Где рай?

Остался ли на Земле Сад Эдемский? Где находится Рай? Почему мы не видим Бога? Как выглядел Христос? И трудно ли найти Бога? На эти и другие вопросы размышляет журналист портала «ЕлицыМедиа” Марина Струкова.

Библейская география

– Где находится Бог? – На этот вопрос пытались ответитьбогословы, философы, учёные. Большинство обычных людей считают, что Бог находитсяна небе, некоторые знают, что Бог вездесущ, но всё же его главное жилище – Рай.

Тогда давайте выясним, где находится Рай. И снова большинствоответит, что на небе. Но в Библии названы конкретные географические координаты Рая:

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместилтам человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево,прятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познаниядобра и зла.

Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделяласьна четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото.Имя второй реки Тихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель, онапротекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, и поселилего в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:8—15).

Заметим, что Сад это восточная часть Эдема, значит, вЭдеме есть не только Сад.

Из названий рек,упомянутых в цитате, мне известен только Евфрат. Остальные реки, по одной версии,не сохранились. По другой, поменяли названия. Глядя на карту, мы видим, что у Евфратаесть два источника, один из них в Турции, другой в Армении. Выходит примерно тамнаходился Сад Эдемский?

Когда Бог изгнал из Рая Адама и Еву, то поставил на входев свой Сад ангела с мечом обращающимся, чтобы никто не прошмыгнул в обитель блаженствабез позволения.

Но Сада Бог не выкорчевал, значит, тот по-прежнему находитсяна Земле.

Живые грешные люди,разумеется, не видят Сада Эдемского, так же, как не видят ангелов и демонов, хотяте находятся вблизи нас.

В то же время Библия сообщает о том, как вознёсся нанебо Христос и как с неба звучал голос Господа. С точки зрения христианства, в Райподнимаются, тогда как в Ад низвергаются. Значит, Рай находится на небе?

Давайте вспомним структуру Ада. Предположительно он состоитиз девяти кругов, они находятся на разных уровнях. Чем глубже круг Ада, тем большиегрешники там мучаются.

Почему бы не предположить, что Рай тоже имеет многояруснуюструктуру? Нижний этаж находится на Земле, там жили до изгнания Адам и Ева. А верхниеэтажи уходят в небо.

Представление о рае

Из апокрифов и размышлений святых мы знаем, что в Раютоже есть иерархия праведников. И чем праведнее человек, тем ближе он находитсяк Богу. Ближе, значит, выше? Помните народное выражение «я на седьмом небе от счастья».

Апостол Павел в послании коринфянам упоминает третье небо, на которое он был «восхищен»,то есть взят с Земли. Исходя из этого, значит, есть небо первое и второе. В апокрифеКнига Еноха говорится о семи небесах. И хотя этот текст не признан каноническим,ему уделяли внимание многие раннехристианские мыслители, а в Библии Енох названпророком.

Рай и Ад – это,прежде всего, духовные понятия. Но люди всегда пытались познать иной мир и как материальноеявление, понять, насколько реально Царство Небесное.

«Сокровенная областьземная»

На Руси издревле предполагали: Рай есть и на земле!

В 14 веке священнослужители Твери вели спор о судьбеСада Эдемского. Возглавлявший их епископ Феодор представлял Рай как духовное состояние самого человека. Рай «мыслен», утверждалон, осязаем только сознанием, а Сад Эдемский погиб.

Новгородский архиепископ Василий, позже причисленныйк лику святых, узнал об этих спорах и написал Феодору дружеское поучение на этутему, где доказывал, что Рай не только духовное, но и материальное явление.

«Брат, в Прологе, в описании чудес святого архангела Михаила, для всех засвидетельствовано, что, взяв праведного Еноха, посадил он его в честном Раю. А вот и Илия святой в Раю живет, встретил его там Агапий святой и кусок хлеба у него взял. И святой Макарий за двадцать поприщ жил от святого Рая. А Ефросим святой был в Раю, и три яблока принес оттуда, и дал игумену своему Василию, от них же много исцелений было».

«Когда приблизилось успение владычицы нашей Богородицы, ангел цветущие финиковые ветви из Рая принес, знаменуя этим, где она теперь будет. А если Рай существует только в воображении, то зачем ангел ветвь эту — видимую, а не воображаемую — принес? Апостолы видели, и множество неверных иудеев ветвь эту видело».

