в бинокль со стены Старого города окрестности и вдруг обратил внимание на холм, по форме напоминавший череп.

Оригинал статьи на моем авторском сайте «Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах»
Генерал, конечно, знал, что название Голгофа буквально означает «череп» (от арамейского «гулголет») . Знал он и то, что лет за пятнадцать лет до него археолог Конрад Шик обнаружил на этом холме высеченную в скале гробницу и остатки ухоженного сада, явно принадлежавшего богатому человеку. В голове генерала одно мгновенно сложилось с другим: Голгофа, сад, захоронение, ибо в Евангелии сказано: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19:41); принадлежал этот сад богачу Иосифу из Аримафеи, который и похоронил снятого с креста Иисуса в своем саду. Между тем возле традиционной Голгофы в храме Гроба Господня следов сада обнаружено не было, Так родилась версия о захоронении Христа в Могиле в саду.
Голгофа Гордона находится неподалеку от Шхемских (или Дамасских) ворот (северный участок стены Старого города). В начале I века здесь была каменоломня, которая вместе с тем использовалась для казни через побивание камнями. Ныне рядом с ней располагается арабский автовокзал. Вид «Горы-черепа» тоже изменился — теперь сходство не такое явное: «глазницы» остались, но исчез «рот».

От ворот нужно перейти улицу и идти вдоль этого красивого здания — школы Шмидта.

Через полтораста метров табличка укажет дальнейшее направление.

За поворотом уже совсем близко.

В настоящее время Могила в саду находится под защитой и попечением независимого Британского благотворительного фонда «Общество Сада с Гробницей». Надо заметить, что Англиканская церковь хранит по этому поводу гробовое молчание.
При входе у вас вежливо осведомятся, откуда вы, и выдадут путеводитель. Есть и на русском языке. Вход бесплатный, хотя никто не возбраняет что-нибудь пожертвовать.

Путь к могиле — длинная, извилистая тропинка, петляющая по саду. Поначалу она выводит на Голгофу Гордона.

В то время, когда я вошел в сад, он был полон негров, которых понавезли белые миссионеры. Возле Голгофы один из них читал проповедь (или лекцию).

От Голгофы нужно вернуться и, завернув за угол здания с красной крышей, пойти на север.

Эта тропинка приведет к водохранилищу. Горловина его теперь накрыта.

Это — самый большой в Иерусалиме резервуар для хранения воды, вмещающий 900 тыс. литров. Считается, что он существовал уже до начала н.э.

Рядом с ним находится хорошо сохранившийся винодельный пресс также иродианской эпохи.

Он был раскопан в 1924 году и является одним из крупнейших сооружений в своем роде на земле древнего Израиля.
Эти находки свидетельствует о том, что владельцем этого сада являлся весьма состоятельный человек, возможно тот самый Иосиф из Аримафеи.
Наконец, идем к захоронению.
Попасть туда было чуть легче, чем в Мавзолей.

Руководил процессом какой-то клоун, видимо глава туристической группы.

К сожалению, гробница была завалена во время землетрясения в начале ХХ в., так что вход в нее раньше выглядел по-другому. Одновременно там с трудом могут находиться 4-5 человек. Но каменное ложе сохранилось, правда, оно так близко, что объектив фотоаппарата его с трудом берет.

Некоторые негритянки перед тем, как войти внутрь, впадали в натуральную экзальтацию, пели псалмы и какие-то песнопения. И вдруг негритянская тургруппа схлынула, как волна, сад опустел. Войди я туда в это время, то подумал бы, что это — самое необитаемое место в Иерусалиме.

Итак, еще раз основания, по которым данное место считается гробницей Иисуса:
1. Голгофа находилась вне черты города, возле оживленной дороги (из Шхемских ворот дорога ведет в Дамаск).
2. Сад принадлежал богатому человеку.
3. Гроб высечен из цельного камня и не являлся пещерой, образовавшейся естественным путем «…и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:59-60).
4. Он был запечатан большим дискообразным камнем, о чем свидетельствует желоб за внешней стеной.
5. Внутри места оплакивания должно было быть место для нескольких скорбящих «…первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса… То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам» (Лк. 24:1-4, 10).
6. Место погребения находится справа от гроба: «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду…» (Мк. 16:5) и его видно с улицы: «И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб» (Ин. 20:5).
7. В раннем Средневековье здесь предположительно находилась церковь, о чем свидетельствуют два высеченных креста на стене, один из которых теперь находится внутри гроба.
Ныне с вершины холма мусульмане стреляют из пушки в ознаменование окончания священного месяца Рамадан. С этого же места, по их мнению, должно начаться воскресение мертвых перед Страшным судом (рядом — престижное арабское кладбище).