Святитель Василий утверждал, что ворота в Рай виделиего земляки-мореходы. Два корабля шторм принёс к высоким горам. На той горе ониувидели красивую икону, словно нечеловеческими руками созданную. Вокруг сиял светбез солнца. С гор доносилось пение, ликования и веселья исполненное. Моряки велелиодному своему собрату взойти на гору и посмотреть, что там происходит. Тот поднялся,всплеснул руками и, засмеявшись, бросился от товарищей своих на звук пения. Ониже очень удивились этому и другого послали, строго наказав ему, чтобы, вернувшиськ ним, он рассказал о том, что происходит на гope. Но и этот так же поступил, нетолько не вернулся к своим, но с великой радостью побежал от них. Третьего посланцанаходчивые моряки привязали за ногу верёвкой, чтобы не сбежал. И когда он поднялсяна гору и тоже бросился на звуки пения, они потянули за верёвку. И что же? Притащилитоварища мёртвым. Моряки испугались и решили убраться прочь. Они сделали вывод,что им нельзя пытаться постичь это явление.

Из истории христианства мы знаем только двух людей, которыхБог взял живыми в Рай. Оба праведника жилиеще во времена Ветхого Завета. Это были Енох и Пророк Илия.

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу” (Евр.11:5). Переселён, но не взят на небо.

И другая цитата:»…вдруг явилась колесница огненнаяи кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4Цар. 2: 11), гласит современныйперевод Библии, однако, если вы найдёте церковно-славянский оригинал текста, заметитеразницу.

«… и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделишамежду обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо».

«Яко (как) на небо», но не на само небо, что отмечаютмногие святые (преподобные Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Максим Грек) в своихразмышлениях.

Святитель Григорий Двоеслов описывает место пребыванияпророка Илии так: «Он был отведен в сокровеннуюобласть земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле,пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти».

Российские староверы считали, что на земле есть блаженнаястрана с цветущей природой, до которой может добраться редкий праведник. Называютеё Беловодьем. Там нет ни бедных, ни богатых, правит духовная власть благочестивыхстарцев. Беловодье уходили искать в Сибирь, на Алтай, на Дальний Восток. Есть легенды о том, что Бог прячет это место отдосужего глаза.

Если островки Рая на Земле существуют, то они открываютсятолько избранным.

Кто разговаривалс Богом?

Саваоф на картине В.Васнецова

Но даже если бы человек мог легко найти Бога, как прошлабы эта встреча? Ведь Бог – личность могущественная, непостижимая, Он сотворил Вселенную,а человек – жалкая песчинка в этой Вселенной.

Речь про Господа Саваофа, Отца Небесного. В Ветхом ЗаветеОн говорит Моисею: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не можетувидеть Меня и остаться в живых».

Но там же многие люди общались с Богом:

Авраам видел Бога: Бытие 17:1-3 «Аврам был девяностадевяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мноюи будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножутебя. И пал Аврам на лице свое».

Иаков видел Бога: Бытие 32:30 «И нарек Иаков имя местутому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».

Старейшины Израилевы видели Бога: Исход 24:9-11 «Потомвзошёл Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и виделиБога Израилева».

Моисей видел Бога: Исход 33:11 «И говорил Господь с Моисеемлицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим».

Народ Израилев видел Бога: Числа 14:14 «Ты, Господь,находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу,и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночьюв столпе огненном».

Иов видел Бога: Иов 42:5 «Я слышал о Тебе слухом уха;теперь же мои глаза видят Тебя».

Пророк Амос видел Бога: Амос 7:7 «Такое видение открылОн мне: вот, Господь стоял на отвесной стене».

Но если о встрече говорится подробно, то можно заметить,что Господь, будучи рядом, своё лицо не показывает или человек закрывает лицо.

Вот встреча Бога с пророком Моисеем. «И сказал Господь:вот, место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлютебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда снимуруку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо».

Вот встреча Бога с пророком Илией. «Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал увхода в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?»

Избранный народ был водим Богом в пустыне, однако, Всевышнийявлялся в огненном столпе ночью и в облаке днём. В других случаях подробностей нет,но можно предположить, что Господь, встречаясь с дорогими ему людьми, скрывает отних лик. Или приобретает облик человеческий, как в случае визита к Аврааму в дубравеМамре – тот узрел трёх мужей.

Троица. Роспись под куполом

Иначе люди непременно поделились бы описанием внешностиОтца Небесного. Остается только предполагать, что он выглядит как почтенный старецс белой бородой и благородными чертами лица. Так рисуют Небесного Отца под сводамихрамов.

Чтобы стать ближе и понятнее людям, чтобы принести имспасение, Бог воплощается в человека, Сына Божьего. В Библии также нет описанияХриста. Однако Нерукотворный образ Спасителя сохранил его черты. Лик Сына Божияотпечатался на плате, которым тот вытер своё лицо.

Есть описание облика Христа в письме римлянина ПублияЛентула, который рисует мужчину с волосами орехового цвета, молодым открытым лицом,короткой вьющейся бородой. Взгляд у него строгий и ясный. Высокий рост, красивыеруки, приятный выразительный голос.

После своего Воскресения и Вознесения Иисус не раз являлсясвятым угодникам в сиянии, силе и славе. Из Его современников Христа видели МарияМагдалина, жёны-мироносицы, апостолы.

В другие столетия видят его немногие из монахов: Христосявлялся преподобному Александру Свирскому, преподобному Пахомию, преподобному Антонию,преподобному Серафиму Саровскому, старцу Паисию Святогорцу. Многие святые скрывали,что видели Христа, дабы не возгордиться.

Встречи с Сыном Божьим потрясали людей, но не были опасныдля человеческих очей и разума. Однако и они напоминают, как сложно человеку вынестиявление Бога. Так, юный послушник Симеон однажды увидел Иисуса Христа и ощутил душойрайское блаженство. С тех пор всё в мире казалось ему суетным, он пребывал в печали по необыкновенному мигу откровения,по неземному счастью богообщения. Симеона позже мир узнал, как преподобного СилуанаАфонского. Но не каждый готов стать монахом и отринуть мир.

Представьте, еслибы все люди, на миг увидев Бога, потеряли интерес к земной жизни и плакали по утраченномуРаю. Распались бы семьи, рухнули бы государства, каждый возненавидел своё бренноетело аки темницу души. Видимо, Господь не хочет такого эффекта и щадит нас, скрываясвой лик.

Храм – дом Божий

Храм – место встречи с Богом

Бог обитает всюду, не только в Небесном Царствии. Нооднажды он возжелал поселиться среди людей. Так возникло первое святилище ЕдиногоБога – скиния. «И устроят они Мне святилище,и буду обитать посреди их», говорит Бог Моисею в книге «Исход». Скиня была богатоукрашенным шатром, который евреи переносили с собой во время странствий. Затем ониполучили Землю Обетованную и возвели в Иерусалиме каменный храм.

Православные храмы по аналогии со скинией состоят изтрёх частей:

Алтарь символизирует Небо – как место пребывания Бога,Царство Небесное. В Ветхом Завете в Святое святых мог входить только первосвященники лишь один раз в год. Сейчас, после искупительной жертвы Иисуса Христа в Алтарьвходят каждый день священники и их помощники.

Средняя часть храма символизирует область ангельскогомира. В Ветхом Завете в Святилище входили только священники. Сейчас – в Среднейчасти храма стоят все верующие христиане – все верные. Алтарь и Средняя часть разделеныиконостасом.

Притвор – символ земного мира. Только во Дворе в Ветхиевремена мог находиться народ. Сейчас Притвор – это преддверие храма. В недавнемпрошлом, здесь стояли готовящиеся к Крещению (оглашенные) и временно отлучённыеот Причастия.

Богу можно молиться на любом месте, и всё же люди строятхрамы. То есть хоромы – дома. Чтобы Бог жил среди нас и часть его славы и силы присутствовалав каждом городе и селе.

Храмы – тоже частички Рая на Земле, понимаем ли мы это?

«Там, то есть в храмах, – говорит святитель ИоаннЗлатоуст, – мы с Небожителями вместе возносим таинственную оную песнь, вместе сними воспеваем Трисвятое. Там становимся в один лик с Серафимами, присоединяемсяк сонму Небесному, причисляемся к чину Ангелов, беседуем с Господом, бываем в сообществес Иисусом Христом”.

Для того, чтобы действительно обрести Бога, ощутить его присутствие, получить ответ на молитву, необходимы, прежде всего, духовные качества. Если человек будет духовно слеп, глух и нем, его собственная неполноценность помешает встрече с Богом.