Иерусалим. — Ученые продолжают исследование гробницы, которую традиционно считают местом погребения Иисуса Христа. Согласно предварительным выводам исследования, часть гробницы сохранилась до наших дней, пережив на протяжении столетий многочисленные разрушения, повреждения и реконструкции окружающего ее храма Гроба Господня в Старом городе Иерусалима.
Гробница, являющаяся самым почитаемым местом в христианском мире, сегодня состоит из погребального ложа, высеченного в известняковой стене пещеры. Как минимум с 1555 года, а может, с еще более раннего времени каменное ложе покрыто мраморной облицовкой — предположительно для того, чтобы паломники не растащили куски известняка на сувениры.
Когда ночью 26 октября плиту сняли, то консервационная команда из Национального технического университета Афин нашла при первичном осмотре только слой заполняющего материала. Исследователи безостановочно работали еще 60 часов, обнаружив вторую мраморную плиту с крестом, вырезанным на ее поверхности. К ночи 28 октября, за считанные часы до закрытия гробницы, их взорам предстало оригинальное погребальное ложе из известняка в неповрежденном состоянии.
«Я в полном потрясении. У меня даже немного дрожат колени, потому что я этого не ожидал, — сказал археолог National Geographic Фредрик Хиберт (Fredrik Hiebert). — Мы не можем сказать на 100%, но это похоже на визуальное доказательство того, что местонахождение гробницы не изменилось с течением времени — о чем ученые и историки думали на протяжении десятилетий».
Кроме того, исследователи подтвердили наличие оригинальных известняковых стен пещеры, находящихся внутри Кувуклии, или часовни, которая закрывает гробницу. В южной внутренней стене часовни прорезали окно, чтобы открыть одну из стен пещеры.
«Это священное ложе, перед которым преклонялись веками, но лишь сейчас его удалось реально увидеть», — заявила Антония Моропулу (Antonia Moropoulou), руководящая работами по консервации и восстановлению Кувуклии.
Действительно ли это гробница Христа?
Археология не может со всей определенностью сказать, что гробница, вскрытая недавно в храме Гроба Господня, это на самом деле место погребения Иисуса из Назарета. Однако косвенные доказательства указывают на то, что представители римского императора Константина спустя 300 лет правильно определили место захоронения.
Первые указания на погребение Иисуса дает Четвероевангелие, или четыре первые книги Нового Завета, которые были составлены примерно в 30 году нашей эры, спустя несколько десятилетий после распятия Христа. В деталях есть разночтения, однако эти книги довольно последовательно и непротиворечиво описывают, как в высеченной из камня гробнице, принадлежавшей богатому иудейскому последователю Иисуса Иосифу Аримафейскому, был погребен Христос.
В районе Иерусалима археологи отыскали более тысячи таких вырезанных в камне гробниц, говорит археолог и получатель гранта National Geographic Джоди Магнесс (Jodi Magness). В каждой из этих семейных усыпальниц была одна или более гробниц с высеченными по бокам в камне длинными нишами, на которые укладывали тела умерших.
«Все это вполне вписывается в наши знания о том, как состоятельные иудеи во времена Иисуса хоронили усопших, — говорит Магнесс. — Конечно, это не является историческим доказательством данного события. Но это говорит о том, что какие бы источники ни легли в основу Четвероевангелия, рассказчики были знакомы с данной традицией и с похоронными обычаями».
За пределами городских стен
Иудейская традиция запрещала хоронить умерших внутри города, и в Новом Завете четко указывается, что Иисуса похоронили за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Спустя несколько лет после похорон пределы Иерусалима были расширены, и Голгофа вместе с гробницей оказались внутри города.
Когда примерно в 325 году в Иерусалим на поиски гробницы прибыли представители Константина, им якобы указали на храм, возведенный 200 годами ранее римским императором Адрианом. Исторические источники указывают на то, что Адриан приказал построить над гробницей храм, чтобы утвердить господство римской государственной религии в том месте, которое почитали христиане.
По словам богослова Евсевия Кесарийского, римский храм был снесен, и в ходе раскопок под ним была обнаружена высеченная из камня гробница. Верхнюю часть пещеры срезали, чтобы была видна ее внутренняя часть. А вокруг нее построили храм, чтобы закрыть место погребения. Фатимиды в 1009 году полностью разрушили этот храм, но в середине 11 века он был восстановлен.
В 20-м веке внутри храма Гроба Господня проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки, как считают ученые, храма Адриана и стен первой церкви Константина. Археологи также нашли древний известняковый карьер и как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц, часть которых можно увидеть и сегодня.