Недаром многие из современников Иисуса Христа, которыевидели его лично, при этом остались грешниками, вспомнить хотя бы толпу, вопившую»Распни его!». Они не узнали в нём Бога! А мы, современные россияне, разгляделибы?..

Один православный мужчина признаётся, как во время исповедиподнял глаза на священника и увидел, что кается самому Христу! Вместо духовникак нему склонился Спаситель. Для встречи с Богом оказалось достаточно искреннегопокаяния, и никаких странствий за тридевять земель.

Путь к Богу лежит в сознании человека. Если грешник окажетсяу Райских врат, они всё равно не распахнутся перед ним. Но праведного Бог найдётСам, ведь Он первым обратился к людям, дал Свой Закон и вёл сквозь века. Он вочеловечилсяи распялся за нас. Святые получали долю Его благодатной силы и умение творить чудеса.

Когда человек делает шаг к Богу, тот делает два шаганавстречу.

Главное условие встречи с Богом – любовь к Нему и любовь к ближним, поскольку в каждом из нас – отражение образа Божьего.

Если вы или ваши близкие нуждаетесь в молитвенной помощи, вы можете подать записки на молебен Господу и Богу нашему, нажав на кнопку ниже:

Всевышний Аллах предоставил выбор человеку после смерти – или он выберет себе вечное пребывание в Раю, или в Аду. У Рая – 7 названий исходя из Корана и Сунны пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, то у Ада – 8. В этом, наверное, есть какая-то мудрость.

Названия Ада:

1. ан-Нар (в переводе с арабского языка – огонь) – Всевышний Аллах говорит в Коране: «А тех, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает установленные им границы, Он ввергнет в Огонь (ан-Нар), в котором они пребудут вечно. Им уготованы унизительные мучения» – сура «Женщины», аят 14.

2. Джаханнам (в переводе с арабского языка – бездна, пропасть). Это слово в арабском языке применяется только как название Ада и образовано от арабского слова «джихиннам», Оно, что самое интересное, означает: «глубокое дно» или «глубокодонный колодец». Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в адской Бездне (Джаханнаме)» – сура «Женщины», аят 140.

3. Джахим (в переводе с арабского языка – невыносимый жар). В арабском языке словом «Джахим» называют нестерпимую жару, нестерпимые пытки или разгоревшееся пламя. Всевышний Аллах говорит: «А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, окажутся обитателями Пламени (Джахим)» – сура «Трапеза», аят 10.

4. ас-Сагыйр (что означает с арабского – полыхающий огонь, пламя огня). Это название раскрывает сущность адского жара. Именно от пламени исходит жар! Аллах сказал: «Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них Пламя (ас-Сагыйр)» – сура «аль-Ахзаб», аят 64.

5. ас-Сакар (арабское слово, в переводе — обжигающий). Это имя собственное, используется только как название Ада. Оно образовано от глагола «сакара» (расплавлять). От этого же глагола образуется слово «сакур» − это железное орудие, которое накаливают на огне, чтобы затем клеймить животных. Всевышний Аллах сказал: «В тот день их ничком поволокут в Огонь: «Вкусите прикосновение Преисподней (Сакар)!» – сура «Месяц», аят 48.

6. Хутама (в переводе с арабского языка – ломающая). В арабском языке словом «Хутама» также называют время самой страшной засухи, потому что вся растительность высыхает и ломается. Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Нет же! Он непременно будет ввергнут в Пламя сокрушающее (Хутама). Откуда тебе знать, что такое Пламя сокрушающее (Хутама)? Это разожженный Огонь Аллаха» – сура «Хулитель», с 4 по 6 аяты.

7. Ляза (в переводе с арабского языка – разожжённый огонь). Аллах сказал: «Нет же! Это – не иначе как распалённое Пламя, сдирающее кожу с головы, зовущее тех, кто повернулся спиной и отвернулся» – сура «Ступени», с 15 по 17 аяты.

8. Дар аль-бавар (в переводе с арабского языка – Обитель утраты). Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие и ввергли свой народ в Обитель утраты (Дар аль-бавар) – адскую Бездну, в которой они будут гореть? Как же скверно это местопребывание!» – сура «Ибрахим», аяты 28-29.

Названия Рая:

1. Аль-Джаннат. Обычное название рая на арабском языке. Часто именно этим названием Создатель обращается к людям в Священном Коране. О нём Всевышний Аллах говорит: «Он (Аллах) введет его в Райские сады (джаннат), в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние» — сура «Женщины, аят 13.