Работы по укреплению Кувуклиии гробницы Иисуса в церкви Гроба Господня в Иерусалиме

Наличие других гробниц того периода является важным археологическим доказательством, отмечает Магнесс. «Они показывают, что во времена Христа этот район действительно был иудейским кладбищем за пределами стен Иерусалима».
Бывший главный археолог Иерусалима Дан Бахат (Dan Bahat) отметил: «Мы не можем быть абсолютно уверены, что каменное ложе под храмом Гроба Господня это действительно место погребения Иисуса, однако у нас совершенно точно нет иного объекта, в отношении которого можно было бы заявить то же самое с теми же основаниями, и у нас нет причин отвергать подлинность этого места».
Месяцы восстановительных работ, десятилетия исследований
Спустя 60 часов погребальное ложе вновь было закрыто мраморной плитой, которая скрыла его на века или даже тысячелетия. «Те архитектурные консервационные работы, которые мы ведем, должны сохранить этот объект навечно», — говорит Моропулу. Но до возвращения плиты на место на поверхности камня были проведены многочисленные исследовательские работы.
Археолог Мартин Бидл (Martin Biddle), опубликовавший в 1999 году важнейший труд по истории гробницы, считает, что единственный способ узнать или понять причины, по которым люди верят, что это именно та гробница, куда согласно Новому Завету положили тело Христа — тщательно изучить данные, собранные за то время, когда погребальное ложе и стены пещеры были открыты.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

«Надо самым внимательным образом, скрупулезно изучить поверхность камня на предмет наличия надписей», — говорит Бидл. Он ссылается на другие гробницы в этом районе, имеющие большое значение, так как они покрыты крестами и надписями, которые были нарисованы или нацарапаны на поверхности.
«Вопрос о надписях чрезвычайно важен, — говорит Бидл. — Нам известно, что под разными частями храма есть как минимум полдюжины других высеченных в камне гробниц. Так почему же епископ Евсевий назвал могилой Христа именно эту гробницу? Он не говорит, а мы не знаем. Не думаю, что Евсевий ошибался, ведь он был очень хорошим исследователем. Так что доказательства наверняка есть — их надо только найти».
Между тем, консервационная команда из Национального технического университета Афин продолжает реставрационные работы в Кувуклии. Они будут укреплять, очищать и документировать каждый сантиметр храма еще как минимум пять месяцев, собирая ценную информацию, которую ученые будут изучать долгие годы, чтобы лучше понять происхождение и историю одной из самых священных в мире реликвий.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В пятницу вечером один богатый, знатный и глубоко верующий человек Иосиф родом из иудейского города Аримафеа пошел к Пилату и попросил, чтобы ему позволили взять и похоронить тело Иисуса. Иосиф верил в Христа, знал Его, потому что тайком от иудеев, которых боялся, ходил к Учителю и слушал Его. С Иосифом был и другой тайный ученик Господа, Никодим (помните, он пришел к Иисусу ночью). Пилат удивился, что Христос так быстро умер, потому что распятые на кресте иногда оставались живыми и мучились по нескольку дней. Правитель позвал сотника и спросил его, давно ли умер Иисус. Узнав от него о смерти распятого Христа, Пилат согласился с просьбой Иосифа.

Иосиф пошел и купил новую плащаницу (большую простыню), а Никодим принес почти сто фунтов душистой, благовонной (хорошо пахнущей) мази из смирны и алоэ. Иосиф с Никодимом сняли с креста тело Иисусово, смазали его душистой мазью, спеленали плащаницей, голову обвязали платком – сделали все по иудейскому обряду. У Иосифа возле Голгофы был сад, где в каменной скале он велел сделать пещеру, в которой должны были похоронить его самого. Вы, конечно, помните, что такие пещеры у евреев назывались гробами. Добрый Иосиф так любил Иисуса Христа, что не пожалел для Него своего нового гроба, в котором еще никто не был похоронен. Сюда и внесли Иосиф с Никодимом тело Господне. Вход они завалили большим камнем.

Прямо напротив пещеры сидели женщины, видевшие страдания Спасителя на кресте, и смотрели за Его похоронами. Горько плакали эти благочестивые женщины, видя своего Учителя и Господа мертвым. Как хотелось им проявить свою любовь и усердие к Христу: смазать Его тело, но у них не было с собой благовонных мазей, а идти домой, чтобы там приготовить их, было слишком поздно: они не успели бы вернуться к похоронам. Да и на следующий день, в субботу, нельзя было идти ко гробу, потому что в субботу евреям ничего нельзя делать.

Поэтому благочестивые женщины посмотрели на погребение Господа, поплакали над Его гробом и пошли домой. В тот же вечер дома они приготовили благовонные мази, чтобы послезавтра рано утром идти ко гробу и смазать тело Иисуса.