2. Аль-Фирдаус. Словом «фирдаус» в арабском языке называется такой сад, в котором собрано и произрастает всё разнообразие растений и плодов, имеющихся в других садах. Наивысшая ступень Рая. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, призывал свою умму: «Если вы будете просить Рай – то просите самую наивысшую ступень Рая» — (передан смысл хадиса). О нём Всевышний говорит: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса» — сура «Пещера», аят 107.

3. Адн. Переводится, как постоянство, незыблемость, именно с этого арабского слова пошло выражение «Сады Эдема». Всевышний говорит: «Это – Напоминание, и богобоязненным уготовано прекрасное место возвращения – Сады Эдема (или Сады Постоянства), врата которых будут раскрываться перед ними» — сура «Сод», аят 49-50.

4. Аль-Хульд. Переводится, как вечность. Аллах говорит в Коране: «Скажи: «Это лучше или же Сад Вечности, который обещан богобоязненным и будет им воздаянием и местом прибытия?» — «Различение», аят 15.

5. Ан-На’ым или ан-Нагыйм. Переводится как блаженство.В Коране сказано: «Воистину, тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Сады Блаженства» — сура «Лукман», аят 8.

6. Аль-Ма´ва. В арабском языке этим словом называется место, в котором человек находит покой и защиту. В Коране говорится: «Для тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Сады Пристанища станут угощением за то, что они совершили» — сура «Поклон», аят 19.

7. Дар-ус-Салям. С арабского переводится, как обитель мира и благополучия. «Им уготована Обитель Мира и благополучия у их Господа. Он является их Покровителем благодаря тому, что они совершали» — сура «Скот», аят 127.

У рая есть врата, через которые туда входят верующие и ангелы: » сады Эдема, врата которых будут раскрываться перед ними» (сура 38 «Сад», аят 50);

«Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна последняя обитель!» (сура 13 «Гром», аят 23).

Всеблагой и Всевышний Господь сообщил, что эти врата раскроются, когда верующие подойдут к раю, а ангелы будут встречать их приветствиями, поздравляя их с благополучным прибытием: «Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!”» (сура 39 «Толпы», аят 73).

Наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил нам, что райские врата раскрываются каждый год в месяце рамадан. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает рамадан, раскрываются врата рая».

Райских врат восемь, и одно из них называется Раййан. Через него туда войдут только постящиеся. В обоих «Сахихах» приводится рассказ Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У рая восемь врат, и одно из них называется Раййан. Через него туда войдут только те, кто постился».

Наряду с этими вратами, уготованными для постящихся, есть врата для тех, кто много молился, и для тех, кто раздавал пожертвования, и для тех, кто сражался на пути Аллаха. В хадисе, переданном ал-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурайры, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто расходовал на пути Аллаха золото и серебро из своего имущества, того позовут через врата рая, а у рая есть врата. Того, кто много совершал намаз, позовут через врата намаза, того, кто много раздавал милостыню, — через врата милостыни. Того, кто участвовал в джихаде, позовут через врата джихада, а того, кто много постился, — через врата Раййан». Тут Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, те, кого позовут через любые из этих врат, ни в чём не будут нуждаться. Но, посланник Аллаха, найдутся ли такие, кого позовут через все эти врата?» Он сказал: «Да, и я надеюсь, что ты — один из них».

Абу Бакр имел в виду людей, которые сумеют вобрать в себя все перечисленные качества, т. е. будут много молиться и много поститься, раздавать милостыню и участвовать в джихаде, совершать прочие благие дела. Таких людей позовут через все врата рая. Из слов посланника, мир ему и благословение Аллаха, также следует, что через все восемь врат будут призваны те, кто расходует золото и серебро на пути Аллаха. Он же сообщил, что если человек исправно совершает омовение, а потом поднимает взор к небу и говорит: «Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник», — то для него раскроются все восемь врат рая, и он сможет войти через любые из них по собственному усмотрению.

В «Сахихе» Муслима, «Муснаде» Ахмада и четырёх «Сунанах» приводится хадис эмира правоверных ‘Умара ибн ал-Хаттаба о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: «Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник”, — то перед ним раскроются восемь райских врат и он сможет войти через любые из них».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, также сообщил, что мусульмане, которым не будет представлен счёт, войдут в рай через особые врата, приготовленные для них — самые правые врата рая, а остальные мусульмане войдут через остальные врата вместе с последователями других общин. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры хадис о заступничестве, в котором сообщается, что Аллах скажет: «О Мухаммад, введи тех из твоих последователей, которым не будет представлен счёт, через правые врата, а через другие врата они войдут вместе с остальными людьми». В этом же хадисе описывается ширина райских врат: расстояние между двумя краями ворот равно расстоянию от Мекки до Хаджара или от Мекки до Бусры. В нём говорится: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, расстояние между створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Хаджаром или между Меккой и Бусрой».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поведал о том, что в рамадане врата рая раскрываются. В обоих «Сахихах» и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает месяц рамадан, раскрываются врата на небе». В одной из версий сказано: ﷦»…раскрываются врата рая, и запираются врата огня».

В некоторых хадисах говорится, что расстояние между створками райских врат равно сорока годам пути. Ахмад в «Муснаде» и Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» передали со слов Хакима ибн Му‘авийи, что его отец рассказывал со слов посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, расстояние между двумя створками ворот в раю равно сорока годам пути, но настанет день, когда оно будет переполнено». Иснад хадиса достоверен.

Муслим и Ахмад передали со слов ‘Утбы ибн Газвана: «Нам было сказано, что расстояние между двумя створками ворот в раю равно сорока годам пути, но настанет день, когда оно будет переполнено толпами».

Ат-Табарани в своде «ал-Му‘джам ал-кабир» передал слова ‘Абдаллаха ибн Салама: «Поистине, расстояние между двумя створками в раю равно сорока годам пути, но толпиться в них будут так, как толпятся у водопоя верблюды, страдающие от жажды».

ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ

Многие религии учат, что в Раю будут жить только хорошие люди. Но что такое «хорошие люди», все понимают по-разному. Некоторые думают, что достаточно участвовать в религиозных церемониях и произносить заученные молитвы.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ

В Библии сказано, что в Раю будут жить праведные. Но кто праведен в глазах Бога? Отнюдь не те, кто, участвуя в религиозных ритуалах, пренебрегают Божьей волей. В Библии написано: «Разве всесожжения и жертвы радуют Иегову так же, как послушание голосу Иеговы? Послушание лучше жертвы» (1 Самуила 15:22). Проще говоря, под праведными людьми, которые будут вечно жить в Раю, подразумеваются те, кто соблюдает записанные в Библии Божьи заповеди.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ

Соблюдение Божьих заповедей — это больше, чем участие в религиозных церемониях. Каждый день своими делами вы можете либо радовать Бога, либо огорчать. Исследуя Библию, можно научиться угождать Богу. А это не трудно. В Библии говорится: «Его заповеди не обременительны» (1 Иоанна 5:3). Бог обязательно вознаградит вас за послушание, дав возможность вечно жить в Раю.

«Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно» (Псалом 37:29).

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке. И поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.»

Так описывает книга Бытия в Библии сотворение рая, в котором Бог поселил человека, чтобы возделывать и хранить его. Там же, в раю, Господь создал человеку, Адаму, помощницу из его ребра. История Адама и Евы, которые не послушались запрета Господа и вкусили от древа познания добра и зла, общеизвестна.

Эта история стала одним из основополагающих текстов иудео-христианской цивилизации: ведь в нем определяется место человека в сотворении нашего мира, отношения людей с Господом, последствия знаменитого первородного греха. А ведь именно для искупления этого греха и был послан на землю, согласно христианской доктрине, Иисус Христос.

Вплоть до конца 19го века эта история воспринималась буквально, как историческая истина. Ведь если строго следовать библейской хронологии и генеалогии, то получается, что Адама и Иисуса разделяли всего 2400 лет. Поэтому многочисленные исследователи пытались даже локализовать рай.

Однако, координаты рая, Эдема, в книге Бытия весьма расплывчаты: «Из Эдема выходила река для орошения рая, и потом разделялась на четыре реки. Имя одной – Фисон, она обтекает всю реку Хавила, ту, где золото. Имя второй реки – Гихон, она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель, она протекает перед Ассирией. Четвертая река – Евфрат».

Прежде всего, что такое Эдем? На иврите, речь идет о словосочетании Ган Эден, с буквой н на конце, буквально Сад Эден. Как считают некоторые специалисты по Древнему Востоку, слово Эден восходит к вавилонскому слову эдину, означающему степь. Речь идет скорее всего об орошаемом реками оазисе в крайне засушливой местности Ближнего или Среднего Востока. Но где находилась эта местность?

Из четырех упомянутых в Библии рек известны только две: Хидекель – это ивритское название реки Тигр, Евфрат – вторая река, которая вместе с Тигром и обозначает контуры Месопотамии. Что такое река Фисон – остается непонятным, вероятно, это Ганг, а Гихон – предположительно Нил, потому что эта река «обтекает землю Куш», то есть известную в древности часть Африки. Однако, эти четыре реки никак не вытекают из одного места, и некоторые толкователи Библии предполагают, что эти указания были добавлены в библейский текст позднее, чтобы обозначить четыре стороны света, и, соответственно, носят символический характер.

Стало быть, рай – это место чисто утопическое, в самом прямом смысле слова, ведь греческое слово утопия и означает «место, которого нет». Зато греческое слово парадейсос, от которого произошли и французское paradis и английское paradise, означает изначально просто парк с зелеными насаждениями, где содержат животных. Однако, идея оазиса опирается на вполне конкретные результаты раскопок. Приведем лишь один такой пример. В 4 км к югу от Тивериадского озера, в Израиле, в результате раскопок был обнаружен доисторический оазис, со скелетами птиц и млекопитающих, которые обитали там почти полтора миллиона лет тому назад.

До сих пор мы говорили о местоположении рая. Но оказывается, что не только оно проблематично. Один из главных ударов по Библии нанесли дарвиновская теория эволюции и палеонтология. Сегодня всем известно, что история мира и человека насчитывают, соответственно, миллиарды и миллионы лет. Жизнь на земле зародилась 4 миллиарда лет назад, млекопитающие появились 200 миллионов лет назад, да и человечество насчитывает 3-4 миллиона лет.

Когда появился первый гомо сапиенс, на земле уже прожили миллионы человекоподобных созданий. Творческим заимствованием оказались и элементы истории Адама и Евы. В 1850 году в древней Ниневии была раскопана клинописная библиотека царя Ашурбанипала, а в 1872 году молодой английский ученый Джордж Смит смог впервые перевести вавилонский текст, написанный за два тысячелетия до нашей эры. Это была эпопея Гильгамеша, месопотамского героя, которого уже в те давние времена мучила проблема собственной смертности.

Гильгамеш отправляется на поиски древа жизни и находит корень бессмертия в морском растении. Однако, на обратном пути змей выкрадывает у него бесценное растение, и ему остается только рыдать. Можно сказать, что и вавилонская, и библейская истории опираются на некий общий фонд устной литературы Ближнего востока. Однако, библейский текст идет гораздо дальше в философском осмыслении действительности, и именно поэтому является фундаментом иудео-христианской цивилизации. Некоторые сложные ассоциации идей заложены уже в созвучиях слов. Так, Адам созвучен ивритскому слову адама, земля, потому что господь создал его из праха земного, а Ева, на иврите Хава, получившая свое имя уже после изгнания из рая, означает жизнь, так как она стала матерью всех живущих.

Заметим, что Господь первоначально поручает человеку возделывать и охранять сад, но при этом запрещает ему вкушать плоды от древа познания добра и зла, так как человек мыслится как помощник Бога, не имеющий собственного суждения. Платой за знание оказывается изгнание из рая. Цитирую: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выгнал его Господь из сада Эдемского…».

В этом тексте явно еще слышны отголоски языческого многобожия, и все же, он полон новой философской символики. Человек оказывается существом, вовлеченным в символические, а не только плотские отношения, со своей половиной, вышедшей из его плоти. Мужчина и женщина неполноценны друг без друга, они дополняют друг друга и совместно несут ответственность за ошибку одного из них. Эти символические прародители человечества предстают перед нами как хрупкие создания, которые живут трудной, но зато осмысленной жизнью. Выгнав их из рая, Господь их не оставил, и на протяжении всей библейской истории он ведет их по тернистому пути к истине. Что же касается таинственной фигуры змея, то она символизирует практически изначальное присутствие зла в этом мире и невозможность его избежать. Змей – это соблазн, гордыня, желание человека самому стать Богом, которое уже неоднократно приводило к трагическим последствиям, как то попытки построения рая на земле.